Аннотация: Отзыв на роман "Голоса прошлого" Наты Чернышевой
Почему-то считается, что женской фантастики не бывает. А если и бывает, то непременно с любовью и розовыми слезами в сахаре на фоне космоса, прописанного с достоверностью картонной декорации дешевого театра. Да, таких книг множество, с этим не поспоришь. Но подобное определение ни в коей мере не относится к роману, о котором я хочу повести речь. Я не великий мастер писать рецензии, точнее говоря, опыта в этом деле у меня нет совсем... Но об этом произведении не могу не высказаться.
Итак, цикл "Мемуары Энн Ламберт", книга первая - "Голоса прошлого". Автор - Наталья Чернышева.
Во-первых, признаюсь, что дифирамбы автору я готова петь бесконечно: у нее сильный, образный, в меру метафоричный язык, и мастерство владения им с годами только растет. Но я постараюсь быть объективной и отметить как достоинства, так и недостатки.
Первое - язык. Сейчас довольно редко можно встретить автора, в полной мере владеющего средствами художественной выразительности, и при этом не страдающего канцелярскими оборотами в текстах. Ната бесспорно относится к их числу.
Второе - образы. Яркие, хлесткие, дающие полностью прочувствовать эмоции героев. Однако автор иногда впадает в иную крайность - глядя на мир глазами своей героини, которой окружающее привычно и понятно, он забывает, что читатель не может смотреть так же, и поэтому многие специфические моменты выписываемого мира остаются непонятны. Почти отсутствуют так же и описания внешности окружающих героиню людей, особенно - чужих, ольров. Так что, хотелось бы пожелать автору найти свою золотую серединку между полным погружением и описанием для читателя.
Третье - наличие паранормы. Да, пусть так, через генетическую коррекцию человечества, но автор вводит в текст телепатию, целительство, пирокинез. И это огромный плюс для жанрового произведения, потому как научная фантастика традиционно отрицала эти понятия. Однако механизм работы той или иной паранормы не всегда бывает ясен.
Четвертое - мир. Подавляющее большинство авторов (я имею в виду русскоговорящих), описывая далекое будущее, почему-то норовят скатиться в псевдозарубежность. В "Мемуарах" этого, по счастью, нет. Человечество, спасаясь от ледникового периода на Старой Терре (Земле), давно расселилось по галактике и за ее пределами, забыв про старые межнациональные разногласия. Правда, это не означает, что не возникло новых... Общечеловеческий язык - эсперанто, хотя можно встретить и множество чисто русских названий и имен. География, а точнее, космография, обширна и, к моему сожалению, точно так же запутанна, как и моменты паранорм. Автор, карту! Хотя бы схематическую, наложенную точками на снимки телескопов.
Конфликт и идея.
Об этом стоит, пожалуй, поговорить отдельно. Автор выбрала тяжелую тему - женщина на войне. Женщина и война. Женщина и последствия войны.
Героиня не сидит в штабе, не пилотирует истребитель или челнок, не лечит раненых по госпиталям, хотя, в силу профессии должна была бы. По образованию и паранорме героиня - целитель. А воюет вместо этого - в десанте, нет, вдумайтесь, в космодесанте, среди тех, кого первыми бросают на уже лишенную ВКС, но еще не сдавшуюся планету, кто становится в планетарных боях пушечным мясом.
Что заставило женщину, призванную спасать жизни, научиться эти жизни отнимать?
Ответ очень прост и очень страшен - ненависть. Она искорежила женское сердце, превратив героиню из медика, матери, жены - в солдата, в безжалостного убийцу. Но при этом, и это огромный плюс, Энн не тупая машина для убийства. Она сохранила человечность и ясное понимание мира. Пожалуй, только ей и автору ведомо, чего это стоило...
Немного об окружении. Оно пока слабовато выписано, потому что автор - о, как я это понимаю! - стремится побыстрее закончить, сбросить на вордовский лист горящий под пальцами текст. Но я надеюсь, что к тому моменту, когда работа со всеми правками, вычитками и тому подобным, будет, наконец, завершена - мы увидим роман, достойный внимания множества читателей.
Искренне желаю удачи, Ната! Горячего вдохновения, множества читателей и, конечно же, издания!