Петраков Игорь Александрович : другие произведения.

Русская литература 20 века. Конспекты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Конспекты для вступительных экзаменов в аспирантуру.


   Игорь Петраков
  
   РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ век. Конспекты.
  
   Билет 1. "Серебряный век" русской литературы. Смысл определения и особенности культурной ситуации начала ХХ века.
  
   Серебряный век:
   - русский культурный ренессанс ( Бердяев )
   - ХОЛОДНЫЙ, НОЧНОЙ. Переживание прошлой культуры, заимствование идеальных смыслов.
   - эпоха заката ( акмеисты ). Пример - тема заката русской классики у Анненского, уходит в прошлое век золотой; сменяется тип культуры.
   Цитаты:
   - "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стал" ( А.Ахматова, Поэма без героя, 1913 )
   - "Светит отраженным светом" ( Л.Гумилев ).
  
   Парадигма 2-х периодов культуры Петровской Руси.
  
   Золотой век. Расцвет. Начало 19 века.
   Серебряный век. Закат. Начало 20 века.
   1. Целостность культуры. Гармония нац. Бытия ( Пушкин А.С. )
   1. Распад культуры. Конфликт ее со "стихией", конфликт просвещения и почвы, интеллигенции и народа ( между ними - "Куликовская битва" )
   2. Универсализм ( жизнь принимается во всех ее проявлениях )
   2. Партикауляризм ( абсолютизация одной из сторон жизни, раскол - следствие центробежных явлений в культуре )
   3. Европоцентризм ( культ Франции и Италии )
   3. Выход к мировой культуре.
   4. Историзм художественного мышления
   4. Мифологизм ( символистский роман )
   5. Эволюционизм. Вера в горизонты прогресса, перспективы истории.
   5. Нет. Эсхатологизм ( Шпенглер. Закат Европы. О.Вейт: "Ожидание гибели - основной мотив нынешней истории философии" ( 1947 ))
   6. Преобладание этики.
   6. Преобладание эротики и эстетики.
   7. Преобладание разума ( logo?a )
   7. Преобладание интуиции и инстинкта. Мистическое откровение.
  
   Татьяна Бек. Силуэт "Серебряного века":
  
   .. Все кончилось после 1917 года.. по инерции продолжались еще некоторые объединения, .. но и этот постскриптум серебряного века оборвался на полуслове, когда прозвучал выстрел, сразивший Гумилева.
  
   Важнейшие тенденции символизма закодированы в стихах Вл. Соловьева: поэтика намека и иносказания, эстетизация смерти, креативная сила "безумия", знаковое наполнение обыденных слов, апология мига.
   .. Новое движение закрепило за собой окончательное имя, когда вышла в свет книга стихотворений Д.Мережковского "Символы" - оформилось же это течение благодаря трем сборникам "Русские символисты" Брюсова ( 1894 - 95 ). Если Брюсов и Бальмонт видели в символизме школу с определенной техникой, то у В. Иванова, Блока, Белого, которых принято называть "младшими символистами", возобладала мистико - религиозная трактовка этого понятия.
   Литературная жизнь Петербурга кипела на "башне" Вяч. Иванова и в салоне Гиппиус-Мережковского.. Именно в процессе этого отошли от символизма дочерние ветви и школы - акмеизм ( Н.Гумилев ) и эгофутуризм ( И.Северянин ).
  
   Билет 2. Русский символизм. Этапы пути, философская основа, поэтика.
  
   СИМВОЛ - "окно в вечность".
   По Аверинцеву: образ, который больше самого себя.
   По мережковскому: А=В ( но это лишь в сказках Салтыкова-Щедрина, банальная аллегория )
   В основе - ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ДВОЙСТВЕННОСТИ и ВСЕЕДИНСТВА БЫТИЯ.
   Отвлеченный план и эмпирика.
   Образ - символ, таким образом, несамодостаточен. Его содержание отсылает нас к некоему культурному контексту. "Мир полон соответствий" ( А.Блок ).
   А.Белый: "Символ всегда музыкален. Музыка - окно ( магия ), из которого льют в нас очаровательные потоки Вечности и брызжет магия".
   "ТЕУРГИЯ - по Соловьеву - соединение вершин искусства с мистикой. Личность - храм Божий, в кот. вселяется Господь" ( "С. как миропонимание" ).
  
   Старшие символисты
   Младшие символисты
   Абсолютная ценность
  
   Творческое "Я". Декаденты.
   Бог. Вечность. Запредельный мир. Лик Софии. "Там". Символы - солнце, луна, горы, звезды.
   Отношение к миру
  
   Моя игра.
   Земля. "Здесь".
   Образ поэта
  
   Демиург. Творец. Создатель миров, отвергающий старые этические нормы ( в том числе - в области языка ). Импрессионизм.
   Моцарт. Теург.
   Символ
  
   "Антиэмфаза", по Гаспарову - символ, художественный образ, который больше самого себя.
   Принцип соответствий психики ( пейзажа души ) и явлений внешнего мира.
   Символ - "окно в вечность". Боговоплощение.
  
   Владимир Соловьев.
  
   Вечная Женственность.
   Космическое всеединство.
   Миссия искусства - теургия и пророчество.
   Жизнь - игра теней.
  
   Сказочная и мифологическая метафорика:
      -- Царица.
      -- Божественный огонь.
      -- Высокий дворец.
      -- Андромеда, Персей, Пигмалион.
      -- Ангел.
      -- "Душа молилася неведомым богам"
      -- Андромаха.
      -- Ярославна.
  
   Валерий Брюсов
  
   В 1904 - 08 годах издавал журнал "Весы" - главный объединяющий орган всех русских символистов.
  
   Люблю одно: бродить без цели
   По шумным улицам, один..
  
   Египетский раб.
   Я жалкий раб царя.
   Меня с лица земли сотрут как плесень;
   Но не исчезнет след упорного труда.
  
   Ник. Гумилев: "Отличительная черта дум Брюсова - это их благородство".
   Владислав Ходасевич: "Брюсову хотелось создать "движение" и встать во главе его".
   Павел Антокольский: "Брюсов по существу стал вождем русских символистов".
  
   Константин Бальмонт
  
   В ранней поэзии - импрессионист.
   1900 - сб. "Горящие здания"
   1903 - "Будем как Солнце".
  
   "Я мечтою ловил уходящие тени" ( подъем по лестнице )
   "Чайка" ( из далекой страны )
  
   .. Я не размышляю над стихом
   И, право, никогда не сочиняю.
  
   Корней Чуковский: "Всю быстроту и изменчивость восприятий, всю душевную подвижность, всю эластичность городских душ он первый отразил с такой полнотой в торопливой и капризной своей поэзии: Бальмонт раньше всего тороплив.. Только мимолетности я влагаю в стих". Бальмонт - представитель городской поэзии.
   Илья Эренбург: "В молодости Бальмонт пытался кончить жизнь самоубийством - выбросился из окна; он повредил себе ногу и всю жизнь слегка прихрамывал; шагал он быстро и казалось, что скачет птица, привыкшая скорее летать, чем ходить".
  
   Билет 3. Лирическая трилогия Блока. Структура трехтомника, общая характеристика "пути" поэта. Поэма Блока "12".
  
   Таков мой путь. Все стихи вместе - трилогия вочеловечения. От мгновения слишком мягкого света - через болотистый ( необходимый ) лес - к отчаянию, возмездию и к рождению человека общественного - художника.
  
   1 том
   Небо
   Начало пути. Откровение. Прикосновение к Вечности. Вера в Царство духа ( Третий завет ). Герой - отрок, ангел. Первая любовь.
   2 том
   Преисподняя
   Страсть. Холодная любовь. Маска, незнакомка. Безверие. Инфернальная сфера. Разгул. Падение.
   3 том
   Срединный мир
   Человеческая история ( трагическая ). Герой - живой мертвец. Презрение к любви. Зрелость. Бунт против "страшного мира".
  
   Двойственный предмет любви
  
      -- Вечная женственность ( София как человек идеальный, в его изначальной истине - по Павлу Флоренскому ).
      -- Реальная женщина ( "но я верю, Милая - Ты" ) ( о символе Прекрасной дамы см. ниже ).
  
   Синтез рыцарского идеала и прекрасной девы Марии; дом ее - храм, ее знание - святость, целомудрие, царственность.
   СПД - лирический дневник из Шахматова.
  
   Комментарий Корнея Чуковского.
  
   1 том. "Тайной была для него та Таинственная, которой он посвятил первую книгу и которую величал Вечной Весной, Вечной Женой, Царевной, Хранительницей.. Единственный огонь в его ночи - Лучезарная, Ясная, Озаренная, Светлая - не только женщина, но и световое явление. Природа существовала для него постольку, поскольку напоминала о ней. Святость его возлюбленной - непререкаемый догмат. Цвет.. лазурь. Вся первая книга - идиллическая, розово-голубая, мирная. Лишь 2 стихотворения нарушаю ее благолепие. Одно из них:
  
   Боюсь души моей двуликой
   И осторожно хороню
   Свой образ.. и дикий
   В сию священную броню..
   В своей молитве суеверной
   Ищу защиты у Христа,
   Но из-под маски лицемерной
   Смеются.. уста".
  
   2 том. .. Не ладаном пахнет, а сивухой. Том пьяный, мутный.. недаром так много стихов о болоте.. Серафим из своего безпредметного мира прямо упал в петербургскую ночь. "Прекрасная дама" в "Балаганчике" - девушка со стальной косой. Блок издевается над Блоком.
  
   3 том. Настоящее - ночь в опустошенном мозгу, черный страшный свет. "Пустая вселенная глядит в нас мраком глаз".. Унестись от земли - это главное, а как, не все ли равно? Часто встречается собачья гибель под кустом, под забором, в снежном буране. Здесь же - ощущение ветра и метели.
  
   ТОМ 2.
  
   Город - Вавилон.
   Незнакомка видение, кукла.
   Женщина - змея.
   Пошлость - эстетизирована.
   Лирик - демон.
  
   Центральный раздел 2 тома - Снежная маска. Астральный символ - звездопад, нисхождение в бездну. Герой меняет свою сущность. Символы: вино - причастие, шторм, мятеж.
   Цикл "Фаина", - закон - судьба, диктующая путь от гармонии к слиянию со стихией.
   Финал - саморазоблачение.
  
   ТОМ 3.
   Страшный мир. Возмездие. Ямбы. Разные ст. Арфы и скрипки.
  
   Тоска. Безвременье. Ночь. Улица. Герой - подземный крот.
   Ямб гневен.
   "Арфы и скрипки" - запредельная, аполлоническая, софийная музыка. Арфа - символ ясности, лада, покоя. Покаяние. Память о мечте юности.
  
   Билет 4. Символистская проза. Поэтика романа-мифа ( Мережковский, Сологуб, Белый ).
  
   РОМАН-МИФ историчен, так как воспроизводит фрагмент истории. Место локализовано. Герои сохраняют статус социальных типов и индивидуальных характеров. Но есть выход на космос и миф - на контекст традиции. Например, передонов - итог эволюции русского беса, распространения его вширь ( от Германа и Демона а также Каина ).
  
   Роман "Петр и Алексей" Дм. Мережковского.
   Петр 1 - отец-демиург. Сын его , Алексей - жертвенный агнец.
  
   Сологуб. "Мелкий бес".
   Передонов - сумасшедший. Жизнь - передоновщина - безобразная румяная бабища.
   Изолированная эротическая линия. Людмила Рутилова - Афродита и Фурия. Саша Пыльников - Аполлон и Дионис; намек на миф о Дионисе - чудесное спасение разрываемого толпой, одетого в женский костюм Саши.
  
   Елена Шерман. Путеводитель по преисподней, или Петербург в русском историческом романе // Нева, 1998, N4.
      -- Петербургский миф русской лит-ры безусловно оригинален.
      -- "Инфернальное начало".
      -- В романе "Петр и Алексей" ( 1904 ) субъективное восприятие города зависит от полит. убеждений героя. Ощущение ( у царевны Марии ), что Петербург рано или поздно провалится в болото.
      -- Ремикс пушкинского наводнения. Гибель жителей "парадиза" ( 1715-е годы ).
      -- "Ледяной дом".
      -- В Питер привозят бежавшего царевича Алексея, дабы замучать в Петропавловской крепости.
      -- У символиста Мережковского ужас - онтологическое свойство: "В Китеж-граде то, что есть - невидимо, а здесь, в Петербурге, наоборот, видимо то, чего нет. Но оба города одинаково призрачны. Из Питера убежать нельзя ( Тихон Запольский не станет раскольником )".
   Прибывшие в город герои чувствуют, что очутились в чужом измерении, на краю света, с низким небом ( сход в страну теней ).
  
   Андрей Белый. Петербург.
   СЮЖЕТЫ:
   СИМВОЛИЧЕСКИЙ
   200 лет петровской истории. Ожил медный всадник.
   СОЦИАЛ-ПОЛИТИЧЕСКИЙ
   Русская революция 1905 года
   РОДОВОЙ
   Конфликт отца и сына
   СЕМЕЙНЫЙ
   Аблеуховы.
  
   Конфликтов парадигма:
  
   Медный всадник - Евгений Дудин ( жертва )
   Бюрократия - революционные партии
   Отец - сын
   Аполлон - Дионис ( хаос )
   Муж - жена
  
   Билет 5. Акмеизм. И.Анненский - предшественник и учитель акмеистов. Особенности акмеистского текста. Лирические системы акмеистов ( Мандельштам, Гумилев ).
  
   Зачатки акмеизма как "парнасской" школы и футуризма как целеустремленной поэтики будущего таятся в глубинных слоях символизма.
   Иннокентий Анненский родился в Омске. Переехал в Питер. Окончил ист-фил факультет Питерского университета по отделению сравнительно-исторического языкознания. Был директором Николаевской Гимназии в Царском селе ( ученик его - Н.Гумилев ).
  
   1904 - "Тихие песни"
   1910 - "Кипарисовый ларец".
  
   А КАКОВ ПАРАЛЛЕЛИЗМ ПСИХИЧЕСКОГО И ПРЕДМЕТНОГО МИРА!
  
   С тенью тень там так мягко слилась,
   Там бывает такая минута,
   Что лучами незримыми глаз
   Мы уходим друг в друга как будто.
   Свечку внесли.
  
   Стал высоко белый месяц на ущербе,
   И за всех, чья жизнь невозвратима,
   Плыли жаркие слезы по вербе
   На румяные щеки херувима.
   Вербная неделя.
  
   .. и жалобы, и шепоты, и стуки -
   Все это шелест крови, голос муки,
   Которую мы терпим, я ли, вы ли..
   Кошмары ( Трилистник кошмарный )
  
   Я уйду от людей, но куда же
   От ночей мне куда схорониться?..
   Я люблю, когда в доме есть дети
   И когда по ночам они плачут.
   Тоска припоминания.
  
   Среди миров, в мерцании светил
   Одной Звезды я повторяю имя.
   Не потому, что я Ее любил,
   А потому что я томлюсь с другими.
  
   И если мне сомненье тяжело,
   Я у Нее одной молю ответа,
   Не потому, что от Нее светло,
   А потому, что с Ней не надо света.
   Среди миров..
  
   Николай Гумилев. Из писем о русской поэзии.
   Он борется за свое право не верить с ожесточением пророка.. проникает в самые темные закоулки человеческой души. Вопрос "а если грязь и низость только мука по где-то там сияющей красе?" - для него уже не вопрос, а непреложная истина.
  
   Лидия Гинзбург. Из книги "О лирике".
   В основе построения "Кипарисова ларца"лежит все та же идея сплошных соответствий, подобий, взаимной сцепленности всех вещей и явлений мира. "Он мыслил, - писал Брюсов, - по странным аналогиям, устанавливающим связь между предметами, казалось бы, вполне разнородными".
   У Анненского лирическое событие не имеет повествовательной оболочки. Его сюжетность - в сцеплениях и разрывах между внешним и внутренним миром.
   Вещи городского бытия.. тоже становятся ландшафтом души и ее подобием. .
  
   Борис Евсеев. Царь сумрачной долины.
   Анненский хотел быть поэтом, но не хотел, чтоб его знали.. Ник-то, - подписывал свои стихи Анненский. Так адресовался Одиссей к циклопу Полифему.
  
   С.Городецкий. Некоторые течения в современной русской поэзии.
   Борьба между символизмом и акмеизмом - борьба за этот мир, звучащий, красочный.. Символизм .. превратил его в фантом, важный постольку, поскольку он просвечивает иными мирами и умалил его высокую самоценность. Мир безповоротно принят акмеистами, во всей совокупности красот и безобразий. Хлынула экзотика ( Гумилев ).
   Новые поэты
   - не импрессионисты ( мгновение - не самоцель ),
   - не символисты ( не ищут в каждом мгновении просвета в вечность ).
   Они - акмеисты, потому что они берут в искусство те мгновения, которые м.б. вечными.
  
   Осип Мандельштам.
   "Все исчезает, остается пространство, звезды и певец".
   "Небо тусклое с отсветом странным - мировая туманная боль, о, позволь мне быть также туманным и тебя не любить мне позволь" ( "Воздух пасмурный влажен и гулок" ). "Неживого небосвода всегда смеющийся хрусталь".
   "Душа висит над бездною проклятой". Печаль - серая птица.
   "Я не поклонник радости предвзятой, подчас природа - серое пятно". Человек - путник.
   Земная ось - колокольня, с которой сняты колокола. "Сусальным золотом горят в лесах рождественские елки". В кустах - игрушечные волки.
  
   Николай Гумилев, муж Ахматовой.
  
   "Путь конквистадоров" ( 1905 )
   "Романтические цветы" ( 1908 )
  
   Если в начале пути Гумилев "поверил в символизм, как люди верят в Бога" ( А.Ахматова ), то осенью 1911-го он возглавляет бунт группы поэтов, пожелавших сбежать с "башни" Вяч. Иванова. Был создан "цех поэтов".
   Расстрелян в августе 1921 года.
  
   Заблудившийся трамвай. "Видишь вокзал, на котором можно в Индию духа купить билет?" Палач с лицом как вымя. "У меня не живут цветы". "Торговал за проклятым кладбищем мне продавший их букинист".
   "Я - попугай с Антильских островов". Корабль. Носорог. Изысканный жираф бродит на озере Чад. Девы - жрицы. Жизнь - царь - ребенок на шкуре льва. "В грядущем воплощении сделаюсь я воином опять".
   Киев - змеиное логово.
   Жена - колдунья.
   Лес - потустороннее царство.
   Любовь - слоненок.
  
   Билет 6. Лирика А.Ахматовой: эволюция лирической героини и смена поэтического голоса. "Поэма без героя". Этапы изучения творчества Ахматовой.
  
   Степень разговора с читателем обратно пропорциональна длине творческого пути.
  
   Тексты Ахматовой - шкатулка с тройным дном.
   1е дно
   Конкретно-эмпирическая реальность, "вещественность" ( В.Жирмунский ).
   2е дно
   Литературные реминисценции, изощренные ( ритм, синт ) цитаты. "И может быть, поэзия сама - одна великолепная цитата" ( АА ).
   3е дно
   Мифопоэтическое содержание ( ориентация на язык символов ).
  
   Основной мотив сборника "Четки" - чувство вины, греха, измены идеальному возлюбленному, отроку царевичу. Любовь к демону, стареющему юноше ( по Блоку ) - мука, отрава, плен; ее deshalb - смерть царевича.
   Первое отречение - от первой любви.
   Второе отречение - от земной любви вообще ( в "Белой стае" ). В монастырь, как говорил Алексей Липин.
  
   Из дипломных работ выпускников ОмГПУ.
   Дом. Луч. Окно. Двери. Тюрьма. Палач. Ожидание жениха. Неволя. Принц ( царевич ). Встреча с ним - чудо. Гнетет земная жизнь. Предчувствие беды. "Томлюсь в неволе" ( "Четки" ). Покой. Тишина. "Я живу как кукушка в часах" ( "Вечер" ). Окна дома распахнуты, но это - тюрьма, болезнь и самоубийство. Оконный луч - символ любви. Свечи равнодушны. Ожидание царевича. Томление вечно женственного по вечно мужественному.
  
   "Поэма без героя".
   1я часть. Питер 1913 го. 2 часть 41 год 5 янв. - "о том, что мерещится в зеркалах, лучше не думать". 3 часть Эпилог - белая ночь 24 июня 1942 г. Город в развалинах. Марс глядит в дом. Застрелился молодой офицер. Мир - "маскарадная болтовня" ( Виктор Франк ).
   Реинтерпретация
   Скрытая экзистенциальная доминанта ахматовской личности - последовательная "женская" стратегия обретения силы через слабость. Установка на власть ( ?? - ИП ) осуществлялась под прикрытием манипулятивной самопрезентационной игры в хрупкость, жертвенность, безтелесность ( еще в 1915 отметил это Недоброво ). Исток - детские переживания. С малых лет Ахматова стала свидетельницей страданий своей безвольной матери от изменявшего ей мужа и, по-видимому, решила одеться на будущее в прочный панцирь равнодушия и контроля ( Ридер ).
   "Железность" Ахматовой ( "Те, кто не железные, все умерли" ) и в то же время ее "женскость" позволили сохранить большую меру независимости ( ср. с всерьез просоветскими текстами Пастернака, Зощенко да и Мандельштама ).
   Впрочем, как облик ее лирической героини, прочно закрытой для любви и вообще опасных вторжений внешнего мира, так и авторский имидж женщины, неулонно осуществляющей власть через отказ от потребностей, являют собой облагороженный, но тем не менее узнаваемый образ "настоящего" советского человека, аскетичного до мазохизма.
   Ахматова предстает .. великим советским поэтом - но не как глашатай официальных лозунгов ( вроде Маяковского ), а как портретист глубинных свойств "хомо советикуса" ( атмосфера осажденной крепости ).
  
   РЕЦЕНЗИИ
   Вас.Гиппиус ( на "Вечер" ) - все женское, загадки, изысканные образы.
   Владислав Ходасевич ( на "Четки" ) - главная прелесть - в умолчании.
   Борис Эйхенбаум ( на "Подорожник" ) - поэзия А. - сложный лирический роман.
   Виктор Шкловский ( на "Anno Domini" ) - конкретность стихов А.
   Виктор Франк ( из статьи "Бег времени" ) - три сквозные темы - время, смерть, покаяние.
  
   Билет 7. Русский поэтический Авангард: направления и группы, манифесты, эгофутуризм Северянина, будетлянство Хлебникова, урбанизм и бунтарство раннего Маяковского ( плюс "Облако в штанах" ).
  
   Давид Бурлюк - отец российского футуризма. С Беней Лившицем создал в 1911 году группу "Гилея" ( название территории древних скифов ), которая оккупировала кафе "Бродячая собака" и выпустила сборник "Пощечина общественному вкусу" ( "Садок судей", "Дохлая луна", "Рыкающий парнас" ).
   А в это время ПИТЕРСКИЕ ЭГОФУТУРИСТЫ ( Ник.Осеев, С.Бобров, Б.Пастернак ) во главе с Иг.Северяниным создали группу "Центрифуга". Ваня Игнатьев накропал манифест об эгофутуризме, эгоизме, где сообщил: "Эго-поэты - это интуиты. Интуиция - высшая истина".
   А Игорь Северянин? Утвердил примат чувства, хотел вернуть поэзию в мир мечты, культивировал примитив ( искусство непрофессионалов ). Говаривал:
  
   И потрясающих утопий
   Мы ждем как розовых слонов.
  
   К.Чуковский в статье "Футуристы" сравнил поэтический язык Северянина с языком детей. Будущее Северянин представлял как "век небывалой услады", перенял у декадентов установку "мир во мне", называл себя "лирическим ироником".
   Дискография.
   ГК.
      -- Сирень моей весны.
      -- Мороженое из сирени.
      -- За струнной изгородью лиры.
      -- Громокипящий кубок.
   ( Эгофутуризм. Пролог. )
   1я часть - примитив ковриков. Идиллия.
   2я часть - салонная идиллия, "лакейская поэзия" ( Маяковский )
   Ориентация на сюжеты раннего кинематографа, грезы о красивой любви.
   3я часть - грезы поэтов. Мирэллия - огороженный рай поэзии.
  
   ФУТУРИСТЫ
   Человек - чудо.
   Бог - всевышний инквизитор.
   Разоблачение неба. "Звезды - плевочки" ( Д.Бурлюк ).
   Человек физиологичен ( "Я весь из мяса" ( Маяк )).
   Культ язычества ( скифы ).
   Культ сдвигологии ( Алекс Крученых )
   Отрицание символистской эстетики.
  
   ТЕОРИЯ СЛОВА.
   Алекс Крученых и Велимир Хлебников провозгласили культ слова как такового, дали декаларацию "заумного языка".
   Старая поэзия - отвлеченные слова, безголосая томная сливочная тянучка. Давайте же поменяем местами прекрасное и безобразное! Даешь фекальную тему! ( пример поэта-ассенизатора Маяковского )
  
   ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ - кто он?
   Проект будущего - техническая цивилизация. Плоть, страсть и культ разума.
   Золотой век. Город. Прошлая сказка есть будущая утопия. Город - дерево из стекла, способный расти, сольются техника и органика. Фанател от идеи Ник.Федорова ( "космиста" ) о научном преодолении смерти. Идея новых, лучших людей. Образ будущего - соединение всех культур.
  
   Влад Маяковский
  
   Собственная песня Маяковского. Главный герой М. - сам М. А он безмерен, хотя и отвержен улицей ( как Христос ), - первозданным прахом, из которого нужно сделать будущее конкретным словом. Бог - всевышний инквизитор.
   Новые ценности - это "душа - сердце", способные любить. Любовь во времени - тоска, страдание, бред, болезнь, удушье, пожар сердца и песня ( "Я последний певец Любви" ). Одинаковое с Ахматовой представление о должной любви ( первой любви ); ей он нравился до 1917 года.
  
   Социально:
   Знаете ли вы, бездарные многие,
   Думающие, нажраться лучше как, -
   Может быть, сейчас бомбой ноги
   Выбрало у Петрова поручика.
  
   Вы измазанной
   В котлете губой
   Похотливо
   Напеваете
   Северянина.
  
   Облако в штанах.
  
   Полночь промокшими пальцами щупала.
  
   Кричу кирпичу,
   Слов исступленных вонзаю кинжал
   В неба распухшего мякоть...
  
   "адище города"
   Небоскребы - дыры,
   У раненого солнца вытекает глаз,
   Толпа - стоглавая вошь,
   Улица - река.
  
   О.Клинг. Хлебников и символизм ( ВопЛи, 1998, 5 )
   Б.Лившиц: "Бурлюк на моих глазах пожирал своего бога, свой минутный кумир", пишет о литературном эдиповом комплексе футуристов ( в роли отца - русский символизм ).
   Лившиц считал, что футуризм вошел в биографию Хлебникова и был окрещен им как будетлянство.
   Неологизмы Хлебникова - кружеток звезд, свирел, хотель.
   "Зверинец" Хлебникова с опрокинутыми нетопырями, с "мы", "не тоскующими по воле" - от бестиария Сологуба ( недотыкомка, "плененные звери", "мы открыть их не смеем" ).
   В 1908-09 годах Хлебников создает и свое "лихо", свой образ ужаса, перекликающийся с лихом, недотыкомкой Сологуба. Строка "чудовище - жилец вершин" восходит к сологубовскому "над верхом темной ели" ( пародия ).
   В "Учителе и ученике" ( 1912 ) Сологуб удостоился уничижительного эпитета "гробокопатель". В какой-то степени результатом поэтических достижений Бальмонта воспользовался Хлебников ( а вслед за ним и А.Крученых ) в стихотворениях "Заклятье смехом", "Бобэоби пелись губы".
   Устойчивую у символистов метафору "озеро - зеркало" Хлебников - почти в абсурдистском ключе - доводит до логического конца:
  
   Я озеро бил на осколки
   И после расспрашивал: "Сколько?"
  
   Григорьев В.П. Велимир Хлебников // Нов. Литобоз, 1998, 6
   Хлебников в 1908 году дал блестящее определение "самовитого слова": "Слово - пяльцы. Слово - лен, слово - ткань".
  
   Билет 8. Проза И.Бунина: своеобразие бунинского историзма и реализма, концепция любви; этапы творчества. Значительные произведения каждого периода: "Деревня", "Суходол", "Жизнь Арсеньева", "Темные аллеи".
  
   По Бунину ЧЕЛОВЕК - природное существо.
   Жизненный поток, руководящий его поведением - ТАО.
   Есть несколько вещей, которые имеют значение - болезнь, любовь и смерть. Остальное - чепуха.
   Художественная философия Бунина - ВИТАЛИЗМ. В основе мира жизнь - субстанция, несводимая ни к духу, ни к материи. Увлечение буддизмом. Рассказы о трагичности человеческого бытия.
  
   1910 - Деревня
   1911 - Суходол
   1927-38 Жизнь Арсеньева
   1937-45 Темные аллеи
  
   ДЕРЕВНЯ
  
   Семья Красновых. Прадед - затравлен борзыми. Дед - именитый вор. Отец прогорел на лавке, запил и скончашися. Сыновья Тихон и Кузьма торговали вместе, но поссорились. Тихон открыл кабак, жил с кухаркой, которая родила ему ребеночка ( но задавила его во время сна ). Женился на пожилой горничной, на приданое купив имение Дурново. Встретившись с Редькой, сделал своей любовницей его жену. Кузьма служил конторщиком. Редька помер от живота. В конце концов Тихон женил Дениску на Молодой ( а это хто такия? - прим. ред. ).
  
   СУХОДОЛ
  
   Семейная хроника столбовых дворян Хрущевых. Рассказывает дворовая Наталья и рассказчик. После ранней смерти жены дед Петр Кириллович помешался с тоски. Его дочь, Тоня, от тоски по Войткевичу теряет разум, ожесточается. Наталья же, выгнанная из дома своим "любимым" красавцем Петром Петровичем ( впоследствии женившемся на Клавдии ), кукует в Сошках. Пока ее нет, Герваська убивает дедулю. По возвращении Наталья ухаживает за Тоней. Отдается Юшке ( тунеядцу и "козлу" ), беременность прерывается выкидышем ( пожар в доме ). Однажды, когда Петр Петрович едет к любовнице, его зашибает копытом лошадь. Тоня еще больше шизеет. Дом приходит в запустение. Остаются Тоня, Наташа да Клавдия Марковна.
  
   Сергей Антонов. От первого лица.. Иван Бунин. Жизнь Арсеньева // Новый мир, 1973, номер 2, с. 243 - 264.
   Алеша Арсеньев. "Все события.. произошли с Иваном Буниным". Идея метемпсихоза ( буддизм ). "Я родился там-то и когда-то".
   Есть обыкновенные люди и гений - конец цепи, художник, ее последнее звено. Жизнь для такого человека уже не представляет ценности, для него наступает, по терминологии буддизма, "освобождение".
   Роман "Жизнь Арсеньева"; задача - "одолеть смерть"... Знакомимся с отцом Алеши, его учителем Баксаковым, с хлебным торговцем Ростовцевым.. Монотонная поездка по зимней степной дороге к Лике.
   13 лет. Арест брата ( "горе затопило все существо Алеши" ). Память развертывается. Детские воспоминания ( большая светлая комната ). Очумев от любви, Леша рвется в Смоленск.
   Это исповедь ( доверительная ). Мир материален ( по Бунину ). 5 книг романа - 20 лет жизни Алеши ( 1871 - 1891 ). 5 книга, конец - смерть Лики. " .. как ни грустно в этом непонятном мире, он все же прекрасен".
  
   Билет 9. А.М. Горький - художник и идеолог. Концепция человека в раннем творчестве; пьеса "На дне". Художественное и идеологическое обоснование революции. Неприятие реальной революции. "Жизнь Клима Самгина", роман.
  
   Телешов Н. Записки писателя. Саратов, 1987.
   "Появление Горького в литературе произвело общественную встряску".
   1902 год. Горький читает в "Среде" пьесу "На дне":
   - Дайте покой Анне, жила она очень трудно.
   Исключительный успех пьесы в МХТ.
  
   Овчаренко А., Ревякина И. Художник новой эпохи.
   "Зачем я живу на земле, и кому я на ней нужен, если посмотреть?" ( пекарь, "Коновалов" )
   "И зачем это нужно, чтоб я жил, шил и помер?" ( сапожник, "Супруги Орловы", 1897 )
   Путь из низов. Из романтизма:
   - Песня о соколе
   - Песня о буревестнике
   - Старуха Изергиль.
   Затем - "На дне". "Основной вопрос, который я хотел поставить - это - что лучше: истина или сострадание?" ( АМГ )
   Повесть "Мать" ( 1906-07 ) о пролетариате.
   "Жизнь Клима Самгина" ( 1927 - 36 ) - эпическое повествование о сорока предреволюционных годах России.
  
   Воровский В. Из истории новейшего романа.
   Лука - это евангелие миражей, которые со времени Христа несли обездоленным массам все реформаторы.
  
   Билет 10. Творческий путь Сергея Есенина: от мифопоэтики к поэзии действительности. Поэмы "Инония" и "Анна Снегина".
  
   Родился я с песнями в травном одеяле.
   Зори меня вешние в радугу свивали.
   Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
   Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
   Рязань, с. Константиново.
  
   ***
   До сегодня еще мне снится
   Наше поле, луга и лес,
   Принакрытые сереньким ситцем
   Этих северных бледных небес.
  
   Детское стихотворение
   Звездочки ясные, звезды высокие!
   Что вы храните в себе, что скрываете?
   Звезды, таящие мысли глубокие,
   Силой какою вы душу пленяете?
  
   ***
   Кто скажет и откроет мне,
   Какую тайну в тишине
   Хранят растения немые..
  
   Поэзия действительности. Старая церквушка, кукушка, пыльные лица. Русь - буйственная.
  
   АННА СНЕГИНА
   Радово. Автор. Сеновал. Письмо из Лондона. Ходит на пристань. Мельница, мельник.
   Через реку - Криуши. Прон Оглоблин и его брат - трус Лабутя.
  
   Билет 11. Сатирическая проза 20-30-х годов ( Ильф и Петров, Зощенко, Булгаков ).
  
   ЗОЩЕНКО - спектр трактовок:
      -- Обвинительная, ортодоксальная, советская. З. - представитель идеологии осталого антисоветского мещанства. Мурло.
      -- Оправдательная, эзоповская. З. - попутчик; сказовая манера - необходимое оружие разоблачительной сатиры.
      -- Академическая, культурно-социологическая. На первом плане здесь - пародийно-сатирическое начало. Так, по Щеглову, З. - этнограф советского образа жизни, составитель целой "энциклопедии некультурности".
      -- Академическая, психоаналитическая ( биография, изучение детских рассказов автора ).
  
   Реинтерпретация. Даже в самых смешных своих вещах Зощенко предстает мрачноватым философом жизни, а его "мещанские" маски - защитными комическими вариациями на темы тех же "фобий". Экзистенциальная суть зощенковского мироощущения оказывается сводимой к страху перед непрочностью существования и.. жажде покоя и порядка. Характер детских травм Зощенко - его страхов по поводу нарушения границ его личной сферы родителями и сестрами - как бы заранее делает его идеальным писателем на тему подавления личности. З. - продукт "вечного" страха. Мещанин - его everyman.
  
   МИХ.БУЛГАКОВ
  
   Реинтерпретация. Существенно важны для булгаковского дискурса оппозиции "бытие - небытие", "существование - несуществование". Центральные герои Булгакова - всегда врачеватели, образы, несущие на себе отсвет святого для писателя лика рано погибшего отца.
   По словам своей сестры, он ( писатель ) "очень много думал о смысле жизни, о смерти.. смерть ненавидел, как и войну". По сути, он остался старшим ребенком в доме с разбитыми окнами ( "Мастер.." ), один на один с немой, разлитой вокруг угрозой ( "Адам и Ева" ), развернувшей войну против уютного, обустроенного семейного очага, довольно беззащитного ( "Роковые яйца", "Мастер..", "Белая гвардия", "Рассказы юного врача" ). Образно говоря, Булгаков - военный врач на передней линии огня, Левий Матвей, не отступающий перед мраком ни на шаг.
   Письма Булгакова ( как и его проза ) напоминают скупые записи в амбулаторной карте или фронтовые сводки, - "чувствую себя уставшим без меры". Ответственность, которую он взвалил себе на плечи, - ответственность ежесекундная, практическая. Понятно, что одни герои ( Бездомный, Поплавский, Лиходеев ) при встрече с воландовой компанией шокированы безпредельно. Мастер же не удивлен: "Приходится верить.. но, конечно, гораздо спокойнее было бы считать вас плодом галлюцинации".
  
   Билет 12. Проза А.Платонова: проблема становления мира и сознания. Повесть "Котлован".
  
   Вишневицкий И.Г. Платонов - символист? // НовЛитОбоз, 1998, 6, с. 360 - 364.
   Отзыв на книгу О.Меерсона "Свободная вещь". Поэтика неостанения у А.Платонова.
  
      -- Инерциальная идиоматика платоновского языка ( почему и трудно переводить Платонова на другие языки ).
      -- Функция неостранения у Платонова - вовлечение читателя в нравственную ответственность за происходящее в произведении, то есть за то, что именно он, читатель, счел нормальным, и на чем, таким образом, "попался".
  
   Повесть "КОТЛОВАН".
   Год 29-ый.
  
   Предокрпрофсовета Пашкин
   Инвалид Жачев
   Настя ( девочка )
   Ее мама - буржуйка
   Работники: активист Сафронов, Вощев, Козлов, Чиклин.
   Инженер Прушевский ( томится мыслью о бренности бытия, готовится к самоубийству ).
  
   Пародия на соц.строй, фанатизм. Герои - пародийные образы.
      -- Увольнение Вощева.
      -- Тощие пионеры, дети войны.
      -- Роют землю Вощев с Чиклиным ( Сизифов труд ).
      -- - Вы еще не спите, товарищ Чиклин! - сказал Прушевский, - Я тоже хожу и никак не усну: все мне кажется, что кого-то я утратил и никак не могу встретить.
      -- Разговор матери с дочкой.
      -- Неизвестный требует тесовые гробы. "Вскоре на земле наступила сплошная тьма, усиленная чернотой почвы".
      -- - Отчего бывают мухи, когда зима? - спросила Настя.
   - От кулаков, дочка! - сказал Чиклин.
  
   .. кроме медведя, заплакать сейчас было некому. Наверное, он уткнулся ртом в землю и выл печально вглубь почвы.
   "Вода еще течет". Чиклин приносит Насте кости матери. После смерти Насти от холода берет лопату и начинает методично копать землю.
   Земляной пол. Чиклин роет. И вслед за ним "все мужики работали с таким усердием, как будто хотели спастись навеки в пропасти котлована". Выдоблил для Насти гробовое ложе в вечном камне и приготовил могильную плиту.
  
   Иосиф Бродский. Послесловие к повести "Котлован".
   "Котлован" - произведение чрезвычайно мрачное.. Первое, что следовало бы сделать, закрыв данную книгу, это отменить существующий миропорядок и объявить новое время.
   Платонов.. сам подчинил себя языку эпохи.
  
   Дм.Устюжанин. Эти непростые 30е годы.
   Картина слома времени. Первый план платоновской прозы - ПОИСК ИСТИНЫ. Герои Платонова - проходящие, которых жизнь часто сталкивает с проходимцами. Часто плат. произведения называют антиутопиями. Действительность - данность. Вне прошлого.
  
   Билет 13. Творчество М.Булгакова. Итоги и проблемы изучения. Роман "Мастер и Маргарита": проблематика, поэтика.
  
   Билет 14. Б.Пастернак. Лирика. "Доктор Живаго" - стихия, насилие, разрыв связи времен, поэт.
  
   О Пастернаке. СПЕКТР ТРАКТОВОК:
   1. Обвинительная, ортодоксальная советская. После выхода "Доктора.." Пастернаку инкриминировалась прямая антисоветчина. Поздняя форма осуждения - критика романа как художественно безпомощного произведения, поднятого на щит диссидентской и западной критикой исключительно по полит. соображениям ( Урнов ).
   2. Оправдательная, эзоповская. "Сестра моя - жизнь" ( 1922 ), выдвинувшая Пастернака в первый ряд современных поэтов, трактовалась как художественный эквивалент революции. Середина 20-х годов ознаменовалась осознанным компромиссом поэта с официальным курсом ( "Высокая болезнь", "1905 год", "Лейтенант Шмидт" ). Начало 30-х - период максимального сближения с властью в лице Бухарина и даже Сталина.
   Далее последовало постепенное самоустранение Пастернака из официальной лит.обоймы, отказ от статуса ведущего поэта ( перешедшего к "талантливейшему" Маяковскому ) и начало работы над романом.
      -- Одобрительная: зарубежная и постсоветская ( "Доктор Живаго" - знамя, автор - мученик борьбы с тоталитаризмом ).
      -- Академическая: структурно-поэтическая трактовка внеидеологична ( труды Тынянова, Лотмана и др. ) и направлена на выявление философской сути пастернаковского стиля, который созвучен и физике ХХ в. И христианству.
      -- Академическая: биографическая
  
   Реинтерпретация. Предложен "единый панорамный взгляд". Экзистенциальный нерв пастернаковского дискурса - радость причастия к семейному целому ( во главе с отцом ) - ЭНДОГАМИЯ ( жизнь - сестра ), - стремление вырваться из среды авторитетов, ЭКЗОГАМИЯ - поиски нового родства.
  
   "Доктор Живаго"
   ( сын Бога Живаго )
  
   Юрий Живаго
   Лара
   Весь роман - на фоне снега. Все утраты - на снегу и под снегом ( саван ).
   Колодец. Стрельников. Псалом 90. Зима. Волки.
   Отец Живаго сбросился на ходу. Философия работы ( больница ).
  
   Билет 15. 50-60е. Третья поэтическая эпоха в истории русской литературы: эстрада, барды, "тихая лирика", А.Тарковский, Д.Самойлов, А.Кушнер.
  
   С.Бойко. За каплями датского короля. Пути исканий Булата Окуджавы // ВопЛи, сент-окт 1998.
   Высшая сила для него существует ( инкогнито )
  
   Я чувствую себя последним богом,
   Единственным, умеющим прощать.
  
   Высшая сила над человеком - природа-учитель, пророчица -
  
   Красный клен, рукой божественной.
  
   Судьба - Фортуна, провидение, Участь. Время - в том же ряду, хищное, злобное ( ср. С И. Бродским ), злонамеренный век. Пример - молитва "Смилуйся, быстрое время".
   Поэт говорит о разомкнутости жизни в иные высоты. О доверии и надежде на высшие силы ( "Ко благу чистая любовь" ).
  
   Арсений Тарковский. Стихи разных лет.
  
   ***
   Я тень из тех теней, которые однажды
   Испив земной воды, не утолили жажды
   И возвращаются на свой кремнистый путь,
   Смущая сны живых, живой воды глотнуть.
  
   Ночь
  
   На собственное счастье
   Я как слепой смотрю.
  
   Стучат. Кто там? - Мария. -
   Отворишь дверь: - Кто там?
   Ответа нет. Живые
   Не так приходят к нам.
  
   Ветер
   "Душа моя затосковала ночью".
  
   Малютка жизнь
   "Я жизнь люблю и умереть боюсь".
  
   Тот жил и умер, та жила.
   Пришествие холодных теней:
  
   Каблучки мои в пыли,
   Выцвела коса,
   И звучат из-под земли
   Наши голоса.
  
   Давид Самойлов. Избранное.
  
   Золушка.
   Блестит в руке иголочка.
   Стоит в окне зима.
   Стареющая Золушка
   Шьет туфельку сама..
  
   "Сороковые роковые" и стихи о войне.
   "Оправдание Гамлета":
   Бей же, Гамлет! Бить так бить!
   Жизнь как ожидание "томительного сна".
   "Старый дон Жуан" - разговор Дон Жуана с черепом командора.
  
   Билет 16. Этапы развития военной прозы: от героического эпоса ( "Они сражались за родину" Шолохова ) до драматического психологизма повестей Г.Бакланова, В.Быков, К.Воробьева, В.Астафьева ( "Пастух и пастушка" ).
  
   Шолохов. Они сражались за Родину.
  
   Николай Стрельцов ( агроном )
   Его брат Александр, генерал.
   Его жена Ольга.
   Коля, сын
   Солдат Звягинцев ( привык убивать )
   Лопахин.
  
   Варят кашу, роют окопы. Лопахин заигрывает с дояркой.
   Копытовский:
   - Что это ты, Сашенька, какой-то серый стал?
   - Посереешь от такой жизни.
   Дон. Безсонные ночи, предельная усталость..
   Звягинцев ранен. Его тащит сестра. Попадает в медсанбат. Изрекает: "У них тоже нелегкая работенка: день и ночь в говядине нашей ковыряться".
  
   Шолохов. Наука ненависти. Рассказ.
  
   Лейтенант Герасимов рассказывает ( он не может более смотреть на живых немцев ):
   - До войны работал механиком на одном из заводов Западной Сибири.. Мы озверели, насмотревшись на все..
   "Когда обыск кончился и партбилет остался при мне, я так обрадовался, что даже про жажду забыл".
   Лагеря. Кормили трупами издохших лошадей. Беглец. Вареный картофель.
  
   Валерий Дементьев. Это мы, Господи!.. Лирические заметки о творчестве К.Д.Воробьева // Москва, 1987, номер 5, с. 188 - 194.
   Написана повесть Воробьева в Шауляе, в доме N8 по Глуосню, на конспквартире.
   Главный герой - Сергей Костров. Был и в камере смертников, и в трех лагерях. Например, в "Долине смерти" на правом берегу Западной Двины, где люди в бараках обращались к соседу шепотом, чтобы экономить силы. Это вам не декабрь 41-го и картина отступающих немцев. Помирает от гангрены подросток Коля из Аксеновки, мечтая, чтобы матушка принесла ему вареной картошки и хлеба. С воентехником Ваней Рябцевым Сергей бежит из вагона, увозившего пленных в Германию и скрывается в литовском лесном хуторе.
  
   В.Астаьфьев. Пастух и пастушка. Современная пастораль.
   Украина. Комроты Филькин.
   Борис Костяев. Рукопашная. Героически подбил танк гранатой.
   Пьют самогонку. Молча. Со старшиной Мохнаковым, который пристает к Люсе. Ее защищает Борис.
   Баня. И "воскрес раб Божий".
   Мохнаков ( мечтая ):
   - Меня бы палачом над немецкими преступниками.
   Костяев:
   - Тебе бы подлечиться.
   Сон Костяева:
   Вода, небо, солнце. Тут же бегает Мохнаков и свертывает головы птицам. Санпоезд.
   Возвращение. "А я вот живу. Ем хлеб, веселюсь по праздникам".
  
   Билет 17. Эволюция деревенской прозы: 60-е - "Привычное дело" Белова, 70-е - В.Распутина ( "Последний срок", "Прощание с Матерой" ), 80-е - "Пожар" Распутина, "Печальный детектив" Астафьева.
  
   Василий Белов. Привычное дело.
   За окном зима, зима.. Хм.. О чем это я? Ребята, заходите! Да, да, все заходите!
      -- Иван Африканыч.
      -- Мишка
      -- Нюшка из Сосновки - с бельмом и в навозных сапогах.
      -- Жена Катерина. 8 ребятишек.
   Катерина косила сено и вдруг - удар.. М-да..
   Подчеркнуто простонародная лексика ( пошто, нешто, жо ). Частушки.
   "Делать нечего, надо было жить". "Жись она и есть жись". Нет конца этому круговороту.
  
   Валентин Распутин. Последний срок.
   Варвара.
   Илья Короткий с Севера,
   Люся, чуть старше 40, моложавая из города,
   Михаил.
   Собрались у умирающей матери в деревне.
   Старуха ждет свою Таньку. Размышления старухи о бренности бытия. Все уезжают. Happy End.
  
   Валентин Распутин. Прощание с Матерой.
   Матера - остров и деревня. Дарья у могил. Не стало Матеры - деревни.
  
   Он же. Пожар.
   Иван Петрович и жена его Алена. Их дети разъехались.
   Горят склады.
Афоня Бронников - отчаянная душа.
   Тракторист Семен Кольцов - "человек надежный"
   "Широкие не по-деревенски улицы разбиты были тяжелой техникой до какого-то неземного пейзажа".
   Нач. участка Борис Тимофеевич.
   "Будем жить".
  
   Билет 18. Русское зарубежье: поэзия, проза, литературная критика.
  
   Владислав Ходасевич - жесткий критик.
   Ст. "1917-1927"
   Вера в то, что власть большевиков кончается. Нравственные понятия изуродованы.. Семья разложена пропагандой половой распущенности. Основа всего этого - безбожие".
   Ст. "По поводу "Перекрестка" ( 1930 )"
   Футуризм - парнасский большевизм. Большевизм разрушает национальное благосостояние России в политике и экономике, футуризм - в литературе.
   Скупо похвалил Мандельштама.
   Ст. "О задачах мировой литературы"
   "Стряслась величайшая политическая и культурная катастрофа".
   Ст. "Пять чувств"
   "Поэзия переживает глубокий и трудный кризис"
  
   1922-1939 Марина Цветаева ( Чехия, Франция ).
   Александр Ремизов 1921-23 Берлин С 1923 - Париж.
   "Николины притчи" ( 1917 )
   "Огонь вещей"
   Воскрешение мертвых - Чичиков. Детство Чичикова. Биография Чичикова. Глава "Морозная тьма" ( исследование снов в рус. лит-ре - 6 снов Пушкина, Гоголя, "Преступления и наказания", "Анны Карениной" и Лермонтова ). Описывает и свои сны, в которых являлись ему Зайцев, Чехов, Блок и Белый.
   Сны о Блоке - неразрезанные книги, висящий рояль.
   Сны о Белом - Белый вывел автора в сад, а вместо яблок там - селедочные хвостики.
  
   Борис Зайцев
   1922 - 23 - Берлин
   С 1923 - Париж
   1939 - книга очерков и воспоминаний "Москва". Глава "Молодость. Иван Бунин". "Остроугольный, элегантный Бунин. Виделись у Леонида Андреева, Телешова.. Бывал и у нас"
  
   Владимир Набоков, естественно.
  
   Евг. Замятин. 1931 - 37.
   Роман "Мы"
   О-90, d-503, i-330.
  
   Иван Шмелев, "Лето Господне". Воспоминания о детстве, об отце, о праздниках православных, как отмечали, что пили, что ели.
  
   Билет 19. Литература третьей волны эмиграции ( обзор ).
  
   А.Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ. В круге первом.
  
   Один день Ивана Денисыча.
   Один день среднего человека в лагере. Образ - от солдата Шухова. Остальные лица - из реальной жизни, с их истинной биографией ( например, Федюков ).
  
   Раковый корпус.
   Глава семьи Русанов Павел Ник.
   Жена Капитолина.
   Дети Юра, Авиетта.
   Главврач Бахрамович.
   Олег Костоглотов ( из зоны )
   Доктор Вера Гангарт
   Медсестра Зоя
  
   Матренин двор.
   Повесть о трудолюбивой праведнице. Достоверное описание жизни Матрены Васильевны Захаровой ( почти нищей ) и "жестокого разорения деревни". Она изливала душу Солженицыну. Говорила о кошке ( сострадание ), о экс-муже Фаддее.
  
   Василий Аксенов. Московская сага. Книга 1.
   Москва после революции ( и не только ).
   Центонная проза ( цитаты из газет 20-х годов ).
   Нинка читает Пастернака. Молодежь: Кирилл, Никита, Петя Птахин.
   Борис Никитович Градов.
   Москва - муравейник с лозунгами Сталина.
   30-е годы. "Процветала литература социалистического реализма. Формализм был уже полностью искоренен".
   Аресты. Культ советской блондинки ( "Мосфильм" ).
   "Не мешая никому жить, любить, работать, прокатывали по ночным улицам "воронки""
   Берия в пенсне.
   История любви Нугзара и Нинки. Нина цитирует: "мы живем, под собою не чуя страны".
  
   Владимир Войович
   Жизнь и приключения солдата Ивана Чонкина. Роман-анекдот.
  
   Билет 20. Русский постмодернизм: Ерофеев В., Петрушевская Л. Его своеобразие, споры о постмодернизме.
  
   Карен Степанян. Постмодернизм - боль и забота наша ( по книге М.Липовецкого "Русский п-м. Очерки ист. поэтики. ВопЛи, сент-окт 1998.
      -- Важное свойство модернистской поэтики - интертекстуальность.. Почти все свойства и признаки постмодернистской поэтики, включая интертекстуальность, можно найти и у Гомера, и у Шекспира, и у Достоевского. Постмодернистскими они становятся лишь в пределах определенного мировоззрения.
      -- По Липовецкому ПОСТМОДЕРНИСТЫ направляют усилия на поиск гармонии внутри хаоса. Используя, вслед за Умберто Эко, джойсовское понятие "хаосмос", он полагает, что именно этот парадоксальный синтез ( хаоса и космоса ) становится эстетическим идеалом и мировоззреченской основой постмодернистов.
      -- Выход из хаоса реальности Набоков, например, видит в творении, создании личного языкового мира. По Липовецкому, в "Лолите" Набоков "приходит к постмодернистскому образу культуры, разрушающему антиномию элитарной и массовой культуры".
      -- Во второй главе книжки Липовецкого дается наконец определение П-ма через три ведущих фактора:
   - процесс делигитимации нарративов;
   - формирование неиерархической эпистемологии;
   - формирование семиотической онтологии.
   И через предпосылки возникновения ситуации П-ма:
   - смерть мифа,
   - конец идеологии и единомыслия,
   - отказ от метанарративов, пафос иррационального, отчаяние.
   По Степаняну: утрата веры в высший смысл человеческой жизни, исчезновение иерархии ценностей.
      -- Ерофеев. Москва - Петушки. По Степаняну - классика русского постмодернизма. Герой - юродивый. "Сама поэма как будто написана вечером в пятницу, - но в Пятницу Страстной недели".
      -- Специфика русского постмодернизма ( отличие от западного ) - русский писатель пытается, пусть в полном отчаянии, эту нужную всем общую истину отыскать, нащупать.
      -- Теория Липовецкого о конфликте между автором и миром симуляторов ( хаосом ).
      -- Авторы прозы 80-90-х - генерация писак, сформировавшихся в период, когда "люди делали вид, что живут в некоей реальности, которой не существовало, и пытались втайне приспособиться к подлинной реальности" ( прозаики Вл.Шаров, Вик.Ерофеев, Евг.Попова, Т.Толстая, затем В.Пьецух ). Важная особенность этой прозы - переход от развенчания советских исторических мифов к отождествлению их с любыми попытками упорядочить историю, к утверждению ее абсурдности и абсурдности исторического сознания вообще.
      -- Вопрос о русском постмодернизме.. это в первую очередь влпром=с об адекватности русской культуры самой себе ( Марк Липовецкий ).
  
   Русский постмодерн - путь от распада к новой целостности.
  
   Марк Липовецкий. Пралогия русского постмодернизма // Новый ЛитОбоз, 1998, N2, с. 280-284.
   Пралогия - результат разочарования в достижении консенсуса по любым вопросам, противоречия, дестабилизирующая сила оппозиции.
   Русский постодернизм озабочен поиском места встречи несовместимого ( пример - "Москва-Петущки" ).
   Теория симулякров. Они приводят к гибели субъективности: человеческое "Я" также складывается из совокупности симулякров.
  
   "Лолита"
   Ерофеев
   Рев черной вечности за окном ( после гибели Лолиты )
   Тьма, мрак за окном электрички
  
   В "Москве-Петушки" смерть выступает как "последняя" и единственная стабильная ценность в катастрофически амбивалентом мире. Обезпечивает единство сюжета якобы.. пустота небытия.
  
   Новый ЛитОбоз 1998 N5 Идеология и эстетика глянца ( молодежные журналы в современной русской культуре ). Фальковский И. Птючом.
   Журналы создают новый образ мира ( воображаемый ).
   Язык: сленг, парк и музык. термины. Тривиальный язык. "Наслаждение плоскостью".
  
   Людмила Петрушевская. Дикие животные сказки.
   Двойная литературная история.
   Улитка Герасим тащит топить амебу Рахиль по прозвищу Муму. Муму, как оказалось, вообще не тонет. Собака Гуляш изменившимся лицом бежит к пруду.
   Шахматная партия.
   Муха наблюдает за партией Леопольда Эдуарда, после чего улетает обедать в мужской туалет.
   Снимается кино.
   Ежик Гарик в тумане. Волк: "Всю жизнь мечтал посмотреть фильм Норштейна".
  
   Примечание. Реинтерпретации приведены по работе: Жолковский А.К. К переосмыслению канона: советские классики - нонконформисты в постсоветской перспективе // НовЛитОбоз, 1998. N1.
  
   ВСЕ!

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"