Аннотация: Для последнего "Прости" посредники не уместны.
РЕАНИМАЦИЯ - ПРОДЛЕНИЕ ЖИЗНИ ИЛИ ПРОДЛЕНИЕ УМИРАНИЯ?
Жизнь - величайшее благо, а потому и отношение к ней должно быть именно как к благу, а не как к случайному фарту. Если живущий в тягость себе и близким, то по крайней мере его перспектива должна светиться благом и уж никак не омрачать светлое из былого. Любое благо в сущности конечно, как и память о нем, только память о достойно проживших сохраняется много дольше. Сохранение памяти о проживших не менее значимо, чем сама жизнь. Последнее обстоятельство предполагает соблюдение обязательных условий и начала, и завершения жизни. Важнейшим из таких условий является окружение близких (родичей). Что касается начала жизни, то современники приобщаются к этому условию все активнее. Непосредственная поддержка мужем рожающей жены - уже не экзотика. Завершение жизни в обыденности далеко не столь идеально. Человек предназначен и начинать, и завершать жизнь в окружении близких. Именно близкими в основном должна решаться эта проблема. Но далеко не второстепенную роль здесь должно играть общественное сознание (настрой, обычаи, традиции рода-племени). Это означает прежде всего, что обстоятельства рождения и смерти должны быть предметом внимания не только родичей, но и соседей. При всем разнообразии последствий в любом случае достоинств от такого внимания для общества (рода, племени, популяции) больше, чем издержек. Нравственность не в состоянии самоочищаться (самовоспроизводиться) без влияния общества, для сохранения благополучия которого она и предназначена. Ни у кого из соседей нет основания подумать-заявить о своей непричастности к эпизодам возмущения жены (пусть и не первой) фактом выписки домой далеко не идеального мужа, размещенного за деньги в больнице умирать. Его квартира вишь уже сдана в наем, а для ее квартиры недержание мочи у мужа ну никак не приемлемо. А многонедельное ожидание почтенного старца хотя бы минутного навещения его в больнице одним из сыновей? "У меня хорошие сыновья. Один полковник, другой генерал. Они обеспечили мне здесь хороший уход". А роль служителей православной церкви? Кто-нибудь слышал в их проповедях о важности последнего "Прости!" для слуха родичей? У прочитавших сие пространное предисловие готово сорваться с уст возражение: "Чтобы я уклонялся от возможности смежить посмертно веки родичу? Что за чудовищные намеки?" Но это слова. А на деле это действо почти поголовно удел реаниматологов. "Да мы ведь,.. чтобы продолжал жить!.." "Жить? После многодневного обхаживания дома по случаю немощи от инсульта или инфаркта при наличии пролежней на восьмом десятке лет?" "Дак, предупреждать пролежни - для того и обучают профессионалов, а мы не умеем. И вообще! Нешто долг бороться в больницах за жизнь до последнего отменен?!" Не отменен. И прогресс в результатах не отстает. Экзотические итоги реанимации академиков Ландау и Вишневского А.А. (старшего) по нонешним меркам далеко не экзотические. Впрочем касаемо первого сведения борзописцами изрядно отсепарированы, а реанимация бывшего Главного Хирурга МО вообще не для сознания электората... Так вот реанимируют. И не только возвращают живых в семьи, но и активных специалистов Родине. И ограничения средств для оживления не обозначены, хоть они и не беспредельные. Пусть читатель не цепляется за ограниченность средств для реанимации. Солдат с поля боя, родильница на фоне эклампсии или парализованный старик после повторных инсультов - для реаниматолога без разницы. И не об этом речь, а о склонности родичей уклониться от последнего "Прости". Таковая склонность принципиально меняет предназначение реанимации с комплекса лечебных средств для восстановления-продолжения полноценной жизни на средство продления процесса умирания. Все разнообразие отговорок родичей настолько примитивно, что здесь оно опускается. Будьте здоровы!