Погребняк Николай Иванович : другие произведения.

Введение Богородицы во храм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Почему и для чего был установлен в Православной Церкви праздник "Введение Богородицы во храм", на каких раннехристианских источниках основан праздник, и вводили ли девочку Марию в Святое святых?" - я постарался ответить на эти вопросы как можно более непредвзято.


"Введение Богородицы во храм"


В преддверии великого праздника: "Введение во храм Пресвятой Богородицы", отмечаемого Православной Церковью, у меня возникло желание подробнее узнать об этом событии.
Хороший, благочестивый праздник с богослужениями во время Рождественского поста, но когда услышал из уст священнослужителя рассказ о введении девочки Марии не просто в храм, а в Святое святых Иерусалимского храма, у меня возникли сомнения в его исторической достоверности. Во-первых, непонятно, почему и, главное, зачем, такое событие, как введение в храм маленькой девочки, Марии, возведено в нашей Церкви в ранг одного из важнейших двунадесятых Христианских праздников? Во-вторых, почему в церкви рассказывают о введении Марии не просто в храм, а в Святое святых? И третий вопрос: почему христиане стали отмечать этот праздник, да ладно бы праздник - само это событие, лишь спустя семь веков?

Когда я сунулся со своими вопросами и сомнениями к священнослужителям, то услышал лишь негодующие восклицания: "Кто ты такой, что смеешь задавать такие вопросы!"
В Православной литературе я тоже не нашёл внятных ответов. Одни авторы пишут, что причиной установления в Православной Церкви праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы стало принятие в средние века догмата о том, что раз Иисус Христос родился от Марии, то, значит, Она соучастница дела спасения и матерь Церкви - Тела Христова. Другие считают, что введение Марии в Святое святых - это всего лишь уступка поэтическим пожеланиям паствы. Третьи пишут, что это было на самом деле, и первосвященник действительно вводил девочку Марию в Святое святых Иерусалимского храма.
Чтобы не быть голословным, приведу пару цитат.
"Появление праздника (не ранее VI-VII вв.) вызвано логикой развития мариологии (учения о Деве Марии как о Богородице, как о соучастнице дела спасения человечества). Об этом хорошо пишет о. Александр Шмеман: "В эпоху, когда Церковь в напряжении всех своих духовных сил "возрастала" в понимании Человечества Христова, она не могла не включить в это созерцание образа и Той, от Кого Христос получил Своё Человечество, Своё Тело. Тем не менее, в основе праздника всё-таки лежит несомненный исторический факт: вхождение Девы Марии, как каждой еврейской девушки, в Иерусалимский храм" (разумеется, только в храмовый "Двор женщин"). Но в богослужебных текстах праздника это неприметное для современников Марии событие "обрастает постепенно поэтическими или символическими подробностями, подчёркивающими тот смысл, который увидела в нём Церковь. То же самое можно сказать и о других богородичных праздниках"".[1]
"Событие Введения (в Святое святых) стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы - пребывания при Иерусалимском Храме, продолжавшегося до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Введение во храм Пресвятой Богородицы явилось приготовлением Марии к тому, чтобы дать жизнь Богу на земле, стать Его Матерью".[2]

Уважаемые читатели, я не стану здесь, в рамках частных комментариев при изучении Библии, проводить подробный анализ православных источников, так как цель моего исследования другая: по возможности узнать достоверные данные о жизни Девы Марии. Но даже при беглом взгляде видно, что среди православных богословов нет единого, не противоречащего друг другу объяснения причин и целей возникновения в VII веке праздника: "Введение во храм Пресвятой Богородицы".
А вот о том, какую плоть Иисус Христос наследовал от Своей Матери, - об этом нужно сказать. Иисус наследовал от Матери - смертного человека - тленную, смертную плоть, ибо сказано, что Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни (Ис.53:3). Не прославленную вечную плоть, в которой Иисус Христос воскрес на третий день после крестной смерти, а обычную тленную человеческую плоть.

Не найдя в современной православной литературе ясного и непротиворечивого ответа на вопрос: "Вводили ли девочку Марию в Святое святых, а если вводили, то кто и, главное, зачем?" - я обратиться к первоисточникам. Рассказывая о жизни Девы Марии, современные богословы ссылаются на два документа-первоисточника: на апокриф II века "Протоевангелие Иакова", и на документ IX или X века: латинскую версию истории о Деве Марии "Евангелие Псевдо-Матфея". Историческую ценность "Евангелия Псевдо-Матфея" считаю очень сомнительной, так как эта книга была написана спустя тысячу лет после жизни Девы Марии и не является научным исследованием раннехристианских первоисточников I-II века. Таким образом, изучение древних документов-первоисточников придётся ограничить "Протоевангелием Иакова".

Иаков сам свидетельствовал, что "Протоевангелие Иакова" написано им: "А я, Иаков, который написал этот рассказ в Иерусалиме, во время смуты скрывался в пустыне до тех пор, пока не умер Ирод".[3] Предполагается, что это Иаков, сын Иосифа, мужа Марии, от его предыдущего брака. Но даже если это был и не брат Господень, а другой Иаков, всё равно, в те времена ещё были живы люди, которые знали Марию и братьев Господних, и могли подтвердить или опровергнуть описанные события, посему документ достоин доверия и внимательного изучения.
Рассказ о Деве Марии в Протоевангелии начинается с того, что Её родители долго были бездетными, и вот они узнают от Ангела Божьего радостную весть, что у них будет ребёнок: "И Анна сказала: Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь".[4]
Можно допустить, что услышав добрую весть, что у неё родится ребёнок, Анна на радости дала такое обещание Богу, можно даже допустить и то, что муж её, Иаоким, согласился с ней, можно даже допустить и то, что священники согласились с её обетом, но это однозначно не могло означать служение Марии в самом храме. В той части храма, которая называется "Двор женщин", могли служить старицы, как, например, при рождении Иисуса Христа служила пророчица Анна (Лк.2:36). Но среди священников, живущих при храме, девочка находиться не могла, так как священники жили не во дворе женщин. По закону Моисееву со священниками могли жить только младенцы мужского пола (Исх.13:12).

Продолжу чтение Протоевангелия Иакова: "И вот исполнилось ребёнку три года... И жрец принял её и, поцеловав, дал благословение, сказав: Господь возвеличит имя твоё во всех родах, ибо через тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление. И посадил её на третьей ступени у жертвенника".[5]
"Посадил её на третьей ступени у жертвенника" - и всё! В этом древнем Апокрифе, на который опираются православные богословы, говоря о введении девочки Марии в Святое святых храма, ни о каком восхождении по ступеням и тем более о введении Марии в Святое святых ничего не сказано.

Дальше в Протоевангелии рассказывается о том, что Мария осталась жить в храме: "Когда же ей исполнилось двенадцать лет, стали советоваться жрецы, говоря: вот исполнилось Марии двенадцать лет в храме Божием, что будем делать с нею, чтобы она каким-либо образом не осквернила святынь?" [6]
Выше я уже говорил, что по Моисееву закону ни девочка, ни женщина не могла жить среди священников, так как на территории храма они могли находиться только во дворе женщин, а священники, насколько я понимаю, там не жили, но всё же пусть, жила, так жила, мало ли где они нашли ей место для жительства.

Мария выросла и стал девушкой и взял её к себе Иосиф: "И сказал Иосиф Марии: Я взял тебя из храма Господня, и теперь ты остаешься в моём доме, я же ухожу для плотничьих работ, а потом вернусь к тебе".[7] У Иосифа Она прожила четыре года, как обручённая ему, пока Ей не исполнилось шестнадцать лет. И вот явился Деве Марии Ангел Господень...

Интересно сравнить библейское описание того, как Ангел Гавриил явился Деве Марии (Лк.1:26-38) с описанием этого события в Протоевангелии Иакова: "И, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала голос, возвещающий: Радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между жёнами. И стала оглядываться она, чтобы узнать, откуда этот голос. И, испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его. И тогда предстал перед нею ангел Господень и сказал: "Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога и зачнёшь по слову Его". Она же, услышав, размышляла, говоря сама себе: "Неужели я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?" И сказал ангел: не так, Мария, но сила всевышнего осенит тебя, потому и рождённое тобой Святое наречётся Сыном Всевышнего. И наречёшь ему имя Иисус, ибо Он спасёт народ свой. И сказала Мария: Я - раба Господа, да будет мне по слову твоему".[8]
То, что описанное в Протоевангелии явление Архангела Гавриила к Деве Марии в деталях почти полностью совпадает с библейским описанием, является добрым признаком в пользу Апокрифа. Но...
Но, всё же, читая Протоевангелие, я увидел, что духовно (по духу повествования) оно очень отличается от канонических Евангелий. Посмотрите, например, как описано в Протоевангелии поведение Девы Марии после того, как на Неё сошёл Святой Дух и чудесным образом во чреве Её был непорочно зачат Сын: "И окончила она прясть багрянец и пурпур и отнесла первосвященнику. Первосвященник благословил её и сказал: Бог возвеличил имя твоё, и ты будешь благословенна во всех народах на земле. О6радовавшись, Мария пошла к родственнице своей Елизавете. И постучала в дверь, Елизавета же, услышав, перестала (прясть) багрянец, побежала к двери и, открыв, увидела Марию и благословила её, сказав: за что мне это (дано), что пришла матерь Господа моего ко мне. Ибо находящийся во мне младенец взыграл и благословил тебя. А Мария не постигла тайны, которые открыл ей архангел Гавриил, и подняла глаза к небу и сказала: кто я, Господи, что все народы земли меня благословляют? И прожила у Елизаветы три месяца. Между тем её чрево день ото дня увеличивалось, и Мария в страхе вернулась к себе в дом и пряталась от сынов Израиля. Было же ей шестнадцать лет, когда совершались таинства эти".[9]
Этот эпизод в Протоевангелии Иакова уже отличается от библейского описания (Лк.1:39-56). Иаков описал Марию, как не почувствовавшую сошествия на Неё Святого Духа, и как не понявшую, что с ней произошло.
Не понявшую, ни после явления ей Архангела Божьего, ни после объяснений первосвященника и Елизаветы?!

Описанная в Протоевангелии Иакова сцена возвращения Иосифа в свой дом, вообще вызывает уйму вопросов: "Шёл уже шестой месяц (её беременности), и тогда Иосиф вернулся после плотничьих работ и, войдя в дом, увидел её беременною. И ударил себя по лицу, и упал ниц, и плакал горько, говоря... Ты, бывшая на попечении Божием, что же ты сделала и забыла Господа Бога своего? Зачем осквернила свою душу, ты, которая выросла в Святая святых и пищу принимала от ангела? Она тогда заплакала горько и сказала: чиста я и не знаю мужа. И сказал ей Иосиф: Откуда же плод в чреве твоём? Она ответила: Жив Господь Бог мой, не знаю я, откуда".[10]
Получается, что описанная в Протоевангелии Мария так ничего и не поняла. Не поняла, судя по словам Иосифа, после стольких лет жизни в Святом святых, после употребления пищи из рук Ангелов, после трёх свидетельств: от Ангела Гавриила, от первосвященника и Елизаветы - после стольких стараний людей и Ангелов по подготовке её к великой миссии она так ничего и не поняла? - Удивительно. И не просто удивительно, а удивительно до неправдоподобности.

Итак, после исследования Протоевангелия Иакова я пришёл к следующему логическому заключению: описанная в этом Апокрифе Мария по своему духовному облику совершенно не соответствует описанной в Священном Писании Деве Марии - Матери Господа Иисуса Христа.

Так всё же, вводили девочку Марию в Святое святых Иерусалимского храма или нет?
В Протоевангелии Иакова об этом не упоминается, - там сказано лишь, что жрец (первосвященник), поцеловав, благословил её на третьей ступени храма.[11] Есть правда в Протоевангелии упоминание о Святом святых - это там, где Иосиф стенал и обличал Марию, увидев, что Она беременна.[12] Но, читая это место, нужно учитывать контекст, то есть душевное состояние Иосифа, а судя по контексту, Иосиф восклицал здесь вовсе не о том, что первосвященник вводил Марию в Святое святых, когда Она была маленькой девочкой, а о том, что как она посмела, как могла после стольких благословений Божьих отступить от Бога и впасть в грех.
И в Священном Писании нет упоминания о введении Марии в Святое святых. Наоборот, там в Законе чётко сказано, что в Святое святых мог лишь раз в год войти один только первосвященник, - войти с кровью жертвы за грехи свои и грехи народа (Евр.9:7,8). Даже Сам Иисус Христос никогда не входил не то что в Святое святых земного храма, но и в святое - туда, где священники из колена Левина приносили жертвы Богу.

Из проведённого исследования я сделал следующий вывод: первосвященник не вводил девочку Марию в Святое святых Иерусалимского храма, и те, кто рассказывает об этом - говорят ложь. Бог им судья.
А вот в то, что по откровению, полученному от Бога, первосвященник встретил на ступенях храма и благословил девочку Марию (подобно тому, как спустя двадцать семь лет старец Симеон и пророчица Анна благословили в храме младенца Иисуса) - в это я вполне могу поверить, потому что такое благословение первосвященника не только не противоречит Божьему закону, а, наоборот, является исполнением его духовной сути, так как служит предвестником рождества Спасителя.
Следовательно, праздник: "Введение Богородицы во храм" - в храм, а не в Святое святых - имеет право быть и с исторической точки зрения, и в плане духовного назидания верующих. Более того, это прекрасно, что есть такой праздник. Прекрасно, хотя бы потому, что во время Рождественского поста у верующих есть ещё не просто причина, а радостный повод вспомнить с благодарностью имя Девы Марии и имя Господа нашего Иисуса Христа, Рождество Которого мы с нетерпением ожидаем. И прошу тех, кто осуждает православных верующих за их праздники: не будьте занудами-буквоедами и схоластами, выискивающими: "А в точности ли соблюдена буква или нет?" - лучше накануне Рождества Христова вместе с нами вспомните с благодарением о Деве Марии - Матери Господа нашего, Иисуса Христа! Вспомните с благодарением о Рождестве Христовом!


СНОСКИ

[1] Рубан Ю. "Одушевленный храм": статья на Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
[2] Введение во храм Пресвятой Богородицы. Богородица. Молитвы Богородице. Стихи о Богородице. Иконы Богородицы: Энциклопедия людей и идей (источник: Богослужение в Православной Церкви. Часть VI).
[3] Протоевангелие от Иакова: история Иакова о рождении Марии. Гл.XXV.
[4] Там же. Гл.IV.
[5] Там же. Гл.VII.
[6] Там же. Гл.VIII.
[7] Там же. Гл.IX.
[8] Там же. Гл.XI.
[9] Там же. Гл.XII.
[10] Там же. Гл.XIII.
[11] Там же. Гл.VII.
[12] Там же. Гл.XIII.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. - М. : Российское Библейское общество, 1998. - 1244 с.
2. Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Богородица. Молитвы Богородице. Стихи о Богородице, Иконы Богородицы: Энциклопедия людей и идей [Электронный ресурс] / Источник: Богослужение в Православной Церкви. Часть VI. - 2013. - Режим доступа http://www.abc-people.com/shop/virgin_in_church.htm свободный.
3. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / Wikimedia Foundation, Inc. - Электронные текстовые данные. - Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. - Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.
4. Протоевангелие от Иакова: история Иакова о рождении Марии [Электронный ресурс] / - Электронные текстовые данные. - Библиотека Русской религиозно-философской и художественной литературы "Вехи", 2007. - Режим доступа http://www.vehi.net/index.html свободный.
5. Рубан Ю. "Одушевлённый храм": статья на Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы [Электронный ресурс] / Ю. Рубан// Православный Церковный календарь за 2013 год. - Электронные текстовые данные. - Режим доступа http://azbyka.ru/days/prazdnik-vvedenie-vhod-vo-hram-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii свободный.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"