Неманькин Федор Михайлович : другие произведения.

Воспоминания о участии в Великой отечественной войне в качестве юнги на кораблях Северного Флота

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Воспоминания о добровольном участии в Великой Отечественной Войне с 1943г. в 15-летнем возрасте в качестве юнги на кораблях Северного Флота.


   Неманькин Федор Михайлович род. 27.11.1928г.
  
  
   Воспоминания
   О добровольном участии в Великой Отечественной Войне с 1943г.
   в 15-летнем возрасте в качестве юнги на кораблях Северного Флота.
  
   Мы ценим свою жизнь и не без грусти думаем об ее
   финише ... Каков он? Воинов, погибших в море, в
   отличии от сухопутных, не провожают с венками на
   крестах и обелисках. Им венки бросают на водную
   гладь - на волны...
   Посвящается тем, кто на кораблях различного
   назначения ковал общую победу и отдал за нее
   жизнь.
  
   Ф.М.
  
  
   Неманькин Федор Михайлович
   Мой путь в Великой Отечественной Войне спокойным называть не приходится.
   Летом 1942 года в бухте Озерко на полуострове Рыбачий был с самолета торпедиро-ван пароход "Ямал" водоизмещением в 2тыс. тонн. Посчастливилось экипажу в том, что торпеда не взорвалась, а, прошив паровой котел, находящийся в рабочем состоянии, вышла за бортом выше ватерлинии примерно на 0, 5 м. Пароход "Ямал" остался на плаву. Погиб котельный машинист, два человека были ранены. "Ямал" был отбуксирован в порт Мурманск. Путь был один - по Мотовскому заливу. Судно поставили в ремонт в судоремонтный завод Росты.
   В конце 1943 года объявился в штате палубной команды я, отметивший только два дня назад свое пятнадцатилетие, и был зачислен в штат юнгой. Время шло, пароход отремонтировали через пять месяцев. К тому времени я уже был зачислен матросом второго класса, стоял вахты. Нередко появлялись стервятники, засыпали множеством зажигательных бомб, были, конечно, и фугасные, но, к счастью, они нас миновали.
   Летом 1944 года пароход "Ямал" вновь встал в строй боевых единиц Северного Флота во главе с комсоставом офицерских званий. Команда, в основном, состояла из мобилизованных через военкоматы. Были несколько человек призваны из Горьковской области как опытные моряки еще дореволюционного Николаевского Флота: Тузов Иван Васильевич, Сиротин и другие.
   Командованием Северного Флота ставились прежние задачи: обеспечение военной техникой, продовольствием, военными подразделениями полуостровов Рыбачий и Средний, на землю которых не ступила нога немецких захватчиков.
   Будучи в ремонте, я постиг все специальности наравне с бывалыми моряками. Я уже уверенно стоял на вахте в рулевой рубке за рулем, неплохо освоил мастерство сигнальщика, азбуку Морзе. Мне было присвоено звание матроса первого класса.
   Рейсы были не только в бухту Озерко, но и во многие точки побережья. По Мотовскому заливу было сложно следовать, т.к. материковый берег был занят немцами, которые обстреливали проходящие суда. Поэтому приходилось маневрировать, следовать зигзагообразным курсом, прижимаясь к берегу, прячась в туманы, хотя была опасность засесть на мель. Конвоирующие корабли делали дымовую завесу. При следовании в открытом море было еще сложнее. Как правило конвой состоял из 8-12 вымпелов, в т.ч. были эсминцы, морские охотники и торпедные катера, которые глубинными бомбами отгоняли субмарины, однако потери были немалые, т.к. почти рядом, на Новой Земле находилась база немецких подлодок.
Так недалеко от острова Кильдин почти в одно время были потоплены такие же вспомогательные пароходы "Революция" и "Пролетарий". На последнем погиб мой товарищ Миша Илларионов, с которым в 5 классе мы сидели за одной партой.
   5 классов - это потолок моего образования в общеобразовательной школе N3 г. Мурманска, с началом войны в школу больше ходить не пришлось.
   В середине 1944 года пароход "Ямал" был передан Архангельскому военному порту. На пароход были присланы 20-30 человек из Архангельской школы юнг. Ко мне как к наставнику на вахту прикрепили, в разное время, от 3 до 5 юнг на 2 месяца. Кроме прежних маршрутов походы стали делать и на восток. Доставляли грузы по всему северному побережью до поселка Амдерма. Заходили однажды в Мезень, где к нам загрузили стадо коров, которых развозили в Поной, Йоканьгу, на острова Медвежий и другие.
   Без сопровождения конвоями не обходились, т.к. у нас вооружение было всего 2 крупнокалиберных пулемета типа "Оликри". В один из рейсов перевозили в бухту Озерко женский батальон. Девушки были 19-20 лет, в основном из областей средней России. С восхищением вспоминаю, как девушки во время налета бомбардировщиков при шторме не менее 4 баллов сумели организовать отражение нападения, стреляя из пулеметов.
   До конца войны оставались месяцы. Пароход "Ямал", разгрузившись в Линнахамари и взяв груз для Мурманска, стоял в ожидании отправления. Однако отход задержался, т.к. подлодки противника блокировали все побережье Баренцева и Карского морей. По слухам на каждые 2 квадратные мили приходилась одна субмарина. Накануне при выходе из Линнахамари были потоплены 2 грузопассажирских парохода, в т.ч. пароход "Спартак", на котором находился госпиталь. В создавшейся ситуации из Линнахамари в Мурманск нужно было отправить пароход "Диксон" водоизмещением 12 тысяч тонн типа "Либерти". Конвой был организован в 25 вымпелов. В штабе Северного Флота ранее принятое решение отправить с этим караваном и пароход "Ямал" отменили по причине якобы малой скорости нашего парохода, что не соответствовало действительности. "Ямал" остался запертым в бухте Линнахамари почти на месяц.
   Позже, когда наши войска освободили Петсамо, север Норвегии, нам довелось сделать еще один рейс в Линнахамари и обратно с освобожденными гражданами, населением Норвегии и Финляндии. Все три класса на пароходе были загружены людьми полностью, а второй класс был занят только мамашами с маленькими грудными детьми. Это был последний рейс моей полуторалетней службы во время войны в качестве добровольца - юнги Северного Флота.
   Об окончании войны команда парохода "Ямал" узнала от стоявшего под бортом английского тральщика днем раньше, т.е. 8 мая. Мы стояли в бухте поселка Териберка у борта тоже союзного парохода, торпедированного невдалеке от острова Кильдин ( впоследствии он был прибуксирован в Кольский залив и стоял на рейде с огромной пробоиной в борту напротив пос. Три Ручья. Из 10 трюмов этого огромного парохода водоизмещением 12 тысяч тонн 6 были не затоплены, поэтому он был на плаву. Наш пароход использовался как база дислокации. После сообщения нашего радио об окончании войны предела радости не было конца. Была израсходована добрая половина боеприпасов и ракет.
   После полутора лет тяжелых испытаний в мои 16,5 лет закончилась для меня война. Я горжусь тем, что в столь юные годы внес свою лепту в общую победу. Т.к. пароход "Ямал" был приписан к Архангельскому порту, меня перевели в распоряжение военного порта г. Мурманска.
   Однако последствия войны еще здорово напомнили о себе. Согласно репарации часть кораблей немецкого флота были переданы нам. На один из таких немецких кораблей был направлен я матросом первого класса. Это был большой морской буксир. После некоторого ремонта этот буксир под номером "М-14" получил задание идти в бухту Могильную на остров Кильдин и 30 ноября 1946 года взять там с командой солдат баржу, груженную термитными бомбами в количестве 860 штук длиной по 1 метру и несколькими десятками фугасных бомб. Мы должны были вывести баржу в море и затопить груз по сроку давности. Баржа была отпущена на тросе метров на 300. Солдаты, сбросив с палубы фугасные бомбы, начали сигналить, что из-за шторма работать не могут и просят возвратиться обратно в бухту. Пришвартовавшись в губе, капитан Молчанов Павел Константинович разрешил мне идти отдыхать в каюту, т.к. рулевых было всего двое, приходилось стоять вахту за третьего. Солдаты для облегчения труда в море стали выгружать термитные бомбы иэ трюма и укладывать их на палубе. Один из солдат по неосторожности стукнул бомбу головкой о металлическую палубу. Бомба взорвалась, взорвались все бомбы в трюме, баржа разорвалась пополам, корма и нос ее повисли на швартовых. Основная сила взрывной волны пришлась на штурманскую и радиорубку. От термита плавился металл. Буксир получил крен на 30 градусов, вокруг был сплошной огонь. У меня появилась мысль: отрубить наши швартовые от баржи. Сбежав в кубрик за топором, я увидел обезумевшего электрика (он был года на 3-4 старше меня, фамилию его не назову - он живет в Мурманске). Электрик пытался отдраить иллюминатор, за стеклом которого ничего кроме толщи воды не было. Я успел остановить его от безрассудных действий, о последствиях которых можно не говорить. Я и мой помощник матрос второго класса Золотавин Алексей размотали шланги для тушения пожара. На мостике в гуще дыма и пара я обнаружил поджаренного радиста, из одежды на нем был только кусочек шерстяного носка на ноге. Тушили часа два. Загорелся уголь в бункере, создалась опасность взрыва котлов, т.к. к ним подходила вода. Котлы затушили. Внешняя температура была около - 25 градусов. При заводке буксирного троса на берег шлюпка, в которой находился и я, перевернулась. Конечно, изрядно покупались. Подошла помощь из Полярного, и наш холодный, с выгоревшими помещениями, беспомощный буксир с людьми в обледеневшей одежде прибуксировали в Мурманск только через 12 часов.
   Судно было спасено, но были погибшие, раненые. Командование Северного Флота сочло необходимым выдать команде денежную премию. Особо были отмечены капитан, старший механик, боцман, я и мой помощник матрос второго класса. Около 12 человек были отмечены средне, а 7 человек как неактивные и паникеры отмечены не были.
   Однако после такой купели я получил ревматизм тазобедренных суставов. Очень долго лечился, с месяц не мог передвигаться без палочки. Однако через 2 года я был признан годным к срочной службе. В Армии я был радистом первого класса, сказалась морская подготовка. На состязаниях Беломорско-Балтийского военного округа я был награжден грамотами командующего округом маршала Мерецкова за второе место по скорости приема и передачи, а также за обмен радиограммами. После демобилизации закончил Дорожно-техническую школу железнодорожного транспорта с отличием. Потом по липовому свидетельству за 7-й класс ( закончил 5 классов) об образовании поступил на заочное отделение Ленинградского техникума ж.д. транспорта им. Дзержинского и закончил его с отличием. Затем работал около 26 лет машинистом электровоза в Мурманском локомотивном депо. Имею награды за Великую Отечественную войну: Орден Отечественной войны, медали " За оборону Советского заполярья", "Победу над Германией" и 9 юбилейных медалей. Был награжден орденами: Орденом Ленина и Орденом Трудового Красного знамени, а также знаком "Почетному железнодорожнику СССР". С 1984 года нахожусь на пенсии. До 1992 года был персональным пенсионером.
   Таков, вкратце и без подробностей мой путь, где отражены далеко не все эпизоды Великой Отечественной Войны, участником и свидетелем которых пришлось мне быть в юности.

г. Кострома, май 2005 г.

*********************************************************

Федор Михайлович ушел в мир иной 30 апреля 2018 года в Щелковском районе Московской области. До конца сохранял бодрость и полностью трезвый ум.



Неманькин Федор Михайлович, 90-е годы
Неманькин Федор Михайлович, 90-е годы

Неманькин Федор Михайлович, апрель 2018 г., Московская область

Неманькин Федор Михайлович, 2018 год

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"