Мурад Осмиев: другие произведения.

Мурад Осмиев. О Голландце.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:

   Представляется, что странствия, описываемые в книгах, можно разделить на два вида. Первый - путь искателя, стремящегося к достижению определёной цели. Цель сия, как правило, представляет собой нечто возвышенное, более или менее неведомое, разумеется, труднодостижимое, и, что особенно впечатляет, почти всегда - непонятно зачем нужное, особенно непосвящённым. Так, вполне реальная и практичная цель путешествия в "Острове сокровищ" выводит эту книгу за рамки стандартного повествования об Искании, для которого более органичны Золотое Руно, Грааль или Северный полюс. Герои таких произведений почти вегда наделяются экстраординарными чертами, и не только экстраординарными, но и экстравагантными, что на контрасте подчёркивает возвышенность их устремлений и, вероятно, понижает общий пафос произведения до приемлемого уровня.
   Странник второго типа, напротив, амбициозных целей себе не ставит. Тем фантасмагоричнее получаются его путешествия: жизнь обычно сама закидывает его в те или иные ситуации, из которых он, как правило, пытается выбраться, при этом увязая всё глубже в ненормальном для себя мире. Этот герой гораздо меньший оригинал, чем странник первого типа, автор чаще наделяет его рутинным житейским опытом, практичностью и скепсисом, из-под которых в критические моменты прорываются качества, не востребованные в нормальной жизни. В сущности, почти все мы - страники этого типа, а первые литературные образцы, пришедшие мне в голову - Одиссей, пытающийся всего-навсего вернуться домой, и дон Клеофас из "Хромого Беса" де Гевары (более известный в своё время римейк француза Лесажа я не читал).
   Как во всякой мало-мальски жизненной классификации, здесь можно найти промежуточные и пограничные случаи. Ещё интереснее книги, где странники разных типов путешествуют бок о бок. Так, в романе Киплинга "Ким" мудрый и по-детски простодушный старик-лама ищет священную реку в компании не по годам пронырливого мальчугана, который путешествует без определёной цели, следуя природной любви к приключениям. В широко известной продублированной книге "Волшебник Изумрудного города/страны Оз" здравомыслящая американская девочка Элли стремится, как Одиссей, попасть домой, а вот её колоритные попутчики идут за чудесными дарами, так сказать, материализованными добродетелями.
   Льюис Кэрролл порадовал своих читателей описанием странствий обоих типов. Умненькая Алиса проваливается в кроличью нору или сквозь зеркало, а потом идёт себе, следуя собственному разумению и открывающимися ей по ходу сна правилам. Путешествие же первого типа - где невероятные герои ищут невероятный приз - описано Кэрроллом в замечательной "Охоте на Снарка".
   Герой повести "Голландец" явно принадлежит к странникам второго типа. Первоначально я хотел даже весь текст посвятить его сравнению с кэрроловской Алисой. Не только потому, что оба попадают в фантастическую среду, где встречаются с соответствующими персонажами, но и потому, что Алиса, при всей своей викторианской благопристойности, в конце обеих книг Кэрролла не выдерживает безумия происходящего и применяет силу.
   " - Кому вы страшны? - спросила Алиса (она уже выросла до своего обычного роста). - Вы всего-навсего колода карт!" ("Алиса в стране чудес", пер. Н. Демуровой)
   " - Ну а вас, - повторила Алиса и схватила Королеву как раз в тот миг, когда она прыгнула на севшую на стол бутылку, - вас я отшлёпаю, как котёнка!" ("Алиса в Зазеркалье", пер. Н. Демуровой).
   Герою "Голландца", как и многим персонажам книг Александра Пиявского, экшн выпадает во всех эпизодах повести, за исключением одного, вполне соответствующего старинному жанру, который подразумевает сменяющих друг друга рассказчиков. В остальных случаях герой с будничностью Синдбада-морехода оказывается на волосок от гибели. Впрочем, каждый эпизод "Голландца" содержит в себе фантасмагорическую историю, находку для сообразительных толкователей.
   Первое же приключение, едва не закончившееся летальным исходом - встреча с метафизическим братом-близнецом, весьма аллегорична. Что воплотилось здесь: рождающееся вместе с нами духовное alter ego, способное нас угробить; причём для кого-то опасен неуёмный мистер Хайд, а для кого-то - педантичный доктор Джекил? Или дело в устройстве нашей жизни, где для всякого индивидуума находится его потенциальный погубитель? Которого, впрочем, при удачном стечении обстоятельств и благодаря собственной ловкости можно так и оставить потенциальным. Например, успев первым.
   Может быть, всё сложнее; просто моё нынешнее амплуа - неумудрённый читатель и бледный критик.
   А вот для толкования истории с участием весёлого клоуна Фёдора Михайловича мне пригодилась некоторая начитанность. В авторских заметках о романе "Имя розы" (мимоходом припомнившемся герою - вот ведь как бывает - именно в эпизоде "Комната смеха") упоминается вопрос, заданный Умберто Эко многими читателями: отчего слепой библиотекарь Хорхе в романе - вылитый Борхес и, раз так, отчего Борхес - такой плохой? Вот и знаменитое имя-отчество гнусного дедушки-клоуна прямиком отсылает нас к литератору, чья личность и чьи произведения словно нарочно созданы для взаимно противоположных оценок. Как и наша жизнь, впрочем, как и наша жизнь. Так что я от рассуждения о классиках воздержусь, дабы не захлебнуться в пучине литературной мысли, ограничусь замечанием, что автор "Голландца", осознано или нет, откликнулся на черту, многими не замечаемую в творчестве Достоевского - его смешливость. Утверждаю сие, вновь будучи в роли неискушённого читателя, ржавшего над самыми трагическими произведениями Фёдора Михайловича.
   Сам сюжет с клоунами-душегубами, как и его развязка, отличаются, по моему скромному мнению, чёткостью и изяществом.
   Не менее занятен и следующий эпизод, несмотря на отсуствие в нём "битвы и бегства", где собеседники героя ярко представили изрядную часть наших современников, заговорившую в полный голос благодаря эпохе интернета. Замечательно и то, насколько чётко автор, сам не чуждый фантазий на темы истории и мироустройства, сумел изобразить считанными штрихами сограждан, для которых мифотворчество - не способ самовыраженья, а ядро личности. На меня, по крайней мере, наибольшее впечатление произвели убедительные во всех деталях образы "сказочников" и ирония автора, под конец увенчанная запиской от "морского бога", после которой возникает соблазн назвать премудрых искателей тайных знаний прошлого олухами царя морского.
   А герой двинулся дальше, баланситруя на грани жизни и смерти, в следующую главу, где завершающим аккордом прозвучала тема Человека, Подпоясанного Ломом.
   Тема бойца вообще близка Александру Пиявскому. Герой-боец, пожалуй, - самый древний литературный персонаж, воспринимается он, особенно современными читателями-критиками, очень непросто. Восхищаться им или обличать его - дело вкуса каждого.
   Что до меня - образ человека, "оказавшего сопротивление" мне милее образа человека с амплуа вечной жертвы. Сие последнее амплуа куда востребованнее в наш просвещённый век, нежели амплуа героя, и в литературе, и особенно в жизни.
   Вот и в "Голландце" автор выводит образ изгоя, до крайности неприглядный. Ну-с - подлость униженного человека - тема жизненная и известная. От себя хотелось бы напомнить о другой стороне медали - культе изгоя и мученика. Пожалуй, начиная с крестовых походов и по сию пору организаторы мало-мальски заметного смертоубийства практически всегда украшали свои хоругви образами мучеников, причём таковые находились у обеих противоборствующих сторон, воодушевляя бойцов на новые мучительства и гонения. Реакция на это, как водится, получается двоякая: половина людей боится возразить любому тезису, подкреплённому авторитетом Обиженного, другая половина вырабатывает иммунитет в виде презрения к страдальцам как таковым. Меня лично ни тот, ни другой феномены не вдохновляют, так что тема безответной жертвы вызывает эмоции сугубо отрицательные. Право, симпатичнее мне герой-боец, хотя и он, как правило, не подарок. Но герой Александра Пиявского хорош и близок мне тем, что он - путник, созерцатель, слушатель и мыслитель, а уже потом боец - похож не на ницшеанского сверхчеловека, а на честертоновского Джека - победителя великанов. Он "бьёт снизу вверх", бой его почти всегда безнадёжен, ибо он - нормальный человек, потомок Одиссея и Синдбада, внучатый племянник всех Алис и Элли, а противостоят ему твари, чудовищность которых не в размерах, а в колоссальном духовном уродстве. И герой вполне закономерно уходит в никуда (сквозь зеркало?) на призрачном паруснике, но - очень симпатичный и характерный для автора нюанс - паруснике, расстрелявшем предварительно очередное творение гнуснозатейного ума вполне реальными ядрами из старинных пушек.
  ________
  
  Постскриптум лично Автору от Бледного Критика.
   Недавно я прочёл в эссе Умберто Эко тезис, очень мне понравившийся: автор художественного произведения описывает мир во всей его противоречивой сущности, намеренно вытаскивая противоречия на первый план, не давая никаких готовых ответов (что и отличает хорошую литературу от бульварной) и предлагая читателю сделать выводы самому. Ergo: автор серьёзной книги не будет оспаривать самые экстравагантные толкования своего произведения, или предлагать свои, "правильные".
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Е.Решетов "Игра наяву 2. Вкус крови."(ЛитРПГ) В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) Д.Маш "Строптивая и демон"(Любовное фэнтези) В.Старский ""Темная Академия" Трансформация 4"(ЛитРПГ) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) А.Алиев "Ганнибал. Начало"(ЛитРПГ) А.Эванс "Проданная дракону"(Любовное фэнтези) А.Черчень "Дом на двоих"(Любовное фэнтези) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 2"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"