В письмах к Эдмунду Уилсону Набоков был откровенен - настолько, что осмеливался в критических тонах говорить о вожде мирового пролетариата -
"Легенда о царе и царице, якобы "пытавшихся заключить мир с Германией", есть фальшивка большевистской пропаганды, так же как легенда о Ленине, якобы пообещавшем Германии развалить Россию, есть фальшивка, пущенная его противниками.
Вот мы и подобрались к фигуре Ильича -- что-то я зачесался сгоряча (извините). Боюсь, что для портрета его отца Вы взяли многовато небесной лазури по примеру советских би ографов. Ульянов-старший, по свидетельству знавших его лю-
дей, был самым обыкновенным, примечательным разве своими либеральными воззрениями господином. Тысячи ему подобных основали тысячи подобных школ -- это было своего рода соревнование. Атмосфера в семье Ульяновых ( бесплатное
обучение и прочее) практически ничем не отличалась от атмосферы в любой другой либеральной семье учителя или доктора и начала формироваться в начале 1850-х годов. Моральная чистота и beskorystie русских intelligentov, в общем-то, не
имеют аналогов на Западе. К какой бы партии они ни принадлежали, к большевикам или кадетам, к народовольцам или анар хистам, их byt на протяжении пятидесяти лет obshchestvennogo dvizheniya определялся чувством долга, самопожертвованием, отзывчивостью, героизмом; не были эти черты и от-
личительными признаками какого-то вероисповедания. Я знаю
случай, когда тайно собрались разные политические группировки для проведения совместного собрания, однако пришлось спешно разойтись, так как о сходке стало известно Чека, и вот один из видных кадетов, рискуя жизнью, остался,
чтобы предупредить какого-то меньшевика (человека малознакомого и к тому же принадлежавшего к враждебной партии), который, судя по всему, опаздывал и мог попасть в руки чекистов.
Ваш Ульянов-риre* -- не личность, а тип. (Остальные же -- совершенно живые люди.) Если бы к голубому и розовому Вы добавили немного сепии (как на других портретах), он вышел бы у Вас не столь "иконописным".
Что до его сына... Нет, даже магия Вашего стиля не заставила меня полюбить его, и я не узнал ничего нового по сравнению с когда-то прочитанными каноническими биографиями, которые Вы имели несчастье добросовестно взять за образец (как жаль, что Вы не заглянули в алдановского "Ленина"13).
Воспоминания близких часто бывают невыносимо приторны, а бедной Крупской не хватало и юмора, и вкуса. Ироничный читатель, дойдя до пассажа, где Ленин не выстрелил в лисицу, потому что она была "красивой", может в ответ бросить:
"Жаль, что Россия ему такой не показалась".
Эта преувеличенная сердечность, этот взгляд с prishchurinkoy14, этот мальчишеский смех и все такое прочее, чему умиляются его биографы, кажутся мне особенно безвкусными. Вот эту атмосферу общего веселья, когда тебе подносят
полное ведро обожания с лежащей на дне дохлой крысой, я воспроизвел в своем "Приглашении .."
В другом письме Набоков причисляет Ленина к самым зловещим фигурам русской истории - "Не сомневаюсь, что, если бы я предпринял попытку нарисовать портрет кого-либо из наших зловещих правителей, от Владимира Красное
Солнышко до Ленина Доброе Сердце, я ударился бы в другую крайность и изобразил бы их куда более бесчеловечными и нелепыми, чем они были на самом деле".
"История О" (фр. Histoire d'O) -- эротический роман Доминик Ори.
Впервые роман был издан в 1954 году с предисловием члена Французской академии, писателя и литературного критика Жана Полана.
"Двое влюбленных -- молодой человек по имени Рене и девушка, чье имя на протяжении всего романа пишется как О (д'О -- старинная дворянская фамилия во Франции) проводят в одном из парков Парижа романтический вечер. После прогулки Рене сажает свою подругу в такси, которое везет их по неизвестному ей маршруту. Уже в пути возлюбленный неожиданно приказывает О снять нижнее белье, обнажает ей грудь, наконец, связывает руки за спиной и в таком виде выводит ее из машины. Место, куда они прибыли -- уединенный замок в Руаси (местечко в пригороде Парижа, к юго-востоку от столицы). Об этом О узнает лишь позже. Пока что девушке неизвестно, где она находится и что с ней дальше произойдет. Но читателю уже с самого начала становится понятно, что Рене привез возлюбленную в замок, принадлежащий закрытому обществу садомазохистов. Здесь мужчины властвуют над женщинами. Каждая из обитательниц замка --рабыня, которая обязана не только сексуально удовлетворять своих господ, но и терпеть телесные наказания, часто очень жестокие и даже без всякой провинности. Доставив свою девушку в замок, Рене тем самым передает ее в руки других членов сообщества.
В первый же вечер О подчиняется строгому и изощренному ритуалу замка Руаси. Она вынуждена отдаться четверым людям в масках, одним из которых, как она знает, является ее возлюбленный, и выдержать жестокую порку плетью у столба. Эта экзекуция, как объясняет ей один из присутствующих -- только начало тех ежедневных наказаний, которым она должна подчиниться, оставаясь в замке. Главная цель -- заставить ее отказаться от своего "я" и признать себя лишь вещью, безсловесной и покорной служанкой"
"История О" на сегодняшний день является главной культовой книгой садомазохистов. У книги существует продолжение ("О возвращается"), также подписанное Полин Реаж, но неясно, была ли вторая книга действительно написана Доминик Ори, или автором является кто-то другой.