Аннотация: Посвящается школьным учителям. Любимым и не очень.
Урок биологии
"Полный крестец!"
(с) С.М.И.
В дальнем углу класса с привычным неспешным шелестом копошились редкие мадагаскарские тараканы - беженцы-нелегалы из живого уголка, успевшие за неделю довести до заикания добрую половину коллектива, включая директора, завуча и впечатлительную тётю из городской проверки.
- Итак, - Мария Ивановна медленно обвела учеников взглядом изголодавшейся матёрой львицы, выбирая жертву послабей. - К доске пойдёт...
Все затаили дыхание. На класс опустилась столь гробовая и ватная тишина, что если бы кто-то вздумал измерять уровень шума, у него вышли бы минусовые значения. А биологица всё не торопилась с окончанием фразы.
- К доске пойдёт...
"Первые парты" вжали головы в плечи, "средние" - опустили глаза, "задние" попытались ужаться, усохнуть и скрыться за первыми двумя, а "камчатке" вполне удалось слиться с предметами интерьера. Заданный параграф не выучил никто.
- К доске пойдёт... - Мария Ивановна зловеще, почти любя, провела рукой по списку в журнале. Получившийся звук напоминал похоронный марш.
Кому-то изменили лёгкие, и он судорожно выдохнул. От непрошенного звука подскочили все. Даже притихшие тараканы. Где-то зашелестела страничка.
- Учебники закрыть! - быстро рявкнула Мария Ивановна, уткнувшись носом в список. - К до-оске пойдё-ёт...
"Камчатке" резко поплохело и она приобрела одинаковый оттенок с комнатными незабудками, мирно цветущими на подоконнике. Всех прочих (включая тёмно-коричневых от природы тараканов) можно было сравнить разве что с мелом.
- К доске пойдёт... пойдёт... Гончарова.
- УФ-Ф-Ф!.. - разнеслось по классу.
Тараканы ожили и снова закопошились, "первые парты" расслабились и порозовели, "средние" втихоря раскрыли книжки, "задние" принялись увлечённо перешёптываться, на "камчатке" слушали музыку, а тип со слабыми лёгкими дышал в своё удовольствие.
Не дышалось только Таньке Гончаровой. Уши заложило ватой, глаза заволокло непроницаемым туманом, где-то в горле поселилась беспокойная помесь ёжика с воздушным шариком. Руки вспотели, ноги свело судорогой. Моментально прорезались астма, изжога и невралгия. Голова пухла от различных мыслей всякой степени полезности, но параграфа по биологии там отродясь не бывало.
Танька хмуро добрела от родимой "камчатки" до своей персональной Голгофы - доски.
- Итак, Гончарова, - схватив слабо трепыхающуюся жертву за тёплое дрожащее горло, матёрая львица медленно и со вкусом раздирала её когтями. - Перечисли-ка мне все отделы позвоночника.
Танька с надеждой глянула на висящую у доски схему человека. Позвоночник там был. Но безо всяких отделов и тому подобной чепухи. Может, биологица нарочно спросила про что-то несуществующее? С неё станется.
- Э-э-э, - ученица изобразила на озабоченной и наглой физиономии напряжённейшую работу мысли. - М-м-м...
- Думай быстрее, урок не резиновый, - поторопила её Мария Ивановна.
Значит, отделы, или как их там, всё-таки существуют - догадалась Танька. Но что это такое?! Может, имеются ввиду позвонки? О! И слово-то какое умное вспомнила!
- Первый, второй, третий, - начала бойко перечислять ученица.
Когда число "отделов" перевалило за сотню, учительница решила её прервать:
- Вы посмотрите, дети, какой у нашей Гончаровой длинный позвоночник! У жирафа, и то меньше. Неужели он тебя не тяготит?
- Очень тяготит, - поспешила согласиться Танька и попыталась перевести разговор на другую тему. - Вот всё думаю, где б его укоротить...
- Перечисляй отделы! - львица была слишком опытна, чтобы просто так упустить желанную добычу.
Танька, навострив уши, добросовестно повторяла следом. Львица делала вид, что не замечает вопиющей наглости шакалов, пытающихся отобрать добычу.
- А теперь, Гончарова, возьми указку и покажи на схеме крестцовый отдел позвоночника.
Некоторое время Танька раздумывала. Интересно, что такое крестцовый отдел и где он находится? Вспомним словообразование: крестцовый, крестец, крест... Ага! Кресты обычно на шее носят, получается, что-то ближе к голове. Наверняка не грудь и не поясница, значит...
Гончарова решилась и уверенно ткнула указкой чуть пониже шеи.
Наступила зловещая тишина. Одни смутно догадывались, что крестец находится где-то в другом месте, другие (включая тараканов) предпочитали молчать.
Мария Ивановна понимающе вздохнула, подходя ближе и с некоторым состраданием глядя на точку, куда упёрлась указка.
Сбитая с толку Танька поспешила исправить ошибку и перевела указку выше, на затылок. В классе раздался чей-то нервный смешок.
Мария Ивановна скептически хмыкнула, прислушалась к шелесту насекомых и поинтересовалась иронично:
- Дети, ну и как называется человек с крестцовым отделом позвоночника в голове?
- Инвалид, - живо откликнулись "средние парты".
- Ва-аще труп, - выдвинула свою версию "камчатка".
- Садись, Гончарова, два, - окончила трапезу львица. И продолжила, смахнув со своего стола парочку особо наглых тараканов. - Записываем новую тему...