Нравственная основа современного отечественного лечебного дела
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Для объективной оценки системы современного отечественного здравоохранения не лишне предварительно осмыслить нравственную среду.
|
Г.А.ПОЛЯКОВ
НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА
СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ЛЕЧЕБНОГО ДЕЛА.
Краснодар, 2006.
МОЛИТВА ПАРАЦЕЛЬСА
ГОСПОДИ! Укрепи силы сердца моего так, чтобы оно могло одинаково отвечать на страдания бедного и богатого, помогать одинаково и другу, и врагу. Не допускай, чтобы жажда наживы и славы вела меня по избранному пути. Научи меня, Всемогущий, терпеливости и спокойствию, когда больной непослушен и оскорбляет, когда хворь не отступает, а лечебные средства оказываются несостоятельными. ГОСПОДИ! Сделай меня умеренным во всех моих суждениях и действиях, но только не в знаниях, ибо в последнем я хочу оставаться ненасытным. Пусть далекой от меня останется мысль, что я знаю все.
Во имя Отца и Сына, и святого Духа. Аминь!
3
С О Д Е Р Ж А Н И Е
О ЧЕМ РЕЧЬ?
1. ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДО ДИПЛОМА.
1.1. Кем быть?
1.1.1. Врачебные династии.
1.1.2. Родительский дом - начало начал.
1.1.3. Предпосылки и перспективы.
1.2. Радости и огорчения студентов-медиков.
1.2.1. Начало пути. Тернистая тропа и магистраль.
1.2.2. Друзья-товарищи.
1.2.3. Своя хата и общага.
1.2.4. Стрижонок и цыпленок. Фундамент жизненной позиции.
1.2.5. Студент и преподаватель. Цена зачета.
1.2.6. Первая практика. Чем эти доктора живут?
1.2.7. Заработок. Пастбище или тренажер.
1.2.8. Вот возьму и женюсь.
2. ВСЕ, ЧТО БЫЛО - ПРИСКАЗКА, СКАЗКА ВПЕРЕДИ.
2.1. "Плыви, салага-гусь." Бассейн и океан.
2.1.1. Страницы диплома - крылышки или конечности.
2.1.2. Уже врач-специалист или пока терапевт.
2.1.3. А тут еще сертификат предъяви.
4
2.2. МотивАЦИИ специализАЦИИ.
2.2.1. Доказательства склонностей.
2.2.2. Обоснование затребованности.
2.2.3. Перепроизводство гинекологов - еще не повод для обращения
на биржу труда.
3. ВЕРШИНА.
3.1. Хоть и пришел, но стоять нельзя. Ноги, локти и прочие члены.
3.1.1. Опора в жизни. Убегать или догонять?
3.1.2. Чувство локтя товарища под рукой и под ребрами.
3.1.3. Нос. Задирать, утирать или держать по ветру.
3.1.4. А голова-то нужна?
3.2. Не пора ли пациента вспомнить?
3.2.1. Мой пациент.
3.2.2. Взаимный интерес.
3.2.3. Пределы взаимной ответственности.
3.2.4. Прощание навсегда и на время.
4. КАРЬЕРА.
4.1. Кому нужен маршальский жезл.
4.1.1. Студент-отличник от выпускного бала до пенсии.
4.1.2. Выдвижения ради избавления.
4.1.3. Равнение на средину.
4.1.4. Творцы и соавторы.
4.1.5. Достоинства Начальника. А при чем тут пациенты?
5
4.2. ЗаРПлата, приработок и прочая.
4.2.1. За Работу Плата.
4.2.2. Равенство работы - это еще не равенство приработка.
4.2.3. Прочая кормушка. Место красит "человека".
5. НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА
ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
5.1. Какое там обследование? Лечить надо.
5.1.1. Чем меньше известно, тем легче оправдаться.
5.1.2. Стандарт - это насилие.
5.2. Участковый и семейный.
5.2.1. Я Вас не заболел.
5.2.2. Куда пойти? Куда податься? Кашпировский, Чумак и
дядя Вася.
5.2.3. Да им семейный врач нужен.
5.3. Частный лекарь - Касьян или Мавроди?
5.3.1. Первые ласточки. Замыслы и провалы.
5.3.2. Как обеспечить поток пациентов?
5.3.3. Допустимы ли в принципе частные больницы?
КОНЕЦ ПУТИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. НУ И ДО ЧЕГО ДОГОВОРИЛИСЬ?
POSTSCRIPTUM.
6
О ЧЕМ РЕЧЬ?
В России на рубеже веков рассуждения о нравственности, тем более о нравственных основах лечебного дела наверняка отразятся в кислых гримасах. В худшем случае они могут сопровождаться злобной реакцией, ну, а как минимум, досадными отмашками, как от навязчивого бреда параноика. Какая там мораль? Ты, автор, что - слепой и глухой? Не знаешь, что врач приносит домой в день получек? Да и когда эти дни бывают? А может ты забыл, как не так уж и давно вдалбливались в нас всякие гуманистические принципы? Не урожай ли такого посева пожинаем? Не слепой, не глухой и не без памяти. А заодно и не без понимания, чьим интересам служат отраженные выше вопросы. С сочувствием и пониманием воспринимаю и тех, кто такие вопросы озвучивает, которые по недомыслию, а некоторые с досадой из-за потери веры во всякие проявления справедливости. При этом давится в собственном сознании мысль о своем соучастии в навязывании обществу всеобщего скепсиса. Скептик всегда одиночка. Организованному и сплоченному жулью всегда вольготно там, где добро не способно к отпору. А какого отпора можно ждать от одиночек? Причисление к лику одиночек тоже не привлекательно. Иной умник, парящий над грязными драками с жульем, хоть и согласный с необходимостью консолидации Добра ради успеха в противостоянию Злу, возразит:"Никакой я не одиночка и готов к соратничеству с другим умником. Вместе мы всыпем этому мелкому жулью. Только вначале пусть мой союзник придет ко мне. Сам-то я начать сближение не могу по причине занятости умными делами". Пока Добро в одиночку творит свои добрые дела, консолидированное Зло правит бал. А в толпу недовольных бросаются призывы:"Нечего бунтовать! Делал бы каждый свое дело, - жизнь сама наладится". "Нравственность! Нравственность! Делай сам свою жизнь и другим не мешай - вот и вся нравственность". Автора явно занесло. Взялся рассуждать о современности, стоя на устаревшей позиции. Время изменилось. Люди нынче другие. Люди всегда
7
одинаковые. И Апулеем, и Эразмом, и Тургеневым, и Астафьевым высвечиваются одни и те же нравственные проблемы. В разные времена только по разному расставляются акценты, что характеризует не различие нравственных ориентиров у людей различных эпох, а различие господствующих идеологий.
А при чем здесь собственно лечебное дело? Для так вопрошающего жулика жизненно необходимо отрицание всяких нравственных основ в любой работе. Как вкалываю, так и получаю. Чего там усложнять? Но труд врача - это не забивание гвоздей. Результат лечебной работы определяется не только количеством ударов молотка. Тут и труд сотрудников (лабораторные анализы, кондиционированный воздух в кабинете, стерилизованные инструменты и пр.), да и сам пациент - это не гвоздь. Как же можно пренебрегать нравственностью в этой совокупности? Но нравственность - не бесплатное приложение к диплому. Это сложнейший инструмент, изготавливаемый годами и бесполезный без тщательного овладения приемами работы с ним. Так
мы пожинаем не урожай длительного приснопамятного вдалбливания гуманистических принципов, а результаты многолетнего брака в формировании нравственных основ нашего общежития. Вот и попытаемся разобраться в этом поглубже.
Разобраться. Уяснить. Закономерен вопрос: "А как, собственно, разобраться, какая нравственность праведная, а какая порочная? Может автору известны результаты неких исследований этой проблемы, хотя бы с аргументированными формулировками, что есть БЛАГОРОДСТВО, или что есть ПОДЛОСТЬ, не говоря уж о различии подлости мелкой и крупной?" Вероятно, кто-нибудь из философов решал эти вопросы. Но автор имеет ограниченные возможности ознакомления с философскими публикациями. Ни в родственной автору литературе, ни в беседах с коллегами обстоятельных сведений о нравственных принципах современного лечебного дела получить не удается. "Ага! Стало быть ты, Автор, аргументировано обосновать свою позицию относительно задевающей тебя проблемы не можешь? Ну и занимайся делом, за которое зарплату тебе начисляют. Не суйся
8
на чужую кухню". Чужую? А вот давайте вникнем в следующую ситуацию. Массивное кровотечение у молодой мамы. Узаконенные средства его купирования исчерпаны, но эффективность их недостаточна. Есть не разрешенная (хотя напрямую и не запрещенная) Законом возможность перелить кровь от не подготовленного для донорства человека. В результате такой операции у умирающей женщины повышаются шансы выжить, но и не исключена вероятность заражения. Я - врач, выбираю: вот перелью, - она выживет, но возможно будет болеть, потребует лечения за мой счет (переливание официально не рекомендовано), а сколько я еще пинков от начальства получу - лучше не думать. Есть альтернатива: не перелью, - она умрет. Я не виноват, что начальство не обеспечило больницу достаточным набором узаконенных средств реанимации. Нет, не гоже валить такую дилему на одни плечи. Зову консилиум. Каждый из его участников такой же, как и я, и рассуждает так же. Решено не переливать. Женщина оставляет свое дите сиротой на законных основаниях.
Узаконенная предотвратимая смерть матери - проблема нравственная или медицинская?
Все равно, доктор, не лезь в философию. Вмешивайся, если зудит, в решение медицинских, в том числе организационных проблем, добивайся оснащения больницы нужными законными лечебными средствами. Это понятно, что не все сразу получится. Ничего не поделаешь - разруха. Ну, кое-кто умрет, пока ты чего-нибудь добьешься. Нация большая - все мамы вымереть не успеют.
А может все это - плод болезненного воображения автора? Оглянись вокруг, уважаемый Читатель, по крайней мере, почитай заметку А.Папырина "Налево пойдешь - закон нарушишь, направо пойдешь - под суд попадешь" в М.Г. N 9 от 9.2.2000. Автор сразу отказывается от попытки аргументировать свои выкладки, ссылками на авторитеты, и никакого списка цитируемой литературы дальше не будет. Все нижеизложенное отражает жизненную позицию автора и
9
оформляется как эссе. Отсутствие у автора опыта (да и заказа) писать нравоучительные книжки побуждает к максимальному сжатию изложения. Потому в дальнейшем будет много недомолвок. Сочинение предназначено для ограниченной совокупности читателей с интеллектом. Пусть некоторые, восприняв это чтиво как пустую болтовню, выбросят его после первых осиленных страниц в урну. А кого-нибудь авось прочитанное заставит задуматься, может быть даже задуматься шире затронутой проблемы. За мыслью - слово, а там и до дела 1 шаг.
1. ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЙ ОРИЕНТАЦИИ ДО ДИПЛОМА.
Необходимость соответствия работы специалиста его профессиональным склонностям уже не является не только предметом дискуссий, но и не требует пространного обсуждения. Тем не менее профессиональные склонности далеко не всегда играют решающую роль в выборе профессии. Профессиональная ориентация и реальный выбор профессии не являются предметом данного обсуждения. Здесь предполагается обговорить только некоторые особенности формирования жизненной позиции, нравственного облика специалиста в связи с факторами мотивации выбора профессии. Имеет ли значение для формирования нравственного облика специалиста соответствие или несоответствие его склонностей избранной работе?
1.1. Кем быть?
1.1.1. Врачебные династии.
Цеховая система в средние века закономерно предполагала передачу ремесла со всеми его атрибутами от отца к сыну. Тогда вряд ли было интересным обсуждение вопросов, касающихся профессиональных династий, как фактов обыденных, само собой разумеющихся. Впрочем профессия врача и тогда выходила за рамки
10
обыденности (цирюльники не в счет), поскольку предполагала наличие университетского диплома - предмета куда более редкого, чем ныне. Да и молодые отпрыски авторитетных специалистов, направляемые в университеты для подготовки к смене родителя, окунувшись в круговерть вольной студенческой жизни, не редко меняли ориентиры. В итоге врачебные династии и во время оно были и редкие, и не продолжительные. Сама по себе уникальность врачебных династий не может не быть интересной. А уж единичные общеизвестные случаи из этого уникального явления - достояния истории. Отечественное здравоохранение, в том числе современное лечебное дело достойно пополнило всемирноисторический список такими династиями, как Вишневские, Шанины. Знаменитые в нашей профессии фамилии не обязательно представляют эстафеты от отца к сыну - Филатовы. Помимо этих корифеев среди нас трудятся еще сотни врачебных династий, не отмеченных широкой известностью, но являющихся примером для коллег. Врачебные династии - явление
многогранное, объемное, а потому имеющее и светлые, и теневые стороны. Объективная оценка и невозможная без нее общественная корректировка деятельности врачебных династий предполагает всесторонний анализ этого явления. И тут не обойтись без обсуждения его теневых сторон. Не лишне напомнить о такой врачебной династии, как последовательность папа Док и бэби Док. Естесственно, что фундамент для врачебной династии закладывается в семье.
1.1.2. Родительский дом - начало начал.
В развитии, взрослении любого детеныша высших животных важнейшую роль играет подражание. Закономерно в играх детей присутствуют сцены из быта и работы родителей. Последующий выбор профессии вероятно обусловлен соотношением привлекательных и не привлекательных явлений в родительской работе, наблюдаемой детьми. Результаты личного наблюдения естесственно сопоставляются с комментариями как сотрудников, так и посторонних. Чем постояннее, однозначнее получаемая в детстве информация, тем
11
раньше формируется у ребенка представление своей будущей профессии или профессии не
приемлемой. Логично предположить, что отсутствие такой определенности - следствие преобладания сведений противоречивых или отсутствия информации, позволяющей составить представление о привлекательной работе. Автору, как родоначальнику одной из рядовых врачебных династий, естесственно сопоставлять общие рассуждения о врачебных династиях со своим опытом. Здесь нет никаких претензий на утверждение оптимальности этого опыта, но категорически утверждается, что стремление сформировать нравственный облик дочери-врача соответствовало жизненной позиции отца-врача. Стремление реализовано не полностью. Это тоже естесственно. Дети - не заготовки в руках одного скульптора. Человека ваяет плеяда, потому результат полностью никогда не соответствует проекту. И это не только закономерно, но и целесообразно.
Молодая поросль, приближаясь к перекрестку, волей-неволей должна выбирать свой маршрут: с папенькой, параллельно или в сторону. "Папенька" - это в одном лице и маменька, и дяденька-тетушка, и тесть-свекор, и пр. Призвание или расчет как указатели маршрута на этом этапе профессиональной ориентации (относительно пользы - вреда для общества) не имеют знака. Но эта нейтральность сохраняется только без активности покровителя. И сама по себе активность покровителя не всегда однозначна. Я, Покровитель (родитель в том числе), уполномочен решать глобальную задачу. Я и вправе подбирать сотрудников. Мой подопечный не самый достойный из претендентов. Но это пока. Зато он перспективнее. Выбор менее достойного подопечного вполне может быть оправданным... Но не безусловно. Таковые условия - предмет отдельного разговора. Здесь обсуждаются условия формирования нравственного облика этого самого подопечного. Внеконкурсное назначение молодого специалиста само по себе в подобных ситуациях формирует нравы порочные. Но пороки такого плана искоренимы.
12
Если всем участникам кадровых перестановок сообщены мотивы решения, если перспективность менее достойного сопоставлена со сроками достижения его профессионализма до уровня обойденного претендента, и если это достижение реализовано в заданный срок, тем более, если молодой обогнал, нравственный облик молодого сформируется без ущерба. Отсутствие любого звена предрасполагает к подлости. Не каждый родитель является и покровителем. Но нравственность чада и в таком случае формируется не без родительского влияния. Нравственная безупречность родителей, как воспитательный фактор, здесь не обсуждается. Куда более интересна ситуация, когда родители волей или вынужденно допускают отступление от норм общежития. В коллективах поведение сотрудников значимо определяется руководством. А для начальника наиболее приемлемы (об этом еще поговорим) подчиненные Чегоизволите. Их облик в описании не нуждается. Представляется интересной роль Чегоизволите в формировании профессиональной ориентации и нравственного облика его чада. Просматриваются 2 наиболее вероятных варианта. Перед их обсуждением уместно подчеркнуть, что Чегоизволите всегда порочны (или ущербны).
Вариант первый. Здесь не рассматривается крайность гоголевского Акима Акимыча. Чегоизволите искренне раболепствует на службе, накапливая недовольство. Дома это недовольство выплескивается со слюной и бранью.
Вариант второй, более вероятный. Раболепство показушное, а дома никакого недовольства, можно даже из глубины своей норки показать начальнику язык.
Первый вариант наверняка исключает возможность династии. Обсуждать его дальше нечего. Второй вариант помалу убеждает молодую поросль, что грозный босс не так уж и страшен. Буду как папа. Ну а нравственный облик этой самой поросли представить не сложно.
Вряд ли нужно и дальше расписывать условия, при которых формируются тяга к постоянному профессиональному
13
совершенствованию, та или иная направленность в отношениях с пациентами, коллегами, начальством, представление обязанностей и долга. Достаточно утверждения что нравственный облик формируется долго и зависимо от целого комплекса условий. Среди этих условий зарплата врача имеет очень важное, но далеко не определяющее значение. Ее значение может быть определяющим в выборе профессии, но не в формировании нравственного облика.
1.1.3. Предпосылки и перспективы.
Что формируется раньше: профессиональная ориентация или нравственный облик? Этот вопрос сопоставим с вопросом о первичности курицы и яйца. Поскольку здесь речь идет о нравственности в лечебном деле, то логично вначале ограничить объект обсуждения причастностью к профессии.
Кто же идет во врачи? Прежде всего это женщины. Причина довольно прозрачна чисто биологически. Ну а конкретнее. Выбор по
жребию или методом тыка не обсуждается, хотя он - далеко не редкость. Поговорим об осознанном выборе. Такой выбор наиболее значим прежде всего исключением равнодушных, что сулит расцвет таланта знаменитости, но и может отклонить разочарованного предприимчивого умника в криминал. Лечебное дело в Отечестве - одна из наиболее глубоко криминализированых отраслей. А криминал всегда сопряжен с нравственными пороками. Каково же происхождение нравственных пороков среди врачебной братии? Наверняка будет лучше, если сразу ограничить обсуждение нравственных проблем в лечебном деле только деятельностью лечащих врачей, а влиянию администрации, подчиненного и технического персонала отвести роль т.с. внешней среды. Иначе заблудимся в дремучих дебрях. Не предполагается здесь обсуждать и случаи прихода в медицину заведомо безнравственной молодежи.
Поговорим о тех бывших школьниках, которые сделали сознательный выбор профессии еще до эррозии в них нравственных основ. Среди такой совокупности могут быть и дети врачей, и
14
молодежь, составившая себе представление об избранной профессии без родительских наставлений. Значим ли профессиональный выбор сам по себе как фактор формирования нравственного облика будущего абитуриента? В поисках ответа попытаемся сопоставить предпосылки выбора профессии с ее перспективами в представлении выбирающего юноши. Не перечисляя все вероятные предпосылки выбора для себя юношей (девушкой) именно профессии врача-лечебника ограничимся допуском, что такие предпосылки весьма вероятны и значимы, даже если исключить надежды на обеспеченное материальное благополучие. Наличие их равно вероятно среди детей медиков, родителей далеких от медицины, состоятельных и бедных. Но далеко не одинаково оценивают свои перспективы молодые люди, выросшие в различных условиях. А различаются эти условия в современном Отечестве все больше и больше. Автор, который после сельской школы впервые приехал в большой город поступать в ВУЗ, нисколько не был озабочен отсутствием дополнительной подготовки с репетитором (их наверно тогда вообще не было) или на специальных курсах. А к собратьям абитуриентам, сопровождаемым родителями, прочие относились скорее с сочувствием, чем с завистью. Поступление за деньги тогда было неизвестно. Единственной меркой достоинства абитуриентов считались отметки беспристрастных экзаменаторов. На одно место на лечебном факультете Воронежского мединститута в 1959 году претендовало 18 бывших школьников, и не было никаких льгот для медалистов. В тех условиях ни выбор профессии, ни процедура поступления в ВУЗ на формирование нравственного облика абитуриента, а потом студента-медика значимо не влияли. Условия современности вряд ли можно назвать такими же нейтральными. Если допустить, что ребенок рождается без нравственных пороков, то уместно пожелать, чтобы внешние условия на формирование нравственного облика взрослеющего человека не влияли никак. За сомнениями автора относительно нейтральности условий взросления человека естесственно ожидать анализа влияния
15
внешних условий на формирование нравственного облика обсуждаемых здесь кандидатов во врачи. Еще до вступительных экзаменов будущие абитуриенты делают оценку своим знаниям в сравнении со знаниями потенциальных конкурентов. Оцениваются также иные факторы, способствующие зачислению в студенты. Размышляющий школяр "на выданьи" делает вполне закономерные открытия. Во-первых, оказывается, что вероятность поступления далеко не напрямую согласуется с объемом требуемых на экзаменах знаний. За взятки студентами становятся дремучие бездари. Во-вторых, оказалось, что и знаниям полученным в школе, не велика цена. Не особенно утруждая себя в школе можно отработать с репетитором только малость тем, отраженных в вопросах вступительных экзаменов, и вероятность поступления в ВУЗ будет выше, чем у медалиста (в истинном понимании этого слова). Как эти открытия повлияют на нравственный облик абитуриента, читатель без труда домыслит сам.
1.2. Радости и огорчения студентов-медиков7
1.2.1. Начало пути. Тернистая тропа и магистраль.
Долго ли, коротко ли шел юноша к студенческой скамье. В конце концов вот она поскрипывает под собственной задницей и такими же частями тел, сидящих рядом. Студенческая жизнь только началась. Впереди сияющие вершины. А между тем приобретенный за такой короткий период жизни такой важный жизненный опыт заставляет смотреть под ноги с оценкой пути к тем сияющим вершинам. Различие опыта предполагает как различие целей, так и различие путей к ним. В дальнейшем сфера обсуждения будет еще сужена в пределах той части первокурсников, начальным жизненным опытом которых первозданная нравственная чистота еще не успела подкорректироваться . Сохранится ли она? У всех ли? Надолго ли? Не будем преждевременно загадывать. Пока что у входа в студенческое бытие многих еще манит только одно желание побольше узнать, заслужить уважение товарищей,
16
преподавателей, первых пациентов своей санитарской практики. Материальное благополучие, семейные заботы пока за пределами видимости, за горизонтом. Ну и что мешает реализации благородного желания? Если бы ничего не мешало, не сажали бы врачей в тюрьмы, не сетовали бы на них пациенты, не дробился бы монолитный врачебный союз. Стало быть нравственная непорочность под угрозой? Да. При этом угрозы вполне реализуемы без ограничения времени и пространства. Так все мрачно? Скорее туманно. Потеря нравственной чистоты - это не смерть, это скорее подобно дефлорации. Угроза потери нравственной безупречности может исходить извне, но может быть заложенной и в самом юном создании. Что касается внешних факторов, то они обговариваются и анализируются уже много столетий. Менее заметна врожденная, скрытая склонность к пороку. Она может заключаться в функциональной несостоятельности применительно к конкретной обстановке. Так юноша со среднестатистическим интеллектом оказавшись довольно
продолжительное время в устойчивой компании сверстников, больше его информированных в чем-то (музыка, компьютеры, поэзия,.. вариантов много) или превосходящих его по каким-то физическим показателям, осознает свое отставание. Это может стимулировать самосовершенствование и купировать отставание. Но отставание может оказаться в силу разных причин и не преодолимым. За сим следуют переживания (мы здесь обсуждаем не равнодушных) потом комплекс неполноценности. Где появляется такой комплекс, там нарушается адекватность оценки, ориентировка в среде, стираются пределы дозволенного. Раскольников показан Ф.И.Достоевским как крайность. А сколько вариантов промежностей. Чаще всего выход из такой ситуации находится через переоценку ценностей. Овладевая профессией врача-лечебника приходится попотеть. Халтура в самоподготовке юноши распознается им самим сразу. Да еще уважаемый товарищ-сокурсник все дальше обгоняет. На сознание давит иллюзия, что я продираюсь по тернистой тропе, а он шествует по торной дороге. Рассуждая, можно себя убедить, что его успехи
17
подготовлены прежним трудом, когда я еще не напрягался, что я тоже в конце концов выйду на магистраль и на следующем этапе догоню обогнавшего. Но всегда ли у юношей эмоции побеждаются рассудком? А эмоции так требуют не отставать, что прогресс подменяется его видимостью. И подчиненный эмоциям рассудок создает показуху. Она всегда легче достижима. Таким образом я тоже передовик, хотя и сознаю, что в сущности являюсь передовикоидом. Показушный передовик с покладистым характером да еще смазливой мордашкой безотказная приманка для Руководителя, подбирающего кадра то ли в заведение, то ли в семью. Не будь рохлей, показывай примерное прилежание и не потребуется потеть, продираясь сквозь тернии. И вот, отмеченный Руководителем, ты уже катишь к сияющим вершинам по магистрали. Нравственные основы? Да пока вы со своей нравственностью чего достигнете, я в Науке такого натворю - Отечество не нарадуется.
1.2.2. Друзья-товарищи.
Ну, автор, - ты даешь. В начале каждого параграфа представляется ангелочек, а в конце смакуется его падение. Так в конце этого параграфа уже не по одиночке, а сразу всех студентов в болото безнравственности? Читатель волен выбросить это чтиво в урну в любое время. Те же, кто еще надеется найти здесь хоть хиленькое зернышко оптимизма, авось перелистают еще страницу - другую. В этом параграфе предполагается обсуждать не все студенческое сообщество. Возьмем одного из друзей-товарищей и представим всю паутину связей его с коллегами индивидуально и с колледжем вообще. Все студенты разные. Предметом данного обсуждения является только нравственная основа жизненной позиции будущих (а потом состоявшихся) врачей. Стратегическая цель всего этого опуса вложить хотя бы песчинку в фундамент, на котором будут строиться достойные межчеловеческие отношения. Автор предполагает, что вся совокупность факторов и мешающих строить, и разрушающих такой
18
фундамент перед их нейтрализацией должна быть обозначена. С надеждой определения хотя бы части из них продолжим обсуждение взятой проблемы.
Итак, объектом нашего внимания является первокурсник, окрыленный светлой мечтой посвятить себя благородному делу с незапятнанной совестью. Автор полагает что формирование (изменения) нравственного облика существенно не зависит от пола субъекта. Потому слова СТУДЕНТ, ВРАЧ здесь в равной степени относятся к мужскому и к женскому полу. Первые впечатления типичного первокурсника всегда окрашены восторгом. Ура! Я все-таки поступил. Моя радость подкрепляется такой же радостью каждого сокурсника. А в радости кто же огорчает товарищей? Первый восторг притупляется, на его месте появляется радость-удовольствие общения, познания, первых успехов... Из труда вырастает ответственность. Из выполненного и должным образом оцененного долга вырастает чувство собственного достоинства, самостоятельность, укрепляется личность. Оценивая себя как формирующуюся личность студент обязательно оглядывается на коллег. О вероятной реакции на неравенство своих возможностей с возможностью товарища речь уже была. Но этим влияние на юношу коллектива товарищей не ограничивается. Помимо стремления к росту при отставании у членов сообщества всегда присутствует стремление (или видимость его) к уравниванию вообще (не быть белой вороной). А такое уравнивание не всегда согласуется с сохранением нравственной чистоты. Нравственные принципы универсальны. Допуская фальсификацию результатов жеребьевки перед соревнованием спортивных команд, закономерно подтасовывать результаты исследовательской работы в студенческом кружке. За мнимым научным успехом следует престижная командировка, которая воспринимается уже как должное. А там и на экзаменах без угрызений совести демонстрируются вместо знаний предмета заученные правильные ответы на вопросы в билете. Будущая работа с мнимой готовностью к ней неизбежно заставит выбирать между
19
скрыванием профессиональной несостоятельности и потерей работы. Разве тут обойдется без оглядки на нравственность? Друзья-товарищи не безразличны как своей коллективной деятельностью (спорт, научный кружок), так и индивидуально. Один из примеров - разрешение бытовых проблем. В доступности материальных благ большинство студентов все-таки ограничено. Потому всегда закономерна тяга обучающейся молодежи ко всяким заработкам. 4 - 5 десятилетий назад под лозунгом "Всякий труд у нас почетен" приработок торговлей студенческой общественностью как минимум не поощрялся, а то и обидный ярлык "торгаш", "фарцовщик", "спекулянт" мог прилипнуть. В современности выше приведенный лозунг воспринимается буквально. Не осуждается не только привлечение студентов к торговым операциям вообще. Как должное воспринимаются не законные торговые махинации. Влияние лоснящегося деляги сокурсника на нравственно пока стойкого, но голодного коллегу представить не трудно.
1.2.3. Своя хата и общага.
Жизненная позиция юноши формируется в связи с условиями его учебно-производственной деятельности, но и не менее значимо в связи с бытом. Любые изменения в быту не обходятся без их влияния на нравственный облик молодежи. Эти влияния могут быть разнознаковыми, что неоднократно отражено в публикациях, в том числе художественных. Изменения в государстве приводят к тому, что формально одинаковые бытовые условия влияют на формирование мировоззрения молодежи по разному. Автору с вершины своего опыта вполне естесственно сопоставить современность с явлениями прошлых десятилетий. Слово "студент" в СССР ассоциировалось со словом "общежитие". Вселение в общежитие было привлекательным не только для иногородних своей дешевизной в сравнении с углом квартиры. В общежития стремились и местные. Оно привлекало прежде всего более широкими возможностями общения со сверстниками. Открытость личной жизни никого не смущала. Вряд ли кто будет утверждать, что на рубеже веков в Отечестве ситуация
20
такая же. Из всех приманок к общежитию действует пожалуй только дешевизна. Зато притупилась тяга к общению с коллегами. По крайней мере так утверждают обе дочери автора, которые не так давно были студентками. Современные студенческие общежития представляют кров для субъектов, не имеющих отношения к колледжу. Этот факт для студентов не приятен. Так называемая либерализация порядка в общежитиях фактически допускает моральный, вернее, аморальный беспредел. Такие условия предрасполагают к предпочтению частных квартир, а для остающихся в общежитиях - к кучкованиям по интересам. Как это отражается на формировании нравственного облика юноши опять же представить не трудно. Ну а каково местным? Смотря какая хата. Квартира с возможностью без ущерба для семьи собирать под своей крышей друзей-однокашников - важный фактор формирования и закрепления жизненной позиции юноши. Если у постоянных жителей этой квартиры стойкие взаимоотношения на основе прогрессивных моральных принципов (10 заповедей, моральный кодекс строителя коммунизма и т.п.), то любой юноша, вольный и желанный гость в такой семье, поневоле будет стремиться к нравственной чистоте. И вряд ли сохранению непорочной нравственности может способствовать жилище убогое или занятое людьми порочными.
1.2.4. Стрижонок и цыпленок. Фундамент жизненной позиции.
Плотно заполненное различными событиями время юности тянется так медленно. Скорее бы в школу пойти, скорее бы каникулы, скорее бы поступить в институт,.. А на фоне нетерпеливого ожидания очередного этапа выполняется тяжелая и очень важная работа. Основным итогом этой работы является сформированный фундамент жизненной позиции, контуры нравственного облика юноши. Завершается такое формирование с обретением самостоятельности, что в данном случае соответствует первым месяцам студенческой жизни. У юноши вырастают крылья для
21
автономного полета. На этом жизненном этапе уже можно предугадать перспективную степень автономности: с ветки на ветку, со двора через забор или с утра до вечера без посадки. Ну и что такое - хорошо, а что такое - плохо? Сама по себе форма не окрепших крылышек не имеет знака оценки. Для Отечества важна и курица, несущая яйца, и стриж, с утра до вечера отлавливающий мошкару. Только вот предпосылки для окончательного формирования нравственного облика у цыпленка и стрижонка различны. Юноше, склонному к самостоятельности, приобретающему опыт одновременно с ссадинами и синяками, не просто навязать жизненные принципы, пока он сам их не осознает и не примет. Хорошо это или плохо? Это зависит от характера навязываемых принципов: хорошо, если не воспринимается порок, и плохо при твердолобом отторжении прогресса. В любом случае внешнее влияние не исключается. Эффективность его зависит от педагогической состоятельности наставника при соблюдении целого комплекс ЕСЛИ. Если наставник есть, если он сродни стрижонку, если стрижонок привлекателен, если наставник настойчив и т.п. В итоге юноша получит то, что преподаст наставник. Благое преподавание или порочное - это уже от преподавателя. Куда проще обучать и приручать цыпленка. За ним нечего гоняться, он и сам под крылышко жмется. Покладистые юноши склонны к стайности. В самой покладистости заложены зерна порока, терпимые и даже привлекательные для начальства, но опасные для Отечества. Покладистые юноши превращаются во взрослых Чегоизволите. Нет особой беды от таких рядовых исполнителей, но Чегоизволите среди начальства - смертельная зараза для любого общества. Не без их участия эррозировало, а потом и развалилось некогда мощное государство. Да и современные Чегоизволите не менее значимы, чем предшественники. Лечебное дело иммунизировано против них ничуть не лучше общества вообще. Для Чегоизволите должность начальника так же противопоказана, как для вора свобода.
22
1.2.5. Студент и преподаватель. Цена зачета.
Если вся довузовская жизнь, сокурсники, особенности студенческого быта формируют в сознании юноши общественные ориентиры, то преподаватель - это уже эталон профессионализма. Я - студент возможно тоже таким буду. В лучшем случае, когда преподаватель нравственно безупречен и вполне благоустроен, он для студента является путеводной звездой. В худшем случае, если преподаватель не лишен пороков, его подопечный, уклоняющийся на порочный путь, допустимость своих пороков всегда обоснует примером бывшего учителя. В любом случае преподаватель - объект постоянного пристального внимания студентов и на кафедре, и при любых внеучебных контактах. К сожалению, поучительная роль нравственно безупречных наставников всегда менее значима, чем влияние преподавателей среднестатистического уровня. Прежде всего преподавателей по призванию мало. Приход их со своей оригинальностью, строптивостью (в оценке начальства)
перекрывается еще на подступах к преподавательской работе. Да и в коллективах они чаще на положении белых ворон среди подавляющей серости. Нужно подавляющее превосходство призвания, чувства долга в сочетании с толстокожестью и зубастостью над отторгающими факторами, чтобы талантливый учитель удержался с учениками. Роль надвузовского начальства в процессе концентрации талантов на кафедрах скорее отрицательная. В формировании кадров ведущая роль у непосредственных руководителей коллективов. В принципе это правильно, т.к. с него - Руководителя спрос за решение кафедральных задач. Ради стратегии можно и пренебречь сохранением таланта, который не вписывается в общую струю. И примеров, подтверждающий этот постулат, в истории достаточно. Иван Петрович Павлов на вершине успехов исследования физиологии пищеварения резко переориентировался на неврологию. В результате потомки получили стройное учение о нервизме. А ведь сколько его сотрудников не одобряли такую смену направления исследований. Решение принял начальник И.П.Павлов и оказался прав. И я -
23