Ягодинцева Нина: другие произведения.

Нина Ягодинцева "Музыка над хаосом"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на книгу стихотворений "Флейта Искариота: ритмические тексты" (Челябинск, 2002)

О новом поэтическом сборнике Александра Петрушкина "Флейта Искариота"
       
      МУЗЫКА НАД ХАОСОМ
      (о новом поэтическом сборнике Александра Петрушкина "Флейта Искариота") 
      Нынешней весной в Челябинске начался отсчет "24 страниц современной 
      класики". Именно так называется поэтическая серия, издаваемая фондом 
      "Антология". Концептуальное решение серии молодежных поэтических изданий 
      принадлежит Александру Петрушкину, и его сборник вышел третьим по счету. 
      Вообще молодому литературному поколению свойственна поразительная черта: 
      во времена пресловутого чистогана вопреки доминанте "каждый за себя" они 
      воссоздают поле литературного общения своими силами и средствами. Причем 
      их эстетические установки напрямую связаны с предшествующим опытом, и уже 
      по характеру этих взаимосвязей можно видеть процесс осознания человеком 
      собственного бытия. Это и есть предмет размышления над "Флейтой Икариота".
      Время собирать камни и время их разбрасывать следуют друг за другом 
      неотступно. Помни о том, что будет, -- такой лозунг следовало бы 
      разместить на плетне, огораживающем место действия вышеуказанного 
процесса.
      Предмет разборки, разбрасывания в текстах "Флейты Искариота" -- синтаксис. 
      Задачей синтаксиса в любом тексте является упорядочивание 
      пространственно-временных связей повествования. Автор разбивает 
      мыслительные конструкции на мелкие части, но по качеству отдельных 
      сохранившихся блоков мы можем судить о том, каким был первоначальный 
      монолит смысла. Читая "Флейту", можно задать себе множество интересных 
      вопросов. Не грех подумать и над ответами, имея в виду, что их (этих 
      ответов) в конце книги нет.
      Первый -- и главный -- вопрос: что остается, что держит стихи, когда из 
      них уходит мысль -- связная, слитная? В параллельной, художественной 
      реальности тот же вопрос ставится несколько иначе: что сквозит за видимым 
      предметным хаосом? Видимо, музыка -- ценность абсолютная и сомнениям не 
      подлежащая. Музыка, которую не устраивают узнаваемые и почти привычные для 
      нас всех сочетания, обозначающие местоположение и взаимосвязь предметов в 
      пространстве жизни. Очевидно, разрушающий, разбрасывающий импульс текстов 
      "Флейты" подразумевает иной принцип смысловой сборки.
      Второй -- не менее важный -- вопрос: почему возникает столь острая 
      необходимость основательной разборки смыслов? Ведь за причудливыми 
      мелодиями "Флейты" совершенно ощутимо стоит мощный психический монолит. 
      Основная задача искусства всегда заключалась именно в производстве 
      смыслов, и по большому счету процесс дробления всегда есть частный момент 
      общей сборки. Дробится, разбивается меньшее -- то, что мешает создать 
      более масштабную цельность.
      Но здесь возникает еще один нюанс: не останутся ли эти графские развалины 
      синтаксиса напоминанием о былом (когда?) величии и стройности, не 
      растащатся ли они на кирпичи для лачуг и сараев? Вопрос не только к 
      автору, но и к читателям. Хотя, впрочем, революционный подход к решению 
      насущных проблем себя уже давно скомпрометировал: процессы разборки, 
      дробления, уничтожения в силу нашей несовершенной природы легко запустить, 
      а вот остановить бывает трудно и в конце концов -- поздно.
      И, наконец, третий вопрос -- проблема восприятия подобных текстов. На нем 
      мы остановимся чуть подробнее. Современное сознание расколото, дискретно. 
      Это качество (в цельном, едином мире) имеет явно негативную окраску и -- в 
      дополнение -- свойство продолжающегося дробления. Речь связывает пустоты, 
      и по ней, как по шатким мосткам, мы перебегаем от одного островка смысла к 
      другому. Естественно, читатель -- собеседник поэта -- в большинстве своем 
      ищет все-таки твердые островки, точки смысловой опоры, прощая ради них и 
      условность, и шаткость связок-мостиков. В книге "Флейта Искариота" надежна 
      только музыка -- воздух. А под ногами -- обломки, осколки, прутья... Нужна 
      колоссальная внутренняя необходимость (читательская), чтобы решиться 
      пройти по этим развалинам. Проще говоря, субъективная необходимость данной 
      поэзии безусловна, объективная ценность ее -- предмет спорный. Можно 
      сказать: у этой книги есть свой читатель. И это правда. Но не вся.
      Характерной ообенностью поэтического стиля, базирующегося на дроблении, 
      разрушении является откровенно спекулятивное использование слов, понятий, 
      выражений. В ход идет все, как и полагается в уважающих себя руинах: 
      высокая лексика, античные и библейские персонажи, современный молодежный 
      сленг и ненормативные выражения. Можно извне посетовать на происходящее, 
      но внутренняя логика точна: при создании смысла нужно очень верное, 
      корректное соединение слов и реалий, за ними стоящих, а при разборке путем 
      взрыва в этом просто нет необходимости. Каждый предмет сам по себе, на 
      себя замкнут, и даже движение происходит абсолютно непредсказуемо, 
      хаотически: то между предметами, то внутри их необычайной плотности... 
      Согласится ли с этим читатель? Да, если его логика совпадает с авторской. 
      Если его мир дымится в развалинах, а дух жаждет -- быть.
      Нина Ягодинцева


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"