Полле Эрвин Гельмутович : другие произведения.

Автомобилист

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Любовь к автомобилю сродни многим увлечениям мужчины (рыбалка, баня, карты, женщины...), но воспринимается окружением однозначно положительно.


Автомобилист

   После двух сложных и спорных эссе политической и социальной направленности "Вожди-2 или переломы" и "Противостояние" приступаю к завершению давно задуманной личной темы, частично разбросанной по предыдущим фрагментам Мозаики, и связанной с любовью к движению. Среди автомобилистов, любителей и профессионалов, немало тех, кто любит сам процесс езды за рулём (речь не идёт о тривиальном использовании автомобиля как средства перемещения из пункта А в пункт Б). Я - в их числе, прощу прощения у читателя за некоторые вынужденные повторы.
   В 1957 г. в старших классах общеобразовательной школы N5 города Текели среди "швейно-столярно-слесарных" видов профессионального обучения по выбору неожиданно оказалось "автодело". Брали в автокружок тех желающих, кому до окончания школы исполнялось 18 лет. Не могу вспомнить, как я умудрился попасть в кружок, но то, что не подделывал документы, это точно. Вёл занятия отличный мужик, к стыду своему забыл ФИО, отставной майор-танкист, попавший под знаменитое хрущёвское сокращение вооружённых сил. Его офицерская выправка хорошо видна на фото автокружка.
  

1958 г. Текели. Школьный автомобильный кружок, автор – крайний справа во втором ряду. []

1958 г. Текели. Школьный автомобильный

кружок, автор - крайний справа во втором ряду.

   На школьную территорию откуда-то на верёвке притащили списанный грузовичок ГАЗ-51. Полгода его разбирали, собирали, короче говоря, приводили в чувство. Должен прямо сказать, эта стадия, ремонт машины, мне никогда не нравилась, ни в детстве, ни в пожилом возрасте. В памяти остался казус, чудом превратившийся в забавный. Мне поручили принести аккумулятор из класса к машине. Тяжело, я начал выбирать лучший вариант переноски, поднял аккумулятор на уровень плеч, что-то из него потекло по одежде. Дотащил, обтёр носовым платком вельветку (первый раз надел, родители купили её на базаре по моим продолжительным просьбам) и брюки. Пришёл домой, вынул платок, не могу понять, что с ним, весь как бы изодран на клочки. Первой сориентировалась бабушка: zerfressen! (разъедено). Серная кислота! Мне, химику-профессионалу, хорошо понятно, к каким последствиям может привести контакт неподготовленного ребёнка с подобным агрессивным реагентом, но тогда обошлось навсегда испорченной модной курточкой (с двумя карманами на молниях, мальчишеский шик того времени) и брюками. До сих пор не могу понять, почему я не знал, чем заполняется аккумулятор, ведь в школе хорошо учился.
   Автомобиль собран и началась самая приятная фаза обучения - вождение. Обычно весь кружок залезал в открытый кузов, кто стоял, кто сидел на лавочке или на корточках, держась за борт (ГАИ в те времена за перевозкой людей в открытом грузовике не следила). По очереди садились за руль, рядом преподаватель, и колесили по городу (Текели - горняцкий город, протянувшийся на 23 км вдоль практически одной центральной дороги по профилю ущелий Джунгарского Алатау с небольшими ответвлениями). Одна моя ошибка при вождении навсегда осталась в памяти. Плохо рассчитал въезд с левым поворотом под 90? на мост без ограждений над системой мощных трубопроводов от местной ГЭС, левое заднее колесо было на грани срыва, весь кружок уже готовился прыгать с противоположного борта. За мостом остановился, передал руль следующему. Ситуацию осознал чуть позже, послушав товарищей из кузова, стресс, несколько дней не садился за руль, зато не один раз пешком подходил к злополучному мосту, пытаясь оценить последствия возможной аварии. Если бы машина опрокинулась, то она стала бы кувыркаться метров 15 к реке, вдоль которой и проложена центральная городская дорога. Поведение рядом сидящего преподавателя не понял ни тогда, ни сейчас. То ли он зевнул ситуацию, то ли воспитывал во мне уверенность. Вообще никакой реакции на происшедшее.
   Сохранился любопытный документ, оказывается, обучение юридически проходило "под колпаком" ДОСААФ, хотя кроме школьного учителя, мы никого не знали. Характерна оценка по устройству, техобслуживанию и ремонту автомобиля, а ведь я учился в школе без троек.

 []

   Принимать экзамены приехал офицер областного ГАИ из Талды-Кургана. Устройство автомобиля и правила дорожного движения сдали все нормально, а вот при сдаче вождения не обошлось без неприятностей. Мне повезло, достался ровный участок дороги, услышал "хорошо" и полез в кузов. А вот лучший наш кружковец попался на типичную для гаишников провокацию. Машина идёт вдоль больницы. Напротив ворот раздаётся команда остановиться. Парень "ударил по тормозам" и услышал: вылезай! Сколько трудов, не только устных просьб, стоило уговорить приезжего гаишника разрешить ему повторный экзамен. В начале мая 1958 г. нам всем вручили удостоверения водителей-профессионалов 3-го класса. А мне-то, только-только исполнилось 17 лет.
   Из того юношеского периода ещё запомнились два момента, связанных с управлением транспортом. Потрясающее впечатление от езды на мотоцикле ИЖ-49. Удивительно устойчивая посадка водителя, но подобный мотоцикл тяжеловат для меня в неподвижном состоянии, так как никогда не отличался избытком физической силы. Помню, как удивлялся в 70-е годы в Ирбите, знаменитом выпуском тяжёлых мотоциклов для армии, милиции, что женщины в огромном числе рассекают за рулём по улицам старинного уральского города.
   Второй случай связан с ездой на Москвиче-403 с ручным управлением, подёргался на оживлённой трассе, не сразу приспособишься к переключению сцепления рукой вместо ноги. Фактически навязал мне поездку на своей машине сходу, без подготовки, одноногий хирург, казах, работал под руководством папы сначала в Текели, позже в Талды-Кургане. Запомнился он своим страшным концом лет через 10. Имел, помимо стандартной казахской семьи с обилием детей, русскую любовницу, медсестру и маленького сына от неё. Не помню мелких деталей, но он убил любовницу и сына, организовал паталогоанатомическую экспертизу о смерти в результате автодорожной аварии, участвовал в похоронах. Через полгода делом занялись следователи генпрокуратуры из Москвы, провели эксгумацию и быстро "раскололи" одноногого убийцу. Когда шёл суд над хирургом-казахом весь Талды-Курган "стоял на ушах". Приговорён к смерти и расстрелян.
   Уже в студенческие годы, в сентябре 1959 г., на колхозных работах в Маложирово я проехал немного по полю на ЗИС-5 (на этой машине мы с Димой Дзюбачуком работали грузчиками, возили зерно и льняное семя) пока шофёр отлучился. Возник скандал, я чуть-чуть не оказался с "побитой мордой". После этого не делал попыток сесть за руль, хотя всегда и помнил о наличии прав.
   В 1986 г. мы с Надей созрели для покупки собственного автомобиля, просто неприлично стало руководителям нашего уровня быть без личной машины. Приобрели самую дешёвую и маломощную из выпускавшихся "Жигулей" ВАЗ 21013. Гараж был построен несколько лет назад, использовался в качестве склада ненужных дома вещей и хранения осенних заготовок в погребе.
   Первый вопрос - необходимо обновить права, чтобы не тратить деньги и время на новое обучение. Томская ГАИ сделала официальный запрос в Талды-Курган и через пару недель(!) в июле 1986 г. пришло необходимое подтверждение с дубликатом экзаменационной карточки водителя от 08.05.1958 г. Надо же, прошло 28 лет, и такая оперативность. Мне пришлось только освоить существенно изменившиеся правила дорожного движения, подготовился и сдал экзамен на перфокартах без проблем (ни блат не потребовался, ни деньги). Старые права ГАИ поменяла на новые (уж очень юная физиономия там торчала).
   Всё хорошо, но вождению надо учиться практически заново, не те скорости, поразительная лёгкость управления (по сравнению с ГАЗ 51), нет необходимости прибегать к перегазовке при переключении скоростей. Главное - возможности скоростного манёвра, но это приходит с опытом. А опыта-то как раз и не было. Начал привлекать друзей. Несколько вечеров ездил с Володей Поповым по трассе Томск - ТНХК, один раз 2 часа с нанятым профессиональным инструктором, несколько раз с зятем Андреем Петровым. Однажды поехали рыбачить "на карася" с Юрой Слижовым, инструктор - хирург Женя Белоусов (позже он много занимался лечением Нади). С рыбалки до города уже ехал самостоятельно за рулём переполненной машины.
   Наконец, решил, буду ездить самостоятельно. Умный, аж жуть! Понедельник, утро, мы оба в отпуске. Позвал Надю на мичуринский участок, выехал самостоятельно из гаража и, не спеша, двинулся в сторону приборного завода (наше "подсобное хозяйство" в трёх километрах от завода). Солнечно, но перед этим дня два лил дождь. Проблемы начались с окончанием асфальтированного покрытия, до цели 400-500 метров. Центральная межквартальная дорога полностью разбита, вода и жидкая грязь. Уму непостижимо, зачем поехал дальше, явно желал показать жене водительское мастерство. Кстати, мы первый раз были в собственной машине только вдвоём, т.е. полезный совет получить не от кого. Непосредственно в наш переулок заезжать не рискнул, высадил Надю и решил приготовиться к обратной дороге. Начал разворачиваться и сразу же стукнулся правой фарой об угловой забор, не разбил, чуть-чуть помял крыло. Мысль побежала очень быстро и, как часто бывает, совсем не туда. Лишь бы Надя не увидела! Решил выехать с мичуринских участков задним ходом (по скользкой, грязной дороге, по которой и пешком-то трудно идти!). Проехал метров 50, чувствую, руль перестал управлять колёсами. Нет бы остановиться и оглядеться! Позже выяснилось, что левая пара колёс внутренней стороной "приклеилась" к водопроводной трубе. А я начал "давить на газ". Неожиданно машина дёрнулась, развернулась на 90? и ткнулась задом в сплошной дощатый забор. Следует решающая ошибка "умного водителя", вместо тормоза в пол вдавливается педаль газа, машина взревела, пробила забор и заглохла, часть досок упали на крышу. Минут через 5 появилась Надя, увидела мою бледность и прикусила язык, ни шума, ни крика. К счастью, двигательная часть совершенно не пострадала, через полчаса я своим ходом загнал машину в гараж. Надя подняла на ноги знакомых специалистов по "консервным работам", они по очереди приезжали в гараж, цокали зубами и не могли понять, как можно одновременно повредить все двери, крылья, бамперы, передний и задний капот и крышу при полностью исправных двигателе и ходовой части. Ремонт обошёлся в круглую сумму, "весь ТНХК" надо мной смеялся. Но опыт есть! Оказалось, недостаточный!
   Не прошло и недели после ремонта, как при выезде из гаража разбил задний фонарь. Отремонтировал с помощью соседей по гаражу так, чтобы Надя ничего не узнала. Вроде бы наловчился ездить, но через неделю очередное ЧП. По порядку. Привёз Надю в магазин "Ласточка", сам сижу, слушаю новости. Надя возвращается с покупками, садится, я начинаю разворачиваться и задом резко въезжаю в фонарный столб. Фантастика: вокруг ни машин, ни людей! Прошло столько лет, а эти происшествия помню в деталях.
   Разозлился на себя в такой степени, что начал самостоятельно интенсивно тренироваться маневрированию, особенно задним ходом. Лучше всего для этого подходила асфальтированная площадка между административным корпусом и учебным комбинатом ТНХК, в то время она не была обнесена забором, а в субботу и воскресенье вокруг людей не было. Часами рулил туда-сюда между мелом нанесёнными полосками...
   Водительские "приключения", фактически, набор опыта, продолжались. На машине старался ездить как можно больше, в том числе и на работу. Удобно, так как транспорт на ТНХК ходит по жёсткому расписанию рабочего дня, а руководители вынуждены задерживаться на разных штабах или с целью спокойно поработать без посетителей. Большие руководители (гендиректор, его замы, представители обкома) уезжают на прикреплённых "Волгах", остальные, как могут. Поэтому несколько лет я уезжал с работы с переполненным кузовом.
   Удобно было на своей машине и во время суточных ответственных дежурств руководителей по праздникам, диспетчерский автобус обычно занят. Однажды попал в очень неприятную историю. Ночь, поехал проверять, как работают в теплоцехе, отдалённом объекте ТНХК. Еду осторожно, железнодорожная колея, машина забуксовала, рельсы между колёсами. Ни вперёд, ни назад! Вижу, с ТНХК идёт железнодорожный состав, набирает скорость, а я один и вытолкнуть машину с рельсов не могу. Побежал навстречу поезду, благо тепловоз оснащён мощным прожектором, машинист вовремя увидел помехи на рельсах. Поезд остановился в трёх метрах, машинист с помощником помогли убрать машину с переезда. Надо ли говорить, что в эту ночь я на своей машине больше не ездил никого проверять.
   Первая осень на собственной машине, первый снежок, первый гололёд. Несмотря на два задних шипованных колеса, однажды ушёл с трассы в снег и только с помощью проезжих охотников (машину просто на руках перенесли на дорогу) смог продолжить движение. Несколько дней спустя неприятность при подъёме на путепровод на трассе ТНХК - Авангард. Автомобиль полный, неожиданно резко ушёл вправо и стукнулся в ограждение. Заглохшую машину удалось затормозить скоростью и ручником (наклон - градусов 50-60, не меньше). Что делать? Поздний вечер, темно, в кузове три женщины. К счастью, совершенно случайно, со мной ехал Коля Ибряев, опытный автомобилист (своя машина в ремонте), участвовавший даже в соревнованиях по авторалли. Он сел за руль и "провёл мастер-класс". В своё оправдание могу сказать, что на этом сложном участке недавно пущенной автотрассы (крутой спуск, переходящий сразу же в крутой подъём) произошло множество аварий, в том числе и со смертельным исходом среди работников ТНХК. Думаю, главная причина повышенной аварийности трассы - недоработка проектировщиков, скорей всего желание сэкономить на строительстве дороги перевесило вопрос безопасности движения. Сколько раз приходилось наблюдать, как автобусы с работниками ТНХК не могли пройти сложный участок из-за гололёда. Я до самого конца "автомобильной карьеры" с замиранием сердца проходил этот участок, разве что на "Волге" чувствовал себя более уверенно.
   Вообще первый личный автомобильный сезон оказался богатым на происшествия. Умные люди подсказали, что новые "Жигули" надо обязательно подвергать дополнительной антикоррозионной обработке. Тогда, в 1986 г. "мовилем" занимались в Асино. Записался по телефону и, через пару месяцев, ночью проскочил 100 км и в 6 часов утра первым стоял в очереди. Прозвучала команда "заезжай" и я "благополучно въехал" мимо направляющих рельсов, удар поддоном о рельс.... К счастью, опять же к счастью, скорость была ничтожная, двигатель остался практически неповреждённым.
   Пару раз я "натыкался" на чужой автомобиль. Первый раз наехал на машину собеседника А.Чапурина, когда мы собрались отъезжать от здания заводоуправления ТНХК. Он только мне расхваливал достоинства собственной ВАЗ 2103, практически все импортные компоненты, включая более мощный двигатель. Помял ему задним бампером крыло, немая сцена, ни ругани, ничего. Матюгнулся про себя, извинился, Чапурин промолчал, возможно, потому, что моя должность заместителя главного инженера была повыше в иерархии ТНХК (можно представить, что он подумал).
   Второй раз (рядом была Надя) я сам себя наказал, когда попытался на светофоре вписаться во второй ряд. Зацепился за чужой бампер. Из той машины вышли три крупных амбала, мрачно осмотрели обе машины, на руках отодвинули свою, уехали. Я "постеснялся" даже выйти из машины, а "свирепый" вид Нади, по-видимому, сдержал их эмоции. Вылез я, только проехав перекрёсток, глубокая полоса-вмятина через всю правую сторону (крылья, дверки). Каждый автомобилист представляет, сколько может стоить такой "косметический" ремонт. Естественно, много "умного" я услышал и от Нади. Слава Богу, чужую машину практически не повредил.
   В памяти остался ещё один полезный в качестве приобретения опыта забавный случай, описанный в эссе "Рыбалка". Весна 1987 г., только-только кое-где просыпается карась. Желание порыбачить есть, а рыбы фактически нет. Но другие атрибуты, скажем, удочки, палатка, ночной костёр и алкоголь присутствуют. Далее цитирую. Утром просыпаемся, моросит небольшой дождь. Попробовали ещё порыбачить, клюёт плохо, зато комары звереют. Неожиданно обратили внимание, вокруг ни одной машины (с вечера было не менее десятка), связали исчезновение машин с прекращением клёва. Постепенно дождь начал усиливаться, рыбалка закончилась, начали складываться. После первых же 10 метров движения в сторону дома, осознали трагизм ситуации. Машина совершенно не хотела ехать по маслянистой поверхности. Как добраться до дороги? Вокруг ни одной живой души. Слава Богу, нас трое. Через пару часов нашли трёх спящих со вчерашнего дня "в дупель" пьяных рыбаков, к счастью приехавших на колёсном тракторе. Не помню, как мы их поднимали, по-моему, дали похмелиться. Даже трактор не мог нормально ехать по грунтовой дороге, всё время съезжал на обочину. Я даже сейчас не представляю, что бы мы делали, если бы не трактор.
   Вроде бы за год научился с машиной управляться и в июле 1987 г. своим ходом отправился с Надей, Юлей на золотую свадьбу родителей в Талды-Курган. В качестве штурмана использовал Юру Слижова, в то время он водить не умел, но мужик рядом на маршруте под две тысячи километров с огромными по протяжённости полупустынными участками фигура незаменимая. Палатка, примус (рассчитывать на костёр не приходится, либо надо везти с собой дрова), одна ночёвка на маршруте. Кстати, отличный, специально приобретённый к поездке, примус Шмель-3 я больше никогда позже не использовал и подарил его на 50-летие фанатику охоты и рыбалки Сергею Лабзовскому в апреле 2003 г. Вроде бы тяжело одному проводить за рулём тысячу километров: жарко, спину ломит, глаза устают, но понравилось. Очень! Поразила беднота казахских глиняных посёлков вдоль трассы. Зона влияния семипалатинского атомного полигона! Типичная картина - в магазинчике только местный вермут (им и отоваривались, готовясь к ночёвке) и завтрак туриста в маленьких консервных банках (перловая каша, прокрученная с рыбой, томатной пастой и специями). Около магазина на корточках сидят казашки в традиционном белом тюрбане с детьми в ожидании подвоза хлеба, с любопытством рассматривая проезжающих по оживлённой трассе. Чудо природы - ленточный сосновый бор севернее Семипалатинска, травы не видно, самый знойный период, песок и сосны. Что-то подобное я видел в 70-е годы в Юрмале под Ригой, но это же совершенно разные климатические зоны.
   Извините, отвлёкся!
   Первая собственная машина ВАЗ 21013 послужила мне два с половиной года, на ней я отработал навыки вождения, благодаря чему в будущей карьере автолюбителя не совершил ни одной аварии, не был виновником ни одного дорожно-транспортного происшествия. Кстати, машине сейчас более 18 лет, она на ходу, дети знают её нынешнего хозяина.
   В конце 1988 г. приобрели Москвич 2141. Всю операцию покупки с одновременной продажей старой машины (свободных денег не было) Надя с детьми провернула без моего участия, пока я был на учёбе в Москве. То были времена автомобильного дефицита, при продаже нового автомобиля через соответствующий магазин требовались письменная санкция профкома и соответствие с выделенной предприятию квотой. В Томск поступили первые 6 широко разрекламированных новых Москвичей. Надя, сама директор крупного магазина с остро дефицитной в то время мебелью договорилась в торге о покупке машины, а вот справку профкома ТНХК без соответствующей квоты "организовал" его председатель В.Критонов. Последнее обстоятельство нанесло мне крупный моральный вред. Примерно, полгода на комбинате велись разговоры о несправедливом распределении автомобилей, в основном, начальству, притом, что у них уже были автомобили. Более того, даже на проходной вывешивались листовки с указанием конкретных фамилий, в том числе моей. Я не оправдываюсь, но я действительно не знал, как был куплен Москвич, просто в аэропорту зять Андрей Петров встретил меня на новой машине. А когда через пару месяцев поднялся шум (лично со мной разборок не было, только за спиной), не могло быть и речи о возврате ситуации в исходное положение.
   Первое впечатление от 41-го Москвича после ВАЗ 21013 - отличная машина. Начал осваивать зимой, тёплый кузов для семейного автомобиля - важнейшая деталь. Для водителя ещё более важна устойчивость машины на дороге и, особенно, в зимних условиях (передний привод!). Четыре зимы пробегал у меня Москвич без зимней резины и ни одного инцидента, связанного с гололедицей, тогда как на Жигулях зимой без шипованной резины даже из гаража не выезжал. Сейчас-то я хорошо понимаю, что на зиму "хочешь, не хочешь", резину надо менять. Описывая собственные впечатления вынужденно сравниваю Москвич 2141 со своей предыдущей машиной, в те, кажется, очень давние времена в России ещё не было изобилия иномарок, ассортимент выпускаемых автомобилей ограничен четырьмя марками и их немногочисленными вариантами (Волга, Москвич, Жигули, Запорожец). А пока (январь-март 1989 г.) на каждой остановке к машине подходили мужики, рассматривали, расспрашивали, просили открыть капот - прямо в автомобильную звезду превратился. Помню, как у автомагазина на Карташова, у кинотеатра "Родина" просили продать машину, большие деньги совали прямо в руки. Особенно усердствовали цыгане.
   Запомнилась и поездка с Надей на Москвиче в Талды-Курган на 75-летие папы в апреле 1989 г. Ехали без ночёвок, за рулём по очереди с Андреем Петровым. Фактически обкатывали машину, на ровных участках Андрей разгонялся до 150 км, я же, максимум, до 120. В Казахстане, по трассе новых Москвичей ещё не видели, около питательных пунктов всегда обступала толпа. Мы с Надей нервничали, машину без человека не оставляли даже когда ходили в столовую, боялись, что могут угнать. Километров за сто до Талды-Кургана пробили на ходу колесо, заклеили, доехали. В областном городе не смогли купить "запаску", так как в Талды-Курган 41-е Москвичи ещё не поступали, не было ни резины, ни соответствующего техобслуживания. Так и возвращались в Томск без "запаски", украденной из укомплектованного автомобиля ещё перед продажей в автомагазине, а вот как я решился поехать в такой дальний путь (туда-обратно почти 4 тысячи километров) без запасного колеса, ума не приложу. Благо, рядом был опытный профессиональный водитель Андрей. Как это недавно было и как за полтора десятка лет всё изменилось! В Томске бегают сотни, если не тысячи, видов легковых автомобилей от престижных Линкольнов, Роллс-ройсов, Мерседесов до несчастной Оки для нищих российских инвалидов.
   Москвич запомнился мне на всю жизнь и случаем активного противостояния гаишникам. По порядку. Я повёз четырёх командированных на ТНХК из Грозного показать великую Обь, заодно и дачу в Оськино. Переночевали, а утром я вдруг выяснил, что, переодеваясь, забыл в Томске права. Ладно, думаю, обойдётся, гаишники проверяют меня довольно редко. В очередной раз убедился, закон паскудности существует. Только проехали Чернышовку (до города ещё километров 40) стоят родимые и останавливают подряд все машины. Сначала тормознул, потом осознал, это же сельские гаишники, снимут номера, а потом замучаешься ездить за ними в райцентр. Сделал вид, что не увидел сигнала и, не спеша, поехал дальше. Вдруг одна из пассажирок кричит: гаишники разворачивают машину в погоню. Скомандовал не оглядываться и начал набирать скорость, разогнался километров на 150, хорошо, трасса была свободной. Ближе к Нелюбино (километров 15) милиция прекратила преследование, может машина слабее или бензин кончился или на обед пора было ехать. Очень напряжённо я ожидал встречи со стационарным постом ГАИ на коммунальном мосту при въезде в Томск. К счастью, у гаишников, по-видимому, не было рации. Или сельские гаишники городским не указ. Обошлось! Хотя я недели две не мог психологически отойти от этой гонки, ожидал вызова в ГАИ, машина была чистая, записать номер проблем не составляло, ручки-то у гаишников есть.
   Кстати, проблемы с ГАИ у меня случались неоднократно, чаще "по мелочи", но раздражающие. Скажем, поехали весной на рыбалку (ещё на ВАЗ 21013) двумя наполненными машинами. Неожиданно на выезде из города меня останавливают и начинают мерить содержание СО (машина новая!), прибор показывает минимальное превышение, милиционер сам откручивает номера. Отравили рыбалку. После этого я месяц ездил с бумажкой о соответствии СО норме в поисках своих номеров, в то же время каждый встречный гаишник считал своим долгом остановить и долго выспрашивать, что и почему.
   Я не случайно в памяти постоянно возвращаюсь к этой "догонялке", так как главный недостаток 41-го Москвича - слабый двигатель. По французскому проекту должен стоять двигатель в 100 л.с., соответствующее производство так и не создали, фактически на моей машине стоял старый москвичёвский двигатель в 72 л.с. И поэтому на загруженной трассе Москвич 2141 неудобен, не хватает мощности для неаварийного обгона (слабая приёмистость). Много раз замирало сердце на обгонах, слишком часто на российских дорогах обгоняемый начинает прибавлять скорость, мгновенно создаётся аварийная ситуация. Именно по этой причине (+ участившиеся ремонты) я начал думать, как заменить машину.
   В ноябре 1992 г. я продал Москвич и купил ВАЗ 21063. У этой покупки есть любопытная предыстория, начавшаяся 2 года назад. По порядку. После организации юридически самостоятельного научно-исследовательского центра мы вместе с директором завода полипропилена Акчуриным поехали в Тольятти на АвтоВАЗ, крупный потребитель наполненных композиций полипропилена. Исторические подробности взаимодействия с автогигантом изложены в книге Э.Г. Полле. Томский нефтехимический комбинат. Хроника. Томск, 2004 г.
   Мы заключили с АвтоВАЗом тройственный договор, по которому НИЦ разрабатывает необходимые для новых моделей ВАЗа композиции, завод полипропилена начинает выпуск в достаточных объёмах, а АвтоВАЗ финансирует реконструкцию импортного узла наполненных композиций (несколько миллионов долларов) и выделяет по заводской цене 210 дефицитных легковых автомобилей, в т.ч. 70 для НИЦ. Напоминаю, шёл ноябрь 1990 г. Эйфорию от удачно заключённой сделки не описать.
   Профсоюз от установления очерёдности громогласно отстранил, так как машины являлись платой за выполнение конкретной работы НИЦ. Автомобили начали поступать, половину разрешений на их приобретение по льготной цене я "продавал" руководителям богатых кооперативов ТНХК под зарплату сотрудникам НИЦ (фактическое оприходование денег штука формальная, использовались разные варианты). В 1992 г. (начало гайдаровских реформ) ситуация начала резко меняться, с каждым приходом автомобили становились дороже, к тому же завод полипропилена не выполнял свои обязательства по поставкам сырья на АвтоВАЗ. Короче говоря, когда в ноябре 1992 г. для НИЦ были выделены очередные пять автомобилей, я "зацепился" за последний автомобиль. Ну а в 1993 г. автомобильный дефицит исчез, в том числе за счёт массового поступления подержанных иномарок. Свою квоту автомобилей НИЦ своевременно выбрать не сумел, в значительной мере этому помешала неисполнительность директора завода полипропилена. В то же время все ведущие сотрудники НИЦ (заместители директора, начальники отделов, заведующие лабораториями, "остепенённые") машины успели получить, многие их сразу продали, т.е. брали машины не для собственно езды, а с целью "сделать деньги". В то время в Томске свободно меняли новые Жигули на однокомнатную квартиру. Старался действовать по справедливости (мгновенно вспоминаются классики жанра Бендер, Паниковский, Балаганов), очередь установил с привязкой на полезность НИЦ, но с распределением автомобилей только нажил неприятностей, лишь один из получивших машину руководителей подошёл с бутылкой вина и сказал "спасибо".
   Итак, я езжу на новой (и это главное) машине ВАЗ 21063, на работу и с работы. И на дачу в Оськино на Оби. Машина на ходу круглый год, зимой и летом. ВАЗ 21063, конечно, менее устойчива на дорожном полотне, чем 41-й Москвич, но даёт ощущение некоторой лёгкости, да и опыт вождения помогает. Каких-либо казусов на дороге при использовании этой машины не припомню. Рядом с научно-исследовательским центром удалось построить кирпичный отапливаемый гараж с четырьмя боксами, где и ставил машину зимой в период сильных морозов вместе со служебными Жигулями. Вскоре пришлось два бокса, да и служебную машину продать, деньги опять же на зарплату сотрудникам НИЦ.
   Машина ВАЗ 21063 вполне меня устраивала, быстрая, экономичная, но в июле 1996 г. Надя и дети фактически навязали покупку почти новой, 1994 г. выпуска, Волги ГАЗ 31029. Ни денег, ни желания у меня не было, но так получилось, что сын Саша совершил очередную глупость и, несмотря на мои уговоры, продал подаренную нами к свадьбе двухкомнатную квартиру за 60 тыс. рублей (~ $10 000). За 50 купили комиссионную Волгу, я взамен отдал ему ВАЗ 21063, которую постоянно "экспериментирующий" бизнесмен быстро кому-то продал. Кстати, Волга раньше принадлежала высокому милицейскому начальнику областного уровня, оформление купли-продажи и оформление в ГАИ прошли мгновенно и обошлись "в копейки" (подписал ряд рискованных липовых бумажек, в том числе и в несколько раз заниженную стоимость автомобиля), что меня очень поразило. По-видимому, совершенно не случайно в первый месяц я несколько раз вынужденно обращался в гарантийную мастерскую, то тормоза плохо работают, то сцепление (за пять с половиной лет эксплуатации я четырежды менял весь блок сцепления). Ремонтировать ГАЗ 31029 приходилось часто, но без серьёзных проблем в виде особой сложности или доступности запчастей.
   Итак, я на Волге. Естественно, машина более высокого класса, чем Жигули, уступает в экономичности и юркости на дороге. Отличный салон, "объёмной" Наде очень понравился. Хорошо стоит на трассе даже при скоростях 120-140 км/час, тогда как Жигули начинает "сдувать". Отличающаяся аэродинамика, Жигули создают у водителя впечатление попытки взлёта, Волга, наоборот, "вжимается" в дорогу. Соответственно и скорость чувствуется по-разному, первое время я часто смотрел на спидометр и считал, что он занижает показания.
   Волга располагает к спокойной, без резких колебаний скорости, езде. Особенно мне нравились поездки летом из Оськино на работу в 6 - 6:30 утра, ~ 90 км до ТНХК, всходит солнце, трасса пустая, поставил 5-ю передачу и до города ни одного переключения при скорости 100-120 км/час. Один, со своими мыслями. Лепота! На Волге после Жигулей и Москвича действительно понимаешь кайф во время движения на загородных маршрутах. В городе, особенно в час пик, конечно, не так.
   Отдельно следует сказать о езде на Волге зимой. Имеется "приличный" опыт. Октябрь 1997 г., утро, суббота, лёгкий в 2-3? морозец, идёт небольшой снег. На дачу отправился один, сразу за городом ощутил гололёд. Не случайно я упомянул время и день поездки, обычно оживлённая грузовая транспортная магистраль в сторону моста через Обь оказалась практически пустой. Нет бы назад вернуться, но упрямый. Временами, очень! К тому же, суббота - святой для меня день ("Баня"). Не хотелось срывать плановое закрытие банного сезона в Оськино.
   Поехал вперёд на 4-й передаче со скоростью 70-80 км/час. Примерно на середине пути, перед поворотом на Моряковку, неожиданно машину резко закрутило вправо, я ничего не успел сообразить, пока Волга завершила полтора оборота (540?!) на дороге и заглохла, уткнувшись в снежный бордюр после грейдера. Стресс! В нескольких метрах стояли люди, ожидавшие автобус, и хорошо, что не было на дороге другого транспорта. Не помню, сколько времени сидел в оцепенении, решая, что делать: вперёд или назад. Один чёрт, решил ехать в Оськино. Поставил 3-ю передачу, скорость 50-60 км/час...
   Собрал за собой хвост из десятка автомобилей, никто не решался обгонять в такой гололёд. Неожиданно Волгу резко крутануло (180?) влево и она оказалась на встречной полосе лицом в сторону Томска, опять, слава Богу, не было встречного транспорта. До Оськино оставалось 10 км, поехал дальше почти со скоростью пешехода. Нервы получили "космическую" перегрузку, мало помогли физическая работа по подготовке бани, сам процесс с веником и последующий ограниченный приём алкоголя с Володей Шияном. На следующий день я выехал в Томск после обеда, ожидая, пока грузовой транспорт "проторит" колею, ехал на скорости 40-50 км/час, включив аварийную сигнализацию, не обращая внимания на недовольных водителей-попутчиков. Поставил Волгу в гараж и заявил жене, что не выеду, пока не будет зимней шипованной резины. И не выезжал до весны 1998 г. Только следующей осенью Надя выделила из семейного бюджета на четыре "зимних" колеса, проблема движения зимой исчезла. Правда, по сравнению с предыдущими машинами ГАЗ 31029 имеет холодный салон, плохо заводится при низких температурах. Ребята поставили вторую печку, но при сильных морозах одну печку приходится отключать, так как остывает двигатель. Как не вспомнить 41-й Москвич, у которого салон тёплый при любой погоде.
   Собирая материал к настоящему эссе, обнаружил в дневнике несколько кратких записей, касающихся особенностей зимнего использования автомобиля (большинство любителей в Томске зимой не ездит). Цитирую.
   03.01.01. Среда. С утра полтора часа пытался завести автомобиль, бесполезно. На улице, судя по ТВ -36R, а, по-моему, ещё холоднее. В гараже -16R, тем не менее, аккумулятор садится раньше, чем двигатель заводится (Волга - такая пакость, что нельзя 3 суток оставлять в гараже без завода). Надо иметь для зимы пуско-зарядное устройство, а мой "Кедр" слабоват. Оставил сейчас на подзарядку на 3 часа, днём ещё раз попробую. 04.01.01. Четверг. На улице -40R. Сижу дома, машину вчера с трудом, на верёвке, утащили в Сашину мастерскую. Оказалось, что ещё и бензонасос течёт. Взялись сегодня ремонтировать, не знаю, когда справятся. Надя уехала на работу на автобусе. 05.01.01. Пятница. Мороз крепчает, утром было -43R, ожидается дальнейшее похолодание (до 10 января), сегодня ночью до -46R. Ездил часов 6. Машину вообще не выключал, как и ближний свет: туман несусветный. Слава Богу, машин на дороге очень мало. На ночь опять загнали машину Саше в мастерскую. Вчера поставили новый карбюратор, вроде бы универсальный (годный и для Волги и для Жигулей), регулируется только на специальном стенде. Хорошо помню, что на следующий день, в субботу, было -48?, а мне пришлось полдня ездить по оптовым базам, для обеспечения продуктами Надиного магазина.
   Колоссальное преимущество перед предыдущими машинами Волга имеет в способности ехать с полной загрузкой, даже выше допустимой. Полный кузов людей, мешки с картошкой или консервированные заготовки на зиму, кажется, машина с места не сдвинется, а она идёт, причём и снижение скорости незаметно. Разве что сам снижаешь, жалея машину. Вспоминаю смешной случай из 70-х годов, как поехал дядя Ваня Пеннер из Талды-Кургана на личной ВАЗ 2102 (усиленный импортный двигатель) на бахчу к одному из бывших своих пациентов. Загрузили холявные арбузы, а машина не может сдвинуться с места, пришлось груз существенно уменьшать. Так вот у меня на Волге ни одного подобного случая не было, хотя я три года, помимо дачных дел, помогал Наде в магазине (эссе "Крах"), использовал для подвозки в магазин всех видов продуктов: сахар, куры, рыбу, колбасу, фрукты, много чего.
   Отдельная тема - прохождение ежегодного техосмотра - достойна пера юмористов, скорей сатириков. Водитель напрямую сталкивается "лоб в лоб" с любимым государством (эссе "Противостояние") в лице сержанта и лейтенанта милиции, для которых понятия справедливости остались где-то в раннем детстве. Как же противно наблюдать поголовное унижение нормальных мужиков перед одетыми в государственную форму сотрудниками ГАИ.
   В 1992 г. ("Отец и сын") меня потрясла организация техосмотра в Берлине (западном). Машина заходит на конвейерную линию и с помощью соответствующих приборов диагностируется по функциональным системам (ходовая часть, двигатель, тормоза, электрооборудование...), при отклонениях немедленно проводится мелкий ремонт и регулировка за дополнительную оплату, на выходе техталон + счёт за услуги. Одна машина находится на конвейере от получаса до двух часов, одновременно обследуется десяток автомобилей. Существенная деталь, фирма, проводящая техосмотр, юридически не является составной частью полиции. В России уже лет 10 "пытаются" ввести независимый инструментальный контроль автотранспорта, но при этом же исчезает крупный источник приработка милиции, а она ведь очень хочет быть сытой. Голодная милиция, обеспечивающая "диктатуру закона" по Путину - нонсенс.
   У нас техосмотр проводился (пишу только о личных ощущениях) проще и сложнее одновременно. Визуальный осмотр сержантом (офицер ведёт работу с документами) + проверка тормозов на спуске с эстакады + настроение проверяющего. Впрочем, с первыми машинами я не имел проблем на техосмотре, машины-то были новые. Ни блат, ни деньги не использовал. Бывало, суровый гаишник к чему-то придерётся и отправит с эстакады. Час, два по городу поездишь, решая свои проблемы, приезжаешь без очереди. "Всё сделал?" Не моргнув глазом: "Так точно, товарищ старший лейтенант!" Получаешь талон и уезжаешь.
   Думаю, гаишники всегда любили деньги автомобилистов, но во второй половине 90-х коррупция начала нарастать в геометрической прогрессии. Техосмотр превратился в истинное мучение: встаёшь в 4 часа утра, подъезжаешь к пункту ежегодной проверки технического состояния, там уже очередь из нескольких десятков машин, некоторые стоят с вечера. Часов в 15 поднимаешься на эстакаду, а там сразу начинаются придирки, притом, что Волга специально готовилась к техосмотру в автомастерской. Через пару дней взял с собой специалиста по авторемонту, снова выгнали... В этот год (июль 1997 г.) я техосмотр всё-таки "пробил" без стимулирования, опять попал под смешки знакомых автолюбителей, которые уже давно используют надёжный канал: 400 рублей + квитанции за проведение техосмотра и оплаты дорожного налога и завтра тебе домой приносят оформленный годовой талон на право свободно передвигаться. Никакой нервотрёпки. 5 лет я так "проходил техосмотр", сумма взятки ежегодно менялась. Противно, но надёжно.
   В последние годы существенным фактором, ограничивавшим моё нахождение за рулём, стал постоянный рост цен на бензин. Если на Жигулях и Москвиче я наезжал за год 20-25 тысяч км, то на Волге в два раза меньше. Цитата из дневника: 15.10.02. ...уже неделю не выезжаю из гаража, нет денег, чтобы заправить машину. Дожил. Через месяц я продал Волгу Саше за те же "первоначальные" 50 тыс. рублей (~ $8500 в 1996 г. и ~ $1700 в 2002 г.) в "семейный кредит", через полгода он её перепродал. Всё, моя автомобильная карьера завершилась и, по-видимому, навсегда.
   В заключение несколько слов об иномарках, заполнивших российские дороги, но на которых мне не пришлось активно посидеть за рулём. Почему? Никогда не было свободных денег. Не забуду, как в Берлине в 1992 г. командированные мужики и я в их числе, рассматривая легковые автомобили, непривычных для России сотен разнообразных марок, напоминали сексуально озабоченных мужчин, оглядывающих всех проходящих мимо женщин. В эссе "Прощай, Германия!" описано, как родители унижено пытались в 1994 г. занять у родственников денег, чтобы подарить мне нормальную машину. В то, ушедшее навсегда время за 8-10 тысяч марок (4-5 тысяч долларов) в Папенбурге можно было купить хорошую двухлетнюю машину. Однажды Саша Машкин предложил мне прокатиться на Ауди-100, я сел за руль, проехал метров сто, остановился, передал руль хозяину, несмотря на все его уговоры. К лёгкости управления надо сначала психологически привыкнуть. А зачем? Через неделю возвращаешься за "тяжёлый" руль ГАЗ 31029. В одну из следующих поездок в Папенбург Эрнст, имевший какие-то проблемы с правами на вождение, просил меня повозить его по делам на Мерседесе с автоматической коробкой. Отказался! Лишний раз расстраиваться из-за жизни в России. Отечественные легковые автомобили абсолютно не в состоянии конкурировать с немецкими, японскими и американскими автомобилями. Как в техническом исполнении, так и в экономичности, так и в безопасности. Жутко завидую многим коренным немцам (большинство приезжих на низко оплачиваемой работе), которые покупают автомобиль в кредит на 2 года. Сразу же по выплате кредита они берут следующий, покупают новый автомобиль, а старый (мечта российских автомобилистов) выставляют на продажу. Таким образом, рядовые немцы ездят постоянно на новом автомобиле, не занимаются ремонтом многолетних авто.
   Тоска о хорошем личном автомобиле скоро уйдёт вместе со мной навсегда, а пока я с большим интересом слушаю на "Эхо Москвы" программу "Гараж" и автомобильные комментарии Александра Пикуленко.
   Благодарю за внимание!
  

Томск, 15.09.1999 г. - 27.01.2005 г.

  
   P.s. К удивлению, у меня, занимающегося фотографией с 1955 г., не оказалось ни одной фото за рулём автомобиля или, хотя бы рядом со своим автомобилем.
   P.p.s. 25.06.2008 г. И всё-таки я снова на машине. Умерла тёща, продана квартира, 400 т.р. выделено семейным советом на экономичное новое авто. Этим летом мы с Тамарой ездим на огород на собственном хьюндайчике "HYUNDAI GETZ".

Хьюндайчик для поездки на огород и посещения внучки в летнем лагере. []

Хьюндайчик для поездки на огород и посещения внучки в летнем лагере.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
   13
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"