Полле Эрвин Гельмутович : другие произведения.

Баня

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.00*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Баня спасала "немытую" Россию, когда "чистоплотная" Европа вымирала от эпидемий. Баня - один из столпов здоровья нации,спасибо древним грекам и православию.


Баня

   Из цикла задуманных мной автобиографических фрагментов, тема бани наиболее приятная для изложения. Здесь как-то перестаёшь опасаться, что читатель может неверно истолковать откровенность автора, обвиняя его в приукрашивании собственной личности.
   Баня - одна из основных человеческих радостей в России. Существует и пропагандируется мнение отдельных научных работников, что именно еженедельная субботняя баня спасала "лапотную" Россию от вселенских эпидемий чумы, оспы... в средние века, когда численность населения "просвещённой" Европы уменьшалась на 30-50%. Вопрос, безусловно, спорный, но факт очевидного положительного влияния парной бани на здоровье человека сомнений ни у кого не вызывает.
   Раннее детство моё прошло в таких жизненных условиях (в основном, многоквартирный барак), что никаких ванн или душа не было и вынужденно приходилось пользоваться общественной баней.
   Видимой точкой отсчёта моих взаимоотношений с баней я считаю внятно зафиксированный в памяти конкретный случай в Ягодном на Колыме 6 марта 1953 г. По графику наша интернатская группа мылась в поселковой бане, вдруг радио в предбаннике начинает транслировать официальное сообщение о смерти Сталина. Боже мой, как все засуетились, по-моему, даже мыло не смыли, оделись и побежали в интернат.
   Позже вспоминаю многочасовые очереди в общественных банях Талды-Кургана (1954 - 1955 гг.). Грязь несусветная, в парной такой сырой пар, что соседа не видно. Ещё позже, в студенческие годы ходил с папой в баню при областной больнице. Баня представляла собой душевую, а желающие попариться открывали вентиль, и пар из котельной поступал прямо в душевую (пародия, да и только). В моей памяти Талды-Курган остался городом, где культура общественной бани не на высоте, а в частных банях мне не приходилось бывать (вполне возможно, что у некоторых семиреченских казаков были натуральные личные русские бани, но я таковых не знаю). Кстати, мама с папой всегда презирали общественную баню, никогда не пользовались парной.
   В студенческие годы химики, в основном, пользовались Громовской баней на ул. Плеханова. Баня - дореволюционной постройки, по тем временам (1958 - 1963 гг.) считалась в Томске лучшей (по качеству пара). Однако студенты-химики университета её ценили как близко расположенную к общежитию на Ленина 68. Но очереди! Многочасовые! Один-два человека занимали очередь и "тупо" сидели (стояли) до конца, затем подходили остальные. Иной раз приходилось превращать в банный день целое воскресенье. И это без всякого алкогольного питья, так характерного для нынешних посетителей бани.
   А вообще основная масса студентов Томска предпочитала баню на улице Советской. Сюда же ходили с Ниной и два года после женитьбы (опять же по принципу более близкого расположения к месту жительства). 3-4 часа ожидания в очереди - минимум. Изредка удавалось достать номер, в котором был только душ. Именно в этой бане произошёл случай с пятикурсником-химиком Гореловым (ныне крупный учёный, доктор наук), который превратился в легенду химфака ТГУ. По порядку.
   Баня на Советской имела с улицы два раздельных входа, в мужское отделение и женское. Раздевалки имели разделяющую стену с всегда закрытой дверью, причём эта дверь расположена рядом с дверью в моечное отделение. Горелов, очень близорукий, снял очки, взял шайку и пошёл мыться, одуревший от многочасового стояния на улице и сидения в предбаннике. В это время банщица открывает дверь в женскую раздевалку, Горелов следом, затем направился в моечную. Громкий шум (женщины!) вдруг начал стихать, превратился почти в гробовую тишину, а затем в визг, хохот. Горелов, рассмотрев в густом тумане какие-то волосатые фигуры, понял, что не туда попал, выскочил из моечной. В раздевалке тоже поднялся визг. Он дёрнул дверь в мужскую раздевалку, но... Банщица уже вернулась на рабочее место и дверь закрыла на ключ. Надо ли продолжать?
   Вспоминая общение с баней в 40-е - 60-е годы, сделал вывод, общественные бани в городах и рабочих посёлках создавались строителями социализма просто как моечные с плохими (за редким исключением) парными. Они выполняли свою санитарную социальную задачу в нищенских, барачных условиях проживания подавляющей массы городского населения. Прыть санитаров дошла до того, что даже на селе начали строить общественные бани, причём обосновывалась антисанитария традиционных русских бань "по чёрному" (какая нелепица!). На садовых участках запрещалось строить бани. По мере выполнения Хрущёвской жилищной программы всё больше людей переселялось в отдельные квартиры с ванной (мечта Маяковского!). Общежития, в т.ч. малосемейные, всё больше оборудовались душевыми. Контингент посещающих общественные бани начал меняться с возрастанием процента клиентов, идущих в баню ради парной.
   Мои впечатления о деревенских банях не так обширны как о городских. 5 поездок студентом в "колхоз", 3 поездки руководителем студентов. В деревнях Томской области студентов распределяли на проживание по квартирам (естественно, за трудодни) маленькими группами, соответственно и мылись по субботам после хозяев.
   Молодым ассистентом Алтайского политехнического института в первый раз со студентами поехал на уборку сахарной свеклы в сентябре 1966 г. Теперь уже мне приходилось организовывать баню. На Алтае (100 студентов жили в одном большом доме) просто договаривался о времени в совхозной бане, мало отличающейся от городских бань.
   На юге Тюменской области баня студентов (я - доцент Тюменского индустриального института) проходила по-другому. Студенты (20-25) жили в одном месте. Председатель колхоза назначал какую-то долю трудодня за каждого помытого студента (0.2 трудодня, не помню точно). Кто-то из местных жителей соглашался. Ребята сами носили воду, кололи дрова, хозяйка топила баню.
   В мою последнюю поездку в 1976 г. произошёл конфуз, точнее урок использования деревенской бани. Готовили её часов 8, не меньше. Мне предложили почётную миссию начать баню + 2-3 парня (первый пар!). На полке было так жарко, что мы открыли вьюшку, а "вылезая из бани" не подумали её закрыть. В результате тепло улетело в трубу, и примерно 10 девушек мылись в совершенно холодной бане, слава богу, вода хоть горячая осталась. Неприятный жестокий урок.
   Древняя культура русской деревенской бани требует к себе уважительного отношения. Каждая частная баня так же индивидуальна как мастер её создавший. Не бывает двух абсолютно одинаковых бань. Особенности конкретной бани зависят от великого множества факторов (укрупнёно): расположение бани, устройство и материал печи, способ выделения пара, качество дров, объём помещения, материал стен и внутренней обшивки, расположение полка, совмещение парной и моечной и др.
   Первая заповедь для попадающего в новую для себя баню: не суетиться! Желательно понаблюдать за поведением парильщиков, хорошо знающих конкретную баню, в крайнем случае, предварительно расспросить хозяина об особенностях бани. "Поддавать" следует осторожно, начиная с небольших порций. Не можешь терпеть на полке, перемещайся ближе к полу или в предбанник. Кстати, иногда перемещение в парной происходит так быстро, что не успеваешь осознать происшедшее. Один из таких случаев произошёл со мной в Тюмени.
   Как-то нас пригласили институтские друзья Подборновы в гости к своим родителям, имевшим собственный дом на окраине города. Первое мероприятие приёма - баня, вход в которую прямо из коридорчика. В порядке уважения первыми пошли мы с Геной Неупокоевым. Когда я "поддал" небольшую кружку, навстречу вырвался такой мощный обжигающий поток пара, что меня просто "сдуло" на пол. Дальше мы с Геной не в состоянии были не то что поддавать, но даже посидеть на полке, а я к тому же уныло рассматривал свои синяки и ссадины. Позже много разных бань опробовал, но баню Подборновых вспоминаю с большим уважением. Запомнил, как старики-родители после бани сразу залезли на кровать под ватное одеяло, наблюдая оттуда застолье "молодёжи".
   В первой половине 70-х начал расти интерес к парной бане, появляются многочисленные публикации в популярных изданиях. Непревзойдённым шедевром считаю рассказ Шукшина о мужике - любителе субботней бани. В распечатках по рукам начала активно ходить "Баня" А.Толстого (в те годы цензура всё-таки не пропускала откровенную порнографию). Запомнил выступление в "Неделе" банщика из "Сандунов", один из рецептов которого использую до сих пор (воду после запаривания берёзового веника использовать для мытья головы).
   Здесь не могу не сказать доброго слова о знаменитых московских "Сандуновских" банях, которые посещал десятки раз, где познакомился с настоящей парной в общественной бане. Первый раз я попал туда весной 1966 г., когда в библиотеке химфака МГУ собирал материалы к завершению диссертации. В течение 30 лет в каждую московскую командировку я посещал эти старые московские бани. Привлекает всё, начиная с базарчика перед входом с набором веников разного размера и качества (берёзовые, дубовые, берёза+дуб, пихтовые, эвкалиптовые, берёзовые с травами). Поражают внутренняя отделка (зеркала, настенные росписи, старинная лепнина, картины), лестницы, располагающие к разговору диваны в раздевалке. Пиво подаётся "по первому повороту головы". Ничего подобного мне не приходилось видеть в провинциальных общественных банях. Но это не самое главное.
   Основа бани - парилка, вмещающая человек 30. Периодически появляются "инициативные" 2-3 человека, которые начинают мыть и сушить парилку, выгнав всех наружу. У двери собирается толпа, постепенно набирающая раздражение деятельностью "умников". Наконец, толпа врывается в парилку, кто-то поддаёт "во чрево" огромной печи целую шайку кипятка. На самом верху находиться невозможно - "уши заворачиваются в трубку". Но пар сухой и, хорошо поработав веником, выскакиваешь отдохнуть вполне удовлетворённым. В моечной большой бассейн (я брезгую им пользоваться), души, в т.ч. душ Шарко (мне нравится), каменные скамейки для мытья. Существенный недостаток столичной бани: не успеешь отвернуться, украдут веник и мыло с мочалкой (что-то не помню такого в периферийных банях).
   Очень интересно общение с совершенно незнакомыми людьми в раздевалке. Здесь можно услышать обо всём: как пьяный Грибов ("великий старик" из МХАТа, народный артист) "учил плавать" в бассейне шпроты из консервной банки; спортивные и около спортивные новости; политические анекдоты и многое другое. Что характерно, в чисто мужской банной компании практически не слышно разговоров про женщин (по крайней мере, в моей памяти такие факты не зафиксированы). Это наблюдение относится ко всем общественным баням, где мне приходилось бывать.
   Регулярно париться я начал в Тюмени в 1968 г. Появился друг - Витя Кучерюк (сосед по лестничной площадке, вместе работали в тюменском индустриальном институте, на разных факультетах), тоже большой любитель бани. Опробовали все тюменские бани, пока не определили лучшую парную (баня на железнодорожном вокзале). Еженедельная баня превратилась в ритуал. Возникли затруднения, связанные с режимом работы бани: мужской день по нечётным числам. Выбрали себе среду-четверг, дневное время (меньше очередь, чем в конце недели или вечером). Кардинально решили проблему посещения бани, утрясая штатное расписание перед началом семестра таким образом, чтобы никаких лекций или практических занятий в среду и четверг после обеда не было.
   Банный алгоритм устоялся и до уезда в Томск (1977 г.) не изменялся. Итак. Появляемся дома около 13 часов, начинаем по городским закоулкам искать пиво (в те времена - серьёзная проблема, в центре Тюмени вообще нельзя было пиво достать, не говоря уж о районе железнодорожного вокзала). Купленное разливное пиво (~ 6 литров) ставили в холодильник (в баню брали не больше литра). Возвращались из бани, примерно, в 17 часов. Приступали к "пивной трапезе". К 18.30 появлялись жёны с работы и начинали готовить общий ужин. Пиво уже кончилось, все сообща принимались за вино из черноплодной рябины (с осени заготавливал несколько двадцатилитровых бутылей крепостью ~15?). Водку не пили после бани никогда, но "расслаблялись" основательно.
   В начале 70-х сделал личное наблюдение о полезности парной бани и в самое жаркое время года, когда считается более целесообразным мыться под прохладным душем. Особенно после приёма солнечных ванн на озере или реке. Если летом регулярно париться с веником, то загар на теле сохраняется значительно дольше, по крайней мере, до Нового года. С тех пор как начал совмещать солнце и парную, ни разу не имел серьёзных ожогов кожи. Рекомендую способ всем желающим иметь красивый цвет кожи. Иначе загар полностью сходит вместе с кожей к сентябрю-октябрю. Одно забавное воспоминание.
   В июле 1974 г. мы с женой отдыхали в Севастополе. Целый день на пляже. Через неделю начал искать баню с парной. Кстати, в предыдущие два года мы отдыхали в Сухуми и Гудауте, но там и мысли не было спрашивать о парной. Считал, что в Севастополе, городе моряков, парные должны быть. Ошибся. А в одной бане меня прямо в кассе "облаяли": тебе что, Сибирь здесь что ли? Пришлось post factum "укреплять" южный загар в тюменской железнодорожной бане.
   Очередной прорыв в моих познаниях бани произошёл осенью 1976 г. Приехал в Ленинград на 4 месяца слушателем факультета повышения квалификации технологического института. До обеда слушал лекции, писал статьи, после обеда изучал Ленинград. Как-то, гуляя по Васильевскому острову, увидел объявление на общественной бане, что открылось отделение люкс с сухим паром. Зашёл и не пожалел.
   Отделение работало 2-й или 3-й день. Второй этаж большой общественной бани. Огромный холл-раздевалка с крупными удобными индивидуальными кожаными креслами (идеально сидеть, закутавшись в простыню), бар с большим цветным работающим телевизором (1976 год!). По раздевалке бродит культурного вида массажист. Просторная моечная человек на 50-60, работают десяток душевых и две парные. Одна - чисто русская парная с обработкой тела веником, вторая - сауна с температурой ~120?. Я предпочитал сауну. Чисто, светло. Сидят 5-6 мужиков в простынях и "травят анекдоты". Попотел и под душ, а затем - пиво. Прекрасно!
   Я сразу же сделал рекламу бане в среде сокурсников. Нашлись умники-теоретики, очевидно, с чужих слов указали мне, где самый лучший пар в Ленинграде. Не поленился, по трём адресам ознакомился. Наконец, мне говорят, что лучший пар в городе Пушкин. Поехал. Боже мой, пародия, да и только. Очень горячий сырой пар, перед парилкой стоят деревянные тапочки (типа голландских), без которых даже на пол парной невозможно наступить, грязь - на уровне провинциальных бань - в моечной и раздевалке.
   Поиски прекратил, убедившись, что лучше общественной бани, чем на Васильевском острове, в Ленинграде нет. Определил себе день - пятницу и за весь срок обучения не пропустил ни разу. Приезжал часов в 10 утра, уходил часов в 9 вечера. Самое скверное - добираться домой после бани (на метро полчаса, затем минут 40 на троллейбусе в общежитие на Стрельне). Иногда со мной приезжали 2-3 сокурсника, но никто из них не был энтузиастом бани. По дороге в баню набирали закуски и сухое вино. Да, да! Я убедился, что сухое вино после сауны лучше пить, чем пиво. Две бутылки по 0.7 "на нос" - вполне достаточная дневная норма. И голова не болит. А местные мужики предпочитали водку. Приходилось видеть, как двое тащат невменяемого третьего в сауну, обратно он выходит своими ногами. И через 15 минут все трое продолжают пить. Явный перебор!
   Много забавных эпизодов связано с этой баней. Скажем, билеты продают на 2 часа. Минут за 15 банщик начинает "верещать": чьё время вышло? Мы спокойно берём простыню и в сауну, не показываемся минут 20, пока раздевалка не наполнится новыми клиентами. Наконец, одна банщица - баба Лиза - приметила, что мы регулярно посещаем баню, и попросила нас платить не в кассу, а прямо ей. Нам без разницы, зато вообще проблем со временем нахождения в сауне не стало. Баба Лиза охраняла нас от наскоков других работников бани.
   Через год я привёл в эту баню человек 7 сотрудников ТНХК (мы все занимались приёмкой у итальянцев окончательного проекта завода полипропилена). Стоит огромная очередь, начал искать бабу Лизу. Кассир (злобно): уволили Вашу бабу Лизу! Стоять в очереди не стали. Однажды я всё-таки выбрался. Лучше бы не ходил, хоть что-то бы в памяти осталось доброе. Чисто российская ситуация: красиво начали, а через год грязь, обслуга грубая, кресла заменили "больнично-вокзальными" топчанами, бар и телевизор не функционируют, в душевых барашков нет. Впечатление, что плюнул в собственную душу.
   Но могли же многие десятки лет поддерживать высокий уровень Сандуновские бани в Москве, а ленинградцы считают свой город более культурным.
   Летом 1977 г. обследовал бани в центре Красноярска (руководил производственной практикой студентов). Ничего лучше тюменской железнодорожной бани не нашёл. Что новое - попробовал пихтовый веник. Кто-то хвалит, а мне не нравится. Наверно, в прохладной парной такой веник и эффективен, но в жаркой просто тело обжигает.
   Первые несколько лет "новой" жизни в Томске было не до поисков хорошей бани. Как правило, ходили с Надей мыться в железнодорожную баню, расположенную рядом с квартирой тестя. Общее отделение бани: грязь, пар сырой. Банщики постоянно "в дупель" пьяные. Вспоминаю внешне приличного орущего мужика, оставшегося совсем без одежды. Смех и грех: огромный мужик в красивых туфлях (упущение воров), абсолютно голый и не стоящий на ногах банщик - отличный комедийный сюжет, может служить аллегорией современной жизни России. Люди приспосабливаются: в баню ходят в старье, мало отличающемся от одежды, используемой на мичуринских участках. Правда, в бане имелось несколько отдельных номеров с неплохой индивидуальной парилкой, но билеты купить проблематично.
   Появились друзья, любители настоящей бани (среди вызовников ТНХК баня была популярна, как дополнительный повод хорошо выпить, и только). В начале 80-х в Томске создан первый современный номер в бане на улице Макарова, моя привязанность на несколько лет. Номер на 4-6 человек, отличная парилка, бассейн, душ. Обычно с Володей Поповым, позже с А.Я.Корбутом закупали часа 3. Достаточно дорого, но за удовольствия надо платить. Хороший пар, дружная компания, самовар, пиво, вино, закуски - чудесно! Кстати и общее отделение этой бани довольно чистое, имеет неплохую парную, в раздевалке функционировал обогреваемый пол, поэтому всегда было сухо и опрятно. К сожалению, через 2-3 года система подогрева пола вышла из строя. Имидж отличной бани быстро испарился.
   С появлением личного автомобиля в зимний период начал ездить в баню на Бактине. Баня грязная, большие очереди, но пар хороший. Всегда в продаже веники. Как и в железнодорожной бане, в любой момент можешь остаться "без штанов". А могут и машину угнать.
   Летом 1987 г. осуществилась давняя мечта о собственной бане. Купили дачу в центре Оськино в 150 метрах от берега великой сибирской реки Оби. Участок размером ~ 400 м2, позже добавили 200 м2. В углу участка стоит внешне несуразное двухэтажное строение - баня. Трудно понять замысел предыдущего хозяина, в пьяном виде погибшего в автомобильной катастрофе. 2-й этаж не достроен, и я использую его для хранения веников, сушки грибов и рыбы.
   Непосредственно баня (парная и моечная совмещены) выложена хвойным брусом и обшита внутри "вагонкой", причём из разных материалов. Безобразие, конечно, но возможно у хозяина не было выбора. Дощечки из хвойных пород в хорошо протопленной бане до сих пор сочатся раскалённой смолой и иной раз очень неприятно удалять застывшую смолу из волос разных частей тела. Для парной необходимо использовать только осину. Кстати, бани в Сибири традиционно рубят из осины.
   Для меня на даче в Оськино главное - река и баня. Сезон бани: апрель - октябрь. Подготовка бани - целый ритуал и здесь мне очень близок вышеупомянутый герой Шукшина.
   Прежде всего, необходимо заготовить веники. Сезон заготовки по народным приметам ограничен одной неделей после дня Ивана Купалы (первая половина июля). Срок стараюсь выдерживать, так как иначе листья будут быстро облетать. Иной раз для заготовки 30-40 веников требуется завалить от 3 до 5 крупных берёз. В заготовке веников существуют свои проблемы. В этот сезон я по лесу не гуляю, в связи с наибольшей активностью клещей (их очень много в траве смешанных лесов) и комаров, количество которых просто не поддаётся разумной оценке. Нельзя заготавливать веники в дождливую погоду, так как листья должны быть сухими. Необходимо исключать женские деревья, что не всегда получается, а в результате серёжки противно разваливаются в парной. Важный момент - размер веников, собранных из гибких веточек, не люблю тяжёлые веники. Многие вкладывают в веники душицу и другие травы, я этим не занимаюсь. Скажу откровенно, что каждый год веники получаются разные (не хуже или лучше, а просто разные).
Перед первой баней дачного сезона. Воды в Оби – таскать, не перетаскать. []

Перед первой баней дачного сезона. Воды в Оби - таскать, не перетаскать.

   Итак, обычная суббота. Веники висят под крышей бани. Начинаю носить воду, люблю это делать сам. Весной и осенью обычно ношу воду из Оби (если на даче молодёжь, то ребята помогают), летом набираем из поливного шланга мягкую обскую воду. Топить баню начинаю под вечер по часам, в зависимости от определённого времени начала бани (обычно ровно 19 часов, когда в Оськино нахожусь один - в 18), и сразу начинаю мыть её.
   Сама баня "с норовом". Почти год приспосабливался к ней. Во-первых, топить желательно берёзовыми дровами и не менее 2-х часов. При использовании других дров вода в баке кипит, а температура бани недостаточна и камни не прогрелись. Во-вторых, желаешь париться - печь должна постоянно топиться, так как теплоёмкость камней явно недостаточна.
   Захожу в баню первым, запариваю веник. Просто ложусь на полок и потею.
Баня. Главная часть технологического процесса. []

Баня. Главная часть технологического процесса.

Неповторимое ощущение - открывать чистую протопленную баню с сухим полком. Во второй заход поддаёшь на каменку кипяток с пивом. Аромат! И веником! Пробовали бегать охлаждаться на Обь, но как-то не прижилось. Суббота, в Оськино слишком много гуляющих гостей. Баня - дело интимное, не годится превращать её в шоу для подпитых отдыхающих.
   К бане специально заготавливается пиво, благо, в последние годы здесь серьёзных проблем нет. В багажнике всегда наготове тара на 6-8 литров пива, закупаемый объём зависит от ожидаемого количества гостей. Считаю для себя хорошей нормой - пол-литра пива до начала, литр в бане, литр после бани. К сожалению, после бани зачастую приходится пить и более крепкие напитки.
Баня. Кратковременный отдых. []

Баня. Кратковременный отдых.

   Баня в Оськино далека от идеала. Однако, после опробования нескольких частных бань в районе Томска, считаю свою баню лучшей (привычка?!). Кое-какой ремонт в бане провёл. Сделал новую наружную обшивку, заменил пол в бане (чтобы доски не гнили, надо оставлять между ними хорошие просветы и никаких плинтусов). "Хрустальная" мечта - рубленная из осины баня с раздельными парной и моечной с хорошим предбанником-раздевалкой - упирается в финансовую проблему.
   В 90-е зимой пользовался только сауной научно-исследовательского центра ТНХК. Ещё при строительстве здания центральной лаборатории (затем НИЦ) без всякого проекта на первом этаже создали отличный банный комплекс: сауна, бассейн, душевая, кухонька, столовая - комната отдыха, раздевалка. Красивый интерьер, картины, зеркала, тренажёры, сушуары, самовар (через пару лет украли, увы!). Максимальная вместимость - 6-8 человек. В НИЦ существовала запись на каждый день, но пятница оставалась для руководства НИЦ и его гостей (сауна НИЦ была лучшей на ТНХК, в ней мы принимали иной раз очень высоких гостей). Я же предпочитал субботу (день в НИЦ нерабочий).
Баня. И пиво! И Адель рядом. []

Баня. И пиво! И Адель рядом.

   Приезжал утром либо сменным 7-часовым автобусом, либо на машине НИЦ (года 3 была такая возможность), либо на своей машине. Вахтёр включал сауну на разогрев, я же садился работать (кроме текущих дел в субботу очень удобно писать книги, так как никто не мешает). Часов в 12 звонок вахтёра: баня нагрелась до 100? (100-110? - моя любимая температура). К бане готовы бутерброды, чай заваривается прямо в бане (один никогда спиртных напитков не пил).
   Теперь подробнее о сауне. Печь с электрообогревом, сверху наложены камни, т.е. создан некий гибрид сауны и русской бани (характерный для Томска тип современной бани). Я предпочитал сауну, веником пользовался только когда парился не один. А большинство предпочитает хлопать себя веником. При брызгании на каменку температура в сауне понижается, но выносить её гораздо труднее. А так я ложусь на верхнюю полку, подстелив простынь, потею. Удивительный факт - очень хорошо думается на полке, иной раз приходится срочно записывать мысли, чтобы не забыть. Картина аналогичная быстро забывающимся сновидениям. Я долго размышлял над обнаруженным феноменом, по-видимому, дело связано с большей подвижностью крови и улучшением питания мозга в режиме: повышение температуры тела - охлаждение. К тому же никто не отвлекает разговорами.
После бани.

После бани. "Морда красная:"

   Из сауны в душ (бассейн не люблю по санитарным соображениям, хотя его и регулярно тщательно моют). Предпочитаю душ Шарко, сделанный умельцами цеха КИП из нержавейки. Душ несравненно лучше аналогичного в Сандуновских банях, позволяет создавать такие мощные струи, что не все могут выдержать максимальное давление. После душа чай. И полежать на лавке. Лепота!
   Банные процедуры заканчиваются после 3-го захода в сауну, между каждым перерыв не менее 30 минут. В 15 часов отбываю домой. Установленный порядок не нарушался в течение почти 8 лет. Сезон сауны прекращался с открытием банного сезона в Оськино (первая половина апреля).
   Заканчиваю. В последние 20 лет ситуация с общественными банями в городах и рабочих посёлках меняется в направлении существенного уменьшения посетителей. Основная масса клиентов общественных бань - беднейшие слои населения, приезжие студенты, которые просто идут помыться. Парные в этих банях стали лучше, чем 20 лет назад, но не намного. Хозяева конкретных бань может и рады улучшить сервис, но на билетах инвалидов, пенсионеров, студентов далеко не уедешь. Большинство уцелевших бань не в состоянии даже расплатиться с энергетиками и коммунальщиками без дотаций муниципальных властей.
После бани. У камина. []

После бани. У камина.

   Любителям парной с финансовым достатком в настоящее время предлагается выбор сравнительно небольших бань высшего класса (10-20 и более долларов в час). Лет 5 назад пару раз попадал в новую сауну на хоздворе! политехнического университета (в компании с Володей Поповым, в то время помощником проректора). Произвела впечатление своим бассейном и тренажёрным залом. Совсем недавно в третий раз посетил сауну в подвале банка "Томь" (рассчитывался Саша Полле, у меня на такую сауну денег нет). Здесь всё сделано для возможности гулять компанией человек в 10. В комнате отдыха интимный полумрак, играет неплохая музыка. Непосредственно сауна удивительно большая (~ 18-20 м2). Правда, бармен уже отсутствует, раньше был.
После бани. Завершающая стадия. []

После бани. Завершающая стадия.

   Последний писк моды (для меня) показал 19.01.99 г. сват Петя Сиротенко - тесть Саши (праздновали 1 год внучке Даше): на первом этаже своего коттеджа отличная сауна с бассейном.
   Люди среднего достатка построили много бань на дачных участках (выше я уже упоминал, что раньше подобное категорически запрещалось).
   Солидные (или считающие себя такими) фирмы, "новые русские" создают фешенебельные сауны для отдыха с женщинами, богатым столом с обилием спиртного, а не для мытья. "Джентльменский набор" таких саун не отличается от сауны НИЦ, разница в размерах, интерьере, наличии бара и массажисток.
   В заключение скажу банальность, ничего лучше для поддержания в здоровом состоянии тела человека, чем хорошая парная или сауна, не существует. Рекомендую всем, кто набрался терпения дочитать главу до конца, освоить хорошую баню. И особенно тем, кто живёт в Сибири в условиях дефицита солнца и витаминов. Прямо скажу, приучить к бане своих жён мне не удалось, единственно добился их уважения к моему увлечению. Очень я доволен, что удаётся привить любовь к бане детям и внукам.
  

Томск, 26.12.98 г. - 23.01.99 г.

  
   1
  
  
   4
  
  
  
  
Оценка: 6.00*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"