Писарев Олег Викторович : другие произведения.

Зачем на войне инвалиды

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Вам нужен ответ в двух словах? Чтобы молиться. Но этот ответ сразу порождает вопрос: разве же каждый не может молиться за себя и соратников? Разумеется, может, также как и отстреливаться от врагов, бухать из подвернувшийся пушки, но ведь это не исключает ценности снайперов и столь же профессиональных наводчиков, определяющих реальную эффективность оружия. Точно так же и ценность молитв определяют те, кто их произносит, то есть, конкретные личности в неразрывной связи с обстановкой. Молитва в дали от линия фронта, за всех сражающихся с врагом подобна винтовочным выстрелам в сторону оказавшегося неприятеля, настигаемого лишь одной из этак вот миллион шальных, как о них выражаются, пуль. Когда усердных молитвенников, в отличие от сражающихся, немало, их усилия всё же способны обеспечить победу, но чего же вот стоит неприцельный огонь при боевом соприкосновении миллионов? Напротив, усилия опытных снайперов, аккуратно выбивающих пулемётчиков и командный состав, обеспечат победу и без участия прочих солдат как балласта пехотных подразделений. В литературе упоминается случай, когда всего лишь два моджахеда полдня сдерживали продвижение двух батальонов мотострелков, пока тем не удалось втащить на гору машину с бьющей очередями "тридцаткой". Но будь это хоть танк со 125-мм стволом, два человека легко уничтожили бы его лазерным ПТУРСом как комплексом переносного исполнения.
   В Приграничном сражении Великой Отечественной тоже найдётся немало примеров, когда танк или пара расчетов Максима раскрывали свою потенциальную мощь, нанося противнику очень большие потери. О всех мы не знаем и конечно никогда не узнаем, но, вероятно, таких случаев были сотни, как и тысячи тех, когда противнику наносились просто большие потери, скажем, в виде подбитого танка, сгорающего со всем экипажем от удачного выстрела сорокпятки - грошовой системы по сравнению даже с очень посредственным танком. Десятки тысяч солдат и сколько - нибудь удачливых экипажей вкупе с расчетами арторудий сумели нанести хоть какой-то урон Вермахту и войскам сателлитов, перебив гусеницу германской машины или отправив одного из вояк в госпиталь до полного излечения, но ведь эти десятки тысяч вместе с тысячами вполне эффективных и сотнями феноменов составят едва ли сто тысяч реальных участников приграничных боёв как событий, вычеркнувших из боевого состава этак с миллион человек. Получается, что планы агрессора сорвала не Советская Армия в виде внушительных сил, находившихся в западных округах, а довольно -таки тонкая прослойка сражавшихся преимущественно в неблагоприятных условиях! Потому что в благоприятных вовсе не нужно быть выдающимся пулеметчиком, чтобы из недоработанного Дегтярёва скосить целую сотню врагов, или же вышколенным экипажем тяжёлого танка, чтобы подбить десяток посредственных и просто хороших - на три - четыре балла по пятибалльной шкале.
   Ничуть не лучше, однако же, воевали и франко-британские силы, заодно с бельгийцами и голландцами нанёсшие немцам меньше потерь, чем один-единственный Севастополь. Получается, 9/10 любой кадровой армии при угрозе разгрома представляют собой явных статистов, способных сражается только под принуждением? Хорошо, согласимся, что не любой, но в таком случае многих как находящихся где-то посередине между теми , что разбегаются практически полностью, и неким пластом вполне боеспособных на четверть или же треть, соразмерную кпд лучших КЭС периода Шестилетней войны. Средней величиной здесь можно считать тяговую отдачу отличного паровоза полезно преобразующего что-то около процентов семи, но чем же не схож с теплотехническим диапазоном вдруг выявившийся показатель боеспособности? Классический паровоз на угле даже в идеальных условиях не может выжать из топлива более 1/10,эксергический потолок паротурбинных электростанций ненамного превосходит 2/5, а вот армия, погибающая до последнего человека при полной возможности разбежаться или капитулировать столь же реальна как и стопроцентный кпд простейших отопительных электроприборов. Более сложные отопители, то есть, тепловые насосы с небольшим перепадом температур запросто превосходят стопроцентный лимит индукционных конфорок и ТЭНов, что с аллюзивной стороны намекает на возможность существования армий, боеспособных на двести - триста процентов!
   Впрочем, речь может идти и о тысяче, но для этого нужно, чтобы отмобилизовання армия укладывалась в семь процентов от численности населения, способного выступить защитниками Отечества аж на семьдесят. Вполне реальная цифра, простите, число, если не пренебрегать ощутимым слоем инвалидов по зрению, слуху, передвижению да функциям рук. Один из безногих и в придачу безруких сейчас обижен властями как лишенный водительских прав, хотя полное отсутствие ног и кистей не препятствует ему превосходно водить "Оку" с ручным управлением. Строчить из "Максима" ему гораздо сложнее? Как утверждает некий Григорьев, проведший на разных войнах конца XX почти три года, пулемётный огонь сохранил свою эффективность лишь в виде кинжального, на расстояниях до трёхсот метров. Ни к чему ползунковый прицел и автомату Калашникова, подобно штурмовым винтовкам Запада успешно используемому лишь в пределах обеих скоропальных дистанций - не далее двухсот шагов или максимум метров. Пистолет же хорош лишь в тех случаях, когда противника как будто легко срубить без прицела, срубить и тому, кто считает себя последними стрелком, уверенно поражая грудную мишень лишь за пять шагов или метров. Как это противоречит воззрениям минувшей эпохи, когда в магазинных винтовках и станкачах порой не устраивала двухверстная дальнобойность! Даже Ьердану как дымушной однозарядке с безоболочной пулей после Русско-Турецкой войны представили дополнительный, боковой прицел для видения огня на европейскую милю.
   Бесспорно, это было оправдано, когда пехота шла в атаку колоннами как весьма уязвимыми сомкнутыми построениями, не подвергаясь воздействия слишком губительного артогня. Но и в те годы, когда скорострельность винтовок составляла 7-8 выстр/мин, существовало немало систем, способных выступить как минимум полдюжины в темпе самозарядной винтовки. Правда, оружие барабанного типа считалось практически непригодным для пехотинца, создаваясь под множество версий ближнебойных тупоголовиков нескольких схем, но чем же еще вооружать слабовидящих, необученных рукопашному бою? Мало шести - восьми гнёзд, одномоментно заполняемых из обоймы, так попробуйте расположить по окружности дюжину, что позволит добавить еще половину за счет того центра увеличевшегося барабана. Но тогда же понадобится второй ствол или, лучше того, сразу три для возможности сделать полдюжины залпов помимо шести одиночных! Да нет, сразу шесть револьверных стволов для возможности обладать и вторым барабаном, помещаемым под несъёмным глушителем для тройки верхних стволов. При подготовке к ночному бою и нижнюю тройку несложно дооборудовать глушакми, заодно ещё вот и скрадывающими слабоватые вспышки от выстрелов, но в плане ослабления звука они окажутся менее эффективными, чем объёмистый трехканальник карабин - револьвера. Иной раз это могло бы оказаться решающим, демаскирую притаившегося стрелка, но чаще всего слабовидящий руководствовался бы лишь важностью цели, располагая на выбор и мини - залпом из парочки пуль, и требующий мгновенного переключения курка одиночной. Да, это весьма дорогая система, раза в два превосходящая по трудоемкости магазинку, но разве оружие спецназначения не должно обходиться дороже рядового ствола пехотинца? Того привычного штыкинёра, что вплоть до перевооружения магазинкой под новый патрон довольствовался архаичным тупоголовиком с дымным порохом, по сравнению с любым из бездымных усиливающий отдачу и звук при стрельбе. Благодаря легко сменяемым ускорителям она могла быть и более быстрой, чем указано в ТТХ однозарядных винтовок, однако неуспевающий рассеется дым превращает такую стрельбу в пальбу наобум, презрительно называющуюся трескотнёй. Но так как она велась на кинжальных дистанциях, по групповым целям огромных угловых размеров, такой огонь наносил не меньше потерь, чем прицельный на дальне - среднем удалении от противника. А что же при внезапной встрече с врагом означает возможность выпустить две дюжины пуль буквально за пару секунд, оставшись с ещё одной дюжиной в барабанах на случай продолжения боя? Получается, карабин - револьвер предстал бы до того привлекательным, что война бы потребовала от конструкторов создать близкий по возможности скоропал с магазинным питанием, тем более, что технически это не составляло никаких затруднений. Как ни странно, даже однозарядка, классическая берданка со скользящим затвором намного сложнее для оружейного производства, чем классический скоропал как топорная система со свободным затвором - ударником. А ведь закат дымушной эпохи подарил флоту и сухопутным войскам не только станковый пулемёт с аналогичной по конструкции пушкой, но и множество разнообразных картечниц с ручным приводом механизма да лотком для подкладывания патронов, естественно, сплошь с металлической гильзой.
   Но почему же Вы, по всей видимости, ничего не знаете о картечницах как прототипах всех пулемётов и автопушек? За исключением немногочисленных эпизодов, они так и не оправдали себя. Как не сумел оправдать себя в крейсерстве концептуально неверный "Варяг", после успешной сдачи американцем заказавшей быстроходный крейсер России очень быстро превратившейся в явного ходока - инвалида. Поэтому его и отправили нести службу там, где ходовые качества не имели значение - стационаром в иностранном порту, хотя с такой службой успешнее справился бы так сказать инвалид от рождения - тихоход специальной постройки. Вы догадываетесь, почему? Вместо классической ЭУ с машинами трёхкратного расширения или пришедшей в эти годы турбиной с прямым приводом на винт он бы смог получить турбоэлектрическую для энергоснабжения порта и города. Причём по самой лучшей и перспективной, трехфазной системе Доливо - Добровольского, уже в начале столетия приведшей к закрытию в Петербурге двухсот эдисоновских станций. В принципе, у них имелось огромное, если только не громадное преимущество - возможность располагать аккумуляторным отделением для покрытия пиков нагрузки за счёт подзарядки во время "провалов", но ввиду хаотичной, бездумной электрификации этим преимуществом не воспользовались точно так же, как и парой других - попутным теплоснабжением абонентов и представлением каждому простейшего УМ, иначе нуждавшемся в сухих батареях или очень обременительном блоке питания с кенотроном.
   А действительно ли такой энергощедрый корабль получился бы тихоходным как канонерская лодка? На первый взгляд, всё просто и ясно - неявнополюсный генератор вкупе с явнополюсным двигателем утроят вес энергетической установки, если вычесть из её массы котлы, но это просто и ясно только для тех кто профан в корабельных ЭУ. Увы, таковых подавляющее большинство, ибо истории технического развития флота в школьных программа почти не уделяется места. Между тем, биографии королей и царей заодно со всякими императорами не столь важна как история непростительных ошибок и заблуждений, сопровождавших все конструкционные шаги человечества. Стремление уравнять обороты гребного винта и корабельной турбины неминуемо привело едва ли не к самой крупной нелепости, ликвидированной созданием турбозубчатого агрегата. Однако к нему на боевых кораблях не могли обратится немедленно, до завершения канители с доводкой термоконстантных цехов. Электротрансмиссия технологически проще, заодно подкупая возможностью отказаться от сопутствующей турбины заднего хода. Вооще-то она намного слабее и меньше, чем основная, но ведь приводящая в действие генератор заведомо меньше одной лишь ЗХ! Намного скромнее ввиду крайне заниженных оборотов прямодействующих турбин, вращавшихся впятеро, а то и десятеро медленнее гигантов с двухполюсным генератором. Правда, при неправильности установки появлялась возможность схитрить, обособив турбину высокого, по паровозным меркам, давления от вынужденного "хвоста", но это давало лишь некоторое облегчение, закономерно добавляя проблем.
   Проблему как будто создаёт и необходимость вырабатывать ток стандартизированной частоты, но на самом - то деле это снимает вопрос выбора генерируемой частоты и числа оборотов винта. Не 650 как у балтийской "Светланы" и не 450 как у "Адмирала Лазарева", а 500 или же 375 об/мин, если не исходить из создания как можно более экономичных винтов. В этом случае для двувального крейсера вне конкуренции 250, снижаемые до 125 - ти оборотов при движении экономическим ходом. Для такого "Россия" на грани веков получила среднюю линию вала, избавившую океанский крейсер от парусов, однако при электротрансмиссии её мыслимо заменить парой отключаемых явнополюсников с тектрактным редуктором. Они бы питались от пары своих, восьмикратно уступающих по мощи турбин, не исключающих собой целесообразности агрегатов сверхбережливого хода. Вот им бы пришлось вырабатывать ток пониженной частоты, ввиду проявляющегося мелькания ущербной для накального освещения, зато оптимальной для коллекторных двигателей, позволяющих отказаться от постоянного тока. Да и всем асинхронным моторам как основным половинная частота очень кстати для пуска, возможность работать вполсилы при таом же моменте сопротивления. Поэтому агрегатов с двухчастотным С5, помещаемым между паровой машиной и дизелем, нужно иметь не два, а четыре, разбросав их по длине корабля. И пока будет действовать хоть один, поглощая остатки мазута или же деревянных частей корабля, он сохранит не столь уж и мизерный ход в четыре узла, располагая энергией для привода руля и подачи боеприпасов к орудиям.
   Мало -мальски современный корабль не вправе иметь лишь один гребной винт, как и пассажирское судно. Но вот винт полного хода вполне мог быть и один, питаясь от предназначенного для районных станций ТГ на 20-30 об/сек. Такая ЭУ, правда, похуже для управления кораблём работой винтов "враздрай", но зачем это, когда в дополнение к классическому перу столь часто отказывавшего руля предусмотрена водомётная труба, связывающая оба борта корабля? Одновальная ЭУ является самой дешевой, тем более, в турбоэлектрическом исполнении, а парочка малых линий валов не станет чрезмерно дорогим дополнением. Плохо лишь то, что с такой ЭУ необходимо иметь целый отряд кораблей, чтобы при двух работающих турбинах располагать одной находящейся в "теплом" резерве при остановленной на профилактику или ремонт. Но разве же это проблема даже в ходе серьёзной войны, если у достроечных стенок застыли четыре неоконченных корабля? После спуска на воду обычно проходит не год и даже не два, а "Красный Кавказ" по вине развернувшихся войн и разрухи так вообще не сумел уложится в три достроечных пятилетки. Правда, такая задержка совершенно преобразила бывшего "Адмирала", но именно внешне, по силуэту, а турбины остались - то прежними, не оказав помощи преобразуемой ТОЭЛРО. А чем во время позиционной Позиционной войны занимались балтийские дредноуты, не явившись на Моонзунд, чтобы спасти "Славу" российского флота? Хотя корабельные турбины с их переменными оборотами смогли бы питать механические цеха сразу четвёркой удобных частот, обеспечивая шпиндельную выбор из дюжины скоростей при всего лишь трёхступенчатой КПП. Где-то приходилось читать, что удвоение мощности недоразмерной турбины удорожает её на 15-20%, намного дешевле в расчёте на мВт становится и её генератор, но вот пара котлов дубль - блока всегда дороже двух таких же котлов в моноблоках ввиду дороговизны вентилей и задвижек ВД. При низком давлении в рамках паровозного номинала запорная арматура не столь дорога, но всё же при мини - блоке с турбиной среднего хода сулит некий выигрыш заодно с экономией на доле магистрального паропровода, столь ценившегося крушителями "Россия" и "Громобоя". Эти металлоёмкие трубы из котельных отделений в машинные являлись не стальными, а медными! И пусть эта медь не проходила электролитического рафинирования, очищаясь от примесей только "дразнением", при построении она влетала в копеечку, поднимая стоимость килограмма водоизмещения до увесистого золотого рубля. Чего мелочиться, когда казна всё оплатит, не забыв выдать премию за сверхконтрактную скорость? В среднем она была на уровне крейсеров иностранных флотов, но это именно в среднем, по искусственно завышавшимся результатам сдаточных испытаний, не учитывающих износ механизмов и обрастание корпуса ракушками, что фактически ставило многие крейсера под удар очень грозных соперников. Поэтому заметная фора по скорости была ох как нужна, обеспечиваясь в паромашинную эру лишь турбиной как двигателем практически неограниченного ресурса. Так что не 18-20 тыс. л.с., продемонстрированные "Варягом" на мерной миле, а все пятьдесят для достижения заветной планки "Турбинии" смотрятся оправданной мощностью для бронепалубного корабля, ставшего бы гарантом неприкосновенности самодержавной России.
   Вне зависимости от того, какие орудия бы на нём стояли и как были б защищены? Вот именно, хотя "Красный Крым" с его скромненьким калибром ГК и побортным расположением артиллерии на месте "Варяга" сумел бы выиграть тот бой, что укрепил японское мнение о военно - технической слабости русских. Что можно сказать о стране, вынужденной заказывать за бугром немалую часть боевых кораблей, поскольку её собственные зачастую устаревают у достроечной стенки? И как отнестись к великой державе, использовавшей корабельную ЭУ как повод создать выдающееся оборудование для тепловых и гидравлических ГРЭС? Громадный двигатель с дюжиной явно выраженных полюсов - это тот же вот генератор для ГЭС, только поставленный вертикально, а гребной винт аналогичен гидротурбине самого распространённого типа. Существенна разница только в материале, ресурсе рабочей стойкости лопастей, от которых на кораблях никогда не требовалось противостоять кавитации в течение ряда лет. Простительным было и осаждение накипи на поверхностях нагрева корабельных котлов, что недопустимо для парогенераторов базисного и полупикового режима точно так же, как и подсос забортной воды в конденсаторе. Словом, создание корабля с турбоэлектрической ЭУ требовало непременно решить целый ряд попутно возникающих проблем, устраняемых только приходом фундаментальных в своей среде изобретений. И в принципе было б неясно, удастся ли все их решить или энергощетрый турбоэлектроход перегретого пара постигнет судьба прочих идей, так и не получивших практического воплощения. Что помешало, к примеру, когда - то наладить выпуск электролампочек, продолжающих светить и после перегорания нити, продолжающих гореть уже не столь ярко как прежде, но достаточно хорошо для того, чтобы закончить работу и сохранить ИС на чёрный день.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"