Какая она? На мой взгляд, чуть ли не полностью срисованна с "Magic the gathering" и D&D. И с других игрушек. Путь может следовать как для воинов, так и для лекарей (самые крутые убийцы). И тропы: белая, черная, магия воды, воздуха, огня, земли... Силовыми линиями обвита вся планета! Колодцы в каждой подворотне. Шаманы маздай, Академия - форевер! Игрушечные мысли игрушечного поколения.
Итак, стандартная дорога в маги, описываемая на СИ.
Некто, имеющий определенный потенциал (причем, что подразумевается под словом "потенциал" - не ясно), приходит в Магическую Школу и проходит тест. Этот Некто может быть и попаданцем и местным жителем. Попаданцы - предпочтительнее, они сплошь - программисты и гораздо умнее мелкотравчатых местных жителей. Как правило у ГГ не спрашивают, умеет ли он читать, писать, что знает об окружающем мире... какую сословную нишу занимает, и многое другое.
Здесь авторы почему-то совершенно забывают, что в Средние века даже большинство дворян подписывалось "крестиком". Образование было чуть выше нуля и только у церковников. И не надо говорить про "Эпоху Просвещения", про особенности менталитета. Все тупо. Крестьянину читать незачем. Ломоносов, вон, научился, так с обозом до Архангельска дочикилял. Кто коров пасти будет, если все сплошь грамотные?
Ладно. Грамотный или нет, ГГ принят! Ему выдают: койку в общежитии, хламиду, защитный фартук (или что-то в этом роде), нижнее белье, носки, упаковку "Олвейс", обеспечивают трехразовым питанием, прачкой, уборщицей и добрым комендантом, грозящим узловатым пальцем, мол: "Дети, не шалите!" Причем все - совершенно бесплатно, т.е., на "халяву"! Где есть такой университет, кто знает?! Учиться поеду! Пока не поздно!
Не стоит забывать, что готовятся весьма могущественные люди. В смысле - маги. Некоторые авторы "удачно" обыгрывают этот момент, приставляя к ГГ наблюдателей из спецслужб и описывают мышиную возню контрразведки, гильдии магов, а так же вовлекая студентов во внутренние дрязги. Иначе как унылым конским навозом эти потуги не назовешь. Кто платит за обучение? Сами? ХА - ХА! Стеклянная реторта в 15 веке стоила дороже коровы. А сколько магу батрачить на государство? Кто задумывался?
Дальше, у сытого, отмытого и переодетого безграмотного ГГ начинается учебный процесс. Вот здесь фантазия авторов не знает границ! Намешано буквально все! Зелья, боевые полигоны, медитация, умение скакать на лошадях (Конечно! Ведь другого транспорта в средневековье не было! И на лошадях ездить никто не умел), фехтование, нудные лекции о "теории магии" (кстати, почему нигде не встречал "аналитическую магию", "квантовую магию", или, скажем, "инженерную магию", "начерталка", правда, пару раз встречалась). И Учитель учит толпу малолеток, (как правило - совершенно безбашенных), как применять волшебство. Это все равно, что дать тинейджеру огнемет, а потом смотреть на догорающий соседский дом и умиляться: "Ах, как быстро растут дети..."
Я спрашивал у разных авторов: "А какие предметы ГГ изучает"? В ответ - помойная смесь из игрушек и прочитанных книг. Систему так никто и не описал. ГЫ) У Поттера в Гриффиндорфе тоже не так много наук, его автор дальше колледжа не прыгнула.
Вот и получается, что ГГ, как и автор, учиться не любит, предпочитая пить пиво, играть в любофф и искать приключения на свою задницу. Вот вам и сюжет! Вот здесь - самое интересное начинается! Как недоучка с огромным "потенциалом" расправляется с некромантом на кладбище! Как первокурсник (в лучшем случае - второкурсник) на "раз - два" решает сложнейшую задачу, над которой бились лучшие умы Академии! Как страдающий от похмелья и недостатка денег ГГ мигом решает все проблемы, найдя клад, спасая премьер министра, или, на худой конец, изготовив перегонный куб и поставив бражку. Вариантов - множество!
Результат. Неуч получает все зачеты, сдает экзамены на "отлично" и ему экстерном вручают красный диплом. Архимаг (ректор Академии), украдкой вытирает слезы, сожалея, что столь талантливый "студент" не остался на кафедре. Конец первой части.
Один мой знакомый задал сакраментальный вопрос: "Вспомни Гэндальфа. Какая магия у Толкиена?".
Я едва не развел руками. Вот там магия - отнюдь не "игрушечная". А живая. Настоящая. Без прикрас. Оно и понятно, в то время ни D&D, ни Magic the gathering, ни Моровинда... их не было.
Вывод. Вместо того, чтобы придумать что-то свое (хотя бы, как Макс Фрай), авторы фэнтэзятины пошли по проторенной дорожке. Спекулируя на играх они перенесли чужие идеи в свои произведения. Даже в персонажах. Эльф - обязательно блондин. Дроу - с красными глазами. Гном - с топором и мешком денег. Тролль - тупой и немытый (хоть я и хожу в душ 2 раза в день, но от этого штампа мне не избавиться). Орк, гоблин... - словно сошли с картинок "Варкрафта". Что ни вампир - то глава Клана и невписуемый красавец! Дракон... про них вообще молчу.
Штампы, штампы, штампы... И "игрушечная" психология авторов.
Создан стереотип, от которого не избавиться. Почему хают фэнтэзи - произведения? Ведь по большому счету в них говорится только о хорошем. О верности, чести, любви, дружбе, торжестве справедливости, какой бы эта справедливость ни была...
Все просто. Жизнь - это не компьютерная игра. Подавляющее большинство произведений - бумажная копия РПГ-шек, придуманных другими людьми. Пользоваться чужим Миром легко. А создать свой - столько заморочек!
По этой причине, на мой взгляд, фэнтэзи превращается в болото. С каждым годом произведения становятся все тусклее, все узнаваемее, с очередными картонными персонажами из компьютерной игры. И какие бы страсти в книге не бушевали, в конечном итоге получается очередной отстой.