|
|
||
Автор Поляков Виталий Николаевич
vnpolyakov@list.ru
Сценарий
Человек, который не смеется
2025 год.
Адаптированные диалоги
к фильму Джокер, 2019 год.
Действующие лица:
- Иван. Молодой человек, тридцати пяти лет.
- Мама Ивана.
- Психолог.
- Ведущий телевизионного шоу.
- Администратор телевизионного шоу.
- Коллеги по работе Ивана. (коллега 1, коллега 2, коллега 3, коллега 4)
- Мэр города.
- Руководитель фирмы, где работает Иван.
- Соседка Ивана, молодая девушка тридцати лет.
- Ребенок соседки. Девочка десяти лет.
- Охранник мэра города.
- Ведущий камеди клуба.
- Два медика.
- Двое полицейских в полицейской машине.
- Врач психиатрической лечебницы.
- Работник архива в психиатрической лечебнице.
- Компания молодых людей в метро из трех человек. (первый, второй, третий)
- Случайная девушка в метро.
- Бандит.
Сцена 1.
Гримерная/раздевалка. Иван сидит перед зеркалом в гримёрке.
Мысли Ивана.
Здравствуй, зеркало моей души. Как давно мы знакомы? Сколько было наших встреч, когда мы ловили на себе глаза друг друга. Временами я пропускал твой взор мимо, временами всматривался в твои глаза и ровно столько же ты всматриваешься в меня, когда я смотрю на тебя. Но почему же между нами нет никакого отражения. Почему я не понимаю кто ты? Может быть, ты понимаешь, кто я? Если понимаешь, знаешь, дай мне знать, приоткрой мне тайну обо мне кто я. Приоткрой мне завесу, чтобы я мог увидеть самого себя. Может быть только тогда я смогу по-настоящему рассмеяться от всей души без грима счастливого клоуна и с меня спадут оковы мрака моей жизни.
Сцена 2.
Улица. Иван в гриме клоуна. Хулиганы подростки избивают Ивана на улице.
Сцена 3
Гримерная/раздевалка. Иван и коллега.
Коллега 1. Привет.
Иван. Привет.
Коллега 1. Слышал, на тебя напали.
Иван. Это были всего лишь подростки.
Коллега 1. Думаю, что они увидели в тебе посмешище, возможность хорошо
повеселиться.
Иван. Мне было не до смеха.
Коллега 1. Возьми.
Иван. Что это.
Коллега 1. Бери. Это тебе.
Иван. Зачем мне это?
Коллега 1. Это остановит тех кто захочет сделать из тебя посмешище. Некоторые не понимают разницы между смехом и посмешищем, а разница есть, и объяснить ее можно только силой.
Иван. Да я и сам не всегда понимаю разницу.
Коллега 1. Вот и бери, чтобы в случае чего напомнить и себе и другим что ты не позволишь делать из себя посмешище, хоть ты и клоун. У меня тоже есть такой же, и временами он меня здорово выручает. А рассчитаешься позже, когда будет возможность.
Коллега 2. Иван, тебя шеф вызывает.
Сцена 4
Кабинет шефа фирмы где работает Иван аниматором. Иван и Шеф.
Шеф. Иван, как твои успехи. Когда ты станешь знаменитым комиком?
Иван. Материал уже готов, и совсем скоро будет мое первое выступление в камеди клубе.
Шеф. Мне сказали, что на тебя на пали.
Иван. Да, вчера мне здорово досталось от подростков.
Шеф. Что происходит с людьми, откуда столько ненависти. Но я пригласил тебя не
за этим. Напомни мне, зачем ты вообще к нам устроился работать
Иван. Мне сложно ответить на этот вопрос.
Шеф. Я объясню тебе, почему я тебя об этом спрашиваю. Дело в том, что ты
работаешь у нас уже давно, и ты знаешь, никто и никогда не видел, что бы ты смеялся, и я
тебе скажу это очень странно, особенно для человека, который работает аниматором.
Иван. Но когда я в работе, я смеюсь, и я вижу как люди радуются когда видят мой смех.
Шеф. Потому что эти люди видят тебя в гриме, и они не видят твое настоящее
лицо, и поверь мне, если бы они увидели тебя без грима, им было бы не до смеха. Я хочу
чтобы ты не пугал коллектив. Некоторым очень некомфортно рядом с тобой.
Сцена 5.
Кабинет психолога. Иван и Психолог.
Психолог. Иван, о чем бы вы хотели поговорить сегодня.
Иван. И Вчера, и сегодня, и завтра. Вопрос всегда один и тот же, без устали следующий за мной всю мою жизнь.
Психолог. У нас с вами два пути, это ответить на ваш вопрос, или избавиться от вашего вопроса и это как вы понимаете не одно и то же.
Иван. Наверное, моя мама, так и пытается сделать, избавится от вопроса, когда уже второй раз пыталась покончить жизнь самоубийством.
Психолог. Что это за вопрос, от которого ваша мама хотела бы таким образом избавиться.
Иван. Я не знаю, не понимаю. Спрашиваю ее зачем, почему. Она молчит, ничего не хочет говорить.
Психолог. Иван, вы говорили, что выросли без отца. Что вы о нем знаете?
Иван. Ничего не знаю, о нем мне ничего не известно. Тема отца, и даже слово отец, было под запретом, о нем нельзя было спрашивать, а слово отец нельзя было произносить при маме.
Психолог. А как у вашей мамы складывались отношения с мужчинами. Может быть, у нее были отношения, может быть она, с кем то встречалась.
Иван. Мама испытывает ненависть к мужчинам. У нее никогда и никого не было. А что касается моего рождения, я не понимаю, как я мог вообще на свет появиться.
Психолог. Но вы, ее сын, вы же мужчина.
Иван. Я не всегда был мужчиной, когда-то я был просто ребенком, но потом я повзрослел и мама это заметила. И каждый раз, когда я начинал смеяться, уже не детским, а повзрослевшим смехом, она превращалась из любящей мамы в ненавидящее все мужское дракона. И я стал бояться смеяться, настолько боялся, что отказался от своего смеха и потом совсем забыл, какого это уметь смеяться.
Психолог. Все это очень странно. Вы же работаете аниматором, тем кто должен уметь развлекать и смешить людей.
Иван. Да, и еще мне дали возможность выступить в качестве стендап комика в одном из городских клубов.
Психолог. Иван, как вам это удается, если вы сами не умеете смеяться.
Иван. Разве вам не приходилось смеяться над несчастными, не счастливыми, замученными людьми? Но дело даже не в этом, просто когда я одеваю на свое лицо грим счастливого клоуна, я представляю себя счастливым, и в своем гриме, в своем воображаемом счастье я начинаю смеяться.
Сцена 6.
Автобус. Иван пытается рассмешить в автобусе ребенка, но маме ребенка негативно реагирует на действия Ивана. После Иван погружается в собственные мысли.
Мама ребенка. Оставьте в покое моего ребенка.
Иван. Я просто хотел, чтобы он рассмеялся.
Мысли Ивана.
Столько людей, и все созданы по образу и подобию божьему. Но где же среди всей этой чёрствости Бог. Бог не может быть таким черствым. Но ведь было же сказано, и сотворил Бог человека по образу Своему. Но создал он человека по образу Своему, в момент рождения
человека, и сохраняет человек подобие Бога, пока остаётся ребёнком. Я не буду удивлен, если Бог, это большой ребенок который способен по настоящему, любить, который способен рассмеяться добрым смехом ребенка. И так же по-детски искренне, всей своей божьей детской
душой верить в добро взрослого человека. Значит, и я был когда-то подобием Бога, пока я не потерял в себе ребенка способного смеяться добрым детским смехом. И все что во мне осталась, это жалкая копия подобия человека. Но как же я хочу вернуть себе подобия Бога, как же я хочу верить в добро человека, как же я хочу рассмеяться добрым детским смехом.
Сцена 7.
Улица. Иван поднимается по уличной лестнице вверх, возвращаясь, домой.
Мысли Ивана.
С каким трудом мне дается эта лестница. Я хочу подняться вверх, выше и выше, ведь именно высота дает полет души. И как только я полечу, я смогу долететь туда, к небесам моего счастья. Почему же я ползу как червяк, не потому ли что меня всегда так тянет вниз, не потому ли, что мое место внизу, на земле, в темных ее глубинах. Или может это испытание, как пытка, но зачем испытывать свою жизнь одним и тем же вопросом, если ответа нет. Может, не в ту сторону я иду, или слышу, что хочу слышать, а не то что мне говорит эта лестница, а говорит она мне, - ты с таким усилием поднимаешься вверх к высотам собственной души, с какой же легкостью ты полетишь вниз к темным глубинам земли.
Сцена 8.
Многоквартирный дом, где проживает Иван. Лифт. Иван соседка Ивана по этажу со своей дочерью едут в Лифте. Разговор.
(Соседа просит Ивана задержать лифт)
Соседка. Подождите!
(Иван задерживает лифт)
(в лифте)
Соседка. Здравствуйте Иван. Спасибо.
Ребенок. Здравствуйте.
Иван. Здравствуйте.
Соседка. Наконец-то я в шаге от дома. Это был какой-то сумасшедший день, я уже давно так
не уставала. Как у вас дела?
Иван. Серо и мрачно.
Соседка. Как ваша мама?
Иван. Временами лучше, временами хуже.
Соседка. Надеюсь, что у вас все наладится.
Иван. Я тоже на это надеюсь.
Соседка. Вы очень хороший сын.
Иван. Почему вы так считаете.
Соседка. Вы заботитесь о вашей маме.
Иван. Спасибо вам, и скажу вам встречный комплемент. Вы очень хорошая мама. Когда я
вижу вас с вашей дочерью, я вижу, как вы внимательны к своему ребенку. Это не может не
радовать человеческое сердце.
Соседка. Спасибо вам за добрые слова.
Ребенок. Мама, что мы с тобой будем готовить на ужин?
Соседка. Я тут кое-что в пакете купила, сейчас придем домой, всё тебе покажу и
вместе мы что-нибудь приготовим.
Иван (в коридоре). Послушайте! Уверен, ваша дочь счастливый ребенок, и она никогда
не разучиться смеяться по-настоящему счастливым смехом.
Сцена 9.
Улица. Иван со стороны наблюдает за своей соседкой и ее дочерью.
Мысли Ивана.
Как же она очаровательна в своей заботе о ребенке! Она прекрасна в своем материнстве! Ее прикосновения к дочери наполнены самым трепетным (нежным) волнением матери. Она думает о дочери, она волнуется и переживает за нее. Она любит, когда смеётся ее ребёнок, она счастливая, когда счастлив ее дитя. Она замечательная мама, она по-настоящему любит своего ребенка.
Сцена 10.
Квартира. Иван и Мама. Разговор.
Мама. Ты был у психолога.
Иван. Да, был.
Мама. Ваня, мне очень жаль, что из-за меня ты посещаешь психолога.
Иван. Мама, как ты как ты себя чувствуешь.
Мама. Сегодня хорошо, но не знаю, на долго ли это.
Иван. Я не могу постоянно быть рядом с тобой.
Мама. Я не прошу тебя быть рядом со мной. Ты не можешь мне 8
помочь, и никто не сможет.
Иван. А мне? Кто поможет мне?
Мама. Прости меня сынок, я знаю, я не была для тебя хорошей мамой, со мной ты не был счастливым ребенком, и нет мне за это прощения.
Иван. Ты могла бы мне все объяснить, рассказать причину.
Мама. Ваня, прекрати, не начинай. Давай лучше посмотрим смех сквозь слезы. В нашей с тобой жизни, было столько мало радости, что я по-хорошему завидую этим счастливым людям.
Сцена 11.
Студия ток шоу Смех сквозь слезы в воображении Ивана.
Ведущий шоу. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Мой низкий поклон гостям студии и нашим зрителем. Я рад вас видеть на нашем шоу смех сквозь слезы. И смеяться мы сегодня будем над взрослыми молодыми людьми, живущими со своими мамами.
Иван. Я живу со своей мамой.
Ведущий шоу. Направьте свет. Кто это был? Это вы? Вы не могли бы встать. Встаньте! Представьтесь! Как вас зовут?
Иван. Привет. Меня зовут Иван.
Ведущий шоу. Иван, расскажите в двух словах о себе.
Иван. Я живу в этом городе со своей мамой.
Ведущий шоу. И у вас нет ни жены, ни детей?
Иван. Нет. У меня никого нет кроме моей мамы.
Ведущий шоу. Сколько жертвенности! Только вот не знаю, кто из вас жертва? Может, это знаете вы и расскажите гостям студии и нашим телезрителям?
Иван. Моя мама всю мою жизнь от меня что-то скрывает.
Ведущий шоу. Любопытно! Что она может скрывать от вас?
Иван. Этого я не знаю.
Ведущий шоу. Звучит интригующе. А чем вы занимаетесь.
Иван. Я работаю аниматором. Простыми словами клоуном.
Ведущий шоу. Это потрясающе Иван. Это означает что мы с вами в некотором смысле коллеги. Я рассчитываю, вы не будете против, если вы спуститесь к нам, и мы вместе посмеемся над секретами вашей мамы.
Иван. Я не умею смеяться.
Ведущий шоу. А вот это уже смешно! Клоун не умеющий смеяться, живущий со своей мамой. Иван, но все же мы попытаемся тебя рассмешить заодно и себя. Спускайся сюда к нам вниз, мы все ждем тебя, героя нашего шоу смех сквозь слезы.
Ведущий шоу. Иван, ты нас всех здорово рассмешил. Скажу тебе по секрету, я уже давно так не смеялся. Только вот очень жаль, что нам так и не удалось рассмешить тебя. Но думаю, у тебя всё ещё впереди и ты ещё научишься смеяться
Сцена 12. Квартира. Иван сидит за посменным столом. Пытается что-то писать в тетради.
Мысли Ивана.
Так кто же я? Как же мне вернуть свой смех. Но ведь смеяться нужно над кем то, или над чем то. Может, я не могу найти объект своего юмора. Нет, я знаю, кто объект моего смеха, это я сам, человек который не умеет смеяться. Я буду смеяться над самим собой, над всей своей жизнью, и
главное я смогу посмотреть в глаза тем, кто будет смеяться надо мной.
Сцена 13.
Камеди клуб. Выступление Ивана.
Ведущий клуба. Наш следующий комик коренной житель нашего города. И ему с ранних лет твердили, нельзя смеяться. Прошу вас встречайте, человек который не смеётся.
Иван. Всем привет. Свое выступление я начну с моего детства. Когда я был маленьким, но уже ходил в школу я очень любил смеяться, и мечтал стать космонавтом, но однажды я потерял свой смех, но очень хотел себе его вернуть, именно поэтому я решил что быть космонавтом это не смешно, совсем другое дело быть комиком. Именно поэтому сбылась моя мечта, я стал комиком, и сейчас я на сцене камеди клуба, но вот незадача мне по-прежнему не смешно.
Иван. Или вот еще. Когда я был маленьким, но уже ходил в школу, я очень любил смеяться, и не любил делать уроки, но мама говорила мне, не нужно смеяться, ты пугаешь меня. Мама, чем же я пугаю тебя, спрашивал я, твой смех ужасен, говорила мне мама, делай лучше уроки, никогда не смейся и из тебя получится хороший учитель, тебя будут бояться, и слушаться дети.
Сцена 14.
Квартира. Иван и Мама.
(Иван и мама смотрят телевизор)
Иван. Предвыборная компания, в мэры и наш мэр снова на всех экранах.
Мать. Он очень страшный человек.
Иван. Мама, ты к нему очень предвзято относишься. Я уже не в первый раз слышу твое крайне негативное отношение к нашему мэру. И ни как не могу понять почему.
Мать. Сама не знаю, просто чувствую, что за этим добрым лицом скрывается чудовище.
Иван. Как ты можешь чувствовать такое. В словах мэра всегда звучит забота о городе и горожанах, и его слова не расходятся с делом. Город действительно растет и развивается.
Мать. Чудовищный человек во власти полон самых благих намерений.
Иван. И всё-таки я не понимаю. Почему же он чудовищен, если его намерения благи.
Мать. Потому что в его благих намерениях, нет ничего кроме неутолимой жажды власти. Я так думаю, что в жизни каждого фанатика власти был момент, когда попробовав власть над одним человеком, они приходит к выводу насколько для них это мало и ничтожно. И после этого они становятся неудержимыми, они не могут остановиться в своем стремлении к власти. Идут в политику, в бизнес, или становятся заурядными бандитами, убийцами, насильниками.
Мэр. Наш город под моим управлением вырос в своем развитии и успехе, но не достаточно
чтобы я мог сказать, это все что я смог сделать для нашего прекрасного города. Можно сделать еще больше, и наш город будет еще краше, и горожане будут еще счастливей, но для новых высот, для новых достижений требуется время, именно поэтому я баллотируюсь на второй срок.
Сцена 15.
Улица. Двор перед домом Ивана. Иван, возвращаясь, домой обнаруживает во дворе скорую помощь оказывающей помощь маме.
Иван. Что произошло? Что тут происходит?
Медик 1. Кем вы приходитесь для пострадавшей?
Иван. Я ее сын.
Медик 2. Вы можете поехать с нами?
Иван. Разумеется, могу. Скажите же мне, наконец, что произошло.
Медик 2. Ваша мама пыталась покончить жизнь самоубийством. Соседи вызвали полицию
когда услышали странные звуки из квартиры, а полиция вызвала нас. А сейчас садитесь в
скорую, у нас очень мало времени.
Сцена 16.
Больница. Иван в больничной палате, где лежит мама Ивана, подключенная к аппарату искусственной вентиляции легких. Иван смотрит телевизор, по которому показывают шоу Смех сквозь слезы, в которой начинают говорить о нем.
Ведущий (по телевизору). И наконец. Все думают смеяться это очень легко, я тоже так думал, пока не увидел эту запись, которую любезно предоставили нам наши коллеги по цеху из камеди клуба. И этот парень не умеет смеяться, но это полбеды, а настоящая беда в том, что этот парень пытается рассмешить других. И признаюсь, честно я был в недоумении как такое возможно, человек, который не умеет смеяться пытается рассмешить других. Но нет же, как выяснилось это даже очень возможно, вот он, пожалуйста, полюбуйтесь, на это чудо в перьях, человек, который не смеётся.
Иван. Этого не может быть!
Иван (видеовставка по телевизору). Всем привет. Свое выступление я начну с моего детства. Когда я был маленьким, но уже ходил в школу я очень любил смеяться, и мечтал стать космонавтом, но однажды я потерял свой смех, но очень хотел себе его вернуть, именно поэтому я решил, что быть космонавтом это не смешно, совсем другое дело быть комиком. Именно поэтому сбылась моя мечта, я стал комиком, и сейчас я на сцене камеди клуба, но вот незадача мне по-прежнему не смешно.
Ведущий (по телевизору). Скажу вам откровенно, я в растерянности, кто же все-таки перед нами, комик или зритель. Может мне показалось, но этот несмешной комик, рассчитывает, чтобы зрители смешили его. Если это так, перед зрителями, стоит непростая задача, рассмешить несмешного комика. Посмотрим еще один фрагмент.
Иван (видеовставка по телевизору). Или вот еще. Когда я был маленьким, но уже ходил в школу, я очень любил смеяться, и не любил делать уроки, но мама говорила мне, не нужно смеяться, ты пугаешь меня. Мама, чем же я пугаю тебя, спрашивал я, твой смех ужасен, говорила мне мама, делай лучше уроки, никогда не смейся и из тебя получится хороший учитель, тебя будут бояться и слушаться дети.
Ведущий (по телевизору). Нужно было слушать маму, из тебя бы получился злой учитель. Хотя не знаю что хуже, быть несмешным комиком или злым школьным учителем.
Сцена 17.
Квартира. Звонит телефон и Иван поднимает трубку. Девушка из больницы сообщает Ивану о смерти мамы.
Иван. Я слушаю.
Из больницы. Здравствуйте, с кем говорю?
Иван. Вы говорите с Иваном.
Из больницы. Здравствуйте, Иван, вас беспокоят из городской больницы. Мы хотели бы вас попросить приехать к нам.
Иван. Говорите! Что с мамой?
Из больницы. Мне очень жаль сообщать вам об этом, но я вынуждена вам это сказать. Ваша мама умерла. Мне искренне жаль. Мы не смогли ее спасти. Вам нужно обязательно сегодня приехать к нам.
Иван. Я выезжаю. Скоро буду.
Сцена 18.
Иван сидит на скамейки перед больницей. К Ивану подходят двое полицейских.
Полицейский. Здравствуйте, Иван. Простите за беспокойство, мы из районного отдела полиции.
Мы соболезнуем смерти вашей мамы, но поскольку было совершено самоубийство, мы должны
провести проверку и задать вам несколько вопросов.
Иван. Я внимательно слушаю.
Полицейский. Вам что-то известно о причинах такого поступка вашей Мамы?
Иван. Это была ее третья попытка свести счеты с жизнью, и мне ничего неизвестно о причинах первых двух, так и о третьей и уже последней.
Может. Она вам ничего не оставила?
Иван. Не понимаю вас. Что вы имеете в виду?
Полицейский. Может быть, ваша мама оставила вам письмо, в котором она объясняет причины своего самоубийства.
Иван. Нет! Ничего не оставила, никакого письма. Хотя нужно посмотреть все ее бумаги еще раз
очень внимательно.
Полицейский. Если вам что-то станет известно, сообщите нам.
Иван. Я проверю ещё раз, если что-то найду, обязательно дам вам знать.
Сцена 19.
Квартира. Иван находит предсмертное письмо от мамы.
Иван читает предсмертное письмо Мамы.
Здравствуй Ваня, сынок. Если ты читаешь это письмо, надеюсь, что в живых меня уже нет. Первые два раза когда я пыталась покончить с собой, я не оставляла тебе своего предсмертного письма, может быть именно по этому я не могла умереть, видимо мне не разрешали это сделать если я не покаюсь перед тобой. И вот я пишу свое письмо к тебе, и мое письмо, это слова моего покаяния. Я знаю, настоящее покаяние это когда смотришь в глаза, и за это я тоже прошу у тебя прощение, что я не смотрю в твои глаза сейчас, когда пишу свое письмо. Но я надеюсь, я верю, что я буду стоять рядом с тобой, когда ты будешь читать мое письмо. Ваня, сынок, я должна рассказать тебе о причинах, почему все именно так, но не думай, что я ищу себе оправдания. Нет, это не так, нет мне оправдания и нет мне прощения. Тридцать пять лет назад со мной произошло несчастье, я была изнасилована нашим мэром, но тогда он еще не был мэром. В то время это был жестокий, самодовольный молодой человек, а я в то время была молодая и красивая, и меня пригласили, как мне показалась на совершенно безобидную вечеринку, где, в том числе был будущий наш мэр и его приятели. Один из них сейчас работает в личной охране Мэра, и в самый разгар вечеринки, этот его приятель обманом заманил меня в комнату, сказал, что со мной хотят поговорить. Я пошла, где были еще двое, один из которых был будущий наш Мэр. Втроем они схватили меня и предложили, как они выразились повеселиться, я отказалась и потребовала немедленно меня отпустить, но мои слова мольбы не подействовали на них, даже наоборот, они зверски избили меня. После те двое держали меня, пока этот подонок, наш будущий мэр меня насиловал. Насилуя, он зловеще улыбался и безумно хохотал. Его зловещая улыбка и безумный хохот проникли в мое сознание на всю мою жизнь. Страшные воспоминания об этом уже никогда не отпускали меня. После того как он закончил, он предложил сделать то же самое своим приятелям, но они отказались, объяснив это тем, что такого изуродованного лица они еще не видели. После случившегося, я сразу обратилась в полицию, но как оказалась, его отец был начальником всей местной полиции. Я добивалась справедливости и наказания для этого чудовища и для его таких же чудовищных приятелей. Я хотела наказать виновных, но за мое желание наказать виновных наказали меня. Они обвинили меня в навязчивом психопатологическом преследовании, и принудительно отправили на обследование в психиатрическую лечебницу, где мне поставили выдуманный диагноз, биполярное расстройство с принудительным лечением. Находясь в психиатрической лечебнице, я поняла, что беременна тобой. Сначала я хотела избавиться от беременности, но потом решила, что моя беременность, этот ребенок, рожденный от преступления против меня, это мой единственный шанс доказать то, что он сделал со мной. Да, ты это доказательство преступления твоим отцом против твоей мамы. Но я не могла позволить себе родить ребенка, находясь на принудительном лечении в психиатрической лечебнице, в противном случае у меня бы забрали тебя, мое единственное доказательство. Чтобы выйти из больницы и родить, мне пришлось подписать мое признание в надуманности моего обвинения против твоего отца, и после чего я уже не могла добиваться наказания для виновных, потому как меня могли отправить обратно в психиатрическую лечебницу, и уже никогда из нее не выпустить. И вот я на свободе, и родила тебя. На какое то время ты стал для меня утешением, я видела как ты любишь меня всем своим сердцем ребенка, ведь мы были единственными близкими людьми друг для друга. Но ты рос и взрослел, и я стала замечать как ты всё больше и больше становишься похож на своего отца, в особенности твоя улыбка и твой смех. Каждый раз когда я видела твою улыбку и слышала твой смех, я видела твоего отца, и в моей памяти оживали ужасные воспоминания того дня, когда твой отец совершил чудовищное преступление против твоей мамы, зверски избил и изнасиловал меня, при этом зловеще улыбался и безумно хохотал. Твое сходство с отцом, твой смех похожий на смех твоего отца, я не могла переносить. Я возненавидела в тебе это сходство, не смотря на то, как ты любишь меня всем своим сердцем любящего свою маму ребенка. Я видела, как ты страдал из-за меня, из-за моей ненависти к твоему смеху, отчего ты навсегда перестал смеяться, и нет мне за это прощения. Я не смогла полюбить тебя по-настоящему, то есть каждую клеточку твоего существования и уничтожить тем самым все зло до самой крупицы, которое совершил твой отец по отношении ко мне, к твоей маме. Ты был просто ребенком, который ни в чем не виноват, и если ребенок может быть доказательством, то только одного, доказательством любви мамы к своему ребенку. Я не смогла раздавить свою ненависть к твоему отцу силой своей любви к тебе. Я не смогла доказать, что моя любовь сильнее моей ненависти. Моя ненависть оказалась сильнее меня. Твой отец совершил преступление против меня, я же совершила преступление против тебя. Я совершила преступление против твоей любви ко мне, против твоего детского смеха, против всей твоей жизни. Только вот я не смогла наказать твоего отца, за преступление против меня, но я способна наказать себя за преступление против своего ребенка, против тебя. Я возненавидела себя и уже не могла жить со своим полностью черным от ненависти сердцем. Моя ненависть выиграла, я проиграла и должна умереть. Прощай, Ваня.
Сцена 20.
Кабинет психолога. Иван и психолог.
Иван. Умерла моя мама. Ей все же удалось покончить жизнь самоубийством.
Психолог. Мне очень жаль.
Иван. Мне тоже очень жаль, но не о смерти матери я сожалею, я знал что этого не избежать и
уже давно смерился с этим, просто ждал, когда это произойдет.
Психолог. Иван, о чем же вы сожалеете, если не о смерти Вашей мамы.
Иван. Я сожалею о собственном существовании. Она мне все объяснила.
Психолог. Я так понимаю, ваша мама, она оставила вам предсмертное письмо.
Иван. Оставила.
Психолог. Что она вам написала.
Иван. Она рассказала кто мой отец.
Психолог. Кто же ваш отец.
Иван. Мой отец чудовище, а его сын, это сын, рожденный от отца чудовища. Даже не знаю, что больше я узнал из маминого письма, кто мой отец, или кто же на самом деле я.
Психолог. Иван, вы должны знать, очень часто женщины, относятся к своим неудачам в отношениях с мужчинами очень субъективно. Я думаю, вам нужно встретиться со своим отцом и
поговорить с ним. Возможно, вы увидите другую действительность.
Иван. Вы хотите сказать, что еще есть надежда на спасение от чудовища.
Психолог. Надежда умирает последней, так отдайте же ей дань уважение. Поговорите с отцом,
пусть он скажет свое слово.
Иван. Последнее слово предоставляется подсудимому. Прямо как в суде.
Сцена 21.
Электричка. Иван едет к мэру, в его частный дом.
Мысли Ивана.
Отец, я расскажу тебе о своем одиночестве, которое сопровождало меня всё мое детство, и которое неотступно следует за мной всю мою жизнь. Невозможно иметь друзей, если ты не умеешь смеяться. Всё мое детство, я думал о тебе, о своем отце. Я всегда представлял себе нашу встречу, как самый счастливый день в моей жизни. Мы встретимся и от нашей встречи, моя радость переполнит меня, и я рассмеюсь громким и счастливым смехом и уже никогда не буду так одинок, как одинок я сейчас.
Сцена 22.
Территория частного дома мэра. Иван, Миша - десятилетний сын мэра, охранник Мэра.
Иван. Привет. Как тебя зовут.
Миша. Я Миша.
Иван. Я Иван. Кто твой папа?
Миша. Мой папа мэр.
Иван. Миша ты тоже не умеешь смеяться?
Охранник. Миша немедленно отойди от этого человека. Что вам нужно? Кто вы?
Иван. Простите, если я напугал вас. Не нужно бояться, ребенку я не причиню вреда. Я хотел, чтобы Миша рассмеялся, но он не умеет смеяться, так же как и я.
Охранник. Вам не следует тут находиться. Здесь не место для развлечений
Иван. Извините, я не представился. Меня зовут Иван, я бы хотел поговорить с вашим шефом
Охранник. Это частная территория. Для встречи с мэром вам нужно обратиться в администрацию города?
Иван. Речь идёт ободной очень скверной истории, которая произошла с моей мамой тридцать пять лет назад, на одной из вечеринок и в этой истории участвовал ваш шеф. Возможно, вам об этом что-то известно?
Охранник. Я догадываюсь кто ты. Теперь пришла очередь сыночка, нас доставать, но хочу дать тебе дружеский совет. Тебе нужно забыть эту историю, в которой всё выдумано и никогда об этом не вспоминать, в противном случае тебя и твою ненормальную мать ждут большие неприятности. Если не хочешь думать о себе, подумай о своей матери. Когда-то мы ее пощадили и выпустили из психушки. Второго шанса мы не даем. Если ты будешь глупить и путаться у нас под ногами, она вернётся в дурдом и оттуда она уже никогда не выйдет, а мы это сделать сможем. В твоих интересах лучше не сомневаться в наших возможностях.
Иван. Моя мама умерла. Она покончила жизнь самоубийством.
Охранник. Мне жаль это слышать.
Иван. Не думаю, что у вас есть хоть капля жалости к моей маме.
Охранник. Чего ты хочешь.
Иван. Мама мне все рассказала. Вас было трое, вы жестоко избили её, а потом ты и твой приятель держали, пока ваш бос насиловал.
Охранник. Твоя мать сумасшедшая, она все выдумала.
Иван. Вы хотели заставить ее замолчать и вам это удалось. Только у вас не получиться заставить замолчать меня.
Охранник. Послушай! Прошлое не изменить, и даже не стоит пытаться! Если ты не дурак, ты должен понимать что стоит на кону! А если откроешь свой рот, нам придется уже тебя, как когда-то твою мать, пристроить в дурдом! И Это в лучшем для тебя случае!
Иван. Так значит все это, правда. Вы совершили преступление против моей мамы. И преступление осталось безнаказанным.
Охранник. Ты должен нас поблагодарить за то, что ты вообще на свет появился.
Иван. Я появился на свет как единственное доказательство вашего преступления. И мое существование не оставит вас без наказания.
(Иван хватает охранник за горло и начинает душить)
Охранник. Отпусти.
Сцена 23.
Квартира. Иван смотрит телевизор с выступлением мэра.
(Выступление мэра)
Мэр. Любовь нельзя описать словами! Любовь если и можно описать то только временем. Но давайте спросим себя, что есть время? Некоторые скажут, что время это физика. Я же скажу -.время -.это драма, время это жизнь! Да, именно, время это драма
человеческих сердец, и мое время, моя жизнь это наш город. Все время, которое было в
моей жизни, это время связанно с нашим городом начиная от даты моего рождения,
потому как мой отец, как вам известно, проработал все свою трудовую жизнь в полиции
города. Он посветил всю свою жизнь служению городу, служению горожанам нашего
города, и всем своим сердцем он любил наш город. И отец передал эту любовь мне, как
эстафету любви от отца к сыну. Все что происходит в городе, плохое это или хорошие,
ничто не проходит мимо меня, проникая глубоко в мое сердце. Если город чувствует боль,
эту боль чувствую я, и если город чувствует радость и счастье, эту радость чувствую я. И
все мои помыслы на посту мэра это помыслы избавить город от боли, и приумножить
городу радость. Именно поэтому я баллотируюсь на второй срок, потому как помыслы
мои чисты и наполнены только одним сделать наш город чище, светлее, а жителей города
счастливей и я сделаю это.
Мысли Ивана.
Думаю, что завтра я встречу тебя Отец. Завтра я расскажу тебе о своем существовании. Завтра я расскажу тебе, что ты моя единственная надежда на моё прощение тебя. Ты моя единственная надежда вернуть тебе человеческий облик отца, и ты моя единственная надежда вернуть себе мой человеческий облик сына.
Сцена 24.
Административное здание. Туалет. Иван и Мэр.
Мэр. Тебя что-то нужно.
Иван. Не знаю с чего начать
Мэр. Тебе автограф.
Иван. Нет. Меня зовут, Иван.
Мэр. Это ты вчера приходил в мой дом.
Иван. Моя мама покончила собой, но перед смертью она оставила для меня письмо, в котором все рассказала.
Мэр. Я не знаю, что она тебе рассказала, и откровенно говоря, знать я этого не хочу, но все же я сожалею о кончине твоей мамы и приношу свои соболезнования.
Иван. И это все.
Мэр. Все. Большим я тебе помочь не могу, да и на что ты собственно рассчитывал. на что ты надеешься.
Иван. Моя надежда, которая еще не умерла, которая еще теплится в моем сердце, это твоё признание, в том что все сказанное моей мамой это правда, ты виновен и ты искренне раскаиваешься. Я понимаю при твоём положении и с твоим статусом в обществе, это сложно сделать, но поверь, мне так же сложно тебя простить, но если ты сможешь попросить прощение у своего сына, значит и я, твой сын, смогу принять покаяние, от тебя, моего отца.
Мэр. Твоя мать все выдумала, чтобы шантажировать меня, но у нее ничего не вышло, и у тебя ничего не выйдет. Ни у нее, ни у тебя нет никаких доказательств.
Иван. А как же я, я же существую.
Томас. Что ты хочешь этим сказать.
Иван. Я твой сын, рожденный от твоего преступления. Я доказательство того, что ты сделал.
Мэр. Не было никакого преступления, и ты не можешь быть моим сыном.
Иван. Но ведь мы так похожи. Мне то же нужна сцена и на сцене, я, так же как и ты, скрываю от всех свое настоящее лицо.
Мэр. Послушай, я не знаю, кто ты, и не понимаю что тебе нужно. В молодости у меня была бурная жизнь, вечеринки, девушки, свидания, даже если у меня и было что-то с твоей матерью, с моей стороны совершенно точно не было никакого преступления. Ты должен понять, твоя мать она сумасшедшая, и на этой почве она стала меня преследовать, поэтому и попала в психиатрическую
лечебницу. Ты сам можешь посмотреть ее историю болезни, там все про твою мать подробно написано.
Иван. И это все что ты можешь сказать своему сыну в свое оправдание.
Мэр. Видимо ты такой же сумасшедший как твоя мать, если думаешь что я приму тебя в свои объятия и разрыдаюсь в раскаянии
Иван. Ты убиваешь во мне человека, ты убиваешь во мне надежду на спасения от чудовища. Остановись, и ты поможешь мне остановиться.
Мэр. Да, ты кем себя возомнил, урод.
Иван. Да, я урод. Я твое спрятанное от всех истинное уродливое лицо.
Мэр. Не смей подходить ко мне и к моему сыну, или ты тоже окажешься в психушке. Сумасшедший.
Сцена 25.
Психиатрическая больница. Работник архива в психиатрической лечебнице.
Работник архива. Извините что так долго. Все истории болезни старше тридцати лет хранятся в архиве. Пришлось повозиться, чтобы найти папку вашей мамы.
Иван. Можно поинтересоваться. Как вообще сюда попадают люди? Я ведь даже не знал, что мама
находилась здесь на лечении, и узнал я об этом только после ее смерти.
Работник архива. Некоторые совершают преступления, их признают невменяемыми и определяют сюда. Других просто признают невменяемыми и опасными для окружающих. Их тоже определяют в лечебницу на стационар. Есть еще те кто страшно одиноки, отчего они бояться сойти с ума и сами добровольно приходят сюда в надежде спастись от безумия.
Иван. Я ведь тоже после смерти мамы остался совершенно один, но мама перед смертью сообщила мне о моем отце. И отец для меня стал последней надеждой на спасение от безумия одиночества. Только вот мой отец отказался назвать себя моим отцом, он назвал меня сумасшедшим и отправил меня к вам. Что же мне делать, как мне справится со своим одиночеством, как мне спасти себя от безумия?
Работник архива. Это очень сложный вопрос, боюсь я не смогу помочь вам. Вам нужно обратиться к специалисту.
Иван. Добрый и счастливый смех, единственный специалист простив одиночества, и мой смех у меня забрали, я пытаюсь его вернуть и вновь обрести счастье. Но у меня ничего не получается, ничего не выходит.
Работник архива. Вот нашел. Диагноз - Биполярное расстройство первого типа. У пациентки наблюдаются неконтролируемое перевозбуждение, неадекватное поведение, маниакальный психоз и тяжелые депрессии. Обвиняется в навязчивом преследовании. Пациентка следит за объектом своего преследования, который якобы применил к ней действия сексуального насилия, что не имело подтверждения. Пациентка осуществляет звонки, отправляет сообщения, проводит слежку, появляется в местах, где находится объект преследования, угрожая расправой. Признаётся общественно опасной. Требуется принудительное лечение с полной изоляцией от окружающих.
Иван. Мама была совершенно здорова.
Работник архива. Здесь есть заключение. Пациентка благополучно прошла клинический курс лечения. Наблюдается улучшение, симптомы биполярного расстройство первого типа отсутствуют, но сохраняются симптомы биполярного расстройство второго типа. Рекомендован диспансерный учет с последующим переводом на консультационный учет.
Сцена 26.
Психиатрическая лечебница. Мама Ивана в молодости и врач психиатр.
Мама Ивана в молодости. Почему меня держат здесь? За что? За то, что я хочу, чтобы виновные получили заслуженное наказание за преступление против моей чести и достоинства. Разве можно меня за это держать в психиатрической лечебнице, разве можно меня за это привязывать к кровати, разве можно меня за это обкалывать уколами с какой-то дрянью, после которых я даже не могу дойти до туалета?
Врач. Вы больны, поэтому вы здесь. И все что вы здесь получаете это необходимый и обязательный курс вашего лечения, который рано или поздно но неотвратимо пойдет вам на пользу.
Мама Ивана в молодости. Чем я больна?
Врач. Вы страдаете биполярным расстройством личности с преследованием людей и угрозами в их адрес. Вы опасны для общества.
Мама Ивана в молодости. Эти люди зверски меня избили, а потом один из них меня изнасиловал.
Врач. Дело в том, все, что вы говорите это ваше больное воображение. Поэтому вы и находитесь здесь у нас на лечении.
Мама Ивана в молодости. Нет, это не мое больное воображение, это чистая, правда.
Врач. Это правда, психически больного человека. И такая правда называется параноидная шизофрения. И человеку с такой правдой требуется стационарное лечение и профессиональный врачебный уход. Что вы собственно и получаете, находясь на принудительном лечении в нашей психиатрической лечебнице.
Мама Ивана в молодости. Что вы от меня хотите?
Врач. С момента как вы оказались здесь это уже второстепенный вопрос. Главный вопрос, что хотите Вы?
Мама Ивана в молодости. Я хочу отсюда выйти.
Врач. Нет ничего проще. Вам нужно подписать бумаги, в которых вы согласитесь с тем, что всё вами утверждаемое является вашим больным воображением. Взамен мы смягчим диагноз до уровня, не представляющего общественной опасности, и отпустим вас домой. Но, увы, для вашей и для нашей безопасности вы останетесь на диспансерном учете в нашей лечебнице, но после определённого времени, если будете вести себя хорошо вас снимут с учета.
Мама Ивана в молодости. Хорошо, пусть будет по-вашему. Я согласна.
Сцена 27.
Иван возвращается домой, но заходит не в свою квартиру, а в квартиру соседки и садится на диван в зале квартиры.
Мысли Ивана.
В этой квартире живет ребенок. Я знаю, он счастлив. Я слышу его смех, это счастливый детский смех ребенка. У этого ребенка есть любящая его мама, она счастлива, когда счастлив ее дитя, она беспокоится, если ее ребенок одинок, она беспокоится, если ее ребенок не смеётся.
(В зал входит соседка, хозяйка квартиры, и вздрагивает от испуга, и неожиданности, увидев в своей квартире Ивана)
Соседка. Иван, что вы здесь делаете. Как вы попали ко мне в квартиру.
Иван. Если бы вы знали как мне плохо, но никто не хочет мне помочь.
Соседка. Я знаю о вашей маме. Я искренне соболезную вашей утрате, но очень прошу вас уйти. Моя дочь спит в соседней комнате, она может проснуться и испугаться, если увидит вас в нашей квартире.
Иван. Вы очень хорошая мама. Ваша дочь вырастит счастливым человеком, вы не заберете у нее ее смех как моя мама и мой отец забрали его у меня
Сцена 28. Иван выступает в качестве клоуна/аниматора в детской больнице. У Ивана выгадывает из кармана пистолет.
Сцена 29.
Телефонная будка. Иван разговаривает по телефону со своим шефом.
Иван. Шеф, пожалуйста, выслушайте меня. Мне очень нужна эта работа. Она мне нужна как жизнь.
Шеф. Ты принес в детскую больницу оружие. Может, ты думаешь, это смешно и весело. Что ты хотел сделать этим пистолетом?
Иван. Это был всего лишь реквизит для моего представления.
Шеф. Мы не смешим детей оружием, даже если это и реквизит, к тому же мне известно, что это настоящее оружие. Ты купил этот пистолет у одного из наших сотрудников.
Иван. Кто вам это сказал?
Шеф. Тот, у кого ты купил пистолет. И это говорит только об одном, мало того что ты не в своем уме, так ты еще и лгун, несмешной клоун с пистолетом. Ты уволен.
Сцена 30.
Метро. Иван, случайная девушка и трое молодых людей. (первый, второй, третий)
Первый. Эй, красавица, может мы вместе проведём этот вечер? Кстати мы сейчас едем на очень крутую вечеринку, я приглашаю тебя, там будет весело, хочешь, мы вместе там здорово развлечемся. Это будет незабываемо, ты будешь помнить о нём всю свою жизнь. Эй, я же к тебе обращаюсь. Не вежливо не отвечать когда к тебе обращаются достойные люди.
Девушка. Я не вижу в вашем поведении, ничего достойного.
Первый. Вы слышали, меня обвинили в недостойном поведении.
Второй. Ты что тут выдумываешь красавица, ты не справедлива в своем обвинении, мы все самые достойные люди, а наш друг, достойный из достойнейших. И он с тобой крайне вежлив. Приглашает на незабываемую вечеринку, а взамен просит самую малость, немного нежности.
Первый. Смотрите, с нами едет клоун, и клоуну невообразимо весело!
Третий. Ты что хохочешь урод?
Третий. Да ты с катушек съехал, чокнутый клоун!
Первый. Я тоже хочу похохотать, как этот ненормальный клоун!
Третий. Так ты нам скажешь, какова фига ты хохочешь, или ты просто сумасшедший
Иван. Вы мне кое-кого напомнили.
Третий. Кого же мы тебе напомнили?
Иван. Моего отца, достойного из достойнейших подонков.
Третий. А вот это уже реально не смешно! Никакого уважения. Но я знаю как исправить ситуацию. Сейчас ты получишь урок хорошего юмора! И мы все вместе посмеемся над клоуном уродом!
Сцена 31.
Работа Ивана. Иван после увольнения собирает свои вещи. В помещение помимо Иван находятся коллеги по работе Ивана.
Коллега 3. По телевизору сообщили, что он был одет как клоун.
Коллега 4. Нет. Сказали он бы в маске колуна.
Коллега 3. Так или иначе, клоуны сейчас во всех новостях, а это означает,
что и на нас, на клоунов, спрос вырастит.
Коллега 4. Как ты можешь думать о спросе, когда погибли люди.
Коллега 3. Люди умирают -.похоронные фирмы думают о спросе и
работники получают зарплату. Идет война и гибнут люди, оборонные заводы
думают о спросе и работники заводов получают зарплату и все эти люди
своими деньгами на смерти кормят свои семьи, обеспечивая им жизнь. Всё
как в дикой природе, смерть во имя жизни. Только вот где та грань, за
которой смерть становится привычкой, а смерть во имя жизни становится
привычным предлогом. В какой то момент мы теряем лицо по образу и
подобию и волочим ничтожный образ клоунов, жалкое подобие человека.
Коллега 4. Несмешной клоун, это еще куда не шло, но клоун философ это
перебор.
Коллега 2. Иван, мне очень жаль, что так вышло.
Коллега 3. Ты и в самом деле пришел со стволом в детскую больницу.
Зачем он тебе там понадобился. Дети умеют смеяться просто так! Для этого
им не требуется оружие, чтобы смеяться последними!
Иван. Спросите об этом вон того, это его пистолет.
(Иван указывает на коллегу 1)
Коллега 1. Да что ты тут городишь, несмешной клоун с пистолетом.
Иван. Кстати, я все еще должен тебе за него. Как-нибудь я верну тебе
этот долг.
Сцена 32.
Квартира. Иван смотрит телевизор.
Ведущий новостей. Наш город потрясло жестокое тройное убийство в метро. И по этому поводу нас посетил наш мэр, чтобы поделится с горожанами своим мнением по поводу случившегося.
Мэр. Спасибо что пригласили.
Ведущий новостей. И вам большое спасибо, что посетили нас. Мы знаем, что убитые молодые люди работали в администрации города.
Мэр. Да, все трое работали в департаменте строительства, очень скромные, образованные, лучшие представители нашего города.
Ведущий новостей. Но есть одно обстоятельство, дело в том, что согласно социологическому опросу, менее успешные представители нашего города занимают сторону убийцы, тем самым выступая против состоятельных и успешных граждан, и не сочувствуют погибшим. Это говорит о негативной социальной динамике, я бы даже добавил о скрытых негативных социальных процессах, когда в действительности счастье горожан о котором мы часто говорим и превозносим, не что иное, как внешняя оболочка, под которой скрывается несчастливый, несчастный человек. И таких граждан как показало социологическое исследование, составляют большинство жителей нашего города.
Ведущий новостей. Это ужасный и отвратительный факт. Люди нашего города потеряли свой человеческий облик,
именно поэтому я баллотируюсь на второй срок. Горожанам нужно вернуть их настоящее человеческое лицо. Я должен, я обязан сделать жителей нашего города по-настоящему счастливыми людьми.
Ведущий новостей. В продолжении о настоящем человеческом лице. Свидетели утверждают, что на подозреваемом в убийстве была надета маска клоуна. Что вы об этом думаете?
Мэр. Да, я знаю об этом, и скажу, что меня не удивил данный факт, потому как совершить подобное жестокое хладнокровное убийство способен лишь жалкий трус, скрывающийся за маской клоуна. Я бы даже сказал жалкое ничтожество в маске, которое боится показать собственное настоящее лицо, от страха показать свою зависть к более успешным людям. Этот жалкий тип и подобные ему обречены, жить в страхе и зависти перед нами успешными людьми, живущими с открытыми лицами, честными, благородными и достойными людьми нашего города. И нам лучшим людям нашего города остаётся лишь смотреть на этих жалких неудачников, как на жалкое трусливое отребья. И все же я хочу успокоить наших горожан, я знаю, как все исправить, я знаю, как избавить наш город от жалких злобных клоунов.
Ведущий. С нами был наш мэр. Спасибо что посетили нас и поделились своей позицией с жителями города.
Сцена 33.
Квартира. Звонок Ивану с телевизионного шоу Смех сквозь слезы.
Иван. Слушаю вас.
Девушка от шоу Смех сквозь слезы. Здравствуйте. Вас беспокоят с телевизионного шоу смех сквозь слёзы. С кем я говорю?
Иван. Вы говорите с Иваном.
Девушка от шоу Смех сквозь слезы. Здравствуйте, Иван. Мы поставили видео с вашим выступлением на нашем шоу и получили огромное количество отзывов от наши телезрителей, и мы хотели бы узнать не согласились бы вы прийти на наше шоу в качестве гостя.
Иван. Вы приглашаете меня на шоу смех сквозь слезы?
Девушка от шоу Смех сквозь слезы. Да! Правда, это потрясающе! Вы можете показать свой номер. Вас увидят миллионы телезрителей, и все это будет в прямом эфире. Что вы об этом думаете?
Иван. Да! Отлично! Почему нет!
Девушка от шоу Смех сквозь слезы. Давайте сразу договоримся о дате. Свободны ли вы в следующую пятницу? Это будет тринадцатое число.
Девушка от шоу Смех сквозь слезы. Пятница тринадцатое. Это символично. Замечательно! Я принимаю ваше приглашение!
Сцена 34.
Квартира. Иван разыгрывает воображаемую сцену во время шоу Смех сквозь слезы.
Ведущий шоу. Как тебя зовут?
Иван. Иван.
Ведущий шоу. Здравствуйте Иван. Вы сказали нам, что у вас есть для нас хорошая шутка. Мы жаждем до упаду посмеяться!
Иван. Вы не правильно меня поняли. Я не сказал, что мы все будем смяться.
Ведущий шоу. Кто же будет смеяться?
Иван. Смеяться буду только я. Вы уже вдоволь насмеялись, пришла моя очередь посмеяться.
Ведущий шоу. Поделитесь же своей шуткой.
Иван. В моих руках пистолет и сейчас я застрелю того кто будет фальшиво смеяться. Кто хочет жить, всем громко и натурально излучать счастливый смех наполненный радостью и счастьем. Как вам моя шутка? Почему никто не смеется?
Сцена 35.
Квартира. Иван смотрит телевизор.
(по телевизору)
Ведущий новостей. По всему городу проходят волнения и митинги против элиты. Протестующие
одеты в клоунских масках, они захватили улицы. Как вы помните, наш мэр назвал менее
успешных жителей города жалкими клоунами, и до сих пор не принес никаких извинений.
Мэр. Должен сказать, наш город наполнен провокаторами. Эти люди пытаются расшатать
стабильность нашей с вами жизни и тем самым сбросить общественный порядок в пропасть
хауса и насилия. Но мы не допустим этого. Я настоятельно рекомендую жителям города
воздержаться от посещения митингов. Провокаторы и зачинщики беспорядков будут найдены
и наказаны. Город вернётся к нормальной жизни.
Сцена 36.
Квартира. Ивана посещают коллеги по работе, коллега 1 и коллега 2. Коллега 2 маленького роста.
Коллега 2. Привет Иван. Как поживаешь?
Иван. Привет. Проходите.
Коллега 2. Ты нашёл новую работу?
Иван. Нет.
Коллега 1. Ты, наверное, собираешься участвовать в митинге у городской администрации. Там творится нечто страшное. Почти весь город восстал против мэра.
Иван. Я этому очень рад. Но на митинг я не собираюсь.
Коллега 1. Зачем же тогда грим?
Иван. Я готовлюсь к моему шоу. Это будет мой выход на сцену, мое лучшее выступление, которого я так долго ждал.
Коллега 2. Иван, у тебя сейчас трудное время, умерла твоя мама, ты потерял работу, мы решили зайти, высказать слова поддержки.
Иван. Очень мило. Но мне это уже не поможет.
Коллега 1. Не знаю в курсе ты или нет, но у нас в конторе была полиция. Но они не успели поговорить со мной. Я хочу узнать, говорили ли они с тобой, наш шеф дал им твои контакты и рассказал про пистолет, и если говорили с тобой, что ты им сказал на счет оружия, которое ты у меня купил.
Иван. Ответь мне на вопрос, зачем ты мне продал пистолет, к тому же в долг. Ведь я не просил тебя об этом.
Коллега 1. Чтобы ты мог постоять за себя.
Иван. Меня уволили из-за этого пистолета. Ты оказал мне медвежью услугу, а потом сдал меня шефу, рассказал, что я купил у тебя оружие. И сейчас ты приходишь ко мне, как ни в чем не бывало и пытаешься выгородить себя.
Коллега 1. Мне очень жаль, что так вышло.
Иван. Тебе нисколько не жаль. А вот мне жаль, что я не могу тебя убить прямо сейчас, не смотря на то, что мне крайне сложно себя от этого удержать. Но сейчас я этого не сделаю, сначала я должен рассчитаться с тобой за пушку, чтобы никто не мог сказать, что я не плочу по долгам, ведь я все еще должен тебе за твою медвежью услугу. Я убью тебя сразу как только отдам тебе долг за пистолет.
Коллега 2. Я думаю, что нам пора уходить.
Иван (Обращается к коллеге 2). Тебе маленький не стоит переживать за себя, ты единственный из всей конторы подобный до человека, ты единственный из всей конторы относился ко мне по человечески. А сейчас вам действительно пора идти, а мне нужно собираться на мое шоу. Сегодня всех ожидает веселенькая программа!
Сцена 37.
Гримерка для гостей шоу Смех сквозь слезы. Иван, Ведущий шоу, Администратор шоу.
Иван. Привет.
Ведущий шоу. Привет! А что это за грим на вас? Вы участвуете в беспорядках?
Иван. Нет! Этот грим, это специально для моего шоу. Я очень долго ждал этого момента, может быть всю свою жизнь. И вот это произошло! Сегодня мой выход на сцену!
Администратор шоу. Вы слышали, что случилось в метро? какой то клоун убил троих молодых людей!
Ведущий шоу. Он в курсе.
Иван. Да, я в курсе.
Администратор шоу. Вот видите! Мы получим негативный рейтинг. Может быть если только этот грим рассматривать под иным углом, и тем самым дистанцироваться от негативных событий.
Ведущий шоу. Всё будет хорошо! Шоу будет прекрасным!
Иван. Спасибо!
Ведущий шоу. Но есть правило. Нецензурно не выражаться и соблюдать нормы приличия. У нас культурное шоу. Ваша очередь после сегмента семейный доктор. За вами кто-нибудь придёт.
Иван. Замечательно!
Ведущий шоу. Удачи.
Иван. У меня будет маленькая просьба.
Ведущий шоу. Да. Я слушаю.
Иван. Когда придёт моя очередь выхода на сцену, объявите меня как человек, который не смеётся.
Другой. Чем ваше имя вас не устраивает?
Иван. Меня так представляют, и вы меня так представили когда поставили мое видео, человек, который не смеется. Вы помните?
Ведущий шоу. Хорошо , как скажешь, пусть будет , человек который не смеется.
Иван. Спасибо. Я вам очень благодарен
Сцена 38.
Телевизионное шоу Смех сквозь слезы. Иван. Ведущий шоу. Женщина, участница шоу.
Вступление. Выдержка фрагментов из предыдущего показа о человеке, который не смеется.
Ведущий шоу. Вы видели клип нашего следующего гостя. Вот кому не избежать нашего доктора. Прошу вас, встречайте! У нас в гостях человек, который не смеётся!
(Иван выходит на сцену и целует женщину участницу шоу)
Ведущий шоу. После такого поцелуя доктору может понадобиться еще один доктор, а у нас второго доктора нет.
(Ведущий обращается к Ивану)
Ведущий шоу. Как ваше самочувствие?
Иван. Да. Все именно так как я это видел в телевизоре
Ведущий шоу. Мы рады приветствовать Вас у нас в студии. Расскажите нам про ваш грим. Когда мы беседовали перед шоу вы сказали, что это не политическое заявление.
Иван. Все верно. Политика тут не причем. Я лишь пытаюсь научиться смеяться.
Ведущий шоу. Неудивительно! Чему ещё может хотеть научиться, человек который не смеётся. И как успехи? Порадуйте нас шуткой! Не вы, так может хотя бы мы посмеемся, потому что у нас с чувством юмора всё в порядке и доктор нам не нужен.
Иван. Начну с того, что я очень рад оказаться у вас в студии, и хочу вам сообщить что сегодня будет самое лучшее ваше шоу.
Ведущий шоу. Замечательно. Меня переполняет предвкушение.
Иван. Это будет нечто невероятное, потому что сегодня это будет не ваше шоу, это будет мое шоу.
Ведущий шоу. Шоу человека, который не смеётся. Мне уже смешно. Мы все в ожидании хорошей шутки, а я в особенности.
(Иван достает книгу)
Ведущий шоу. Книга шуток, человека, который не смеётся.
Иван. Тук, тук,
Ведущий. Кто там,
Иван. Тук, тук. Кто там? Здравствуйте! Я пришел вам передать сообщение от своей мамы. Я слушаю. Здравствуй, Папа, это я твой сын!
Ведущий шоу. Извините, я запутался в вашем юморе. Уже можно смеяться или будет продолжение
Иван. Мне очень жаль, но продолжение будет, шоу только начинается.
(Иван продолжает)
Иван. Какой я тебе папа, что за чушь ты несёшь. Вы изнасиловали мою маму тридцать пять лет назад, но на днях она покончила жизнь самоубийством. Твоя мать не смогла ничего доказать. Мама перед своей смертью рассказала мне про мое происхождение, про свое доказательство. Доказательство твоего преступления перед моей мамой стоит прямо перед тобой. Папа, Разреши мне обнять тебя, первый и последний раз, ведь я так хочу тебя убить.
Женщина, участница шоу. Нет, это плохой юмор нельзя зло прикрывать юмором и выдавать его за добрый смех
Ведущий шоу. Это действительно не смешно.
Иван. Да, это было не смешно, именно поэтому мама не любила моего смеха, потому что мой отец, очень громко смеялся, когда избивал и когда насиловал мою маму. Именно поэтому я застрелил трех парней в метро.
Ведущий шоу. Это очередная не смешная шутка?
Иван. Нет, это не шутка. Это я убил этих троих в метро.
Ведущий шоу. Вы всерьез говорите, что это вы убили трёх молодых людей в метро?
Иван. Да, это сделал я, своими руками.
Ведущий шоу. Зачем вы это сделали?
Иван. Думаю, они получили то, что заслужили.
Ведущий шоу. Может вы хотели создать какое-то движение и стать символом этого движения.
Иван. О символах мечтаете только вы в своих кабинетах, и главное в ваших мечтах, это как стать символом, но не оказаться на кресте, поэтому все ваши символы фальшивые, они не настоящие, они наполнены лживым тщеславием и омерзительной гордостью. Не я же назвал жителей города жалкими клоунами. И кто их так назвал? Это был ваш символ радости и счастья, ваш мэр, профессиональный лицемер и лжец. И сейчас этот фальшивый символ мечется от испуга с мыслями, неужели я себя выдал, неужели я с фальшивил и раскрыт в своем ханжестве и лжи.
Ведущий шоу. Я не понимаю, зачем вы нам это говорите. Меня, и всех нас интересует другое. За что вы убили молодых людей? Чем они заслужили смерть от ваших рук?
Иван. В каждом из этих троих уродов я узнал уродливое отражение своего отца, он то же смеялся когда избил а потом изнасиловал мою мать.
Ведущий шоу. Это была не шутка, ваша история с изнасилованием?
Иван. Нет, это не шутка! Это правда всей моей жизни, о которой я узнал только сейчас от своей мамы, после того как она покончила жизнь самоубийством. В этой правде есть много омерзительного смеха, который присутствовал в сознании мамы всю её жизнь.
Ведущий шоу. Так это была ваша месть! Но кому вы отомстили, эти люди в метро не имели никакого отношения к вашей трагической истории.
Иван. Мало кто имеет отношения к чему либо, но всем подавай шоу, всем подавай зрелище, всем подавай чтобы было смешно, и наплевать над кем, и над чем, главное чтобы повеселей, а это и есть самое прямое отношение. Вот вы, как вы ко всему относитесь, какое вы имеете отношение к тому, что не имеет отношения к вам? Вы над всем смеетесь в своей светлой студии, купаясь в лучах славы на всех телевизионных экранах, наслаждаясь успехом, аплодисментами, овациями, и кто он ваш объект смеха? Это страдающий человек! И каково ваше отношении к нему? Ваше отношение к нему это ваш омерзительный смех над страдающим человеком!
Ведущий шоу. Сейчас в студии, ты пытаешься оправдать убийство ни в чем неповинных людей своим страданием. Но эти молодые люди, разве они не страдали, когда ты их убивал?
Иван. Эти уроды в метро испугались, потому что им отскочило, чего они ни как не ожидали и даже не думали что такое возможно. Вы даже не представляете, как это было ужасно весело. Но я не изверг, я убил их быстро. Нет, они не страдали, а то что они испытали, так это был просто страх, все бояться смерти и овцы и волки. Но всегда найдутся те которые хотят быть особенными, хотят вообразить что смерть не знает о их существовании и им все дозволено. Все что я сделал, так это показал им, насколько сильно они ошибаются. Для смерти нет препятствий, для смерти нет ни стен ни привилегий ни статусов, от смерти не скроешься за самыми высокими стенами крепостей, замков, дворцов, перед смертью все равны. Разница лишь только в сострадании и у вас её нет, потому что они, как и вы все возвысили себя над страдающими, только вот нашёлся тот, кто приземлил их на землю, в тёмные ее глубины и этот кто то был я.
Ведущий шоу. Вы заблуждаетесь, мы все проявили сочувствие и сострадание к этим людям.
Иван. Мы все, это кто? Хотелось бы узнать!
Ведущий шоу. Мы это весь наш город. Наш мэр от лица всех горожан выступил по телевидению со словами скорби и с осуждением случившегося.
Иван. Это всего лишь ваша формальность! Вы живете в формальном мире, вы не выходите из своих студий, из своих кабинетов, вы не знаете, что происходит на улицах города. Нет не мы, а вы все злобные зловещие клоуны с добрыми открытыми лицами, и каждый из вас по ужасней каждого из нас. Вы скрываете от всех свое равнодушие и злобу прикрываясь маской сочувствия и добра которого в действительности в вас нет. Вы ничего не знаете о сострадании, и вы не хотите ничего знать, вам все равно, вы даже не поинтересовались, а кто же он, этот мой
отец, изнасиловавший мою маму!
Ведущий шоу. А зачем нам это знать?
Иван. Что бы посмеяться! Вы же так любите над всем смеяться!
Ведущий шоу. Хватит с нас твоих не смешных историй.
Иван. И всё-таки я скажу кто мой отец! Мой отец это самый зловещий клоун, который надел на себя маску доброго политика, но в действительности он ужасен, как и все вы, ужасные лицемеры. Мой отец это мэр города, который тридцать пять лет назад жестоко избил и изнасиловал мою маму, при этом безумно смеялся над ее страданием. Мама вследствие этого изнасилования родила меня. Он сказал, что принял эстафету от своего отца полицейского, который упрятал мою маму в психиатрическою лечебницу, я же принимаю эстафету от мэра города, своего отца, который изнасиловал мою маму. И я не менее уродлив, чем мой отец, я тоже, как и он в гриме, с той лишь разницей, я хоть и скрываю свое лицо за гримом, но я не скрываю своей сущности.
Ведущий шоу. Сейчас это уже никого не интересует.
Иван. Хотите еще одну историю?
Ведущий шоу. Я же сказал, хватит с нас твоих историй! Вызовите полицию!
Иван. Сегодня я буду решать, когда хватит! Сегодня это мое шоу, и мое шоу еще не закончилось. Теперь ответьте мне на вопрос, что получит тот кто смеётся над страданием других, как например это делаете вы!
Ведущий шоу. Я не собираюсь отвечать на твои вопросы.
Иван. Я и не жду от вас ответа. Я отвечу за вас.
Ведущий шоу. Ты видимо полный псих, но в тюрьме тебе вправят мозги на место.
Иван. Ты такое же чудовище как и мой отец любитель сцены и смеха над чужой болью
Ведущий шоу. Вызовите полицию
Иван. Ты так много говоришь о боли так почувствуй боль по настоящему Получи то что заслужил.
(Иван стреляет в ведущего)
Иван (говорит и телевизионную камеру). Здравствуй Папа! Теперь ты узнаешь меня? Шоу удалось, было весело! Я надеюсь, ты вдоволь насладился смехом!
Сцена 39.
Полицейская машина. Иван арестован и находится на заднем сидении машины.
Полицейский. Псих, хватит там улыбаться. Смотри, что ты на делал. Из за тебя весь город в огне.
Иван. Я сделал это вместе со своим отцом. Я и не думал, что мы с ним так похожи. Он всех нас назвал злобными клоунами, и клоуны вышли на улицы города показать свою злобу. И сейчас я по- настоящему счастлив. Я могу по-настоящему смеяться.
Сцена 40.
Городская улица. Беспорядки на улице. Мер с семьей пытается спастись от протестующих.
Бандит. Один из протестующих. Эй, мэр. Ты заявил что чувствуешь боль города, так почувствуй боль по настоящему. Хватит лгать! Получи то, что заслужил!
(Бандит направляет пистолет на мэра)
Мэр. Нет! Остановитесь! Не надо!
(Бандит стреляет в мэра)
Сцена 41.
Психиатрическая лечебница. Иван и Психиатр.
Психиатр. Иван, вы находитесь в психиатрической лечебницы, и нам и вам предстоит совместная работа, цель которой определить степень вашего душевного здоровья. Что вы об этом думаете?
Иван. В детстве у меня отняли мой смех. Я очень хотел себе его вернуть.
Психиатр. И вам это удалось?
Иван. Да, пожалуй мне это удалось! Я вернул себе свой смех, к сожалению, сквозь слезы. Теперь я могу смеяться, так же как это делаете все вы.
Психиатр. Вы считаете, то что произошло в городе это смешно, и над этим можно смеяться?
Иван. А что произошло в городе? Разве это было не весело?
Психиатр. После убийства вами трех молодых людей, город охватил хаус. И Был убит мэр города.
Иван. Когда я узнал о убийстве мэра, вы не сможете вообразить как я расстроился, что это сделал не я, своими собственными руками.
Психиатр. Вы заявили, что мэр города ваш отец.
Иван. Да, он мое начало, а я его продолжение. Мама рассказала, что он был большим шутником, любителем веселья и смеха, так почему же я его сын не могу себе позволить унаследовать черту своего отца. Мы так с ним похожи.
Психиатр. Вы чудовище Иван, а наш мэр был достойнейшим человеком, и все ваши обвинения в его адрес не находят подтверждения. У вас нет никаких доказательств.
Иван. Прямо сейчас вы смотрите на единственное и достаточное доказательство. Только не говорите, что вы не видите меня. Я знаю вы меня видите, я знаю я существую. Я продолжение своего отца, я то что он от всех вас так тщательно скрывал. Но как не скрывай свою омерзительную и чудовищную сущность, рано или поздно она все равно раскроет себя, она не сможет все свое время седеть в глубокой темницы. Она потребует волю, выйдет наружу, и покажет свое истинное лицо и это лицо сейчас прямо перед вами.
КОНЕЦ
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"