Аннотация: Дубликат статьи https://ficbook.net/readfic/4141374 О школе магии в историческом контексте, о техническом прогрессе и его отсутствии, о политике, об учителях... Попытки анализа обучения в реалиях Гарри Поттера.
Хогвартс - лучшая в мире школа магии. Да или нет?
Глава 1. О школе.
Как говорила Гермиона: " Хогвартс - лучшая школа в мире!" Но так ли это?
Есть 7 обязательных предметов:
--
Зельеварение;
--
История магии;
--
Трансфигурация;
--
Заклинания;
--
Астрономия;
--
Травология;
--
Защита от тёмных искусств;
И 5 выборных с 3го курса (дополнительных предметов должно быть не меньше двух):
--
Прорицание;
--
Уход за магическими существами;
--
Древние руны;
--
Магловедение;
--
Нумерология.
До 5го курса 7 предметов учат обязательно, с 6го по 7й курс - по требованиям к будущей работе (углубленно). Собеседование проводится на 5м курсе. Определенные требования у различных профессий - например, высокие оценки за зельеварение, ЗОТИ и т.д. для авроров.
Дополнительные предметы от основных не отличаются - по ним так же сдают экзамены, разве что от них можно отказаться.
Подводя итог: по 7 предметов не менее 2х раз в неделю на 1-2курсах, 9-10 - с 3 по 5 курс. И более индивидуально, но тоже явно не меньше 7 предметов на 6-7 курсах (которые считаются высшей школой и не являются строго обязательными). Для дальнейшего обучения известно существование двух высших учебных заведений - для авроров (3 года) и для целителей.
Занятия по 45 или по 90 минут (сдвоенные пары), в конце каждого года сдаются экзамены по всем предметам. На каждый предмет - один учитель (иногда несколько) и обслуживающий персонал. И преподавательница полетов на метлах.
Итого 12 учителей (4 совмещают должности с деканством) + преподаватель полетов + завхоз, библиотекарь, лесник, целитель + директор и - одно привидение-историка. Минимальное количество взрослых в замке - 17 человек.
Количество детей очень разнится, точных данных нет. По первоначальным интервью Роулинг их было 1000, затем 600 человек, а по подсчетам народа - 280-300 человек. В Хогвартс идут все дети Великобритании, хотя есть информация, что некоторые обучаются на дому.
Так же в замке полно живности - домовые эльфы (более 100 шт), питомцы студентов и преподавателей (более 300 голов), некоторое количество приведений и неисчислимое множество живых портретов на предположительно 8-этажный замок.
Кроме соревнований по квиддичу, есть 3-4 клуба по интересам, но они в школьной жизни активного участия не принимают.
Каникулы длятся 2 недели зимой и 2 месяца (июль и август) летом, в середине лета приходят письма с оценками и со списком литературы на год. Обучение бесплатно, но книги и материалы покупают сами студенты (или пользуются помощь фонда для малоимущих).
Итак, подводя итоги - Хогвартс является аналогом средней и старшей школы-интерната британского образца. Дети, приходя на учебу, умеют писать, читать, считать. Кроме маглорожденных и полукровок, живущих в обычном мире, другие дети обучаются на дому - судя по плачевным результатам обучения магловедению.
При этом считается, что выпускник имеет все навыки и необходимые знания (естественно, при наличии желания учиться), чтобы выжить в дальнейшей жизни и получить работу в магическом мире.
Глава 2. Сравнивая со школой немагическо й.
А теперь рассмотрим другую сторону вопроса, интересную тему, множество раз поднимавшуюся как в фанфиках, так и мелькавшую в мыслях всех хоть раз задумавшихся об этом:
- А действительно ли Хогвартс является лучшей школой магии? (единственной в Британии, кстати).
Ведь в школе НЕ ИЗУЧАЮТСЯ: английский язык, литература, математика, история и география, музыка, физика, химия, биология, иностранные языки, нет физкультуры, нет ежегодных медосмотров, нет маго-ведения (в отличие от магловедения) и т.д. и т.п.
Нагрузка на учителей составляет (только для обязательных предметов, первые 5 курсов):
3) Упрощаем жизнь - все занятия проводятся для двух факультетов:
40/2= 20 а.ч. или 15 часов преподавания.
4) Но добавляя сюда 6-7 курс, где людей может быть меньше, а занятий больше, выходит, что:
4 занятия*45мин*1(2) группы студентов = 3-6 часов в неделю + 15 ч=18-21час/нед.
5) около 20часов/5 дней = 4 часа занятий в день.
Однако, это считая 2 занятия по 45 минут... В книгах упоминается, что с 9 до 12 у студентов обычно 2 сдвоенных пары, а после обеда с 13 до 17 так же идут занятия. Т.е. максимально занятый день состоит из 4х двойных пар и 1 45мин. урока. Это 7 часов занятий.
Понятно, что у 1 и 2 курсов дни, скорее всего, не настолько насыщены, но скорее всего учителя ведут все же по 2 пары в неделю. Таким образом, 4 часа легко удваиваются и превращаются в 8 часов. Вычтем 1,5-2часа на свободные периоды и выйдет, что 6 (призрака не считаем) человек заняты каждый день, а ведь четверо учителей являются еще и деканами, да и кроме этого, проверку ДЗ никто не отменял!
Каждый год, по 9-10месяцев, 5 дней в неделю, с утра и до вечера они занимаются со студентами. Из года в год. Говоря одно и то же.
Внезапно, стало несколько жаль Снейпа. И несколько понятнее сложности с набором преподавателя на вакансию ЗОТИ...
Естественно, у других преподавателей нагрузка не так велика - преподаватель полетов ведет занятия только у первого курса, потом полетов вообще нет, да может судить матчи (и то, ее могут заменить при желании). На доп. курсы с 3 года записываются не все, да и после 5го, думаю, многие бросают. То есть, нагрузка распределена совершенно неравномерно и основное обучение тянут на себе 5 (7-1призрак-1 препод ЗОТИ) человек. Остальные на их фоне бьют баклуши. Привести более точные данные невозможно, поскольку информации о всех предметах нет.
Средняя нагрузка на школьного учителяпо странам мира меняется сильно, но обычно находится в пределах 18-24 а.ч. при 36часовой рабочей неделе. Т.е. это составляет 13-18часов именно преподавательской деятельности в неделю (2,5-3,5ч/день), остальное время посвящено различным связанным мероприятиям - вроде проверки тетрадей, заведованию кабинетом, классному руководству, собраниям и т.д.
Почувствуйте разницу!
В Хогвартсе работать - что на плантации вкалывать. Никакой личной жизни.
Цитата из статьи о британских школах:
"В начальной школе (до 11 лет) список предметов для изучения составляют учителя совместно с родителями. Выбор основывается на рекомендациях преподавателей, ... .
С 11-летнего возраста ученики переводятся в среднюю школу, где, на основе их результатов в начальной, продолжают изучать выбранные по собственному желанию, а также обязательные предметы, более углублённо. В этот же период начинается подготовка к будущему экзамену по программе GCSE. ... Примерный список предметов на этом этапе: математика, английский, физика, биология, химия, история, география, дополнительный язык, информатика, спорт, религиоведение и наука о здоровье.
С 14 лет ученики приступают к двухгодичной программе GCSE. Им предоставляется выбрать 8-10 предметов, которые они будут изучать в это время и затем сдавать на экзамене.
После сдачи экзаменов и получения сертификата GCSE завершается обязательная часть обучения и дальше ученик может продолжить обучение в старшей школе, либо поступить в колледж.
На этом этапе, в случае продолжения обучения в среднем образовательном учреждении, начинается подготовка к поступлению в университет и к сдаче A-levels. Поэтому ученики должны уже определиться с выбором будущей профессии и в соответствии с этим приступить к изучению необходимых для поступления на эту специальность предметов."
Характерная черта обучения в Британии - подбор индивидуальной программы под способности и желания ребенка.
В России несколько другой подход, по этой ссылке можно увидеть таблицу изучаемых предметов за 11 лет:
Но даже так видно, что за исключением предметов-аналогов (история-магическая история, зельеварение-химия и т.д.) обучение в обычных школах представлено в более широком диапазоне и дает больше информации. И после Хогвартса жить и учиться в обычном мире очень и очень сложно.
Теперь, после такого разбора, становится очевидно происхождение идеи о низком уровне Хогвартса среди фикрайтеров. С точки зрения современного не-мага не тянет он на что-то хорошее.
Но речь не об этом, а возвращаясь к теме статьи - является ли Хогвартс лучшей школой в мире? И как ни странно, ответ будет-ДА.
Глава 3. Немного о Хогвартсе в историческом контексте.
Почему?
Вернемся на 100 лет назад (относительно поттерианы): цивилизация карабкается вверх, но ей мешают рабство, неурожаи, войны, голодные годы, низкий уровень жизни, никакая медицина, сословность и кастовость, поголовная неграмотность, короткий срок жизни. 1890-1900г только развивается техника, автомобили на гонках мотаются со скоростью 12,5 км/ч, первые минутные ролики в кино, первые фотоаппараты, по миру начинают протягиваться железные дороги и телеграфные линии. Люди гибнут от эпидемий, детская смертность - около 30%, до тридцати лет доживает только 30-35%, причем у женщин здоровье убито постоянными родами, болезнями и запредельно тяжелой работой.
Полвека назад - одна за другой прошли две мировых войны в Европе, крупные геополитические переделы мира, социальные революции и эксперименты. Интенсивное развитие военной техники и оружия, массовые смерти и волнения, по-прежнему низкий уровень жизни. Загрязнение воздуха, эксперименты с ядерным оружием. Угроза ядерной войны, Холодная война и т.д.
Еще ближе к нашему времени - мир приобретает узнаваемые очертания, в 1980х гг. началась эра компьютеров, глобализация, резкий скачок развития во всех областях науки и техники, повлиявший на уклад современной жизни. Права человека, эпоха некой стабильности, размытие границ и возросшая доступность информации - огромных массивов, толкающих науку дальше.
Но Гарри Поттер в 1980 году только родился.
А Дамблдор появился на свет в 1881г. Батильда Бэгшот - известная своими историческими трудами и тем, что принимала экзамены у Дамблдора - в середине XIX века, причем умерла или ее убили осенью 1997 года. Хагрид - практически ровесник Волдеморта, 1928 и 1926 соответственно годов рождения. Гораций Слизрнот с 1920г был преподавателем зельеварения и на конец 7 книги был жив и дееспособен.
Маги живут долго. Закрывшись от маглов в ХVII веке, их жизнь идет все в том же неторопливом темпе, как и раньше. Для них за эти годы сменилось меньше 10 поколений, а отдельные личности помнят прошлые века. Не считая Фламелей, проживших более 650 лет.
Долгожители, общество сформировано совместным проживанием с маглами в средние века - те же характерные черты: сословность, цеховая солидарность, наследование знаний и привычная жестокость мира, где в 13 лет ты уже взрослый, а в 25 - уважаемый человек, и где 50 - глубокая старость. И где убийство не считается чем-то предосудительным, а вполне обыденным способом решения проблем.
Цитата из статьи http://www.bibliotekar.ru/culturologia/23.htm: "средние века оставались миром бедности, что отражалось и на продолжительности человеческой жизни. Она составляла в среднем 40-45 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Каждый третий ребенок не доживал до 15 лет - возраста совершеннолетия и вступления в брак, менее четверти людей (в основном знать и монахи) доживали до 50 лет. Войны, болезни, голод постоянно уменьшали численность населения. Эпидемии оспы, холеры, тифа были привычными явлениями, к ним добавлялись туберкулез, проказа, кожные паразиты и т.п. Болезням способствовало хроническое недоедание. Неурожаи неизбежно приводили к голоду, повторявшемуся каждые 3-4 года. Понижение среднегодовой температуры в XIII в. и страшные последствия "черной смерти" - чумы 1348-1349 гг. стали причинами запустения многих областей Европы."
Изоляция в своем мире лишила магов необходимости в конкуренции, фактически магическое общество осталось со старым консервативным менталитетом той жестокой эпохи.
Базовые потребности человека - еда, вода, сон. За исключением еды (которую создать нельзя, но никто не мешает просто отобрать), в школе учат:
--
создавать воду, огонь, находить направление на объект;
--
делать что угодно (временно) из чего угодно благодаря трансфигурации - укрытия от непогоды, комфортное место для отдыха посреди любых, даже самых неуютных пейзажей;
--
моментально путешествовать на любые расстояния;
--
исцелять и делать множество других вещей с помощью зелий;
--
самому находить животные и растительные ингредиенты для них (уход за животными и гербология);
--
защищаться от маглов (от чар отвлечения внимания и невидимости до противостояния противнику с холодным оружием или луком/арбалетом);
--
защита от природы и диких зверей (ЗОТИ) - магов мало и они стараются не убивать своих, поэтому Темные волшебники такие редкие и опасные создания.
--
влиять на разум и поведения самыми разными способами (империо, любовные зелья, зелья доверия и т.п.);
--
бытовые, лечебные, стихийные чары, левитация тяжелых объектов, дрессировка волшебных зверей, надежная совиная почта, долголетие, почти безграничные возможности медицины, множество способов укрыться от маглов - волшебники искренне были уверены в своем превосходстве - и это было совершенно оправданно.
Полный список заклинаний можно найти в статье "Список заклинаний" на сайте ru.harrypotter.wikia.com.
Глава 4. Возможные истоки появления последнего Темного лорда.
Слабая конкуренция, наследственное право, консервативность мышления - общество потихоньку поглощало маглорожденных и воспринимало некоторые достижения мира маглов - тот же Хогвартс-экспресс, те же колдокамеры, но само состояние стагнации продолжалось.
В середине ХХ века, когда назрела необходимость изменений, появился новый харизматический лидер, переживший ужасы магловской войны и увлекший магическую молодежь к изменениям.
Тома Риддл - ака Темный Лорд, он же революционер магического мира. По крайней мере, его можно так назвать. В школе он завязал связи и основал свой круг приближенных, а после отправился в путешествие по миру, разыскивая новые знания и наблюдая за стремительно меняющейся жизнью маглов - и замершее общество магов.
Концлагеря ВМВ, Хиросима и Нагасаки, запуск первых космических ракет в космос, полет человека в космос, улучшение медицины, увеличилась продолжительность жизни, резкое увеличение количества маглов - он все это наблюдал своими глазами. Имея возможность и незашореность мышления, Том вполне мог понять и осознать образовавшийся разрыв, мог предположить, что продолжении старой политики в волшебном мире ведет к полнейшей деградации. То, что работало раньше, через несколько десятков лет превратится в банальные фокусы, которые никак не помогут волшебникам доминировать в новом мире.
Как можно было решить этот вопрос в 1960-1970гг?
1) Правящая элита должна была найти новое решение, принять новый курс и действовать.
Проблема состояла в том, что давно действовал статут секретности, а правящая элита состояла из весьма старых кадров, которые заботились о сохранении статус-кво и в упор не видели "проблемы". Эта старая элита просто физически не могла сформулировать новые решения.
2) Обратиться к общественности, донести до неё проблему и через общественный дискус повлиять на правящую элиту, просто вынудив их решать проблему отставания. Т.н. "демократический путь".
Нюанс в том, что для этого требовалось очень много денег и просветительская работа с 100% населения магического мира. Которая была бы негативно воспринята правящей элитой и вызвала бы мощное противодействие.
3) Государственный переворот, может даже совмещенный с революцией.
По моему мнению, это именно то, что подразумевала Роулинг в своей предыстории - когда "он творил великие дела, ужасные, но великие".
Террор как способ дестабилизации политической обстановки - пример для революционной молодежи, что власть неспособна решать проблемы. И сюда же можно и добавить террор против маглов. Они всего лишь громоотвод, живое воплощение всего того, что может уничтожить магов. Да и много их, не своё же поголовье магов истреблять.
Статистически, самые активные - 15-25летние люди, в которых еще жив максимализм и бунтарство.
Орден Феникса выступает же в роли реакционеров, своеобразная "частная" армии, выступающая под благими лозунгами "против зла", которая фактически работает на благо правящей элиты, но с этой элитой никак не ассоциирующаяся. И годная лишь как пушечное мясо и для выполнения грязной работы, в которой официальным властям никак нельзя быть замеченным.
Фактически и с большой долей вероятности, Том Риддл хотел совершить банальный государственный переворот, используя как движущую силу молодых магов: террором показать неспособность нынешнего правительства решать сложные вопросы, обаять и привлечь на свою сторону большинство. А после пришествия к власти, можно было бы относительно безболезненно изменить саму суть магического мира и ответить на новые вызовы, которые были поставлены перед их обществом.
Однако ему не повезло. Реформы провалились и, пока маги боролись с террором и сошедшим с ума гениальным магом, они пропустили момент и разом отстали от жизни.
Глава 5. Итог
Суммируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод: Хогвартс - хорошая школа, на протяжении тысячи лет держала пальму первенства по полноте магического образования. В ее устройстве есть некоторые шероховатости, но общее стабильно небольшое количество учеников позволяло компенсировать все высоким качеством образования - скорее всего, такой наплыв учеников стал происходить постепенно за последний век-два, поэтому еще не отрегулировали штат персонала.
1000 лет назад создание Хогвартся было немыслимым прорывом и прогрессом, с учетом заявленного равноправия магов женщин и мужчин - просто невероятным по тем временам.
100 лет назад - он эффективно справлялся со своими обязанностями.
20 лет назад он безнадежно отстал от остального мира и стал пережитком прошлого, забавным и нежизнеспособным анахронизмом.
Дополнение:
Среди множества фанфиков нашлось несколько, которые написаны как раз с учетом своеобразной психологии магов. Не скажу, что они сильно понравились, но если хотите дополнить впечатления:
CMD "Диктатор" джен, попаданец в В.Крэбба.
darketo31 "Правило двух. С исключениями." джен. Кроссовер со ЗВ.