Погребняк Николай Иванович : другие произведения.

Дневник по посланию к Колоссянам

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сия книга Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей - это дневник. Послание к Колоссянам было написано в ответ на обеспокоенность Епафраса тем, что в их церкви появились лжеучителя, ставившие ангелов наряду со Христом и учившие, что им нужно служить, как посредникам между людьми и Богом.




Погребняк Николай
ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ К КОЛОССЯНАМ


Литературный корректор: Флегонтова Галина

О книге
Сия книга Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей - это дневник. Послание к Колоссянам было написано в ответ на обеспокоенность Епафраса тем, что в их церкви появились лжеучителя, ставившие ангелов наряду со Христом и учившие, что им нужно служить, как посредникам между людьми и Богом.
- - - - -


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ К КОЛОССЯНАМ
1 гл. Ответ Апостола на ереси. Великая тайна Божия, сокрытая от веков и родов.
2 гл. Поклоняющиеся ангелам и закону становятся рабами религиозной системы
3-4 гл. Практические наставления
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ



ВВЕДЕНИЕ

По всей вероятности церковь в Колоссах была основана одним из учеников Апостола Павла, Епафрасом (Кол.1:7). Но, несмотря на то, что церковь была основана без личного участия Павла, он заботился о её духовной жизни: как он пишет к верующим этой церкви: "Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти. (Кол.2:1)".
Время написания послания.
Послание к Колоссянам было написано Апостолом во время пребывания его в первом римском заключении (Кол.4:3). Хотя Павел и находился в узах, для него этот период был, пожалуй, одним из самых плодотворных в духовной жизни. Из Рима он написал целый ряд посланий, позже вошедших в Священное Писание: послания к Колоссянам, к Филиппийцам, к Ефесянам, к Филимону, а позже ещё и послание к Палестинским Евреям.
Повод и цель написания послания.
Насколько была серьёзной причина, побудившая Апостола Павла не ограничиться устными наставлениями Епафрасу, а написать послание людям, лично ему незнакомым, об этом кратко, но довольно полно сказано в Толковой Библии с комментариями А. П. Лопухина: "Къ Апостолу Павлу въ Римъ явился основатель Колосской церкви Епафрасъ, чтобы испросить у Апостола советовъ по поводу угрожавшего Колосской церкви лжеученiя. Это лжеученiе могло увлечь Колосскихъ христiанъ. - Что это было за лжеученiе? Что касается содержанiя ихъ (лжеучителей) ученiя, то здесь на первомъ плане стояло отрицанiе единственности значенiя въ деле спасенiя Господа Iисуса Христа, Котораго они не держались какъ главы (Кол.2:19). Наряду со Христомъ ставили ангеловъ, которымъ и учили служить какъ посредникамъ между людьми и Богомъ (Кол.2:18). Наконецъ, въ отношенiи къ морали, колосскiе лжеучители проповедывали своеобразный аскетизмъ, соединяя его съ почитанiемъ некоторыхъ iудейскихъ праздниковъ и другихъ обрядовыхъ постановленiй Моисеева закона (Кол.2:20-23)".[1]


ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ К КОЛОССЯНАМ

1 гл. Ответ Апостола на ереси. Великая тайна Божия, сокрытая от веков и родов.

Кол.1:3-7 Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас... в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, которое вы услышали и познали благодать Божию в истине, как и научились от Епафраса.
Апостол Павел начинает своё послание не просто с приветствия, а с приветствия с увещеванием, которое можно озвучить так: "Вы были правильно научены, и подтверждение сему вы видели по плодам Святого Духа в себе, поэтому не оставляйте истину и не гоняйтесь за философиями".

Кол.1:9 Посему и мы с того дня, как [о сем] услышали, не перестаём молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном.
Почему Апостол Павел так печётся о церкви в Колоссах? - Он и молится за эту церковь, и послание написал ей. Думаю, что причиной этому было то, что церковь в Колоссах в тот момент переживала трудное время и внешних гонений, и нашествия внутренних врагов - иудействующих законников, пытавшихся подменить в церкви жизнь по вере под водительством Святого Духа, на жизнь, проводимую в теологических философствованиях и служении ангелам (Кол.2:18-22).

Кол.1:9-14 Посему и мы с того дня, как [о сем] услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всём угождая [Ему], принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов.
Апостол Павел не пишет: "Надеемся, что, возможно, когда-либо в будущем будем познавать Бога и возрастать в духе, и возможно будем введены в Царство Божие, а убеждённо заявляет, что молится о том, чтобы Колоссяне уже здесь и сейчас исполнялись познанием воли Бога, чтобы уже здесь и сейчас укреплялись силою Святого Духа, во имя Иисуса Христа, введшего нас по благодати в Царство Божие". Из этого следует однозначный вывод: что и Апостол Павел, и верующие в Колоссах знали, что они не просто когда то, в будущем, возможно, будут в Царстве Небесном, а что уже здесь и сейчас живут на земле, как граждане Царства Божьего.
К сему я вспомнил, что и Серафим Саровский неоднократно говорил о том, что пребудет в раю со Христом. Да, так и есть: истинно верующий человек, спасённый благодатью Христовой, уже здесь на земле имеет реальное общение с Духом Божьим и уже здесь знает от Господа, что пребывает с Ним. А если он здесь пребывает с Богом, то значит и после смерти пребудет с Ним в раю.
Не путайте то, о чём я сейчас сказал, с ложным учением о "билете в рай", которое учит, что если вы крестились и периодически причащаетесь, то билет в рай уже лежит у вас "в заднем кармане". Нет, никогда подобного "билета" Господь никому не давал и не даст. Вы должны здесь и сейчас жить в общении с Ним, жить в научении от Святого Духа и в послушании Ему, тогда и мир в сердце будете иметь - мир относительно своего вечного будущего. А если вы здесь и сейчас живёте сами по себе, без общения с Богом, то и в вечном будущем будете без Бога.

Кол.1:15-17 Который (Иисус Христос) есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и всё Им стоит.
"(Иисус Христос) есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари; ибо Им создано всё" - не сотворённый, а рождённый от Отца Иисус Христос - Бог и Творец мира стал человеком, чтобы явиться пред нами в видимом, доступном для нашего понимания виде.
В послании к Колоссянам Апостол Павел много внимания уделяет объяснению того, что Иисус Христос не просто Спаситель и Мессия, а Бог. Например, во второй главе он называет Богом и Отца и Сына: "Для познания тайны Бога и Отца и Христа. (Кол.2:2)" - как видите, здесь сказано не: "Бога Отца и Его Сына, Иисуса Христа", а: "Бога и Отца и Христа".

Кол.1:18,19 И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство, ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нём обитала всякая полнота.
Это ещё одна грань славы Иисуса Христа, - тут уже не как Сына Божьего, а как человека, ибо Иисус Христос - Человек, который является первенцем из мёртвых (первым воскресшим в прославленном вечном теле) и главой Церкви, состоящей из человеков.
Уважаемые читатели, вы должны понимать не только величие славы Господней, но и предназначение её: должны понимать, что если главой Церкви является Господь, и сама Церковь является Телом Христовым, то она не может жить (истинно жить) вне Главы, вне водительства Святым Духом. Церковь - это не религиозная организация, а собрание верующих, рождённых Свыше и водимых Святым Духом. А то, что ныне церкви превратились в религиозные организации - это уже не от Бога, а от людей, - любящих первенствовать в собраниях и получать знаки почтения, людей.

Кол.1:21,22 И вас, бывших некогда отчуждёнными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его.
"Примирил (с Богом) в теле Плоти Его" - многие античные философы, например, последователи Пифагора, Платона и Эпикура учили, что материя греховна по своей природе, а дух добр (учтите, что Колоссяне родились в греческой культуре, в греческой философии). И вот среди верующих возник соблазн: если тело греховно по своей материальной сущности, то пусть моё тело теперь живёт и наслаждается похотями, ведь, пред Богом, Который есть Дух, предстанет не оно, а только мой дух. На это Апостол Павел отвечает: вспомните, что вы примирились с Богом и стали святы через жертву именно материального тела Иисуса Христа, то есть, выражаясь языком греческих философов, благо было соделано материей, руководимой духом - Святым Духом.
Продолжая эту тему, Павел указывает, что Церковь Христова созидается не из духов, а из верующих человеков, находящихся в материальных телах. И он - Апостол - благовествует, то есть, делает доброе дело, будучи в ветхом материальном теле. Следовательно, природа материи - творения Божьего - не греховна. Просто ныне грех поработил материю страхом смерти и заставил служить себе.

Кол.1:22,23 Примирил в теле Плоти Его, смертью Его, [чтобы] представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.
"Если только пребываете тверды и непоколебимы в вере" - мы пребудем в вечности со Христом как святые Божии, только если здесь, на земле, будем тверды в вере и не отпадём от надежды - таково условие Господа Иисуса Христа. Бог не требует от нас безгреховности по букве закона, но требует твёрдости в вере и в уповании на Иисуса Христа.
Греческие слова, переведённые здесь как "тверды и непоколебимы" означают не просто стойкость в вере (стойкими в своей вере могут быть и слепые фанатики), а крепкую утверждённость, устойчивость на фундаменте, который есть Иисус Христос. Апостол Павел наставляет Колоссян, чтобы их вера была такой же, как у Апостолов после сошествия на них Святого Духа - это не просто некое требование Божье, а неотъемлемая часть жизни во Христе, неотъемлемая часть рождения Свыше (как необходимость дыхания у новорождённого).
Как-то я слышал, что один сладкоречивый пастырь уверял верующих, что сестра из их церкви, которая умерла, совершив самоубийство, всё равно будет с Богом в раю, ибо она успела перед смертью покаяться. Слушал я его и думал: я бы не стал так уверенно заявлять об этом. Конечно, сила слов покаяния велика (если они были произнесены), но была ли в той женщине действенная вера? Разве само деяние, суицид, не является отпадением от надежды благовествования Христова? Очень сомневаюсь.
Уважаемые читатели, поймите, осознайте, что жить с Господом Богом - это не свечки в храме ставить и даже не участвовать в деятельности поместной церкви - это намного ответственнее, намного серьёзнее, чем хотелось бы многим из вас - это жить под реальным водительством Святого Духа. И я благодарен Богу, что Он так серьёзно подходит к избранным Своим, потому что..., посмотрите, о чём пишет Апостол Павел дальше: он обращается к тайне Божьей, сокрытой прежде веков (Кол.1:26-28).

Кол.1:26,27 Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы.
"Тайну, сокрытую от веков и родов" - ныне тайна Церкви открыта только истинно верующим, а не просто религиозным людям. И эта тайна заключается в познании сути слов: "Христос - Сын Божий в вас". Раньше тайна сия была сокрыта даже от Ангелов, ибо Церковь - это не просто религиозное обращение человеков к Богу, а гораздо больше - это Божье усыновление во Христе Иисусе. Бог явил нам Свою вечную любовь, даровал нам возможность познать её в спасении и усыновлении - это и есть, Христос - Сын Божий - в нас.
Сия любовь, которая излилась на нас, избранных Божьих, через Святого Духа и вошла в нас, и стала нашей любовью (любовь агапэ) есть совершенство всякого человека во Христе.

Кол.1:28 (Христос), Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе.
Какова цель учения Христова? - Спасение? - Да, спасение по благодати, но это только первый шаг, подобно тому, как поступление в школу является лишь первым шагом в постижении знаний. А дальше идёт обучение, но в отличие от обычной земной школы, в Школе Христовой обучение проводит Сам Святой Дух, являя избранным человекам дары: слово знания, слово мудрости, пророческое слово и так далее, и таким образом научает нас всякой премудрости, чтобы представить совершенными во Христе. Ещё раз повторяю: сначала Святой Дух должен излить на пастыря или учителя Свой дар, и только потом он сможет явить нам слово от Бога, только тогда он сможет наставить нас истине. Без излияния дара Святого Духа, слово пастыря или учителя будет лишь заученным человеческим говорением, не несущим в себе силы Святого Духа.
"Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе" - великая изначальная цель Бога: сделать нас, верующих в Иисуса Христа, совершенными, то есть без всякого недостатка и в духе, и в душе, и в теле.
"Да будет Бог всё во всём". (1Кор.15:28)


2 гл. Поклоняющиеся ангелам и закону становятся рабами религиозной системы

Кол.2:1,2 Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти, дабы утешились сердца их, соединённые в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа.
"Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе" - Апостол Павел не для того отметил что молится и о церквях, находящихся в соседних с Колоссами городах, чтобы все увидели его заботу, а чтобы Колоссяне знали, что не только на их долю выпало переживать трудные времена, не только их церковь атакуют и извне, и изнутри. И чтобы, ободрившись, укрепились сердцами в духе и истине.
"Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами". (Кол.2:4)

Кол.2:6 Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, [так] и ходите в Нём.
"Ходите во Христе Иисусе" - не некоего философского или религиозного учения ищите или тайной магической силы, а прилепляйтесь к Господу сердцами своими. Укоренитесь в любви к Иисусу Христу, укрепитесь в слове Его, открываемом вам Святым Духом, и тогда вы сможете противостать и внешним гонениям, и обольщениям, и ересям - только тогда и только так.

Кол.2:8-10 Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому... ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти.
Еретики, в частности Александрийские иудействующие христиане, учили, что Иисус Христос не был по-настоящему рождён, не жил настоящей человеческой жизнью и не умирал по-настоящему, а всё это было лишь иллюзия. Опровергая их лжеучение, Апостол пишет, что в Иисусе Христе обитает вся полнота Божества телесно. Греческое слово "соматикос", переведённое здесь, как "телесно", имеет значение: "действительно, реально, а не кажущимся образом".[2]
Но Апостол Павел на этом не закончил свою мысль, а продолжил словами: "И вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти". То есть, и сами Колоссяне наполнены, исполнены Христом.
Спросите, разве может один человек наполнить собой другого, а тем более, многих людей? Нет, конечно, для человека такое невозможно, но вездесущий Бог силён сие сотворить. Таким образом, Павел выдвигает ещё одно доказательство того, что Иисус Христос является и истинным человеком, и истинным Богом. Он - Человек, чтобы наше искупление было настоящим, а не иллюзией искупления, и Он - Бог, чтобы мы, исполнившись Им, истинно уподоблялись Богу, а не понарошку.

Кол.2:11 В Нём вы и обрезаны обрезанием нерукотворённым, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым.
"В Нём вы обрезаны обрезанием нерукотворённым" - в Ветхом Завете плотское обрезание было знаком вхождения человека в договорные отношения с Богом и свидетельствовало, что человек принадлежит Богу. Здесь союз верующего с Иисусом Христом заключается через истинное обрезание - обрезание сердца в покаянии и уверование в то, что мы обретаем усыновление Божие через соучастие в смерти Христа.
"Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни". (Рим.6:4)
В дополнение приведу комментарий шотландского богослова, Уильяма Баркли: "Теперь Павел отвечает лжеучителям. Он говорит им: "Вы требуете обрезания, но вы должны помнить, что обрезание - это не просто удаление крайней плоти человека, а удаление всей той части его человеческой природы, которая вызывает конфликт с Богом". И далее продолжает: "Любой священник может сделать обрезание крайней плоти, но лишь Христос может совершить это духовное обрезание, которое есть отсечение от человеческой жизни всего, что мешает ему быть послушным чадом Божиим". Но Павел идёт и дальше. В его представлении это не теория, а факт".[3]
"Быв погребены с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мёртвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи". (Кол.2:12,13)
Дополнительно - см. комментарии к Рим.6:3.

Кол.2:14,15 Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
"Истребив учением" - древнегреческое слово exaleifo означает "стереть, изгладить, вычеркнуть", а слово dogma означает "учение, постановление, повеление", то есть по постановлению Божьему рукопись со всеми нашими грехами стёрта, изглажена, потому что Иисус Христос взял грехи наши на Себя и пригвоздил их вместе с Собой к кресту.
А ещё Иисус Христос Своей смертью - истинной смертью, а не иллюзорной - осудил грех и смерть, ибо в законе сказано: "наказание за грех смерть", а Он умер будучи безгрешным, значит смерть завладела тем, на что, по закону, не имела никакого права. Грех и смерть нарушили закон, и теперь сами будут судимы Богом, как нарушители закона Божьего.
"И смерть и ад (будут) повержены в озеро огненное". (Откр.20:14)

Кол.2:16,17 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе.
"Итак..." - Апостол подводит черту под вышесказанным: никакие иудействующие законники, никакие религиозники не имеют права осуждать вас ни за пищу (поститесь вы или нет - это ваше дело и Господа Бога), ни за то, что вы не соблюдаете религиозные праздники (это опять же ваше дело и Господа Бога, пред Которым вы ходите).
Уважаемые читатели, ходя в церковь, помните, что ни религия, ни закон, никакой аскетизм никогда не смогут вас воскресить и реально привести к Богу. Только личное познание Спасителя Иисуса Христа (познание в покаянии), только реальное водительство Святым Духом - вот что дарует вам и воскресение в прославленных телах, и вознесение в Царство Небесное.
Не спорю, в ветхозаветные времена религия и закон были основой поклонения Богу, хотя и в те времена были случаи личного, реального водительства избранных Божьих Святым Духом: вспомните "скинию Давидову", вспомните ветхозаветных пророков. Но это было тогда, а сейчас жертвой Христовой уже удалена завеса, отделяющая людей Божьих от общения с Духом Божьим. Святой Дух сошёл не для того, чтобы прятаться от нас и отгораживаться новой религиозной "завесой", а для того, чтобы открыть нам и в нас Господа Иисуса Христа.
"Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам". (Ин.14:26)
Дополнительно - см. комментарии к Евр.10:1.

Кол.2:18,19 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы (Иисуса Христа).
Приведу современный перевод РБО, так как он более полно выражает мысль Апостола: "Не допускайте, чтобы вас осуждали люди, которые обожают смирение (древнегреч.: "религиозное смирение на публике"), поклоняются ангелам и распространяются о собственных видениях. Напрасно они кичатся своим умом, он у них всё ещё земной".[4]
Таким образом Апостол Павел снова и снова напоминает - не только Колоссянам, а всем нам, всей Церкви напоминает, - что наша цель: стать едино со Христом. И чем ближе вы, братья и сестры во Христе, познаёте Его, покоряясь воле Святого Духа, тем более уподобляетесь Ему. И, наоборот, чем больше вы воздвигаете разных посредников между собой и Иисусом Христом (пастырей ли, святых или ангелов), тем дальше уходите от Него.
Помните, есть только один истинный Божий посредник между нами и Иисусом Христом - Святой Дух, сошедший с небес, чтобы открыть нам и в нас Сына Божьего.


3-4 гл. Практические наставления

Кол.3:5-9 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть, любостяжание, которое есть идолослужение... отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его.
Итак, заботьтесь не о том, чтобы явить перед людьми свою религиозность, или свою праведность по закону, а о том, чтобы просто быть добрыми сердцем людьми. Старайтесь не стать рабами греха - вот и всё, что требуется от вас.

Кол.3:10,11 И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос.
Для меня эти стихи Священного Писания интересны тем, что в них упоминаются скифы - предки восточных славян: украинцев, русских и белорусов. Скифы жили по берегам Днепра, севернее Крыма, по соседству с Греческими городами-колониями в Крыму. Таким образом, можно сказать, что в Священном Писании найдено, хотя и косвенное, но подтверждение предания Православной Церкви о миссионерском путешествии Апостола Андрея вверх по Днепру, в земли, которые позже назовут Киевской Русью.
Если древние славяне уже в первом веке узнали благую весть об Иисусе Христе и познали истинного Бога, то почему же тогда они снова вернулись к язычеству? По всей вероятности, истреблению христианства в скифских землях способствовали готы, ибо для них христианство ассоциировалось с Римом - их извечным врагом. В III веке готы прошли войной по землям скифов и на несколько столетий, вплоть до VIII-IX века, привели государственность Скифов в упадок. А потом возникла древняя Русь...
Кстати, благая весть об Иисусе Христе и об истинном Боге, принесённая скифам в первом веке, по всей вероятности, всё же нашла отражение в языческой религии древних славян. Например, главный славянский бог Трибог поразительно схож с Троицей: такое же триединство Отца, Сына и Духа в единой сущности; есть и другие параллели.

Кол.3:12-14 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение... Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства.
"Облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, любовь" - другими словами: взращивайте в себе плод Духа, - то, на что нет закона, но что составляет саму сущность Иисуса Христа.
-- Милосердие - это готовность помочь.
-- Благость - это готовность приносить радость, мир другим.
-- Смиренномудрие - древнегреч. tapeinofrosyni означает "смиренномудрие, смирение, скромность", в отличие от "самовольного смиренномудрия" (Кол.2:18) - где в греческом оригинале стоит фраза Thelo en thriskeia, означающая "самовольный религиозный ритуал так, чтобы все видели".
-- Кротость - это незлобивость, не мстительность не только в делах, а в самом характере человека.
-- Любовь - здесь Апостол Павел говорит о любви agapi (агапэ) - духовной любви, сошедшей на верных Христовых, как дар Святого Духа и ставшей неотъемлемой чертой их сущности.

Кол.3:16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
Истинное познание слова Божьего происходит сначала сердцем и только потом уже умом - обновлённым через сердечные переживания и духовное откровение умом. Господь Бог усмотрел такой путь познания Его слова для того, чтобы мы уподоблялись Иисусу Христу сердцами и умом, а не просто набирались неких знаний. Не напрасно сказано: знание надмевает, а любовь назидает (1Кор.8:1).

Кол.3:17 И всё, что вы делаете, словом или делом, всё [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
Всё - это не только в церкви, и не только на виду у посторонних людей, а всегда и везде. И дома, всё что вы - жёны, мужья или дети делаете, делайте во имя Господа, благодаря Бога и Отца. А чтобы благодарность была искренней, почаще вспоминайте о великой благодати, излившейся на вас - об избрании Божьем.

Кол.3:18-20 Жёны, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жён и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всём, ибо это благоугодно Господу.
Не забывайте, что Апостол Павел всё это говорит в ключе учения о том, как истинно, на деле, жить во Христе Иисусе. Он учит верующих, что духовную жизнь и уподобление Господу нужно осуществлять не в храме, не в религиозных ритуалах, а в своей повседневной жизни, начиная с взаимоотношений в семье.
Дополнительно - см. комментарии к 1Пт.3:3-7; 1Кор.11:3.

Кол.3:21 Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
"Не раздражайте" - греческое слово erethizo, означает: "раздражать, провоцировать, разжигать". То есть Апостол призывает отцов быть примером добродетели в семье, а не деспотом, провоцирующим детей на противление и на грехи.
Дополнительно - см. комментарии к Еф.6:4.

Кол.3:22,23 Рабы, во всём повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков.
Почему в этом послании, в отличие от послания к Ефесянам, Апостол Павел обращается только к рабам, а не к рабам и их господам (Еф.6:9)?
Наверное, потому что послание к Колоссянам написано с целью, чтобы вскрыть, изобличить греховность лицемерного, показушного служения, не зависимо от того, служение ли это пред Богом, или пред членами церкви, или перед мирским начальником. Павел объясняет верующим, что искреннее служение своему начальнику - это доброе дело, а лицемерная демонстрация своего усердия пред ним - это грех, ибо в такой показухе нет истины.
"А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, [у Него] нет лицеприятия". (Кол.3:25)

Кол.4:2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
"Будьте постоянны в молитве" - перед этим Апостол Павел писал Колоссянам об изучении Священного Писания, о славословии и духовных песнях (Кол.3:16), теперь увещевает быть постоянными в молитве. Зачем Апостол повторяет то, что и так все христиане знают? Ведь всё это мы слышим каждую неделю в проповедях у себя в церквях, всё это отлично знали и Колоссяне - не могли не знать.
Наверное, он это повторяет и снова для того, чтобы мы осознали, вдолбили в своё сознание, что без чтения Писания, без молитвы, без духовного общения духовная жизнь невозможна, как невозможна физическая жизнь без дыхания и питания. Одно дело знать эти истины, и совсем другое дело исполнять их, - исполнять не как чьё-то постороннее требование, а как свою жизненную необходимость.
А ещё Апостол Павел, увещевая Колоссян бодрствовать в молитве, хотел, чтобы молитва в их сердцах и в их устах была действенной, исполненной силы Святого Духа. Иначе, зачем бы он просил их молиться за него - не для красного же словца?
"Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах". (Кол.4:3)
Ныне я часто вижу и слышу, как в церкви звучат бездуховные молитвы, во время которых слова не возносятся выше потолка храма. Одни просят помолиться - просят так, лишь бы попросить, другие произносят слова молитвы - произносят так, лишь бы произнести и... никто не только не верит, а даже не ожидает ответа на молитву. Нет, не о такой молитве просил Апостол Павел христиан из Колосс - совсем не о такой!

Кол.4:5,6 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше [да будет] всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
"Слово ваше [да будет] всегда приправлено солью" - при общении с посторонними (и с верующими, и с не верующими), разумно используйте время общения, чтобы речь ваша была благожелательна и исполнена мудрости. Соль здесь - символ мудрого и вечного, ибо соль хранит от разложения.
Ни в церковной агитации, ни в межрелигиозных спорах нет, и не может быть соли, о которой говорит здесь Апостол Павел, - помните об этом, и никогда не ввязывайтесь в подобные безумные дела.

Кол.4:7-9 О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших [обстоятельствах] и утешил сердца ваши, с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всём здешнем.
По-видимому, послание к Колоссянам было отправлено Павлом вместе с посланиями к Ефесянам и к Филимону (Еф.6:21, Флм.1:1).
"А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель". (Еф.6:21)
"Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему: прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; ты же прими его, как моё сердце". (Флм.1:1-12)
О чем ещё могут поведать эти стихи?
Учитывая, что Апостол Павел писал Филимону о том, что ожидает скорого освобождения (Флм.1:22), можно предположить, что послание к Колоссянам было написано во время первого тюремного заключения Павла (в 60-63 годах), так как при втором тюремном заключении он предвещал уже не освобождение, а скорое своё отшествие к Господу Иисусу Христу (2Тим.4:6).

Кол.4:16 Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.
Что это за послание к Лаодикийской церкви, о котором упоминает здесь Апостол Павел? Приведу по этому поводу комментарий Уильяма Баркли: "В течение многих веков существовало приписываемое Павлу послание к Лаодикийцам. До нас оно дошло на латыни, но латынь его такова, что очень похоже, что оно является буквальным переводом с греческого. Послание было включено в Кодекс Фульденсис Нового Завета, который принадлежал Виктору Капуанскому и который восходит к шестому веку. Это так называемое послание к Лаодикийцам можно проследить ещё дальше. Оно упоминается и у Иеронима в пятом веке, но Иероним, сам говорил, что это подделка, и что большинство исследователей согласны в том, что это не подлинник.
Вот содержание этого послания: "Павел, Апостол, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом, братьям находящимся в Лаодикии. Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Благодарю Христа во всякой молитве моей, чтобы вы оставались твёрдыми в вашей вере и чтобы вы были упорны в Его трудах в ожидании Его обетования в судный день. Да не обольстят вас пустыми словами определённые люди, пытающиеся увести вас от истины Евангелия, которое проповедовал вам я... (дальше идёт строка с неясным текстом).
А теперь узы мои о Христе сделались известными всем; в них нахожу удовольствие и радость. И эта послужит мне во спасение вечное по вашей молитве и содействием Духа Святого, жизнью ли то, или смертью. Для меня жизнь - Христос, а смерть - радость. Да свершит Он это в вас в Своём милосердии, дабы вы имели ту же любовь, были единодушны. И потому, возлюбленные мои, как вы слышали в присутствии моём, так держитесь того и совершайте со страхом и трепетом перед Богом, и тогда вам будет жизнь вечная; ибо Бог производит это в вас. Все делайте без ропота и сомнения. Наконец, возлюбленные, возрадуйтесь во Христе; берегитесь корыстных в стремлениях к наживе. Доводите все ваши молитвы до Бога и будьте тверды в уме Христовом. Делайте и помышляйте только то, что чисто, что истинно, что благопристойно, что справедливо и что любезно. Твёрдо держитесь того, что слышали и получили в сердца ваши и обретёте покой. Святые приветствуют вас. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с вашим духом. Позаботьтесь о том, чтобы это послание было прочитано Колоссянам, и чтобы послание к Колоссянам было прочитано у вас".
Таково послание, которое, якобы, было написано Лаодикийцам. Совершенно очевидно, что оно составлено, в основном, из фраз, взятых из Послания к Филиппинцам, а начало взято из Послания к Галатам".[5]

Кол.4:17 Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе.
"Скажите Архиппу исполнить служение (поручение)" - что это было за поручение, неизвестно. Некоторые богословы считают, что Апостол Павел особо предостерегает Архиппа, чтобы тот не утратил бдительности и не допустил ереси у себя в церкви, но такое предположение я считаю не только не обоснованным, но и оскорбительным для человека, которого Павел называл своим сподвижником (Флм.1:2). Исходя из того, что Архипп был хорошо знаком и с Апостолом Павлом, и с Филимоном (Флм.1:1,2), можно предположить, что просьба Павла была связана с Онисимом, беглым рабом Филимона, чтобы и он вместе с Павлом походатайствовал за Онисима, но это предположение тоже ничем не обосновано. Хотя, раз Дух Божий не побудил Павла разъяснить суть поручения Архиппу, значит это для нас не важно. Важно другое, то, что Апостол Павел, хотя и не был в Колоссах, был знаком с некоторыми верующими из этого города. А ещё более важно то, что он не столько ушами своими и глазами своими, сколько сердцем чувствовал, в каком духовном состоянии находилась та или иная церковь. Чувствовал сердцем, потому что был единым в Теле Христовом с христианами из Колосс.


СНОСКИ

[1] Толковая Библiя съ комментарiями А.П. Лопухина. Т.11, с.302, 316-317.
[2] Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. с.451.
[3] Комментарии Баркли к Новому Завету. Кол.2:11,12.
[4] Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. с.452.
[5] Комментарии Баркли к Новому Завету. Кол.4:16.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. - М.: Российское Библейское общество, 1998. - 1244 с.
2. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Библия, Синодальный перевод (со словарём Стронга); Синодальный перевод (77 книг, включая Апокрифы); Перевод Нового Завета с др.греческого Лутковского; Перевод Нового Завета еп. Кассиана; Современный перевод Нового Завета IBS; Библия на укр.языке пер. Огиенко; Библия на укр.языке пер. Турконяка; Библия на англ.языке Nev International Version; Библия на англ.языке King James Version; Комментарии Баркли к НЗ; Комментарии Новой Женевской Библии; Августин Аврелий: Избранные проповеди/ Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М.Холман - Электрон. дан. - Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная книга).
3. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]/ Wikimedia Foundation, Inc. - Электронные текстовые данные. - Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.
4. Новый Заветъ, на славянском и рускомъ языке/ Иждивенiем Россiйскаго Библейскаго Общества. - четвертым тиснением. - Санктпетербургъ.: Россiйское Библейское Общество, 1822. - 825 с.
5. Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого/ сделан с текста The Greek New Testament. - 2-е издание, со Словарем. - М.: Российское Библейское общество, 2003. - 603 с.
6. Толковая Библiя, или комментарiй на все книги Св. Писанiя Ветхаго и Новаго Завета. Съ иллюстрацшями. Подъ редакцiей А.П. Лопухина: в 11 томах. Т.11/ А.П. Лопухин. - Петербургъ: Бесплатное приложение к журналу "Странникъ", 1904-1913. - (Общедоступная богословская библиотека. Выпуск шестнадцатый). 1913. - 610 с.: ил.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"