Аннотация: Обзор произведений авторов первой группы на конкурсе "Русская Рулетка"
Други мои, поймите правильно, я в такие условия поставлен самим понятием Конкурс. Побеждает сильнейший... Или везунчик.
Как обычно, ничего личного. И ничего специального, литературоведческого. Я читатель, обычный читатель. Здесь только мои субъективные эмоции и впечатления.
Комментарии идут сразу, по мере прочтения, дабы сохранить интригу для меня и для вас. Но итоговые оценки я, конечно, поставлю, когда в голове будет общая картина, после прочтения всех авторов.
Забегая вперёд, скажу, что я и после прочтения оценки пока не поставил. Надо много думать. Дело в том, что, в отличие от "своего" предыдущего конкурса, на этот раз я не нашёл в подсудной группе откровенно слабых работ. Но и "вверху" совсем не тесно. Получается, всю эту "середину" я должен распределить по полному диапазону оценок. Что бы ни случилось, знайте: в этот раз единицы, двойки и тройки добровольно не хочется ставить никому. Слава богу, правила позволяют обойтись без них. Насчёт остального не обессудьте. Сами понимаете, я просто обязан. Что вам остаётся? Понять и простить...
ЧАСЫ НЕМЕЦКОГО ЛЕЙТЕНАНТА
Качественный "репортаж" . Да, подобные рассказы я называю репортажами. Что, где, когда, зачем... Всё по порядку и аккуратно перечислено. Никакой игры и затей. Такой стиль допустим в детективе, где читатель заинтригован предвкушением развязки и острым сюжетом. В бытовых повествованиях надо привлекать чем-то иным. Лучше - языком, манерой изложения.
В достоверность событий поверил бы легко, происходи действие сразу после войны. Но нет, мобильник явно показывает на современность событий. Как человек, сам занимавшийся "раскопками" в детстве, знаю, как быстро приходят в негодность механизмы от коррозии. Впрочем, никто и не обещал достоверности. Поэтому за подобное оценку не снижу. Будем считать, что блиндаж находился на высоком песчаном холме, где не столь много влаги. Итого: за литературу - чуть ниже среднего, за социальную концовку - накину балл. Вы твердый хорошист. Только поправьте "день рождениЕ". Несолидно для столь грамотного автора, право.
ЦИРКN8
О, боже! Фельетон. К тому же и в верлибре! Класс!
Оценка, огорчу Вас, будет низкой.
Сейчас я объясню Вам почему...
Тут дело не в таланте и не в теме...
Впрочем, пардон, я увлекся. Продолжу в прозе.
Дело тут не в способностях и трудолюбии. И то и другое в произведении налицо. Обидно, но это пример, описанный в басне дедушки Крылова "Как медведь дуги гнул" . Весь лес переломал, умаялся, сердешный, а толку? Ну, во-первых, если читать в " темпоритме" , то постоянно спотыкаешься, так как размер очень рваный. Плюю и начинаю читать как гладкий текст, вникая в суть. Вроде идёт получше. Но сразу возникает во-вторых. Конечно, условия конкурса четко определяют только одно: действие в России. Но всё же подспудно лично я ожидаю увидеть художественное произведение, а не публицистику, пусть и в игривой форме фельетона. Конечно, иногда бывает, одно от другого не отличить. К сожалению, не в этом рассказе. И, напоследок - нет, не совет - так, мысли вслух: может доделать до нормальной басни? В смысле, поработать чуток со стихотворным размером. Хотя, понимаю - бред. Дело было давно, события прошли, а ложка дорога к обеду.
История одного Гладиолуса
Ах, как обидно! Тут как раз случай, встречающийся реже, чем "наоборот". Трогательная история. У автора чувствуется большая Писательская душа. А вот техника исполнения, языка... Эээх. Так у многих людей бывает. В голове чудесная картина, а нарисовать не получается. Лучше и лаконичнее всех о произведении высказался сам автор: Что-то типа. . . Точнее не скажешь. Автору бы показать прежде текст редактору лингвисту, чтобы технические, стилистические и логические шероховатости подчистить, а потом уже на конкурс. Или скооперироваться с некоторыми здешними коллегами: Вы бы им души и игры одолжили, а они Вам - технического мастерства чуток. Хотя Ваш случай выигрышнее: мастерство дело наживное, а писательское чутьё - вряд ли. Впрочем, по одному лишь произведению не решусь делать какие-либо глубокие выводы. И, ей-богу, пока в растерянности. Что ставить? Поглядим на остальных.
Семейка собирается в гости
Ну так, весёленькая семейная байка. Над джеромовским "дядюшкой Поджером, который вешал картину", признаюсь, смеялся сильнее. Хотя и здесь улыбался. Замечание то же: вычитать текст и убрать технические огрехи. Их не очень много, но они есть. А фраза "по матрёшкам" у не смотревших "итальянцев в России" , боюсь , вызовет недоумение. Не самый, скажем, раздёрганный на цитаты фильм.
Безродные
Ну, наконец-то! Уже опасался, не дождусь. Этот рассказ уже можно оценивать по-настоящему, без поддавков, по большому, "гамбургскому", счёту. Всё в нём есть и всё правильно. Претензии имеются, но уже другого порядка. Поэтому, если дальше не найдётся конкурентов в этой весовой категории, поставлю высший балл.
Чапаев и другие
Понравилось. Но не всё. Пока не знаю, в Высшую лигу (где и претензии посерьёзнее) или в Первую Вас отправить. То, что я предугадал Муму сразу после эпизода с княжной - это не претензия, конечно. Это было достаточно логично предположить. А вот то, что текст мне показался частенько вымученным, а не льющимся из души легко и свободно - да, претензия. Но серьезная она для Высшей лиги. Если в лиге "с поддавками" - ничего, прокатит. Пелевин про своего Чапаева заливал куда как непринуждённее, согласитесь. А за идею - респект и уважуха!
МАЛЕЕВСКИЙ ФЕНОМЕН
Браво, автор! Претензии лишь косметического плана: поправить опечатки и... Но это, скорее, совет: сменить рубрику. Если бы не упоминание о жанре фантастики в шапке, я бы ни за что не угадал финал. А неожиданный финал, согласитесь, немаленькая составляющая успеха. Переведите рассказ в "Ироническую прозу" или просто в "рассказ". Ей-богу, он от этого только выиграет.
Славка Морозов
Проникновенно. Для мемуаров вполне в рамках. А если выдумка - добавить бы эмоций побольше да трагизма.
И, конечно, для корректора работы тоже хватает, но это на мою оценку чаще всего не влияет.
О поле, поле!
Мать твою! Мля! Дайте отдышаться. Всегда признавался, что не люблю я сказки, но... НО! Но перед исполнением мастера я пасую. Будь я девушкой, отдался бы Вам сразу там, на русском семантическом поле, не дожидаясь окончания поединка. Мне бы стоило фарисейски пожелать Вам победы, да поставить по-тихому единичку - потому как "а как же я?! Я ведь сам хочу победить!" Как, кстати, делают, я знаю, многие на конкурсах. Но нет. Даже если оставшиеся два автора тоже выдадут шедевры, Вам я все равно поставлю девять. Было бы две девятки - поставил бы две. Или отнять у кого?
Умница! Удачи!
Приметы времени
Большое спасибо автору! Однако, не за сам рассказ, а за невольно преподанный урок. В авторе я узнал себя. Очень похожий на некоторые мои произведения стиль. Со стороны удалось разглядеть мои недочёты и ошибки, которых я раньше не замечал или не придавал значения. Впрочем, это личное. Переходим к делу.
Если многие коллеги автора "не дотягивают", то здесь картина прямо противоположная. Оказывается, перебор мастерства - тоже плохо. Слишком порой вычурные образы, слишком напыщенные обороты, именно от ПЕРЕмасливания, а не наоборот, от графоманства и скудоумия. Много подробностей и мало действия. Стиль начала и середины текста различаются. Видимо, писалось "существенно" в разное время. Автор делает ставку на "красивость" языка, но это в итоге заставляет иногда позёвывать из-за ступора в развитии сюжета.
Вы, признаться, ставите меня в трудное положение. Чему отдать предпочтение: Вашему писательскому потенциалу или интересу к сюжету у конкурентов? Бли-и-ин!..
Деревня детства моего
Познавательно. И язык хороший. Ровный, спокойный, светлый. Какой и нужен для "описательной" литературы. Но - может, это мой личный бзик - не люблю я описания в чистом виде. Мне действия бы, да побольше. Или эмоций и глубокомыслия философского, на худой конец. Путеводители я "для души" не читаю обычно, извините. Бросил бы и Ваш, но конкурс обязывает. Да и условия конкурса - неужели не помните: Ваш герой не обязательно должен быть русский, но обязательно должен быть россиянин. Основное действие должно происходить в России. За героя, конечно, можно принять деревню. Пусть. Но - действие. Действие! Где оно?
Опять я в трудном положении. Работа качественная, выполнена с любовью и уважением к истории и языку (за исключением опечаток в пунктуации), ставить единицу вроде рука не поднимается. А высоко тоже не вправе оценить по вышеназванным причинам.
Ну вот и всё. Пошёл думать над оценками. Всем удачи!