Петраков Игорь Александрович : другие произведения.

Рассказы о детстве, ознакомительный фрагмент

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фрагмент моих "Рассказов".


  
   Игорь Петраков.
   Рассказы о детстве
   Ознакомительный фрагмент
  
   Этот фрагмент расскажет о моем увлечении сочинительством небольших "повестей" и рассказов в пору детства.
  
   Поэзии отводилось немалое место в нашем воспитании в ту пору. Поэтому можно без труда объяснить мое сочинительство именно этой причиной. Однако и субъективное писательское упрямство, воспитанное с малых лет умение стоять на своем тоже имели место. Автор собирал и сочинял приметы народного календаря, задачи из цикла "Шевели мозговой извилиной" и даже собственные частушки, напр., такие -
  
   А республики-то все
   От нас отделяются,
   Ну а жизнь без Кыргызстана
   Мне не представляется,
  
   А у нас, а у нас
   Продавали вчера квас.
   Я купил себе цистерну
   И оставил про запас.
  
   Они напоминали "спортивно-юмористический словарь" Бориса Брайнина -
  
   Вам противник ставит мат
   Четко и внимательно.
   У него, как говорят,
   К пату антипатия -
  
   объяснявший, что такое бегония, весельчак, доминион, елки-палки и другие спортивные и околоспортивные термины. Словарь Бориса Брайнина был найден мною в журнале "крокодил", где критиковали только бракоделов, взяточников, но больше всего - нравы заграницы. Даже рубрику в журнале открыли - "Вокруг света и тьмы". В ней помещали идейные стишки:
  
   Кто победит в борьбе такой?
   Один ковбой?
   Другой ковбой?
   Кто победит?
   Смешнои вопрос:
   Сэр Капитал, их главный босс.
   Зачем же лихо скачет братия?
   А как же! В Штатах - демократия!
  
   А что за рисунки тогда там печатались! Одни названия говорят сами за себя - "Позиция Белого дома" - "Дом, что стоит за каменной стеной, не миром пахнет, а войной", "На арене Пентагона", "Южноафриканские шахматы", "Результат падения курса доллара", "Голоса Америки". Оставшиеся статьи и рисунки можно было разделить на следующие категории:
   - про запчасти ( к машинам, тракторам, комбайнам ),
   - семейные вопросы,
   - плохие дороги,
   - нравы молодежи,
   - плохое бытовое обслуживание.
   Так как названных журналов была в распоряжении автора целая гора, он мог совершенствовать свое образование в основном с их помощью.
   В шестом выпуске альманаха "Лик" было опубликовано эссе "Жизнь в Омске" ( см. мои сочинения, второй том ), словарь, кроссворд "Арфа" и кроссворд-головоломка, шахматные задачи, статья про страну Суоми из "Юного техника" а также игра "Умеете ли вы организовывать совещание?". Затем я поместил в журнале понравившееся мне сочинение Н.Монахова "Ищу сиамского кота". Приведем здесь фрагмент из него:
  
   ИЩУ СИАМСКОГО КОТА
  
   Рядом афиша:
   "Сегодня в клубе состоится новый худ.фильм "Жена ушла", который посвящается вам, дояркам".
   Между прочим, мой приятель женился на доярке, какая у них была любовь! И все-таки доярка ушла от него.. Ничего, не одной любовью сыт человек, если верить плакату студенческой столовой:
   "Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда".
   Вот поистине мудрые слова!
   "Отлично приготовил,
   отлично обслужил
   и в маленькую кастрюлю
   большую душу положил"..
   "В столовую нужны грузчики, блюдосортировка, блюдомойки и женщина на вешалку".
   - А кроме денег ничего не дадут? - поинтересовался я.
   - А чего бы ты хотел? - с любопытством спросил пенсионер.
   - Ну, я не знаю. Иногда предлагают и еще кое-что. Вот в истринской газете "Ленинский путь" было, помню, такое объявление:
   "Дом отдыха "Зеленый курган" приглашает на работу: электромонтера, рабочих кухни, уборщиц, слесаря. Жулье будет предоставлено".
   - Я же вам говорил! - радостно воскликнул мой защитник, - У него не все дома! Все понимает буквально. Это называется делириум буквалис. И давно это с тобой?
   В конце концов меня отпустили, бросив вдогонку:
   - Шел бы лечиться!
   Это происшествие меня очень расстроило. В самом деле, хотел как лучше себе и другим, а меня сочли ненормальным. Даже пропало желание продолжать поиски сиамской киски.. К тому же наступал вечер. Правда, объявление круглосуточной группы детских яслей предупреждало:
   "Родители!
   Сегодня ночи не будет!"
   Но, несмотря на это, быстро темнело. Чтобы как-то ублажить сына, решил купить гостинец. Зашел в магазин.
   - Мне бы какое-нибудь лакомство, - сказал я продавщице, - что-нибудь эдакое.. Ну, я думаю, вы меня понимаете?..
   - Конечно, понимаю, - как-то необычно улыбнулась продавщица - Вот специально для вас.
   Это был торт. Выйдя из магазина, я случайно взглянул на этикетку и обомлел:
   0x08 graphic
0x01 graphic
   Что это значит? Неужели торт выпечен специально для .. этих самых? Лечебный, что ли? Я вспомнил загадочную улыбку продавщицы, ее слова: "Специально для вас". Неужто она тоже приняла меня за ненормального? Но почему? Я вернулся к магазину, чтобы получить объяснения. Но на двери уже висела табличка: "Магазин закрыт на имтервизацию". Мои глаза растерянно блуждали и вдруг, помимо моего желания, впились в название улицы, на которой я находился. Я вздрогнул.
   0x01 graphic
   Нет, это невозможно! Улиц с таким названием не бывает!"
   В одном из журналов "крокодил" я обнаружил эту довольно интересную юмористическую зарисовку.
   В том же выпуске - "Лит-клуб" со статьей "Как написать письмо" -
   "Итак, Вы решили написать открытку. Сейчас я вам хочу помочь в составлении поздравлений, которые делятся на три части, - утверждает автор, - первая часть - это обращение ( дорогие, горячо любимые, уважаемые ). Во второй части вы пишите, с каким именно праздником хотите поздравить ( с новым годом, с восьмым марта.. ) Третья часть - самая большая - для пожеланий. Что же можно пожелать? ( здесь автор переходит к обзору открыток, которые сохранились у него дома )
   - здоровья ( крепкого; хорошего; на долгие годы )
   - счастья ( огромного жизненного; в личной жизни )
   - семейного благополучия,
   - хорошего ( праздничного, весеннего, прекрасного ) настроения,
   - радости, веселья,
   - успеха и удачи во всех делах и заботах,
   - всего самого наилучшего,
   - благополучия,
   - самого доброго и светлого,
   - любви
   - побольше светлых и радостных дней".
   Передо мной были открытки поздравительные - соответственно и заполнялось содержание рубрики. Но лучше всех были открытки, присланные из Белоруссии, на которых были изображены разные персонажи, поздравляющие с новогодними праздниками ( одну из таких открыток мне прислал вместе с письмом Мишутка ). В следующем выпуске альманаха начал печататься цикл рассказов "Неуловимый Ельцин. Вот один из рассказов:
   "Однажды Борис Николаевич пошел в магазин, продуктовый. А там - шокирующие цены - колбасы - одна тысяча пятьсот рублей за килограмм, сахар - сто двадцать рублей за килограмм и т.д. и т.п.
   Это коммунисты приписали сзади еще по одному нулю. Они хотели шокировать Бориса Николаевича этими ценами. Но Борис только улыбнулся, пришел домой, подписал указ о повышении своей зарплаты в десять раз, а потом пошел в магазин и накупил там всякой всячины, коммунисты снова остались ни с чем".
   В четырнадцатом выпуске помещен еще один рассказ под названием "Падал прошлогодний снег". В нем описаны забавные приключения жителей нашей большой страны.
   В завершающем выпуске неравнодушный к событиям в названной стране автор представил просвещенному вниманию читателей еще и новогодний "гороскоп", составленный из юмористических портретов известных политических деятелей.
   "Овен, председатель Верховного совета Руслан Хасбулатов. Его отличает тоска по прошлому и стремление к несбыточному, напр., стремление спасти экономику. Дружит со львом а также с Девой, которая является его покровителем. С виду - вполне безобидное создание. Но хотя и глуп как молодой барашек, внутри сидит взрывной характер.
   Телец, председатель либерально-демократической партии Жириновский. Очень властолюбив. Очень настойчив: который месяц пытается втолковать народу, что даст ему свободу.
   Рак, президент республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Чтит традиции предков. Свято верит, что Байконур принадлежит казахам. Немного привязан к сладкому. С аппетитом уминает конфеты "Рачья шейка". Также любит красных раков.
   Дева, Борис Ельцин. Девы очень живучи. Стихия девы - вода. Дева находит там спасение, когда ее пытаются задавить. В каждое полнолуние занимается своим любимым хобби - проводит реформы..
   Весы - народный депутат Казанник. Весы очень неуравновешенны. Если на одну их чашу поместить интересы всего человечества, а на другую - его личные интересы, последняя перетянет с большим запасом. Весы очень уступчивы. Так, в позапрошлом году весы уступили свое место на горизонте деве.
   Скорпион, автор программы "500 дней" Григорий Явлинский. Чрезвычайно общителен, поэтому имеет длинный язык и, подманив народ политической трещоткой о всеобщем благоденствии, которая у него находится на конце хвоста, заглатывает жертву. В полнолуние спит и видит президентское кресло.
   Стрелец бывший министр обороны Советского союза Язов. Стрелец - хороший друг. Поэтому поддержал своих друзей, когда те захотели немного попутчить. Любимый кустарник - черемуха. Любимый цвет - хаки.
   Козерог, президент Советского союза Михаил Горбачев. Козерог чрезвычайно "ботлив" - болтлив, но бодлив. Может боднуть так, что после страна несколько лет не сможет подняться на ноги. Стихия козерога - земля, которую он имеет в достаточном количестве. Из всех планет чтит Плутон, который по своим природно-климатическим условиям, по мнению Козерога, является идеальным место для ссылки ГКЧП-истов.
   Нужно добавить, что прообразом гороскопа был его предшественник, опубликованный в уже упоминавшемся журнале "крокодил". Правда, большой смелостью ( для девяносто первого года ) отличается только наш вариант.
   На сем завершим осмотр архивных номеров журнала и альманаха "Лик" и приступим к следующему пункту нашего меню, а именно - общим тетрадям, заполненным старательным автором повестями о приключениях и детективными рассказами.
   Вот перед нами повесть, которая называется "Невероятные приключения американцев в России". Сюжет повести напоминает "Ночь перед Рождеством" Николая Гоголя: то же место действия, похожие персонажи, то же путешествие из Украины в Санкт-Петербург.
   В завершение повести наши герои оказываются во дворце на новогоднем балу у Елизаветы и получают каждый - по медали. На этом и завершается повествование, снабженное для убедительности разноцветными картинками, картой путешествий героев, картой города Петербурга и "Толковым словарем для безтолковых читателей", из которого можно сделать вывод, что:
   "Американцы - население Америки,
   Возница - человек, который правит в кибитке или в санях лошадьми,
   Ведьма - персонаж сказок Гоголя, делает всякие пакости,
   Дьячок ( церковное ) - помощник попа,
   Елизавета - царица России,
   Кибитка - телега или сани с верхом, крытая повозка,
   Конюшня - помещение для лошадей,
   Облучок - место для ямщика,
   Охранник - тот, кто что-нибудь охраняет,
   Пиала - кружка широкая по ширине,
   Разин - фамилия командующего восстанием народа на Доне и Волге в 1670 году,
   Черевички - туфли, разукрашенные драгоценностями,
   Шинок - заведение, где за деньги накормят и напоют вдоволь".
   Продолжение повести - "Новые приключения американцев в России" - было написано в одна тысяча девятьсот девяносто первом году и разошлось тиражом в один экземпляр. Однако теперь представляется оно мне, по скромному разумению, выдающимся. Место действия было уже знакомо читателю, однако большая его часть происходила не столько на Украине, сколько в одном маленьком городке, описанном в финале нашумевшего в девятнадцатом веке романа Ф.Достоевского, -
   "Так вот, в этом городке происходило такое, что, как говорится, вам и не снилось. По небу с оглушительной скоростью плыли темные тучи, скрывавшие месяц, звезд не было видно, выл ветер. Короче говоря, вечер способствовал романтическому настроению.
   И действительно, в эту смутную пору в Любиной роще можно было увидеть несколько романтиков с большой.. нет, не буквы, но дороги, в просторечии прошлого века называемых бандгруппой. Круг чтения этих граждан нельзя было назвать обширным, - он ограничивался весьма специфическими брошюрами, а из книжек Корнея Чуковского в нем была только одна - "От трех до семи", - но и она попала в список изучаемой литературы по досадному недоразумению.
   Совещание этих замечательных ( в своем роде ) людей открыл ветеран Миклуха Мак Лай, в просторечии именуемый Михайло Потапычем.
   - Жизнь не веселит, - сказал он, - всеобщий упадок дел, не говоря уже о предприятиях. Недавно губернатор объявил о решении построить на перекрестке наших дорог дом. Это возмутительно. Что будем делать, соратники?
   Поднялся из среды романтиков некий Фенимон. Был он романтик седой как лунь и глупый как колода.
   - Предлагаю штурмом взять дворец генерал-губернатора! - сказал он.
   В темноте было видно, как романтики заулыбались. Предложение Фенимона пришлось им по вкусу. Каждый мечтал утащить фамильное золото, о котором ходили слухи один другого заманчивее.
   - План таков, - предложил Фенимон, - снимаем охранников и кокаем сторожей. Это нелегко, но я и не собирался ставить необременительные задачи!
   - Когито ерго Сум, туды его в качель! А если будут жертвы? - спросил Миклуха.
   - Но ведь и мы с вами не в Угличе в ножички играем! - крикнул срывающимся голосом Фенимон, выхватывая пистолет и помахивая им. В порыве отваги он даже пальнул в небеса, что всегда считалось довольно-таки убедительным аргументом в споре.
   - Ой! - раздалось где-то поблизости. Фенимон оглянулся, - около близлежащей сосны стоял свидетель, которого, как подсказывала газета "Вечерний Магнитогорск хуже Чикаго", надо было убрать.."
   Прочитав о происшествии в Любиной роще в "Губернских ведомостях", наши герои устремились в маленький город для того, чтобы помочь расследовать это загадочное преступление. Итак,
   " .. расскажу о том, что происходило в Сибири. Американец, оглядевшись по сторонам, обнаружил представительного бородатого человека, который прогуливался по набережной и искоса поглядывал на него. Несмотря на всю внешнюю представительность, бородатый, однако, не отличался особой изысканностью манер и в слободке был известен как практикующий под псевдонимом Флюс медвежатник ( псевдоним был дан, очевидно, за неординарные артистические способности ).
   - Извините, - произнес Рональд, - не будете ли так любезны подсказать, как мне найти популярного в вашем уезде следователя Некрасова?
   При этом Рональд достал из кармана газету "Губернские ведомости" и продемонстрировал ее Флюсу. Тот, хотя и был признан в округе находчивым человеком, немного опешил, но, однако, все-таки показал в сторону Любинского проспекта.
   Долго ли, коротко, дошел американец до моста, перешел, так сказать, Рубикон, но ничего примечательного не нашел. "Как же я теперь найду этих легендарных людей?" - сокрушался он. Совсем некстати, как это обычно бывает, с реки подул ветер. Становилось зябко. Чтобы чуть согреться, Рональд направился к видневшемуся на второстепенной дороге трактиру, но тут произошло нечто не совсем предвиденное - кто-то сзади накинул на него мешок.
   - Полиция! - закричал американец.
   - Тише, - почти нежным шепотом произнес неизвестный доброжелатель, - а не то в Омку сбросим.
   - Это уж как водится, - подтвердил еще один респондент.
   Если бы кто-нибудь был в Омске двадцать девятого июня на Гасфортовской улице, то он бы увидел, как два типичных представителя интеллектуальной элиты клуба романтиков тащат мешок из грубого сукна. Увы, никого, кроме бурундуков и мышей, не было на улице в этот предзакатный час.
   - Что-то клиент замолк, представился, что ли, - высказал предположение Фенимон.
   - Я живой! - сообщил американец, упираясь в нестройные кусты, дико разросшиеся на обочине.
   - Это до поры, - заметил Миклуха мечтательно.
   - Это возмутительно! Я, изволите ли знать, актер!
   В это время Миклуха уже подтаскивал мешок к сараю, где располагались инструменты для извлечения из клиентов нехитрой сермяжной правды".
   На помощь нашему герою поспешили его соотечественники, обнаружившие на развалинах обгоревшего дома нового персонажа из пушкинской сказки:
   " .. Они не заметили, как из искры возгорелось пламя и вскоре охватило жилище Архея. Джон и Джек побежали к колодцу и принялись таскать воду. Но то ли хижина была слишком мала, то ли огонь был слишком велик, однако от избушки через пять минут остались одни головешки.
   Подле куч золы и головешек бродил кот Архея Герасика и жалобно мяукал.
   - Может, взять его с собой? - предложил сердобольный Джек, - видишь, как скотина страдает.
   - Еще чего, - возразил Джон, - из-за него мы теперь не знаем, куда путь держать. Если бы он не уронил эту склянку.. Ты знаешь, что это за Любина роща?
   - Понятия не имею, - признался Джек.
   - Куда теперь ехать? - расстроился Костон.
   - Не знаю, - пожал плечами Сальери.
   - Я знаю, - раздалось где-то поблизости.
   Но рядом никого не было.
   - Кто здесь? - спросил Джек.
   - Да я это, я, - сказал кот.
   Американцы уставились на него. И было отчего: кот сибирский говорящий был большой редкостью в национальной биологии.
   - Чего уставились? - повторил кот.
   Да, говорящий кот, совсем не похожий на промышлявшего в тридцатых годах в столичных гастрономах, предстал перед нашими героями. Как говорится, невероятно, но артефакт!
   - Путь неблизкий, - сказал кот, - и куда дальше Харькова.
   - А ты не врешь? - спросил Джон.
   - Я? Разве я буду врать? - обиделся кот, - да я, если хотите знать..
   - Ладно. Не скандаль, - сказал Джек, - тебя как зовут?
   - Василием Ивановичем, можно Васькой, - отрекомендовался кот".
   Итак, все отправляются в путешествие и оказываются вскоре на иртышском бреге. В городе героев приключенческой повести заинтересовал Казачий сад, в котором они и остановились полюбоваться, -
   "Случилось так, что в этот же час по городскому саду проходили следователь Некрасов и его помощник Рыков. Они только что целый час бродили по Любиной роще, пугая туристов, и теперь были преисполнены решимости немного подкрепиться в ресторации. Они так торопились, что не заметили даже Флюса, который искательно двигался вокруг американцев.
   - Давайте я постерегу ваши вещички, - предложил он, - а вы, господа, поискали бы вашего друга.
   Поистине, гостеприимность Флюса в этот вечер не знала границ.
   - Хорошо, - согласился Джек, - но как?
   - Беру след! - объявил молчавший доселе кот.
   След повел из Казачьего сада на Почтовую улицу, дальше - на Любинский проспект, через мост и прямиком - на Гасфортовскую, к историческому сараю. В нем звучали следующие теноры и фальцеты:
   - Быть иль не быть - вот в чем вопрос, - декламировал Миклуха, - достойно ль.. Дальше помню смутно. Начнем, пожалуй, экстренное заседание! Пора этим прохвостам ответить за все, как.. хм.. о чем это я? Да, о штурме, друзья!
   - Что же делать? - шепотом спросил кот.
   - Наблюдать и делать выводы, - неопределенно ответил американец.
   - На повестке дня два вопроса, - продолжил Миклуха, - первый - что будем делать с пленными? Как показывает практика, они вечно путаются под ногами. Кто за расстрел? Прошу поднять руки!
   - Они могу пригодится в качестве заложников, Миклуха, - осторожно возразил Фенимон.
   - Да! То-то повеселимся! - загалдели романтики. Некоторые из особо рьяных принялись было за песню "Двенадцать человек на сундук..", но, остановленные жестом Миклухи, стыдливо замолкли.
   - Перейдем ко второму вопросу, - сказал он, - как и когда?
   - Это должна быть ночь, - заявил Фенимон.
   - Где-то половина второго!
   - Нет, половина первого!
   - Век романтики не видать!
   - Без двадцати!
   - Без пятнадцати!
   После бурных и продолжительных прений, сопровождающихся категорическими императивами и инвективами, представители интеллектуальной элиты города сошлись на втором часе ночи.
   Затем перешли к неофициальной части, завершившейся беседой в кулуарах.
   - Я предлагаю проникнуть в дом через трубу, - сказал Фенимон, - согласны?
   - Это виртуально! По-нашему!
   - Погоди, - возразил Миклуха, - а как ты заберешься на крышу?
   - Для такой цели я припас воздушный шар, - усмехнулся Фенимон. По его условному сигналу два мужика занесли в сарай корзину, доверху набитую какими-то желтыми тряпками.
   Все так рты и поразинули, кроме, разумеется, кота.
   - В Европе, у Монгольфье стырил, - с достоинством пояснил Фенимон.
   - Добро, - кивнул Миклуха, - план такой: Фенимон и его напарник отвлекают сторожей, я со своей командой высаживаюсь на крышу дома на воздушном шаре и залезаю в вентиляционную шахту. Дальнейшее, как говорит футбольный комментатор Виктор Гусев ( выражение, появившееся позже, при редактуре - И.П. ), дело техники"
   В четвертой части приключений американцев в России разбойники уже непосредственно приступили к осуществлению намеченного плана, но - не тут-то было! Однако сколько загадочности, необыкновенности приключений было для меня в этих строках в детские времена..
   "Наступила ночь.
   На фоне дворца генерал-губернатора в свете фонарей можно было увидеть силуэты двух людей. Нет, это были отнюдь не разбойники, но достославные американцы и Василий Иванович.
   - Может быть, проникнуть во дворец? - спросил Джек.
   - Не пойдет, - произнес Джон, - Лучше стащим у них шар.
   - Как ты его стащишь? Он большой, - заметил кот.
   - А что ты предлагаешь?
   - Созвать всех котов.
   Васька свистнул. Тотчас из окон дворца генерал-губернатора попрыгали коты, с крыши попрыгали коты, все они бежали к Василию Ивановичу.
   - Вот что, - произнес Василий, - на ваш дом, друзья, вознамерились напасть разбойники. Они хотят пролезть через трубу. Необходимо встретить их как полагается.
   - Мяу, мяу! - поддержали коты.
   А в это время на другом берегу Оми романтики готовились совершить налет на дворец губернатора, который, ничего не подозревая, посапывал в своей губернаторской постели.
   - Итак, - сказал Фенимон, который командовал парадом, - распутывайте шар!
   Немедленно шар был распутан.
   - Теперь зажгите костер и пускайте дым в шар.
   И это было исполнено.
   - Теперь - на абордаж! Вперед! - закричал по старой привычке Флюс, который успел уже, видимо, принять горячительный напиток.
   Флюс, Фенимон, Миклуха и другие забрались в шар.
   - Поехали! - крикнул Миклуха Рональду, которого принудили рубить канат. Воздушный шар, плавно взмахнув, поплыл вдоль Гасфортовской, пугая влюбленных, сидевших в прибрежных плавнях.
   - Ура! - воскликнул Фенимон и в исступлении запел, - "Он сказал - "Поехали!", он взмахнул рукой. И вдоль Гасфортовской, Гасфортовской поднялся над землей!"
   Рональд видел, как шар Монгольфье завис где-то подле моста через Омь, но затем, будто кто-то направил его туда, устремился к губернаторскому дворцу. Старый сторож, который оборонял дворец, пришел в полное замешательство. Он немедленно позвонил следователю Некрасову. Однако в тот вечер последний, изрядно накачавшись горячительными напитками в известной ресторации, мирно спал, и на звонки отвечал его помощник Рыков.
   - Вижу большой разноцветный шар, он летит прямо сюда! - сообщил сторож Рыкову.
   - А свет в конце тоннеля Вы не видите? - поинтересовался помощник следователя.
   Сторожу осталось только кусать локти. Тем временем шар подплыл к самой трубе.
   Флюс бросил лассо, дабы зацепиться за нее. Но лассо за трубу не зацепилось, зато поймало что-то мягкое и пушистое.
   - А это что за экспонат? - раздражился Флюс.
   - Довольно неприятно слышать такие выражения, - заметил кот Васька ( а это был именно он ), после чего был выброшен за борт и полетел не вверх, но вниз.
   Да, события разворачивались стремительно.
   - Лезь! - распорядился Миклуха, и Флюс, ничтоже сумняшеся, полез.
   Однако как только он ступил на крышу, на него наскочило больше трехсот котов. Да, Флюсу пришлось несладко.. А некоторые из них уже карабкались по осевшей на крышу корзине. Фенимон попробовал было выбрасывать котов "по прибытии", но тщетно. Тогда Фенимон стал сбрасывать на них мешки с песком..
   Шар отделился от крыши и, медленно раскачиваясь, поплыл в сторону финишной ленты Иртыша.
   - Караул! - кричали несостоявшиеся курортники Гейдельберга. Но ветра, как известно, разбойниками не интересуются..
   Флюс остался на крыше без дружеской поддержки и весь его энтузиазм как рукой сняло.
   - Кошечки, дорогие мои, - сказал он, - я же не нарочно, я за компанию. Я буду хорошим.
   В это время из дворца выбежал генерал-губернатор в неглиже ( не путать с Гжелью! )
   - Что здесь происходит? - спросил он.
   - Вас намеревались ограбить, - сказал подошедший к шапочному разбору Рональд.
   - Еще бы! - подтвердили два других американца.
  
   ЭПИЛОГ
  
   Воздушный шар братьев Монгольфье, на котором толпились несостоявшиеся покорители подмосковных монбланов, терял высоту. Промелькнули внизу Заброшенный стадион, парк Орлиное гнездо, роща.. затем раздался сильный удар, треск лопающейся французской ткани и, как Вы, наверное, догадались, тишина..
   Приоткрыв не без опаски один глаз, Миклуха обнаружил, что он и его незадачливая команда оказались на каком-то бедном огороде.
   - Кажись, все обошлось, - заметил осторожно поднявшийся с огуречной грядки Фенимон.
   - Кажись, да, - подтвердил Миклуха, выпутываясь из веревок Монгольфье. Остальные романтики сумрачно молчали.
   - Рассолу бы, шеф, - сказал один из пиратов, - голова.. мужик, - обратился он к поселянину, - Дай рассолу, будь так любезен.
   - Будет вам рассол, - пообещал тот, удаляясь.
   Впоследствии выяснилось, что посадку персонажи повести совершили на плантации следователя Некрасова, - так что одним рассолом, как понимаете, дело не ограничилось.
   Вот так город был очищен от поборников венской школы и романтиков с большой дороги. Вы знаете, что основную роль здесь сыграли американцы, а самую основную - кот Василий Иванович, но почести достались, как всегда, следователю Некрасову и его помощнику Рыкову".
   Так завершилась повесть, посвященная "новейшим приключениям американцев в России" - не классическое произведение, скорее импровизация. Но будет неправ тот, кто скажет, что она вышла хуже, чем, допустим, известная "Сказка с подробностями" Гр.Остера, тоже насыщенная самыми разнообразными персонажами и приключениями.
   За приключениями американцев последовали "Приключения капитана Крэкса", отправившегося, подобно капитану Врунгелю, в кругосветное путешествие. В названной повести сюжет был неприхотлив и безыскусен, а его повороты обезпечивались благодаря тому, что один из героев, как правило, убегал от другого, или герои встречались с экзотическими существами - китом, индийскими аборигенами, итальянскими мафиози. Вся книга была украшена рисунками автора, выполненными карандашом и иллюстрирующими разные ее эпизоды. Вот красноречивые названия частей "Приключений капитана Крэкса": "Об Нью-Иорке и обо всем, там случившемся", "Появляется корреспондент и Исландия, зато исчезает кубинский детектив", "Как мы искали Рейкъявик и ФРГ", "По ФРГ и другим странам", "Дрейф во льдах", "По Тихому океану", "У папуасов", "Путешествие по Австралии", "От Австралии до Индии", "Чудеса Индии", "В театре военных действий", "В долине Нила", "Кое-что из жизни итальянских мафиози", "Как мы были в Атлантике", "Бермудский треугольник".
   Но и этих приключений показалось автору недостаточно и он начал повесть "Приключения неунывающего Харлама", также снабженную карандашными рисунками ( особенно выделялся среди них портрет Сталина ). При внимательном чтении читатель может убедиться, что "Приключения неунывающего Харлама" написаны под впечатлением от прочтения известного романа "Жизнь и приключения солдата Ивана Чонкина".
   В пылу писательского творчества автор перешел к следующей и завершающей цикл приключенческих повестей пьесе "В погоне за миллионами", в которой налицо были все признаки настоящего драматического произведения: список действующих лиц, замечания для господ актеров, пять действий и множество "картин". Вот как начиналась названная пьеса:
  
   ХАРАКТЕРЫ И КОСТЮМЫ
   Замечания для господ актеров
  
   Иван Ильич Ступин - миллионер, имеет роскошный дом с многочисленными комнатами и много слуг. Человек непривлекательной наружности. Толст и спесив. Ходит в пенсне.
   Александр Ильич Ступин - человек чрезвычайно не умный. Его легко склонить на свою сторону.
   Алексей Иванович Давыдов - человек чрезвычайно хитрый. Ход его мыслей никогда нельзя предугадать. Вот уж как говорится, "на языке мед, а под сердцем .. лед".
   Софья Григорьевна Тимофеева - чрезвычайно шустрая старушка. Ходит весной, летом и осенью в косынке.
   Софья Леонидовна Ступина - очень любопытная дама.
  
   Сюжет пьесы между тем не выдерживал никакой критики. Не будем занимать ваше время даже его пересказом. Характеры персонажей получились похожими друг на друга, истерическими, неуравновешенными, взбалмошными и наивными ( в соответствии с авторским замыслом ). Движения их были малоосмысленными и безпорядочными, напр., во фрагменте:
   "Софья: - Ефим!
   Галя: - Где здесь больница?
   Ефим: - А вот как выйдете за калитку налево. И так все прямо, до большого белого кирпичного дома. Потом сворачиваете еще влево. Ну там и больницу увидите.
   Софья: - Спасибо!
   Служанки убегают.
   Ефим продолжает подметать пол".
   Итак, сюжетная интрига пьесы по своей напряженности, как вы уже догадались, не уступала латиноамериканскому сериалу. В то же время местность, на которой происходит действие, полна загадок и чудес. Наши герои отправляются в путешествие , которому мог бы позавидовать не только Онегин, но и Печорин. На пути их лежит город, дорога, цыганский стан - "За цыганским станом дорога ведет в горы. На одной из гор стоит замок с привидениями. Дальше дорога не идет. За замком с привидениями - озеро. За озером шумит дремучий лес. Правее леса с озером находится минное поле. За полем - глубокий ров, заполненный водой. За рвом, посреди луга, стоит пригорок". Все напоминает сказку Льюиса Кэрролла "Алиса в зазеркалье", с той разницей, что в сказке героиня побывала в гостях у куда более интересных и привлекательных персонажей - Тру-ля-ля и Тра-ля-ля, овцы, Шалтая-Болтая и королевы.
   Герои пьесы попадают в гости к цыгана, которые отнюдь не отличаются гостеприимством.
   В следующем действии на берегу озера герои обнаруживают персонажа сказки о попе и работнике его Балде А.С.Пушкина:
   "Чего вы мутите воду? Сейчас доложу деду! А ты ( показывает пальцем на Ступина ), должно быть, Балда.. Ты, Балдушка, не безпокойся, мы тебе быстренько.. быстренько мешок дадим".
   При сборе грибов герои пьесы спорят о том, какой они обнаружили гриб:
   "Нотариус: - Так это же сморчок!
   Ступина: - Какой сморчок? Это же мухомор!
   Ступин: - Вы оба мелете чушь! Это же сыроежка!
   В отверстии дупла показывается разбуженная криком умная сова.
   Сова: - Угу!!
   Нотариус и Ступин: - Ой!
   Сова: - Ну что, испугались? Сказывайте, о чем спорили.
   Ступина: - Об этом грибе. Я думаю, что это мухомор.
   Ступин: - А я уверен, что это сыроежка.
   Нотариус: - А я думаю, что это самый рядовой сморчок.
   Сова: - М-м.. Вот что: это сыроежко-мухоморный гриб семейства сморчковых.
   Ступина: - А можно ли этот гриб кушать?
   Сова: - Не рекомендую".
   Тут же вспоминаются говорящие персонажи повести о приключениях девочки Элли в Изумрудном городе и его окрестностях, оказавшей сильное влияние на юного автора, а также Богомол и Сова из сказки Алексея Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино". Дальше на пути наших героев попадается.. минное поле и они размышляют, как его переходить:
   "Домаша: - Меня не учили, как минное поле переходить, ты это лучше у енерала спроси!
   Агафья: - Да где его возьмешь, генерала?
   Из-за правой кулисы, насвистывая, выходит генерал.
   Генерал: - Парам-пара-парара-па-ра-ра-ра!"
   За сим следует картина двенадцатая, причем декорации в ней "те же, что и в десятой картине". Автор не балует зрителей разнообразием видов. Герои перебегают минное поле, копают траншеи, переплывают ров с водой, а толку - чуть, как сказал бы герой повести Ю.Коваля. В финале перед зрителями появляется сам виновник торжества - Иван Ильич Ступин и все завершается благополучно.
   Интересно, что не только жанр приключений манил меня в ту пору. Нередко предпочтение отдавалось другому жанру - "детектива". Первой ласточкой в этом отношении стала "детективная повесть "На сорок седьмом километре"", название которой, по мнению автора, обладало в достаточной степени загадочностью. Повесть рассказывает о буднях работников органов охраны правопорядка, которые изображены, однако, весьма примитивно. За всем порядком в повести следят только сержант и полковник, причем первый из них ленив чрезвычайно:
   " Дверь, скрипя, отворилась, и в комнату вошел полковник.
   - Ну, сержант, много бандитов наловил? - весело спросил он".
   В другом эпизоде:
   " - .. сержант, идите проспитесь. А вечером пойдем на разведку боем.
   - Куда, куда?
   - Пошутил".
   И еще:
   "Настенные часы "Янтарь", висевшие в пункте охраны правопорядка", показывали пол-третьего, когда туда вошел полковник Поздняков. В кабинете никого не было. Полковник закрыл дверь, лег на кровать и заснул".
   В то же время даже пейзаж в повести отличался соответствующей детективной загадочностью:
   "Деревья бросали длинные-длинные тени. На аллее было пустынно ( отдыхающие, видимо, отдыхали после ужина ). Холодный ветер с севера давал знать о приближении осени" или "В доме отдыха стояла тишина. Те, кто поздно ложится, уже легли, а те, кто рано встает, еще не встали".
   Иногда поведение полковника не могло не вызвать улыбку читателя:
   "И вдруг в столовой погас свет. Через пять секунд глаза озарила вспышка света и послышался звон разбитой посуды. Через еще пять секунд свет опять загорелся.
   - Что это еще за представление! - крикнул на всю столовую Поздняков, - Кто выключал свет?"
   Такой наивный вопрос, разумеется, остался без ответа. Охотно разговаривали с полковником только его подчиненные:
   " - Товарищ полковник! Повариха говорит, что она пять минут назад пустила в кухню высокого мужчину. Вероятно, он и стрелял.
   - Во всяком случае, большим мы не располагаем, - сказал Поздняков, - какое у вас оружие, сержант?
   - Как какое? - опешил тот, - пистолет.
   - А у вас, Левко?
   - Тоже.
   - Значит, у нас четверых по пистолету, - в задумчивости произнес полковник".
   Умение делать логические выводы и задумываться над самыми простыми вещами выгодно отличает полковника как от его подчиненных, так и от преступника, которым оказывается не кто иной, как исчезнувший Пашкевич, обращающийся к стражу порядка с необычайной театральностью:
   " - Вы сами мне в руки принесли часы, на которых был надет золотой браслет. Ха! Подозревали ли вы, когда кидали их мне на сосну ( предварительно Пашкевич забрался на сосну - в целях конспирации ), что кидаете слиток золота. Я давно за ним охочусь.. ( как герой романа "Тайна белого пятна" - ред. ). Остальное вы знаете. И с л и ш к о м м н о г о з н а е т е.."
   В финале историческая задумчивость полковника едва не приводит к бегству обвиняемого. Вот как выглядит этот эпизод в двадцатой части повести:
   " - Ну что, начальничек, больше вопросов не будет? - живо спросил арестованный.
   - Да, не будет, - ответил полковник. Он понимал, что встретился с особо опасным преступником. Да, этот Пашкевич не такой дурак. Только вот зачем он рассказал всю правду?
   Вдруг послышался звон разбитого стекла. Полковник поднял голову и увидел, что вслед за стулом в окно выпрыгнул ( у героев повести, как вы уже заметили, развивается необыкновенная прыгучесть - И.П. ) Пашкевич. Сержант и Левко валялись по разным углам ( ! ).
   - В погоню! - закричал Поздняков".
   Иногда поведение беглеца напоминает роль Фантомаса из повести французского писателя ( которую автор в ту пору читал внимательно ):
   " Он хотел подбежать к окну, но тут же прозвучал выстрел и полковник, пошатываясь, упал в траву.
   - Товарищ полковник, что с вами? - крикнул Дишаков ( персонажи повести часто кричат и "вообще на таком тоне разговаривают", как сказала бы Даша Фрейвальд ).
   - Ха! Ха! Ха! - раздался из столовой злобный хохот Пашкевича, - Так будет с каждым, кто посмеет подойти к столовой ближе чем на десять метров".
   Но, как выяснилось, не только преступник, но и полковник любит театрально эффектные жесты и слова:
   "Пашкевич не заставил себя долго ждать. Еще через несколько минут, видимо, поняв, что сейчас придет подкрепление, он решил бежать через служебный выход, но в коридоре..
   - Вот ты и попался, Пашкевич! - сказал полковник.
   Поздняков и Пашкевич стояли друг против друга на расстоянии пяти метров с взведенными пистолетами.."
   В финале полковник, что само собой разумеется, победил. Его триумф стал столь весомым эмоциональным допингом - подпиткой для автора этих строк, что он решил продолжить сагу о приключениях полковника и написал еще четыре рассказа, главными героями которых были уже известный вам полковник и сержант. Первый рассказ назывался - "Убийство на корабле". Сюжет его прост, как "Десять негритят" Агаты Кристи. На маленьком, захудалом пароходике плывут наши герои - полковник Поздняков и сержант. Они находят лишенную признаков жизни жертву неизвестного. Кто же убийца? Это и предстоит им выяснить. И они это делают с успехом, несмотря на то, что убийца пытается натолкнуть их на ложный след.
   Прежде всего герои названного рассказа располагаются на причале:
   "Пароход, не спеша, словно раздумывая, подходил к пристани "Каменная гора". На пристани топтался Поздняков, рядом с которым стоял младший сержант и в нетерпении отмахивался от назойливых комаров. Погода была не по-августовски жаркой.
   - Сегодня будет гроза, - произнес полковник ( отличавшийся большой задумчивостью и склонностью к аналитическим выводам ), безучастно глядя в какую-то невидимую точку в густом сосновом бору, без просвета покрывавшем противоположный берег Иртыша.
   - Вполне возможно, - согласился младший сержант, поймав особо упитанного комара".
   Затем загадочное происшествие на корабле выводит наших героев из благодушного состояния:
   "Поздняков проснулся от громыханий грома. За окном каюты творилось нечто невообразимое - ветер поднял большие волны, небо то и дело рассекали огненные нити молний. Дождь бил по окну одной струей.
   В каюте было темно. Полковник посмотрел на Дишакова - тот спал ( сном младенца ), как ни в чем ни бывало. Поздняков осторожно, чтобы его не разбудить, вышел в коридор и закурил. Затем зашел обратно в каюту. Была четверть второго, но ему отчего-то не спалось.
   И вдруг он явственно услышал крик!
   Полковник выскочил ( подобно кенгуру ) в коридор и огляделся".
   Эркюль Пуаро и мисс Марпл отдыхают! Попытка пустить полковника по ложному следу проваливается:
   " - Убийство совершил капитан, - сообщает доброжелатель, - Он единственный на корабле, кто носит очки ( весомый аргумент - И.П. )! И вот в ту трагическую ночь убийца ( капитан ) выходит на палубу через дверь своего кубрика. Помощник его не видит. А капитан спускается в коридор, открывает дверь ключом взятым из сейфа! Чегинов спит, ни о чем не подозревая".
   На что полковник важно отвечает:
   " - Сегодня вечером я буду знать имя убийцы. Позвольте откланяться".
   В финале полковник собирает всех персонажей рассказа на палубе ( как Эркюль Пуаро в одном из романов Агаты Кристи собирает туристов - паломников ) и раскрывает перед ними свою нить рассуждений.
   Следующий рассказ называется "Улика", его сюжет еще более фантасмагоричен и необычен, чем первый. У рассказа есть несомненное достоинство: это "единственный рассказ в сборнике, где обошлось без убийства". В рассказе участвуют четыре персонажа, включая наших знакомых - полковника и сержанта. Содержание его таково: у кооператора Мочейского похищают ребенка.
   Затем неунывающие сержант и полковник устраивают засаду, причем находчивый Поздняков изображает собой рыбака - сидит на берегу озера с удочкой в руках. Кстати, и здесь он не упускает случая подшутить над своим подчиненным:
   "Семь часов двадцать пять минут. Ничего не произошло. Сержант глубоко вздохнул и пошел по направлению к озеру. Подойдя к одиноко сидящей фигуре с удочками в руках, он сказал:
   - Ничего не понимаю, товарищ полковник ( как Коллега говорил Шефу - И.П. ). Почему преступник не пришел за деньгами? Ведь это глупо!
   Человек обернулся, и Дишаков с удивлением заметил, что это был не полковник! Перед ним предстало совершенно незнакомое лицо.
   - Вы кого-то ищете? - спросил рыбак.
   - Да.. Полковник Поздняков, он должен быть здесь. На нем такая синяя куртка, черные брюки..
   - А, так это был он! Я действительно видел этого типа с полчаса назад. Он сидел с удочками. Потом позвал меня и сказал, что на этом месте хорошо клюет. Вот сижу здесь уже тридцать минут, а ничего не поймал, - с досадой сказал рыбак".
   В это время полковник уже выуживает из соседа Мочейского ( который оказался похитителем ребенка ) искренние и признательные показания:
   " - Скажите, как можно было за сорок минут обработать пленку, сделать фотокарточку, высушить и отглянцевать ее?
   - Да, здесь я дал промашку.. - признался преступник.
   - Ваш фотопинцет - главная улика. Зачем вы оставили пинцет в урне вместе с листком. Вот этого я не могу понять.
   - Ах я старый растяпа.. Пожалейте меня, товарищ полковник. Я исправлюсь, товарищ полковник. Честное слово, исправлюсь!
   Ворко ( а именно так звали преступника ) даже пустил слезу.
   - Ну хватит лить крокодиловы слезы, - сухо сказал полковник".
   В новом весьма жизнеутверждающем рассказе - "Алиби" - Поздняков работает без сержанта. Но и один он великолепно справляется с делом. Полковник идет по следу очередного убийцы, промышлявшего в драмтеатре. Затрудняет дело то обстоятельство, что у всех обвиняемых есть алиби.
   Но полковник со свойственной ему неутомимостью опрашивает всех обвиняемых и свидетелей, чтобы затем оказаться на коне в здании суда.
   Завершающий четвертый рассказ назывался "Тайна древнего дома". В отличие от "Улики", где нет убийств, здесь их целый букет. В провинциальной местности, в одиноко стоящем доме происходят странные события. Из комнат исчезают люди. И "совершенно случайно наши герои вливаются в водоворот событий". "Кто победит, - спрашивает автор, - убийца "мистер икс" или наш вечнозеленый полковник? Об этом вы узнаете, прочитав рассказ полностью".
   Герои рассказа приходят к следующему выводу:
   " - Единственное средство поймать убийцу, - герочески промолвил сержант, - это остаться здесь.
   - Оставьте эту глупую затею, - махнул рукой сторож, - Или вы неясно усвоили то, что я говорил?
   - Он прав, - согласился Поздняков, - не стоит рисковать зазря"
   Но отважный сержант все же оправляется в засаду. Ореол таинственности окружает все происходящее:
   "Наступили вечерние сумерки. Сержант в одиночестве сидел у гостиного камина. Несмотря на все ободрительные слова, которыми напутствовал его полковник, у него мурашки бегали по коже.
   Часы пробили девять часов. Пора!
   Сержант медленно встал из мягкого кресла. Теперь он был один в этом древнем доме. Дишаков потушил свет. Ночь бархатным покрывалом окутала дом. Казалось, вместе с темнотой спистился в дом и призрак убийцы. Тень его была везде: и на кухонном камине, и на массивном столе и в залитых лунным светом окнах ( что напоминает видение Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского )".
   В это время на охоту за сержантом выходит преступник - местный егерь:
   "Он вышел из леса и, быстро передвигаясь от дерева к дереву, скатился к подножью холма. Его любимым местом был старый высохший дуб. Примерно метрах в трех от земли он раздваивался на две части ( такое дерево автор однажды увидел в Чернолучье ). Егерь спрятался за домом.. В одном из оконных проемов его чуткое ночное зрение уловило фигуру сержанта. Егерь поднял берданку. На ней было написано "Лучшему стрелку"".
   Но сержант, оказывается, - стреляный воробей и его на мякине не проведешь. Егерь попадает прямо в приготовленную для него ловушку:
   " - Эй, живо руки вверх! - скомандовал сержант.
   Мозг егеря лихорадочно работал. Он промахнулся! Если бы на месте сержанта был бы кто-нибудь другой, может быть, это и сошло бы с рук .. из его груди раздался истошный крик - крик загнанного, раненного волка".
   Да, просвещенному и интеллигентному читателю мои детские рассказы и повести покажутся весьма наивными. Но прикоснуться к их страницам, почувствовать вкус этой прозы - интересно и поучительно. Дорогие юные писатели! К вам обращаюсь я - не повторяйте моих ошибок.
  
   Кстати, как утверждают капитаны клуба веселых и находчивых, по столице недавно прокатилась волна преступлений, совершенных по мотивам книг Дарьи Донцовой. Столица давно не видела таких тупых и бездарных преступлений.
   Вспоминается эпизод из постановки пьесы Евгения Шварца - " - Цыган? - Нет, рыбак. Пойдем в погоню?"
  

МПП РСФСР

ПГ Тулоблисполком

Производственное

Объединение

Тулагорхлеб

ХЛЕБОЗАВОД N5

ТОРТ "РЯБИНКА"

Бисквитно-песочный

  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"