Пищулин Дмитрий : другие произведения.

Kill the Lynch или слово о Малхолланд

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.19*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Попытка сорвать тень с загадки "Малхолланд Драйв" Дэвида Линча.


Дмитрий Пищулин

"Kill the Lynch или слово о Малхолланд"

Посвящается Tolkiengfan, Anextrj, Hellen, Nitrat и другим

замечательным людям, посвятивших меня в

тайну "Малхолланд Драйв"

  
  
   Где -то в дебрях форума на afisha.ru, посвященного "Mulholland Drive", встретилась фраза "По материалам форума скоро можно диссертацию будет писать". Действительно, информации на форуме было на добрую диссертацию - 79 web-страниц текста. Разумеется, по большому счету большинство последних страниц - сплошной маразм в виде пустой болтологии нескольких людей, но в целом форум кипел стоящими мыслями людей, мучительно пытающихся понять: "Мля, а что там, сопственно говоря произошло?"
   Эта работа представляет собой некую квинтесенцию суждений и мнений, представленных на том форуме. Объединенные в единое целое, они, надеюсь, помогут хотя бы процентов на 80 разобраться в последнем творении дедушки Линча. Для простоты толкования, статья представлена, как мысли одного человека, хотя, конечно, здесь заключены сообщения десятков людей. Думаю, они не обидятся.
   Исходя из этой концепции "сто в одном", в статье мысли и идеи могут переплетаться, дополнять друг друга, звучать иначе. Это ведь мнения десятков людей! С другой стороны, писать просто и строго логично про такой запутанный фильм было бы оскорблением. Соблюдаю, блин, стилистику фильма! Хотя... Да, ладно, не смейтесь. Итак...

SILENCIO.

Я сегодня стоял на морском берегу.
Я смотрел, как вздымались вдали паруса,
И как ветер тревожно подхватывал их
И навстречу судьбе уносил навсегда.

Так и люди в борьбе этой жизни большой,
Обгоняя друг друга, стремятся успеть
До какой-то заветной черты долететь,
И потом умереть.

Я сегодня стоял на морском берегу.

Предисловие.

   Расскажите мне смысл "Шоссе в никуда" или "Твин Пикса". У Линча нет никакой основной идеи фильмов. Он манипулирует некими категориями, жонглирует образами, играется собственными страхами. Причем эти страхи передаются зрителю так явственно, что пробирает до кишечника. Но если раньше, в "Шоссе в никуда" я увидел пугающую историю из серии "меня пугают, а мне нестрашно", то в "М.Д." я, мужик 20 лет от роду, испытал сильные эмоции, подобные страху, три раза... Когда Бетти и Рита выбегают из квартиры убиенной Даяны... Когда исполняется "Gorandо"... и когда включили свет и пошли титры, а публика продолжала сидеть, загадочно улыбаясь... через минуту первые начали просыпаться...
   Поэтому до конца понять картину, которая сама по себе вызывает сильнейшие эмоции, разумеется, невозможно. Если Вы хотите узнать, что хотел сказать Линч этим фильмом - позвоните ему и спросите. Но стоит ли докапываться, что хотел нам сказать тот же Дали своей картиной "Тристан и Изольда"? По-моему, в этом и есть сила искусства - его каждый понимает по-своему.
   "Малхолланд-драйв" своего рода фильм-лабиринт, в котором необходимо отыскать единственно верный путь (сюжетную линию) и не заплутать на ложных, тупиковых дорожках, которые ответвляются от магистрального пути. Фильм, похожий на детскую головоломку, "найди выход из лабиринта". Главный герой фильма - зритель, важна его реакция на происходящее. В центре символики - дорога. Если помните в начале перечисление улиц - Малхолланд-драйв, Сансет-бульвар и пр. Сюжетная основа фильма, его стержень - единственно верная дорога (Малхолланд-драйв), сюжетные "отростки", тупики - неверные, ложные дороги (Сансет-бульвар и пр.).
Особой нарочной запутанности сюжета нет - фабула для такого произведения не очень многослойная: центральная пост-история и предыстория, ЛОГИЧНЫЙ набор побочных эпизодов со всеми линчархетипами, комичными убийствами, депрессивной мастурбацией плюс небольшой сдвиг - ненавязчивое приглашение шизануться.
   Вот отрывок из интервью Линча:
   "Я никогда не снимаю фильм в той последовательности, в которой его смотрит зритель. Поэтому лишен каких-либо чувств. Я снимаю финал обычно ближе к середине. Во-первых, от этого меньше устаешь, во-вторых, не успеваешь раскиснуть.
- И что, никогда не было необходимости поменять финал к концу фильма?
- Нет, никогда. Я железно следую своей цели и никогда не отрекаюсь от нее. Я не понимаю режиссеров, кромсающих по ходу дела собственный сценарий, вводящих и выводящих персонажей. Это называется избытком таланта! По-моему, просто непрофессиональная работа".
   Да, "Малхолланд Драйв", действительно, ОЧЕНЬ профессиональная работа. В фильме нет ничего лишнего - все предметы, которые мы видим, тоже ИГРАЮТ, выполняют свою строго определенную функцию. Каждый кадр просчитан по максимуму. В общем, просто нет слов. И каннская ветвь за режиссуру на 100, нет, на 200 процентов оправдана.
   Не забывайте, что это всего лишь кино. А кино - всегда волшебство. А Линч - один из лучших волшебников.
  

Часть первая: "Сны во сне и наяву"

  
   Сюжет фильма можно было бы переложить просто: любовь двух женщин, измена одной из них, ссора, месть и, наконец, самоубийство (вторая часть фильма, после т.н. шкатулки).
В первой части фильма мы видели что-то вроде сна или мечты брошенной блондинки. В этом "сне" она встречает свою любовь и у них все хорошо, а самодовольного режиссера ставят на место итальянские мафиози. Как и полагается во сне, все реальные персонажи перепутаны местами. Второй блок - история киллера, убившего троих вместо одного, смерть возле кафе и др. Третий блок - карлик-мафиози, ковбой, бомж-чудище.
   То, что первая часть - это сон Даяны, подтверждается тем, что после танца мы видим, как кто-то опускает на подушку с красной наволочкой голову. У Даяны была подушка с красной наволочкой.
   Предметы, появляющиеся и исчезающие в отдельных кадрах, очень точно намекают на состояние сновидения, в котором внимание концентрируется именно на отдельных предметах, они притягивают его. Причём они могут появляться и исчезать, во время путешествия по снам.
   Время в фильме идёт не в обыкновенном порядке, а представляется в виде двух кусков.
Первый из кусков находиться в самом конце, после того как Даяна просыпается от стука в дверь (вроде как задуман для того, чтобы пролить-таки свет на идею фильма), он рассказывает о реальной жизни Дианы и лишь изредка в этот кусок вклиниваются фантазии Даяны.
Второй кусок это не что иное, как сон Даяны. Этот сон вполне реален, смотря его, зрителю кажется, что всё это реально. Но местами проскакивают странные эпизоды, часто меняется ход сюжета, в некоторых кусках появляются люди, которых потом мы больше не увидим. Нечто похожее происходит и во сне: видя сон, ты понимаешь, что все события реальны и как-то связаны друг с другом, но в течение сна очень часто происходит кардинальная смена событий и сюжета. Замечу, что в реальном сне точно так же, ты не понимаешь, что это сон, пока не проснёшься. Самое интересное - это проследить, как реальные вещи и люди трансформировались во сне (не удивительно, что во сне мы не можем что-нибудь новое или кого-нибудь нового: во сне мы видим некоторые вещи и действия, которые мозг изображает привычными и знакомыми нам образами). Сам Дэвид Линч в конце фильма указывает на некоторые из этих вещей: лампа, пепельница, кружка, синий ключ (изменивший форму во сне), синяя коробочка у бомжа (во сне ставшая шкатулкой, которую открывал ключ), оборачивание водителя в лимузине, пробирание с Камиллой по зарослям и многое-многое другое.
   Теперь разберемся, почему Даяна представляет себя Бетти. Представьте себе состояние человека, который убил другого человека, и за ним приходят детективы (это говорит соседка Даяне, когда забирает вещи). Тем более что киллер - растяпа. Психологический ответ ЭТО НЕ Я. Вот одна причина, почему в своих грезах Даяна ставит себя на место Бетти - официантки, увиденной в "Уинкис", похожей на нее и может быть в реальности нанятой на работу вместо Даяны. Даяна в мечтах возвращается к прошлому - и как бы начинает все с белого листа - как если бы не было голливудской неудавшейся карьеры. А Камиллу в мечтах она ставит на место себя. Именно у Риты - в сумочке деньги и ключ. Рита не знает свое имя и случайно называется Ритой - по имени Хейворт. Рита пытается вспомнить свое имя, и звонок в 12 номер до того как Даяна и соседка поменялись местами, вводит новый персонаж Даяна Селвин - вот отправная точка того, что все начинает становиться на свои места, иллюзия тает и уступает место реальности. И в "Силенсио" - все становится очевидно. Рита плачет - она раскаивается, но поздно, Бетти плачет - она жалеет, но поздно. Камиллы больше нет, следовательно, и Риты нет - оп и она в шкатулке. А Даяна просыпается .... и оказывается сама с собой и своим комплексом по отношению к родителям/судьям на танце Джиттербаг.
   Кстати, девушка из 12-ой комнаты: ее не было два дня, затем (наяву): "Даяна, где ты была?". Забавно, что продолжительность пребывания Бетти и Риты в этом мире была тоже два дня.
   Теперь о поисках. В иллюзии девушка, которую ищут - это не Камилла, а Даяна. Потому что в реальности Камилла искала Даяну, чтобы пойти на вечеринку. Это трансформировалось в иллюзию, что Даяну ищет чуть ли не сам мистер Рок. Он звонит мордастому. Мордастый сначала говорит, что the girl is still missing , потом звонит владельцу желтого настенного телефона и спрашивает с уверенностью Nothing? A тот, кому позвонили, набирает номер Даяны.
   В мечтах Даяны Рита - это идеализированный образ Камиллы вперемешку с идеализированной собой. Поскольку он идеализирован, то то, что вызывает у Даяны негативные эмоции (факт того, что Кешер "пропихнул" Камиллу) - выделено в самостоятельный образ загадочной блондинки. А сама Даяна - Бетти в иллюзии - как бы третий человек - не имеющий к этому всему никакого отношения - старлетка с нуля, ассоциирующая себя частично с тетей Рут и взвывавшая имя официантки. Классическое вытеснение по Фрейду. У Даяны есть влечение именно к Рите - идеализированной Камилле и Себе самой, но она ненавидит в Камилле то, что она удачливее Даяны. Но она не любит ее - любимого не убивают. Киллер, между прочим, заказ выполнил, иначе не было бы ключа на столе Даяны.
   Просто ли это сон или сон-реальность? Здесь мистер Рок снимает фильм (для которого подыскивается девушка), здесь присутствуют умершие люди (Камилла), клуб "Селенсио" (аналог Черного Вигвама?). Есть некая Даяна, которая, очень даже может быть, и в самом деле как-то связана с киноиндустрией, ну может быть какая-нибудь второплановая актриса, а может быть и покруче, хотя вряд ли. Эта самая Диана души не чает в супер-пупер модной актрисе Камилле, можно даже сказать, что любит её до смерти. К сожалению, у этой самой Камиллы несколько другие любовные интересы. На почве страсти у Даяны поехала крыша, начались глюки - она стала фантазировать о сексе с Камиллой.
   Помните упоминание про фильм "История Сильвии Норт". Снова этот фильм упоминается на вечеринке у Камиллы. Такого фильма или книги нет. Возникает два вопроса кто такая Сильвия Норт и что имеется ввиду. С очень большой долей вероятности можно предположить следующее. В США, когда проводятся различные тесты (например, социологические) то чтобы не публиковать настоящее имя человека, используется вымышленное. Самые распространенные имена Stuart East, Silvia North, Sally West, Martin South. То есть отсюда можно сделать вывод, что снимается история жизни обычной актрисы (архетипа), которая начала с 50 годов (сцена на площадке), и потом дошла до нашего времени. Следовательно, Даяна не попала в фильм и.... Отсюда можно думать дальше, что же блин хотел сказать Линч?
   Можно предположить, что Даяна мечтает не только в своем сне. Она фантазирует и наяву. Например, когда она едет в лимузине у нее отсутствующий взгляд. В этот момент она представляет себе, как Камилла едет в лимузине, лимузин останавливается и на Камиллу направляют пистолет и далее по первой части. В этот момент в реальности и лимузин Даяны останавливается можно понять, почему она в таком ужасе. Когда Даяна смотрит на судью на вечеринке у Камиллы (и у нее опять отсутствующий взгляд), то он представляет себе крутого мафиози, который решил пропихнуть деваху, поцеловавшую некоторое время спустя Камиллу. Когда она смотрит на Камиллу с Адамом, то представляет, как он приходит домой и застает жену в постели. Когда она смотрит на Камиллу с Кешером в автомобиле, то представляет себе как бы она классно отрепетировала бы эту сцену с Камиллой, а потом сыграла бы с Кацем. Во время мастурбации она рисует себе любовную сцену с Камиллой. Когда она видит того парня у барной стойки, она рисует себе его разговор с психоаналитиком и т.д. Кстати возможный намек на это делает сам Линч, когда Даяна стоит и варит себе кофе- то она представляет себе, что видит Камиллу и говорит ты вернулась? , а потом мы понимаем, что это иллюзия. В последней сцене перед самоубийством на вопрос киллера, что открывает тот самый синий ключ, она отвечает сама в своих мыслях и представляет бомжа, и т.д. Только я не думаю, что она сходит при этом с ума. А потом Даяна дорисовывает себе, сидя на диване, сцену из середины своих иллюзий, что в сумочке у самой Камиллы оказался трехгранный ключ.
  
  

Часть вторая "Кино о кино".

   Брюнетка в лимузине - это экранный образ - архетип, который очень символично спускается с голливудских холмов в город Лос-Анджелес, не помня, кто он, и очень символично называется потом именем главной героини фильма "Гилда", которую сыграла Рита Хейворт и которая изображена на постере и зеркала. Но все это только сюжетная канва - первый слой.
   Действие происходит в Голливуде и так или иначе должно быть связано с кино.
Старички в начале не случайно говорят, что надеются увидеть героиню на большом экране. "M.Д." - пилот сериала с главной героиней, по всей видимости, всё-таки Бетти (ака Диана), поэтому принимать её смерть всерьез не очень грамотно.
В картине есть элемент нереальности с явной голливудской символикой (будем называть его Фильм, в смысле "фильм в фильме"), а также элемент реальных событий (назовём его Жизнь), которые перекликаются по некоторым причинам со "сценарием" Фильма. Жизнью, согласно этой теории, являются начальные моменты, связанные с Бетти. Её приезд, сцена поселения её у тёти и даже лесбийская связь с "Камиллой".
Фильм - это все события, начиная с появления Голубого Куба и далее с "захлёстом" на начало (до сцены "У Винки" и с Чёрным Человеком).
   Вопрос происхождения фильма.
Его трудно объяснить. Возможно, Бетти обладает талантом "входить в роль", что и символизирует падения в Голубой куб. То есть, получив какие-то факты, подсознание Бетти выстраивает цепь возможных событий (как всё могло быть) и играет в них главную роль. Этим, в частности, можно объяснить параллели между Жизнью и Фильмом.
   Символика:
   Ковбой - режиссёр Фильма, когда молодой режиссёр не захотел брать Камиллу Роудс (которую по "сценарию" Фильма ДОЛЖНЫ были взять, иначе Диана не познакомилась бы с ней), появился "режиссёр" и попросили его придерживаться сценария. Ковбой это режиссер, который круче чем Кешер - реальный человек. Когда он говорит "Привет, красотка просыпайся" - это то же, что говорит Кешер - Action!!! Мистер Рок, по-видимому, сценарист Фильма. Тётя-Дядя - Продюсеры.
   Может быть, Даяна воображает себе не просто иллюзии, а фильм, вернее - ее иллюзии выстроились в нелогичный фильм.
   Самое интересное это второй слой, который открывается нам, если, посмотреть на символику фильма. Почему Бетти намеренно играет фальшиво. Потому что это экранный образ старлетки. В чем фальшь - тексты чеканит как заученные, и нет эмоций - если на пороге увидеть такую странную женщину, которая утверждает, что тебя в помине нет, то можно в зависимости от характера либо рассердиться, либо до смерти напугаться. Все что смог выдавить из себя экранный образ Бетти - "Вот ужас то" - смешно. (Кстати там, где мы видим, как Бетти классно играет с Вуди Катцем, вот там мы должны радоваться и наслаждаться ее первыми успешными шагами и думать о звездной карьере, а как здорово Линч опускает этот образ в конце, показывая, что в действительности).
   Все, что мы принимали за реальность, - кино, вышедшее из-под контроля своих создателей. В Голливуд Бетти летит в компании очаровательных старичков, которые при расставании обещают: "Будем следить за тобой на большом экране!" Потом они появятся снова, но крошечные, с мизинец, и пробегут, улюлюкая, мимо Бетти. Но, может быть, это не они крошечные, а она гигантская? Может быть, то, за чем мы следим, и есть "большой экран", вышедший из берегов, поглотивший все и решивший, что он и есть жизнь, а мы, козявки, только путаемся у него под ногами?
   В первой части фильма мы видим отточенные экранные образы: старлетки, киллера, загадочной дамы, не помнящей ничего, мафиозных братьев, крутого парня ковбоя и даже экранный образ трупа, экранный образ съемочной площадки, фильма, и города Лос-Анджелеса без пробок и смога, а также чисто Линчевские экранные образы, например, карлик и два туповатых полицейских.
   Все эти экранные образы пересекаются на условной гигантской съемочной площадке, где сплетаясь, они выстраиваются в сюжетную линию сна, который был навеян реальными событиями, показанными флэшбеком во второй части фильма. При этом там разыгрываются целые сценки как в школьном спектакле, где участвуют экранные образы, не имеющие друг к другу никакого отношения (Странная женщина, постучавшая в дверь Бетти). Причем одни и те же лица могут быть разные экранные образы, но соответственно в аналогичных ролях (второстепенных), консьерж в отеле, который предупреждает Адама Кешера, о том, что его найдут, где бы он не прятался он же и конферансье в красном костюме в "Силенцио".
   На этой съемочной площадке повторяются реквизиты черный лимузин у братьев Кастильяни, у старичков у брюнетки и у парней, который приехали искать Адама Кешера к нему домой. Гигантская съемочная площадка это реальный город Лос-Анджелес, и где даже чашки в квартире Бетти точь в точь как в баре Уинкис.
   Если отнестись к фильму как к не фильму, возникают следующие предположения.
Сначала представим "Малхолланд Драйв" не как фильм, а как некий закодированный message, содержащий в себе ключ к его расшифровке (что-то типа кодов Хэмминга - самораскодирующиеся сообщения, которые не искажаются даже в случае ошибок при их передаче).
Получается такая абсолютно замкнутая система, описанием которой она сама и является.
Подобное свойство достигается своего рода знаками - мелкими особенностями, обозначающими текущее состояние системы.
   Применительно к фильму это означает, что в разные моменты можно выделить из общего потока событий те события, которые несут в себе только лишь "обозначающую" нагрузку и никоим образом не являются собственно информацией, воспринимаемой зрителем. Если сам фильм - это информация, то эти мелкие знаки - как бы информация об информации (метаданные). Поэтому такие знаки не воспринимаются, как часть общего сюжета фильма, а как информация о сюжете в данный момент времени.
   Кроме того, для создания абсолютно не распутываемого сюжетного узла необходима самая малость - перестановка каких-нибудь двух "реальностей" (сущностей, миров) местами. И не больше.
   Поэтому возникла следующая идея: режиссёр решил поменять местами реальное и нереальное. Решил поменять и поменял. А для зрителей настрогал и нашинковал в свой фильм огромное количество мессаджей, которые к сюжету отношения не имеют, но зато своим появлением по ходу действия показывают, какая часть фильма сейчас происходит - "реальная" и "нереальная". В нашем случае - (перепутаны реальности) - реальное обозначается нереальными вещами, и наоборот. Например, синие ключи, коробочка и бомж указывают на то, что во время их появления на экране идёт жизнь (а не сон), а абсолютно реальные вещи - типа кинопроб с блондинками или встречи братьев Кастильяни с Кэшером - говорят о несуществующих в реальности частях фильма. Ещё одним примером может служить тётя Рут - она абсолютно реальна с первого взгляда, и только в конце мельком выясняется, что её на самом деле нет.
  
  
  
  
  

Часть третья "Смена ролей"

   А что, если предположить, что Бетти - это просто галлюцинация Камиллы? В пользу этой гипотезы говорят странная дрожь Бетти в Силенсио, её последующее исчезновение, ведьма в доме Коко, официантка Диана/Бетти и т.д. Возможно, даже Камилла сама играет так всем понравившуюся сцену с престарелым актёром.
   Первая часть фильма рассказывает о Камилле после автокатастрофы. Камилла вспоминает себя и оказывается в итоге в шкатулке. Вторая часть фильма рассказывает о Диане до автокатастрофы, ее безответной любви к Камилле и её самоубийстве. Всякие клоуны вроде ковбоя, волосатого бомжа, мистера Рока, братьев-мафиозе и пр. привлечены для антуражу.
   Начало фильма - это момент, когда Даяна просыпается (после посещения ковбоя). Затем всё идет по порядку: её любовница Камилла встречает режиссера Адама Кэшера, сцена с поцелуем в машине, Даяна ревнует, Камилла последний раз приходит к Даяне, чтобы закончить с ней отношения, телефонный звонок - вечеринка, Даяна ревнует, чашка SOS, и вот она уже в Winkies с киллером, образ которого у нас уже сформировался благодаря первой части фильма. Потом она находит ключ (значит, Камиллу уже убили) и стреляется. Конец фильма (для зрителей). Теперь перематываем на начало.
Камилла едет в машине к Адаму (если не ошибаюсь, 6280, Малхолланд Драйв). Киллеру уже заплатили, и он (или его человек) собирается её убивать. Затем автокатастрофа, Камилла теряет память, хватает первую попавшуюся женскую сумочку (вполне возможно, что это - сумочка Даяны, та, в которой деньги для киллера) и выбирается через всякие авеню к дому тёти Рут на Sunset Boulevard. Потом начинаются представления зрителям основных героев (Адам Кешер, киллер), для того, чтобы на них можно было ссылаться во второй части фильма. Дальше. В городе появляется некая девушка по имени Бетти. Она блондинка и хочет стать великой актрисой и звездой одновременно. Так случилось, что она будет жить в доме тёти Рут, куда со своей амнезией забралась Камилла. Они знакомятся, и Бетти пытается помочь Камилле, назвавшейся временно Ритой Хэйворт, вспомнить всё про себя и про свою жизнь. Поиски приводят девушек в Winkies, где Камилла вспоминает имя своей бывшей любовницы "Diane Salwin". На самом деле, как мы помним, Даяна уже застрелилась. Девушки находят в телефонной книге адрес, приезжают к Даяне и обнаруживают её тело. По возвращении домой они занимаются любовью, а во сне к Камилле приходит воспоминание о Silenzio. Потом крупным планом Рита с отрытыми глазами, которая произносит "Но ай банда, но оркестра". Что за эмоция у нее на лице? Да это же откровение! Ей открылось, что ничего нет, все это только иллюзия. Потом зритель следует за девушками в клуб Силенцио и там булгаковский ведущий опять подтверждает то же самое. Вы хотите слышать трубу? Слушайте! И вот после грома и молнии и у Бетти в сумочке оказывается загадочная шкатулка. Девушки приезжают домой, чтобы открыть шкатулку. В вдруг Бетти пропадает, правильно, потому что дальше экранный образ Риты предоставлен сам себе. И подстрекаемая любопытством, Рита открыла шкатулку. Дальше интереснее. Переход от конца фильма (коробочка) к его началу (когда Даяна просыпается) осуществляется режиссёром не "в лоб", а с использованием чего-то такого, что точнее всего можно назвать словом "прослойка", или еще лучше "transition". Этот переход представляют сцена в Silenzio (великая иллюзия, порождающая коробочку) и, непосредственно, ковбой ("просыпайся"). А что касается встречающихся взглядов Адама и Бетти, синих ключиков и старичков-манекенов, то всё это можно объяснить тем, что "первая" и "вторая" части фильма иногда соприкасаются (кстати, может ключ к коробочке и есть общее звено этих двух частей), можно даже сказать "прислоняются" друг к другу, а потом сразу же начинают разбегаться.
   Что можно сказать о реальной Камилле? Бессердечная сука, обольстившая режиссера, попутно влюбившая в себя Даяну Селвин и мучащая ее. Приглашает ее на вечеринку, где объявляет о помолвке, сажает ее напротив себя и целует в ее присутствии другую. А Даяна неуравновешенная лесбиянка, у которой страсть легко переходит в ненависть и ревность, добровольно согласившаяся на рабство и готовая убить человека, который помог ему получить роли в нескольких фильмах. Посудите сами, Камилла умнее и сильнее ее, она начала отношения, она их вправе и закончить.
  
  

Часть четвертая "Под лупой: некоторые персонажи и предметы"

   БОМЖ
   У Карлоса Кастанеды в 9-м и 10-м томах несколько раз рассказывается о следующем событии. КК учился двигаться в сновидении, "выходя" из дома и "заходя" в бар рядом. Его никто не видел, т.к. он был в сновидении, но один раз его будто бы увидел странный человек, стоявший у стойки. Когда КК в состоянии бодрствования зашёл в этот же бар, там оказался тот же человек. Он увидел КК, жутко испугался, издал душераздирающий крик, и убежал.
Теперь смотрим символику: молодой латиноамериканец в баре рассказывает (возможно, психоаналитику), как он был в этом баре во сне, и обратил внимание на какого-то человека, причём не уточняет, боится ли он его. Но он точно боится того, что за стеной. Они идут за стену, там оказывается чудище с лицом индейца (в последних кадрах это хорошо видно).
   Чудовище проходит неизменной линией - во сне, наяву, после смерти. Образ бомжа, это пожалуй самый загадочный персонаж фильма. Быть может, это попытка обобщить реальность как контраст с экранными образами, поскольку бомж - это полностью неголливудский образ. Я думаю, что ударная сила чудища проявляется в конце фильма после самоубийства Даяны, когда он сидит и грустно смотрит. Как реальность в чистом виде потом нам показывают картину ночного Лос-Анджелеса съемочной площадки, где происходило действо, а потом экранные образы Бетти и Риты. И завершающий аккорд фраза дамы с синими волосами молчите!
   Искусство стремится к реальности, но разбивается о собственные границы. Может Линч хотел их все-таки перешагнуть?
   И, кроме того, Бомж - это кошмар Даяны - запечатленный после того, как она один раз вечером увидела его за стеной Уинкис. Отсюда она достроила и сцену как тот мужик у барной стойки погиб, увидев бомжа воочию. А когда Даяна тогда вечером увидела бомжа - то у него в руках была шкатулка - на помойке нашел. И это тоже запечатлелось в сознании Даяны. А когда киллер показал ей синий ключ, то на вопрос "Что он открывает", она ответил сама себе - шкатулку ту, которую видела в руках у чудища. Шкатулка - это как бы образ смерти.
   Есть версия, что бомж материален только для некоторых. Например, для Дэна (парень, который умер от его вида). Очевидно, что его видят не все: приятель погибшего даже не дрогнул -
   Мистификация.
   То, что бомж предоставляет коробочку девушкам - это очевидно, но для этого ему совсем не обязательно появляться в Силенсио. Кстати, в Силенсио все посетители (не только женщины, как ошибочно утверждалось в каком-то форуме) сидят и не пошевелятся. И вправду как мёртвые.
   Если учесть, что Даяна работала в Уинкис, о чем говорят кружки у нее дома, какие же, как в Уинкис, то, скорее всего она однажды вечером шла с работы и услышала шум за стеной и решила посмотреть, что там. И увидела бомжа, в руках которого шкатулка. Можете представить, что чувствует человек, который целый день работает официантом в ресторане, а за стеной сидит нечто ужасное. Она боится и не может избавиться от этого кошмара. И сцена с Дэном - как раз об этом.
   КОВБОЙ
Символ ковбоя - это экранный образ крутого мужика, "за которым всегда последнее слово". Посмотрите на символику - загон для скота, ковбойская шляпа, платок от пыли - в городе то!
   Давайте пристально посмотрим на сцену сразу после исчезновения Риты в шкатулки. Сначала стук в дверь, потом мы видим, что лежит Даяна, потом ковбой открывает дверь и говорит привет, красотка, просыпайся, потом труп, потом ковбой закрывает дверь. Я думаю, что в этой сцене Ковбой - это последнее видение, навеянное стуком в дверь. Якобы Ковбой наяву появляется только один раз когда на вечеринке у Камиллы та девушка целует Камиллу и потом уходит - камера следует за ней а затем на заднем плане мы видим как проходит человек в шляпе, похожий на ковбоя и выходит в дверь. Скорее это не Ковбой, а просто человек, навеявший образ во сне.
   Дело в том, что Ковбой приходит к живой Даяне. В этом, собственно, все дело - Даяна просыпается, ткань сна рвется, образ Ковбоя сменяется образом трупа, звучит стук в дверь.... Утро настало, снова бой - каждый сам за себя.
  
  
   КЛЮЧ И КУБ
   У Гомера есть поэма "Труды и дни". Согласно этой поэме некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс прислал на землю красивую женщину Пандору. Он получила ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Подстрекаемая любопытством, Пандора открыла ларец и рассыпала все несчастья. А во все языки мира вошло выражение Ящик Пандоры.
   В отличие от реальных людей экранные образы обитают в загадочной голубой шкатулке из нее выходят и в нее возвращаются. Что в шкатулке? Правильно ничто, потому что это - только иллюзия. Вот настало время Риты, полезай обратно, а вот старички-хохотунчики из нее выползли и побежали доканывать реальную Даяну Селвин.
   От чего был ключ... Хороший вопрос. Если по аналогии, то этот ключ открыл чудовищам (старичкам-хохотунам) доступ в сознание Даяны. Вернее - освободил их, запертых в ее подсознании. Зачем нужны 2 синих ключа? Треугольный ключ - трансформация обычного в Даянином сне. Он открывает волшебную шкатулку грез, а обычный ключ открыл дверку чудовищам сознания Дианы. Силенсио!
   И последнее. Вы когда-нибудь пробовали сунуть трехгранник в треугольное отверстие и повернуть его на 180 градусов?
   КЕРАМИКА
   Керамика в фильме используется несколько раз.
Вазочка с перцами. Когда в одной из первых сцен женщина (якобы тетя Рут) заходит в квартиру, чтобы забрать ключи, то она берет их с большого дубового стола и ясно видно, что стол пустой. Потом камера скользит вниз, и мы видим Риту.
Когда Бетти входит в комнату и проходит мимо стола, то мы видим, что на ней появилась вазочка с перцами. Что это - ошибка режиссера? Или он хотел показать, что один экранный образ женщины, уезжающей из квартиры, из одного кино пересекся в этой же квартире с почти такими же реквизитами с другим экранным образом - Бетти, девочки, приехавшей покорять Голливуд. Откуда мы знаем, что женщина, которая грузит вещи в такси - Тетя Рут. Мы видим только записку и слышим, как Бетти с кем-то разговаривает. Кстати, в реальности то Тетя Рут умерла - об этом говорит сама Даяна на вечеринке у Камиллы. Тогда становится понятно, почему сразу после исчезновения Риты в шкатулке, которая потом падает на ковер, в следующем кадре входит в эту же комнату та самая женщина-путешественница и на ковре ничего нет.
   Когда подруга Даяны приходит в квартиру забирать вещи, то последним она забирает пепельницу. Потом Рита наливает себе кофе, идет к дивану, перешагивает через диван, где лежит Камилла, ставит на стол уже стакан виски и крупным планом нам показываю пепельницу. Ошибка реквизитора, или просто режиссер для не догоняющих хотел показать, что начались воспоминания? Линч просто из кожи вон лез, буквально орал зрителю: смотри, сейчас показывают реальность! А сейчас нет! Ну что, ему надо было писать подстрочник: "а вот три недели назад..."
   Наконец, кружки/чашки.
Мы видим их в фильме четыре раза
1. Чашка, из которой пьет эспрессо брат Кастильяни,
2. Чашка, из которой пьет эспрессо Даяна на вечеринке у Камиллы, которая породила во сне образ первой чашки,
3. Чашки, из которой все кто ни попадя пьют в Уинкис
4. Чашка, такая же, как в Уинкис - в доме у Даяны.
Опять ошибка, или...?
  
   ОКУРКИ
   Еще одна заморочка - это окурки в цветастой пепельнице рядом с лампой. Большинство окурков - нервно смято и докурено до конца. А один - не смят, аккуратно затушен и на нем следы губной помады.
Можно предположить два варианта:
1. Курил один человек - Даяна. Не знала, идти на вечеринку или нет. Сидела перед телефоном и ждала звонка. Потом решила себя занять и оделась - следовательно, слегка успокоилась. И последнюю сигарету курила спокойно.
2. Курили два человека. И окурки давнишние. Вот здесь уже можно дать волю фантазии и вообразить, что после у Даяны был роман с человеком- прообразом ковбоя и тогда понятно, почему он говорит "Привет просыпайся". Обычное дело - уходя от женщины. Заходишь и будишь, что б не обидно на работу было идти
  
   ТЕТЯ РУТ.
В реальности тетя Рут умерла, о чем говорит Даяна. Если та самая женщина - путешественница и есть тетя Рут в воспоминаниях Даяны, то получается следующее. В воспоминаниях Даяны - тетя Рут еще довольно свежая. Значит - воспоминания давнишние. Поскольку Даяна жила в Канаде, то эти воспоминания могут быть вызваны только одним - когда Даяна гостила у тети Рут. А тогда Даяна была еще ... конечно ребенком.
   Теперь смотрим. После исчезновения Риты в шкатулке тетя Рут входит в комнату, и на ковре ничего нет. Ее явно привлек шум упавшего предмета. Но Даяна - ребенок играет с ней и прячется. Когда Рита после катастрофы забредает в бунгало Тети Рут, мы видим, как кто-то смотрит из кустов, как тетя Рут грузит вещи в машину. Это иллюзии Даяны по поводу Камиллы, которые переплелись с воспоминаниями о том, как Даяна играла с Тетей и пряталась от нее. И, наконец. Когда Бетти идет на прослушивание. Она, закрывая дверь, кричит Камилле "Не пей всю кока-колу!". Абсолютно неестественно говорить такое взрослому человеку. Просто она вспоминает, как тетя Рут, уходя на работу, говорила ей, ребенку: "Не пей всю колу-то, блин". Кстати, все поведение Бетти по отношению к Рите - очень походе на отношение взрослого к ребенку. Получается, что в фильме есть воспоминания не только о ближайшем прошлом, но и о детстве Даяны.
   СТАРИЧКИ
   Почему старички-хохотунчики так некрасиво и страшно ржут в лимузине (сон-то - розовый!)? То, что старички ржут, это очень символично, потому что в конце они тоже ржут при известных нам обстоятельствах. Может еще один намек, что то, что они говорили "Удачи тебе в этой жизни, будем следить за тобой на большом экране" - это обман, иллюзия?
   КЛУБ "СИЛЕНСИО"
   Многозначительная сцена клуба "Силенсио". Песня говорит все сама за себя: "Я думала, что забыла тебя, но это правда, чистая правда, что я люблю тебя больше, чем любила прежде, но дорогая, что я могу сделать, ибо ты не любишь меня, и я всегда буду оплакивать тебя".
   В "Силенсио" - под влиянием песни иллюзии приходит конец. Бетти трясет - потому что из Бетти она превращается в Даяну. И когда они приходят домой, то Рита зовет: "Бетти, где ты?". Но ее уже нет, есть только Даяна. А через несколько мгновений не станет и Риты, потому что Камиллы уже нет.
   В конце бомж вертит в руках синюю коробочку. Уже говорилось, что тем самым он выступает в роли ее хозяина (владельца, хранителя). Теперь если вспомнить, как бомж появляется в начале фильма - он не вылезает, он как бы "выезжает" на чем-то из-за угла - то возникает идея о том, что это именно он подъезжает к входу в Силенсио следом за Ритой и Бетти, судя по характеру движения камеры. Видимо, это происходит, потому что именно бомж "предоставляет" коробочку во временное пользование (ведь она появляется как раз в клубе).
  
   ТЕЛЕФОНЫ
У Дианы в спальне 2 (!) телефона. Один - современный, со всеми делами - на столике справа от кровати (виден в сцене "hey, pretty girl, time to wake up"), второй же, всем известный зачуханый аппарат рядом с пепельницей. По-видимому, это рудимент пилота, там цепочка звонков завершается на современном телефоне и женской руке с длинными ногтями. В спальне Даяны в кв. 17 новый телефон. В комнате Даяны в кв. 12 - зачуханный
   Камилла и Даяна пытаются заниматься любовью на диване в 17 квартире - и на заднем плане коробки. Телефон с автоответчиком, который под красной лампой стоит в квартире 12. Потому, что номер и соответствующий адрес в телефонном справочнике, а справочник не может обновляться чаще, чем раз в год. Таким образом, когда Камилла звонит Даяне - типа мы тебя заждались- то она звонит в 12 номер, следовательно, вечеринка была до сцены на диване. Не очень логично получается. Судя по всему, зачуханный телефон уже в новой квартире! Слева от кровати, правда, это явно нигде не показано... Зачуханный телефон не может быть в новой квартире, поскольку он стоит вместе с лампой на тумбочке, а тумбочке в спальне новой квартиры нет. Это ясно видно в сцене, когда Даяна просыпается. Мало того, тумбочка слева от кровати есть! Это "ясно" видно в начале фильма в сцене с красным одеялом, надо только прибавить контрастности и тормознуть в нужный момент. Но телефон там и правда стоять не может, в сцене звонка Камиллы видна тень окна рядом с тумбочкой с лампой и зачуханным телефоном, а в новой квартире окно находится не так, чтобы отбрасывать эту тень! В той сцене - это не тумбочка, она слишком низкая для тумбочки - это какой-то столик или ящичек. Кроме того, сама лампа - совсем не вписывается в обстановку новой квартиры. Да и окно не там.
   Почему в последовательности звонков, последней звонят Диане? Очень подозрительна эта последовательность звонков и, в "сонную теорию" она укладывается со скрипом. Тем более что в оригинале выяснилась презабавная деталь: ответ мистеру Року звучит не "девушку еще не нашли", а "девушка все еще отсутствует". В рамках же идеи Даяниного сна, звонок просто переключает ее сон: "девушку еще не нашли... трынь-трынь-трынь... бабах, с небес спустилась Бетти, свершилось".
   После "Силенсио" исчезает сначала Бетти, потом Рита, потом сама коробочка. Затем показывается дом Дианы - дом тетушки Бетти, опять дом Дианы, и снова дом т. Бетти. Очередность исчезновений определяется, видимо, тем, что сцена в клубе убила Бетти - мечты больше нет, все это иллюзия. Осталось лишь убрать в синий ящик образ Риты....
   В реальности Камилла зовет на вечеринку Даяну. Даяне не хватает сил - прямо сказать нет. Она сидит дома - уже одетая, но не идет. Она хочет, чтобы ее искали и волновались. И Камилла - присылает за ней лимузин. Звонит ее телефон - и вот она представляет себе, что чуть ли не сам мистер Рок волнуется - где она. Раскрутите эти звонки в обратном порядке.
  
   КИЛЛЕР.
Чтобы подвести зрителя к сцене "Даяна-Браток в косухе в Уинкис", Линчу было необходимо предварительно объяснить зрителю что браток - киллер, чтобы в сцене с Даяной он прочувствовал момент. Поэтому была разыграна сценка в офисе. Но там это достаточно комичный образ киллера: три труппа да еще сигнализация сработала. Также было необходимо показать, что киллер работает по заказу, а не просто.
  
   ПОЛИЦЕЙСКИЕ.
   Эти два тупаря (полицейские в начале фильма) есть же в каждом фильме Линча... Уже все, кому не лень, отметили этот факт, и сошлись в одной трактовке: знаковое обозначение бессилия социума (для наглядности - специнститутов по борьбе со Злом) перед этим самым Злом.
  
  
   ЗАЧЕМ КАМИЛЛЕ ПАРИК?
   Даяна любит не Камиллу, а себя (кстати, духовно и физически). Дело в том, что, победив на конкурсе, она вдруг решила, что будет актрисой. А, оказавшись в Голливуде, она увидела настоящую актрису Камиллу. И она всеми силами хочет быть похожей на нее. Она ревнует ее к ролям, которые той достаются. Она хотела бы быть на ее месте. А поскольку не может, то пытается ее сделать похожей на себя (хотя бы во сне или бреду). Характерная сцена с париками перед зеркалом есть и другие парики, но Даяна выбрала именно парик блондинки.
   Реакция Риты - подстричь волосы может потому, что она боится, что хотели убить ее, а может потому что сработал психологический ответ "ЭТО НЕ Я!".


Часть пятая "Маленькое дополнение"

   Еще одна идея - музыка играет, а оркестра нет - всё запись.
Жизнь людей это музыка. Люди - актеры. Так что есть конкретные жизни (как жизнь Даяны:
вначале "исполнительница" ее "роли" умирает (как и плакальщица из Нью-Йорка, во время своей песни), и подруги находят ее разлагающийся труп, но поскольку музыка Дианы продолжает играть, на ее место становится Бетти, и никто этого не замечает). Так же и со всем остальным. Не важно, какой человек открывает рот под музыку - важна сама музыка. Вот.

Часть шестая "Издевательство"

  
   Ох, как же, наверное, был зол Дэвид Линч, когда снимал "Малхолланд драйв"! Сдается мне: его задолбало все: безмозглые и жадные продюсеры с АВС (подразделение "Дисней", которое зарубило телесериал "Малхолланд драйв", из обрезков которого пришлось лепить киноверсию), поверхностные критики, собственные фаны, отвернувшиеся от Линча после "Straight story", задолбала собственная несвобода от всего этого и многого другого... И вот он снял "Малхолланд драйв". Нате. Кушайте, не обляпайтесь. Тут вам и Бадаламенти с музыкальными психоделическими изысками, тут вам и фирменный линчевский карлик, и амнезия, и "Дорога в никуда", с которой, собственно, и начинается фильм, и таинственные шкатулки, и переселение душ... и сны, и гаданья, и преданья... в общем, вся мистически-детективная лабуда - которую хотят фанаты Твин Пикс и Дороги. В М.Д. есть момент, в который, я думаю, Линч вложил всю злость, всю усталость, все свое умение МАНИПУЛИРОВАТЬ подсознанием зрителей.
   В кафе сидят двое. Один рассказывает другому свой "странный и страшный" сон. Тем временем сон начинает сбываться, музыка накатывает, камера дает крупные и сверхкрупные планы...., словом, нас, зрителей, готовят: щас, мол, будет стрррррашно.. пристегните ремни, задержите дыхание, прикройте глаза и прекратите, наконец-то, пожалуйста, на хер, жевать..свой..сраный..попкорн!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Двое встают. Идут. Заглядывают за угол. Оттуда. Выходит. Некто. Очень. Страшный. Тот, кому снился сон об этом - умирает на месте. Линч использует прием самоиндукции на полную катушку. Думаю, многие подпрыгнут в своих креслах и прольют на штаны пепси-колу во время этого эпизода. Хоть он и предупреждает, Линч... но от этого "предупреждения" эффект усиливается, сливается с внутренними ОЖИДАНИЯМИ - и бьет наотмашь по нервам. Но, главное: он дает понять: еще чуть-чуть - и я УБЬЮ вас. Это иллюзия - что вы все обо мне знаете. Ни хрена вы не знаете. Вы даже о себе - ни хрена не знаете. Так вам и надо. Если разбирать этот фильм по эпизодам - то окажется, что большая часть персонажей третьего плана - "Джоны До, родства не помнящие". Они - сироты, появляющиеся ниоткуда и исчезающие в никуда, у них нет прошлого, нет имени, и тем более - нет будущего, они появляются, как "костыли", с помощью которых персонажи второго плана могут, наконец-то, доковылять до персонажей плана первого, и как-то с ними взаимодействовать. Думается мне - это из-за несостоявшейся "сериальности" Малхолланд драйва, и если бы АБС не выбросила отснятые серии в мусор - все эти Джоны До в сериале получили на руки " клиента", ксиву, хазу и гонорар". Линч разозлился - и убрал всю паутину взаимосвязей между персонажами, оставив только то - что считал важным. А важным оказалось - плюнуть в лицо голливудской киномафии ("Эта девушка!", и никакая другая, будет играть главную роль - говорит один из мафиози режиссеру, чертовски похожему на карикатуру Тарантино..). "Эта девушка" на протяжении фильма - все время становится ДРУГОЙ девушкой.., не говоря уже об отвратительной паре престарелых киномагнатов с Сансет-бульвара, скалящих вставные зубы и потирающих руки в своем кадиллаке или ( в самом конце)- как тролли выползающих из таинственной шкатулки, синей - как "Синий бархат", жуткой - как кубик из "Открывающий ад"...
   Есть и другая версия. После того, как АВС зарубила пилот - стоимость фильма возросла до 15 млн. долларов, потому что многие сцены пришлось восстанавливать. Для фильма без спецэффектов и экшн - это очень много. Вот суки, подумал Дэвид Линч, когда АБС зарубила его сериал. Ну ничего, я заставлю Вас посмотреть фильм столько раз, сколько было серий в фильме ... И вы будете жрать собачье дерьмо на тротуаре не один раз. Чтобы фильм не провалился, да и перед Алан Сардом в грязь лицом не ударить, Линч напряг свой режиссерский талант и создал загадку, чтобы народ типа нас ходил на фильм по 5 раз, а потом обсуждал, создавая при этом лучшую рекламу. Смотри, говорят другие, фильм кончился, а проблема жива - стоит и DVD прикупить - наверно дико круто. Тем временем мир ступал в новую эпоху коммерческого кино. Ай да Линч, ай да бизнесмен!
  
  
  

Оценка: 5.19*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"