Пятов Илья Александрович : другие произведения.

Мои впечатления от документального фильма "Жизнь прекрасна" (Россия, 2011 г.)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фильм посвящен проблеме убийства животных. Поддерживает идею вегетарианства.

  Когда в начале фильма пошли кадры с убийствами животных, я отвернулся. Я и так уже девять месяцев как вегетарианец, зачем мне зазря калечить психику? Меня заранее предупредили, что вначале такое будет, а потом пойдет обычная передача, состоящая из интервью с различными людьми. В конце фильма те же кадры повторяли снова, но второй раз я уже не стал отворачиваться.
  Сам фильм оставил двойственное впечатление. При всей моей симпатии к цели, которую он преследует, во время просмотра я не всегда был согласен с теми средствами, которые для этого использовались. Наряду с критикой системы, допускающей подобное обращение с животными и манипулирующей общественным мнением для поддержания своей жизнеспособности, в фильме наблюдались примеры точно такой же манипуляции в противоположных целях. Использование методов воздействия характерных для рекламы только снижало степень доверия к информации. Мне было обидно за человека: неужели создатели фильма уже и не надеются "достучаться" до него иным способом? Хотелось больше "голых" фактов и меньше дополнительных средств воздействия на психику, вроде зомбирующего звукоряда или мигающих ламп.
  Но если отбросить все сомнительные утверждения и обобщения, которые есть в этом фильме, то и того, что останется, будет достаточно для дальнейшей индивидуальной внутренней работы, потому что в основе своей фильм опирается на чистую правду. Ясно, что каждый кусок мяса - это чья-то смерть. В свое время именно осознание важности чужой жизни и реальности страдания других живых существ, которым так же свойственна боль, побудило меня отказаться от мясной пищи. Я просто понял для себя, что не настолько мне это необходимо, чтобы из-за меня умирало другое живое существо (тем более, что на деле отказаться от мяса оказалось намного легче, чем я предполагал). Насчет прочих живых организмов промолчу, - буду делать то, что реально могу сделать. Также не стану уходить в дискуссию на тему "вегетарианство и здоровье". Считаю, что мое здоровье не стоит таких жертв. Говорю так, потому что так чувствую. Найду чем заменить - не в каменном веке. Сейчас мы реально можем позволить себе оторваться от своей первобытной сущности в сторону чего-то большего. И даже если это и сократило бы мне жизнь лет на десять, то все равно я считаю, что все в руках Божьих и не вижу причин не радоваться встрече с Ним, когда бы она ни пришла. Зато я буду чувствовать себя честнее. А вообще-то, не думаю, что вегетарианство вреднее чем курение или пьянство по праздникам.
  Отмечу также, что долгое время одной из важнейших причин, удерживающих меня от того, чтобы стать вегетарианцем, был тот стереотип, что вегетарианство якобы существует только в рамках отдельных религиозных течений и что оно вообще чуть ли не синоним сектантства. Это теперь я понимаю, что сколько людей, столько и причин. Тогда же вегетарианство как личный выбор казалось мне чем-то автоматически переводящим человека в положение "белой вороны", что само по себе уже не так просто. Но самая главная причина, почему я не стал вегетарианцем раньше, была все-таки та, что я об этом почти не думал.
  Однако вернусь к впечатлениям от фильма. По-настоящему я ощутил на себе эффект его воздействия спустя несколько часов после просмотра, когда наконец остался один. Не могу сказать, насколько велика заслуга фильма в моих дальнейших переживаниях и насколько они изменились бы, будь он сделан как-нибудь иначе. Вероятнее всего, что они и без фильма зрели во мне уже давно, но он послужил толчком к их раскрытию и катализатором их дальнейшего развития. И в этом его несомненная заслуга.
  Осознание пришло ко мне не столько логическим, сколько эмоциональным путем. Оставшись наедине с собой, я сразу почувствовал, что в этот момент происходило в моей душе. Передо мной возник образ слезинки теленка: образ не только беззащитный, но и безмолвный. Мне вдруг стало ужасно стыдно: так стыдно, как еще, кажется, никогда в жизни не было. Это был не тот стыд, который вгоняет в нездоровые комплексы. Это был стыд раскаяния, способность к которому есть неотъемлемая часть всего живого и человеческого в душе. Это то, что делает человека человечным. Я не травил и не бичевал себя этим чувством, но и не бежал от него, потому что чувствовал, что оно необходимо мне для очищения. Я вдруг с ужасом представил, сколько живых существ успело погибнуть из-за меня, прежде чем я перестал есть мясо. Я знал, что мне нельзя кричать в голос; я открыл рот, зажмурился и ждал пока этот немой крик выйдет из меня весь. Мне казалось, что это кричат все те убитые ради меня жизни. Даже если не воспринимать слова, сказанные в фильме про то, что страх, боль и предсмертные крики животных, которых съедает человек, передаются ему энергетически, даже если не воспринимать эти слова буквально, а только как образ, то в тот момент мне было достаточно и образа. Я просил прощения у них и у Бога; в моей груди словно что-то разрывалось на части от отчаяния, что я уже ничего не могу вернуть и исправить. Их кроткие и грустные глаза смотрели на меня, а я ничего не мог для них сделать. Я не находил себе оправдания и чувствовал, что найти его невозможно. Я понимаю, что когда я был ребенком, мне трудно было выбирать, но потом? Ведь я же думал об этом и раньше, но все равно, если все так и оставалось на уровне мыслей, значит я не думал об этом всерьез. Почему я дотянул до тридцати одного года с решением этого вопроса? Почему, наконец, даже и тогда, когда, пользуясь удобным моментом в жизни, я вдруг решил отказаться от мяса, потому что мне "зверушек жалко", почему даже и тогда я не осознавал, насколько все серьезно? Ведь я не столько о них думал, сколько о себе, пытаясь себя сделать лучше, решив побаловаться вегетарианством, пусть даже и не на время, а насовсем. Почему, уже став вегетарианцем, я, тем не менее, не испытывал ни тени раскаяния по поводу своего прошлого? Почему мне это до сих пор даже в голову не приходило? Потому что меня так воспитали? Да неужели же все сказанное в фильме по поводу "стадного чувства" настолько же относится и ко мне, несмотря на все мое вегетарианство? И сколько мне еще предстоит в жизни найти и искоренить в себе различных пережитков, если я такого явного в упор не видел? У меня было такое чувство, словно я был тридцать два года вовлечен в нечестную жестокую игру, в какую-то всеобщую гнусную ложь, что над нами всеми смеялись, и что теперь я вдруг узнал ее правила, но лишь для того, чтобы остаться "у разбитого корыта". "Я не знал!" - мучительно кричало у меня в голове. Но что я не знал? Даже если весь этот фильм - сфабрикованная фальсификация кучки вегетарианцев-фанатиков, скачавших несколько видеороликов у живодеров-любителей, это не отменяет тот факт, что всякий кусок мяса когда-то был живой плотью, чувствующей и страдающей. И не столько изнанку мира я так остро осознавал теперь, сколько ценность любой жизни, пусть даже и жизни животного. "Я не знал!" Вероятно, что-то подобное чувствовали и простые немцы, когда им открылась вся правда о фашизме...
  На днях мне заметили, что ведь и обувь делается из кожи животных. Странно, что за все месяцы моего вегетарианства такая мысль ни разу ни пришла мне в голову. Действительно: каждый мой ботинок - аккурат какой-нибудь маленький зверек. Или все они вместе - бок одной коровы. Как угодно. Я знаю, что не буду ходить по скотобойням и проверять, насколько безболезненно там умерщвляют животных. Единственное, что я реально могу сделать - это вообще не участвовать в этой системе.
  ...Когда уже, немного придя в себя, я думал о том, что со мной только что было, мне пришла на ум аналогия со Страшным судом. Я подумал, что, должно быть, так же и там: никто меня судить не станет, а просто увижу свою жизнь как она есть, со всеми гнусностями, которых в упор не замечал, и с теми, которых не до конца осознавал, потому что по факту ничего с ними не делал, увижу и сам сгорю от стыда и отчаяния, что уже ничего не могу исправить. В общем, обычная картина христианского ада в этическом его понимании, только на сей раз уже не книжная, а реальная, на собственной душе испытанная, только что в малой дозе.
  И еще я подумал, что в моих переживаниях один шаг от смысла до самолюбования. Поэтому для меня очень важно искать в них не красоту чувств, а возможность хотя бы приблизиться к тому, чтобы вернуть себе человеческий облик. Тот человеческий облик в его изначальном высшем качестве, которым, мне кажется, я уже давно не обладаю, а если когда-то и обладал, то, может быть, только в самом начале своей жизни. И то, что я стал вегетарианцем, - это не повод гордиться собой, а всего лишь возврат к тому, с чего я начал, тот необходимый минимум, без которого все мои попытки изменить себя и мир вокруг в лучшую сторону имели бы весьма однобокий характер.
  Когда я писал эту статью, я старался и в самом описании моих переживаний избегать самолюбования, ставя перед собой единственную задачу, внести посильный вклад в доброе дело. Опыт одного человека есть часть опыта всего человечества. Если бы мне это не было важно, я бы этого не писал.
  
  (С) Илья Пятов, 17-18.04.11
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"