Полежаев Анатолий Александрович : другие произведения.

Человек и власть

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что может знать рядовой человек о власти? В реальной жизни, человек постоянно сталкивается с властью, но крайне редко с носителями реальной власти, в большинстве с посредниками - чиновниками, служащими институтами. Пионерия и комсомол.

  В обществе система управления должна иметь опору на надежные элементы. Их необходимо выявлять и поощрять. Всякий человек от токаря, до 1 секретаря горкома партии хочет иметь больше благ, чем другие токари или первые секретари. Это простое и весьма распространенное человеческое качество, позволяет системе управления воздействовать на поведение людей в своих интересах. Для этого она создает систему поощрения правильного социального поведения, как формы всем понятной справедливости. Правила были одинаковы для всех от грузчика на заводе, до сотрудника аппарата ЦК КПСС.
  1. Необходимо было показать свою лояльность СИСТЕМЕ. Ничего сложного не было - необходимо было, как и в древнем Китае соблюдать ритуалы. Достаточно было ходить на комсомольские, партийные или профсоюзные собрания и не создавать проблем. Власть она в душу не лезет, для нее достаточно совершать одобряемые поступки и не совершать поступки, которые создают проблемы. Думать, что угодно и обсуждать на кухне или в гараже не возбранялось. Критик создавал коллективу проблемы и потому либо изолировался и игнорировался, либо ему и поручали решать поставленную проблему, на что 99% критикующих не были способны, и отлично это знали.
  2. Необходимо было проявлять социальную активность. Поддерживать инициативы, показывать пример, проявлять качества коллективиста. Не я сделал, добился, а мы сделали, добились. Реальные трудовые достижения были менее значимы. В первую очередь в советской системе платили и распределяли блага за то, что ты хороший, советский человек и только потом учитывались результаты труда или даже научные и творческие достижения.
  3. Правила команды, организации, трудового коллектива должны были соблюдаться. Советский человек, труженик и коллективист - достаточно было играть эту роль, жить этой ролью было уделом немногих, и они создавали проблем не меньше, чем диссиденты.
  Социальные рейтинги
  Поскольку жизнь большинства проходила внутри организаций и трудовых коллективов, каждый имел в них свой системный рейтинг. Он никак не формализовался, но всем был известен. В соответствии с ним и определялся доступ к дополнительным благам - премии, машины, гаражи, квартиры, отдых в санаториях. Советская власть поддерживала тех, на кого она опиралась.
  Власть, конечно, понимала, что многие держат фигу в кармане, но ей было известно, что управление сознанием, убеждениями требует таких теоретических, организационных и технологических ресурсов, которых было взять неоткуда.
  Опасной для системы были неформальные объединения типа торговой мафии и недостаток ресурсов для поощрения правильного поведения. Процесс саморазрушения прежней модели власти начался с компромиссов с торговой мафией и слишком большими накоплениями в силу роста зарплат (власть понимала повышение уровня жизни, как рост зарплат, а население, как возможность расширения потребления), которые нельзя было реализовать в потреблении материальных благ.
  Для тех, кто стремился к карьере и власти, социальными лифтами были комсомол и партия.
  Эти институты только в малой степени работали, как идеологические институты. У них было несколько более важных функций:
  1. Прежде всего - это был институт социализации и социальной организации. Власть пыталась расширить поле социализации и воспитательных воздействий за пределы школы и семьи. Во дворе социальная организация не исчезала - на квартале были комнаты школьников, туристические, спортивные секции, постоянно проводились спортивные соревнования, привозили и показывали фильмы на открытых площадках во дворах. Был еще один невидимый фактор - поскольку заводилы и организаторы во дворах и в школе были лидерами и активистами в пионерии и комсомоле, социальное и организационное воздействие сохранялось пусть и в неявной форме.
  2. Это была система карьерных лифтов и отбора по направлениям карьеры. В профориентации это называется "пробой сил". Организационные и карьерные навыки должны вырабатываться с детского сада. Человек может реализовать свой потенциал только в организациях, а для этого ему необходимы навыки коммуникаций в организационных структурах, понимание правил взаимодействия с ними и получения от них ресурсов для самореализации в труде и карьере (профессиональной и должностной).
  3. Это была система выработки навыков организации и работы в организации. Способность делать карьеру зависела от трех условий - понимания правил игры, умение вписаться в иерархию и способность обеспечить необходимый (а не провозглашаемый) для функционирования организации результат. Это, прежде всего правильная отчетность и поощряемые инициативы....
  4. Система неформальных и формальных коммуникаций, навыков взаимодействия, управления конфликтами. Вся система управления, а тем более власть, строятся на навыках коммуникаций, способности выявлять и управлять конфликтами. В системе власти и управления - основная функция - управление конфликтами в целях развития и реализации своих интересов.
  5. Система организационных взаимодействий с другими организационными структурами - школой, комсомольской организацией, общественными организациями, предприятиями. Организации - это среда обитания власти. В организационных джунглях, как и положено, работает право сильного и иногда умного. Там есть властители джунглей, хищники, охотники, жертвы и кормовые базы для различных властных группировок с их командами. В основе пути к власти, лежит способность к приспособлению и выживанию. Далее нужно найти свою стаю (властную группировку) и начать карьеру в ней. Карьерный рост зависит от дани и информации, которую приносит член стаи. Туда приходят не за поддержкой и взаимопониманием и потому, внутри властной стаи царит жесткая конкуренция. Только тот, кто в ходе жесткой конкурентной борьбы прошел первичный отбор, может войти в ядро, живущее по законам социальной организации волчьей стаи. Ядро властной группировки имеет сильно развитые семейные и клановые ценности, но внутри гуманизма поменьше, чем в волчьей стае - иначе не выжить в конкурентной борьбе.
  6. Место личностной самореализации в организационных структурах. Ключевая проблема общественной жизни и системы управления в том, что побеждают всегда личные интересы. Поэтому в обществе и управлении приходится создавать механизмы, которые бы ставили личные интересы на службу общественным. Таким механизмом стала возможность личностной самореализации, предоставляемой обществом и организационными структурами. Токарь, инженер, учитель, ученый или управленец для самореализации своего потенциала нуждаются в ресурсах и организационных структурах. Возможность их получить зависит от компромисса с организационными структурами и стоящими за ними властными группировками. Получение возможности самореализации требует определенных ответных действий - лояльности, принятия "правил игры" и готовности работать на достижение целей организации.
  7. Место адаптации к политической и социальной системе в реальной жизни. Человек живет в мире множества организационных структур одновременно - от ячейки общества - семьи до человеческой цивилизации в целом. Одни организации обеспечивают социальные и управленческие лифты, другие профессиональную карьеру, третьи управленческую и вхождение во властные структуры. Их типология включает десятки, а то и сотни вариантов.
  Чем отличались от остальных, мои одноклассники, сделавшие ту или иную карьеру?
  1. Они поняли, как работает система идентификации в административных системах "свой-чужой". Прежде всего, необходимо усвоить специфический язык, который, позволяет выявить своих. Это не реальный язык, а язык идентификации - внутри системы на нем не говорят. Это первичный фильтр.
  2. Карьеризм. Здесь важна готовность не просто работать, и зарабатывать, как профессионал, а посвящать по 14-16 часов в день именно построению своей карьеры. Высокий профессионализм и достижения в управлении автоматически не гарантируют карьеры. Карьера строится не на результатах, а на коммуникациях.
  3. Способность манипулировать людьми. В профессиональной деятельности важно уметь договариваться с людьми в команде, а вот в управленческой и карьерной деятельности - это невозможно. Только приемы манипуляции позволяют подчинить деятельность людей своим личным, карьерным интересам. Все политики, главы корпораций, люди власти - опираются именно на способность манипулировать людьми.
  4. Способность ко ЛЖИ. В данном случае ложь не является инструментом избегания ответственности, а инструментом манипулирования - образец поведения, картина мира как цель
  5. Готовность принять на себя ответственность. Кому люди готовы подчиняться, в чьих интересах действовать? Это те люди власти, которые готовы принять на себя риски принятия решения и ответственности за результаты.
  6. Готовность к риску. Процент людей, готовых рисковать в организационных структурах очень невелик, и они являются самым ценным ресурсом в организационных структурах.
  7. Готовность к командной игре. Карьера предполагает индивидуализм, но получение результатов зависит от способности к командной игре с распределением ролей, функций и работы. Карьеру обычно делают мотиваторы в команде. Они получают карьеру, а члены команды какие-то бонусы от совместной деятельности. От возможности самореализации до зарплат и премий.
  
  Организация, как усилитель возможностей индивида.
  Люди стали социальными существами, потому, что это дает большие возможности в выживании, получении различных благ и построения карьеры, повышения своего статуса в общественной иерархии. Социальная жизнь протекает в организациях и трудовых коллективах. Причастность к большой структуре и всем ее возможностям многократно усиливает возможности индивида, дает защиту и увеличивает долю получаемых дополнительных благ.
  Общественные организации создают социальные сети коммуникаций между людьми в разных организациях, предприятиях, социальных группах. Семейные и клановые связи более эффективны, но и более ограниченны.
  Роль менеджмента в социальной жизни общества и коллектива не более 5%, просто это фактор управляемый. А вот власть не только контролирует менеджмент и социальную жизнь общества и коллектива, но и многоуровнево на всех этажах определяет ключевые процессы.
  Европейская культура значительно отличается от китайской, но тем не менее, что в Китае, что в Европе в основе менеджмента лежат ритуальные действия. Почему? Даже у людей нерелигиозных, архетипы религиозного сознания сохраняются. Именно неосознаваемое управляет на 90% процессами в обществе и соответственно менеджменте и управлении. Ритуалы, связанные с осознанием единства в сообществе, выбора лидеров, порицания отступников от общих ценностей позволяют выстроить систему управления, основанную на механизмах саморегуляции. Кроме ритуалов, в основе управления социумом всегда лежит ложь, как картина для видения целей в управлении, образец поведения, организации связей в социуме, механизм разделения - мы и они, защита в кризисных ситуациях. Эффективный социум, воспринимаемый, как справедливый не только наказывает отступников от общих ценностей, но и имеет систему распределения благ в социуме на основе понятных всем правил. Социальная активность в комсомоле была методом перераспределения благ в свою пользу наиболее активными членами организации, именно поэтому и сейчас воспроизводятся некоторые симулякры той советской системы.
  Чего человек ожидает от власти? Защиты, справедливого распределения благ, разрешения конфликтов с другими людьми. Это вечные задачи власти, что во времена Хамураппи и египетских фараонов, что сегодня.
  О лидерах.
  Лидер в социуме и управлении вовсе не то, чем кажется. Он не лучший из лучших, ведущий остальных за собой, у него другая функция. Он тот, кто насильно заставляет людей действовать вопреки своей природе. Люди к приспособлению и адаптации способны и сами, его задача - обеспечивать развитие, преодолевать ограничения, формирование готовности к сверхусилиям в социуме, команде.
  Поэтому лидер:
  - не может быть гуманистом. Он всегда сможет пожертвовать меньшинством, ради благополучия большинства;
  - легко принимает решения за других и не боится ответственности;
   - всегда готов применить насилие, принуждение, не склонен к самокопанию и самобичеванию;
  - он анализирует ситуаций и действия не со стороны индивидуальности, а с позиций коллективных интересов. Он способен к обратной связи в управлении. Умеет оценивать свои действия с позиции эффективности и объективно оценивать членов социума, команды;
  - имеет развитую интуицию, поскольку в управлении логика имеет ограниченные возможности. Людьми руководят эмоции, подсознания и архетипы. Он "чувствует тенденции, опираясь на неосознаваемые процессы в социуме.
  - предпочитает создавать ситуацию, вместо того, чтобы пытаться использовать имеющиеся процессы;
  - хороший практический психолог, распознает людей на уровне "запаха, взгляда, энергии". При этом для него важны только те качества и процессы, которые позволяют управлять ситуацией, отбрасывая все лишнее;
  - лидер может управлять, находясь на любой позиции в официальной иерархии. Он использует официальных руководителей в своих целях, используя неформальные личные связи;
  - лидер не мыслит категориями добра и зла, правды и лжи - это лишь инструменты влияния и управления;
  - он опирается на опыт, прагматичен, но умеет опираться и на мечту и иллюзии распространенные в социуме;
  - лидер умеет увидеть и распознать в людях их потенциал. Не делит людей на плохих и хороших, а находит их полезность в том или ином направлении. Порой умеет обращать недостатки в достоинства. Но те, кто никак не может быть применен в процессе - легко отбрасывается.
  - лидер иррационален и делает не так как все. Он заставляет людей выходить за пределы их реальности. Он не использует шаблонные алгоритмы и механизмы. Он опирается на харизму и усиливает свою энергетику в борьбе с препятствиями и сопротивлением. В первую очередь лидер доверяет только себе, не поддается влиянию со стороны, даже имеющих власть.
  Лидер рождается в сопротивлении реальности и преодолении конфликтов.
  Особенности лидерства в России. В России лидер не может выражать свои личные интересы - он должен имитировать, что он выражает интересы коллектива, социума. Поэтому лидеров, как бы нет в западном понимании. Они больше похожи на атаманов в казацкой вольнице или старост в сельской общине. Понять, кто лидер в социуме можно по тому, кто выражает мнение коллектива. Сравните выступления Трампа и Путина. Путин никогда не употребляет таких слов, как я решил, я сделал - он выражает некое коллегиальное решение или политический консенсус. Особым типом лидера является Путин. Он строит системы лидерства России в конкурентной борьбе с другими игроками на мировой шахматной доске.
  В каком-то смысле лидер в социуме играет роль дьявола. Он искушает, внушает ложные надежды, ведет к невозможному, но социум, состоящий из обычных, слабых людей, трусливых, ограниченных, порой совершает невозможное, готов на сверх усилия. К чему он приводит - к добру или злу? Это не его задача. Его дела остаются в истории, порой на миг, а порой и на века. Кто бы считал Македонию и ее гоплитов великими воинами, если бы не их предводитель Александр Македонский. Был и другой тип лидера - Спартак. Да он не привел к победе, но он дал своим воинам смысл жизни, дал им умереть свободными и стал частью истории, знаменем для следующих поколений борцов за свободу.
  Позиция лидера никак не защищает от смещения в отличие от должности. Здесь абсолютная демократия - право на лидерство, руководство и влияние имеет только тот, в ком социум видит лидера.
  Существует три типа лидеров:
  Первый - тот, кто рассматривает власть и влияние как средство осуществления Мечты, Проекта, Утопии. Это революционер.
  Второй - тот, для кого власть и влияние - это смысл всей деятельности. Это человек власти.
  Третий - для кого власть и влияние - средство достижения конкретных благ для себя и своего окружения. Это делец.
  Зачем вспоминать былое?
  Есть то, что сохраняется от эпохи к эпохе, в разных типах культуры, определяет развитие цивилизации, общества, экономики. Об этом во второй части.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"