Е.А. Полева в статье ТЕМА ИСЧЕЗНОВЕНИЯ В "РУССКИХ РОМАНАХ" В. НАБОКОВА:
ПОДХОДЫ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ постулирует простую мысль: Набоков обязан возникновением темы только тому, что формировался как художник в определенную эпоху ( размышления об эпохе! )
"когда историческая реальность жестоко проявляла свою тоталитарную природу, враждебность человеку и вместе с
тем - собственную энтропийность, саморазрушение. Осмысление истории как силы не созидающей, а разру-
шающей, как источника исчезновения, становится центральным в последних "русских романах" - "Приглаше-
нии на казнь" и "Даре"".
Е.А. Полева рассматривает названную тему в связи с современными течениями в философии, например, экзистенциализмом.
По ее мнению, философские концепции начала ХХ в. являются тем контекстом, из которого проясняется интерес Набокова к теме исчезновения.
Здесь же она приводит слова В. Александрова. По его мнению, Творец, в отличие от не-творца, удостаивается метафизического безсмертия, где правят воображение и память, не исчезает. Исчезновения, происходящие в
реальности (расставания, отъезды ), преодолеваются памятью и воображением: "...для того, кто переживает творческий порыв <...>, время исчезло"; "...сила памяти <...> уничтожает специфику <...> Новой Англии и России как пространственно-временных данностей...", т.е. в момент творческого акта для творца исчезает многообразие реальности, а сам художник "выпадает из времени"
"Выделяя исчезновение как значимый компонент картины мира писателя, исследователи акцентируют внимание на преодолении трагичности бытия, - продолжает Е.А. Полева, - Многи-
ми набоковедами не учитывается скепсис Набокова по поводу возможностей искусства и памяти и недоверие Набокова к модернистскому мировосприятию, утопическому по своей сути (на что указывает Д. Голынко-Вольфсон [6]). Исследования показывают понимание Набоковым различий онтологической сущности реальности и искусства. Глубокое противоречие заключается в текучем, постоянно изменяемом характере реальности и константном - произведения искусства (М. Гришакова, Б. Парамонов, О. Буренина, А. Медведев).
Впервые в 1978 г. это отметил А. Пятигорский, указав, что "сюжет" "Лолиты" - "антипигмалион" [7]. По мнению А. Медведева, не торжество художника над реальностью, а трагизм потерь, "опыта ускользания реальности" чаще всего оказывается в центре набоковской рефлексии [5]. Более корректно, на наш взгляд, говорить лишь об элементах поэтики и эстетики модернизма, которые, соединяясь с элементами реализма, образуют эстетику скепсиса, выражающую экзи-
Продуктивно, по словам Е.А. Полевой, утверждение Г. Хасина: "...Набоков - онтологический писатель", т.к. концентрирует внимание на "проблеме того, что значит быть. За поверхностью же постоянно возникающих у Набокова эпистемологических, моральных и эстетических тем всегда обнаружива-
ется проблема бытия. <...> Противоположным полюсом этой проблемы, источником конфликта и драматического напряжения Набоков видит небытие" [38. C. 70]. Набоковская "оптика" и психологизм связаны с видением и рефлексией феноменологичности мира".