Пичугин Владислав Борисович: другие произведения.

Найти свой поток

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тексты, опубликованные в этом разделе, ориентированы на читателя, который интересуется психологией восприятия, философией, искусством. Они предполагают открытый диалог, гибкое мышление и тонкое чувство юмора. Жанр психологического эссе позволяет выражать свои чувства и мысли в нелинейной форме, передавать объёмный танец смыслов и представлений, делая их актёрами сценического действия. Обобщённые понятия "я", "они", "человек", "люди" не претендуют на абсолютизацию — это способ обозначения совокупности жизненного опыта.

  Найти свой поток
  
  Трансцеденция экзистенциального одиночеств обнаружение пути-поиска, где способность к пониманию выходит за пределы ограничений и привязанностей к временному и пространственному месторасположению — таков смысл жизни человека.
  
  В области философии, более ценно само философствование как живой процесс, чем стремление до невроза к конструированию всеохватывающей философской системы, способной объяснять всё и вся.
  
  Всю жизнь стремитесь делать лучшее, совершенствуя свои качества и добродетели так, как будто, самое лучшее интересуется вашим трудом.
  
  Готические соборы в потоке времени. Дворец из песка построенный на берегу реки или моря, смываемый прибоем. Гравюры А.Дюрера, сохранившиеся, так же как и архитектурные памятники тех времён. Бумажка и собор. Последующие поколения не смогли их уничтожить — счастливое стечение обстоятельств. От людей живших в ту эпоху остались лишь следы. Они жили по-разному, так же как и мы, но "следы" некоторых из них пережили века, иные же будучи прославленны при жизни, канули в вечность. Почему?
  Вряд ли А.Дюрер был одержим тщеславным стремлением увековечить себя, но качество его жизни, его видение сущности жизни человека обладали громадной временной протяженностью. Или, к примеру, Ван Гог, путешествующий между городом и деревней, бедствующий, но решающий эстетические и философские проблемы, которые окажутся созвучны сердцам людей спустя много лет. Трагедия? Или же удивительный мир полный открытий и откровений, увлечённая самоотверженность, способная прозревать сквозь века? Природа и социум сохранили их "следы", живой отпечаток духа, резонирующий с последующими поколениями, способ передачи информации, вызов к продолжению очарованного поиска.
  И всё же дворец из песка… Как увлекательно его строить и как просто воспринимается его изящное исчезновение в нахлынувшей волне, пустяк, архитектору уже надоело заниматься строительством, сказочное событие уже произошло. Творческое одиночество и уход от мира — сколько паломников было в эту бездну самого себя, где нет входа и нет выхода? Монахи, аскеты, изобретатели в своих мастерских, деревенские жители и т.д.. Люди, пытающиеся проникнуть в суть, очарованные игрой ума и чувств, умудрившиеся прожить благодаря уходу от суеты не только свою жизнь, но и забежать далеко вперёд, обретая силу в умении довольствоваться малым. Они повторяли молитвы, сутры, каноны, стихи, доходя до опустошения и исследовали природу своего ума, добиваясь умения протащить через ушко иголки всю вселенную. Всё — в одно мгновение? Относительность длительности времени и качество созерцающего и осознающего разума. Наиболее одарённые из них умели невероятно тонким образом настраивать свой "инструмент" добиваясь единения глубины, высоты и протяженности звучания в самых различных областях деятельности. В их кратких шутках можно услышать хохот вселенского масштаба — они смеялись сквозь века. Их эмоции и чувства великолепно сочетались с пытливым умом. Великий башмачник Г.Сакс, Ф.Рабле… Шутки на века, попадающие в неизменную суть природы человека. Ч.Чаплин… Жесты и механика небесных тел. Кун-фу диалоги, от неба до плоти, от бега до сна. От безмятежности нирваны до страсти клубка дерущихся кошек. Взгляд девицы, раскачивающий облака. Воин, сражающийся подобно дракону, спустившемуся с небес.
  Вертлявая плотность протуберанцев времени, податливые очертания мыслеформ. Мечтающие дети и иллюзии рекламных роликов. Материальный мир упорядочен гравитацией. Плотные формы, которые в процессе познания воспринимаются как нечто более податливое, принимаются как правила игры. Классификация, переименование, позволяющее открывать новые закономерности. Сказочный мир, где возможно всё, но у мира воображения свои законы и пределы. Гироскоп материализации. Архетипичность современников. Историческая виртуальность.
  След ноги, ступающей по морскому берегу… Метки, зарубки, оттиски, отпечатки, письма в будущее. Их необозримое множество. Можно потратить всю жизнь лишь на беглое ознакомление с наиболее выдающимися. Проникновение в хранилище древностей, например, библиотеку или Интернет, где количество тропинок для путешествий может съесть всё отведенное время — настоящее философское испытание. Великое множество судеб, историй, опытов и открытий упакованное проективно в электрическую сеть. Для некоторых людей этот информационный поток, то от чего они лёгко могут отстраниться, их это не задевает, их собственное незнание — то, с чем они с лёгкостью уживаются. В самоощущении себя они наравне с любыми классиками, чужой опыт и способы познания — вне поля их интересов. Локальное осознание, ограниченность. Есть люди, которые живут невероятно сложной и богатой впечатлениями и переживаниями жизнью, но они предпочитают не "следить". Собственный опыт для них самих столь ярок и захватывающ, что существует вне проблематики времени и пространства. Смысл их жизни в полноте самообретения каждый раз. Книга, которую они и читают, и пишут одновременно. Фильм, который они смотрят и составляют сценарий — это то, что их окружает, то с чем они сталкиваются. Им знакомо чудо взаимодействия мысли и реальности. У этого типа людей существует уверенность в знании того факта, что их жизненный опыт не исчезает бесследно и всегда доступен любому ищущему сердцу. Они могут знать не зная. Тому, кто пытался изобретать велосипед, очень хорошо известно ощущение "де жа вю", подсказок каких-то духов. По-другому, национальный фольклор, мифотворчество и не поймешь, оно живёт вне книжных писаний. Архетипичность, есть своеобразная ниша, заняв которую, человек пытается неосознанно поступать как герои прошлого или стремится к этому.
  Люди творческого слада ума ищут образ "как первый раз", новизны. Их обращение к знаниям прошлого — поиск "эстафетной палочки" предшественников, способной открыть необозримые просторы. Живые чувствуют себя бессмертными, у детей же это вообще факт внутренней жизни. И может быть это не иллюзия — непрекращающаяся цепь, путь, так же как и осознание бренности всего сущего, давящее на человека, угнетающее его, ставящее в тупик конечности, временности бытия. Где-то здесь кроется тайна людей искусства, грань, где точный выбор даёт искренность, подлинность. Известность, слава, иерархичность структуры жизни и трата времени на достижение открытости — магия творчества, знание того, что события не случайны, они — результат взаимодействия с растущим, любопытствующим сознанием там — снаружи. Из этих рассуждений не следует отрицание самореализации и взаимодействия с техническими средствами, но умеючи скинув с себя груз материально обеспеченного диалога с современниками, можно открыть нечто невероятное, научится легко отличать подделку от подлинника.
  Провинциальная жизнь скучна, без денег может быть совсем в тягость и всё же, всё же, однообразие и рутинность преодолеваемы. Где, как? В необозримых просторах внутреннего мира. Оказывается внутренняя практика, философский, религиозный поиск неисчерпаемы и существуют оазисы, места единения внешнего и внутреннего. Возможны многочисленные компромиссные решения. Неблагоприятная обстановка может успешно толкнуть человека на поиск внутренних сокровищ, "золота" предков, заставить задуматься о специфике восприятия времени, пространства, информации. В основе ведь лежит воля, сосредоточенность, добродетельность, чувство баланса и мышление, совершенствуя которые мы становимся намного счастливее. И не обязательно жить сравнениями, проще открыть не иссекаемый источник…
  Дерево… Растущее, тянущееся к свету, сладко поглощающее влагу из почвы, дышащее, танцующее вместе с ветром, умирающее от летнего зноя, цветущее весной и спящее зимой, простое в своих стремлениях и всё же невероятно сложное. Оно живое, и как у всего живого у него есть душа, которая имеет свои особенности. Оно во многом похоже на человека, но всё же другое. И.А.Бунина, так живописно повествующего о красотах разных уголков природы, очевидно, раздражал вневременной стоицизм деревьев ("тупые, зелёные морды вдоль реки"), порождённый их невозможностью к физическому перемещению, — они обречены быть свидетелями, созерцателями бытия. В рассказе "Слепой" он сетует: "Не пекитесь о равенстве в обыденности, в её зависти, ненависти, злом состоянии. Там равенства не может быть, никогда не было и не будет". Так и молодая поросль борется за своё существование, устремляясь к солнечному свету, под мудрым покровом зрелого леса. И лишь достигнув возраста спелости, дерево по-настоящему центрируется в своём "осознании" времени, гораздо более длительном чем то, на которое ориентируется человек в своей практической деятельности. Может быть, поэтому люди, интересующиеся деревьями, любящие их, имеют дело с восприятием особого рода — некой исторически долго тянущейся ноты, звука. Красота души дерева проявляется в мудром недеянии, оно живёт в звуковом объёме времени, для него время это не линия с предполагаемым, но неизвестным будущим, а объём достижимого устремления. И ещё: у дерева подвижная, летучая, влюбчивая душа, способная сливаться с предметами своего обожания. Деревья образуют симбиоз, срастаются, переплетаются ветвями, корнями, с благодарностью принимают любую живность, которая собралась на них поселиться, воспринимая это как счастливый подарок судьбы.
  Конечно, попытка одухотворить дерево или травинку может рассматриваться как попытка психологической проекции внутреннего мира человека на объект созерцания, стремление выдать желаемое за действительное: ведь у растения нет нервной системы, и оно якобы не чувствует боли. Но существуют и другие научные представления на этот счет, и может не с стоит думать слишком приземлено: точная наука без мысли о чудесном как высохшее дерево не способное расти. Если рассмотреть этот вопрос с точки зрения здравомыслящего чувственно-поэтического реализма, но не экстрасенсорики в её нынешней форме, можно сделать персональные открытия об информационном качестве молчания, о течении биологического времени, о феномене эмпатии и психологическом резонансе диалога без слов, о тонких нюансах биообратной связи и о языке живой природы, который так мало изучен.
  Существует представление об особых священных местах, предметах, которые люди одухотворяют, наделяя их особыми необъяснимыми, чудодейственными свойствами. Люди знают или догадываются о том, что холичное восприятие информации в природе феномен реальный хотя и трудно доказуемый, информация каким то непостижимым образом сохраняется в течение длительного времени. И что многое зависит от лиризма и способности к образному и ассоциативному мышлению, от особой этики, весьма далёкой от прагматизма, даже если он носит научный характер. Исследования этого феномена, субъективны и индивидуальны, но практически результативны. В обыденной жизни люди сталкиваются с ним постоянно, например, когда не могут понять друг друга, то приходят к выводу, что другая душа потёмки. Если прочитать труды Гегеля о вещи в себе, то замкнутость, неисчерпаемость любого предмета исследования станет очевидной и логически доказуемой. Поэтому методы познания, не нарушающие целостную структуру предмета, могут быть весьма полезны. Трудность лишь заключена в попытке поделиться своими открытиями с другими людьми, природа предполагает узкие врата, знаниями же может воспользоваться тот, кто их добывал. Как в случае с опытным таёжным охотником, который обладает тонким чутьём, но подарить его стороннему наблюдателю не может. Наука при холичном исследовании тесно переплетается с искусством.
  Однажды мне пришлось работать лесорубом и в одиночестве рубить предварительно вымеченные деревья, очищать их от веток и складывать на просеке. Физически я был хорошо подготовлен, и работалось легко, но в душе я чувствовал, что делаю нечто ужасное, вмешиваюсь в то, что не очень хорошо понимаю. И, несмотря на то, что рубка была санитарной, деревья "сражались" со мной во всю. Я зарыл топор на просеке… Восприятие мира в лесу совсем другое: мягкая пружинистая опора, непривычные звуки, ориентиры. Под пологом леса скапливается углекислота и продукты распада — всё это задействует несколько иные аспекты психики, память и воображение обостряются, интуиция оказывается в одной упряжке с рациональным мышлением, а чувство хозяина положения балансирует с осознанием себя как части сложного природного комплекса. Для художников дерево — это вечная тема, их природное зеркало; зелёный брат очарованного ротозея, символично застывшего от удивления и избытка чувств в точном, как будто раз и на всегда выбранном месте. Тут уж не до слов, слова потом найдутся, главное не мешать обалделому "процессору", узревшему Первозданное. И когда смотрящий на дерево поймёт, что и оно смотрит на него — можно сказать, что у него есть глаз художника. Но если оно откликнется своей душой, — это уже сложнее.
  Осознание личностью времени многое определяет, даёт ключи к качественной организации своей жизни и пониманию каузальности происходящего. Время астрономическое, геологическое, биологическое, квантовое, психологическое, литературное, историческое и т.д. — множество систем, методов анализа и измерения. Место человека, особенности его жизни во многом определяются тем, какой совокупностью систем он пользуется. Для кого-то важно лишь биологическое течение, ограниченное протяженностью своей жизни, кто-то мыслит себя в разрезе исторического времени, кто-то живёт в другой литературной эпохе и т.д. Поэт может переживать время как нечто динамичное, изменчивое, относительное и скачкообразное. К.Бальмонт ведущий беседу с океаном, свидетелем далёкой старины и уносящийся на крыльях воображения на миллиарды лет назад. Чувство, мысль и предмет, осознаваемые в источнике своего возникновения. Миг прекрасного, пойманный в момент соприкосновения с вечностью. Время, приходящее к точке сингулярности, самообновляющееся. Цикличное, приводящее к повторам, перекомбинациям и новым сочетаниям. Рекурсивное. Тема эта неисчерпаема. Как говорил философ Августин, если не думать о том, что это такое, то всё вполне понятно, но если задуматься, то ответить на этот вопрос что-то вразумительное очень трудно. Физические свойства времени не так уж хорошо изучены. Оказывается, время во вселенной распространяется не со скоростью света, а возникает во всех её точках одновременно. Оно способно замедляться, ускоряться, обладает плотностью и многое другое. С часами на руках и трезвой головой эту тему можно смело исследовать. Как субъективно, так и анализируя различные научные гипотезы. Тогда легче будет понять, что лучше "следить" или не "следить" в истории, и то, как некоторые люди умудряются за одну отведенную жизнь прожить несколько и многое другое. Хорошее хобби для досуга. Разделяя общепринятые мнения, воспринимая их априори, мы используем время как привычный ориентир и занимаемся своими делами. Но как бывает любопытно столкнуться с фантастическими теориями, просмотреть фильм про путешествия во времени или прочитать книгу. Воображение размывает привычные границы и даёт новое понимание, стимулирует творческие процессы. Оказывается, что в душе каждого человека есть нераскрытый потенциал, необычные сочетания чувств и представлений, о которых можно узнать фантазируя. Медитация на фантастическую тему как метод самотрансформации, психического расслабления и исследования возможностей вполне может стать источником новых постижений и впечатлений. То, насколько человек привязан к стереотипам восприятия времени и мышления, легко узнать представив себе, что сейчас, например, 5004г. Ничего себе! Прекрасный образ футуристического самоосвобождения. Не самоубийства, а скорее осознание силы протяженности и прозрачности всего, что окружает и тяготит. Из подобного ракурса возникает множество разнообразных стратегий в поведении. И они могут стать основой для поиска сюжетов рассказов, сказок и т.д. Вот где ютится наше воображение и способности к конструированию! А что относительно далёкого будущего, так скорее всего люди останутся теми же, что и нынче, но в иных обстоятельствах.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Емельянов "Мир Карика 10. Один за всех"(ЛитРПГ) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров. Арена"(Уся (Wuxia)) О.Обская "Возмутительно желанна, или Соблазн Его Величества"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) М.Атаманов "Искажающие реальность-6"(ЛитРПГ) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"