Погребняк Николай Иванович : другие произведения.

От поста к молитве

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отрывок из книги "О чем спорят христиане". Глава о посте и молитве: как в жизни верующих верховенство постничества и аскетизма перешло, вернее, возвратилось к обретению силы сердечной молитвы.


От поста к молитве


Предлагаю вашему вниманию главу из книги "О чём спорят христиане", в которой рассказывается о посте и молитве: как сердечная молитва возвратилась в жизнь православных верующих вместо верховенства постничества, как самоцели, которое господствовало во времена раннего средневековья в Православной и Католической Церквях.

Во всех церквях призывают верующих к посту и молитве, во всех церквях учат, что только постом и молитвой мы достигаем Бога, только постом и молитвой изгоняются бесы (Мк.9:29). При этом в различных христианских деноминациях по-разному молятся и постятся. У православных верующих есть Молитвослов и календарь постов. В протестантских церквях учат: молитесь своими словами, а пост один раз в неделю, когда молитвенное собрание. Об этих деталях верующие разных церквей, в общем-то, и спорят.
Я расскажу вам о целях и путях поста и молитвы, а там сами решайте, что важно в тех спорах, а что нет.
Читая Священное Писание, возможно вы замечали, что религиозным правилам того, когда и как поститься и молиться, в Нём уделено мало внимания: лишь несколько мест: напомню их.
-- "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны". (Мф.6:6,7)
-- "А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно". (Мф.6:17,18)
-- "Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений". (Иак.4:3)

Ещё на одно место Писания хочу обратить ваше внимание: "Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус... будут поститься. И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небелёной ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет ещё хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое. (Матф.9:14-17)". Да, ученики Христовы будут и поститься, и молиться, но не так, как это делали исполнители закона, Иудеи. Можно, и даже нужно, исполнять религиозно-обрядовый подход к посту и молитве если вы ещё не обрели истинного молитвенного общения с Духом Божьим. Для Своих учеников Иисус Христос даровал реальное молитвенное общение с Духом Святым, даровал иные, истинные побуждающие мотивы к общению с Богом, даровал познание Бога (а не о Боге).
Я не случайно поместил главу о посте и молитве после рассмотрения вопросов о крещении Святым Духом и о молитве на иных языках, как Дух даёт провещевать. Молясь духом, верующий познаёт, переживает духовную теплоту, духовную радость от близости с Господом. Познав эту радость и возрастая в ней, молящийся будет всё больше и больше прилепляться сердцем ко Христу и Его слову. Так было сначала, от Пятидесятницы.
Но такое молитвенное общением с Духом Божьим сохранялось в церквях недолго. Если в посланиях Апостола Павла о молитве духом говорится довольно часто, то в работах авторов третьего - четвёртого веков уже не упоминается о такой молитве, не говорится о крещении Святым Духом со знамением говорения языками.
Наступили времена, когда духовная жизнь верующих начала строится "по букве" церковных законов. Наступили времена выработки и принятия подробных религиозных канонов, как проводить богослужения, как молиться и далее, и далее - узаконивали всё в жизни верующего человека, от его рождения до смерти. А ещё эти времена характерны упадком религиозно-нравственной жизни, не говоря уже о почти полном отсутствии духовной жизни среди прихожан и церковнослужителей.
Противясь сложившейся в церквях ситуации, некоторые искренние верующие люди стали искать пути, как вернуться к духовной жизни; хотя нет, точнее будет сказать: они стали искать пути, как избежать религиозно-нравственного разложения (обратите внимание на роковую ошибку в цели поиска). Возникло монашество. Монахи стали придумывать методы и средства для смирения плоти и своей гордыни, думая, что так они угождают Богу. Но они допустили роковую ошибку, так как не столько направили свои усилия на то, чтобы познать волю Бога и исполнить её, сколько на то, чтобы уйти от мирского духовного разложения. Посты, воздержание, бесчисленные поклоны, бдение (без сна), почти круглосуточное чтение установленных молитв и так далее - какие только средства они не придумывали для усмирения своей плоти и плотских помыслов: от крайнего аскетизма и вериг до сидения на столбе или в крохотной замурованной комнатке.
Что сказать про все их самоистязания? Человек, даже если он доведёт себя до полной нищеты тела и души, но при этом не имеет источника для духовного наполнения, не имеет личного общения со Святым Духом, то он так и останется духовно мёртвым. Грош цена в глазах Бога таким трудам "во имя Божье". Как сказал Апостол Павел: "Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти. (Кол.2:23)".
Век за веком продолжалась эпоха постников и крайних аскетов. Век за веком прилагались титанические старания в ущемлении, даже в страданиях плоти, но... никакого духовного роста, никакой радости в Господе, никакого блаженства в молитве. Верующие, искренне ищущие богопознания, ищущие истинного личного общения с Духом Божьим, видели, что как они ни ущемляют плоть, как они не унижают свою душу, нет в них ни близкого познания Бога, ни истинной любви к Нему.
"Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на всё полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей". (1Тим.4:8)
В XIV-XV веках некоторые православные верующие начали приводить учение о духовной молитве в систему. Они понимали, что, не найдя действенных путей истинного познания Бога и не обретя реального личного общения со Святым Духом, никогда не будут иметь в себе ни духовного роста, ни любви, нисходящей от Бога - духовной любви Агапе. "Просто мучить себя, чтобы через это мучение полюбить Бога - таким путём никогда не достигнешь цели" - по сути, так сказали в сердцах своих те верующие. Осмелились сказать вопреки тысячелетней церковной традиции (и это в средневековье, с его кострами для еретиков).
И был найден путь обретения сердечной радости в молитве. Путь практики от частой мысленной молитвы к непрестанной сердечной молитве. Постигнув, что всё, в том числе и смирение, и горение в молитве даёт нам Господь, верующие стали искать сердечного созерцания Господа больше, чем делания пред Ним, стали желать услышать глас Духа Святого больше, нежели сказать определённые слова перед Ним.
Вот как описывает сердечную молитву игумен афонского монастыря, архимандрит Ефрем Святогорец: "Помещаем ум в сердце и вдыхаем редко, произнося молитовку: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя... Мы ничего, конечно, не добиваемся, но незаметно внутри нас рождается нечто доброе. В следующий раз, когда мы сядем для молитвы (в Греции молятся, сидя на маленьких скамейках), мы почувствуем себя лучше, а в другой раз ещё лучше. Так постепенно мы начнём находить нечто в молитве, и со временем будем находить всё больше... Немалое это дело, а кажется простым: склони голову, собери ум и внимай молитве... Молитва, как мы сказали, имеет целью ввести Христа в наше сердце".
По сути, такая молитва исходит уже скорее из сердца, нежели из ума, звучит более из духа, нежели из уст молящегося. Вспомните молитву у верующих, крещённых Святым Духом со знамением говорения на иных языках: не похожа ли она своим внутренним действием на сердечную молитву? Очень похоже: так же из сердца, а не из рассуждений ума исходят молитвенные слова к Богу. И, главное, молящиеся познают блаженство и радость от молитвы, и всё больше и больше прилепляются сердцами к Богу. А любовь и радость во Христе, разве не это ли должно зарождаться и возрастать в молитве?


Рисунок 1. В.Г. Перов. Странник. Этот человек обут в лапти и запачкан низ его одежд, но он не выглядит бродягой. Его лик просветлен и полон внутреннего достоинства, его руки хотя и натружены, но чисты.

Хочу рассказать об одном верующем человеке - простом крестьянине, который жил в девятнадцатом веке. Рассказать о том, как он упорно искал и обрёл непрерывное общение сердца со Святым Духом. До нас не дошло его имя, но промыслом Божьим, сохранился дневник. Назову автора Странником. Он писал: "Я пришёл в церковь к обедне помолиться; читали из послания Солунянам, в котором сказано: "Непрестанно молитесь. (1Фес.5:17)". Сие изречение особенно вперилось в ум мой, и начал я думать, как можно беспрестанно молиться, когда необходимо каждому человеку и в других делах упражняться для поддержания своей жизни?" - так начал свой рассказ Божий Странник. "Что мне делать, - подумал я, - где сыскать, кто бы растолковал мне? Пойду ходить по церквам, где славятся хорошие проповедники" - решил он. Но везде были наставления о молитве вообще, о её необходимости и плодах, а о том, как преуспеть в молитве, тем более в сердечной молитве, никто не говорил.
Действительно, как тогда, так и сейчас в церквах много проповедуют о молитве, много проповедуют об исцелениях и о духовном общении с Богом. Но почти все эти учения основаны не на реальном опыте самих проповедников, а лишь на основании прочитанного проповедниками в книгах, да умозрительных заключениях их плотского ума. Поэтому они и говорят о принадлежностях молитвы или общения с Богом, а не о самом общении. Христос же и, затем, Апостолы, в отличие от этих проповедников, учили как власть имеющие (Мф.7:29).
Но вернёмся к Страннику. Ему повезло - он встретил мудрого старца. Узнав духовную нужду, старец сказал: "Благодари Бога, за сие открытие, дар желания к познанию непрестанной внутренней молитвы и к познанию сокровенной премудрости Божией. А что касательно молитвы, то многие о деле молитвы рассуждают превратно, думая, что подготовительные средства и подвиги производят молитву, а не молитва рождает подвиги и все добродетели". Далее старец пояснил, что без сердечной молитвы нельзя просветиться сердцу Светом Христовым. И ещё пояснил, что к сердечной непрерывной молитве можно обрести путь, начиная с наработки навыка частой молитвы Иисусовой. А о том, как начать и преуспеть в частой молитве - наставлял Старец: "Ты веришь ли в великую силу имени Иисуса Христа? Ибо сказано: "Именем Моим будут изгонять бесов. (Мк.16:17)", и ещё сказано: "И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю. (Ин.14:13,14)". Вот тебе и ответ на вопрос: с чего и как начать. Начни с малого: проснулся, умом и сердцем сразу обращайся к имени Иисуса Христа, есть свободная минута, опять умом обращайся ко Христу. А устами: "Господи, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня!".
Постепенно Странник настолько сросся с постоянным обращением к Иисусу Христу, что это стало его натурой - всегда вопрошать к Господу, всегда искать и ждать Его совета. Он переживал минуты невероятной душевной радости и неземного счастья в моменты молитвы, когда исполнялся полнотой Святого Духа, когда Господь изливал на него благодать Своих даров. Прошло время, и он стал замечать, что, просыпаясь, он уже сердцем обращён к Иисусу Христу, что в любое время он находится в невидимой, духовной связи с Господом. Прошло ещё время, и Странник уже настолько сжился с чувством духовной близости с Духом Святым, что приходил в страх и трепет, когда Святой Дух отдалялся от него (из-за его греха или ещё по какой причине). Так он постиг на себе суть и смысл слов Апостола: "Непрестанно молитесь".
"Я почти перестал уже устами говорить молитву и слушал, как говорит сердце. И вспоминая, как учил покойный старец, насколько это приятно, а не утомительно - молитва сердцем. Я начал ощущать в сердце и в мыслях такую любовь к Иисусу Христу!" - писал в дневнике Странник. "Сие обратило меня в особенности к прилежному чтению Писания и открыло сокровенный, духовный смысл Слова Божия, чтобы поверять мои ощущения и мысли; ибо без сей проверки боялся, дабы не впасть в прелесть" - замечает изменения, происходившие в душе, Странник. Теперь уже и чтение Библии стало для него не вынужденной обязанностью христианина, а радостью, хлебом, сладким чувством познания откровений Божьих. Поверьте, это великая радость, переживать откровение Божье. Таким образом Дух Святой соделывал нового человека, по образу и подобию Иисуса Христа.
Иисусова молитва: "Господи, Иисус Христос, будь милостив ко мне грешному!" - это не формула. Если сердце говорит ко Христу свои слова, то говорите их, молитесь словами сердца. А слова Иисусовой молитвы можно сравнить с тлеющим угольком. Когда мы произносим или даже просто вспоминаем их, то как раздуваемый уголёк зачинает жар и огонь в костре, так и слова молитвы возгревают сердце теплом ко Христу. И разгорается огонь общения и любви к Богу.
Посмотрите на звёздное небо: когда воздух чист и прозрачен, то кроме одиноких ярких звёзд, видны миллионы почти незаметных звёздочек. Но именно эти, почти невидимые звёздочки в основном и составляют небесную дорогу - Млечный путь. Так пусть же и на земле постоянно светят и яркие огни исполненных Духом Божьим дел, и составляющие путь в Небо "угольки" Иисусовых молитв в сердцах верующих, чтобы и с Неба был виден их свет, и видна их красота.

Братья и сестры во Христе, обратили ли вы внимание на то, что я начинал исследование о том, как молиться к Богу, а пришёл к необходимости научиться слышать Святого Духа своим сердцем? Ни произносимые вами слова, ни даже усердие в чтении или произнесении молитв, а слышание Святого Духа - вот суть, вот корень, вот цель молитвы пред Богом.
Услышать волю Божью и озвучить её в мире сем, дабы небывшее осуществилось - вот истинная молитва!
Помните, в начале главы, я просил обратить внимание на слова Иисуса Христа о посте и молитве: "И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небелёной ткани, ибо вновь пришитое отдерёт от старого, и дыра будет ещё хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое. (Матф.9:16,17)".
На вопрос учеников Иоанна Крестителя и фарисеев Господь ответил прообразами про заплату и новые мехи: теперь нам, христианам, приоткрыта тайна Его слов. Не будучи спасёнными через покаяние по вере во Христа Иисуса, вы не сможете войти в общение со Святым Духом. Не имея общения со Святым Духом, вы никогда не сможете познать блаженство этого общения. Не зная благости Духа Святого, вы не сможете возлюбить Господа Иисуса Христа - Сына Божьего. Без любви к Сыну невозможно познание Его, невозможно освящение и познание Отца Небесного. Молитвы же и посты учеников Иоанновых и фарисейских, основанные всего лишь на требованиях закона, никоим образом не могли ввести их в такое общение с Богом, какое уготовал для Своих учеников Иисус Христос.

И в заключение, хочу предупредить вас, возлюбленные во Христе, об опасности неосторожного обращения с молитвой. Да, молитва может быть опасной в устах человека суетливого умом и сердцем.
Поверьте, совсем не случайно в Православных церквях учат верующих сначала обрести навык молитвы по Молитвослову, и лишь потом переходить к молитве умом и молитве духом. Многовековым опытом реальной религиозной жизни выработаны такие предохранительные правила. А вот протестанты - сколько раз я видел, как с безумной неосторожностью обращаются с молитвой верующие из протестантских церквей. Видел, как на высказанную человеком нужду, несколько человек буквально подскакивали к нему и начинали горячо просить Господа Бога исполнить ту нужду. Видел, как они просили Бога - вторгались в духовный мир, и при этом ни одному не приходила даже мысль остановиться, обратиться сердцем к Духу Святому и узнать Его волю, как и о чём молиться.
Знаете ли вы, что такая поспешность и суетливость в молитве - это признак равнодушия молящихся? Да-да, равнодушия и жестокосердия пред Богом. Не верите? Тогда вспомните, о чём и за кого вы молились на последнем молитвенном собрании, и кто из вас молился об этом на другой день, на третий - всем сердцем ища ответа у Господа Бога. Много ли таких в вашей церкви? Мало. Равнодушие!
А ведь Слово Божие живо и действенно, и Оно будет судить за поспешную самоуверенность и жестокосердие, ибо сказано: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. (Исх.20:7)".
Знайте так же и о том, что ни пост, ни молитва сами по себе, как религиозное действо, не самоценны пред Богом. Если не будет достигнута духовная цель, ради которой верующие постятся и молятся: духовное общение с Господом, именно общение, они будут просто, как медь звенящая и кимвал звучащий.
Дорогие верующие во Христа Иисуса, и хотел бы я сказать вам: молитесь, как привыкли молиться, поститесь, как привыкли поститься, но нет. Нет!
Кто был крещён Святым Духом и познал духовное общение с Господом - взгревайте его, цените его, как величайший дар благодати Божьей. Цените радость духовного общения с Богом. Я показал вам, с каким терпением, какими трудами достигали познания только лишь начатков духовной радости в молитве другие верующие, а вам она подарена Господом Иисусом Христом - просто подарена.
Те же, кто не познал духовной радости общения с Духом Божьим - ищите её. Ищите, как искали монахи средневекового Афона, как искал Странник. Ищите, ибо сие общение с Духом Святым - главное в вашей христианской жизни. Самое важное, после покаяния и спасения во Христе Иисусе. И тогда ваши молитвы будут с силой, и тогда вы увидите, как Бог отвечает на них.
"Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него". (Лук.11:13)
Бог отвечает на молитвы. Воистину, отвечает.


Библиография

1. Архимандрит Ефрем Святогорец. Жемчужины подвижнической мудрости: Главы о молитве и послушании/ перевод с греч. диакон Василий Петров. - М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. - 144 с.
2. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. - М.: Российское Библейское общество, 1998. - 1244 с.
3. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/ Издание Сретенского монастыря, 2000. - 367 с.
4. Погребняк Н.И. О чём спорят христиане: Жить в послушании религиозным законам или Духу Святому/ Н.И. Погребняк, AV Akademikerverlag GmbH & Co. KG Alle Rechte vorbehalten. - Saarbrucken, Deutschland/ Германия: Sanktum, 2013. - 240 с.: ил.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"