Аннотация: Фрагмент из книги "Онтологические сюжеты романа Набокова "Защита Лужина"".
Игорь Петраков.
Символика цвета в романе Набокова Защита Лужина .
Фрагмент из книги Онтологические сюжеты романа В.Набокова Защита Лужина .
Онтологический статус белого цвета подчеркивается в романе "Лолита": "Вокруг меня великолепная гостиница "Мирана Палас" вращалась частной вселенной, выбеленным мелом космосом, посреди другого, голубого, громадного, искрившегося снаружи ( цит. по С.
Сендерович, Е. Шварц, 335 ). "Бледно-серая ночь, увиденная Набоковым у Гоголя, лейтмотивом проходящая через "Дар" - вот промежуточная среда набоковских героев, - утверждает О. Сконечная, - "белое" - то, что за чертой сознания, невидимое, белый след на белой реальности, "чистая чернота" - опасная грань реальности, сны, бред, творческие видения".
Белый цвет связан с воспоминаниями детства: "То, что она ( мать ) может быть именно в тот вечер слишком поглощена другими событиями, чтобы слушать стихотворение, вообще не приходило мне в голову... Рядом с ней на стеклянном столике сиял белый телефон" ( "Другие берега", цит. по: Александр Жолковский, Империя N, 432).
"Большая керосиновая лампа на белом лепном пьедестале плывет по сумеркам. Она приближается - и вот, опустилась. Рука памяти, теперь в нитяной перчатке лакея, ставит ее посредине круглого стола" ( в романе "Другие берега" ).
И деревья за окном больничной палаты, где лежит Лужин, пробуждают в его мозгу воспоминания о старой усадьбе, окруженной деревьями, ему кажется, что в окне было все то же счастливое сияние . "Врач и невеста ухаживают за Лужиным, мир представляется
ему ласковым и добрым, он вернулся в детство обновленным", - пишет Б. Бойд ( Русские годы, 245 ).
В романе Защита Лужина белый цвет ассоциируется не только с детством и шахматной игрой, но и с героиней. Вот перечень упоминаний белого цвета в романе, в котором добрая половина пунктов связана именно с героиней.
белые от пыли башмаки Лужина,
белокурый мальчик с пустой бутылкой из-под пива, следующий за Лужиным,
в доме невесты - белая медвежья шкура,
картина - золотой богатырь на белом битюге,
белые двери,
белое платье и белые туфли невесты, одетой по моде сновидений, так что ее визит Лужин поначалу принимает за сон.
белая сахарница, из которой Лужин черпал сахарную пудру на веранде, в летний вечер, и которая повторится в доме невесты.
В санатории - преувеличенная белизна всего окружающего, безшумные белые движения сестер ( как движения белых фигур ),
белая ванна в квартире Лужиных,
белые проплешины на полосах георафической карты, снеговые вершины,
белые кубы, пирамиды и кусочек гипсового орнамента, которые рисует Лужин по совету жены, карандашные рисунки Лужина ( также белый куб рисует герой рассказа "Истребление тиранов" ),
белые штанишки,
белая матроска, черная шляпа тети,
белое шелковое кашне Валентинова
белый жилет двуликого мужчины в писчебумажном магазине,
трубочки с китайской тушью и белилами,
белая, как яичная скорлупа, дощечка с надписью "Веритас", на которую уставился Лужин,
большая бело-зеленая чашка, облепленная фарфоровым плющом, в которой Лужин тщательно моет руки,
белый блеск эмалевой ванны в комнате, где запирается Лужин,
белый стул в той же комнате ( которая целиком напоминает белую круглую комнату из романа "Отчаяние" ).
Белый цвет - один из цветов не только шахматной игры, но и черно-белого кинематографа. Так, в романе "Дар" герой замечает, что над порталом кинематографа вырезано из картона "черное чудовище на вывороченных ступнях с пятном усов на белой физиономии". Таким
образом, эта цветовая гамма придает роману "Защита Лужина" некоторую кинематографичность. Валентинов, двуликий мужчина, белая табличка Веритаса - все это словно участвует в коварной комбинации, направленной против героя.
Белый и черный цвета как будто символизируют два мира - действительный и мнимый, обманный. Это сочетание цветов встречается в рассказе "Картофельный эльф", где изнанка черных, подобно ящику Шока, перчаток Норы - белая: Нора "стала быстро стягивать и комкать перчатки, глянцевито-черные, с белым исподом .
По словам Т. Беловой, цветовая гамма на страницах, посвященных эмигрантской жизни главного героя, дана в черно-белых тонах с присутствием серого. "С одной стороны, это художественная необходимость, связанная с развитием шахматной темы в романе,
пронизывающей всю его композицию, а с другой, эти цвета - символ обреченности ( ? ) Лужина".
Так цветовая гамма романа "Машенька" в той части, где речь идет о берлинской эмиграции, решена в черно-белых тонах, символизирующих удаление от полноты жизни ( Утро было белое, летнее, дымное , белое трюмо , полутемный коридор ; седые голова, усы, грудь Подтягина, его седая тень в кресле , его серый костюм; черные поезда, черный бумажник Ганина, в котором хранились пять писем Машеньки; черные платье, платок и ремингтон Клары; гулкая черная тень , - наблюдение Т. Беловой )
Белый в романе "Дар", так же, как и в Защите Лужина , ассоциируется с героиней романа: герой находится в белом, освещенном загончике, при золотой близости Зины.
Белый цвет связан и с героиней романа "Машенька", которая на свое последнее свидание с Ганиным в летний осторожно-темнеющий вечер пришла в белом сквозистом платье .
Белый цвет в романе "Дар" отождествляется с "верхним миром", - то есть небом.
"Переходя на угол в аптекарскую, он невольно повернул голову (блеснуло рикошетом с виска) и увидел - с той быстрой улыбкой, которой мы приветствуем радугу или розу, - как теперь из фургона выгружали параллелепипед белого ослепительного неба, зеркальный шкап, по которому, как по экрану, прошло безупречно-ясное отражение ветвей".
Посмотрите, как изумительно следуют один за другим эпитеты, подчеркивающие эту ослепительную белизну: радуга, небо, безупречно-ясное..
Такая же последовательность эпитетов встречается в рассказе "Озеро, облако, башня" при описании белого облака, целиком отражающегося в спокойной воде.
В другом фрагменте романа "Дар" находим: " .. и эта пена, и мелькание, и отдельно пробегавшая строка, дико блаженно кричавшая издали, звавшая, вероятно, домой, - все это вместе со сливочной белизной обложки сливалось в ощущение счастья исключительной
чистоты". Здесь дважды упоминается белый цвет ( пена, сливочная белизна ), и еще - блаженство ( см. по этому поводу стихотворение "Блаженство мое: облака и летящие воды" ).
Еще в одном фрагменте романа в одном ряду названы предметы с импрессией белого цвета - облака, горные снеговые вершины, иней: "Есть у меня сравненье на примете, для губ твоих, когда целуешь ты:нагорный снег, мерцающий в Тибете, горячий ключ и в инее цветы.
Ночные наши, бедные владения, - забор, фонарь, асфальтовую гладь - поставим на туза воображения, чтоб целый мир у ночи отыграть! Не облака - а горные отроги.."
Все они также имеют отношение к "верхнему миру".
Белый также символизирует необыкновенные возможности и в романе "Дар": "Помнишь - белый? всегда самый длинный, - оттого, что он мало работал, - помнишь?" - спрашивает Зина Мерц.
"Но как он хотел нравиться! - отвечает герой, - драма альбиноса.. Он у меня потом разошелся всласть. Именно потому что рисовал н е в и д и м о е. Можно было массу вообразить. Вообще - неограниченные возможности. Только без ангелов". Здесь эпитет "неограниченные" и
упоминание ангелов позволяют сравнить "Дар" с фрагментом "Защиты Лужина", в котором скрипач, познакомивший Лужина с шахматами, говорит о них - "Игра богов. Безконечные возможности".
Нужно сказать, что три группы мотивов в романе связаны с черным цветом.
Во-первых, черный фигурирует в описаниях природы, которая близка если не хаосу, то иному миру:
черная листва, черный конь,
черная ветреная ночь, - так в романе "Дар" несколько раз ночь "чернеет , напр., мокро чернеет блестящая ночь в романе "Дар", когда Федор Годунов-Чердынцев усаживается между Шахматовым ( Лужиным? ) и Владимировым ( Валентиновым? ). И в другом фрагменте романа улица ночью контрастно озаряется: светящимися вагонами, рекламой мюзик-холла, взбегающей по ступенькам вертикально расположенных букв; маслянисто-черная, трубящая
улица..
черное небо, - оттуда тихо доносится голос супруги: "Лужин, Лужин",
черные силуэты пальм в Ниле,
швейцар предупредительно открывал дверь лифта - этакую "дверь в черноту",
волна черноты "заливает" героя
Все эти цвета напоминают нам о рассказе Возвращение Чорба , его
цветах.
Во-вторых, черным цветом наделены предметы, которыми обладает герой:
у Лужина черное пальто с бархатными полосками на отворотах,
в видении отца Лужин назван "вундеркиндом, играющим на огромном черном рояле"
черная металлическая крышка пишущей машинки,
черный, свившийся кончик спички
силуэтные рисунки в черных рамочках в просторной прихожей,
пенсне на черном шнурке у толстой француженки из детства Лужина,
Так разворачивается в романе тема черного и белого цвета, связанных с шахматами и судьбой Лужина, который в финале увидит черное небо .
В-третьих, предметы черного цвета имеют окружающие Лужина второстепенные персонажи:
черная ассирийская борода психиатра, похожего на мужика с черной курчавой бородой - обитателя лужинских кошмаров,
черный пиджачок в углу у обидчивого чиновника, евшего диабетический хлебец и обладавшего лиловыми чернилами,
большой, зеркально-черный автомобиль, на котором приезжает Валентинов,
черное пальтишко унылого востроносого собеседника Валентинова в автомобиле,
черная тень с белой грудью увивается вокруг Лужина.
"пожилые люди в черном" ( в гостинице Лужин играет с пожилыми людьми, которые заменяют ему сверстников ), и доски, уставленные вычурными, почти черными "куклами".
Итак, черный цвет ассоциируется не только с миром шахматных представлений, но и с иным миром, с "потусторонностью", как ее называют исследователи прозы Набокова. Так в рассказе "Возвращение Чорба", где, вспоминая о своей погибшей невесте, герой видит черный, в георгафических облупах, дом и черную кайму над рекой.. Так в рассказе "Пильграм", где герой, уже ушедший из мира земных забот, видит: "поперек зеленой дороги в поредевшем лесу лежали, еще дыша, срубленные осины, и черный от сажи юноша, постепенно белея, мылся под краном на кухне, и над вечным снегом Новозеландских гор порхали черные попугайчики".
Также черный ассоциируется с иным миром героини в романе "Дар": "У самого его лица была нежно-пепельная щека, перерезанная тенью, и когда Зина вдруг, с таинственным недоумением в ртутном блеске глаз, повернулась к нему, а тень легла поперек губ, странно ее меняя, он воспользовался совершенной свободой в этом мире теней, чтобы
взять ее за призрачные локти".
В рассказе "Пасхальный дождь" душевное состояние героини "помогают понять" окружающие её предметы: туго спеленутый зонтик, узкий, как чёрная трость , пенсне с чёрными ободками , часы чёрные, на никелевой цепочке , тёмная комната, в которой
зажжённая лампа способна осветить лишь руки, худые, обтянутые глянцевитой кожей . Всё как будто .. черно, угловато, "как сама жизнь старой гувернантки".
В этом фрагменте черный цвет передает некий траур по прошлому, предметы с такой цветовой меткой как бы принадлежат миру прошлого , потустороннему миру.
Кроме того, в орнаменте потустороннего, но - нового мира в рассказе используется и белый цвет, в сочетании с синим цветом неба ( облака, сливочная пасха, яйца, которые взбегали, скатывались по блестящим дощечкам, стукались, трескалась скорлупа, - и на белке были малиновые подтёки... ).
В романе "Лолита" черный цвет ассоциируется с переживанием ужаса: "...вечный ужас, который я ныне познал, был тогда лишь черной точечкой в сиянии моего счастья", откуда же этот черный ужас, с которым я не в силах справиться?
Также черный цвет связан с мрачной стороной действительности в романе "Подвиг".
Не случайно последнее впечатление перед отъездом Мартына из Берлина в Литву: белесое, невеселое небо, пятнистый от сырости асфальт, женщина в трауре, дрожащая черная левретка, преследуемая пуделем, две мулатки, фургон с грустной рухлядью , запряженный парой тощих лошадей , - все это, по словам Т. Беловой, становится для него предупреждением судьбы.
От бессонной пестроты жизни в черный бархат сна уходит герой романа "Соглядатай". В "Соглядатае" черно-белый мир - условный, нереальный, но в нем герой чувствует некое очарование. "Для самого произведения характерна черно-белая гамма: это бледное лицо Смурова, его черные костюм и галстук, черно-карие глаза Вани, ее темные волосы с гладким отливом, а при последнем свидании со Смуровым на ней белая кофточка с глубоким вырезом" ( Т. Белова ).
С иным миром, причем отчетливо состыкованным с нижним , ассоциируется черный цвет в Машеньке : ".. первый роман Набокова Машенька . Мир набоковского героя там - это мир, потерявший опору, сдвинутый, мир аидский, где люди обратились в блуждающие тени. Чёрная ночь Берлина, чёрные поезда, потрясающие дома, металлический пожар крыш под луной , гулкая чёрная тень пробуждалась под железным мостом, когда по нему гремит
чёрный поезд, продольно скользя частоколом света , - серо-чёрные тона, механический лязг и скрежет... Так окрашено и так звучит бытие", - считает Е.А. Ермолин.
У героя появляется четко осознаваемое желание бежать из мира вещей немецкого большого города, в котором день-деньской и добрую часть ночи слышны были поезда городской железной дороги, и оттого казалось, что весь дом медленно едет куда-то . Мост этот
был продолжением рельс, видимых из окна Ганина, и Ганин никогда не мог отделаться от чувства, что каждый поезд проходит незримо сквозь толщу самого дома ..- Уехать бы
Также черный цвет был связан с некой таинственностью, напр.. в стихотворении "Вечер русской поэзии":
Аонийские гроты, алтайские ночи,
черные пруды звуков, где л - водные лилии.
Пустой стакан, до которого я дотронулся, еще звенит..
( цит. по: Б. Бойд, Американские годы, 54 ).
И черный цвет почти символичен в "Даре", где образ Чернышевского в связи с определением цвета, обрисован с юмором. По словам писателя, чернила были природной стихией Чернышевского, который "буквально купался в них". Чернилами он мазал трещины на обуви,
когда не хватало ваксы. И чтобы замаскировать дырку в сапоге, заворачивал ступню в черный галстук. Изредка черный цвет в "Даре" ассоциируется с образом отца. В видении отец предстает перед героем в золотой тюбетейке и черной шевиотовой куртке.
Кроме того, черный цвет - и один из цветов арлекина в поэзии Набокова: Ах, угонят их в степь, Арлекинов моих, / в буераки, к чужим атаманам! / Геометрию их, Венецию их / Назовут шутовством и обманом. / Только ты, только ты все дивилась вослед / черным,
синим, оранжевым ромбам... ,- обращается он к своей музе..
Ведь черный ромб похож на чуть искаженную клетку на шахматной доске. Тоже игра, только чуть более трагикомичная.
Пожалуй, имеет значение в произведении и красный цвет - как символ аляповатого или советского; дама, приехавшая из Советской России ( у нее красные, как сургуч, губы ), в магазине становится "раскрасневшейся". Ее сын, Митька, сильно краснеет после кормления
его шоколадными конфетами. Митьке же Лужин показывает красную сафьяновую книжечку.
В романе "Другие берега": "Он был, как говорили мои тетки, шипеньем своего ужаса, как кипятком, ошпаривая человека, красный ; мой отец его вытащил из какой-то политической истории". Красный цвет раздражает, впрочем, лишь теток или буржуазного быка из романа "Дар".
Красный цвет ассоциируется с пошлостью, это цвет лица разгоряченного персонажа, увлекшегося переживаниями земной жизни. В рассказе "Облако, озеро, башня": "Шульц стал учить Василия Ивановича на мандолине. Было много смеху. Когда это надоело, затеяли главную забаву, она состояла вот в чём: женщины ложились на выбранные лавки, а под лавками уже спрятаны были мужчины, и вот, когда из-под той или другой вылезала красная голова с ушами или большая, с подъюбочным направлением пальцев рука (вызывавшая визг), то и выяснялось, кто с кем попал в пару .
У Валентинова - красные, мокрые губы. У кукол на витрине - розовые ноздри.
"Осторожно, - шепнул он самому себе, - Я, кажется, попадаюсь". Взгляд восковой дамы, ее розовые ноздри, - это тоже было когда-то." Итак, розовый и красный цвет могут быть связаны не только с фальшью, но и с некой комбинацией воображаемого противника. В рассказе "Уста к устам" представители противного Илье Борисовичу лагеря - журналисты - усаживали его на мягкий красный диванчик ( Лужина Валентинов усаживает на мягкое сиденье ).
Кроме того, красный цвет может быть одним из "шахматных", - например, у писателя была "громадная" английская сафьяновая доска в бланжевую и красную клетку.
В поэме "Бледный огонь", одеваясь в темноте перед побегом, король натягивает на себя подвернувшиеся под руку спортивные штаны и свитер, и только много позже обнаруживает, что с ног до головы одет в красное - он становится красным Королем, разумеется, красным
шахматным королем из Алисы в Зазеркалье ( наблюдение Б. Бойда). И во время побега через горы он останавливается у озерка и видит, как движется красное отражение .. красный - еще и цвет огня, горения.
Это подчеркивается в романе "Дар", где виднеется в глубоком ущелье "прозрачная среди мрака краснота костра; сквозь края его дышащего ( ! ) пламени как бы плавают плечистые тени людей, меняющие очертания, и красный отблеск дрожит". Это почти мотив "огня,
мерцающего в сосуде".. Над головой вызвездило, начинается лет ночных бабочек.. Загадочный, таинственный, почти потусторонний мир, наполненный дыханием людей, - такова картина Тянь-Шаня в этом романе.
Также черный цвет фигурирует в романе "Приглашение на казнь", однако, уже в абсурдном сочетании с .. красным. Большие черные книги на столе - а над ними красная лампочка. На потолке камеры - паук, чем-то похожий на Марфиньку, - "упитанный черный зверек".
Библиотекарь в узких штанах с черным каталогом, черная кошка.. Цециллия Ц заходит в камеру в черном макинтоше. Черные квадратные морды фотографов - и ярко-красные ступени эшафота, напоминающие цирк. "Ласковый друг поможет ему взойти на красные
ступени, и без боязни предастся он мне - навсегда", - предвкушает Пьер финальную сцену романа.
Такое же сопоставление цветов находим в романе "Камера обскура". Зегелькранц обладает черной тетрадью - и именно эта тетрадь, в которую он запишет услышанное в купе поезда, станет роковой в судьбе Кречмара. Зегелькранц видит по ночам кошмары - Кречмара с висящими на красных нитках глазами, который страшно приговаривает: "Спасибо, старый друг, спасибо". Магде же часто снится по ночам белая лестница, на который некий человек на каждой ступеньке оставил черный отпечаток.
У Магды - мягкий и яркий рот, который напоминает красную пасть преисподней - она целует Горна, "трепеща жалом". У Магды - красное пятно на чулке и красный матрац. Эти приметы говорят о том, что в какой-то степени она выступает в роли палача Кречмара, что подтверждает финал "Камеры обскуры".
Эмблематика черного цвета может вызывать ассоциации с ослеплением Кречмара в романе "Камера обскура". Кречмар попадает в аварию, и после нее лишается дара зрения. "Значит, все-таки ночь, и притом безлунная, черная", - рассуждает он об увиденном. У Кречмара есть, кроме того, ощущение "плотной, черной преграды".
Подобно Лужину, Кречмар живет среди перегородок сознания. "Окно, значит, там", - говорит он, доверчиво показывая пальцем на сплошную стену. Так Лужин пытается найти выход - окно в иной мир там, где другие не видят выхода.
В романе "Камера обскура" место Валентинова, опекавшего Лужина, занимает Горн, жадно следящий за страданиями героя и с удовольствием думающий, что это "далеко не все, а только первый номер в программе превосходного мюзик-холла, в котором ему, Горну, предоставлено место в директорской ложе".