Плюмбэкс : другие произведения.

Stargate contra Sliders

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Знаете, что мне особенно понравилось в фантастическом телесериале "Звёздные Врата" - и что меня немного расстраивает в ныне просматриваемом мною фантастическом телесериале "Скользящие"? При всей фантастичности и авангардности показываемых в обоих телесериалах событий, телесериал "Звёздные Врата" старается держаться в рамках научности. Как её понимает...

  Знаете, что мне особенно понравилось в фантастическом телесериале "Звёздные Врата" - и что меня немного расстраивает в ныне просматриваемом мною фантастическом телесериале "Скользящие"? При всей фантастичности и авангардности показываемых в обоих телесериалах событий, телесериал "Звёздные Врата" старается держаться в рамках научности. Как её понимает.
  Всему находится то или иное научное объяснение.
  Герои телесериала Stargate* постоянно объясняют невежественным туземцам: "Эти существа - не боги. Они просто пользуются высокими технологиями. В их приспособлениях нет ничего волшебного".
  Особенно показательным в этом плане можно назвать краткий диалог между полковником О'Ниллом и представителем цивилизации Асгард, в котором землянин иронически сравнивает инопланетную технику с магией. Инопланетянин в ответ озабоченно спрашивает: "Вы считаете, что в наших технологиях есть элемент обмана?"
  И данное отношение к феноменам - производящим впечатление чуда - можно назвать красной нитью, идущей через весь фильм.
  Этот телесериал не полемизирует с религиями - с нынешними, с земными. Напротив, джаффа Тилк даже невзначай отпускает уважительную реплику в адрес Иисуса Христа. Но при этом на всём протяжении телесериала, изображающего борьбу героев с существами, выдающими себя за богов, настойчиво продвигается одна и та же мысль: чудеса не являются аргументом. Способность превращать воду в вино сама по себе не даёт права решать за людей.
  И даже христианин, с увлечением просмотревший сериал "Звёздные Врата", уже будет настороженно относиться к сошедшему с небес Иисусу. Что, если это вовсе не Иисус, а один из уцелевших Орай? И будет взирать на него уже не как верующий, а как мыслящий индивидуум. И будет оценивать его поступки уже не так, как оценивают поступки живого бога, а так, как оценивают поступки незнакомого разумного существа.
  Таким образом, телесериал Stargate учит рационализму. Здравому подходу.
  В принципе, это можно было бы назвать скрытым подкопом под религии - но подкопом во сто крат более эффективным, чем все атеистические филиппики вместе взятые.
  Ведь если верующий осмеливается судить Бога по своей этической шкале и отказывать ему в праве называться "Богом" в случае обнаруженного несоответствия - "Орай не боги, они просто очень могущественные существа", - то где граница между данным подходом и атеизмом?
  Если данный подход - не атеизм, то он по крайней мере ничуть не хуже атеизма. И практически все аргументы, применяемые в пользу атеизма, могут быть с равным успехом применены в пользу этого подхода.
  Помимо этого, телесериал Stargate учит внутренней независимости.
  "Мы умрём свободными", - с мечтательной улыбкой на губах произносит джаффа Тилк, бывший слуга Апофиса, отрёкшийся от служения ложным богам ради освобождения своего народа. В момент произнесения им этих слов он - вместе с другими членами команды - находится на борту космической шлюпки, несущейся сквозь пустоту и практически лишённой запасов топлива, кислорода и еды.
  Особо придирчивый или въедливый читатель может спросить меня: а как же Ома Десала, представительница цивилизации Древних, давно перешедших на высший план существования, с которой - как и с Древними - у землян всегда были самые дружественные отношения?
  Не смахивает ли это, паче чаяния, на пропаганду религиозных или эзотерических идей?
  Не смахивает.
  Во-первых, как наверняка должен помнить столь придирчивый и въедливый читатель, среди самих Древних не было единомыслия. И их жизненная позиция представлялась весьма спорной в ряде случаев. Во-вторых, в сериале неоднократно демонстрировалось, что вознесение на высший план существования - то есть переход в энергетическую форму - ещё не делает из тебя ангела в этическом смысле слова.
  И наконец, что самое главное: подтекстом телесериала вовсе не является пропаганда враждебного отношения к любым сверхсуществам как таковым. Сериал лишь учит не воспринимать их как богов.
  Несколько раз в телесериале произносится слово "вера", но о религиозной ли вере идёт речь?
  Нет.
  О вере в друзей. О вере в победу. О вере в себя. О чести - без которой, по словам Тилка, свобода не имеет смысла.
  

*   *   *   *

  А что можно сказать о телесериале "Скользящие"?
  В одной из его серий человек прямо на глазах у научно подкованных персонажей превращается в маленькую птицу - причём вместе с одеждой - и никто из них ни на миг не задумывается о молекулярных трансформациях и законе сохранения материи. Лишь профессор Артуро неохотно выдвигает гипотезу насчёт других законов физики в альтернативных мирах.
  В другой серии один из персонажей вдруг становится невидимым и бесплотным для остальных - при этом обретая чудесную способность проходить сквозь стены. Он может свободно ходить по твёрдым поверхностям, дышать, сидеть и даже пользоваться транспортом, но он не в силах вступить в обоюдное взаимодействие ни с одним из объектов обычного мира. Этот же сюжетный ход был впоследствии перенят сценаристами Stargate. Но как его объяснили в телесериале "Скользящие" - и как его объяснили в телесериале "Звёздные Врата"?
  В телесериале "Скользящие" попытка научного объяснения отсутствовала как таковая. И бесплотно-призрачное состояние героя было условно названо "пребыванием на астральной плоскости".
  В телесериале "Звёздные Врата" объяснение тоже было не особенно научным. "Сдвиг фазы" материи - подобный "сдвигу фазы" в игре Master of Orion. В более поздних сериях терминология была изменена на "сдвиг в иное измерение". Но почему отсутствие прямых мистических элементов успокаивает меня?
  Кроме того, если в одном сериале "переход на астральную плоскость" был результатом стихийного явления, то в другом сериале - результатом применения инопланетной техники. Согласитесь, что второе объяснение позволяет ответить на массу вопросов. Включая вопросы о том, каким образом умудряется дышать призрачно-бесплотный человек - или почему он не проваливается сквозь пол.
  Впрочем, возможно, сценаристы Stargate были столь въедливы в поиске научных объяснений вовсе не из-за своей преданности Здравому Смыслу.
  Просто у них не было иного выбора.
  У них не было столь шикарной лазейки, каковая была у сценаристов сериала Sliders. Они не могли объяснить все странности и несостыковки "разными законами физики в разных альтернативных мирах". Согласно сюжету телесериала Stargate, действие происходит преимущественно в рамках одной Вселенной.
  Но дело не только в этом.
  В телесериале Stargate существовала некоторая единая сюжетная ось, на которую так или иначе было нанизано большинство серий.
  Осью этой было противостояние существам, выдающим себя за богов.
  Существование этой оси даже немного утомляло. Когда я смотрел телесериал Stargate, мне часто хотелось, чтобы влияние глобального сюжета было поменьше, а роль эпизодических обстоятельств - побольше. Мне нравилось смотреть серии, лишённые связи с остальными.
  Теперь, когда я смотрю телесериал Sliders - в котором все или практически все серии первых сезонов не связаны между собой, - я сожалею об этом.
  Нет единой экспоненты. Нет иллюзии движения. То и дело меня посещает мысль, что ту или иную серию можно спокойно пропустить без малейшего ущерба для понимания следующих.
  Об отсутствии философского подтекста, подобного философскому подтексту Stargate, я уже и не говорю.
  Допущения, лежащие в основе той или иной серии, часто бывают произвольны до смехотворности. Женщины с усами. Предоставление максимума прав молодым. Победа Советского Союза над Соединёнными Штатами ввиду благоприятной экономической конъюнктуры после войны в Корее. Принцип бабочки начинает и выигрывает. Я, конечно, верю во влияние малых сил на большие исторические процессы, но зачем перегибать-то?
  И этот загадочный "мост Эйнштейна-Розена-Подольски"... Почему бы не рассказать телезрителям правду о теории студента Хью Эверетта?
  

*   *   *   *

  Говоря в общем и целом, есть одно смягчающее обстоятельство, которое весьма оправдывает телесериал Sliders.
  Он был более ранним.
  Телесериал "Звёздные Врата" вышел на экраны в 1997 году, в то время как телесериал "Скользящие" начали снимать за два года до этого. При этом первый сериал перенял многое от второго - идею путешествия героев по разным мирам, численный состав команды, внешний вид портала, вышеупомянутый сюжетный ход с "бесплотностью" одного из персонажей.
  Таким образом, сравнивать их - всё равно что сравнивать "Терминатора-2" с "Терминатором-1". Будет ли кто-нибудь спорить, что в первом фильме и спецэффекты покруче, и философский подтекст повнушительней?
  
  
09/11/2007
  
  _____________
  * Stargate - это "Звёздные Врата". Sliders - это "Скользящие". Смотрите, не перепутайте.
  
  
  
  
  Дневник Человека За Рулём.
  Сайт Мессии
  Если Вы по натуре - независимый геймер-аннигилятор, спешите вступить в ОНГА - общество таких как Вы!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"