Аннотация: Фрагмент моего "Комментария к роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"". Глава "При свечах".
Игорь Петраков
Шахматная партия в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита".
Фрагмент "Комментария к роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"".
Известно, что Булгаков любил играть в шахматы. Играл и с Сережей, своим пасынком. Причем Сережа "хитрил, обижался, как Бегемот" ( Л.Яновская ). В дневнике Е.С.Булгаковой: "Вечером играл М.А. в шахматы с Топлениновым" ( запись от 5 июля 1937 г. ), "Вчера днем М.А. заходил к Сергею Ермолинскому. МА. ходит к нему поиграть в шахматы" ( запись от 5 декабря 1938 г. ). В Савеловском переулке в доме жил в большой коммунальной квартире один из самых близких друзей Булгакова Н.Н Лямин, филолог. В этой квартире Булгаков читал друзьям свои произведения: "Белую гвардию", "Зойкину квартиру", "Багровый остров", "Кабалу святош". К Лямину Булгаков тоже ходил играть в шахматы.
В редакции газеты "Гудок", где работал Булгаков, почти все сотрудники увлекались шахматами и устраивали турниры. В этой сцене могла отразиться партия между М.Ботвинником и М.Рюминым, состоявшаяся в 1934 году, когда они играли "живую партию", роль шахматных фигур в которой исполнялась спортсменами. "В 1935 году в Москве проходил Международный шахматный турнир. За этим событием следили многие современники. Отголоски проходивших турниров усматривают в булгаковской сцене многие, однако, при этом называются разные партии: Майет - Левенталь и Ботвинник - Рюмин ( Соколов, 1991, Чудакова, 1985а, Иованович, 1986 ).. < нужно отметить > на оборванных страницах редакции прочитывается имя знаменитого Капабланки, посмотреть на игру которого ходили многие писатели. Одновременно с игрой в шахматы кот "играет на публику", надевает маску полководца ( "стал в бинокль смотреть на доску" ), валяет дурака, балагурит. Как Остап Бендер в "Двенадцати студьях" Ильфа и Петрова кот во время партии доходит "до пошлых вещей" и незаметно для окружающих крадет с доски фигуру" ( И.Белобровцева, С.Кульюс, 2007, 361 ).
Взору героини булгаковского романа предстает следующая мизансцена: маленькая комната с канделябрами и золотой чашей, доска с начатой шахматной партией, которую, как выясняется, вели кот Бегемот ( белые ) и "мессир" ( черные ). Подробное описание ее поместил на своих страницах журнал "Шахматное обозрение 64".
Мы застаем игроков в ту минуту, когда на доске "происходит смятение". "Совершенно расстроенный король в белой мантии топтался на клетке, в отчаянии вздымая руки ( здесь "клетка", "отчаяние" напоминают нам еще раз о Мастере ). Три белых пешки - ландскнехты с алебардами, растерянно глядели на офицера, размахивающего шпагой и указывающего вперед, где в смежных клетках, белой и черной, виднелись черные всадники на двух горячих, роющих копытами клетки конях".
Заметим, что, видимо, белый офицер располагался на поле "g2", а три пешки, глядящие на него - на полях "f2", "g3" и "h2". Такое построение с фианкеттированием белопольного слона встречалось нередко в матче Эйве - Алехин, проходившем в 1935 году. Известно также, что, когда дела в матче пошли не так, как предполагалось ( русский чемпион его проигрывал ), Алехин стал брать на партии своего любимого кота под кличкой "Шахматы" - перед началом каждой кот тщательно обнюхивал доску.
Впрочем, другое мнение относительно расположения белопольного слона высказал журнал "Шахматное обозрение". По мнению автора статьи, слон сменил свою прописку и оказался на поле "e3". а три пешки белых, о которых идет речь, якобы находились на полях "d4", "f4" и "e5" - причем непонятно, как могла взирать на своего офицера последняя. К тому же в романе черные кони занимали смежные позиции, на представленной же диаграмме этого нет и в помине.
Однако продолжим рассмотрение мизансцены:
" - Ай! - вскричал Бегемот, - попугаи разлетелись, что я и предсказывал.
Действительно, где-то вдали послышался шум многочисленных крыльев..
- Ну и долго это будет продолжаться? - спросил "мессир", - шах королю.
- Шаха королю нет и быть не может, - ответил кот.
- Повторяю, шах королю.
- Мессир, - тревожно отозвался кот, - вы переутомились, нет шаха королю.
Стоявший на королевской клетке офицер отворачивался и закрывался рукой.
- Ах ты подлец.."
Напомним - кот Бегемот проигрывает эту волнующую Маргариту партию, объясняя такой итог тем, что не может продолжать игру в атмосфере травли ( хорошо знакомой, между прочим, автору ) со стороны завистников ( Азазелло и Коровьева - Фагота ). К тому же Бегемота извиняет то обстоятельство, что конь его "куда-то ускакал" посредине партии. Кстати, еще раз шахматная тема проявится тогда, когда "мессир" обратит внимание Маргариты на глобус, оказывающийся как бы экстраполяцией шахматной доски.
По мнению К.Атаровой, источником эпизода с шахматами, в которые играют Воланд с Бегемотом, послужила новелла Вашингтона Ирвинга "Легенда об арабском звездочете" из сборника "Альгамбра" ( 1832 ), подсказавшая в свое время Пушкину сюжет "Сказки о золотом петушке": "Царь Абен Габуз приблизился к столику вроде шахматного, на котором были расставлены деревянные фигурки, и, к изумлению своему, увидел, что все они движутся. Кони дыбились и гарцевали, воины бряцали оружием и доносился слабый рокот барабанов и труб, бренчала сбруя и ржали скакуны; но все это было не громче и не внятнее, нежели жужжание пчелы или летней мухи, тревожащей дремотный сон лентяя, прикорнувшего в полуденной тени.
- Ты зришь, о царь, - сказал звездочет, - живое свидетельство того, что неприятель твой ополчился на тебя" ( цит. по Г.Лесскис, К.Атарова, 2007, 146 - 147 ). В сказке Льюиса Кэрролла "Алиса в зазеркалье" ( 1871 ) описаны похожие движения оживших шахматных фигур на большой доске, представляющей собой пространство сказочной страны. В моем переводе этой сказки, - "Лариса в зазеркалье":
"Вся страна лежала перед Ларисой как на ладони. Куда-то летели всадники на белых конях, неспешно шагали по изумрудным магистралям слоны, похожие на тех, что изображены на коробках индийского чая, маневрировали резервные войска с забавными, почти что игрушечными гаубицами и обозами, наполовину скрываясь в дубравах. Посреди же восьмой горизонтали возвышался сказочный город, как бы сиявший на солнце. Под его стенами величаво проплывали белые ладьи.
- Все это похоже на шахматную партию! - в восхищении произнесла Лариса, - значит, вся эта страна и этот изумительный город находятся на одной большой шахматной доске, и здесь идет самое настоящее шахматное сражение...
- Ты не хотела бы, чтобы и тебя приняли в подобную игру? - спросила черная королева.
- Мне кажется, я не смогу быть... королевой, - возразила Лариса"
( И.Петраков, 2006 ).
По замечанию Н.Гаврюшина, игра в шахматы идет .. на престоле.
В другом эпизоде из ранней редакции романа выясняется, что персонажи, находящиеся под влиянием "темных" сил, говорят о шахматах - например, швейцар, в доме, куда Иван прибежал во время погони -
"-- Зря беспокоились. Николай Николаевич к Боре в шахматы ушли играть. Сказали, что каждую среду будут ходить, а летом собираются на пароходе с супругой" ( М.Булгаков, 2006, 94 ).
"Какие шахматы?" - хотел было спросить Бездомный, но не спросил.