Аннотация: Словарь с моими и заимствованными определениями.
Петраков Игорь Александрович
Словарь литературоведческих терминов
Работа выполнена в мае 2022 года
Омск 2022
Введение.
Дорогие читатели. На моей странице "Самиздата" Вы можете обнаружить не один десяток исследований, в которых используются различные литературоведческие термины. Думаю, что настала пора составить небольшой словарь, который помог бы прояснить их сущность. В качестве определений терминов я взял наиболее близкие мне дефиниции из известных учебников по литературоведению, часто -- в моем собственном истолковании. Использовались также ресурсы интернета, такие как slovar.lib.ru ( "Словарь литературоведческих терминов" ).
Основные статьи.
А
АВАНГАРДИЗМ
А - литературное направление начала ХХ века, ориентированное на активное воздействие на публику. О нем В.Руднев в своем словаре культуры ХХ века писал так: "Говоря об искусстве ХХ в., следует четко различать, когда это возможно, явления модернизма и А. и. Так, ясно, что наиболее явными направлениями А. и. ХХ в. являются футуризм, сюрреализм, дадаизм. Наиболее явные направления модернизма - постимпрессионизм, символизм, акмеизм".
Как отмечено в СЛТ на сайте Gramma.ru А. - широкое понятие, "объединяющее экспериментальные, подчеркнуто новаторские поиски в искусстве XX в. (включает в себя такие авангардные направления, как кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, "поток сознания", "новый роман" и др.). Общие черты: отказ от традиции, от классических норм изобразительности".
АВТОБИОГРАФИЯ (от греч. autos - сам, bios - жизнь и grapho - пишу) - описание автором своей собственной жизни, художественное жизнеописание. От мемуаров или дневника отличается наличием элементов вымысла и обобщения. Отражает собственное суждение автора о самом себе (художественная разновидность словесного портрета), о своем месте в обществе, в мире; выражает творческие принципы писателя.
Автор - (лат. auctor - субъект действия, основатель, устроитель, создатель произведения) - художник-творец, присутствующий в творении как целом, имманентный произведению; определенным образом попадает и освещает реальность (бытие и явления), их осмысливает и оценивает, проявляя себя в качестве субъекта художественной деятельности.
Фигура автора может быть скрыта ( в повествовании прозы ) или реализована через "я" героя напрямую ( повествование от первого лица ). А. может присутствовать в произведении явно - в лирике - как лирический герой ( лирический субъект ).
А. - субъект деятельности по созданию литературного произведения. Именно его представления о человеке и мире отражаются в структуре литературного произведения.
По словам Бахтина, А. - создатель всякого образа, всего образного в произведении.
АКМЕИЗМ
Вот определение А. из ОСЛТ на сайте slovar.lib.ru: "Акмеизм - (древнегр. akme - высшая степень расцвета, зрелости) - направление русского модернизма, сформировавшееся в 1910-е гг. и в своих поэтических установках отталкивающееся от своего учителя, русского символизма. Акмеисты, входившие в объединение "Цех поэтов" (Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин, Сергей Городецкий), были "преодолевшими символизм", как их назвал в одноименной статье критик и филолог, будущий академик В. М. Жирмунский" ( В.Руднев, СК ХХ века ).
В отличие от символизма, прямо называл предметы. Также воспевал "радостное любование бытием" ( Н.С.Гумилев ). Подробнее об А. - см. мои Конспекты по Русской литературе ХХ века, опубликованные на "Самиздате".
АКРОСТИХ
Вот определение А., позаимствованное мною из СЛТ 1974 года ( ред. Михайлова ) -
АКРОСТЙХ (от греч. аkros -- крайний; stichos -- стих) -- стихотворение, в к-ром начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, составляют слово или фразу и чаще всего указывают, кому посвящено стихотворение или кем оно написано. Реже встречаются стихотворения, где играют роль конечные буквы (телестих) или средние (мезостих).
Мастерство А. в том, чтобы вынужденные, заданные начала строк не делали текста искусственно подогнанным. Слабость А. в том, что он обращен только к глазу, а не к слуху.
Введение А. приписывали Эпихарму:(ок. 540--450 до н. э.). Особенной популярностью А. пользовался у александрийских и византийских поэтов, а также в эпоху Возрождения.
А., по мнению авторов сайта Gramma.ru, соединение первых букв стихотворных строк в самостоятельное слово или фразу, часто - имя автора или адресата; разновидность стихотворной загадки. В древности было средством запечатлеть имя автора в случае, если его нельзя было назвать или обозначить по каким-либо причинам.
АЛЛЕГОРИЯ
А. - средство усиления поэтической выразительности литературного текста. Относится к литературным метафорическим тропам. Это конкретное называние предмета или явления, которое заменяет автору абстрактное представление, с ним связанное. Напр., молот - орудие труда, образ Фемиды с завязанными глазами - А. Правосудия.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
А. - звуковая организация речи, применение тех или иных элементов звукового состава языка (гласных и согласных звуков, ударных, безударных слогов, пауз, различных интонаций, повторений слов, специальный подбор созвучных согласных).
Под аллитерацией понимают особый литературный прием, заключающийся в повторении одного или ряда звуков. При этом большое значение имеет высокая частотность данных звуков на относительно небольшом речевом участке. Например, "Где роща ржуща ружей ржет". ( Ген. Ужегов )
АМПЛИФИКАЦИЯ (от лат. amplificatio -- расширение) -- стилистическая фигура, представляющая собой ряд повторяющихся речевых конструкций пли отдельных слов. А. является одним из средств усиления поэтической выразительности речи.
За все, за все тебя благодарю я:
за тайные мучения страстей,
за горечь слез, отраву поцелуя,
за месть врагов и клевету друзей,
за жар души, растраченный в пустыне.
(М. Лермонтов)
( СЛТ, 1974 ).
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
По мнению Хализева, краеугольный камень литературоведения. По словам исследователя, суть литературного произведения якобы не может быть постигнута "конкретно и убедительно" путем извлечения из него цитат а также комментирования и обсуждения произвольно выбранных фрагментов либо на основе умозрительных выкладок.
Впрочем, это мнение опровергает сама практика исследования мною произведений литературы 20 века ( смотрите мою страницу на сайте "Самиздат" ).
Тем не менее мнение Хализева довольно занятно. Ученый считает, что для рассмотрения литературного произведения необходимо произвести его:
1. Научное описание ( данные эксперимента и наблюдения ).
2. Анализ ( "систематизацию и классификацию" элементов произведения ).
Что делать с теми произведениями - шедеврами, которые не поддаются примитивной систематизации и классификации, об этом ничего не сказано.
Однако здесь же замечено, что классификация и систематизация - должны быть ТВОРЧЕСКИМИ. Литературовед соединяет в исследовании, во-первых, свою интуицию ( как читательское чувство ), во-вторых, рациональность ученого.
Хализев выделяет следующую проблему интерпретации литературного произведения. Одни ученые делают интерпретирующую деятельность доминантой литературоведения. Другие - выводят ее за рамки науки. Сторонник первой - Д.С. Лихачев, по мнению которого, интепретация является стержнем науки о литературе, окруженным более "точными" дисциплинами ( изучением биографии, истории создания произведения, стиховедения ).
Сторонники другого мнения скептически относятся к наукообразным интерпретациям литературы. Речь идет о проблеме рационального постижения искусства, в частности, литературы. Возможно ли оно в принципе? - задаются вопросом эти ученые.
Интересно ( и разделяется мною ) мнение М.Л. Гаспарова, согласно которому литература - это самостоятельное явление действительности и оно не должно изучаться "как отражение и выражение каких-либо внелитературных явлений". Для литературоведа, считает ученый, должно быть аксиомой, что литературный источник -- ПЕРВИЧЕН.
АНЕКДОТ (от греч. anйcdotos -- неизданный) -- по определению СЛТ 1974 года, - краткий устный рассказ с остроумной концовкой. А. могут иметь сатирическую или шутливую окраску.
В годы юности я занимался собиранием анекдотов и собрал их 500 штук ( см. "Анекдоты от филолога" ). Природа анекдота - сатира и юмор - исследовались мною при анализе:
1. Романа-анекдота В.Войновича "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" ( название - "Чонкин: современные прочтения" ).
2. Киноповестей Григория Горина "Формула любви", "Тот самый Мюнхгаузен", "Дом, который построил Свифт", "О бедном гусаре.." и "Убить дракона" ( название "Юмор в киноповестях Григория Горина" ).
Комические сюжетные ситуации рассматривались мной также на примере романов Ильфа и Петрова "12 стульев" и "Золотой теленок".
Традиционно у А. 2 толкования. Это либо
1. Короткий рассказ об историческом лице, происшествии, либо
АНТИТЕЗА (от греч. antithesis -- противоречие, противоположение) -- явно реализованное противопоставление понятий или явлений. Например:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и безсильная...
(Н. Некрасов)
А. усиливает эмоциональную окраску речи, подчеркивает мысль автора.
АПОФЕОЗ (от греч. apothеоsis -- обоготворение) -- по версии СЛТ 1974 года, торжественное причисление человека к сонму богов.
"В переносном смысле -- торжество, торжественное прославление; часто заключительная сцена или картина в театральных представлениях, посвященная прославлению героя, автора пьесы и т. д".
Известен роман Юрия Полякова "Апофегей", в котором в названии соединялись "апофеоз" и "апогей". Это слово, выдуманное героиней романа, означало высшую точку развития чего-либо.
АРХЕТИП
Термин скорее психоаналитической философии. Часто в последнее время стал применяться к литературным произведениям. Вот какое определение архетипа дает Безруков:
Архетип - (от греч. archetipos -- первообраз) - первичный образ, оригинал; "образы коллективного безсознательного" (К. Юнг), т.е. древнейшие общечеловеческие символы, прообразы, лежащие в основе мифов, фольклора и самой культуры в целом. Архетипы структурируют понимание мира, себя и других людей; с особой отчетливостью они проявляются в мифических повествованиях, сказках, снах. Набор архетипов ограничен.
Заметим, что у такого архетипа нет автора, поскольку корни его находятся в "коллективном безсознательном".
АФОРИЗМ (от греч. aphorismфs -- изречение, афоризм) -- по словам авторов СЛТ 1974 года, - это обобщенная, глубокая мысль определенного автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся выразительностью и явной неожиданностью суждения. "Как и пословица, А. не доказывает, не аргументирует, а воздействует на сознание оригинальной формулировкой мысли".
Широко известны "Мудрые мысли и афоризмы" студентов 23 - 53 группы филфака ОмГПУ ( выпуск 1999 года ). В них необычайным образом сконцентрировалась народная мудрость и "среднее соображение". Афоризмы касаются тем русской детской литературы, экологии, методики преподавания литературы, СРЛЯ - и также многих других не менее известных дисциплин, которые изучаются на филфаке.
Б
БАСНЯ -- по определению СЛТ 1974 года - это краткий рассказ, чаще всего стихотворный, в котором имеется иносказательный смысл. В поучительном басенном сюжете действующими лицами чаще всего являются условные басенные звери. Эзоповские басни появились еще до нашей эры.
Сюжеты басен могут кочевать от одного автора к другому. Так случилось со знаменитой "Вороной и лисицей" Крылова, пошедшей от классицистов и впоследствии переделанной в "Пластилиновую ворону" - постмодернистский мультфильм.
Б. - короткий поучительный рассказ в стихах или в прозе сатирического, обличающего характера, где в форме иносказания ( герои Б. - зачастую животные, растения ) осмеиваются недостатки общественной или частной жизни.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Биографическая (или позитивистская, как она себя называет) школа, пишет Зенкин, стремящаяся заменить умозрительную реконструкцию древних мифов добыванием точно верифицируемых фактов, сбором и документальной проверкой биографического материала. Этот метод утвердился, в частности, во французской науке и критике (ш.-о. Сент-Бёв, Г Лансон).
БИОГРАФИЯ
Б. (от био... и "графия"), - по мысли авторов онлайн - словаря ЛТ,
1) описание жизни человека; жанр исторической, художественной и научной прозы.
2) Жизнь человека как совокупность его поступков, событий и умонастроений.
Биографический метод как метод исследования личности писателя и его произведений использовался мною в таких работах как "Вл.Набоков. Летопись жизни и творчества" ( которая представляла собой краткую биографию выдающегося русского писателя и поэта с вкрапленными фрагментами его литературных произведений ) и "Набоков. Осень жизнь" ( эта книга представляла собой рассказ о последних годах жизни Владимира Набокова, проведенных им в швейцарском Монтре и о его последней незаконченной книге "Подлинник Лауры" ).
Также биографический очерк жизни писателя вошел в мою работу "Комментарий к роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"".
БУРИМЕ
Б - литературная игра, в которой участникам предлагается сочинить стихи на заданные рифмы. Б. было распространено в 17-18 веках. Известны и современные стихи, сочиненные при помощи Б. Например, на рифмы часы - диван - весы - баран, автором этих строк было сочинено "шедевральное":
По утрам, надев часы,
не садитесь на диван.
Лучше встаньте на весы, -
вместо дивана может быть баран.
В
BEHОK СОНЕТОВ -- стихотворное произведение из пятнадцати сонетов (см. Сонет), т. е. двухсот десяти строк. Первая строка каждого из сонетов повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет, называемый магистралом, повторяет последовательно первую строку каждого из четырнадцати сонетов, связывая их воедино. ВС есть у Иванова, Сельвинского, Брюсова, Волошина.
В годы юности и автор этих строк написал свой философский ВС - о перепетиях человеческой истории и драматизме человеческой культуры. К сожалению, он был утрачен..
ВЕРЛИБР, БЕЛЫЙ СТИХ - стих без рифм. Чаще всего белый стих встречается в народных сказаниях, былинах, сказках, отличающихся большой напевностью, лиричностью и выразительностью.
Высоко стоит
Солнце на небе,
Горячо печёт
Землю-матушку.
А. Кольцов
Белые стихи, в отличие от безрифменных, - это сознательное отступление от правил стихосложения, своеобразный художественный приём. На слух белый стих более приятен, чем верлибр. Метрическая организация остаётся неизменной.
( Генрих Ужегов, Практические уроки поэзии ).
Вот еще одно определение В.: "Верлибр - стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; не обязательно одинаковое число ударений в стихотворных строках, нет повторяющихся единообразных строф; может не быть и рифмы. В его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию, в которой произносят каждую из стихотворных строк - фраз свободного стиха. Эта повторяющаяся интонация, выраженная в синтаксическом построении фразы, и определяет своеобразный ритм стихотворения" Источник - Тимофеева, Л.И., Венгров, Н.П. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: 1963. - с.137"
Признанным мастером В. является известный современный поэт Андрей Козырев. Некоторые из его В. были опубликованы в апрельском выпуске журнала "Бузовик" за 2022 год.
ВРЕМЯ - ПРОСТРАНСТВО
По словам Ю.Лотмана, язык пространственных представлений в литературном творчестве принадлежит к разряду основных и первичных. То же можно сказать о времени. По мнению Хализева, литературные произведения буквально пронизаны временными и пространственными представлениями.
2. Историческим ( размышления об эпохах, смене поколений ).
3. Космическим ( жизнь человека в масштабах Вечности ).
4. Календарным и суточным ( смена времен года, будней и праздников, а также времени суток - день и ночь, утро и вечер ).
Каким может быть пространство?
1. Замкнутым и открытым.
2. Земным и космическим.
3. Действительным и воображаемым.
4. Предметно близким и удаленным.
Единство времени и пространства в литературе принято называть хронотопом ( термин М.М.Бахтина ). "Хронотоп, - писал Бахтин, - определяет художественное единство лит. произведения в его отношении к действительности". Бахтин рассматривает хронотопы идиллические, карнавальные, дороги ( пути ), порога ( кризисы ), замка, гостиной, салона, провинциального города.
К слову, хронотоп провинциального города подробно рассмотрен и в моем исследовании "Провинциальный город как метатекст русской литературы", а также в ряде отдельных моих статей о провинциальном городе, опубликованных на моей странице "Самиздата".
"Всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов", - утверждал Бахтин. К этому тезису Хализев добавляет, что хронотопы нередко придают произведениям литературы философичный характер, выводят его ткань на образ бытия, на картину мира, даже если герои произведения не склонны к философствованию.
Время и пространство запечатлеваются в произведениях через:
1. Мотивы и лейтмотивы ( особенно в лирике ), они нередко приобретают символический характер.
2. Сюжеты.
ВЫМЫСЕЛ
Приведем определение Безрукова. "Вымысел (художественный) - важнейшая особенность художественного творчества, способность писателя вообразить бытовые детали, стечения обстоятельств, составляющие сюжет, неповторимо-индивидуальные черты облика персонажей и их поведения. Рисуя, писатель, как бы дополняет реальное, раскрывая его возможности".
Главенствующую роль В. играет в фантастике, где писатель придумывает нереальные типы хронотопа, предметов, социальных взаимоотношений.
Как о вымысле говорит СЛТ 1974 года? В словарной статье акцентируется внимание на то, что в. все же основан на жизненном опыте писателя. Хотя он и говорит о потенциальном событии - о том, что МОЖЕТ или МОГЛО БЫ случиться.
В. выглядит как правда благодаря силе воображения писателя и его богатому знанию жизни. А.Толстой говорил: "Писать без вымысла нельзя". Порой вымышленные персонажи начинают вести себя неожиданно для самого автора - так, известны слова Пушкина: "Представь, какую шутку удрала со мной Татьяна! Она замуж вышла. Этого я никак не ожидал от нее".
Г
ГЕРОЙ и АВТОР
В литературном произведении всегда есть герой. Автор произведения всегда выражает при этом свое отношение к позиции и ценностным установкам героя. Образ героя - представляет собой воплощение задумки автора, служит воплощению воли автора литературного произведения.
В произведении литературы, по мнению Хализева, всегда есть ДИСТАНЦИЯ между автором и героем. Даже если мы говорим о жанре автобиографии - все равно и здесь автор с высоты прошедшего времени осматривает свой прошлый жизненный опыт. Авто может смотреть на героя:
1. Снизу вверх ( жития святых ).
2. Сверху вниз ( сатира, обличения ).
3. Как на равного ( большинство литературных произведений ).
Третий случай - например, очевиден в "Евгении Онегине". Пушкин указывает, что Онегин принадлежит к тому же кругу, что и он сам ( "Онегин, добрый мой приятель" ). В.Г.Распутин утверждал, что важно, чтобы "автор не чувствовал себя выше своих героев и не делал себя опытнее их". Только равноправие, по его словам, порождает живых героев, а не "кукол".
ГИПЕРБОЛА - преувеличение ("худой, как скелет"). При использовании гиперболы автор описывает предмет или действие так, чтобы какое-либо их качество было сильно возвеличено. Употребление этого выразительного средства позволяет произвести особенно сильное впечатление на читателя. Обратная гиперболе литота - при ее использовании автор, напротив, подчеркивает незначительность либо малые размеры описываемого объекта.
( Г.Ужегов, Практические уроки поэзии ).
ГРАДАЦИЯ (от лат. gradatio -- постепенность) -- стилистическая фигура (см.), в к-рой определения группируются в известном порядке -- нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.
Г. усиливает эмоциональное звучание стиха:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
(С. Есенин)
Выразительность Г. повышается сопряжением ее с анафорой (см.).
Г. употребляется и в прозе ("Пришел, увидел, победил").
( СЛТ, 1974 г. )
ГРАФОМАНИЯ
"Г." представляет, по словам Ю. Лейдермана, однородный фон текстовых связей и интерпретаций, лишенный всяких предметных опор и озабоченный лишь продуцированием самого себя в цепи бесконечных версификаций (Ю.Лейдерман. "Бутафория и Графомания"). Свойственна значительному числу современных омских литераторов.
Д
ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДЛ (от лат. detectio -- раскрытие, англ, detect -- открывать, обнаруживать, detective -- сыщик) -- лит-pa, посвященная раскрытию методом логического анализа сложной, запутанной тайны, чаще всего связанной с преступлением.
Родоначальником ДЛ считают Э.По. В России наиболее известны Агата Кристи и Артур Конан Дойл, некоторые произведения которых проанализированы мною в исследовании "Лекции по зарубежной литературе 20 века" ( в частности, составлена схема дома и расположения комнат героев в романе "Десять негритят" ).
В романах Агаты Кристи преступником, как правило, оказывается лицо, которого менее всего можно заподозрить в преступлении, которое, например, не имеет мотива или имеет, казалось бы, верное алиби. Иногда преступником является тот, кто сам выдает себя за жертву преступления ( "Объявлено убийство". "Икс или игрек?" ).
ДЕТЕКТИВ
Д. - как писал В.Руднев, жанр, специфический для массовой литературы и кинематографа ХХ в. Основоположники Д. - Эдгар По и Уилки Коллинз, но подлинное рождение этого жанра имело место в рассказах Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе.
Плодовитым автором Д. была английская писательница Агата Кристи. Число ее произведений в жанре Д. составляет едва ли не сотню. Руднев выделил три разновидности классического детектива:
1. Аналитический ( который так любила Агата ).
2. Жесткий - с обилием действия ( как у Д.Дэшила Хеммета, см. "Проклятье Дейнов", или как у Чейза ).
3. Французский ( пример - "Дама в очках и с ружьем в автомобиле" С.Жапризо ), с героем большой душевной глубины.
ДИАЛОГ и МОНОЛОГ
В большинстве случаев, отмечает Хализев, изображенные писателем люди так или иначе "реализуют" свою речевую способность. "Говорящий человек" проявляет себя в речи как диалогической - так и монологической ( слова древнегреческого происхождения ). Итак, диалоги и монологи составляют "специфическое звено" художественной образности произведения.
Диалог содержит высказывания разных лиц - как правило, двух. Речь идет о 2 и более участниках речевой коммуникации. Попеременно они становятся то говорящими, то слушающими ( играют то активную, то пассивную роль ). Каждая последующая реплика, как правило, зависит от предыдущей - составляя отклик на нее. Эта особенность диалога может стать очевидной уже на лексическом уровне.
Так в сказке "Про Федота-стрельца" Филатова находим: