Роман без кокаина
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Повесть, написанная осенью 2023 года.
|
Игорь Петраков
РОМАН БЕЗ КОКАИНА
Повесть - фантазия по мотивам произведения Агеева "Роман с кокаином".
Введение
Что такое "Роман с кокаином"? Небольшая, в общем-то, повесть, вышедшая в Париже в 1934 году за подписью некоего М.Агеева. Исследователи долго спорили о том, кто скрывается за этим псевдонимом, кто является автором "Романа". Высказывалось даже предположение, согласно которому "Роман с кокаином" мог написать Владимир Набоков. В конце 80-х, кажется, документально было подтверждено, что прозведение написал Леви.
Были обнаружены:
- переписка по поводу публикации,
- черновые фрагменты романа,
- совпадения между именами героев романа и именами однокашников Леви.
В чем сюжет "Романа"? Вот как пишет об этом один из критиков: "Повесть (так первоначально назывался роман) рисует нам накануне первой мировой войны развращенного гимназиста (затем студента) -- барчука, маменькиного сынка, безчеловечно-грубо относящегося к матери, обедневшей вдове, от которой материально зависит.
Заболевший венерической болезнью, заразивший ею невинную жертву, утоляющий свою чувственность случайными встречами, Вадим Масленников познает возможность настоящей любви, но от полной раздвоенности чувственности и духовности любовь не удается. От неудачи герой прибегает к кокаину, под влиянием которого в нем рождаются убийственные мысли о равнозначности добра и зла, и гибнет.
Раздвоение, опустошение, помешательство, гибель главного героя, от имени которого прямо или косвенно ведется рассказ, -- такова ось и большинства романов Набокова".
Замечено, что наибольшее тематическое сходство роднит "Роман с кокаином" с "Подвигом" Набокова. Главный герой "Подвига", Мартын, тоже гимназист, затем студент, повествование целиком вертится вокруг его судьбы: он -- барчук, живет вначале с матерью-вдовой (она выходит вторично замуж, и Мартын будет материально зависеть от богатого отчима, которому грубит); в первой части, как и в "Романе с кокаином", описывается гимназия (в Крыму), затем, следуя жизненному пути автора, эмиграция, учеба в Кембридже, и тут, как Вадим, Мартын переживает большую, но не осуществляющуюся любовь, ради которой идет на безсмысленный подвиг -- переход советской границы -- и гибнет.
В "Подвиге", как и в "Романе с кокаином", ядро повествования -- неисполненная любовь.
В своей снисходительной рецензии на "Роман с кокаином" с точки зрения всезнающего мастера Ходасевич так резюмировал вторую часть романа Агеева: "Покуда герой любит Соню, он не в силах стать ее любовником, а когда разлюбляет, то становится любовником, но роман тогда принимает грязный оттенок, отвращающий Соню".
Кажется, Н.Струве заявлял, что "Роман с кокаином" мог быть написан не подражателем Набокова, а самим Набоковым.
В подтверждение этого были приведены десятки текстовых перекличек - с ними Вы можете ознакомиться, прочитав мою книгу "Набоков. Осень жизни".
Затем исследователь спорит с самой Верой Набоковой, которая утверждала, что писатель в жизни своей ни разу не касался кокаина.
По словам Струве, "тема кокаина занимала Набокова с самого начала его творческого пути". Кокаин, считает исследователь, присутствует в 4 романах Набокова - "КДВ", "Камере обсуре", "Отчаянии", "Смотри на арлекинов!"
"Не только главная мысль, общая структура, объем роднят агеевское произведение с романами Набокова: в "Романе с кокаином" рассыпан ряд побочных тем, отдельных описаний, мелких штрихов, которые носят явно набоковский отпечаток". Струве приводит отрывки из "Смотри на арлекинов", "Подвига", размышляет о теме спорта в повести и в творчестве Набокова в целом.
Гоголь в "Романе.." упоминается дважды, оба раза по-набоковски. "Сначала московский памятник Гоголю, что как раз характерно для набоковского письма: почти во всех его городских пейзажах стоит какой-нибудь памятник, который своим несоответствием живой жизни привлекает внимание героя. "Гигантские канделябры по бокам гранитного Гоголя тихо жужжали <...>А когда мы проходили мимо, -- с острого, с каменного носа отпала дождевая капля, в падении зацепила фонарный свет, сине зажглась и тут же потухла". Ср. в "Подвиге": "Мартын отметил, что у каменного льва Геракла отремонтированная часть хвоста все еще слишком светлая..." В конце своих записок Вадим Масленников сравнивает свое душевное состояние кокаиномана "с состоянием Гоголя. Как Гоголь знал, что радостные силы его ранних писательских дней совершенно исчерпаны, и все-таки каждодневно возвращался к попыткам творчества, каждый раз убеждался в том, что оно ему недоступно, и все же (гонимый сознанием, что без этого радостного горения -- жизнь теряет для него смысл) эти попытки, несмотря на причиняемое ими мучительство, не только не прекращал, а даже, напротив, их учащал, - - так и он, Масленников, продолжает прибегать к кокаину..."
"Роман с кокаином": "Мы зашли за угол. Здесь было темнее. Только одно нижнее окно было очень ярко освещено. А под ним, на мокрых и круглых булыжниках, светился квадрат, словно на земле стоял поднос с абрикосами. Соня сказала -- ах -- и выронила сумочку.. шагнул к ней и обнял ее. Я склонился и прикоснулся к ее губам. И может быть, именно так, с такой же нечеловеческой чистотой, с такой же, причиняющей драгоценную боль, радостной готовностью все отдать, и сердце и душу и жизнь, -- когда-то, очень давно, сухие и страшные и безполые мученики прикасались к иконам. -- Милый, -- жалобно говорила Соня, отодвигая свои губы и снова придвигая их, -- детка, -- родной мой, -- любишь, да -- скажи же"
Совпадает не только то, что героиня закрывает веки, но и то, что поцелуй происходит в слабо освещенном месте. ( "Подвиг" )
В журнале "Вестник русского христианского движения" Никита Струве в статье "К разгадке одной литературной тайны" утверждает, что "Агеев сверхгениальный подражатель Набокова, наперед знавший все дальнейшее его творчество, его совершеннейший alter ego, то есть попросту сам Набоков, приучивший нас к псевдонимам и мистификациям". Однако Б. Бойд резонно сомневается в набоковском авторстве "Романа с кокаином"
От себя замечу, что совпадения набоковских произведений с "Романом" впечатляют. Так, тождественен вид на солнечный вечер с воображаемого балкона.
В романе "Соглядатай": "Балкон был совсем маленький, с пустыми зелеными ящиками для цветом и с разбитым горшком в углу.. И было тепло, хоть и не очень солнечно, а так, мутное, с ы р о е, разбавленное с о л н ц е".
В "Романе с кокаином": "На балконе от заходящего, выпуклого как желток с ы р о г о яйца, с о л н ц а, хоть и зацепившегося за крышу, однако видимого целиком, словно оно прожигало эту крышу насквозь, - лица стали махрово-красными".
С наступлением темноты картина меняется: пространство напоминает лабиринт, освещенный луной, заставленный ящиками, в которых невесть что содержится. В рассказе "Катастрофа": "Крыши под луной лоснились: серебряные у г л ы, косые провалы мрака.. и в темных домах по той стороне улицы хлопало ночное эхо. А за черным забором, в провале между домов был квадратный пустырь - там, что громадные гроба, стояли мебельные фургоны. Бог весть что было навалено в них". В "Романе с кокаином": "Я поднимался теперь по этой темной, пахнущей котами лестнице, держался за узкие перила, и мне вспомнилось время, когда этих мусорных ящиков не было. Мне вспомнился день, это было летом.. уже к вечеру их пронзительно сколачивали. Когда это случилось?"
Отдельная тема - это темнота в театре, во время которой возникает шум, - и это сочетание темноты и звука человеческого голоса в театральной темноте запоминается герою.
В настоящей повести я предлагаю Вам, уважаемый читатель, эксперимент - фантазию на темы "Романа с кокаином". Перед Вами предстанет история любви, которая также заканчивается весьма печально. Время действия - современная Россия. Герои тоже взяты из действительной жизни. Правда, вместо кокаина упоминается его заменитель - алкоголь, впрочем, тема алкоголя отступает на второй план сюжета и не играет в нем важной роли.
часть первая
Лена.
Слабее все память о прошлом, а мне бы
вернуться в тот вечер, когда ты была
так близко.. Но тает надежда
как мартовский снег..
Из стихотворения "У дороги" одного омского непризнанного поэта.
Приближалась зима. "Зима близко", - говорили мне облетающие листья на асфальте, нахохлившиеся воробьи посреди газона. Люди кутались в теплые куртки и осенние пальто, ежились от холода.
В ту памятную осень я работал вместе с Леной в редакции популярного еженедельника "Житье-бытье" ( известного также как "Губернские ведомости" ). Нас взяли туда после пятого курса университета. К нам на курс приходила главная редакторша и ее заместитель. Они живописали заманчивые перспективы работы в такой замечательной газете. И вот, мы с Леной клюнули на это предложение, и уже летом ( еще не сдав госы ), начали работать в этом издании.
Работа была для меня приятной. Не нужно было целыми днями сидеть в офисе. Можно было неспешно прогуляться по летнему городу, отправляясь на то или иное задание ( обычно требовалось побеседовать с тем или иным политиком или приезжей знаменитостью ). Зимой, конечно, работа была менее комфортной. Я в основном отсиживался в редакции, а вечером провожал Лену до дому. Постепенно прогулки по уже зимнему городу с Леной стали регулярными. Кроме того, наши столы в редакции стояли напротив.
Постепенно я привыкал к Лене: к ее внешности, характеру, речи, образу мышления, поведению. "Что ты! Я к тебе совсем уже привык!" - как говорил домовенок Кузька из известного советского мультфильма. Или, если вспомнить киноэпопею "Любовь и голуби" и слова героини Людмилы Гурченко:
- А привычка? Элементарно - привычка! Поэтому я и спрашиваю Вас - любите ли Вы этого человека?
Посещая различные политические мероприятия местного разлива, сидя на пресс-конференциях, вылавливая оппозиционных политиков в центре города, я всегда думал о том, что буду рассказывать Лене вечером того же дня. Какими впечатлениями буду с ней делиться. Мне всегда было необходимо время, чтобы собраться с мыслями в ее присутствии.
Лена, напротив, была словоохотливой девушкой. Если она начинала говорить, ее трудно бывало остановить. Мысли представительницы противоположного пола ( и другого направления в газете ) были мне интересны, и я с удовольствием выслушивал ее речи.
Был у Лены и муж. Муж как муж. Корректный на вид господин, но в общем-то совершенно лишний, ненужный проходной персонаж. Я и внимания на него особого не обращал. Мы встречались с ним пару-тройку раз в доме Лены. Помнится, был он перманентно рассерженным и недовольным чем-то молодым человеком.
Постепенно я влюблялся в Лену. Мне были приятно внимание, которое она уделяла мне. Лена не жалела для меня времени, - видимо, ее отношения с мужем не фонтанировали.. Часто я стал думать о том, как бы объясниться с Леной, сказать ей о том, что я хотел бы быть ей не просто другом. Но все как-то не подворачивалось удобного случая.
По вечернему городу мы шли в дом Лены. Вокруг меня витала какая-то безумная надежда. А также - птицы, грязь, мусор, посторонние голоса людей и сигналы машин. Город словно жил своей, параллельной мне жизнью. В которую у меня не было никакого желания вмешиваться. В отличие от жизни Лены.
Теперь я вспоминаю эту зиму с ностальгией. Разорванные страницы календаря горят. От огня - тепло. Согреваются руки. Согревается душа. Как долго.. Ветер, запах костра, протянутые руки, молчание. Небо такое чистое, голубое, такое осеннее. Где-то на севере - асфальтовая лента, близкий лес. Трехцветный рисунок за окном. Боже мой, Боже мой..
Остатки сна, ветер, обрывки газет. Небесное солнце в вышине, молчание, смех. Кажется, так давно это было. Так давно, словно в глубоком детстве, на дне полноводной реки памяти. Перебираю осколки льда: автобусы, сбившиеся в кучу. Как много может вспомнить человек; как все это умещается в его маленьком, грустном сердце. Боже милосердный, Боже, только ты сможешь это простить.
И земля кажется теплой. Никто никого не гонит. Ветреная зола, птицы в зените. Безыскусные, детские, не знавшие зла руки. Падает, падает снег на мои поля. Падает облако.
Где-то на изнанке серого полотна, я верю, все это окажется прекрасным. Ведь в жизни я не видел ничего более прекрасного.
Мы выходили из небольшого здания редакции, занимавшего первый этаж двухэтажного старинного особняка. Дворник на углу методично подметал опавшие листья. Трамвай преодолевал поворот со скрипом. Все было так тихо, так мирно в моем городе. Лена переступала через рельсы, стараясь не угодить своими сапожками в лужи. Я плелся за ней следом, отчасти любуясь ее ладной фигурой.
Зима приближалась. На улице было промозгло, машины ехали, брызгая в стороны растаявшим снегом. А мы с Леной стояли на обочине, она обнимала меня, и, казалось, весь мир суживался до размеров того пятачка, на котором стояли мы с Леной. Или, как написал я в одном из стихотворений -
И, верно, сегодня ты вспомнишь о встрече,
о том, как мы были одни,
одни в этом мире, огромном и мглистом,
и как холодел ноябрь,
огни проносились в сумерках быстрых,
вокруг было тихо, и жаль
нам было огней и дождя, и снега,
что падали в этот мир,
ты видишь - я помню осеннее небо,
как помнишь, наверное, ты
кресты колоколен, огни на почтамте,
ступеньки и лужи, и свет
в прозрачных витринах, хотелось остаться
нам в этой стране или нет -
неважно, года все проходят глухие,
нам встретиться вновь должно..
_ _ _
В редакции журнала работа была не скучной, даже если проходила она без совместного моего и Лены участия.
Каждую неделю редакция организовывала так называемые "Акции". Корреспонденты газеты "Житье-бытье" выходили на улицы и устраивала мероприятия. Например, мыли памятник Ленину ( в одну из апрельских суббот ).
Помню, как я участвовал в одном из таких мероприятий - акций. В этот день на небе происходило солнечное затмение. И вот корреспонденты "Губведомостей" вышли на улицу с плакатом, предупреждающим о "конце света" и предлагающем всем желающимся покаяться. "птицы, покайтесь в своих грехах публично", - как говорил один из персонажей романа Ильфа и Петрова.
Люди, мирно шедшие по центральным улицам города, смотрели на нас с удивлением. Видно было, что некоторые из них так и хотят задать нашей процессии вопрос:
- А родители не сумасшедши ли?
Особенно недовольны были милиционеры, они предпринимали попытки пресечь наше шествие. И надо сказать, им это отчасти удалось. Правда, им тоже ( как и другим согражданам - омичам ) пришлось высказаться на тему - "Боитесь ли вы конца света?" - чего, собственно, и добивались молодые журналисты нашей газеты. Помню, что в этой акции участвовала и Лена, объяснявшаяся с одним из стражей порядка.
По завершении прогулки по центральным улицам города уставшие, но довольные журналисты возвращались в редакцию. Теперь надо было обработать и привести в удобочитаемый вид написанное в блокнотах. Мы располагались все вокруг одного из столов в редакционной комнате, и приступали к коллективному творчеству - написанию большой статьи на две трети газетной страницы. Руководил процессом опытный журналист Саша, подсказывающий нам реплики персонажей репортажа.
Я, признаться, мало участвовал в написании заветной статьи, а все больше поглядывал на Лену.
Итак, по вечерам мы шли в дом Лены - по легкому ноябрьскому морозцу. Я смотрел на Лену почти зачарованно. Я удивлялся тому, как она здорова ( в отличие от меня - в то время у меня болела голова ), как от морозца покрываются краской ее щеки.
Как больной человек всегда втайне завидует здоровякам, так и я испытывал подобное чувство к Лене. Она казалась мне сопричастной к сонму здоровых счастливцев - людей, которым улыбнулась судьба. Мы шли и разговаривали о разных вещах - начиная с темы работы в редакции и заканчивая литературой Серебряного века.
Кроме того, Лена рассказывала мне о своем прошлом, о молодом человеке, в которого была когда-то влюблена и с которым вынуждена была расстаться. Рассказ Лены был печальным в высшей степени - но в нем я находил странное успокоение для себя. Выходило, что не один я страдал на этом свете, не один переживал разлуку с любимой ( Лена, замечу, была не первой моей любовью ).
Итак, начинается моя "лав стори" в обычный ноябрьский холодный день. Как "Алиса в зазеркалье" Льюиса Кэрролла -
Итак, был обычный ноябрьский день ( "I was watching the boys getting in sticks for the bonfire" - Из этого замечания мы узнаем время действия "Алисы в Зазеркалье". В Англии ежегодно 5 ноября отмечается раскрытие неудавшегося "Порохового заговора" (1605 г.), участники которого собирались взорвать здание парламента вместе с находившимся там королем Джеймсом и членами обеих палат. В память об этом событии принято разводить костры и сжигать на них чучело лидера заговора Гая Фокса ).
В нашем переводе время действия также - ноябрь. В нем "обыгрывается" ставшая знаменитой фраза Ларисы Репях - "Мы в Пушкинке целую зиму сидели, особенно ноябрь". И в самом деле, сказка начинается с описания Пушкинской библиотеки и того, что делала в ней Лариса.
По мнению Н. Демуровой, именно 4 ноября 1859 года - "этим днем начинается "Сквозь зеркало" - идет снег, и мальчишки собирают щепки для традиционного костра, на котором ежегодно 5 ноября сжигают соломенное чучело Гая Фокса в память о раскрытом в 1605 году Пороховом заговоре" ( Н. Демурова, "Доктор Доджсон в Стране Чудес и что он там увидел" ).
( "Аннотированная Алиса" ).
Приятно было вернуться в теплый дом Лены с холодной улицы, согреться перед натопленной недавно печкой. За улицей выл ветер - напоминая о ноябрьской непогоде 1945 года, когда происходило действие одной из глав "Лолиты".
Или о туманном вечере в конце ноября на Бейкер-стрит, в который завершается рассказ о "Собаке Баскервилей".
В этот момент я пытался приказать себе видеть в Лене только друга. Тщетно - мысли устремлялись вперед, в область фантазий. И что такое любовь как не фантазия, трепет, восторг фантазии ( см. рассказ Набокова "Сказка" ).
Мир дома Лены был отличен от мира редакции. Мы с ней почти никогда о редакционных делах здесь и не разговаривали, словно на них было наложено табу.
Предусмотрительная Лена дома держала дистанцию. Так - словно наша дружба действительно могла перерасти в нечто большее. В такие минуты мне самому начинало казаться, что моя влюбленность в Лену - всего лишь наваждение, страстное умопомешательство, которое вскоре должно уступить место под солнцем самой обыкновенной и в чем-то банальной дружбе.
"Ведь жил же я до этого без слез, без чувств, без любви, - говорил мне мой разум, - зачем кидаться, очертя голову, в новые отношения, не сулящие ничего хорошего?" Но доводы разума отходили на второй план, стоило мне только внимательно посмотреть на предмет моей любви. Лена была порою до слез очаровательна, - той прелестью, о которой писал герой "Соглядатая".
_ _ _
В Пушкинской библиотеке было непривычно тихо и спокойно. Я прошел в один из небольших залов, в котором я всегда читал "Комментарий к роману Пушкина "Евгений Онегин"".
Теперь пространство зала как бы раздвинулось вширь и ввысь. Странные метаморфозы с хронотопом были, очевидно, следствием моего влюбленного состояния. Я хотел было отрезвиться мыслью о временности моей влюбленности, но ленивая моя душа отвергла эту мысль, купаясь в столь ожидаемом для нее чувстве.
Даже сотрудники библиотеки, прежде казавшиеся банальными типами из скучной книжки, теперь выглядели как одухотворенные личности, полные загадок.
Итак, я открыл "Комментарий к "Евгению Онегину"" там, где оставил его в предыдущий раз. На этой странице все было полно призраками ( я читал о сне Татьяны ) - виднелись ярко-зеленые аспиды, вроде тех, что прячутся в ивовых пнях, какие-то другие пресмыкающиеся, гораздо более отвратительные, с человеческими лицами; безформенные гиганты непомерной величины; недавно срубленные головы.. и ты как будто тоже стояла посреди них - как волшебница.
О, не знай сих страшных снов
ты, моя Светлана..
Down in the valley, the sun setting clearly. Lilly o lille, Lilly o lee - в королевстве у края земли. Там, где, перед тем, как отойти ко сну, девушка произносит: "Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост". И Мефистофель ведет Маргариту к ведьме, которая командует зверями, наполовину обезьянами и наполовину котами; и уже не разобрать, кто с медвежьей, кто с мышиной, кто с ослиной головой, и смешались в этом пространстве крысьи лапки, ястребиные носы и красные глаза, - и дальше еще страшней и еще чудесней - and feet that ran, and doors that clapt, and barking dogs, and crowing cocks, крысы, филины, кроты. Маргарита возвращается дрожащая, чуть живая. Потом она попросит истолковать ей этот сон.
Здесь же помещалась история дуэли Пушкина с Дантесом ( красивое слово - "дуэль", как писал Набоков! ).
Летом 1936 года Пушкины снимали дачу в пригороде, неподалеку от Черной речки ( я где-то читал, что название "черная речка" происходит от специфического темного оттенка воды, - корни ольшаника, растущего на берегах, уходят в воду и придают ей темно-коричневую окраску ), и Наталья с Екатериной часто видели Дантеса. В июле Екатерина Гончарова забеременела. К началу осени 1836 года стали распространяться слухи о ее возможном браке с Дантесом. Однако Дантес, как и раньше, продолжал ухаживать за Натальей. Один из весельчаков высшего света, кривоногий Петр Долгорукий состряпал анонимное письмо, которое было получено Пушкиным и его друзьями по почте ( только что открытой в городе ) 4 ноября 1936 года:
"Кавалеры первой степени, командоры и кавалеры светлейшего ордена рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством достопочтенного Д.Л.Нарышкина, единогласно избрали г-на Пушкина коадъютером великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена. Непременный секретарь граф И.Борх".
"Диплом" намекал на то, что рогоносцем сделал Пушкина царь. Но это не так - хотя самодержец и приметил Наталью еще до замужества, скорее всего, она стала его любовницей очень ненадолго, да и то после смерти поэта.
Пушкин счел, что письмо написано Геккереном и 7 ноября вызвал Дантеса на дуэль; правда, ему пришлось забрать назад свой вызов, так как Дантес сватается к Екатерине Гончаровой ( к тому времени она находилась на пятом месяце беременности ), они поженились 10 января 1837-го, но и после свадьбы Дантес продолжал оказывать Наталье Пушкиной все доступные ему знаки внимания.
Была среда, 27 января. Пока секунданты и Дантес вытаптывали в снегу дорожку, Пушкин сидел на сугробе, завернувшись в медвежью шубу, ждал. Секунданты отметили барьер сброшенными шинелями. Пушкин сразу сделал пять шагов и подошел к барьеру. Дантес сделал четыре шага и выстрелил. Пушкин повалился на шинель Данзаса, но через несколько секунд приподнялся и, опираясь на руку, заявил, что у него достаточно сил, чтобы сделать свой выстрел. Его пистолет упал дулом в снег, ему подали другой. Пушкин прицелился в своего противника, ударная сила пули, попавшей Дантесу в руку, повалила его, и Пушкин воскликнул: "Браво!" Он решил, что убил Дантеса.
Такова была история поединка Пушкина, рассказанная комментатором. Я сразу вспомнил о дуэли набоковского героя - Антона Петровича из рассказа "Подлец". Правда, Антон Петрович со своей дуэли позорно бежал, а жена ему в самом деле изменила с Бергом. Еще мне вспомнились строки из набоковского "Петербурга" и "Вечера русской поэзии" -
И слышу я, как Пушкин вспоминает
все мелочи крылатые, оттенки
и отзвуки: "Я помню, - говорит, -
летучий снег, и Летний сад, и лепет
Олениной...
Но, веришь ли, всего живее помню
тот легкий мост, где встретил я Данзаса
в январский день пред самою дуэлью.
и, кроме того, -
так Пушкин мчался в карете,
так был одинок его путь: дремал, просыпался,
расстегивал ветром развеиваемый воротник плаща,
и зевал, верно, и прислушивался к песне ямщика.
громадные облака наверху неслись
безконечной равниной,
лучи пронизали их то и дело,
запах травы и мокрых ремней,
и эти рыдания, эти синкопы,
и силлабические облака поднимались и поднимались..
Казалось, я проникся этим состоянием поэта, жившего от меня на приличном временном расстоянии. Душа застыла в ожидании - чего-то, еще мне неизвестного, но непременно чудесного и волнующего.
_ _ _
Я взял еще одну книгу - под одной коричневой обложкой помещались "Король, дама, валет" Набокова и "Роман с кокаином" Агеева. Заинтригованный названием, я начал чтение со второго произведения.
Несколько страниц спустя после начала "Романа.." выяснилось, что Вадим Масленников ( его герой ) не прочь был рассказать о своих половых эксцессах. Любовная жизнь Вадима, по всей видимости, "била ключом"..
Прежде чем со вздохом отложить книжку в сторону, я успел прочитать пару страниц.
"Я не успел пройти и половины короткого бульвара, когда заслышал, как кто-то поспешными мелкими шажками и тяжело дыша настигает меня.
- Ух, насилу догнала, - сказал голос с противной профессиональной игривостью.
Я оглянулся, увидел желтый свет, в нем - бегом шагавшую на меня женщину. Я посторонился, но она круто повернула на меня, столкнулась со мной и обняла меня. И сразу же тесно прилипшее ко мне и шибко греющее тело затолкало меня в нижнюю часть живота, ее губы придвинулись, прижались и выпустили мне в рот мокрый, холодный и дергающийся язык. Было чувство, что земля вся обвалилась и остался только тот кусочек, на котором стоишь, - я, вероятно, чтобы не сверзиться вниз, чтобы держаться, тоже ее обнял.
Дальше все было просто. Пролетка, звездное небо, ворота, коридор, отбитая штукатурка с обнажившимися деревянными сплетениями, и клеенчатая дверь с ободками пыли во впадинах туго вбитых в кленку гвоздей, каморка, одеяло из цветных лоскутков, сырое и тяжелое, и вяло свалившаяся набок женская грудь с расплывшимся каштановым соском и белыми вокруг пупырышками. И, наконец, остановка, точка всему и уверенность, что распаляющие чувственность женские телесные прелести - только кухонные запахи: дразнят, когда голоден - отвращают, когда сыт.
Когда я вышел, было уже утро. Труба с соседнего дома выпускала прозрачный жар, в котором трясся кусочек неба. На улицах было пусто, светло и безсолнечно.
Я шел и чувствовал себя изумительно хорошо. "Это измена", - говорил я себе, вспоминая ночь, но слово теперь решительно нигде не удерживалось, соскальзывало, отпадало от меня. Получалось странное: если мужчина делает то, что он делает, - так он мужчина. А если женщина делает то, что мужчина - она проститутка. И выходило еще, что раздвоение духовности и чувственности в мужчине - признак мужественности, что ли? - а раздвоение духовности и чувственности в женщине есть признак проституционности.
Вот я, будущий юрист и, как утверждают многие, полезный и уважаемый член общества. А между тем, - где бы я ни был, в трамвае ли, в кафе, в театре, на улице - всюду! - достаточно мне посмотреть на фигуру женщины, даже не видя ее лица, прельститься выпуклостью или худобой ее бедер, - и, свершись все по моему желанию, я, не сказав бы этой женщине и двух слов, потащил бы ее на постель, на скамейку, а то и в подворотню".
Здесь я вспомнил рассказ Аркадия Аверченко "Неизлечимые", в котором героя манили "высокая волнующаяся грудь" и "выпуклые упругие бедра" Лидии.
"И я бы, несомненно, так бы и поступил, если бы женщины позволяли мне этакое проделывать. Для влюбленного мужчины все женщины - это только женщины, за исключением той, в которую он влюблен: она для него человек.
Соня была для меня первым человеком, перед которым мне не нужно было утруждать себя собственным бытием. Встречаясь с Соней ежедневно, оставаясь с нею безпрерывно много часов, я, как умел, развлекал ее, говорил какие-то слова, - но слова только заполняли время, не использовали его. Поцелуи заместили слова, переняв на себя роль нашего сближения и совершенно так же, как и слова, становясь все откровеннее и откровеннее.
Целуя Соню, я от одного сознания, что она любит меня, испытывал слишком нежное обожание, слишком глубокую душевную растроганность, чтобы испытывать чувственность".
Прочитав этот фрагмент, я удивился. Непонятно было, что мешало герою видеть в каждой женщине человека? Неужели для того, чтобы разглядеть в представительнице противоположного пола человека, необходимо в нее основательно влюбиться? Неужели банальная похоть ( как говорят герои сериала "Иванько" ) застилала глаза Вадиму?
И потом - если потакать своим прихотям, можно ведь дойти до высшей степени самозабвения. Как, например, мой сосед по палате в психиатрической больнице, насмотревшийся порнографических фильмов до состояния прострации. Он со страстью пересказывал нам, его соседям, сюжет и портреты героев порнофильмов. Было видно, что они, эти порнофильмы, - самое его серьезное и глубокое его впечатление от жизни.
Нужно ли говорить, что выглядел соседушка при этом личностью, достойной сожаления.
Читая этот фрагмент "Романа.." я вспомнил еще и о том, как Лена обнимала меня. При этом если влечение к представительнице противоположного пола и присутствовало в моей душе в тот момент, то оно явно уходило на второй план. Почти как у Вадима в случае с Соней. Это обстоятельство, как мне казалось, опровергало теорию Дарвина об эволюции и естественном отборе. Теорию, согласно которой весь путь человечества можно объяснить банальной борьбой за выживание и размножение.
Наши отношения с Леной были словно опровержением популярных в научной среде теорий о взаимоотношениях полов. И в этом обстоятельстве я находил странное удовлетворение.
История эротических приключений одолеваемого любовной страстью Вадима Масленникова, впрочем, не ограничилась случайными встречами с доступными женщинами. Он увлек в свои сети и влюбчивую Соню. О чем повествовал в следующей главе. В завершение же главы он приводил письмо, полученное им от Сони.
_ _ _
Наступала зима в нашем городе. Я никогда не любил зиму, считал ее опасным пережитком косной цикличности природы. Но в этот раз мне стало казаться, что зима принесет мне чудное, дрожащее счастье ( так ждал счастья герой рассказа "Облако, озеро, башня" ).
Помните, как герой "Романа с кокаином" восхищался первым снегом, падавшим на Москву. Такое же романтическое настроение приносил в мою жизнь снег декабря. "Снежным" настроением были пропитаны даже страницы моей повести "Предпоследний Дозор", героиню которой, правда, звали Ольгой:
На улице шел снег, редкие фонари освещали пространство перед подъездами.
- Отличная погода, - раздался справа голос Ольги, - как нельзя лучше подходит для подобного путешествия.
- Такого бурного начала еще не было, - заметил я.
- Да. Все только начинается, - обнадежила меня Ольга. Она принялась сбивать снежные заносы на сапожках, изредка поглядывая на меня.
На улице у дома Лены кто-то из детей слепил солидного снеговика. В голове его, как и положено, торчала веточка дерева вместо носа. Все это было так мило, так по-семейному..
Я любил зимнюю тишайшую погоду - без ветра, без мороза. В это время приятно было гулять с Леной по улицам города. Но зима не всегда бывала ко мне благосклонна. Помню колючий летящий снег, порывистый сильный ветер, встретившие меня однажды на ледяной дороге, ведущей мимо дома Лены. Об этой дороге, проходившей недалеко от ее дома, я написал как-то такие строки:
И белая как снег дорога,
и жаркая как жизнь слеза,
я шел, и было мне немного
до дома и дождя, весна
в мой город вовсе не спешила,
и был он белым занесен,
и ветер выл, как бы кадилом,
нас орошая снегом, он
лишь только здесь нашел отраду,
летел, и с ног сбивал, с пути..
Я видел странную ограду,
такую малую, почти
я был у дома, незнакомым
тогда мне показался дом
и мир, и вечность, с ветром споря,
там кто-то шел под снегом, сном
весь был овеянный как будто,
кружилась колдовская смесь
из ветра, снега, поминутно
все опрокидывая здесь.
И белая дорога, ветер -
каким же стало все чужим!
Именно зимой происходило действие и моей сказки "Искатель безсмертия", где тоже ветром и стужей орудовали представители злых сил. В этой сказке тоже был свой "роман" - между Принцем и Принцессой. Подоплека сказки - история действительных отношений, так что неудивительно, что она стала популярной среди читающего народа.
Тишина опускалась на мой город зимой. Редкие прохожие, редкие машины в переулке.. Казалось, никакой крик, никакой вопль не может нарушить моего доброго, романтического настроения. Как будто природа была заодно со мной. Ничто не могло нарушить моей сосредоточенности, сконцентрированности души на одном сюжете - сюжете, как это банально ни звучит, моей любви.
Так герой рассказа Набокова "Ужас" весь обращен к своей возлюбленной в роковые минуты ее жизни:
"Я, как оказалось, стоял посредине широкой прихожей. Прошел господин с трубкой, в клетчатом картузе, толкнул меня и важно извинился. Я чувствовал удивление и большую, но - человеческую - боль. В телеграмме сообщалось, что она находится при смерти.
Пока я ехал к ней
( помню, первая наша разлука, она встречала меня на вокзале, на перроне, в клетке желтого света, с нею было легко и покойно, только однажды - мы были одни в комнате, - я пишу, она штопает на ложке шелковый чулок, розовеет ухо, трогательно блестит жемчуг вокруг шеи, и нежная щека кажется впалой оттого, что она так старательно пучит губы - и вдруг мне ни с того ни с сего делается страшно от ее присутствия, страшно, что в комнате другой человек.. но она поднимает голову, быстро, всеми чертами лица, улыбается мне - и вот от странного страха нет и следа, - прожили мы вместе около трех лет, многие недоумевали, чем могла привлечь меня эта простенькая женщина, но, Боже мой, как я любил ее неприметную миловидность, ее тихая простота меня охраняла - все в мире было ей по-житейски ясно, даже иногда казалось, что она совершенно точно знает, что ждет нас после смерти, - и мы о смерти никогда не говорили ),
и пока сидел у ее кровати, мне и в голову не приходило рассуждать, что есть жизнь. Женщина, которую я любил из всего мира, умирала. Я чувствовал только это.
Она меня не узнала. Я толкнулся коленом о край постели, на которой она лежала, под огромными одеялами, на огромных подушках, - сама маленькая, с волосами, откинутыми со лба. Она меня не узнала, но я чувствовал - по улыбке, раза два легко приподнявшей уголок ее губ, что она в своем тихом бреду, в воображении предсмертном видит меня".
Все казалось сказочным и значительным в это декабрьское время - следы, оставляемые Леной в снегу ( я шел за ней ), иней на ее одежде, серебрящийся в лучах солнца, частные дома в белых шапках, бегающие по улице дети, играющие в те же снежки..
Все казалось сопричастным моему тонкому чувству, которое я и любовью-то назвать как-то боялся. Неимоверным, сказочным был каждый день бытия с Леной.
Я просыпался почти каждый день с мыслью о нашей будущей встрече. Эта мысль была утешением в моей, в общем-то, грустной и скучной повседневной жизни. Мысль о встрече с Леной соединялась с тихой грустью о том, что мое чувство не получало разрешения. Я понимал, что надо решиться на объяснение с Леной. Но как это сделать, я еще не осознавал.
_ _ _
Мне не хочется думать,
не хочется знать,
как могли мы с тобой
свое счастье проспать.
Уничтожить любовь,
превратить ее в хлам -
и бросить к ногам
как разрушенный храм.
Из популярной песенки рубежа 2000-х.