"Но простри руку Твою, и коснись(!) всего, что у него, - благословит ли он тебя?"
книга Иова 1.11.
"И сказал Господь сатане: вот, всё что у него - в руке твоей; только на него не простирай руки твоей."
книга Иова 1.12.
То есть, Бог обязал сатану создавать невозможности в жизни Иова: "забери у него всё", пресеки все пути его в жизнь будущую, и МЫ посмотрим на его верность режиму Господа...
( - ключ к Иову.)
Фильм "Левиафан"- не может нравиться, но от него нельзя оторваться - это ИСКУССТВО. Это - трагедийная притча с резким текстом на тему: "Не живите так!" Резкий текст нужен, потому что иначе УЖЕ не прошибёшь...
Фильм захватывает. Захватывает полнотой невозможности продолжения жизни. Невозможности покоряют и приковывают внимание, делают фильм небанальным, поднимая его до метатрагедии. Режиссёр работает на глубинном уровне - информационный текст для него не столь важен: вопрос "что в папке?" останется за кадром, но созданное папкой ощущение - жжёт. Выверены каждое движение, каждый взгляд, они настолько точны и естественно быстры, что действуют сразу на подсознание, вызывая интуитивное доверие. Зритель зачастую не в состоянии вербализировать сюжетные повороты, но чувствует: это - какая-то эсхатология !
Помимо собственной ценности (- искусство), фильм содержит ту латентную степень свободы, которая выстрелила статьями и диалогами, разбудив загипнотизированную событиями на Украине память новым
открытием: "А ведь коррупция в России не умерла! ". Встрепенулась блогосфера: "Есть разрешённая возможность слово сказать о чиновниках!" Ощерился депутат Милонов. Дико заржали отвязанные на выпас блоговые богословы, "На смерть Звягинцева!" зашёлся в хрипе протоирей Г. Крылов. Но митрополит Мурманский и Мончегорский Симон мудро сказал Слово и поблагодарил Андрея за фильм.
- Похоже, спор с сатаной достиг высочайших высот аврамической духовнсти.
Культурно поговорили о "Левиафане" и кинокритики, в основном, ласково. Какой-то обозреватель сказал, что это типично русская попытка высказаться без попытки разобраться, и поэтому Звягинцев не метафизичен. Кто-то кричал: "Горько", а некоторые написали открытое письмо против выдвижения "Левиафана" на Оскар. Учитывая, что в стране min 10% - чиновники и силовики, а процентов тридцать населения - сторонники аврамических культов в разных вариациях, отягощённые советским менталитетом и силовым, навязываемым пониманием духовности, явление "Левиафана" народу прозвучало громко.
Тонко чувствующая, вохристьяненная поэтесса, проникновенно написала по поводу: "Мир (...) фильма зритель узнает как ад и его власть - как власть сатаны. Мир во власти откровенного зла, которому ничто и никто не в силах помешать." и "Мы как будто навсегда заключены в такой отсек мира, где преступление входит в природный круговорот. Мы в аду, принявшем относительно комфортные формы." ( http://gefter.ru/archive/14108 )
Но АД - пенитенциарий для грешников, и - закономерен вопрос: "Кто черти? И кто грешники?"
Мэр и другие, прозрачно претендующие на роль чертей, очевидно, совсем не эти пенитенциарные работники. Они и не грешники, как не грешники чтимые в верхах тигры или культовые волки, и не культовые шакалы. Но они уже - и не привычные хищники власти, они превратились в КАКИХ-ТО... , требующих реальной крови и страданий от подвластных, в каких-то откровенно системных, в каких-то корыстно организованных и герметичных, зачастую серых, имени которым - пока нет.
Так кто же эти не черти, но преступники, кои не ведают греха, для кого нет преступления, на которое они бы не пошли? Они - ДРУГИЕ ? И поэтому пугают подсознание обычного человека неявной, но беспощадной невозможностью достойной жизни его? - Это страшно. И он вопиёт: "Я хочу смотреть фильмы о хорошем и красивом, чтобы всё-таки ВЕРИТЬ, что жизнь в России - светла и прекрасна. "
Теперь о грешниках. " Это Лиля! Это Лия! Это Лиля!" - кричит заангажированный прямыми решениями ум.
День первый:
Утро. Лиля бодрая заваривает чай, готовит завтрак. Первые пикировки с Ромкой (пасынком): "А ты умывался, вообще? А ну, давай, иди, обезьяной не будь. "- " Сама ты обезьяна." - "Что ты сказал? " - "Да пошла ты... " Чуть позже, за завтраком Николай (отец): " Как ты с матерью разговариваешь?" - "Да не мать она мне"... Николай перед уходом: "
Люблю я тебя." Лиля: "Я знаю." (-А чувствую?). Всё время напряжена, готова сорваться...
Утро. Первые впечатления о Николае (разговор его с Дмитрием в машине, на лице Николая - озверение): "Задолбал меня этот Степаныч, повадился на халяву, чини ему ведро с гвоздями, мент, б*ять. Лет пять сидит на ХОЗЯЙСТВЕ, ну купи себе нормальную машину. " Дмитрий: " А может он - честный?" Николай: " И щедрый!" ОБА : "Ха-ха-ха-ха".
Похоже, Николай - жёсткий и крепкий, хозяйственный мужик, своего не упустит. Он предприниматель-автомеханик. Умелец. Характер подавляющий. Мышление - инерционно. Его личная машина - с хорошо отлаженным мотором. Молодая работящая жена. Около дома - теплица, у сына - компьютер, в доме порядок и достаток, в подполе - варенья-соленья. По-видимому, он не запойный пьяница, но пьёт "по поводу" - необузданно. Таких много по России.
Вечер (после суда... пьяные). Николай: "Понятно, что сука(мэр) для себя местечко освобождает. (...) Я вот этими руками...", Лиля: "-Началось...". Николай приносит фотографию родового места: "Вот. Здесь отец мой жил, дед, здесь вся моя жизнь...", Лиля: " Я видела.". Николай, предельно озверело: "Ты не лезь!", Лиля: "Ты не ори!". Николай бешено смотрит на неё... опадает , наливает и говорит Дмитрию: "Выпьем. - За тебя". В этот момент Дмитрий бросает взгляд на Лилю: "Ну, что, мол, с ним сделаешь?" Она напряжена, нагружена (- ЧЕМ?)
Любят ли Николай и Лиля друг друга? Или живут по хозяйственной необходимости? На её лице - ригидная напряжённость постоянного стресса. По-моему, она за весь фильм улыбнулась всего один раз - на пикнике, когда наливала (!) водку.
... Николай Дмитрию: "Не вижу вариантов, чтоб твою теорию применить... Один хер, нас снесут. А я пойду в менты, как Пашка." - Видно, Николай устал, где-то надломлен... К дому подъезжает пьяный мэр...
День вторый:
Лиля: "Со всем городом воевать собрались?", Николай: "Эти твари, что? - весь город...?", Лиля: "Коль, не делай вид, что не понимаешь о чём я."
" Вы потерпевший?" - Мент-дежурный - узнаваем, мгновенная хищная реакция пса, защищающего кормящую его территорию...
Анжела звонит мужу, чтобы он помог освободить Николая: "...за что? Да ни за что. Они (Дмитрий с Николаем) поехали писать заяву в ментовку (на нахулиганившего мэра), там Колька" и приняли."
Паша собирается похлопотать. В конце разговора он , по-видимому, говорит жене: "Я тебя люблю." Она: "Чё? И я тебя." В этот момент у неё -
улыбка, глаза лучатся, на щеках ямочки. Очень интересный взгляд в это мгновение бросает на неё Лиля - взгляд, придавленный вопрошающим недоверием (или вопрошающей невозможностью?). - Следующая сцена: Лиля в прострации осматривает будущую квартиру, что она может чувствовать? - Такова будущая жизнь? Всё безвыходно, разрушено, обшарпано. Николай подавляет, Ромка травмирует, работа одуряет, безвыходность затягивает, серое небо давит, дом отнимают, настоящей жизни нет, а тут ещё мужа-пьяницу из обезьянника надо вытаскивать... Что делать?
Задавленные чувства готовы прорваться. Николай не принёс ей счастья. Но она - "впервые на свободе": Николая заперли! Неосуществлённая реальность, рождая параноидальные решения, бросает ей шанс... Она идёт, как сомнамбула на плаху, и стучится(!) в номер купающегося Дмитрия...
Эта её "спонтанность" спутанного подсознания напоминает реакцию смертельно больного человека, перепробовавшего безрезультатно все средства, как вдруг ему предлагают невероятное, глупое лечение, он за него хватается и... на некоторое время ему становится легче.
День третий:
Утром на пикнике она впервые за весь фильм улыбнулась: точный выстрел! Мой Николай попал! Наливает водку.
Степаныч из автомата расстрелял все бутылки. Николай: " Мы теперь в кепку твою шарашить будем? Ты охренел, б*ять, совсем." (Николай и здесь! - подавляющий). Лиля: "Коль, чуть тише.- Дети." - "Что дети, дети? Дети не слышат ничего. Оглохли." - "Я не оглох! Я всё слышу!", Степаныч: "- Ну что, я пострелять не могу в свой день рождения? ". И Лилю опять накрывает "вчерашнее". Она берёт складной стул и уходит на "кудыкину гору". Дмитрий глянул на неё, облизывается. Все пьяны.
Это - не просто фильм, это - поэма. Психологизм - потрясающий. Сдохший Левиафан - ретроспективен. Фон - соответствующий. Вечные сумерки. Подсказки-намёки работают. Эмоции точны. Мимика (и даже выражение глаз) - адекватны. Артисты - высочайшего уровня. Я им всем благодарен за "сыгранную" реальность. Это Россия! - то среднее ЕЁ по
ансамблю, что разлито от Белого моря до Чёрного, от западных границ - до Владивостока... Что, при таких просторах, заперто в границах обманутого, обокранного, скукоженного духа. "Костерок, шашлычок, водочка, пострелять, музычку послушать...".
Первую пили без тоста...
"Ветер поднялся, стакан улетел. Где у тебя ребёнок?..." На берегу - глупый трах пьяных тел... Зритель не ждал. И - взволнован.
Лиля после драки (уже в гостинице) - Дмитрию, с покаянной горечью : " Это я во всём виновата. (...) Ты в бога веришь?" (- ! Она не чужда...).
Дмитрий: "...поедешь со мной? ". Лиля, страдальчески: " Я тебя не понимаю...". Дмитрий: " Я сам себя не понимаю". У Лили сквозь страдание на секунду лицо любовно преобразилось. Он обнял её окровавленными (!) руками, потом резко оттолкнул... (- Куда?) . А окровавленные руки эти - словно руки мэра, (которые по локоть в крови, как сказал Николай утром первого дня), дотянулись сюда, и как бы шёпот его дьявольский: "Мир - тогда возле ног наших, когда - во зле лежит. И на каждое зло - компромат есть, фаберже, то есть". - Что-то перемкнулось ТАМ, наверху...
Вечер. Дома - Николай и Анжела с Пашей. Анжела: " Я бы тоже с кем-нибудь укатила", Паша пьяно: "Бабы дуры. От себя не укатишь" , Анжела: " От себя - нет, а от тебя -легко". Николай: " С Ромкой мне... Что-то он раскис", Анжела: "Коль, не пей больше. Ладно? Не надо его ещё больше травмировать. Ну, давай...": Наливает (!!!) водку.
Лиля нежданно возвращается домой. Анжела с Пашкой деликатно уходят. Лиля резко наливает стакан водки и выпивает: "Коля... ребёнка хочешь?" Этот вопрос задал, наверное, не стакан водки, а что-то спутанное, нерешённое, что всегда не к месту.
Лиля - грешница? Или ЭТО - анамнез задавленного, больного подсознания?
Дни следующие:
Путь Лили на работу начинается поворотом от дома и налево, на дорогу - там автобус. Но в день гибели она почему-то пошла направо от дома, по тропинке вверх. Ночь перед гибелью лежала в слезах : Ромка её зааффектировал вечером : "Ты всё испортила! Я тебя ненавижу! Я не хочу с вами жить. Пап, прогони её! ". Этот крик её ударил. Она стояла, смотрела округлёнными глазами, каким-то последним, подстреленным взглядом. -Жизни не будет...
В сумраке утра стояла на обрыве... Лицо, взгляд человека, страдальчески ушедшего в себя, решающего что-то. Готовая шагнуть. Древние, вечные камни обрыва... играющий кит, завораживает мистическими кругами, тянет в глубину...
- Эта невозможность жить - первая.
- Невозможность вторая:
Лилю заказал мэр. Он интенсивно поработал. За три дня - два раза был у владыки. Тот его благословил: "Ничего не рассказывай. Не на исповеди. Всякая власть от бога, где власть - там сила. Господь благословит. " И в день третий о Дмитрии было уже многое известно: "Его
пробили." ( Мистическая параллель: тогда же, на пикнике - позор Дмитрия). Поняли, что он не самого верха птица. Решили рискануть. И в четвёртый день, когда Дмитрия избивали, мэр уже козырял: "Ну, может что скажешь напоследок перед смертью, ДОЧКЕ передать пару слов... " А
у Дмитрия, действительно, - дочка. (Штрих: он, уезжая, в вагоне смотрит на девочку, соотнося... На пикнике привычно играет с ребятишками) . - Запугали. Но надо подстраховаться: засадить Николая в тюрьму! После
избиения Дмитрия, мэр в машине звонит: "...возбудиться любой ценой! Если не можешь возбудиться, найдём того, кто сможет. Всё. Работай! ".
Кому звонок и о чём - неизвестно, но это творческий ход режиссёра: он свивает обе невозможности - для Лили путь в будущее кончен:
блокирован и изнутри (как бы ею самой), и - властью.
Кто-то может гадать: было так или иначе, но... невозможности свились и слились. (Хотя... Я опросил знакомых, видевших фильм: " Лилю убили по приказу мэра или она покончила с собой? "- большинство голосует за мэра. - Таково доверие к власти. И доказательства "ЗА" - здесь серьёзны: Лиля "собиралась" прыгнуть в море, а нашли её на отмели реки. А мэр, узнав, что Николаю дали 15 лет, победно "выдал": "Будет знать на кого залупаться. " - Значит, было убийство. )
То, что дело против Николая инспирировано, не вызывает сомнений: он ни при чём - видно из фильма. Но обвинить его - легко: он же кричал, что убьёт ИХ обоих. Надо только против него состряпать "доказательства". И тогда Николай - убийца, а Дмитрий - агрессивный прелюбодей. Кто их станет защищать? Подонков. Похоже, этот план был готов уже в день избиения Дмитрия. Мэр создал! фаберже. И вот следователь с подручными врывается в дом Николая с криком: "Ты почему по повестке не явился?"- а эта повестка - у самого "следователя" в кармане... В голове Николая стучится к "богу" вопрос: "- За что?...".
На суде с внимательным ожиданием следит за процессом прокурор Горюнова. Пятнадцать лет! Николай "на суде" - окаменевший, как Ниобея... - Хорошо сыграли артисты...
Трагедия - это всегда невозможность будущего, в том или ином варианте. И обычно мастера искусства выбирают что-то одно из списка: измена, предательство, антижизненная власть, разорение, смерть близкого и т.д. И этот фильм, конечно, трагедия. Но какая-то необычная -тотальная: по всем плоскостям и каналам. Какой вариант будущего не разрушен у Николая? Только его биологическое продолжение - Ромка? Но кто знает, какие трагедии ждут Ромку, да ещё с его характером? Где он будет жить, на какие деньги? Ведь в него уже заряжена потенциальная трагедия, отторгающая опекунов Анжелу и Пашку: они предали отца!, дали против невиновного! показания. И скоро Ромка узнает об этом. Станет он с ними жить? Согнётся? Умолкнет? Будет довольствоваться пайкой с их стола? И как он вырастет недеформированным, если он уже
деформирован в таких базисных вопросах: женщина - её неверность и сексуальное предательство, порочность власти и суда, продажность ментов, предательство друзей... А ведь эти деформации среди современной молодёжи - определяющи.
Кто-то видит в фильме фрагменты ЧУЖОЙ жизни из какого-то мрачного заповедника. Водка, табак, мат, эмоциональные крайности ... Вдруг - трагедии там, где их не должно было быть и близко. Импульс похоти (не страсть!) на пустом месте, ломающий многие жизни. Что-то серое в бушлатах, какие-то ватники в сумраке... .
Но позиция отстранённого взгляда не отстранит смотрящего от реальности. Из города "Зеро" можно было, казалось, убежать, но от современной России - кто смог? Страну, обречённую после 17-го года на деструкцию индивидуальной деятельности (для простоты управления!), феодализм не отпускает от себя: "Все должны подчиняться! Все должны быть исполнителями! А иначе..." . Ведь тюрьма в России - не наказание, а способ управления для создания благ и спокойствия правящим.
Феодализм не отпускает Россию... Он жив в правителях и народе. Его глупые метастазы спрутом сковывают обыденность, невозможностью дышать давят каждого... И поэтому трагедии в фильме НЕ воспринимаются как частные - у случайного человека....
Большой художник, хочет он того или нет, никуда от своего времени деться не может. Оно дышит сквозь него нами. И ты понимаешь - о чём фильм, в чём правота его. И даже в "написанном тексте" чувствуешь
русские резонансы и глубинное единство с людьми, ПОЙМАННЫМИ этим хищным временем.
Главное богатство народа - его генофонд, который строился веками эмпатией и любовью женщины и мужчины, линии жизни которых в
прошлое уходят на тысячи и тысячи лет. А сейчас впереди у этих линий для многих - ничего нет. Финал... Люди эти - не глупы, не безудальны, но их сотни лет топтала вздорная власть, пока к 20-му веку не ослепла, обрушилась и исчезла, уступив СВОЁ место другим, которые не являлись носителями новой цивилизации и не могли предоставить будущему ничего, кроме идеалистичных, умозрительных построений общества.
Они "умозрительно" уничтожили миллионы людей, "умозрительно" поломали экономический строй старой России. И это - естественно: они же - сторонники догмы! и не понимали эволюционную ценность капиталистической и сельхоз цивилизаций. Для них это - "классовые" враги: деревня - рассадник мелкобуржуазных отношений, ну, а капитализм... - главный враг.
Они НЕ РАЗЛИЧИЛИ бесчеловечность феодализма (существующего только за счёт грабежа несвободных, скованных людей) и эволюционный, социально-гуманный шаг капитализма (где охраняется и приветствуется ОБМЕННЫЙ принцип и договор : чей-то товар МЕНЯЮТ на чьи- то деньги, никого не заставляя покупать; где при наличии охраняемой конкуренции, товары начинают служить всем; где общество богатеет; где частная собственность каждого - защищена)...
Пришедшие к власти после 17-го года остались в феодальном мышлении. Главная их страсть была - не создание ВОЗМОЖНОСТЕЙ индивидуальной деятельности (деятельностью трудно управлять!), а страсть к управлению каждым индивидом путём ограничения. Для этого нужно было снивелировать и усреднить всех; для этого нужно было
создать массу "умозрительных" чиновников, которые потенциально не отличаются друг от друга и подчиняются не закону, а только окрику сверху. Эти "умозрительные" чиновники родили и революцию 91-го и 93-го года, и расстреляли парламент, и подписали Беловежские соглашения; это в их "умозрительных" головах прижилась (чья-то) идея, что можно МГНОВЕННО построить(!) свободный рынок и капитализм в стране, где была выскоблена частная собственность и частнособственнические отношения, где люди с мало-мальски предпринимательской жилкой были давно уничтожены, а выдаваемые за "предпринимателей" ловкие деятели, обладали лишь криминальным опытом превращения государственных
средств в предметы спроса (ведь экономика плановая). И этот криминальный опыт никуда не делся и вошёл в чиновничью жизнь - как метод строительства новой России.
Феодал, снисходящий к нижестоящим, чувствует себя барином, царящим над крепостными. " Вот вы все, насекомые, никак не хотите по- хорошему. Поэтому тонете в гавне " - кричит мэр. Затем - Дмитрию:
"Замолкни, крыса адвокатская!" И Николаю: " Козёл, б*ять, у тебя никогда никаких прав не было, нет и не будет! Куда пошёл, б*ять!? ".
Почему-то в этом месте я вспомнил Юрьев день... Это помыкание другими жизнями настолько зловеще, что в конце фильма, на освящении церкви, когда мэр шепчет сыну: "Наш Господь - Он всё видит", осязается манихейское: "- Наш господь НАМ высматривает новые жертвы "...
И вдруг, как во сне, ты видишь Лилю, стоящую на обрыве, а Ромка издалека кричит: " Ты наша Ева. Ты наша русская Ева...". Но Лиля ищет куда сбежать от "реальности", а бежать из России некуда, кроме как к новому Левиафану - туда, вниз с обрыва, в ОКЕАН, когда-то породивший Жизнь, но где все сжирают друг друга, где нет Бога и потому - там всё честнее. И она, как Катерина в "Грозе", шагает с обрыва.
Будущее Лили и Николая кончилось... А вы думаете - будущее есть у других? Например, у мэра?
Наблюдения мне отвечают: "У мэра - есть. Он относится к новой категории людей, таких когда-то не было в России: здесь и ректоры, за деньги выдающие дипломы; и преподаватели, за деньги ставящие оценки; и ГОСчиновники, пилящие бюджет; и чиновники, препятствующие деятельности ради взяток; и врачи, отказывающие в помощи; и полиция, грабящая нас, но крышующая преступников; здесь прокуроры и мэры, губернаторы и депутаты, министры и ... ".
Эти "новые люди" - воплощение некого антиразума, антилогичности, некая антижизнь, в которой - какая-то фундаментальная ошибка, ведущая к остановке, к разрушению жизни - и ИХ САМИХ, носителей антижизненности. Ведь все они служат системе и людям, которую и которых они разрушают.
Похоже, что эти "новые" рассматривают обычных людей - как материал для потребления, то есть, - КАК ПИЩУ. Что при видовом единообразии невозможно. Так кто же они, " эти не черти, но преступники, кои не ведают греха, для кого нет преступления, на которое они бы не пошли? Они - ДРУГИЕ ? "
- Да! И имя им - ИНКВИЛИНЫ ((http://www.dicdic.ru/eco/2508/).
Осталось убедиться, что у них (у инквилин) есть свой, отличающийся от человеческого КАНАЛ КОММУНИКАЦИЙ: ведь они должны как-то узнавать друг друга, чирикать друг с другом, выстраиваться в иерархии, обзаводиться потомством. Обнаружив такой канал, мы поймём, что антропологическая вилка уже произошла.
(А это означает, что и у мэра нет будущего - будущего человеческого.)
Фантастично? Но сфера разума нарушена. Посмотрите: сколько неразумных, антижизненных событий, законов и постановлений за последние десятки лет! Людей, принимавших многие решения, трудно назвать Homo Sapiens, как и людей, исполнявших. НООСФЕРА - изменена! Уже всё возможно: и антропологическая вилка, и Инквилина Человекообразная, и модифицированный человек - Хомо Сапиенсоподобный.
Высасывание энергии из людей уже не выглядит экзотикой, уже управляют тонким планом, а воровство мыслей и идей - почти узаконено, и идут разговоры о бирже , торгующей этим - наворованным.
Так - что? - Всеобщий тупик HOMO SAPIENSa? И будущего нет? А фильм "Левиафан" -- "Ау, Ау" из этой невозможности - потерянному настоящему?
Но можно ли об этом говорить? Ведь в наше время сказать правду - подвиг, потому что видеть реальность УЖЕ запрещено. Запрещено
обладать и истиной. Её спускают сверху. За вас думают о чём вам думать. А если вы"возжелаете" выразить СВОЁ видение, сделать это можно только по разрешению сторон Высоких Заинтересованных.
Вот и последнее слово в фильме осталось за такой Высокой стороной:
"Вообще-то мы с вами пока не осознаём, что происходит"...
Дополнение 1.
Свиньи отца Василия
В фильме вслед за символичными, самозабвенно чавкающими свиньями отца Василия, сразу (вновь символично!) открывается сцена чавкающего мента Пашки, а Анжела, жена его, с фанатично горящими глазами человека, которому впервые пришла в голову мысль , вдалбливает в Пашку Слово, что это Николай убил Лилю.
Вначале было Слово... . - Врёт Иоанн. Ведь слово - единица коммуникации... И если слово - в начале Всего, то кому оно? Где визави? Нет? А слово всё равно кто-то услышал? Значит, так кому-то нужно - "услышать".
Слово Анжелы тоже было нужно и услышано было без проблем.
Вернёмся к началу нашего текста. И сказал сатана Господу: "... простри руку Твою, и коснись всего, что у него, - благословит ли он
тебя?" "И сказал Господь сатане: вот, всё что у него - в руке твоей; только на него не простирай руки твоей" .
- Значит, Господь отдал Иова сыну своему сатане на эксперименты, а тот быстро довёл Иова до таких страданий, что Иов возопил о смерти (Иов Гл. 3, Гл.10.).
Теперь угадайте: перед кем предлагает Николаю смириться отец Василий?
Кто же он тогда ? - Свинопас гергесинский ? (И пошёл Иов в менты...) .
Но библейскому богу чужды русские свиньи: накачает их он дурной энергией, как в стране той, и спрыгнут они с обрыва, обуянные вздорной силой безумного духа, освободят кому-то землю...(Как в Евангелии. от Матф. Гл. 8.32.)
Вот ещё случай из жизни: http://www.newsru.com/world/11jul2005/sheep.html здесь - овцы вслед за ЛИДЕРОМ-бараном прыгнули с обрыва.
-Министр финансов московской области - А. Кузнецов:
http://russian.rt.com/article/54970
Наберите в Google "чиновника посадили"...
И поймёте, что Хорошавин и Кузнецов - не случай, а системное явление.
Дополнение 4.
О Левиафане Гоббса
" ...Ибо искусством создан тот великий Левиафан, который называется
Республикой, или Государством (Commonwealth, or State), по-латыни - Civitas, и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для
охраны и защиты которого он был создан." - ( Т. Гоббс "Левиафан", Введение.)
Но в России - не Гоббсовское государство, не - "большой Человек" для охраны и защиты человека естественного, это - другой Левиафан! А
само слово "Государство" - производное от Государь, Господь, господин. И русскими воспринимается как НЕЧТО - надчеловеческое, надгуманное, всепроникающее, давящее (держава!) и всё время - заметное.
В России государство исполняет роль Бога, а чиновники - роль инквизиции, вызывающей трепет и опасения аборигенов. За последние сто лет люди власти были столь активны внутри России, что изменили её ноосферу, и - серое, силовое, чиновничье - поработило все вариации ВОЗМОЖНОСТЕЙ человека, окуклилось, герметизируясь, и из куколок, созданных Российским Левиафаном, вылупился новый вид: "Инквилина Человекообразная".
- Это слом HOMO SAPIENSa, превращение Человека Разумного в раба чиновников-инквилин, в " тварь дрожащую", в "человека написанного", зависимого, в муравья-исполнителя.
И Левиафан Российский - не Ад, не наказание за грехи, - это всеобщий тупик!
А может ли быть катарсис в тупике, кроме как: ОН - Звягинцев!- посмел! - Есть ещё живые!
Дополнение 5.
Интерактивные игры и дети
Экскаватор, разрушающий дом Николая, похож на реликтового звероящера, превращающего строения непонятной новой эпохи в привычно знакомые мезозойские равнины, удобные для охоты на несмышленых сородичей... Но этот ящер разрушает не только грубо-материальное пространство, но и интеллектуальное.
Правители России всегда предпочитали статичных граждан. И - чтоб никакой интерактивности! Понимая, что религия служит управлению, а наука - только благу народа, современные ТЕ ЧТО СВЕРХУ относятся к науке как-то снисходительно: то ли не замечают, то ли вспоминают лишь по случаю юбилеев. Может, им ближе гладиаторские бои, или чемпионат по футболу взгляд застит, может некогда, а может острому силовому глазу наука российская плохо видна, но ...
Вспоминая эпоху великих БЭСМов, когда был не только паритет с "узурпатором" передовых технологий, но и в чём-то наше превосходство, понимаешь, как россияне обкрадены уже изнутри и не в состоянии самостоятельно создать, например, СВОЙ современный микропроцессор (синонимы: камень, кристалл, компактный модуль ЦПУ), а в плане космоса - непадающие ракеты.
Благодаря погружению в ископаемое мышление, извилины аборигенов постепенно выпрямляются (телевидение тому способствует!), возникают нарушения логики вплоть до неприятия эволюционной теории, но принятия закона Димы Яковлева и даже... до войны славян друг с другом, а это говорит уже о помрачении российской ноосферы, что мы также видим в зомбоящике.
Кто знает, что ждёт страну? Мир меняется, но статичное мышление не в состоянии предвидеть динамичное будущее.
В России всё больше религиозных людей, меньше осознанности, больше летаргических мозгов, больше подлых силовых решений, меньше
индивидуальных предпринимателей, больше нищеты и лжи во всех вариациях и... - множество расплодившихся инквилин.
Каково ж будущее? Да оно - такое, какие сейчас наши дети.
Пока снимали "Левиафан", водка и табак в России подорожали. Мат и жизни подешевели. Появились спайсы, дурь стала качественней, девушки и предприниматели - отчаянней, юноши - отвязанней: невозможность уже стучится в Завтра... Кто-то продолжает играть в " Дальнобойщики", кто-то убивает время и "Танки", аборигенам подали отечественную игру - "Анабиоз. Сон разума"...
Подростки, впитав древнюю "Фантасмагорию" Запада , а также "Doom", "Rule of Rose", прочувствовали "Обитель Зла" и, освоив "Ходячие мертвецы," ощутили "Fear (Страх)" и сейчас уже готовы к новому изданию: " Кошмарные существа ( Nighmere creatures)", тем более, в реальном пространстве вышла большая игра "Укры и колорады", с максимальным приближением к реальной смерти. Донбасс уже лежит в руинах. На днях убили Немцова...
На Россию наступает новый " Век дракона: Инквизиция" ("Dragon Age: Inquisition"), причём пол и секс-ориентация главного героя-Инквизитора зависят от выбора игрока.
"Тёмные Души" ("Dark Soul" ) - стали массовы. А в сентябре 2014 г в Штатах вышла "Destiny"("Судьба"), но в России Судьбы пока не видно...
Зато появилась новейшая игра "Watch Dogs" ("Сторожевые Псы") , с cюжетной линией типа информационной войны.
В игре вы непрерывно боретесь со Старшим Братом, он, не отрываясь, следит за вами, контролирует. И знает всё! - кому вы звоните, что говорите, считывает с вашего компьютера, видит, что вы смотрите по телевизору. Он управляет сознанием многих - он вездесущ! Но, играя, вы вспоминаете Сноудена, Викиликс и уверены, что ещё не всё проиграно тупой тотальной силе.
Когда-то были кинофильмы, повлиявшие на целые поколения, ещё раньше фильмов не было, но были русские сказки и был русский народ.
Компьютерные игры - это современный вариант воспитывающих сказок. Сказки эти стали динамичными и интерактивными - таково Время. И сейчас уже целые поколения играют в эти игры. Мир перешёл в
интеллектуальную фазу, а Россия отстала.
Вот если бы существовали игры российской разработки... , конкурентно-интересные... , превосходящие зарубежные, превалирующие на внутреннем и внешнем рынке... Но...
Из компьютерных игр, которые могли попасть на рынок России в 2014 году меньше 1% разработано и издано в России; примерно в 10% игр иностранных разработчиков, участвовали российские компании - как издатели, но и то - только! в доле с зарубежными фирмами. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Компьютерные_игры_2014_года)
Значит, практически все игры 2014 года, появившиеся в России, - были нероссийского происхождения.
Как здесь могут "навести порядок" религиозные феодалы?
- Да запретить всю иностранщину! Закрыть интеллектуальную границу и кормить подростков играми о мужественных бойцах спецназа, высокодуховных святых, об антитерроре, Илье Муромце да Василии Ивановиче.
Но запреты только обедняют, ведь есть много прекрасных зарубежных игр, от которых подростки становятся и моральней, и разумней. А российские игры тогда завоюют молодёжь, когда наши сказки О СОВРЕМЕННОСТИ станут умнее и талантливее западных.
А это сможет случиться, когда россияне начнут больше понимать, чем верить; когда наука и новейшие технологии войдут в обиход понимаемого; когда русский народ в массе своей можно будет назвать интеллектуальным; когда не будет таких мэров, как в "Левиафане"; когда... Но ведь тогда не будет и тех глупых трагедий.
Вы думаете - это возможно? - Ведь Инквилинам это не нужно...