Аннотация: Рабочая программа "Основы интернет-журналистики" предназначена в помощь педагогам, преподающих на предпрофильных курсах в общеобразовательных учреждениях основы журналистики, руководителям кружков юных журналистов, организаторам работы с юнкорами.
Рабочая программа по курсу "Основы интернет-журналистики"
Пояснительная записка
Интернет-журналистика - новое направление в профессиональной журналистике. Эффективная система обучения ее основам находится в стадии разработки. Программа "Основы интернет-журналистики" предназначена в помощь педагогам, преподающих на предпрофильных курсах в общеобразовательных учреждениях основы журналистики, руководителям кружков юных журналистов, организаторам работы с юнкорами.
Курс ориентирован на обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений.
Программа составлена в соответствии с Концепцией модернизации Российского образования в условиях создания системы специализированной подготовки (предпрофильной и профильной) обучающимися среднего звена, где особую значимость приобретает отбор содержания, обеспечивающий его целостность, соответствие выбранному профилю обучения, разноуровневый характер его освоения.
Цель данного курса: сформировать у учащихся старших классов в максимально короткие сроки обучения знания по основам интернет-журналистики.
Задачи:
- развивать такие качества личности, как инициативность, ответственность, стремление к самосовершенствованию, самореализации;
- научить обучающихся основным технологиям подготовки текстов для интернет-изданий.
Курс рассчитан на 17 часов и составляет 5 часов теоретического и 12 часов практического обучения.
Структура курса
1. Пояснительная записка.
2. Содержание программы.
3. Учебный план.
4. Учебно-тематическое планирование.
5. Ключевые компетенции, приобретаемые обучающимися в ходе изучения материалов курса.
6. Система оценивания.
7. Используемая литература.
Содержание.
Раздел I. Введение (1 час).
Интернет-журналистика. История возникновения интернет-журналистики.
- Роль интернет журналистики в жизни современного общества.
Раздел II. Технологии подготовки журналистских текстов для интернет-сайтов (14 часов).
Журналистские жанры текстов для интернет-сайтов (8 часов).
- Журналистские жанры. Аналитические и информационные журналистские жанры.
- Виды новостной информации, репортажей, интервью. Алгоритмы написания новостной информации, репортажей, интервью.
- Информационный повод. Технология поиска информационного повода.
Стили журналистских текстов для интернет-сайтов (4 часа).
- Стили журналистских текстов. Авторский стиль интернет-журналиста.
- Алгоритмы построения предложений, работа с заголовком, подзаголовком, преамбулой и другими элементами текстов для интернет-сайтов.
- Рерайтинг. Приемы рерайтинга в подготовке текстов для интернет-сайтов с учетом их контента.
- Проблема употребления речевых журналистских штампов и пути ее решения.
Целевая аудитория и контент интернет-сайтов (2 часа).
- Целевая аудитория интернет-сайтов и ее виды.
- Контент интернет-сайтов. Виды контента интернет-сайтов.
- Профессиональная этика журналиста. Проблемы информационной и профессиональной этики в работе интернет-журналиста.
Раздел III. Итоговый контроль знаний (1 час).
- Итоговое тестирование по вопросам, изученным в рамках курса "Основы интернет-журналистики".
Раздел IV. Выбор профессии (1 час).
- Спектр отраслей и профессий, где обучающиеся будут применять полученные знания.
Учебный план.
1. Введение. Всего: 1 час. Теория: 1 час.
2. Технологии подготовки текстов для интернет-сайтов.Всего: 14 часов. Теория: 3 часа. Практика: 11 часов.
3. Итоговый контроль знаний. Всего: 1 час. Практика: 1 час.
- Алгоритмы построения предложений, работы с заголовком, подзаголовком, преамбулой и другими элементами текстов для интернет-сайтов. Всего: 3 часа. Практика: 3 часа.
- Профессиональная этика журналиста.Всего: 1 час. Практика: 1 час.
3. Итоговый контроль знаний.
- Итоговое тестирование.Всего: 1 час. Практика: 1 час.
4. Выбор профессии.
- Спектр отраслей и профессий, где обучающиеся будут применять полученные знания.Всего: 1 час. Теория: 1 час.
Ключевые компетенции, формирующиеся у обучающихся в ходе изучения материалов курса.
Должны знать:
- историю возникновения интернет-журналистики;
- отличительные особенности журналистских жанров; применяемых в интернет-журналистике;
- алгоритмы написания новостной информации, репортажей, интервью, статей для интернет-сайтов;
- приемы построения предложений, работы с заголовком, подзаголовком, преамбулой и другими элементами текстов для интернет-сайтов;
- алгоритмы поиска информационного повода;
- виды целевой аудитории и виды контента интернет-сайтов;
- приемы рерайтинга в подготовке текстов для интернет-сайтов;
- основы профессиональной журналистской этики.
Должны уметь:
- ставить цель и организовывать ее достижение;
- владеть навыками поиска информационного повода;
- выбирать наиболее оптимальные жанры при подготовке материалов для интернет-сайтов;
- владеть навыками подготовки новостной информации для интернет-сайтов;
- владеть навыками построения предложений, работы с заголовком, подзаголовком, преамбулой и другими элементами текстов для интернет-сайтов;
- владеть приемами рерайтинга для подготовки текстов для интернет-сайтов;
- учитывать особенности контента интернет-сайтов;
- владеть способами совместной деятельности в группе;
- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми;
- применять на практике правила информационной и журналистской этики.
Система оценивания.
Итогом данного курса является итоговое тестирование, включающее в себя вопросы и задания по следующим темам:
- журналистские жанры для интернет-сайтов;
- новостная информация, репортаж, интервью;
- информационный повод;
- стили журналистских текстов;
- построение предложений, работа с заголовком, подзаголовком, преамбулой и другими элементами текстов для интернет-сайтов;
- приемы рерайтинга в подготовке текстов для интернет-сайтов;
- виды целевой аудитории и контента интернет-сайтов;
- журналистская и информационная этика.
Используемая литература:
1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М., 2003.
2. Ворошилов В.В. Право и этика в журналистике. Курс лекций. М.: Издательство Михайлова, 2004.
3. Интернет для журналиста. - М.: Галерия, 2001.
4. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 "Журналистика" - М,: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
5. Малюков А. История русского интернета // Журнал Ру. - 1998. - ? 7.
6. Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле онлайн. - М., 1999.