Предпоследний Дозор
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Ироническое продолжение саги С. Лукьяненко.
|
УКРОТИТЕЛИ СУМРАКА
( статья из журнала "Мир фантастики" )
Вы никогда не задумывались о том, что ваши добропорядочные соседи по лестничной клетке могут оказаться самыми настоящими вампирами? О том, что стены самой обычной коммуналки сплошь заросли синим мхом, а после короткой беседы с рыночной торговкой над головой расцветает маленький черный смерч? О том, что случайно встреченный в метро молодой человек -- на самом деле светлый маг, а в банальном поезде "Ташкент--Москва" специально обученный курьер везет волшебный артефакт невиданной силы? Все это можно увидеть собственными глазами, достаточно поднять с мостовой собственную тень и войти в сумрак.
Чтобы попасть в мир "Дозоров", не надо забираться в звездолет на мю--мега-ионной тяге, изобретать машину времени или открывать межпространственный портал. Фантастика происходит здесь и сейчас, достаточно руку протянуть. Красная площадь и Останкинская телебашня, старый Арбат и новостроенный элитный жилой комплекс, песни "Арии" и "Воскресения", советское прошлое и неопределенное настоящее -- все это нам близко и знакомо. Читателю не придется вникать в политические перипетии между Ликарией и Великой Северо-западной Империей, разбираться, чем кобольды отличаются от гномов, и запоминать названия Приморских баронств -- но от этого "Дозоры" не становятся менее интересными, скорее даже наоборот. Ведь прозаическая реальность под пером Лукьяненко рассматривается под новым и необычным углом -- с точки зрения существования в нашем мире развитой и тщательно скрытой от глаз непосвященных магии. Летний ураган в Москве оказывается следствием сильного волшебного ритуала, задержка пуска комического корабля -- вторжения на Байконур вампира, а строительство социализма -- крупным проектом Светлых. Что уж говорить о "простых" житейских отношениях, о любви и ненависти, пропущенных через призму магии и ответственности за все человечество.
Да, именно ответственности за все человечество -- не более и не менее. Ибо Иные, хотя и любят повторять, что людьми не являются, и всячески подчеркивать эту свою отстраненность от остального человечества, на деле существовать без людей попросту не могут. И дело не только в том, что Иные рождаются в обычных человеческих семьях, а в семьях Иных часто рождаются самые обычные люди. Дело в том, что все магические силы Иных -- от обычных людей, а в одиночку даже самый могущественный Иной безпомощен, как ребенок.
Объяснить, что такое сумрак -- ключевое, пожалуй, понятие для мира "Дозоров", -- сложно, гораздо легче его описать. Сумрак -- нечто вроде параллельного мира, в некотором роде эмоциональной составляющей физической реальности, или же то, что нынче модно называть астральным (или же эфирным) планом. Войти в него могут только Иные -- уже описанным способом, подняв свою тень и шагнув в нее. Звуки приглушаются, цвета блекнут, а глазам вошедшего открываются не виданные ранее картины. Всякий человек -- равно как и Иной -- оказывается окруженным разноцветной аурой, по которой можно судить о его настроении, характере, сущности. Иные, помимо этого, предстают в своем сумеречном облике: оборотни становятся похожими на зверей; темные маги приобретают черты бесов, а светлые, судя по всему, ангелов (хотя нигде в книгах этого прямо не говорится). Любое, даже мимоходом высказанное проклятье отражается в сумраке черной воронкой над головой проклятого, и, как правило, ничего хорошего от этой воронки ожидать нельзя. Исчезают все возможные языковые барьеры, а за строчками газетных статей проявляются истинные мысли писавшего их журналиста (попробуйте, например, посмотреть через сумрак на эту страницу -- узнаете много нового и интересного).
В сумраке происходит большинство столкновений между магами. По целому ряду причин. Прежде всего, считается, что сумрак, являясь эмоциональной проекцией "реального" мира, дает Иным магические силы. С магической точки зрения можно назвать сумрак своеобразным "теплообменником" -- здесь накапливается эмоциональная энергия всего мыслящего на земле, которой потом могут воспользоваться маги. Впрочем, в сумраке магов подстерегает самое страшное, что может с ними случиться, -- развоплощение. Маг, вошедший в сумрак и растративший там все свои силы, теряет власть над ним и становится его жертвой. Сумрак полностью высасывает жизнь неосторожного, и от того остается только призрачная оболочка, время от времени появляющаяся перед более удачливыми Иными. В сумраке можно практически безнаказанно заниматься чем угодно предосудительным -- от курения в метро до разворачивания оперативного штаба в простой советской квартире (причем хозяева будут мирно спать за стенкой, и не подозревая о происходящем). Наконец, время в сумраке течет медленнее, чем в "реальном мире", что способствует быстроте движений и нечеловечески чувствительной реакции.
Помимо Иных и их призраков, в сумраке можно встретить некоторых животных (например, котов и кошек, традиционно "ведьмовских" зверей) и растение-паразит, характерное только для сумрака -- так называемых синий мох. Синий мох покрывает стены зданий (обычно лестничных клеток, лифтовых шахт, торговых ларьков и т. п.) и питается эмоциями. В принципе, никакого вреда от него нет, но маги предпочитают выжигать синий мох, если у них есть такая возможность. Другие животные, например, собаки, могут чувствовать сумрак и его обитателей, в частности, вампиров и оборотней.
Сумрак многослоен, причем если первый его слой доступен всем без исключения Иным, то второй и последующие -- наиболее сильным и опытным из них. Схема погружения на следующий слой остается той же: найти, теперь уже в сумраке, собственную тень, поднять и шагнуть в нее. Вот только с каждым слоем процедура эта становится все более сложной. Кроме того, если первый слой сумрака в основном похож на отражаемый им мир, то более глубокие уровни все разительнее отличаются от него. Например, уже на втором слою сумрака почти нет высоких зданий, и войдя на него, находясь, например, на тридцатом этаже, Иной начнет медленно, но верно падать вниз.
Время от времени среди людей рождаются личности с некоторыми, возможно, генетическими отклонениями, позволяющими им входить в сумрак. Таких существ и называют Иными -- подчеркивая их отличие от остального человечества. Природа их особенностей точно не определена, что, впрочем, не мешает этими особенностями пользоваться направо и налево. Первые контакты Иных с сумраком относятся к первобытным временам -- именно так появились первые шаманы и ведьмы. Понятное дело, что тогда волшебство было во многом интуитивно и экспериментально. Постепенно, с развитием знаний Иных о сумраке, появилась практика инициации -- уже состоявшиеся волшебники разыскивали потенциальных Иных, готовили их к первому вступлению в сумрак и обучали магическому искусству. Так обстоит дело и в наше время.
Внутри Иных существует четкая иерархия, место в которой каждого зависит от его могущества и опыта. Существует семь уровней магов, самым сильным из которых является первый, а также понятие "Волшебник вне категорий". К последним относятся Высшие маги и Великие волшебники (которых во всей истории человечества были считанные единицы). Приблизительно определить уровень мага можно уже по тому, как его называют. Низшие ступени зовутся обычными "человеческими" именами и фамилиями, магов первого уровня обычно называют просто по именам, а большинство волшебников вне категорий, особенно самые древние из них, носят псевдонимы.
Мир Иных строго разделен на белое и черное, Свет и Тьму. Основное отличие -- в отношении к простым людям. Вот как объясняет его главный герой "Дозоров" Антон Городецкий: "Если ты выбираешь Свет -- ты не будешь применять свои способности для личной выгоды. Если ты выбрал Тьму -- это станет для тебя нормальным. Но даже черный маг способен исцелять больных и находить пропавших без вести. А белый маг может отказывать людям в помощи". Если копать глубже, становится понятно, что разница между Светом и Тьмой в трактовке Лукьяненко исчезающе мала. Куда заметнее разница между людьми и Иными. И, вместе с тем, всякий Иной четко знает, Темный он или Светлый. Эту печать накладывает на него знакомство с сумраком. Именно от эмоционального состояния Иного в момент его первого входа в сумрак зависит, на какую сторону он встанет. И какой стороне он будет служить всю свою долгую жизнь.
Борьба Темных и Светлых за человечество идет с переменным успехом тысячелетия. В какой-то момент (точной даты не указывается, но, очевидно, около полутысячи лет тому назад) Иные осознали, что средства в их противостоянии явно не соответствуют цели, и решили принять цивилизованные правила. Они пошли на безпрецедентный шаг -- между Светом и Тьмой был заключен Договор.
С Великого Договора, в сущности, и берет свое начало описанный в романах мир "Дозоров". В Дозоры -- Ночной и Дневной -- идет элита Иных, около половины практикующих магов, волшебниц, ведьм, колдунов, вампиров и оборотней. Дозоры же, являясь крупнейшими организациями Иных, занимаются главными магическими проектами, договариваются о решении возникающих проблем, определяют политику Иных по отношению к людям. Над Дозорами стоит Инквизиция, не относящаяся ни к Темной, ни к Светлой стороне.
Любой более-менее крупный населенный пункт, где есть хотя бы десяток Иных, может похвастаться собственными Дозорами. Дозоры есть и в провинциальном американском городке, и в многомиллионных японских мегаполисах. Поскольку действие книг Лукьяненко разворачивается в России, основное внимание в них уделено московским Дозорам -- крупнейшим и сильнейшим в нашей стране и далеко не последним на мировой арене.
Активный состав и оперативный резерв Ночного Дозора Москвы составляет пара сотен Иных. В большинстве своем это светлые маги и волшебницы самого разного уровня и профиля, хотя реальную силу Дозора составляет несколько десятков чародеев трех высших уровней. В отдельную группу следует выделить так называемых боевых магов-перевертышей, являющихся светлым аналогом оборотней (хотя оборотнями их лучше не называть). В Дозоре выделяются оперативный и аналитический отделы, а финансовым обеспечением занимается ряд совершенно легальных фирм. При Дозоре существуют образовательные курсы, на которых обучают новоинициированных Иных. Штаб-квартира Ночного Дозора, замаскированная под обычный офис, расположена в четырехэтажном здании, весь персонал которого -- до охранников и сантехников -- набирается из числа Иных.
Во главе Ночного Дозора стоит Гесер (также известный как Борис Иванович), один из самых могущественных светлых волшебников в мире. Родился в Тибете около тысячи лет назад, приблизительно в XV веке перебрался в Европу, принимал участие в заключении Великого Договора, в начале XX века работал Дозорным в Средней Азии, после чего пересел в кресло начальника московского Дозора. Гесеру принадлежит не последняя (а иногда и ключевая) роль в крупнейших социальных экспериментах светлых магов, к числу которых относится и построение социализма в одной отдельно святой стране. Личным хобби Бориса Ивановича является коллекционирование узкоспециализированных сообществ вроде экстремальных парашютистов, байкеров или жертв насильственного заражения холерой -- в каждом из них он видит маленькую модель своего подопечного Дозора.
Светлые даже разработали специальное заклинание -- реморализацию -- позволяющее им сделать наиболее верный выбор. Если же Светлый совершает поступки, которые сам считает противоречащими этому принципу, он самостоятельно развоплощается. Впрочем, и здесь есть свое "но" -- каждый сам определяет ту грань, за которой цель перестает оправдывать средства.
Дневной Дозор до определенной степени является отражением Дозора Ночного -- вот только труба повыше и дым погуще. Это и понятно: Темные не чувствуют себя связанными какими бы то ни было моральными ограничениями, и вполне могут в промышленных масштабах превращать свинец в золото, уголь -- в алмазы, а резаную бумагу -- в президентов. Начать с расположения -- резиденция Дневного Дозора находится на Тверской, в двух шагах от Кремля. Она встроена в семиэтажный жилой дом и занимает три дополнительных этажа, которые видны исключительно в сумраке. Несмотря на повышенный эмоциональный фон от жильцов, такое устройство дает одно неоспоримое преимущество: в случае нападения Светлых на штаб-квартиру они будут вынуждены сдерживать себя, дабы не подвергнуть опасности жизни обычных людей. Руководит Дневным Дозором Завулон, темный маг, сравниться с которым по мощи из московских, да и российских Иных может только Гесер.
Дневной Дозор представляет собой довольно разношерстую и довольно разобщенную организацию, во многом сдерживаемую личным авторитетом Завулона. Удары в спину, предательства и принесение собственных коллег в жертву личным планам -- обычная практика для Темных. Помимо "просто" магов, в Дневном Дозоре служат ведьмы, вампиры и оборотни. Ведьма -- не просто темный аналог светлой волшебницы; разница между ними скорее не в стороне, а в подходе к магии. Если волшебницы предпочитают оперировать чистой энергией, то чародейства ведьмы во многом завязаны на амулеты и артефакты. К вампирам (кроме, разумеется, Высших вампиров) и оборотням в Дневном Дозоре относятся, как к пушечному мясу, и редко считают их за полноценных Иных.
Говоря о Темных, необходимо упомянуть и такое явление, как зеркало. Зеркало -- довольно редкое явление, порождение сумрака, цель которого -- восстановить пошатнувшееся равновесие между Светом и Тьмой. Строго говоря, зеркало может прийти как на ту, так и на другую сторону, но в большинстве задокументированных случаев оно появлялось в стане Темных -- очевидно, как реакция на амбициозные социальные эксперименты Ночных Дозоров. Зеркалом, как правило, становится сторонний слабый Иной или человек. Его цель обычно -- уничтожить или истощить чрезмерно сильного мага или волшебницу. Зеркало постепенно совершенствуется, накапливает силу, с каждой атакой на него становясь только могущественнее, а исполнив свою миссию, развоплощается.
Инквизиция, иногда образно называемая Сумеречным Дозором, вовсе не является некоей третьей силой в мире Дозоров. Это относительно скромная (по численности, но никак не по авторитету) организация, стоящая над Дозорами и следящая за соблюдением Великого Договора. Серые плащи Инквизиции надевают как Светлые, так и Темные -- те из них, кто в полной мере ощущает катастрофические последствия нарушения Договора. Как признался Антону Городецкому один из Инквизиторов: "Вас держит всего лишь страх. За себя или за людей -- не важно. А нас держит ужас. И потому мы соблюдаем Договор".
( Петр Тюленев )
ПРЕДПОСЛЕДНИЙ ДОЗОР
Данный текст одобрен к прочтению как способствующий делу Света.
"Ночной Дозор"
Данный текст полностью безразличен делу Тьмы.
"Дневной Дозор"
Ветер поднялся к вечеру. Продувал холодные переулки, стынущие стены домов, дрожащие под холодом окна. Ветер не хотел, чтобы Антон подымался.
В комнате было пустынно, стояла пустая бутыль, отражался тусклый свет в лунном стакане. Освещала луна и полог стеганого одеяла, в которое был завернут Дозорный.
Антон поднялся по непонятному толчку, посмотрел на шкаф с горой граненого, тускло-мерцающего стекла, выглядевший довольно эпически.
"В каждой игре есть правила, значит, правила должны быть и в мире, - подумал Антон, - значит, нам нужно попытаться найти их, а если уж нашли, то держаться.. Как жаль, что Костя.."
Антон с тоской уставился в окно. И оторопел - на карнизе балкона свисал как летучая мышь его старый знакомый - Костя из Дневного Дозора. Он не торопился, ждал, когда Антон оценит всю внезапность и чудесность его появления. Затем незапертое окно приоткрылось - как в романе "Мастер и Маргарита", где ведьма Гелла напугала таким образом Римского. - и Костя плавно вошел в комнату.
- Ну как настроение? Праздничное? - спросил он, кивая на затрапезный стол.
- Вполне, учитывая твое появление, - улыбнулся Антон и заметил, как Костя осклаблился в ответ, - нужно сказать, не ожидал тебя увидеть.. Ты так резво оказался на орбите, и поэтому наш Дозор уже давно не принимал тебя в расчет. Так как тебе удалось выбраться оттуда?
- Про орбиту это я здорово придумал, не правда ли? - с ожиданием похвалы сказал Костя, - только не учел, что земля в последнее время стала несколько более плоской. Вот и свалился я с верхотуры.
Костя подошел к занавеске, жадно отдернул ее, впился глазами в нескончаемый, казавшийся вечным, поток огней на улицах города. Низко в небе висела пустая луна.
- А как же с кислородом дело выгорело? - спросил Антон.
- Глупый Дозорный. Смешон твой вопрос. Известное заблуждение, что кислород дает жизнь всему вокруг, - является сказкой для детей и легковерных граждан. Я уже давно не пользуюсь кислородом, как и большинством других элементов из этой разноцветной таблицы, придуманной в свое время Менделеевым. Впрочем, не слишком ли я замысловато излагаю свои мысли, Светлый?
- Ничуть. Если бы ты ознакомился с сюжетом той книги, что называется "Последний Дозор", твои слова не показались бы тебе изысканной речью.
- "Последний Дозор" называется? - переспросил Костя, - не читал. Я же на орбите был. А там библиотек нет, да и прочей мушиной канцелярии тоже. Прекрасно, вот только не хватает озона.
Друзья немного помолчали. Антон прошелся по комнате, включил телеприемник, - он знал, что в отдельные минуты послеорбитальной эйфории Костя не прочь посмотреть на передачи российского телевидения - которые Темный воспринимал всецело и полностью как юмористические. Впрочем, это не касалось выпусков новостей, содержание которых юный вампир принимал, образно выражаясь, близко к сердцу.
На экране прошло несколько сюжетов, касающихся глав государств, затем появились шахтеры, и вслед за ними - энергетики. Вдруг Антон привстал и потянулся к пульту - на экране вот уж совершенно неожиданно появилось здание штаба Ночного Дозора. Вокруг здания уже собралось несколько любознательных граждан.
- .. неизвестными экстремистами, предположительно выходцами с юга, захвачено здание ЗАО "Горсвет", - сообщила симпатичная ведущая программы новостей, - их требования сейчас выясняются. Несомненно только то, что они выдвинули такое как освобождение своих бывших подельников. До сих пор неизвестно, принадлежат ли они к той или другой террористической организации.
- Вечер перестает быть томным, - сказал Костя, - теперь ждем в гости Гесера.
- Как заявили экстремисты, они будут удерживать сотрудников "Горсвета" до тех пор, пока их требования не будут полностью удовлетворены, - добавила дикторша.
В этот момент раздался стук в дверь и на пороге появился Гесер.
- Добрый вечер, мой дорогой Антон, - произнес он и, заметив вампира, добавил, - Если он действительно добрый. в чем я лично очень сомневаюсь.
- А что это уважаемый Гесер появился через дверь? - сиронизировал Костя, - мог бы провесить портал. по своему обыкновению, как это принято у нас в Дозорах, по-че.. извините, чуть было не сказал - по-человечески.
- Твоя глубокая ирония сейчас неуместна, - произнес Гесер, - и даже с учетом того. что ты спустился с орбиты. Тебе прекрасно известно, что никаких порталов мы давно не используем. Попробуй быть более серьезным, Костя. Как нам всем известно, захвачен штаб Ночного Дозора, захвачен стихийными Темными. неподконтрольными ни Завулону, ни вам, Костя, тем более.
- Хотелось бы осведомится, догадывается ли Гесер о причине столь явного всплеска в поведении Темных? - спросил Костя.
- Более чем. Я не буду томить вас прозаическими отступлениями, вернее всего дело здесь - в так называемом "Предпоследнем Дозоре".
- И что мы должны знать об этом деле? - с интересом спросил Костя.
- Не мне это решать.
Гесер почесал в затылке, устало вздохнул и присел в уютное кресло напротив Антона.
- Вы знаете, что в последнее время в защите Дозора образовались бреши. Почему? Потому что после того, что написал о нас Городецкий в своих сагах, после двух фильмов и одной песни группы "Ума Турман" самое логичное, что мы могли были бы сделать - расформировать наши Дозоры, заблокировать вход в сумрак - хотя это само по себе проблематично - и читать впредь только русскую классику.
- Как русскую классику? - воскликнул Костя, - это значит, нам, простым Темным. не позволено будет воплощать свои самые странные фантазии? не позволено будет гулять, где привыкли, распивать горячительные напитки и распевать песни в полутьме? Кто же будет воплощать в жизнь самые смелые фантазии братьев Вайнеров и братьев Самойловых? Что нам останется - "Барышня-крестьянка"?
- Вы зря недооцениваете барышню-крестьянку, - сказал Гесер, - она - потенциальная Иная пятого-шестого уровня. Но мы отвлеклись. Замысел "Предпоследнего Дозора" родился в стенах уважаемой Инквизиции. Суть его в том. что в результате действий этого Дозора все Иные с течением времени будут превращены в людей. Естественно, Инквизиция предусмотрела то, что не всем придется по душе подобная перспектива. Иные - как Светлые, так и Темные, - могут протествовать и отказываться.
- Извините, Гесер, я не понимаю, зачем всех Иных подвергать этой унизительной процедуре превращения в людей?
- Это уже решено на самом высоком уровне Инквизиции. В лингвистике это называется - стремление к унификации. Людей больше, значит, все Иные должны стать людьми.
- А что будет с теми, кто не захочет подчиниться решению инквизиторов? - спросил Костя.
- Ну.. как раз для этого и создан Предпоследний Дозор.
- Не переживай, Костя, - сказал Антон, - стать человеком - не так страшно.
- Человеческие переживания, мысли, чувства, - боюсь, выдержу ли я их поток, - опасливо произнес Костя, - да и другие Иные - мои друзья - могут потеряться на этом пути между Сциллой и Харибдой. Вас, Пресветлый Гесер. я понимаю, пожили шестьсот годков, пора на пенсию. Захотелось на седьмой сотне пожить по-человечески в буквальном смысле слова?
- Значит, не будем больше морочить людей? - спросил появившийся на пороге Завулон.
- Да, получается, что весь мир устал от наших действий, Завулонушко, - ласково сказал Гесер.
- Называй меня по старой фамилии - Физиков, - махнул рукой глава Темных, - неужели все обстоит так, как нам описывал инквизитор Витязеслав?
- Да. Иные резвятся в последнее время так, что у людей чубы трещат, - ответил Гесер, - да и не только у людей. За примером далеко ходить не надо - только что произошло нападение на штаб Ночного Дозора.
- История с заложниками? - спросил Физиков-Завулон.
- В том-то и дело, что с заложниками необычными. Это наши сотрудники, которыми мы всегда особенно дорожили. Они не будут предпринимать никаких действий без наших указаний. Тем более, что это постановление Инквизиции, оно буквально вяжет нас по рукам.. Теперь с формальной точки зрения мы являемся представителями Предпоследнего Дозора.
- И мы?! - воскликнул Костя.
- Думаю, что так, - кивнул головой Гесер, - и думаю, это история, с глубоким смыслом. Кто-то именно сейчас хочет воспользоваться слабостью Инквизиции, путаницей в ее указаниях, нерасторопностью в Дозорах, и просто перетащить наших сотрудников в свой собственный, и уже не подчиняющийся нам Предпоследний дозор. Задача тех, кто захватил штаб, ясна - они хотят самостоятельно решать, кто останется в рядах Иных. И нельзя забывать о том, как велик соблазн узурпировать все властные полномочия и встать над Инквизицией.
- Значит, это инициатива Инквизиции, - проговорил Завулон задумчиво, - вам предложено вот так сразу стать человеком - после того, что вы в Дозоре нагородили с Городецким?
- Терпение, терпение. Посмотрите на это с наших позиций. Неоспоримы приемущества этого плана: они в том, что мы получим наконец-то человеческие качества.
- Человеческие качества нам слишком хорошо известны, - сказал Костя, - те условности, на которых еще "держится" человеческое общество, не выдерживают никакой критики. Если бы не Дозоры, оно давно бы обратилось в состояние хаоса.
- И мы лишимся всех тех сил и способностей, которыми обладаем, - добавил Завулон, - не думаю, чтобы Дневной Дозор выразил свое согласие по этому предложению. Вот это перспектива - вся наша бухгалтерия, вся наша отчетность, наша документация - все, над чем так старательно корпели машинистки и секретарши Дневного Дозора - все это должно пойти неизвестно куда.
- Поэтому прежде чем предпринимать какие-то действия по переходу в мир людей, я и собрал вас всех здесь, - Гесер улыбнулся, - почти как персонаж в пьесе Гоголя.
- У Дневного Дозора будут возражения, - еще раз заметил Физиков-Завулон, - а кроме того, жалобы. Мало того, что в книжке нас осталось только трое Темных - Жанна, Костя и я, так, кроме того, нас притесняют. Недавно на перекрестке наших дорог построили дом! Недавно упырю Гоге подбили глаз. Что делать?
- Создавайте свою партию, - предложил Гесер, - "Упыри России", например. И действуйте в парламентских формах. Но без этого колдовства, ворожбы и заклинаний.
- Вы хотите, чтобы мы боролись против "Единой России", а не против сил Добра, я так понимаю? - ехидно спросил Костя.
- С чего начиналась история Дневного Дозора вы, надеюсь, помните?
- Я скажу, - вновь вмешался в разговор Костя, - вот с чего началось:
с картинки в твоем букваре,
с той самой березки и тополя,
живущих в соседнем дворе..
- Не глумись, - придержал своего товарища Завулон.
- А что? Нас так учили, - ничуть не смущаясь, ответил Костя.
- Еще одна такая выходка - и снова отправишься на орбиту, - предупредил "шеф".
- Да ладно. Уж и пошутить нельзя, - сказал вампир.
- Дневной Дозор издревле следит за силами Света. Но сегодня прецедент произошел в пределах вашей компетенции, Гесер. Да еще очень возмутительный по своему характеру. Темные заняли штаб Ночного Дозора и удерживают там ваших сотрудников.
- Да, и как только они найдут среди них Ольгу, они могут попытаться лишить Ночной Дозор одной из его главных сил.
- Что они могут сделать? - спросил Антон.
- Попросту.. приступить к ликвидации, разумеется, предварительно выкачав из нее нужное им для основания нового Дозора количество энергии. Да и другим сотрудниками тоже вполне может грозить опасность. Но главное - Ольга. Вот почему мы должны действовать незамедлительно.
- Помощь Дневного Дозора не понадобится? - спросил Завулон, - как я понимаю, задача не из простых.
- Мы попросим назначить связного.
- Необычного связного, - мягко добавил Завулон, - обладающего высшими способоностями в своем разряде. Думаю, Костя вам подойдет.
- С большой охотой, - Костя прошелся по комнате и остановил свой взгляд на Завулоне, - это интересное дельце как раз для меня.
1.
Чуть позже в одной из московских квартир, приютивших на время штаб Ночного Дозора, Антон беседовал с необыкновенно спокойным для этого момента Гесером. Рядом с ними расположилась Светлана, разглядывавшая стерео-картины и вполуха следящая за разговором.
Гесер по своему обыкновению сначала помолчал, затем полез в стол и выудил оттуда большую карту с изображением штаба.
- Извини, Антон, карты штаба в электронном виде у нас нет, придется пользоваться тем, что под рукой, - сказал он и передвинул сферическое папье-маше на край стола, - в папье-маше тут же пошел снег.
- Карты - романтика для человеческого мира, - произнес Антон, разглядывая разостланное на столе полотно. - "Дети капитана Гранта", например..
- Сейчас романтика уходит на второй план, - Гесер похлопал по карману пиджака и достал оттуда небольшой карандаш, - Антон, прежде чем начать, должен тебя спросить, как тебе пришлась идея превращения всех Иных в обыкновенных людей?
- Не очень, Гесер. Если ты взглянул на человеческий мир со стороны, будучи Иным, то увидел много такого, что весьма неприглядно, но люди не замечают этого, ибо они к сему давно привыкли.
- Что ты имеешь в виду?
- Самые элементарные вещи. Люди думают, что поступают тем или иным образом по собственной воле, а на самом деле - подгоняемые силами Света или Тьмы - уж кому как повезет. Если отобрать у них эту зависимость, смогут ли они созидать, строить отношения в обществе самостоятельно? Для многих привычка уже заменила и совесть, и закон. Они боятся потерять призраки и фантомы, которые создают иллюзию стабильности. Одни делают вид, что работают, другие делают вид, что платят. Бедняк принуждает к работе нищего.
Разве они смогут увидеть прекрасный мир, который доступен нам, мир, в котором нет места напрасному разгильдяйству и безсмысленным наукам, в котором не может попираться безнаказанно сама Истина.. Люди привыкли к тому, что ложь может заменить на время отсутствие правды. которую они сами изгнали из своего круга..
- У тебя получается ода, Антон, - заметила Светлана, чуть менее пристально разглядывая картину Ниагарского водопада.
- Чтобы пробудить людей, необходима энергия, сгруппированная в один импульс, - продолжил Антон. - к этому, возможно, и стремилось руководство Инквизиции.
- Но мы имеем дело с практическим применением энергии, Городецкий, - сказал Гесер, - и уже из этого выводим закон. Кроме того. мы не вправе нарушать Договор.
- К случаю с захватом штаба Ночного Дозора это не имеет отношения, - возразил Антон. - Темные, которые оказались у нас в здании, боюсь не имеют понятия о законе.
- Тем не менее мы должны действовать аккуратно. - Гесер расправил карту, - прежде всего, что нам известно о ситауции, Светлана?
- Темные напали в 13.50 и захватили все здание. Затем всех сотрудников Ночного Дозора, бывших в здании, они направили в комнату 208 на втором этаже. Они выдвинули требование освободить из Инквизиции некоторых стихийных Темных. Но это требование - лишь предлог. Пока Инквизиция будет решать этот вопрос, они надеются найти среди сотрудников Ночного Дозора Ольгу, которая обладает энергетической силой, и использовать ее данные для перехода в супер-пространство.
- Сказки о супер-пространстве? - спросил Антон.
- Да, неподтвержденная гипотеза, которой заинтересовались Темные. Ее не признавала не только человеческая, но и наша наука. Переход в суперпространство будет равен созданию Предпоследнего Дозора, который получит власть над всеми Иными. Не думаю, что это возможно..
- А я думаю! - вставила Светлана.
- Но во всяком случае при попытке перехода произойдет мощное выделение энергии, которое может разрушить центр города, если не весь город.
- Как я понимаю, необходимо первыми добраться до нашей Ольги? - спросил Антон.
- Да, если бы здесь была Тигренок.. - произнес Гесер с горечью.
Светлана выключила свой стерео-визор и тоже направилась к столу, чтобы подробнее разглядеть карту.
- Мы начинаем в 18 часов, - произнес Гесер, - перед этим все участники "экспедиции" получат двойное усиление энергии, большее связано с риском. У вас есть хорошие способности, вы лучшие оперативники из тех, кем мы сегодня располагаем.
- Вы нам льстите, - заметила Светлана, - значит, задание будет и впрямь сложным.
- Итак, группа будет состоять из четырех Иных: тебя, Антон, Светланы, Данилы и Медведя. Кроме того, с вами будет связной Дневного Дозора - хорошо известный всем присутствующим Костя. Задача такова - необходимо проникнуть в здание Дозора ( которое, кстати, будет защищено Темными магически со всех четырех сторон ), добраться до комнаты 208 и взять экстремистов - Темных.
- Извините, Пресветлый Гесер, почему вы называете их экстремистами? - спросила Светлана.
- Ну.. это условное название, чтобы выделить их их числа послушных Договору Темных. Этого следовало ожидать, - такого откровенного нападения Темных, которые забыли о рамках приличий, которые жаждут только одного - власти над Иными и над людьми, "над всем муравейником".
- Темные никогда и не отличались изысканностью манер, - сказала Светлана.
- А еще они часто нарушали Договор, - и каждое такое наружение приходилось дорого оплачивать силами наших сотрудников, а иногда и человеческой кровью.
В дверях повеяло зимней метелью, замерцали снежинки. и перед нами появился Медведь - хотя он и был не в своей белой шкуре, а вполне в человеческом обличии. вид он производил весьма внушительный.
- Привет всем начинающим Дозорным. - проревел он ( Антона и Светлану он называл начинающими Дозорными. несмотря на имевшиеся у них заслуги ), - Как дела на личном фронте?
- К сожалению, есть дела и поважнее, - ответил за всех Гесер. - Темные захватили штаб и Ольгу.
- .. значит, сегодня вечером повеселимся? - улыбнулся Медведь. - как говорил один персонаж в книге классика. Я бы сам так не сказал.
- Ваша с Данилой задача - помогать и поддерживать Антона и Светлану. - распорядился Гесер.
- Будет сделано, - кивнул головой Медведь и заодно снял с себя шапку, - а я так боролся с Темными ( что само по себе неприятно, но что же делать ), что у меня появился неплохой аппетит. Эх, сейчас бы супчику свежего да с потрошками!
- У Темных свои задачи, - продолжал Гесер, - прежде всего - не позволить вам проникнуть в здание. Для этого они будут пользоваться доступными им магическими средствами и силой. Правда, силы у них сейчас маловато, но и вы не Гулливеры, друзья мои.
- Не Гулливеры, а Гаргантюа и Пантагрюэль, - самоиронически заметил Медведь, глядя на свой живот.
- Наверняка они будут скрывать Ольгу в сумраке, так проще всего, - предположила Светлана.
- Да, так что угадать ее место расположения - тоже будет непростой задачей.
- А что это у нас, бутылка шампанского?! - воскликнул Медведь, заглянувший в это время на кухню. Однако, заметив суровый взгляд Гесера, бутылку оставил, - Понимаю, шампанское в такой момент могут пить либо аристократы, либо дегенераты.
2.
РАССКАЗЫВАЕТ АНТОН ГОРОДЕЦКИЙ
"Странные праздники.. что-то меня знобит от этого веселья" - говорил один герой в "Сказке странствий". Похожее странное чувство я ощутил, стоя на остановке монорельса "Третий перекресток". Словно кто-то пытался проткнуть взглядом спину, буравил легкую ткань моей оранжевой куртки. Кроме того, в сумраке сформировалось и ударило в спину проклятие. Словно бы напоминавшее: "Не езжай. Все равно тебе в этом деле ничего не изменить, Светлый Дозорный".
Оно было столь явственным, что я, казалось, различал интонации голоса - нечеловеческого, разумеется, происхождения, но все же такого, который нельзя вынести за математические скобки и быстро, в соответствии с требованиями времени и заданием Гесера, забыть. Необыкновенно восприимчивая память - вот как определила мою заботу еще в начале работы в Дозоре Светлана. Прибавьте к этому то, что Светлые Дозорные не могут оставаться равнодушными к любому нарушению Договора - и получите
беглый портрет вашего "героя".
Хотя стояло жаркое лето и солнце было высоко, на меня сразу пахнуло дыханием холодной зимы, - так обычно и выглядит проклятие первого уровня. Темные как бы предостерегали, предупреждали.. Из темных стекол электропоезда ( или они только казались такими ) глядели растревоженные, искаженные лица людей. Солнце как будто поблекло, вокруг стало неожиданно тихо как после выстрела. Я вошел в вагончик монорельса, который нехотя, словно бы завязая в только что произнесенном проклятии, двинулся с места. По миру пробегал ветер и какая-то тень, мир медленно поворачивался перед окнами поезда, открывая зигзаги и провалы между типовых домов. Испещренное тенями пространство устремлялось от меня, и я подумал о том, какое одиночество могло бы охватить человека на моем месте. Если бы на моем месте был человек.
По мере того, как вагончик приближался к зданию Ночного Дозора, небо светлело, облака выстраивались в ровные гряды - такие, наверное, украшали небеса в романе "Мы". - тревога постепенно выветривалась из сознания. Местное время показывали часы на башне, все было как обычно. Но след от первоначального впечатления все же остался - как некая подавленность, как некая настороженность.
На остановке "Город детства" рядом с вагончиком раздались человеческие голоса, я даже услышал детский голос. Господи, в этом мире еще появляются дети! Не так уж глуп план Инквизиции по превращению Иных в людей. Я вспомнил собственное детство, когда не знал еще Темных.
На следующей - "центральной площади" - вагончик остановился, и вновь в спину мне понеслось проклятие. Еще одна попытка скорретировать мой путь - неудачная. На "центральной площади" детей не было. Одиноко качались под ветром рекламные щиты косметики и мотоколясок. Я вышел на тротуар. В небе пронеслась птица и скрылась за козырьком ближайшего пятиэтажного дома.
Затем я миновал грязный подземный переход, - большего унижения для Иных еще не придумано - потом еще один, с неуместными здесь цветами и той же косметикой, и оказался сразу у моста ведущего на противоположный берег реки, за которым видело здание Ночного Дозора.
Здесь я на минуту остановился и поглядел в тень. Как преобразился невзрачный мост! Еще секунду назад он представлял собой унылое сооружение из пожелтевшего бетона, - теперь же он весь сиял гирляндами, тусклыми фонарями, а по нему самому прокатывались как бы едущие на бал кареты, старинные, с вензелями и прочими вычурными штучками в стиле викторианской эпохи.
За мостом виднелось помрачневшее здание Ночного Дозора. рядом с которым мы должны были встретиться со Светланой.
- Эй, пацан, - раздалось рядом, - я обнаружил, что ко мне приблизилась карета, в которой сидели двое Темных, - тебе до Нашей пятницы?
При этом один из них кивнул на захваченное здание.
- Нет, у меня тут небольшое свидание, - мягко возразил я.
- Ну тогда бл.. поехали бл.. - с этими приветственными кличами Темные укатили по мосту.
Эти возгласы обозначали то, что у Темных уже началась вакханалия, или сатурналия, или хелловин, и они были в таком состоянии, что даже не заметили, что говорят со Светлым. К их счастью.
"Темные, Темные, безпокойная судьба", - вспомнились мне слова из "Песни - 90". Не зря, ох, не зря тревожатся люди, рядом с которыми проживают или поселены Темные. Они обладают свойством доставлять безпокойство не только себе, но и окружающим.
На другом берегу реки, у моста, которыи я благополучно преодолел, у лавочки, заросшей молодой порослью веселого даже в это время одуванчика меня ждала Светлана.
- Как настроение? - осведомился я, - Темные не безпокоят?
- Темные как Темные, - пожала плечами Светлана. - У них ни хлопот, ни забот. а вот нам надо преодолеть их защиту и проникнуть в здание. Я уже осмотрела его со всех сторон: в нем имеются три входа. и, разумеется, все три заблокированы.
- Как с этим в сумраке?
Светлана улыбнулась.
- По-видимому, не так надежно. У них уходит достаточно много энергии на то, чтобы удерживать в здании наших сотрудников. Уверена, что они выставили защиту на первом уровне, но на большее у них не хватило.
- Опрометчиво с их стороны, - заметил я.
- Темные никогда не отличались основательностью, даже те из них, кто работал в Дневном Дозоре. Кстати, где ваш связной Костя?
Костя не приминул появиться через минуту. Одет был в невообразимый балахон, улыбался до противоестественности.
- Заставляете себя ждать, - упрекнул я его.
- Чего ты так вырядился, Дозорный? - спросила его Светлана.
- Для меня взятие экстремистов - это всегда праздник, - ответил Костя с невозмутимой иронией.
Солнце садилось за горизонт, деревья отбрасывали фантастически длинные тени, облака обрели насыщенный темно-синий цвет ( "кажется, они повторяются", как говорил один персонаж в романе Набокова ). От нараставшего ветра становилось тревожно. Люди обходили здание Ночного дозора стороной - чувствовали, что магическое вмешательство Темных не пойдет им на пользу.
Запыхавшись, прибежал Медведь. В своем человеческом обличии, разумеется.
- .. значит, сообщаю детали, - заговорил он, - вы со Светланой идете первыми, выполняете задачу проникновения в здание. Вас поддерживаю я и Игнат.
- И я, - добавил Костя. - не забывайте об этом.
- Затем следует укрепиться на втором этаже здания, где находятся наши сотрудники. Наверняка придется маскироваться. И третий пункт - демаскировка и нейтрализация Темных.
- Известно, в какой комнате находится Ольга? - спросил я.
- В этом все и дело, - Медведь развел руками ( а они у него большие! ) - это часть задания.
- Будь осторожен, - сказала Светлана, - они ( она указала на здание Ночного Дозора ) - сейчас готовы на все.
- Обычное состояние для Темных, - хмыкнул Медведь.
Мимо прошагали еще два Темных. Они что-то орали и размахивали руками. Один из них держал в руке початую бутылку бодрящего напитка.
- Они чувствуют, что у них осталось мало времени, - заметила Светлана.
- Надеюсь, наше появление станет для них сюрпризом, - предположил я.
Я и Светлана перешли наискосок маленькую улицу, отделявшую здание Дозора от реки, и расположились под аркой, откуда был хорошо виден один из запасных входов, ведущих на первый этаж. Вдоль входа нервно прохаживался молодой Темный со своей спутницей из человеческого мира, видимо, развлекавшей его беседой.
- Что будем делать? - спросил я.
- Ты откроешь дверь для меня. Я останусь здесь, ты попытаешься войти в здание в сумраке.
- Хорошее предложение, - сказал я, - следуй за мной.
Я притронулся рукой к массивной кованой решетке забора. Тень ломаным решетом хлынула под ноги, затопила горьким настоем полыни арку и вход. Я приблизился к стене, которая виднелась все отчетливей в наступившей темноте. Вдоль стены, где рос сакраментальный мох, я добрался до "парадного подъезда". как мы назывли этот вход в здание Ночного Дозора. Однако желание пройти быстро и незамеченым так и осталось неосуществившейся мечтой. Темный, бродивший у входа, видимо, заметил меня. Во всяком случае, он на минуту застыл на месте, увидев, что происходит у него под носом, на первом уровне, а затем с проклятиями бросился вперед.
Настроен он был явно не миролюбиво. Я подождал, пока Темный приблизится ко мне и обгонит меня, чтобы заглянуть мне в лицо. Темный по-прежнему изрыгал проклятия, а это, что ни говори, отбирало энергию. К тому же поведение молодого Темного мне было лично неприятно. Поэтому я собрался, и как только Темный оказался со мной лицом к лицу, нанес удар силой. Темный, к его чести, устоял на ногах и закричал что-то, предупреждая своих. На асфальт потекла водянистая жидкость, в которой любой незаинтересованный зритель мог бы угадать кровь.
Да, друзья, такое действие было совершенно "эмоциональным", как его бы назвали ученые из человеческого мира, и имело серьезные последствия для нашего плана. Темные собрали силы и успели заблокировать вход, к которому мы стремились, раньше, чем я или Светлана добрались до двери. Надо ли говорить, что они пользовались для этого в том числе отборными проклятиями.
- Посмотри, что случилось, - укоризненно покачала головой Светлана, появляясь рядом со мной на первом уровне, - теперь проникнуть в здание будет сложнее. Хотя. с другой стороны, ты преподал неплохой урок этому Темному.
Темный покрывался розовым цветом и щетинкой прямо на глазах. Вместо носа у него уже был розовый пятачок, а вместо проклятий он издавал теперь лишь негромкое похрюкивание.
- Наверняка он не был готов к такому повороту, - заметил я, - сумрак наказывает тех, кто не имеет к нему почтения.
Впрочем, превращение в поросенка полностью не состоялось. Наш "оппонент" сочел за благо перейти в человеческий мир, где его ждала его подруга.
- А ведь Темный мог сдать этот литр крови, - проговорил Костя шутливо, появляясь рядом с нами, - Смотрите, теперь они подготовились к осаде.
Я взглянул на здание Ночного Дозора. Теперь оно возвышалось над всей округой как бастион, в мороке окружающие его здания казались закопчеными лачугами, скверы - помойками. В одной из них копались Темные. Другие водили хоровод вокруг случайно попавшего в это место человека. Человек перед этими низкими силами казался глухонемым.
- Подумайте-ка, из чего они создали морок! - воскликнула рядом со мной Светлана, - это же "Цирцея".
- Что за "Цирцея"? Картина такая? - поинтересовался Костя.
- "Цирцея" - пятнадцатый эпизод из "Улисса". Там восстают отправившиеся в мир иной. а некоторые даже превращаются в свиней.
- Да, это мы видели. - согласился вампир, - посмотрим, что будет дальше.
Все пространство вокруг здания Ночного Дозора постепенно заполнялось туманом, ползущим к реке. Звуки становились все дальше, видимость - все меньше.
- Я буду держаться поближе к тебе, - сказала Светлана.
- Я тоже, если позволите, - добавил Костя.
Мы выбрались из-под арки. Развернулась перспектива улицы.
- Я слышал о покрытых собачьей шерстью младенцах, - задумчиво произнес Костя, - но чтобы вот так - превращение в поросенка..
Тут Светлана остановилась и взяла меня за руку. И было от чего. По улице полз прямо навстречу нам изрыгающий пламя дракон. Чешуя его блистала странным металлическим блеском, из ноздрей вытекал туман, хвост подметал мостовую.
- Забавное зрелище, - проговорил Костя, - а говорили, что последние драконы закончились еще в пятом веке.. Ну, последний ыл уничтожен в Вольном городе странствующим рыцарем Ланцелотом ( см. труды Е.Шварца ). Что будем с ним делать?
- На первом уровне такое чудовище требует мало энергии, - заметила Светлана, - наверняка они использовали магическую энергию для того, чтобы превратить в дракона, скажем, обыкновенный трамвай.
Мы миновали огнедышащий трамвай и несколько верблюдов, большинство из которых норовили плюнуть нам под ноги, и оказались перед вторым входом в здание.
- У нас очень мало энергии, Антон, - сказала Светлана. - ты попробуешь проникнуть в дом на втором уровне, мы будем ждать, когда откроется дверь.
- Удачи тебе, - сухо пожелал Костя.
Дальше, на втором уровне было еще более туманно, однако дверь и окна были отчетливо видны. Из окон высовывались размалеванные куклы, как и следовало ожидать от "Улисса". Некоторые из них были наделены щедрыми создателями способностью разговаривать:
- Несем людям вечное, - говорила она.
- В массы, в массы, - повторяла другая.
- Находимся в активном.., - заявляла третья.
Я вошел внутрь ( дверь неожиданно легко поддалась ), и натолкнулся на группу Темных, которые, очевидно, ожидали меня здесь давно.
У всех троих был непрезентабельный вид - на втором слое сумрака одежда в некоторой степени отражает характер личности - и злой блеск в глазах.
- Не будем тянуть время, - предложил один из них, - и тратить зазря энергию - переходим в человеческий мир.
Дверь захлопнулась. Мы вернулись в привычный мир, или "жизнь вошла снова в свое привычное русло", как написал однажды Алексей Липин.
- К нам пожаловал Светлый, - произнес самый старший из Темных, - устроим над ним процесс.
- Подождите, давайте не будем торопиться, - сказал я.
- Эх, да чего там! Свидетелей - в студию!!
Малый на вахте заиграл на клавиатуре мелодию из передачи "Поле чудес". Перед импровизированной кафедрой появился первый свидетель - девушка с алой ленточкой вокруг шеи.
- Чего вы просите? - спросил ведущий у девицы.
- Я прошу вернуть мне доброе имя!
- Что вы на это скажете, подсудимый? - поинтересовался Темный.
- Извините, но мне все это кажется слегка нелепым.
- Он издевался надо мной! Пил кровь! - и девица кокетливо указала на алую ленточку.
- Понятно! Следующий свидетель!
Из тумана появились три девицы, напомнившие мне строки Пушкина "Три девицы под окном пряли поздно вечерком". Выглядели они тоже нелепо.
- Как вас зовут, свидетельницы? - спросил ведущий шоу.
- Мэри Дрисколл.
- Миссис Барри.
- Леди Беллинг.
- Вы обвиняете подзащитного?
- Обвиняю! - воскликнула Мэри Дрисколл, - в непристойном поведении!
Пока на первом этаже Темные разворачивали свою нехитрую клоунаду, я постарался связаться со Светланой или хотя бы Костей. Напрасно! Толстые двери здания, да и само здание, защищенное магически, не пропускало сообщений из человеческого мира.
- Это плебейский Дон Жуан! - вторила Мэри леди Беллинг.
- Ох, и сколько я настрадалась из-за него, - продолжила Мэри, - такой нелепый, неуклюжий кавалер. Ну прямо понятия не имеет, как ухаживать за дамой, ну не за самой требовательной дамой к тому же!