Петраков Игорь Александрович : другие произведения.

Символика цвета в романе Набокова "Защита Лужина"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фрагмент из книги "Онтологические сюжеты романа Набокова "Защита Лужина"".


   Игорь Петраков.
  
   Символика цвета в романе Набокова Защита Лужина.
  
   Фрагмент из книги Онтологические сюжеты романа В.Набокова Защита Лужина.
  
  
   Онтологический статус белого цвета подчеркивается в романе "Лолита": "Вокруг меня великолепная гостиница "Мирана Палас" вращалась частной вселенной, выбеленным мелом космосом, посреди другого, голубого, громадного, искрившегося снаружи ( цит. по С.
   Сендерович, Е. Шварц, 335 ). "Бледно-серая ночь, увиденная Набоковым у Гоголя, лейтмотивом проходящая через "Дар" - вот промежуточная среда набоковских героев, - утверждает О. Сконечная, - "белое" - то, что за чертой сознания, невидимое, белый след на белой реальности, "чистая чернота" - опасная грань реальности, сны, бред, творческие видения".
   Белый цвет связан с воспоминаниями детства: "То, что она ( мать ) может быть именно в тот вечер слишком поглощена другими событиями, чтобы слушать стихотворение, вообще не приходило мне в голову... Рядом с ней на стеклянном столике сиял белый телефон" ( "Другие берега", цит. по: Александр Жолковский, Империя N, 432).
   "Большая керосиновая лампа на белом лепном пьедестале плывет по сумеркам. Она приближается - и вот, опустилась. Рука памяти, теперь в нитяной перчатке лакея, ставит ее посредине круглого стола" ( в романе "Другие берега" ).
   И деревья за окном больничной палаты, где лежит Лужин, пробуждают в его мозгу воспоминания о старой усадьбе, окруженной деревьями, ему кажется, что в окне было все то же счастливое сияние. "Врач и невеста ухаживают за Лужиным, мир представляется
   ему ласковым и добрым, он вернулся в детство обновленным", - пишет Б. Бойд ( Русские годы, 245 ).
   В романе Защита Лужина белый цвет ассоциируется не только с детством и шахматной игрой, но и с героиней. Вот перечень упоминаний белого цвета в романе, в котором добрая половина пунктов связана именно с героиней.
  
   белые от пыли башмаки Лужина,
   белокурый мальчик с пустой бутылкой из-под пива, следующий за Лужиным,
   в доме невесты - белая медвежья шкура,
   картина - золотой богатырь на белом битюге,
   белые двери,
   белое платье и белые туфли невесты, одетой по моде сновидений, так что ее визит Лужин поначалу принимает за сон.
   белая сахарница, из которой Лужин черпал сахарную пудру на веранде, в летний вечер, и которая повторится в доме невесты.
   В санатории - преувеличенная белизна всего окружающего, безшумные белые движения сестер ( как движения белых фигур ),
   белая ванна в квартире Лужиных,
   белые проплешины на полосах георафической карты, снеговые вершины,
   сахарно белая гостиница,
   турист в белом костюме, с биноклем на привязи.
   белым блеском бежит картина в кинематографе,
   белая петербургская зима в немецком Берлине,
   супруга Лужина поднимает по-лебединому выгнутую руку,
   белые кубы, пирамиды и кусочек гипсового орнамента, которые рисует Лужин по совету жены, карандашные рисунки Лужина ( также белый куб рисует герой рассказа "Истребление тиранов" ),
   белые штанишки,
   белая матроска, черная шляпа тети,
   белое шелковое кашне Валентинова
   белый жилет двуликого мужчины в писчебумажном магазине,
   трубочки с китайской тушью и белилами,
   белая, как яичная скорлупа, дощечка с надписью "Веритас", на которую уставился Лужин,
   большая бело-зеленая чашка, облепленная фарфоровым плющом, в которой Лужин тщательно моет руки,
   белый блеск эмалевой ванны в комнате, где запирается Лужин,
   белый стул в той же комнате ( которая целиком напоминает белую круглую комнату из романа "Отчаяние" ).
   Белый цвет - один из цветов не только шахматной игры, но и черно-белого кинематографа. Так, в романе "Дар" герой замечает, что над порталом кинематографа вырезано из картона "черное чудовище на вывороченных ступнях с пятном усов на белой физиономии". Таким
   образом, эта цветовая гамма придает роману "Защита Лужина" некоторую кинематографичность. Валентинов, двуликий мужчина, белая табличка Веритаса - все это словно участвует в коварной комбинации, направленной против героя.
   Белый и черный цвета как будто символизируют два мира - действительный и мнимый, обманный. Это сочетание цветов встречается в рассказе "Картофельный эльф", где изнанка черных, подобно ящику Шока, перчаток Норы - белая: Нора "стала быстро стягивать и комкать перчатки, глянцевито-черные, с белым исподом.
   По словам Т. Беловой, цветовая гамма на страницах, посвященных эмигрантской жизни главного героя, дана в черно-белых тонах с присутствием серого. "С одной стороны, это художественная необходимость, связанная с развитием шахматной темы в романе,
   пронизывающей всю его композицию, а с другой, эти цвета - символ обреченности ( ? ) Лужина".
   Так цветовая гамма романа "Машенька" в той части, где речь идет о берлинской эмиграции, решена в черно-белых тонах, символизирующих удаление от полноты жизни (Утро было белое, летнее, дымное, белое трюмо, полутемный коридор; седые голова, усы, грудь Подтягина, его седая тень в кресле, его серый костюм; черные поезда, черный бумажник Ганина, в котором хранились пять писем Машеньки; черные платье, платок и ремингтон Клары; гулкая черная тень, - наблюдение Т. Беловой )
   Белый в романе "Дар", так же, как и в Защите Лужина, ассоциируется с героиней романа: герой находится в белом, освещенном загончике, при золотой близости Зины.
   Белый цвет связан и с героиней романа "Машенька", которая на свое последнее свидание с Ганиным в летний осторожно-темнеющий вечер пришла в белом сквозистом платье.
   Белый цвет в романе "Дар" отождествляется с "верхним миром", - то есть небом.
   "Переходя на угол в аптекарскую, он невольно повернул голову (блеснуло рикошетом с виска) и увидел - с той быстрой улыбкой, которой мы приветствуем радугу или розу, - как теперь из фургона выгружали параллелепипед белого ослепительного неба, зеркальный шкап, по которому, как по экрану, прошло безупречно-ясное отражение ветвей".
   Посмотрите, как изумительно следуют один за другим эпитеты, подчеркивающие эту ослепительную белизну: радуга, небо, безупречно-ясное..
   Такая же последовательность эпитетов встречается в рассказе "Озеро, облако, башня" при описании белого облака, целиком отражающегося в спокойной воде.
   В другом фрагменте романа "Дар" находим: " .. и эта пена, и мелькание, и отдельно пробегавшая строка, дико блаженно кричавшая издали, звавшая, вероятно, домой, - все это вместе со сливочной белизной обложки сливалось в ощущение счастья исключительной
   чистоты". Здесь дважды упоминается белый цвет ( пена, сливочная белизна ), и еще - блаженство ( см. по этому поводу стихотворение "Блаженство мое: облака и летящие воды" ).
   Еще в одном фрагменте романа в одном ряду названы предметы с импрессией белого цвета - облака, горные снеговые вершины, иней: "Есть у меня сравненье на примете, для губ твоих, когда целуешь ты:нагорный снег, мерцающий в Тибете, горячий ключ и в инее цветы.
   Ночные наши, бедные владения, - забор, фонарь, асфальтовую гладь - поставим на туза воображения, чтоб целый мир у ночи отыграть! Не облака - а горные отроги.."
   Все они также имеют отношение к "верхнему миру".
   Белый также символизирует необыкновенные возможности и в романе "Дар": "Помнишь - белый? всегда самый длинный, - оттого, что он мало работал, - помнишь?" - спрашивает Зина Мерц.
   "Но как он хотел нравиться! - отвечает герой, - драма альбиноса.. Он у меня потом разошелся всласть. Именно потому что рисовал н е в и д и м о е. Можно было массу вообразить. Вообще - неограниченные возможности. Только без ангелов". Здесь эпитет "неограниченные" и
   упоминание ангелов позволяют сравнить "Дар" с фрагментом "Защиты Лужина", в котором скрипач, познакомивший Лужина с шахматами, говорит о них - "Игра богов. Безконечные возможности".
   Нужно сказать, что три группы мотивов в романе связаны с черным цветом.
   Во-первых, черный фигурирует в описаниях природы, которая близка если не хаосу, то иному миру:
   черная листва, черный конь,
   черная ветреная ночь, - так в романе "Дар" несколько раз ночь "чернеет, напр., мокро чернеет блестящая ночь в романе "Дар", когда Федор Годунов-Чердынцев усаживается между Шахматовым ( Лужиным? ) и Владимировым ( Валентиновым? ). И в другом фрагменте романа улица ночью контрастно озаряется: светящимися вагонами, рекламой мюзик-холла, взбегающей по ступенькам вертикально расположенных букв; маслянисто-черная, трубящая
   улица..
   черное небо, - оттуда тихо доносится голос супруги: "Лужин, Лужин",
   черные силуэты пальм в Ниле,
   швейцар предупредительно открывал дверь лифта - этакую "дверь в черноту",
   волна черноты "заливает" героя
   Все эти цвета напоминают нам о рассказе Возвращение Чорба, его
   цветах.
   Во-вторых, черным цветом наделены предметы, которыми обладает герой:
   у Лужина черное пальто с бархатными полосками на отворотах,
   в видении отца Лужин назван "вундеркиндом, играющим на огромном черном рояле"
   черная металлическая крышка пишущей машинки,
   черный, свившийся кончик спички
   силуэтные рисунки в черных рамочках в просторной прихожей,
   черный витый столб валкой лампы, черный ствол стоячей лампы,
   пенсне на черном шнурке у толстой француженки из детства Лужина,
   Так разворачивается в романе тема черного и белого цвета, связанных с шахматами и судьбой Лужина, который в финале увидит черное небо.
   В-третьих, предметы черного цвета имеют окружающие Лужина второстепенные персонажи:
   черная ассирийская борода психиатра, похожего на мужика с черной курчавой бородой - обитателя лужинских кошмаров,
   черный пиджачок в углу у обидчивого чиновника, евшего диабетический хлебец и обладавшего лиловыми чернилами,
   большой, зеркально-черный автомобиль, на котором приезжает Валентинов,
   черное пальтишко унылого востроносого собеседника Валентинова в автомобиле,
   черная тень с белой грудью увивается вокруг Лужина.
   "пожилые люди в черном" ( в гостинице Лужин играет с пожилыми людьми, которые заменяют ему сверстников ), и доски, уставленные вычурными, почти черными "куклами".
   Итак, черный цвет ассоциируется не только с миром шахматных представлений, но и с иным миром, с "потусторонностью", как ее называют исследователи прозы Набокова. Так в рассказе "Возвращение Чорба", где, вспоминая о своей погибшей невесте, герой видит черный, в георгафических облупах, дом и черную кайму над рекой.. Так в рассказе "Пильграм", где герой, уже ушедший из мира земных забот, видит: "поперек зеленой дороги в поредевшем лесу лежали, еще дыша, срубленные осины, и черный от сажи юноша, постепенно белея, мылся под краном на кухне, и над вечным снегом Новозеландских гор порхали черные попугайчики".
   Также черный ассоциируется с иным миром героини в романе "Дар": "У самого его лица была нежно-пепельная щека, перерезанная тенью, и когда Зина вдруг, с таинственным недоумением в ртутном блеске глаз, повернулась к нему, а тень легла поперек губ, странно ее меняя, он воспользовался совершенной свободой в этом мире теней, чтобы
   взять ее за призрачные локти".
   В рассказе "Пасхальный дождь" душевное состояние героини "помогают понять" окружающие её предметы: туго спеленутый зонтик, узкий, как чёрная трость, пенсне с чёрными ободками, часы чёрные, на никелевой цепочке, тёмная комната, в которой
   зажжённая лампа способна осветить лишь руки, худые, обтянутые глянцевитой кожей. Всё как будто .. черно, угловато, "как сама жизнь старой гувернантки".
   В этом фрагменте черный цвет передает некий траур по прошлому, предметы с такой цветовой меткой как бы принадлежат миру прошлого , потустороннему миру.
   Кроме того, в орнаменте потустороннего, но - нового мира в рассказе используется и белый цвет, в сочетании с синим цветом неба ( облака, сливочная пасха, яйца, которые взбегали, скатывались по блестящим дощечкам, стукались, трескалась скорлупа, - и на белке были малиновые подтёки... ).
   В романе "Лолита" черный цвет ассоциируется с переживанием ужаса: "...вечный ужас, который я ныне познал, был тогда лишь черной точечкой в сиянии моего счастья", откуда же этот черный ужас, с которым я не в силах справиться?
   Также черный цвет связан с мрачной стороной действительности в романе "Подвиг".
   Не случайно последнее впечатление перед отъездом Мартына из Берлина в Литву: белесое, невеселое небо, пятнистый от сырости асфальт, женщина в трауре, дрожащая черная левретка, преследуемая пуделем, две мулатки, фургон с грустной рухлядью, запряженный парой тощих лошадей, - все это, по словам Т. Беловой, становится для него предупреждением судьбы.
   От бессонной пестроты жизни в черный бархат сна уходит герой романа "Соглядатай". В "Соглядатае" черно-белый мир - условный, нереальный, но в нем герой чувствует некое очарование. "Для самого произведения характерна черно-белая гамма: это бледное лицо Смурова, его черные костюм и галстук, черно-карие глаза Вани, ее темные волосы с гладким отливом, а при последнем свидании со Смуровым на ней белая кофточка с глубоким вырезом" ( Т. Белова ).
   С иным миром, причем отчетливо состыкованным с нижним, ассоциируется черный цвет в Машеньке: ".. первый роман Набокова Машенька. Мир набоковского героя там - это мир, потерявший опору, сдвинутый, мир аидский, где люди обратились в блуждающие тени. Чёрная ночь Берлина, чёрные поезда, потрясающие дома, металлический пожар крыш под луной, гулкая чёрная тень пробуждалась под железным мостом, когда по нему гремит
   чёрный поезд, продольно скользя частоколом света, - серо-чёрные тона, механический лязг и скрежет... Так окрашено и так звучит бытие", - считает Е.А. Ермолин.
   У героя появляется четко осознаваемое желание бежать из мира вещей немецкого большого города, в котором день-деньской и добрую часть ночи слышны были поезда городской железной дороги, и оттого казалось, что весь дом медленно едет куда-то. Мост этот
   был продолжением рельс, видимых из окна Ганина, и Ганин никогда не мог отделаться от чувства, что каждый поезд проходит незримо сквозь толщу самого дома ..- Уехать бы
   Также черный цвет был связан с некой таинственностью, напр.. в стихотворении "Вечер русской поэзии":
  
   Аонийские гроты, алтайские ночи,
   черные пруды звуков, где л - водные лилии.
   Пустой стакан, до которого я дотронулся, еще звенит..
   ( цит. по: Б. Бойд, Американские годы, 54 ).
  
   И черный цвет почти символичен в "Даре", где образ Чернышевского в связи с определением цвета, обрисован с юмором. По словам писателя, чернила были природной стихией Чернышевского, который "буквально купался в них". Чернилами он мазал трещины на обуви,
   когда не хватало ваксы. И чтобы замаскировать дырку в сапоге, заворачивал ступню в черный галстук. Изредка черный цвет в "Даре" ассоциируется с образом отца. В видении отец предстает перед героем в золотой тюбетейке и черной шевиотовой куртке.
   Кроме того, черный цвет - и один из цветов арлекина в поэзии Набокова: Ах, угонят их в степь, Арлекинов моих, / в буераки, к чужим атаманам! / Геометрию их, Венецию их / Назовут шутовством и обманом. / Только ты, только ты все дивилась вослед / черным,
   синим, оранжевым ромбам...,- обращается он к своей музе..
   Ведь черный ромб похож на чуть искаженную клетку на шахматной доске. Тоже игра, только чуть более трагикомичная.
   Пожалуй, имеет значение в произведении и красный цвет - как символ аляповатого или советского; дама, приехавшая из Советской России ( у нее красные, как сургуч, губы ), в магазине становится "раскрасневшейся". Ее сын, Митька, сильно краснеет после кормления
   его шоколадными конфетами. Митьке же Лужин показывает красную сафьяновую книжечку.
   В романе "Другие берега": "Он был, как говорили мои тетки, шипеньем своего ужаса, как кипятком, ошпаривая человека, красный; мой отец его вытащил из какой-то политической истории". Красный цвет раздражает, впрочем, лишь теток или буржуазного быка из романа "Дар".
   Красный цвет ассоциируется с пошлостью, это цвет лица разгоряченного персонажа, увлекшегося переживаниями земной жизни. В рассказе "Облако, озеро, башня": "Шульц стал учить Василия Ивановича на мандолине. Было много смеху. Когда это надоело, затеяли главную забаву, она состояла вот в чём: женщины ложились на выбранные лавки, а под лавками уже спрятаны были мужчины, и вот, когда из-под той или другой вылезала красная голова с ушами или большая, с подъюбочным направлением пальцев рука (вызывавшая визг), то и выяснялось, кто с кем попал в пару.
   У Валентинова - красные, мокрые губы. У кукол на витрине - розовые ноздри.
   "Осторожно, - шепнул он самому себе, - Я, кажется, попадаюсь". Взгляд восковой дамы, ее розовые ноздри, - это тоже было когда-то." Итак, розовый и красный цвет могут быть связаны не только с фальшью, но и с некой комбинацией воображаемого противника. В рассказе "Уста к устам" представители противного Илье Борисовичу лагеря - журналисты - усаживали его на мягкий красный диванчик ( Лужина Валентинов усаживает на мягкое сиденье ).
   Кроме того, красный цвет может быть одним из "шахматных", - например, у писателя была "громадная" английская сафьяновая доска в бланжевую и красную клетку.
   В поэме "Бледный огонь", одеваясь в темноте перед побегом, король натягивает на себя подвернувшиеся под руку спортивные штаны и свитер, и только много позже обнаруживает, что с ног до головы одет в красное - он становится красным Королем, разумеется, красным
   шахматным королем из Алисы в Зазеркалье ( наблюдение Б. Бойда). И во время побега через горы он останавливается у озерка и видит, как движется красное отражение .. красный - еще и цвет огня, горения.
   Это подчеркивается в романе "Дар", где виднеется в глубоком ущелье "прозрачная среди мрака краснота костра; сквозь края его дышащего ( ! ) пламени как бы плавают плечистые тени людей, меняющие очертания, и красный отблеск дрожит". Это почти мотив "огня,
   мерцающего в сосуде".. Над головой вызвездило, начинается лет ночных бабочек.. Загадочный, таинственный, почти потусторонний мир, наполненный дыханием людей, - такова картина Тянь-Шаня в этом романе.
   Также черный цвет фигурирует в романе "Приглашение на казнь", однако, уже в абсурдном сочетании с .. красным. Большие черные книги на столе - а над ними красная лампочка. На потолке камеры - паук, чем-то похожий на Марфиньку, - "упитанный черный зверек".
   Библиотекарь в узких штанах с черным каталогом, черная кошка.. Цециллия Ц заходит в камеру в черном макинтоше. Черные квадратные морды фотографов - и ярко-красные ступени эшафота, напоминающие цирк. "Ласковый друг поможет ему взойти на красные
   ступени, и без боязни предастся он мне - навсегда", - предвкушает Пьер финальную сцену романа.
   Такое же сопоставление цветов находим в романе "Камера обскура". Зегелькранц обладает черной тетрадью - и именно эта тетрадь, в которую он запишет услышанное в купе поезда, станет роковой в судьбе Кречмара. Зегелькранц видит по ночам кошмары - Кречмара с висящими на красных нитках глазами, который страшно приговаривает: "Спасибо, старый друг, спасибо". Магде же часто снится по ночам белая лестница, на который некий человек на каждой ступеньке оставил черный отпечаток.
   У Магды - мягкий и яркий рот, который напоминает красную пасть преисподней - она целует Горна, "трепеща жалом". У Магды - красное пятно на чулке и красный матрац. Эти приметы говорят о том, что в какой-то степени она выступает в роли палача Кречмара, что подтверждает финал "Камеры обскуры".
   Эмблематика черного цвета может вызывать ассоциации с ослеплением Кречмара в романе "Камера обскура". Кречмар попадает в аварию, и после нее лишается дара зрения. "Значит, все-таки ночь, и притом безлунная, черная", - рассуждает он об увиденном. У Кречмара есть, кроме того, ощущение "плотной, черной преграды".
   Подобно Лужину, Кречмар живет среди перегородок сознания. "Окно, значит, там", - говорит он, доверчиво показывая пальцем на сплошную стену. Так Лужин пытается найти выход - окно в иной мир там, где другие не видят выхода.
   В романе "Камера обскура" место Валентинова, опекавшего Лужина, занимает Горн, жадно следящий за страданиями героя и с удовольствием думающий, что это "далеко не все, а только первый номер в программе превосходного мюзик-холла, в котором ему, Горну, предоставлено место в директорской ложе".

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"