Петрушкевич Геннадий Викторович : другие произведения.

Трактатъ о налогах. Белоруссия.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Трактатъ о налогах

Современная интерпретация

Минск, 2013

"Ах, я чем виноват?"- "Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".-

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Иван Крылов, басня

Налоги. Какое неопределенное слово. В обществе налоги, и иные сборы, выполняют функцию кассы взаимопомощи и расходуются на общественно полезные цели (образование, здравоохранение, оборона, наука и пр.). Если функции государственного управления перехватываются внешними силами (оккупация, администрация насаждаемая внешними (для данного общества) силами и иные способы попадания в зависимость), организованными преступными группами, например, то функция налогов преобразуется в сеть поборов. Пойдем от противного, т.е. от налогов и их целей в белорусском обществе. Тем более что их счет ведется явно неверно, что и покрывают разнообразные "международные организации".

Итак, налоги на прибыль, доходы, налог на недвижимость, на фонды производственные, лицензирование, социальные налоги (в фонд социальной защиты населения с предприятия и населения), НДС, штрафы и пени и пр. суммированы в отчете "Doing Business 2012" общая налоговая ставка (% прибыли) - 62,8 % (Европа и Центральная Азия -40,4%), налог на прибыть (% прибыли) - 20,2% (Европа и Центральная Азия -9,3%), налог и выплаты на зарплату (% прибыли) - 39,0% (Европа и Центральная Азия -21,7%). Соотношение отчета "Doing Business 2012" с окружающей действительностью, уже ясно показывает, что для РБ гораздо ближе функция поборов, и это только легальных налогов, которая и превалирует в экономике при явном снижении социальной ответственности даже по сравнению со странами с более низкими налогами и находящимися в более привилегированном положении, по сравнению с РБ. Ограничивается ли только этим налогообложение в РБ? Нет, конечно. Это только вершина айсберга, что-же скрыто под "водой" и достаточно "мутненькой".

Ставка отчисления с фонда ЗП предприятием - 28% ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 29 февраля 1996 г. N 138-XIII ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ В ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (в ред. Законов Республики Беларусь от 28.07.2003 N 232-З, от 16.05.2006 N 110-З, от 19.07.2006 N 155-З, от 06.01.2009 N 6-З, от 30.12.2011 N 334-З), но посмотрим то, что непосредственно берется с ЗП работника, если он решит получать "белую заработную плату".

1% - Взнос в ФСЗН, 1% - Профсоюзные взносы, 12% - Подоходный налог это то, что непосредственно и официально удерживается с ЗП, опустить целесообразность профсоюзов, как способ перераспределить помощь не нуждающимся в ней и оттого рекомендуется руководством туда вступить" (в смысле загоняются работники для организации централизованных поборов), это сущие мелочи. Вроде-бы и не так уж много, решать платить-ли 14% от ЗП государству для перераспределения решать каждому самостоятельно, но если Государство не отвечает интересам населения, то странно ожидать добровольной уплаты налогов, требуется диктат силы и террор санкций, разнообразие видов ответственности, как признание нелигитимности требований государства.

Но, обложение "поборами" это не ограничивает. Использование ПК (пластиковой карточки) тоже несет в себе издержки от 2 до 4% от фонда ЗП (в среднем) в случае использования данной технологии. Итого 16-18% фонда ЗП так или иначе перераспределяется от работника другим структурам, а с отчислением с фонда ЗП предприятием в ФСЗН и все 44-46% от совокупного фонда ЗП. Т.е. что-бы выплатить работнику ЗП в неком значении 44-46% должно предприятию "добавить" и отнести в издержки, т.е. цену продукции/услуги. Не много-ли нужно уплачивать за "чистую" ЗП с которой еще берутся дополнительные налоги-поборы, но о них чуть ниже. Это уже много для работодателя, решать платить-ли 44-46% от ЗП государству и приближенным к оному для перераспределения/потребления решать каждому самостоятельно, звучит уже чуть иначе, не так-ли? Можно и без роста "производительности" повысить ЗП работникам, что многие и вынуждены делать, всеодно государство доберет инфляционным налогом причитающееся ему (итого суммарное налогообложение редко не превышает 100% годового фонда ЗП), а уплачивать многократно налоги - неумно. Составителям отчета "Doing Business" должно пересмотреть методики расчетов налогообложения, для реального сравнения экономик, что, безусловно, приведет к стимулированию Стимул - от лат. Stimulus - острая палка, которой погоняют скот. исправления для ситуации и реальному оздоровлению экономики РБ, а не декларируемой.

Но и это еще не все в настоящее время, по словам заместителя председателя правления Национального банка РБ На IX Международном форуме по банковским информационным технологиям "БанкИТ"12", в РБ готовятся законодательно закрепить требование об обязательной оплате в безналичном порядке покупок свыше 100 базовых величин. К чему это приведет? К росту доходов банковской системы, подконтрольности операций, помимо регистрационных данных в ГАИ и БТИ еще и банки будут все "Видеть". Т.е. последнее - бонус, а основное - доход банков. Итак, за безналичное перечисление тариф в банках сегодня (Февраль 2013), в частности в ОАО АСБ "Беларусбанк" за безналичное перечисление 2% (мин 2 500 рублей) а вот зачисление на счет тому, кому перечисляется уже составит 3% от суммы. Итого 5 процентов от сделки - ОАО АСБ "Беларусбанк". Неплохой налог, и делиться может среди многих причастных к организации данной "схемы". Для исключения коррупционной составляющей должно брать фиксированную сумму за безналичное перечисление и отталкиваться от рентабельности операции + норма прибыли 30%. Т.е. до определенной суммы- 2500белорусских, а сверх - 3000белорусских рублей без ограничения по сумме безналичной операции и без взимания платы за зачисление на счет того, кому зачисляют (получателя). Тогда ликвидируются сверхдоходы, которые могут перераспределяться среди заинтересованных в организации данной схемы и причастных к обеспечению "законности" оной и выступающей в виде дополнительного налогообложения сделок населения. Не говоря уже о милом изобретении по зачислению ЗП в конце дня на карт-счета для искусственной и противоправной задержке ресурсов в банковской системе на сутки и получения с этого дополнительного дохода, как говорится мелочь, а приятно, курочка по зернышку клюёт и пр.

Банковская система вообще сплошной приватизированный налог на экономику в целом. Гражданин желает перевод? Извольте, но 2%, в среднем, от суммы - оставьте банку. Субъект хозяйствования желает открыть счет, осуществлять платежи, просим оплатить расчетно-кассовое обслуживание. Кредит, изволите? Таки процентик тоже "договорной". К слову сказать, мода выпускать налогообложение в частные руки пошла повсеместно, поскольку прибыльно на ровном месте и даже думать не нужно вот и растут как на дрожжах суммы и виды различных поборов, попутно тормозя экономику вначале и вгоняя в депрессию в итоге. В самом деле, когда выгодно не производить, а уж и не тем более учиться (это будет когда еще отдача, да и будет-ли...) гораздо проще получить здесь и сейчас, а уж то, что завтра некому будет хоть что-то произвести/изобрести (а тем более внедрить в производство) думать нет способности у таких десоциальных элементов. Думать вообще не их конек. "Здесь и сейчас", а "потом" для них просто нет.

Говорить о развитии, человеческом капитале, инвестициях в таких условиях не умно и одновременно цинично, в принципе - то. По мере истощения объектов поборов внутри РБ возникает потребность привлечь новых, отсюда и трогательная "забота" об инвесторах. Правда, даже затрудняюсь определить, что произошло в результате закрепления предприятий за министрами и их замами ... раньше, в древние времена, волости на кормление отдавали, это так, для сравнения. Если уже говорить о развитии то действительно не уровень предприятия изобретать, технологии проектировать. Для этого нужны специализированные отраслевые институты с соответствующим уровнем квалификации у специалистов, но это если нужен результат вместо профанации. Если дорого институты, то можно обойтись мобильными оперативные рабочими группами, для коих тоже нужно иметь избыток узкоспециализированных специалистов (которых подготовить тоже стоит времени и средств) хотя-бы околомирового уровня, в противном случае любая модернизация/обновление не даст устойчиво-значимого эффекта. Это просто очевидно.

Но, должно продолжить искать дополнительные поборы с населения. Мы упомянули уже инфляцию, за которой идет девальвация. Понятно, что ЗП в январе не способна сохранить неизменной покупательскую способности до декабря (опустим механизм процентного переноса рисков по вкладам банковским с населения на население-же через цену конечных товаров/услуг и дополнительного % банку). С такими-то аппетитами должно "добирать" побочными методами, что и происходит. Итак, то, что не потреблено, не конвертировано в иностранные валюты будет постепенно девальвировано или изъято произвольным ценообразованием. При этом инфляция направлена именно на реальный сектор экономики и население, поскольку финансовые средства предприятий и населения теряют свою стоимость постоянно и безвозвратно, а вот стоимость фондов предприятий для налогообложения пересчитывается. Т.е. фонды облагаются налогами многократно и постоянно. Если исключить переоценку и дооценку фондов производственных: зданий, сооружений, оборудования, транспорт и пр. то налогооблагаемая база упадет, вместе со всей экономикой, что, однако, будет справедливо, ведь это та цена, которую и должно нести государство за некачественную денежно-кредитную политику. Ведь, оно, Государство само, своими действиями, и обесценило все здания и сооружения в стране. А ведь отказ от дооценки, т.е. от необоснованного налогообложения/поборов значительно повысит конкурентоспособность многих предприятий силами государства сделанными неконкурентоспособными. Должно поумерить, относящих себя к Государству, аппетиты в поборах с экономики. "Нельзя стричь овец на зиму", гласит народная мудрость. Но где мудрых взять - то, там где ценится исполнительность и преданность?

Не стоит забывать и о регулярном вымывании оборотных средств в экономике инфляцией, комиссиями и пр. "Законными" способами изъять оборотные средства предприятий. А вот замещение оборотных средств происходит на условиях платности, т.е. за банковский процент, который в свою очередь ускоряет процесс ликвидации платежеспособности предприятия, фирмы и пр. при этом уход в товарную форму обмена. Жесточайше пресекается товарная форма обмена, поскольку ликвидирует разнообразные механизмы поборов. Очень показательно обвинили население РБ за массовый ввоз автомобилей, якобы обрушивший курс национальной валюты, да так что хватило еще и Боинг прикупить президенту. По типу с народом вместе курс валили... Кто-то "думает" что краткосрочные манипуляции сознанием не дают долгосрочный и устойчивый обратный эффект? Напрасно.

Но, это ведь не единственный канал изъятия средств у добросовестных плательщиков налогов, верно? Есть и откаты, взятки, и пр. Давайте посмотрим на источники этих проявлений, ведь без наличия источника, т.е. благодатной среды и финансирования, эти явления не выходят в разряд системных и не оказывают качественного влияния на экономическое взаимодействие в социальной среде. Считается, из математических оценок коллег из РФ, что инфляция в 1-2% оказывает стимулирующее значение на экономики стран США, Канады и Европы. Для РФ и Украины это 13% и 16% соответственно. По оценкам российских экономистов 50% инфляции обусловлено коррупцией и как следствие является дополнительным каналом поборов, с одной стороны, а с другой стороны на 50% раскручивает маховик вымывания оборотных средств у предприятий реального сектора и процентными платежами по кредитам их замещающими и ложится дополнительным налогом на всю страну, усугубляя негативные тенденции в стране.

Добавляет скорости роста издержек НДС, уплачиваемый до реализации товаров и услуг, что вынуждает предприятия, выпадающие оборотные средства брать в форме кредита, возмездного понятно. Оплачивает это безобразие потребитель, а прибыли получают банки и Государство, раскручивая негативные процессы в экономике прямо пропорционально "аппетитам", в лучшем случае. Стоит ли загонять предприятия в кредитную кабалу преднамеренно и снижать конкурентоспособность реального сектора экономики ради интересов финансового лобби? Интересы бюджета здесь сомнительны, поскольку переход на налог с продаж даст то-тже эффект для бюджета, например, и снижение инфляционного давления на экономику попутно с ростом конкурентоспособности предприятий реального сектора одновременно. К слову о банкирах, именно МВФ и рекомендует сделать банки самостоятельной силой с независимым центральным банком от государства и обязательно с руководителем со школой коммерческого банка. Понятна ли вся коварность подобного управления финансами? Пустить козла в огород, да еще и растить его, козла, должно только в подобных огородах, получается. Да, банковская система страны, при таком образе формирования и подготовки управленческих кадров, автоматически начинает обслуживать интересы капитала и не национального, ввиду знаменитого эффекта масштаба. Гениальная диверсия. Правда если следовать рекомендациям МВФ и отделить банковскую систему и сделать её действительно независимой, т.е. не перечислять доход НБ РБ в бюджет, зарегулировать налогообложением и жестко контролировать резервирование, как явный канал снижения налогообложения, то надобность в таком доходе упадет достаточно быстро и как следствие банки получат возможность снижать тарифы, что пойдет на пользу экономике в целом.

Собственно оценить суммарную налоговую нагрузку за годы с 1994 по 2012 включительно можете самостоятельно, не забыв добавить налог инфляционно-девальвационный и очень может статься что, снижая налоги явно они начинают изымаются неявно и в интересах "других", как пример 2-4% на операции с использованием ПК для банковской системы, 1% профсоюзам, 1% фонд соцзащиты и процентика 2 на инфляцию-девальвацию и так с 12% подоходного получается до 20% примерно в среднем с каждого работника.

Но и это еще не все, наличествуют, и другие способы отрегулировать рынок и добрать то, что случайно "просочилось".

Опустим приближенные сферы строительства, вино-водочную и нефтебизнеса, это и так понятно, жаль только что аппетиты сих участников не ограничиваются внешней средой, а направлены и на внутреннюю. Система ЖКХ и Энергетика будет рассмотрена отдельно, тоже очень прелюбопытные сферы.

Остановимся на общепоказательных примерах, типичных и для других сфер экономики, на индивидуальных предпринимателях и на торговле "чайниками". Вот на них и остановимся подробно и возможно основательно.

Предприниматели торговые относятся к штучному, единичному производству с максимальным уровнем издержек и рисков (особенно уязвимы к инфляционно - девальвационному налогу). Магазин, среднее и мелкое предприятие относящиеся к серийному производству или даже к поточному (крупные предприятия и крупные торговые сети) со снижающимися издержками по мере роста объемов производства и организационной формы. Понятно, что индивидуальные предприятия находятся в неблагоприятных условиях и им требуется поддержка/льготы, но это в теории и во всем мире, а у нас наличествует обратная картина. Это как должно извратить экономическую среду, что-бы у предпринимателей цены были НИЖЕ чем у более организованных и крупных организационных форм хозяйствования. Не много-ли берут в ценах совместно Государство и "владельцы" "бизнесов"? Видно невооруженным глазом, что чрезвычайно много. В принципе понятно, что предприниматель в производстве - нонсенс при попытке легально работать, ему придется не зарабатывать даже на заработную плату себе, а еще и доплачивать за труд самому. Другой вопрос интеграция предпринимателя в структуры организованные и специализация в рамках данных структур, этакие самоорганизующиеся на равноправных условиях холдинги предпринимателей с элементами хозрасчета.

Организация схем честного отъема денег продолжается. Сегодня уже не секрет о начале действия взимания платы за проезд по основным дорогам РБ. При этом часть стоимости топлива, почти 50%, это налог, призванный идти на содержание-же и обустройство дорог. При этом большегрузы расходуют больше топлива и соответственно автоматически платят больший налог. Но, этого мало, нужно продать кучу ненужного оборудования пользователям и те кто его не купил/арендовал будут наказаны "рублем" т.е. повышенной стоимостью проезда. Т.е. на одну услугу, к тому же, еще и две цены. Понятно, что обоснования оному нет, есть принуждение и обдираловка, получается. И опять без Европы подобное было-бы невозможно, в этот раз использовано австрийское прикрытие.

Чайник. Да, да обычный электрический чайник.

Чайник в рознице в Польше стоит примерно 20$. В РБ чайник, аналогичный, стоит 35-45$, по курсу на дату пересчета. Разберем из чего складывается цена в РБ. Итак, покупая чайники в Польше оптом покупатель имеет возможность их приобрести за 5-10$ оптово-торговая наценка в странах ЕС составляет до 70%. Доставка и уплата таможенных платежей с налогами дают цену в 15-20$, это силами индивидуальных предпринимателей, силами укрупненных структур выйдет еще дешевле и появляется возможность работать непосредственно с производителями, первыми поставщиками, снижаются затраты на транспортировку и пр.. Итак, 20-25$ потерялось в процессе приезда в РБ чайников, попутно в рейтинге вывода капиталов РБ заняла почетное 23 место, что даже выше 30 но не в "Доинг бизнесе", вот незадача, при этом в пересчете на душу населения оставив позади даже Россию. Вот и сформировался "интерес" для "законных" таможенных ограничений и конфискаций на таможне. Мало кто согласен на такой размер откровенных "поборов", вот и везут все из Польши, Литвы и других стран граждане РБ. Вынуждены везти, оставляя налоги в других странах, ввиду явной неадекватности поборов в РБ. И это естественный эволюционный путь оставить определенные "силы" без силы на "законотворчество". Народ ясно показал, как он оценивает в РБ систему "управления", простите за иносказательность сограждане.

Да и автомобили Б/У попадая в РБ становятся в 2-2,5 раза дороже, отчего-то. А ведь автомобили не новые покупают люди не из самых богатых (при этом в республику ввозятся вторичные ресурсы (металлы, резинотехнические изделия и пр.), которые могут и должны использоваться повторно), и те, кто считает нецелесообразным платить много за передвижение при сопоставимом, а то и более высоком качестве передвижения. А скорость гниения авто в РБ что нового, что Б/у в Европах примерно одинакова, а вот качество новой малолитражки и постарше Мерседеса и БМВ бывает разительно разным. Стоит напомнить и про потери цены авто нового, и после пары лет эксплуатации, новый автомобиль в первые 3-5 лет, в зависимости от класса, теряет максимально много в год, в отличие от автомобилей постарше, где ценовые потери от последующей реализации или минимальны или отсутствуют вовсе. Вот так и надувается отрицательное сальдо платежного баланса искусственно, понемножку из разных отраслей в угоду "бизнесов" отдельных "чзсных" структур на шее всего белорусского народа.

"Ты виноват, лишь в том, что хочется мне кушать"

Не существует в мире "зла",
Всё это бредни человека!
К примеру: волк сожрал козла,
Так это ж зло! Умру от смеха!
Да-а, против правил не попрёшь
И не обманешь, мать - природу,
Когда ты сдуру призовёшь,
К себе, очередного "бога"!
Придумав ""рамки" верь-не верь,
Подставив после "левой - право",
Ты подготовлен и теперь
Жди неминуемой расправы!
За око - око, зуб - за зуб,
Незыблемый закон природы
И ты попал, мой добрый друг -
Последователь "новой моды"!
Когда в тебя летят ножи
Или тобой решат покушать",
Ты библию им покажи
И заповеди дай послушать! Владимир Балабаев

Не могу не вспомнить объяснение: "плохо работаете" с низкой производительностью относительно ситуации с ЗП в РБ. А как простите производительно работать, если нет адекватных условий и управление (справочно: управление выделилось в результате эволюции труда для повышения его производительности в результате роста специализации) занимается не управлением, а имитацией оного с преобладанием изобретения разнообразных поборов. Цинизм.

PS 2014

По части транспорта и полной оплаты проезда по платным дорогам РБ забывается упомянуть прямое влияние транспортных издержек на рост цен и тарифов, т.е. на всю экономику РБ в долгосрочном периоде.

Начнем с того что топливо не поступает в РБ а производится из нефти РФ, приобретаемой со значительным ценовым дисконтом, что не отражается в цене топлива, далее производится на белорусских НПЗ, налогами с НПЗ пополняя бюджет уже на этой стадии, налоги платят работники НПЗ, сотрудники АЗС и сами АЗС, топливо продается с НДС и акцизом, который также идет в бюджет но и далее есть и налог на участие ТС в движении, под видом допуска разовый и не маленький.

Далее происходит приватизация части функций государства в виде дополнительных к перечисленному дорожных сборов не только с транзитных авто, но вводится своеобразный налог на транспортные перевозки в виде платы за проезд, в дополнение к выше перечисленному:

ПАК BelToll, тоже начинает вносить посильный вклад в рост издержек реального сектора экономики выливающиеся в рост цен и инфляцию с использованием следующих механизмов:

1 Данные о типе ТС у оператора есть и дублируются (система BelToll принудительно сбрасывает настройки регистратора устанавливаемого в транспортном средстве при пополнении счета (внесении предоплаты), без участия пользователя, при этом система BelToll настроена на контроль этих настроек, совпадение, нужно полагать, и законодательно предусмотрены штрафы, тоже совпадение можно подумать) и он специально, преднамеренно ведет расчет по неверным данным (не забыв написать соответствующие правила и используя ПО с преднамеренными сбоями, получается) за что потом сам и штрафует, правда удобно? Т.е. имеют место быть сознательные и преднамеренные действия по отказу вести расчеты на основе всей имеющейся полноты информации, как минимум и как максимум целенаправленная и системная деятельность по созданию провокационных условий, с явной целью получить незаработанный доход (ГК РБ). Штрафовать, это такая забава национальная. Как и придумывать правила вместо предоставления удобного, интуитивно понятного (логичного), доработанного продукта, но ведь штраф больше, значит удобств и пр. не будет.

2 Имеет место быть реализована фактически локальная платежно - расчетная система, а есть ли соответствующая лицензия НБ РБ? А начисляются ли проценты на депонированные суммы от перевозчиков, что должно обеспечивать сохранность средств. А то ведь средствами пользуются, получая одностороннюю выгоду и не делясь с собственниками средств (ГК РБ), в том числе Государственными.

3 Расчетным билетом в РБ является белорусский Рубль, и правила торговли - оказания услуг. Платная дорога это тоже услуга, и требования Белорусского законодательства в части оплаты наличными не можно игнорировать, т.е. обязаны исполнять и ездить с кассовыми аппаратами, в том числе.

4 Порядок расчетов, тоже закреплен в законодательстве (тоже наверняка механизм сдублирован традиционно коллизионно) и там есть и предоплата, есть оплата по факту, есть за период. Свет оплачивается после потребления, например.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"