Пичугин Никита : другие произведения.

2. Человек-загадка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Единственная по настоящему важная тайна, что существует в природе - это человек. Любая другая загадка, какой бы масштабной она не казалось, будь это загадка какой- нибудь бактерии, щивущей в условиях вечной мерзлоты, или загадка дерева, существующего уже десять тысяч лет, загадки космоса и черных дыр, даже загадка происхождения вселенной- все они меркнут по сравнению с тем загадочным и непостижимым, что являет собой человек. Как вообще мы можем изучать что-либо, толком не зная что есть мы? Станете ли вы измерять длинну чего-либо, не зная длинну линейки, которую вы для этого используйте? В конце 19 века математики обнаружили ряд наразрешимых парадоксов в самой основе логики, огромную бреш в фундаменте, на котором зиждиться весь рациональный разум. В дальнейшем ученый гедель доказал, что логика, опирающаяся на любой набор аксиом выявляет в себе противоречия, что любая попытка человека докопаться до первооснов, до истоков своего бытия и до истоков любого бытия априори обречена на провал, и в этом заключается главная загадка человека, противоречие, живущее в самой основе его разума, в основе рационального человека.
  Итак, давайте же вместе с вами понаблюдаем за главной загадкой природы, над загадкой человека. Перед нами человек-загадка.
  Сейчас мы вместе с вами наблюдаем за человеком. Не за человеком в общем, не за неким абстрактным человеком, а за вполне конкретным человеком, который сейчас стоит на площади возле павелецкого вокзала. Он стоит, опираясь на столб, часы на верхушке которого показывают время: 12:00:00. В его руке возле уха зажат телефон, возможно он разговаривает по нему, молчаливо внимая собеседнику, возможно набирает кого-то, слушая гудки, может только-что разговаривал с кем-то. Одно мы знаем точно: он держит телефон возле уха, а его рот закрыт. На улице, по всей видимости, жарко, мы можем судить об этом по каплям пота и немного покрасневшей коже на шее человека, к тому-же солнце сейчас действительно очень яркое, оно отражается от крыши вокзала, его стекол, даже немного слепит глаза, человеку одетому в черный костюм, просто не может быть не жарко, об этом мы можем догататься даже не зная, что на самом деле представляет собой человек. Но не обо всем мы можем знать, не обо все мы можем догадаться, некоторые вещи мы не можем даже предположить, а если предположим, то, наверняка ошибемся: есть в человеке нечто неестественное, нечто непостижимое, загадочное, он вызывает у нас чувство тревоги, даже страха, и самое страшное в том, что мы не знаем, чем вызван этот страх. Поэтому нам не хочется смотреть на этого человека: закрыть глаза, убежать, перенестись в другое место, исчезнуть, только бы не наблюдать за ним. Но уже поздно отказываться от этой затеи, эксперимент начат, запущен, словно часовой механизм, мы не можем вот так просто прервать его, отказаться от него, поэтому попробуем отгадать эту загадку, попробуем докопаться до непостижимой сути человека, до непостижимой сути нашего страха. Что так пугает нас в человеке? Его поза: вся она выражает собой неестественность, неудобство, мы бы никогда не встали в такую позу, вероятно, невозможно встать в позу, даже несколько напоминающую позу этого человека. Причина проста- человек напряжен, сейчас все тело человека являет нам напряжение, олицетворяет напряжение. То напряжение, которое человек, в лучшем случае, испытывает только раз за всю свою жизнь, пока что нам непонятна суть этого напряжения, его происхождение, и это пугает нас. Но это не все. Его выражение лица: оно не показывает нам ничего. Нет, вы не поняли, каждое выражение любого человека о чем то говорит нам, доносит до нас его состояние: он может быть разгневан, может испытывать грусть, страх, радость, счастье, безразличие, удивление, любая человеческая эмоция, любое человеческое состояние можно найти в палитре человеческих лиц. Но лицо этого человека ничего нам не показывает, это выражение абсолютно нам не знакомо, еще никогда мы не встречали человека с таким лицом, выражающее подобную эмоцию. Его взгляд обиздвиженно направлен в одну точку, нечто полностью приковало его внимание, нечто, находящееся вне зоны нашей досягаемости, пока что мы можем только догадываться что это. Согласитесь, все вышепредставленное описание практически ничего не говорит нам о человеке, не раскрывает нам человека, а даже наоборот, закрывает его, столь понятный, столь доступный нам человек, каким он когда-то казался, растворился в этом человеке, в этой загадке, теперь мы даже не можем с уверенность назвать его человеком, общепринятым человеком. Попробуем же заглянуть в голову этому человеку, доборемся до самой сути его человеческой натуры, прислушаемся к его мыслям, желаниям, страхам, его мечтам, всему, из чего состоит мир каждого человека.
  Мы находимся внутри человека, внутри его головы, в его подсознании, ровно в том месте, где зарождается любая мысль, на своеобразной фабрике мыслей. Здесь очень шумно, миллиарды маленьких недомыслей сливаются в единый шум, гул, такой гул мы можем услышать, случайно наступив в лесу на упавший с дерева пчелиный улей, но этот гул гораздо сильнее, сильнее в тысячи раз, он заглушил бы собой любой возможный звук, любой звук, встречающийся нам в мире. Некоторые из этих недомыслей, возможно, когда-то станут настоящими, взрослыми мыслями, родятся в сознание человека, другие, возможно, лучшие, гениальные недомысли так и умрут, никогда не осознавшись. Но что так взбудоражило их в этот момент, что заставило метаться их в столь оглушительной истерии? Мы не можем этого понять. Так покинем это шумное место, пока оно не заглушило звук наших собственных мыслей. И мы попадаем в главное место действия, на сцену театра, в котором человек творит свое искусство, свой абсурдный спектакль, мы попадаем в его сознание. Сейчас здесь очень тихо, единственное, что разрывает эту всепоглащающую, царящую сдесь тишину- послевкусие от шума недомыслей. такое послевкусие мы испытываем, когда слушаем очень громкую музыку, а затем, моментально выключаем динамики, но все все еще продолжаем слышать звуки в образовавшейся тишине. Если бы мы не знали, что это за человек, мы бы могли предположить, что он спит, однако здесь светло, в этом месте стоит день. Мы ощущаем столб, на который человек опирается локтем, чувствуем землю под ногами этого человека, слышим мужской голос, доносящийся из трубки. Нет, этот человек бодорствует. Но почему он ни о чем не думает? Возможно причина в том, что он услышал в своем телефоне? О чем говорит голос? -"Нам очень жаль, но скорее всего компания будет расформирована. Если вы срочно не предпримете каких либо действий, то это практически неизбежно..." Новости не из приятных, однако, к нашему удивлению, человек совсем не слушает мужчину на другом конце провода. Очевидно, причина его мысленного безмолвия кроется в чем-то другом. И действительно, вот она эта причина, мы обнаруживаем ее, посмотрев на мир через глаза человека:
  Его взгляд, все его внимание полностью приковано незначительной мелочью, незнакомцем, студентом, идущим в метро с несколькими книгами в руках. Человек впервые видит этого студента, в нем нет ничего необычного, вы много раз видели подобных студентов, проходя мимо какого-нибудь университета. Этот студент ничего ему не напоминает, ни с чем не ассоциируется, человек даже никогда не был студентом, все это мы априори знаем, наблюдая за сознанием человека, узнали каким-то непостигаемым путем, знаем это на уровне чувств. Но не знаем мы только одно- что человек увидел в этом студенте? Почему он поглотил все внимание человека? Похоже, этого не знает и сам человек.
  В следующий миг что-то произошло. Что это? Мы, вместе с человеком слышим громкий хлопок где-то позади нас, и в ту же секунду чувствуем, как острая боль пронизывает все тело человека с головы до ног, на мгновение все некогда напряженное тело человека само становится этой болью, олицетворяет всю боль, когда либо существовавшую на земле. Что же произошло? Какую важную деталь мы упустили, пытаясь разгадать человека? Еще раз взглянем на привокзальную площадь: мы видим человека, но он больше не кажется нам таким загадочным, не пугает нас, его лицо представленно в палитре человеческих лиц: оно выражает боль, его тело обмякло, оно еще не упало, но в нем более нет напряжения, оно будто висит на его скелете, как пальто, висящее на вешалке гардероба. А вот и то, что мы упустили с самого начала: мы не заметили, что позади человека стоит еще один человек, он одет в кожаную куртку и джинсы, его взгляд направлен на нашего героя. его рука вытянута, в руке зажат пистолет, а курок спущен. Из ствола только-только начинает выходить дым. Время на часах: 12:00:01.
  Был ли этот выстрел случайностью? Возможно. Возможно, в одном из близлежащих домов этим утром произошла сора между молодой парой, мужчина, в порыве эмоций, схватил пистолет, выбежал из дома и выстрелил в первого попавшего ему на глаза человека. Возможно же, когда-то очень давно человек знал стрелявшего, и нанес ему страшную, непоправимую обиду, вся жизнь стрелявшего была разрушена, и теперь, когда стрелявшему выпал шанс отмстить, он не смог не воспользоваться этим шансом. Возможно, что это так, возможно произошло нечто иное, то о чем мы не можем даже предположить, но, как бы то ни было, этот выстрел был случайностью для нас, мы не могли его предположить. Был ли этот выстрел случайностью для человека? Если человек знал, что он должен умереть в следующую секунду, почему он вообще оказался в этом месте, почему не спасался бегством от своей неизбежной судьбы? Возможно человек хотел умереть? Но мы были в голове у этого человека, если бы он желал смерти, мы бы знали о его желании. Так значит этот выстрел был случайностью для человека? Куда в этом случае разом подевались все мысли из его головы? Почему все настолько важное, что когда либо было у него, почему такой весомый разговор, который он вел по телефону в одно мгновение перестали его занимать, почему все его внимание, весь его мир разом сконцентрировались на студенте, которого он даже не знал!? Правда в том, что мы не знаем, что на самом деле произошло в ту секунду. Но важны ли эти вопросы сейчас? В одно мгновение человек, столь загадочный и непостижимый, перестал быть загадкой. Мелочь, случайная пуля разгадала его, разгадала то, над чем безуспешно бьются тысячи ученых несколько десятков сотен лет. Тайное не стало явным, нет, однако загадки больше не существует, она исчезла вместе со своим носителем, вместе с человеком. вот почему таким пугающим казался нам человек, вот почему мы так боялись его: Человек находился на грани своей разгадки, на грани разрешения своего парадокса, а что может быть более пугающим, чем неизвестность, всепоглощающая неизвестность которая вот вот откроется нам, перестанет быть неизвестностью? Итак, перед нами человек, понятный нам, определенный человек, больше ничего нас не пугает в нем, больше нет ни той позы, открывающей нам свое таинственное напряжение, нет того загадочного выражения лица, природу которого мы никак не могли понять. Есть просто человек, а вернее, то, что мы когда-то считали человеком.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"