Аннотация: Часть 1: Художественные фильмы - 43. Часть 2: ТВ фильмы и телеспектакли - 27. Часть 3: Мультфильмы - 50.
ИСТОРИЯ МИРОВОГО КИНЕМАТОГРАФА
СОВЕТСКАЯ КОСМИЧЕСКАЯ КИНОФАНТАСТИКА (кино из СССР)
Любой из нас, для кого слово "фантастика" не пустой звук, хотел бы "визуализировать" то, что он читает. В процессе чтения это происходит само собой, и не требует от нас дополнительных усилий. Но собственное внутреннее видение описываемого автором - это одно, а картинка, созданная чужим воображением - совсем другое. В этом и заключается особая притягательность кинофантастики. Советская кинофантастика - самобытное явление в мировом кинематографе. Тому имеется целый ряд причин, главной из которых является "идеологическая выдержанность" сюжета картины. Именно "идеологическая выдержанность" стала главной причиной того, что данный жанр занимал совсем не то место в советском искусстве, на которое мог бы претендовать, учитывая "вперёдсмотрящий" и "прорывной" характер фантастических фильмов. В жанре кинофантастики особое место занимает космическая кинофантастика. Одно это словосочетание уже заставляет сердце учащённо биться в предвкушении незабываемого просмотра. Так было всегда, особенно - на заре становления жанра.
История советской космической кинофантастики трудна и терниста. Кто периодически смотрит "наши" фильмы из этой категории, прекрасно меня понимает: за 70 лет существования СССР всего-то 120 (?) игровых фильмов, из которых 43 - художественные, 27 - телевизионные фильмы и телеспектакли, 50 - мультипликационные фильмы. (Документальные и научно-популярные фильмы - тема отдельного разговора.) Цифры эти не являются абсолютно точными. Я уверен, что имеются ещё фильмы, просто они мне пока не встречались. Однако даже такая, казалось бы, внушительная цифра - сущий мизер для "самой читающей страны в мире", в которой к фантастике всегда относились с особым пиететом. Но, как известно, слов из песни не выбросишь, и прошлого не изменишь. Сегодняшнему зрителю, увлечённому советской ретро кинофантастикой остаётся лишь смириться с подобным положением дел и попытаться отсмотреть весь этот (совсем не мощный) пласт мирового кинематографа.
Моё знакомство с космической кинофантастикой СССР началось 45 лет назад и продолжается до сих пор, потому что я постоянно нахожу ленты, которые в своё время (по разным причинам) посмотреть не успел. Помня о пословице "лучше поздно, чем никогда", я всё же с горьким сожалением сознаю, что ТОГДА подобный просмотр принёс бы мне гораздо больше эмоциональных и умственных "дивидендов". Именно по этой причине я решил собрать всю имеющуюся у меня разрозненную информацию о космическом кинотворчестве из эпохи СССР, чтобы кто-то (столь же увлечённый космической кинофантастикой) сумел оценить её, если не по достоинству, то, хотя бы, - исключительно по шкале собственных предпочтений. Фильмы, как и люди, - разные. Есть хорошие, есть плохие. Я не ставил себе задачу отделить "зёрна от плевел" - пусть это сделает для себя каждый зритель. Единственное, чего я точно не стану делать - это хаять и оплёвывать даже самые СЛАБЫЕ ленты. По той простой причине, что они - наша история, которую не изменить, не переделать нельзя. Да и незачем... (Рецензии на КиноПоиске я писал далеко не для всех просмотренных фильмов, но если таковые имеются - я даю на них ссылку.)
ДОПОЛНЕНИЯ:
01. От 28.03.2024: ЧАСТЬ 1: Художественные фильмы: 38. 1989г. "Невероятный случай" - Найденный фильм.
02. От 10.04.2024: ЧАСТЬ 1: Художественные фильмы: 37. 1989г. "Контакт" - Рецензия.
03. От 11.04.2024: ЧАСТЬ 1: Художественные фильмы: 01-43. Добавлены ссылки для просмотра на 4-х разных сайтах.
04. От 16.04.2024: ЧАСТЬ 2: Телевизионные (ТВ) фильмы и телеспектакли: 01-27. Добавлены ссылки для просмотра на 4-х разных сайтах.
05. От 18.04.2024: ЧАСТЬ 1: Художественные фильмы: 00. 1992г. Добавлен фильм не из списка: "Время X" (Александр Бурцев; жанры: семейный, фантастика)
06. От 24.04.2024: ЧАСТЬ 1: Художественные фильмы: 00. 1991г. Добавлен фильм не из списка: "Действуй, Маня!" 18+ (Роман Ершов; жанры: комедия, фантастика)
07. От 25.04.2024: ЧАСТЬ 1: Художественные фильмы: 00. 1992г. Добавлен фильм не из списка: "Мумия из чемодана" (Геннадий Климов, Александр Мачильский; жанры: комедия, фантастика)
08. От 28.04.2024: ЧАСТЬ 1: Художественные фильмы: 00. 1990г. Добавлен фильм не из списка: "Мой муж - инопланетянин" 16+ (Валентин Ховенко; жанры: комедия, фэнтези)
09. От 29.04.2024: ЧАСТЬ 1: Художественные фильмы: 00. 1991г. Добавлен фильм не из списка: "И чёрт с нами" 16+ (Александр Павловский; жанры: комедия, фантастика)
10. От 01.05.2024: ЧАСТЬ 1: Художественные фильмы: 00. 1991г. Добавлен фильм не из списка: "Красный остров" 16+ (Александр Фенько; жанры: фантасмагорическая драма)
11. От 02.05.2024: ЧАСТЬ 1: Художественные фильмы: 00. 1989г. Добавлен фильм не из списка: "Клоунада" 18+ (Дмитрий Фролов; жанры: арт-хаус, трагикомедия абсурда)
12. От 05.05.2024: ЧАСТЬ 1: Художественные фильмы: 00. 1934г. Добавлен фильм не из списка: "На Луну с пересадкой" (Николай Лебедев; жанры: детский, приключения)
ИЗМЕНЕНИЯ:
1. От 07.03.2024: Для удобства работы со справочным материалом, я объединил все 3 части в один блок:
ЧАСТЬ 1: Художественные фильмы
ЧАСТЬ 2: Телевизионные (ТВ) фильмы и телеспектакли
ЧАСТЬ 3: Мультипликационные фильмы
ЧАСТЬ 1: Художественные фильмы:
01. 1924г. "Аэлита"
02. 1935г. "Космический рейс"
03. 1957г. "Дорога к звёздам"
04. 1959г. "Небо зовёт"
05. 1959г. "Я был спутником солнца"
06. 1961г. "Планета бурь"
07. 1963г. "Мечте навстречу"
08. 1963г. "Полёт к тысячам солнц"
09. 1967г. "Таинственная стена"
10. 1967г. "Туманность Андромеды"
11. 1971г. "Солярис"
12. 1972г. "Эоломея"
13. 1973г. "Молчание доктора Ивенса"
14. 1973г. "Москва - Кассиопея"
15. 1974г. "Отроки во Вселенной"
16. 1975г. "Большое космическое путешествие"
17. 1978г. "Дознание пилота Пиркса"
18. 1979г. "Отель "У погибшего альпиниста"
19. 1979г. "Под созвездием близнецов"
20. 1980г. "А потом оглянулся..."
21. 1980г. "Восьмой день творения"
22. 1980г. "Звёздный инспектор"
23. 1980г. "Петля Ориона"
24. 1980г. "Через тернии к звёздам"
25. 1983г. "Возвращение с орбиты"
26. 1983г. "Звёздная командировка"
27. 1983г. "Лунная радуга"
28. 1984г. "Гостья из будущего"
29. 1984г. "Инопланетянка"
30. 1984г. "Семь стихий"
31. 1984г. "Шанс"
32. 1985г. "Корабль пришельцев"
33. 1986г. "Кин-дза-дза!"
34. 1986г. "Летние впечатления о планете Z"
35. 1987г. "Лиловый шар"
36. 1988г. "Тринадцатый апостол"
37. 1989г. "Контакт"
38. 1989г. "Невероятный случай"
39. 1989г. "Трудно быть богом"
40. 1990г. "Подземелье ведьм"
41. 1990г. "Посредник"
42. 1991г. "Абдулладжан, или Посвящение Стивену Спилбергу"
43. 1991г. "Очаровательные пришельцы"
Фильмы не из списка:
00. 1934 "На Луну с пересадкой"
00. 1989 "Клоунада"
00. 1990 "Мой муж - инопланетянин"
00. 1991 "Действуй, Маня!"
00. 1991 "И чёрт с нами"
00. 1991 "Красный остров"
00. 1992 "Время X"
00. 1992 "Мумия из чемодана"
1. 1924г. "Аэлита" (реж. Я. Протазанов)
Первый советский фильм из жанра научной фантастики. Классический немой художественный фильм Якова Протазанова, вольная экранизация одноимённого фантастического романа А. Н. Толстого. В фильме используется музыка Скрябина, Стравинского, Глазунова, Премьера состоялась в Москве в электротеатре "Арс" 25 сентября 1924 года.
Сюжет:
Действие фильма начинается в декабре 1921 года в Петрограде, вскоре после окончания Гражданской войны и начала НЭПа. Страна лежит в разрухе, города полны голодающими людьми. Инженеры Лось и Спиридонов (обоих играет Николай Церетелли) получают таинственный радиосигнал "АНТА... ОДЭЛИ... УТА..." и пытаются разгадать его смысл. Разыгравшееся воображение Лося рисует ему картины марсианской цивилизации. "Управляющий энергией" Марса Гор изобретает машину, позволяющую наблюдать за жизнью землян. Правитель Тускуб запрещает ему кому бы то ни было сообщать об этом. Но королева Марса Аэлита узнаёт о машине и просит Гора показать ей Землю. В числе прочих картин она видит Лося, который целуется со своей женой Наташей. Аэлита хочет больше узнать о жизни землян, а главное - лучше её почувствовать. Хотя Аэлита - королева, но она лишь "царствует", а на самом деле правит Марсом совет "Старших" во главе с Тускубом. Рабочие Марса находятся на положении рабов, ненужную рабочую силу складируют в холодильниках и при необходимости размораживают. Жена Лося Наташа работает в эвакопункте на одном из вокзалов Москвы. Через её эвакопункт проходит раненый на фронте красноармеец Гусев и приехавшие из провинции жулик Эрлих с женой Еленой, которую он выдаёт за свою сестру. Гусев отправляется в госпиталь, а Эрлихи останавливаются у Спиридонова, первого мужа Елены Эрлих. Елена кокетничает со Спиридоновым, выманивая его сбережения, а Эрлих быстро получает работу товароведа на складе. Его подселяют в квартиру к инженеру Лосю и Эрлих сразу начинает заигрывать с Наташей. Лось замечает это и начинает ревновать, всё больше и больше. Ему кажется, что Наташа отвечает Эрлиху взаимностью. Одновременно он продолжает работать над "интерпланетонефом" - космическим кораблём для межпланетных путешествий - и грезить об Аэлите, которая наблюдает за ним с Марса. Эрлиха начинают подозревать в растрате, но ему удаётся отвести от себя подозрения. Тем не менее, кража остаётся нераскрытой и расследование самовольно берёт на себя сыщик-любитель Кравцов, мечтающий добиться места в МУУРе (дебютная роль в кино Игоря Ильинского). Всё больше ревнуя Наташу к Эрлиху, Лось уезжает в длительную командировку в Волховстрой. Там он получает сообщение от Спиридонова - тот решил эмигрировать из СССР. Вернувшись в Москву, Лось становится свидетелем вольностей, которые позволяет Наташа Эрлиху, в ярости стреляет в неё и убегает. Он гримируется под уехавшего Спиридонова и начинает на окраине Москвы постройку интерпланетонефа. Сыщик Кравцов замечает подозрительного лже-Спиридонова и начинает следить за ним. Он подозревает, что Спиридонов незаконно вернулся в СССР из эмиграции и убил Наталью Лось. Кравцов попадает на строительную площадку интерпланетонефа незадолго до старта и пытается арестовать Лося-Спиридонова, но у него нет ордера. В это время к Лосю присоединяется вылечившийся и соскучившийся "на гражданке" красноармеец Гусев. Перед самым стартом на корабль с ордером на арест тайно пробирается Кравцов. Когда корабль взлетает и направляется к Марсу, он предъявляет Спиридонову ордер на его арест. Однако Спиридонов снимает накладную бороду и оказывается инженером Лосем... На Марсе замечают, что с Земли стартовал космический снаряд, направляющийся в сторону их планеты. Тускуб приказывает рассчитать место его посадки и уничтожить землян.
Факты:
1. В качестве литературной основы был взят опубликованный незадолго до того и пользовавшийся популярностью у читателя одноименный роман Алексея Толстого. Несколько расплывчатый идейно, роман строился на оригинальной фабуле (межпланетная экспедиция) и давал интересный и разнообразный материал для создания занимательного кинозрелища. В нём причудливо переплетались сочные бытовые сцены московской жизни первых лет нэпа с фантастическими эпизодами - полетом на Марс, встречей "земного" инженера с правительницей Марса Аэлитой, попыткой восстания "пролетарской части" марсиан против своих угнетателей и его разгромом. Роман завершался благополучным возвращением межпланетной экспедиции на Землю.
2. Фильм вышел на экраны 25 сентября 1924 года в Москве в кинотеатре "Арс" с музыкальным сопровождением, специально написанным для фильма Владимиром Кручининым. Выходу фильма предшествовала беспрецедентная рекламная кампания в газетах, которая началась примерно за полгода до премьеры - 26 февраля 1924 года в "Кино-Газете" (издававшаяся самой кинокомпанией "Межрабпом-Русь"), где поначалу публиковались интригующие объявления с текстом "АНТА... ОДЭЛИ... УТА..." - без всяких пояснений (но в ряде случаев по нескольку таких объявлений на одной полосе). С 15 апреля объявления стали сопровождаться поясняющим текстом: "С некоторого времени радиостанции всего мира стали получать непонятные сигналы..." Ближе к премьере (19 сентября) к рекламной кампании была подключена газета "Правда", в которой таинственный сигнал был воспроизведён в более "прозрачном" виде: "Анта... одЭЛИ... уТА", а в рекламном объявлении, опубликованном 24 сентября, интригующая надпись была впрямую включена в объявление о премьерном показе фильма в кинотеатре "АРС".
3. "Аэлита" в течение месяца практически монопольно показывалась в кинотеатре "Арс" на трёх сеансах с неизменным аншлагом. Через месяц после московской премьеры, 28 октября, фильм вышел на экраны в Ленинграде, а в ноябре пошёл в Ижевске и Казани. Московский прокат закончился в начале декабря. Фильм продержался на столичном экране 10 недель, в провинции гораздо меньше - возможно, из-за того, что местные прокатчики разделили длинный фильм на две серии, не предуведомив об этом зрителей. В результате первая серия не вызвала у публики интереса, так как она была лишь длинным вступлением ко второй части и в ней фактически не было финала (даже промежуточного), а на вторую зрители просто не пошли.
4. 15 октября 1924 года в кинокомиссии ГАХНа состоялся диспут о фильме со вступительным докладом В. К. Туркина. 3 декабря на заседании комиссии ЦК ВКП(б) по политическому руководству работой киноорганизаций компании "Межрабпом-Русь" было отказано в ходатайстве о вывозе фильма "Аэлита" за границу для демонстрации.
5. Несмотря на широкий зрительский успех, фильм был принят советской критикой довольно холодно. Критическая реакция во многом была обусловлена тем, что "Межрабпом-Русь" был кооперативной ("нэпманской") кинокомпанией. В опубликованной в "Известиях" рецензии на фильм было сказано: "Гора родила мышь". Рецензент газеты "Правда" писал, что "стремясь исправить сомнительный с идеологической точки зрения сюжет романа Толстого создатели фильма сделали его сумбурным и невнятным". "Кино-газета" (издававшаяся самой кинокомпанией "Межрабпом-Русь") писала о фильме как о "выдающемся феномене", но сожалела, что "фильм слишком далеко отошёл от сюжета романа". "Кино-неделя" обвиняла сценаристов фильма в том, что им чужды интересы рабочего класса, и призывала установить жесткий партийный контроль над такими идеологически сомнительными режиссёрами, как Протазанов. "Новый ЛЕФ" назвал фильм старомодным развлекательным кино, бесполезным для новой советской культуры.
6. Фильм, существование которого долго игнорировалось отечественными историками кино, стал общепризнанной классикой кинофантастики за рубежом и считается важным явлением в истории киноискусства в целом. Вероятно, это первый полнометражный фильм о космическом полёте.
7. Экранизация одноименного романа А. Толстого. Сюжет значительно расходится с литературным источником, но сценарий создавался при непосредственном участии писателя. "Аэлита" оказалась для своего времени передовой, даже авангардной картиной. Режиссер Яков Протазанов существенно видоизменил исходный текст, добавив в него элементы сновидений и комедийности. Для интерьеров и костюмов марсиан были привлечены знаменитые художники С. Козловский и К. Экстер, обратившиеся к стилистике экспрессионизма и кубизма. По тем нормам беспрецедентно продолжительная (67 мин.), 'Аэлита' потрясла воображение зрителей и целое десятилетие оставалась самым амбициозным и масштабным проектом на космическую тему.
8. Американский писатель-фантаст Фредерик Пол написал о фильме так: ""Аэлита", при всех её недочётах, является одним из лучших научно-фантастических фильмов эпохи немого кино. Лишь полвека спустя (с появлением "Соляриса") советское кино смогло предложить нечто столь же впечатляющее".
Первый советский научно-фантастический фильм о космосе, производство Мосфильм.
Сюжет:
Лето 1946 года. В московском Институте межпланетных сообщений проводятся первые опыты по подготовке полета на Луну. Первые опыты не приносят успеха. Запущенный в космос кролик гибнет в полёте. Вторая ракета с кошкой на борту бесследно исчезает. Тем временем, на Луну на гигантском космическом ракетоплане "Иосиф Сталин" отправляется его создатель академик Павел Иванович Седых вместе со своими спутниками: Мариной - ассистентом профессора Карина и пробравшимся на корабль в последний момент перед стартом юным изобретателем Андрюшей Орловым. Путешественники прилуняются на обратной стороне Луны, откуда перебираются на видимую с Земли сторону и подают сигнал в виде слова СССР, который успешно принимают с помощью телескопов земляне. У них возникает проблема с кислородом для дыхания, но они находят замороженные остатки лунной атмосферы.
Факты:
1. Сценарий фильма был написан при участии и научном консультировании Константина Эдуардовича Циолковского. Благодаря участию К. Циолковского, научная сторона фильма была почти безупречной Кроме устаревших деталей (старт с эстакады, противоперегрузочные ванны), всё остальное впечатляет и сегодня. В передаче "Очевидное - невероятное" режиссёр фильма Василий Журавлёв сказал, что в его памяти отложилось произведение Жюля Верна "Из пушки на Луну" и повлияло на появление у него идеи создания фильма.
2. По воспоминаниям Василия Журавлёва, при подготовке к созданию фильма идея пригласить Циолковского консультантом пришла к нему после просмотра кинохроники о Калуге "днями ранее". Не зная адреса Циолковского, Журавлёв просто указал в телеграмме: "Калуга, К. Э. Циолковскому". Через несколько дней Журавлёв получил бандеролью книгу К. Э. Циолковского "Вне земли" и письмо с согласием участвовать в проекте. Через две недели Журавлёв со своими коллегами поехал в Калугу, на встречу с К. Э. Циолковским.
3. Специально для съёмок картины К. Э. Циолковский сделал 30 чертежей ракетоплана. Позже эти рисунки были объединены в "Альбом космических путешествий", изданный в 1947 году.
Для съёмки сцен в невесомости впервые были использованы специальные технические средства, разработанные оператором-постановщиком Александром Гальпериным совместно с будущим крупнейшим конструктором авиадвигателей Александром Микулиным. В декорации кабины космического корабля был построен специальный операторский кран. На специальной площадке крана, которая могла свободно двигаться в горизонтальном и вертикальном направлениях, размещались актёр и киносъёмочный аппарат с кинооператором. За счёт свободы движения и наклонов площадки удавалось отснять средние и крупные планы актёров на движущемся фоне.
4. Для съёмки имитации невесомости с вращением персонажа была построена другая установка, в которой подвижный фон вращался относительно неподвижно подвешенного актёра синхронно с камерой, также установленной на поворотной платформе. Трос с резиновым амортизатором, использовавшийся для подвески актёров, окрашивался в цвет фона для маскировки. Полученные кадры оказались настолько достоверными, что спустя несколько десятилетий настоящие космонавты были восхищены изображением невесомости. Космонавт Георгий Береговой сказал после просмотра фильма: "На нас потрясающее впечатление произвело "плавание" экипажа в состоянии невесомости: всё было снято настолько точно, что можно было принять кадры ... за документальные, снятые внутри "Салюта"".
5. В 1983 году в рамках цикла "Сегодня мы смотрим старые фильмы" вышла телепередача "Очевидное - невероятное", полностью посвящённая фильму "Космический рейс". В ней участвовали Сергей Петрович Капица, режиссёр фильма Василий Николаевич Журавлёв и космонавт Николай Николаевич Рукавишников.
6. Режиссер Василий Журавлев, завоевавший популярность среди детей своими историко-приключенческими картинами 'Реванш' и 'Бомбист', приступил к съемкам 'Космического рейса' в 1933 году. Для реалистичности изображения были приглашены художник Юрий Швец (создатель кукол в 'Новом Гулливере') и оператор Александр Гальперин (мастер комбинированных съемок). А в качестве консультанта Журавлев пригласил основоположника современной космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского.
7. По опыту, приобретенному после "Гулливера", Юрий Швец знал, что минимальная реалистичность кукол героев достижима при их размере от 7 см. Но даже с такими миниатюрами макет ангара космолетов занял площадку 18 на 10 метров. Кроме того, для съемок был изготовлен макет Дворца Советов, чье создание занимало в те годы высшее руководство и архитекторов, воплощавших мечту о "Новой Москве". Но спецэффекты картины включали не только кукольную анимацию и макеты. Журавлев использовал также огромные декорации. Например, чтобы достичь достоверности, потратили 11 дублей на сцену, где на одного из героев - академика Седых - рушится лунная скала. А для съемок состояния невесомости использовали не только веревки, но и специально сконструированные для фильма устройства, которые поддерживали актеров в воздухе. В результате, получился наивный по сюжету, но технически совершенный для своего времени фильм о путешествии на Луну. В академике Седых с легкостью узнается сам Циолковский, но, к сожалению, великий ученый так и не увидел свое отражение на экране, так как он ушел из жизни незадолго до премьеры...
Научно-фантастический фильм, совмещает в себе элементы научно-фантастического игрового кино и научно-популярного фильма. Производство Ленинградской студии научно-популярных фильмов.
Сюжет:
В фильме приводится описание теории К. Э. Циолковского, кратко повествуется о его жизни и научной деятельности. В популярном виде описываются законы баллистики. Наглядно показываются принципы космических полётов. В форме игрового кино показан первый в мире полёт человека в космос (за 4 года до настоящего полёта Ю. А. Гагарина). А также первый полёт человека на Луну.
Трудный путь познания прошёл на своей планете человек, он всегда стремился проникнуть туда, где ещё не был, узнать то, что ещё не знал. Несмотря на смертельную опасность, отправлялся он в далёкие плавания, штурмовал полюса, поднимался за облака, опускался в морскую пучину. Преодолевая бесчисленные трудности, находил он пути к самым сокровенным тайникам природы, проник в недра живой клетки и атома. Он стремится разгадать тайны Вселенной, осознать самого себя. Но не разу ещё не отрывался человек от своей планеты. И вот наступило время, когда он сделал первый шаг за порог своего дома.
Факты:
1. Приз на I ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль), 1958г.;
Приз I Международного Кинофестиваля Технических и Научных Фильмов, Белград, 1958г.
2. С точки зрения технической мысли фильм устарел, потому что показанные в нём технические аспекты не подтвердились временем. Но с точки зрения киноискусства фильм намного опережает своё время, показывая замечательные для того времени спецэффекты. Вероятно, некоторые западные фильмы заимствовали кинематографические приёмы из фильма "Дорога к звёздам". Так, в частности, Павел Клушанцев показал высадку на Луну и космическую станцию с центрифугой за 11 лет до знаменитого фильма Стенли Кубрика "Космическая одиссея 2001 года" (1968).
3. Фильм был снят и до запуска первого Спутника. Лишь в последний момент досняли соответствующие кадры (натурные съёмки сделаны летом на Ялтинской киностудии). В итоге спутник был запущен в октябре 1957 года, а фильм вышел на экраны спустя месяц, 7 ноября 1957 года.
4. Сам по себе фильм, помимо всего прочего, обычно оценивается как оптимистический и несущий положительное настроение. При этом главной его целью является популяризация науки.
5."4 октября 1957 года на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли. А 7 ноября 1957 года состоялась премьера фильма Клушанцева 'Дорога к Звездам'. Жанр фильма все тот же - научно-популярная фантастика. Фильм о покорении космоса, который снимался тогда, когда эту тему раскрывали в своих произведениях только фантасты и публицисты на страницах научно-популярных журналах. Реальные ракетные программы были засекречены по обе стороны железного занавеса - ведь космическая ракета, это в первую очередь средство доставки до адресата ядерных боеголовок (МБР - межконтинентальная баллистическая ракета). А уж во вторую очередь - средство вывода вполне мирных грузов на околоземную орбиту. Павел Клушанцев во время работы над фильмом даже не подозревал о существовании Сергея Павловича Королева. Но его фильм описывает полет в космос очень точно. Настолько точно, что КГБ заинтересовалось - а откуда он все знает. Клушанцеву пришлось ссылаться на формулы Циолковского и доказывать, что многоступенчатую ракету придумали задолго до появления секретных конструкторских бюро." ("Павел Клушанцев - человек, которого считал своим учителем Джордж Лукас, мастер комбинированных съёмок и режиссёр советского космического кино")
6. "Фильм снят по сценарию Бориса Ляпунова, инженера-авиаконструктора и писателя. Сначала со своим сценарием он обратился на "Мосфильм", но там сказали, что снять фильм по этому сценарию невозможно - в мире нет такой техники. И тогда Ляпунову посоветовали обратиться за помощью к малоизвестному режиссеру со студии "Леннаучфильм" Прочитав сценарий, Клушанцев пришел к выводу, что проект сложный, но вполне реализуемый. По сути дела, Ляпунов принес сценарий того фильма, который Клушанцев и мечтал снять. Практически весь фильм состоял комбинированных съемок, в которых использовались многочисленные макеты ракет, космических кораблей, орбитальных станций, посадочных модулей. У Клушанцева были постоянные конфликты с руководством студии - во время работы над любым документальным фильмом нормой считалось 10-20 метров полезного материала за съемочный день, а Клушанцев выдавал "на гора; не больше пяти. Руководство студии было и само не радо, что утвердило этот странный проект. Но все изменилось 4 октября 1957 года. Фильмом заинтересовались на самом верху. Снова начались конфликты, но уже совсем другого рода. Когда же фильм будет, наконец, закончен? - настойчиво интересовалось высокое начальство. К счастью, к началу космической эры съемки фильма были практически завершены, а с монтажом Клушанцев уложился к "красному дню календаря". Успех был ошеломляющим - фильм шел в прокате по всему миру." ("Павел Клушанцев - человек, которого считал своим учителем Джордж Лукас, мастер комбинированных съёмок и режиссёр советского космического кино").
4. 1959г. "Небо зовёт" (реж. А. Козырь, М. Карюков)
Научно-фантастический художественный фильм, поставленный на киностудии им. А. Довженко. Премьера фильма состоялась 12 сентября 1959 года.
Сюжет:
В прологе фильма писатель-фантаст Троян приезжает в Ракетный институт с целью сбора материала для книги о космических путешествиях. Он расспрашивает учёного Евгения Корнева (Иван Переверзев) о перспективах полёта человека в космос и знакомится с инженером Андреем Гордиенко (Александр Шворин), который показывает писателю макеты первых искусственных спутников Земли, а также проекта орбитальной станции. Дальнейшее действие происходит в будущем и является сюжетом научно-фантастического книги Трояна, главными героями которой он изобразил Корнева и Гордиенко...
...Научная экспедиция из двух космонавтов - Корнева и Григория Сомова - готовится к первому в истории полёту на Марс. Ожидая команду на старт, они находятся на советской орбитальной станции. Вскоре туда прибывает американский корабль "Тайфун", который также собирается лететь на Красную планету. Пытаясь любой ценой опередить "советских", экипаж из двух американцев - Роберта Кларка и Эрвина Верста - следуя приказу своих "боссов" из синдиката "Космос" (тем нужна лишь сенсация), без предупреждения стартует раньше, при этом подвергнув риску жизнь Сомова, который в тот момент находился на стартовой площадке. Советская ракета "Родина" с Корневым и заменившим Сомова Андреем Гордиенко на борту также отправляется к Марсу. Американцы летят по неоптимальному маршруту и вскоре сбиваются с курса, в результате чего "Тайфуну" грозит падение на Солнце. Советские космонавты, приняв сигнал бедствия, меняют курс, чтобы спасти американский экипаж. Им это удаётся, но теперь их запасов горючего для полёта на Марс уже недостаточно, и "Родина" совершает вынужденную посадку на астероид Икар. Земля организует спасение своих героев, отправив сначала беспилотную ракету с запасом топлива, которая однако терпит катастрофу, а потом ещё одну, с космонавтом на борту...
Американские версии фильма:
1. В 1962 году в США вышла "американизированная" версия фильма под названием "Битва за пределами Солнца". В этой работе участвовали режиссёр Роджер Корман и молодой студент Фрэнсис Коппола. Они удалили из фильма "антиамериканскую пропаганду" и добавили сцену битвы двух марсианских монстров. Также действие перенесено в будущее, после атомной войны, когда Земля разделена на две части - "Север" и "Юг". Лента была выпущена кинокомпанией American International Pictures под названием "Битва за пределами Солнца" (англ. Battle Beyond the Sun).
2. В 1968 году в США вышел фильм "Космическая одиссея 2001 года", в котором использовались рисунки и графические решения из "Неба...", созданные художником-фантастом Юрием Швецом.
Факты:
1. Фильм вышел на экраны спустя два года после запуска первого искусственного спутника Земли и за два года до первого полёта человека в космос (оба достижения - СССР).
2. Кадры с космической станции были также включены в американскую "версию" советского фильма "Планета бурь"1962 года, вышедшую в прокат под названием "Путешествие на доисторическую планету" (1965).
3. В Германии премьера фильма состоялась 15 июня 2009 года (выход на DVD). Кроме того, фильм официально переводился на венгерский и итальянский языки.
4. Американская версия фильма на 13 минут короче советской.
5. В одной из сцен фильма вымышленный советский космический корабль "Родина" осуществляет вертикальную посадку на плавучую платформу в акватории ялтинского порта, аналогично реальной вертикальной посадке первой ступени американской ракеты Falcon 9, которая была впервые успешно выполнена только в 2016 году в рамках миссии.
6. Сценарий 'Небо зовет' был написан совместными усилиями трех человек: Михаила Карюкова, Евгения Помещикова и Алексея Сазонова. Сюжет закручен вокруг типичного для того времени соревнования между американцами и русскими, а мотивом такой гонки стал полет на Марс.