Полле Эрвин Гельмутович: другие произведения.

Траектория гласности

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Гласность - основной раздражитель путинской власти, что подчёркивает специфичность и ограниченность интеллектуального кругозора "кремлёвской верхушки", объективно действующей во вред подавляющему большинству граждан России.


Траектория гласности

   Толчком к теме послужило очередное (какое по счёту за 55 лет моего общения с газетой?) увольнение 08.11.2005 г. главного редактора "Известий". Острое желание, отложив другие планы, описать личную связь с газетой, некоторое шевеление извилин и замысел расширился до отношений с источниками новостной информации. Реплики, касающиеся роли СМИ, разбросаны по отдельным фрагментам "Мозаики" применительно к конкретной теме, постараюсь минимизировать вынужденные повторы.
   Основные вехи расширения личных контактов со СМИ. 1947 год, мне 6 лет - в доме газеты, журнал "Огонёк" и чёрная тарелка проводного радио, 14 лет - добавляется классный по тем временам радиоприёмник "Балтика" с возможностью слушать "вражьи голоса", 17 лет - первое знакомство с ТВ, 57 лет - в доме появился интернет.
   Известия.
   Некий эталон добропорядочной, умеренной (по советским меркам) общегосударственной газеты. С тех пор, как научился читать, помню газету в доме родителей. Самостоятельную жизнь, начиная со студенчества, не мыслил без ежедневных "Известий". Партийную демагогию пропускал мимо внимания, но любил предпоследнюю, третью страницу с новостями из-за рубежа. Кстати, студенческие годы совпали с взлётом "Известий". На фоне "Правды", "Комсомольской правды", "Труда" и других общегосударственных газет "Известия" выглядели содержательней и интересней. Нет, конечно, чистая идеология никуда не делась с первой полосы, но на второй-четвёртой страницах приводилось много интересной информации. Это были первые ростки гласности, хотя сам термин стал популярен лет через тридцать.
   Помню, как поразила публикация в "Известиях" без комментариев неадаптированного для советского читателя обращения Джона Кеннеди в 1962 г. Трижды пятикурсник университета, вроде бы неплохо сдававший философию, перечитывал довольно объёмный текст на второй полосе, но многое так и осталось непонятным. Другая философия мышления, другая терминология, плотная концентрация мысли... - поразительное отличие от многословной жвачки наших руководителей. Нечто подобное испытал через десяток лет, когда впервые прочитал в еженедельнике "За рубежом" традиционное послание президента США конгрессу без купюр, никакой словесной шелухи, только суть. Как это отличалось от привычек советских генсеков к многочасовым докладам, вроде бы Ельцин и Путин выступают короче, стараясь подражать лидерам Запада, но до настоящего делового стиля нашим руководителям ещё далеко. Типично для ежегодных посланий Путина: произносятся правильные лозунги-пожелания, не обеспеченные возможностью реального выполнения, на место одним невыполненным обещаниям появляются новые "молочные реки с кисельными берегами".
   Аджубей, открыто использовавший семейный ресурс, собрал толковых авторов-единомышленников, именно они научили читать газету "между строк", так как далеко не всю информацию даже Аджубею дозволено было подавать открытым текстом. Думаю, чтение "между строк" - типично советское изобретение времён "первой оттепели". Появились элементы альтернативной подачи международной информации, не только бред про загнивающий Запад, сравнивая изложение конкретных эпизодов в "Известиях" и "Правде", временами стало возможным наблюдать не только чёрно-белую картину мира. Разумеется, ни о какой антисоветчине в "аджубеевских Известиях" не могло быть и речи, но всё-таки это был серьёзный, хотя и недолгий, прорыв в информационном поле. К сожалению, многие читатели, даже из числа интеллигенции, не способны к чтению "между строк", требующему дополнительного "шевеления извилин". Сколько предельно наивных коллег встречал я в период преподавательской деятельности, веривших всему, что писалось в газетах, или не веривших ничему. Впрочем, у некоторых это была сознательная "страусиная позиция" или, аналогично, "меньше знаешь - крепче спишь!" Только через два десятка лет Горбачёв определил в качестве важнейшего приоритета гласность, подумалось, что чтение "между строк" навсегда ушло в прошлое. Ан нет, похоже, времена возвращаются, по крайней мере, нынешняя власть к этому стремится.
   Сколько анекдотов и частушек ходило в народе по поводу главного редактора "Известий", безобидных, доброжелательных и не очень. Например, строчка из частушки: "не имей сто друзей, а женись как Аджубей...". Эра главного редактора зятя Хрущёва закончилась в "Известиях" мгновенно после отправки генсека на пенсию.
   Хорошо помню студенческие годы, когда подписаться на "Известия" было сложно, в отличие от навязываемой "Правды", приходилось ночь на 1-е октября (первый день подписки) проводить в очереди с доцентами и профессорами на лестничных пролётах томского почтамта, так как все популярные и "оттепельные" издания строго лимитированы. Как-то всю ночь провёл в интересных разговорах с заведующим кафедрой общей химии политехнического института профессором Ходолевичем (сам то я - химик университетский). К обеду первого дня подписки очередь исчезала, дефицит разобран, остались партийно-политические и местные издания. Распространённым явлением стала подписка с нагрузкой: журнал "Вокруг света" + "Блокнот агитатора" + местная партийная газета (нагрузка по выбору, какое счастье!). Махровым цветом расцвела подписка на популярные издания по блату (у студента какой блат?).
   Прошло почти полвека, давным-давно сняты ограничения на подписку, изменилась стилистика отношений газеты с читателем. Редакции бросаются в многочисленные эксперименты по привлечению подписчиков, стимулируются контакты читатель - газета, лишь бы выжить в конкурентной борьбе. Кто-то уподобляется сослуживцу бравого Швейка и придумывает завлекательные новости в животном мире, кто-то непрерывно ковыряется в личной жизни известных персон, кто-то скатывается на откровенную порнографию. Меняются редакторы "Известий", газета пытается избегать крайностей.
   При главном редакторе М.Кожокине в 2000 г. инициировано создание "клуба Известий", мне показалось дело интересным, вступил в числе первых, членская карточка под N89, активно начал выступать в читательских конференциях клуба (март - апрель 2001 г.). К сожалению, хорошее начинание прекратило работу. Однако само участие в клубе Известий, личное обращение М.Кожокина дали импульс для ряда критических обращений в газету через "Емелю". Первый раз эмоционально выступил в феврале 2001 г. о позиции "Известий", включившейся в травлю НТВ. Цитирую безответную реплику (приводил в эссе "Искусство"). Уважаемая редакционная коллегия! Читаю Известия всю сознательную жизнь, около 50 лет. Очень переживал, когда начались дрязги вокруг Известий, произошёл раскол в газете, из одной получились две худшего качества. В связи со сказанным непонятна изжога редакции по поводу трудной ситуации в НТВ. По-моему, если что-то не нравится в настоящее время, лучше промолчать. Статьи и реплики хороших авторов Соколова, Архангельского, Богомолова по поводу НТВ больше свидетельствуют о лизоблюдстве авторов по отношению к центральной власти и не прибавляют престижа уважаемой мной газете Известия. Прошу извинить за резкий тон.
   В упомянутом конфликте с расколом "Известий" я поддерживал часть коллектива (главный редактор Голембиовский, Дьяков, Лацис...), которая ушла и создала "Новые Известия". Полгода выписывал "Новые Известия", но затем вернулся к традиционной (для меня) подписке на "Известия". В новой газете не понравился радикальный настрой публикаций, вроде бы всё правильно, но с искусственным надрывом. Исключение - лучший в России экономико-политический комментатор Отто Лацис, которого я с большим интересом читал и слушал много лет, был рад его появлению в 2005 г. в составе "Московских новостей", к сожалению, кратковременному (автомобильная катастрофа).
   Ощущая себя полноправным членом клуба "Известий" посчитал возможным резко высказаться о причинах войны в Чечне, текст не сохранился, цитирую абзац из эссе "Вожди-2 или переломы". Начали игнорировать избранного президента Чечни, предпочтя ему мусульманского церковного деятеля бандита Кадырова. В своё время я отправлял в "Известия" критическую заметку "Глаза войны: Путин, Иванов, Кадыров". Не напечатали. Уважаемый читатель! Представьте эти лица, они не умеют смеяться, а редкие улыбки выглядят как-то уж очень криво (специфически).
   Пару лет назад вступил в полемику с редакцией по поводу откровенных ляп в газете: статья Я.Соколовской об украинском дебиле-многожёнце; множестве фельетонов Соколова с навязчивой маниакальностью в адрес Березовского (сам я тоже не люблю олигарха, но чувство меры у газеты должно быть); наконец, статья Н.Полат "Молочное кролиководство" (активный обмен мнениями с редакцией процитирован в эссе "Огород", в результате 18.09.03 г. появилась ещё более глупая заметка под моей фамилией). Резко огрызнулся и зарёкся писать что-либо в редакцию.
   Терпения хватило на два года. 15.09.05 г. попросил редакцию разобраться с периодическим браком поступающих в Томск экземпляров газеты "Известия", печатающихся в Новосибирске. Привёл конкретные примеры, когда одни и те же публикации повторяются в разных номерах газеты или когда центральные материалы перекрываются местными. Ни ответа, ни привета. Казалось бы, за что бьёшься, плюнь и перестань выписывать, но "Известия" - это печатный мост в моей жизни между далёким прошлым и будущим. Пафосно? Может быть!
   Власть через собственника газеты активно влияет, направляет её деятельность. Очень показательно увольнение главного редактора Р.Шакирова после откровенного фотопоказа жертв Беслана, кстати, знаменитый номер от 04.09.2004 г. так и не попал в мой почтовый ящик ("случайно" затерялся по дороге Москва - Новосибирск - Томск).
   Хочется надеяться, что бесконечная замена меняющимися собственниками главных редакторов не приведёт к интеллектуальному краху газеты "Известия" и что провинциальные читатели смогут получать не суррогат, а "Известия" в том же виде, каком получают москвичи.
   Московские новости.
   Впервые столкнулся с газетой в конце 50-х при необходимости "толкнуть тысячи" по английскому языку. 40-100 тысяч знаков необходимо было перевести в семестр и сдать преподавателю. Сдача "тысяч" - одна из самых юмористических тем в студенческом фольклоре моего времени, хочется думать, что сейчас ситуация изменилась, английский язык становится необходимостью в связи с внедрением интернета и реальной возможностью деловых поездок за границу. Поскольку в МН статьи писались на русском языке и переводились на английский, то и обратный перевод не составлял большого труда в отличие, скажем, от коммунистической газеты Великобритании Daily Worker, навязываемой на кафедре. Daily Worker (других англоязычных газет с Запада я в то время не встречал) поражала внешним и внутренним отличием от советских газет. Броские заголовки, множество ярких цветных фотографий, короткие тексты, множество непонятных (нам) сокращений, обилие разнообразнейшей информации на первой полосе, включая спортивную, культурную, светскую..., что совершенно невозможно представить в советских газетах. Через 30-40 лет подобный стиль постепенно начал осваиваться многими российскими газетами, бьющимися за тираж.
   Второе пришествие МН в мой кругозор произошло через четверть века, после назначения главным редактором Е.Яковлева, превратившего еженедельник в "рупор перестройки". Начало перестройки, отдельные газеты и журналы пошли влёт, в Москве в киосках невозможно купить что-нибудь путное, надо вставать в очередь к 7 утра, только в престижных гостиницах для иностранцев ситуация полегче, сам убедился, проживая в "Космосе". В среду утром, будучи в многочисленных командировках в Москве, караулил поступление в киоски МН. А если не удавалось, то обязательно ходил к стенду МН, невдалеке от киноконцертного зала "Россия", где всегда стояли люди, с которыми можно было обсудить содержание отдельных публикаций. Нечто подобное ещё в студенческие годы я наблюдал в Томске перед воротами стадиона "Труд" около таблицы с футбольными результатами, в любое время можно было подойти и встретить доброжелательного собеседника среди совершенно незнакомых людей. Собираются ли сейчас люди у стенда МН? Не знаю, 10 лет не был в Москве. Вряд ли.
   Не могу вспомнить, с 1986 или 1987 г. МН еженедельно и без перерывов поступают в мой почтовый ящик. Взял за правило, не перелистывать МН, а внимательно читать с первой страницы до последней. Иногда не хватало времени, поступающие номера "укладывались в очередь" (основное в газете аналитика, не срочные новости), в самолётах, гостиницах, на даче осиливал. С уходом Егора Яковлева, начался постепенный закат МН, её влияние на общественное мнение уменьшалось, хотя Карпинский и Лошак старались не опускать планку качества публикаций. МН начали испытывать финансовые трудности, уменьшилось количество подписчиков. ЮКОС купил МН и решил поднять их на прежнюю высоту, сохранив либеральную направленность, скандально заменён главный редактор (Лошака поменяли на Киселёва), резко улучшилась полиграфия, но... Власть занялась разрушением и разворовыванием самой крупной в России нефтяной компании, владельцам ЮКОС стало не до СМИ.
   Совсем недавно, 28.09.2004 г., я закончил и отправил в библиотеку Мошкова эссе "Вожди-2 или переломы", цитирую абзац по теме.
   В "Московские новости" владельцы еженедельника сознательно привлекли Евгения Киселёва, чтобы поднять его рейтинг и престиж, ведь газета исторически издаётся на многих языках и распространяется в десятках стран. Дай Бог, чтобы Киселёв смог поднять престиж газеты до уровня времён перестройки. Из тех СМИ, которыми я пользуюсь, первыми в очереди на заклание являются "Эхо Москвы" и "Московские новости". Власть пока терпит, считая их аудиторию небольшой, но это люди, пытающиеся думать и понять. Власть стимулирует потребление толпой жёлтой прессы типа "Спид-инфо" и "Жизнь", отвлекающих общество от социальных и экономических проблем.
   Власть сделала всё, чтобы не дать Киселёву работать, вынудила ЮКОС продать МН украинскому олигарху Рабиновичу, тот за 3-4 месяца не смог найти главного редактора, хотя и неоднократно обещал назначить "всем известного человека". Думаю, давление на МН со стороны президентской администрации и судьба Киселёва, остановили потенциальных претендентов. Неожиданно (по крайней мере, для меня) Рабинович перепродал газету Гайдамаку (человек, имеющий 6 гражданств и репутацию международного жулика). Именно МН неоднократно печатала разоблачительные статьи по Гайдамаку, как организатору контрабанды оружия из Франции в Анголу. И Франция продолжает вести уголовное преследование Гайдамака. Первые же публичные выступления Гайдамака, что ему всё равно, купить ли газету или слона с надписью "Гайдамак - хороший человек", повергли читателей МН, как и сотрудников редакции, в шок. Прошло несколько месяцев, а главного редактора всё нет, газета хиреет на глазах, как по содержанию публикаций, так и форме (бумагу в советские времена назвали бы туалетной). Сегодня, 24.11.05 г. просмотрел в последнем номере МН список ответственных за отдельные разделы газеты и авторов, практически исчезли известные личности, а с ними и квалифицированность публикаций достойного МН уровня. Я подписался на первое полугодие 2006 г. ещё до очередной смены владельца, по-видимому, в последний раз. А жаль! Хорошая была когда-то газета. Очень!
   Аргументы и факты.
   Газета под руководством Старкова начала резко набирать популярность с расширением в стране гласности. Краткость и критическая конкретность подачи материала без оглядки (видимой невооружённым глазом) на власть произвели на советского читателя, приученного к газетному словоблудию, сильнейшее впечатление. Тиражи АиФ росли бешенными темпами, популярность Старкова и ведущих сотрудников редакции мало уступала ведущим телевизионного "Взгляда", что и показывали выборы народных депутатов. Огромные тиражи АиФ привлекли рекламодателей, помню, как сам в начале 1991 г. рекламировал юридически самостоятельный научно-исследовательский центр Томского нефтехимического комбината. АиФ начал разбухать, причём за счёт рекламы и региональных выпусков. С уходом Старкова доля содержательной информации постоянно уменьшается. АиФ превращается в обычную прилизанную правительственную газету, достаточно посмотреть на интерпретацию чеченских событий, трагедии Беслана, дела "ЮКОС". Сплетни последних страниц еженедельника практически не несут полезной информации, а только добавляют "желтизны" некогда авторитетному изданию. Томский вкладыш АиФ вообще убожество, никакой критичности, только жополизание местной власти.
   Процитирую ещё абзац из эссе "Вожди-2 или переломы". Подавляющее большинство газет находятся под плотным колпаком власти, центральной и местной. Я много лет выписываю "Известия", "Московские новости", "Аргументы и факты". Посмотрите, во что превратился АиФ, совершенно нечего читать, бессмысленно искать что-то оригинальное, куда делся критический настрой еженедельника начала 90-х? Уже несколько раз продлял подписку по привычке, глупо надеясь на появление главного редактора уровня молодого Старкова или Егора Яковлева.
   Терпение лопнуло и на второе полугодия 2005 г. подписку не продлил, впервые за 19 лет. Думаю, АиФ, в отличие от "Известий", никогда не сможет подняться на прежний достойный интеллектуальный уровень. Уверен, популярность в массах АиФ - наследие 90-х и вот-вот пойдёт на убыль.
   Огонёк.
   В доме моих родителей журнал подписывался всегда. После войны, естественно. И в Челябинске-40, и на Колыме и в Талды-Кургане. С детства запомнил отличные фото Д.Бальтерманца и других авторов на прекрасной мелованной бумаге. Много лет "Огонёк" был лучшим иллюстрированным журналом государства для внутреннего потребления ("Советский Союз", "Советская женщина" - лакированные "открытки" для заграницы). В "Огоньке" всегда были кроссворды (сейчас их много публикуется в разных изданиях, но особого желания их раскусывать нет, хотя и рекомендуется как профилактическое средство от болезни Альцгеймера). Журналы в доме родителей-врачей никогда не выбрасывались, а периодически стопками уносились в больницу для развлечения пациентов хирургического отделения. Часть журналов я резал в детстве на тематические фотомонтажи, интересно, как понимают нынешние школьники слово "фотомонтаж". Впрочем, в бедных сельских школах наверняка ещё вырезают красивые иллюстрации из журналов, приклеивают к большому листу бумаги и сочиняют "умные" подписи.
   С детства помню, "Огонёк" выпускался с двумя приложениями: малоформатной еженедельной библиотечкой (стихи, мелкие рассказы) и собранием сочинений отечественных и зарубежных классиков, которые и составили основу большой родительской библиотеки, помимо медицинской литературы. Перед уездом родителей в 1992 г. в Германию, они раздарили классику, часть моим детям в Тюмень, часть стоит на моих полках (Стендаль, Голсуорси, Драйзер, Горький, Дюма...). "Огоньковские" приложения остались в моём книжном шкафу, даже после того, как большую часть художественной литературы (см. "Крах") передал службе соцзащиты Томска, а всю специальную подарил родному факультету.
   С началом перестройки "Огонёк" возглавил Виталий Коротич, и журнал превратился в один из "рупоров перестройки", наравне с "Московскими новостями". Коротич позволял себе (или ему разрешали) печатать острые социальные материалы, приводившие в смятение и восторг большинство читающей публики и в бешенство коммунистических ортодоксов. Популярность журнала возросла многократно, его невозможно было купить в киоске, благо у меня подписка была исторически. Иллюстративность журнала не ухудшилась, резко изменилось содержание публикаций. Журнал приобрёл не только новых почитателей, но и врагов из среды влиятельной партийной номенклатуры и ярых антисемитов, ближайший соратник Горбачёва и идеолог перестройки Александр Николаевич Яковлев прикрывал "Огонёк" своими креслом и авторитетом. Острые критические статьи вызывали раздражение многих властных структур, В.Коротич вынужден был уйти, даже переехать на ПМЖ в США (только недавно стал появляться в России).
   А журнал стал терять престиж, ухудшилась полиграфия, изменён традиционный формат "Огонька", но я продолжал его подписывать. "Огонёк" перестал поступать в наш почтовый ящик в 1999 г. по причине, невозможной в советские времена: редакция не смогла решить вопрос поставки журнала в Томск, по почте вернули "подписные" деньги. Сейчас ситуация изменилась и можно подписывать, но пропало желание. В проданной даче ("Крах") кипы старых "Огоньков" остались новым хозяевам, давно, наверное, сожгли.
   Литературная газета.
   Некая отдушина для интеллигенции в так называемый период застоя. ЛГ выпускалась на 16 полосах, первые 8 чисто литературные "заморочки", вторая "тетрадь" - общественно-политической направленности, начиналась на 9-й странице с международных комментариев. Дальше - острые проблемы внутренней жизни, почти в каждом номере криминальный очерк на целую страницу маститых авторов, уровня Аркадия Ваксберга, дискуссии с читателем. ЛГ имела отличную 16-ю страницу под названием "Двенадцать стульев", заполнявшуюся злободневным юмором. Я как-то додумался отправить в ЛГ юмористическое напутствие кандидату, мечтающему стать доктором наук, основанное на душевных поисках личной карьерной перспективы, получил вежливый рукописный отказ редактора "Двенадцати стульев" Веселовского. Через 30 лет просмотрел текст (см. "Отец и сын"), действительно он не конкурентоспособен с публикациями лидеров 16-й страницы ЛГ того времени, ныне хорошо известных Аркановым, Задорновым, Ининым, Альтовым, Смолиным... Не привыкший к отказам в печати профессиональных статей в московских, ленинградских, рижских научных журналах, даже не попытался улучшить текст юморески и лет на двадцать полностью забросил "литературные происки".
   Горбачёв объявил перестройку, ЛГ одна из первых "попала в струю". Скажем, длительное время существовала популярная рубрика "если бы я был директором", печатались сотни любопытных предложений читателей. Более того, ЛГ активно продвигала идею выборов директоров промышленных предприятий на конкурсной основе. ЛГ организовала первый открытый всесоюзный конкурс на должность генерального директора автозавода в Риге, с какой помпой из великого множества претендентов выбрали омича (фамилию забыл) и представили в качестве нового руководителя "РАФ". Прошло несколько лет и хорошая, в принципе, идея была скомпрометирована организацией выборов руководителя предприятия на конкурсной основе трудовым коллективом. Дело доведено до абсурда, когда уборщицы и вахтёры стали участвовать в выборах директоров научно-исследовательских институтов. Типичный конфуз на Томском нефтехимическом комбинате в марте 1990 г. описан ("Блёстки памяти"), когда трудовой коллектив по конкурсу выбрал не того, кого рекомендовало министерство, на мнение коллектива сразу же наплевали. Демократия демократией, но Москва никогда не выпускала из-под контроля лакомые куски экономики на периферии.
   В разгар антиалкогольной кампании, форма проведения которой стала одной из самых больших глупостей перестройки, образовавшей гигантскую дыру в бюджете, запомнилась в ЛГ отличная объёмная статья Зория Балаяна о культуре пития в Армении. Для многих читателей стало неожиданностью, что в Армении нет медицинских вытрезвителей. Какой шум по поводу статьи подняли Лигачёв и партийные борзописцы, обвиняя автора и редакцию ЛГ в призывах населения к пьянству.
   Получал ЛГ еженедельно минимум двадцать лет, к концу 80-х газета выполнила историческую миссию "глотка свежего воздуха", начала больше заниматься внутренними литературными разборками, интерес пропал, подписку прекратил. Последние лет пятнадцать я не держал её в руках, и не знаю даже, в каком формате она сейчас издаётся, не говоря о содержании.
   За рубежом.
   Ещё один еженедельник, популярный среди интеллигенции в застойный период. "За рубежом" давал немало интересной информации, но требовал внимательного и вдумчивого чтения "между строк". Своеобразный дайджест иностранной прессы под контролем партийных идеологов. Далеко не сразу стало понятно, что многие статьи даются в выборочном сокращении, не сразу обратил внимание, что никогда не приводились день, месяц, даже год, когда статья появлялась в оригинале. Ясно, что отбор статей тщательно фильтровался соответствующими инстанциями. Тем не менее, "За рубежом" показывал читателю более широкую картину мира, чем ежедневные советские партийно-политические газеты. Характерный пример - впечатления от публикации послания президента США конгрессу (см. выше Известия). Неплохо смотрелись карикатуры Херлуфа Бидструпа, читались фельетоны Арта Бухвальда, короткие, но содержательные, некоторые помню до сих пор. Скажем, забавно читать, "на каком языке говорят американцы".
   Выписывал и читал "За рубежом" лет пятнадцать, с развитием перестроечной гласности надобность в еженедельнике пропала. В настоящее время не знаю даже, издаётся ли еженедельник.
   Правда.
   Впечатление, что эта газета сопровождает россиянина всю жизнь, так "въелась в печёнки", но последние пятнадцать лет я её не видел. Ранее приходилось иногда принудительно выписывать "Правду" и папе и мне, помимо той периодики, что мы привыкли читать. Но однажды выписал "Правду" добровольно (где-то во второй половине 80-х), когда газета неожиданно стала значительно интересней и содержательней "Известий", 2-3 года, не больше.
   Процитирую мысль, записанную полтора года назад (эссе "Правда"). Газеты "Правда", областные "Правды", районные "Правды" и множество других "Правд" создавались для идеологического промывания мозгов населения в нужном направлении и действительно имели (имеют) мало общего с понятием правды как истины. Спекулятивное использование понятия "правда" далеко не безобидно. Не случайно в советские времена появился ярлык "правдоискатель", для носителя которого полностью исключалось серьёзное продвижение по служебной лестнице.
   Магаданская правда, Казахстанская правда, Алтайская правда, Тюменская правда и, редкое исключение, "Красное знамя" в Томске - главные партийные газеты регионов моего постоянного проживания в советские времена.
   Кстати, "Красное знамя" остаётся "на плаву" в Томске, давно не являясь органом компартии, мало информативна и переполнена заказными статьями. Наиболее полезная информация на предпоследней странице: кто, когда и как умер? Регулярно выписываю КЗ, хотя есть в городе и более содержательные газеты. В 90-е контактировал с КЗ в качестве автора. Большая статья-обращение к губернатору 29.04.97 г. "Томский нефтехимический комбинат - не объект для экспромтов", произвела впечатление в городе и вызвала много откликов, письменных и устных. Но уже следующее обращение 16.03.98 г. к губернатору "Эксперименты над ТНХК продолжаются" газета отказалась печатать, как и предвыборную статью "Кресс и ТНХК. Почему я не буду голосовать на выборах губернатора" в августе 1999 г. Перипетии взаимоотношений с КЗ изложены в эссе "Труд". Добавлю только, что статью "Нереализованные мечты" (выставлена в интернет-библиотеке), специально подготовленную к юбилею ТНХК летом 2003 г. редакция КЗ продержала в портфеле полгода, удалось напечатать в качестве послесловия к книге "Томский нефтехимический комбинат. Хроника". Казалось бы, плюнь на КЗ, подпишись на другую местную газету, выбор большой, но привычка...
   Комсомольская правда. Московский комсомолец.
   Уже давно эти газеты не имеют ничего общего с идейной молодёжью, превратились в типичные жёлтые таблоиды, привлекающие читателей скандальными сюжетами. Произошёл полный разрыв исторических брэндов с внутренним содержанием. В начале перестройки пару лет выписывал КП, в основном, для детей, чистый популизм мне не по нутру. С интересом разве что читал "природные" репортажи В.Пескова, включая знаменитые очерки о сибирской отшельнице Агафье Лыковой. Томский вариант МК однажды в 90-е подписал на полгода, неприятных впечатлений хватило "на всю оставшуюся жизнь". Считаю, стремление любой ценой поднять тираж приходит в противоречие с декларируемыми редакциями намерениями, серьёзная газета должна заниматься воспитанием молодёжи, оставив благодатную тему сплетен "ниже пояса" для "Спид-инфо", "Жизнь"...
   МК опережает КП по скандальности. Большую саморекламу МК сделал и продолжает делать на зверском убийстве журналиста Дмитрия Холодова. Статья "Паша - Мерседес" с оскорблениями министра обороны Грачёва, имевшая колоссальный резонанс в обществе, могла появиться только в период правления Ельцина, попробовал бы главный редактор МК Гусев пропустить острый материал по нынешнему министру, скажем в связи с закрытием дела сына Иванова - убийцы пожилой женщины на пешеходном переходе. В МК числится несколько постоянных авторов (Кислинская, Минкин, Хинштейн...), имеющих среди коллег-журналистов устойчивую репутацию сливных фээсбэшных бачков. Никакой журналист, пусть трижды депутат от Единой России, не в состоянии получать официально секретные документы "охранки", в т.ч. телефонную прослушку, тайные видеосъёмки, именно тогда, когда надо кого-то политически "замочить". Продолжающаяся история с попыткой "опустить" недавнего премьера Касьянова, дабы на дальних подступах устранить потенциального претендента на президентское кресло - характерная черта журналистов, определяющих лицо и тираж МК. Почему бы ни попробовать "мочить" действующего премьера или президента? Уважаемый читатель! Вы посмотрите, как самодовольно А.Хинштейн рисуется на ТВ в роли народного разоблачителя, став "штатным барьеристом" у Соловьёва в 2005 г., заведомо передёргивая факты, популистски стараясь заигрывать с обывателем, именно такие евреи способствуют периодическому всплеску антисемитизма в России.
   Многотиражки.
   В советские времена каждое более или менее крупное предприятие выпускало маленькую газетёнку, как правило, 1 раз в неделю. В массе это сугубо идеологические издания под контролем парткома, райкома, обкома, соответственно и мало интересные. За свою жизнь приходилось держать в руках множество подобных газетёнок, в том числе и в многочисленных командировках. В памяти остались две: "За науку" в Томском университете и "Томский нефтехим". Первая газета казалась интересной в студенческие годы, отличалась в лучшую сторону от газеты "За кадры" политехнического института, может быть потому, что в ТГУ велика гуманитарная составляющая и требования к качеству публикаций выше. Да и подпитка свежими кадрами (штатными и нештатными) редакции "За науку" для университета, выпускающего собственных филологов и журналистов, не составляет проблемы.
   С начала стройки газету нефтехимического комбината плотно опекал Томский обком партии и в первые годы оказывал большую поддержку (высококвалифицированный состав редакции, отличная бумага, отсутствие проблем с типографией, выпуск два раза в неделю на 4-х полосах формата А-4). Более того, первоначально газета для строителей и эксплуатационников ТНХК выпускалась под колпаком и брэндом областной партийной газеты "Красное знамя" (см. выше). Менялась ситуация в стране, исчезло партийное давление на прессу, двухполосная газета утвердилась под названием "Томский нефтехим", в штатное расписание комбината введён соответствующий отдел. Не раз мне приходилось давать интервью газете. Одно выделялось серьёзностью, касалось судьбы нефтехимического гиганта. В день приёма трудовым коллективом решения о приватизации комбината, 26.08.92 г., опубликовано развёрнутое мнение под заголовком "НЕ НАДО СУЕТИТЬСЯ, или коллективизация 90-х" ("Блёстки памяти"). Прошло 13 лет, просмотрел текст, в главном, нельзя торопиться, оказался прав, жаль, генеральный директор Г.П.Толстов и его заместитель по экономике С.А.Шахов не прислушались, их же первыми и убрали хозяева комбината (меня увольняли через 10 месяцев после Толстова и через полгода после Шахова). Не секрет, правда, что руководители ТНХК ушли с деньгами, большими деньгами.
   90-е годы были сложными для комбината, временами не хватало денег на зарплату, не до газеты, иной раз месяцами её не видели. От вынужденного безделья часть коллектива, её многолетний редактор и хороший журналист В.Н.Гринь попросту спивались. Уже после моего увольнения редакция "Томского нефтехима" заменена, по отзывам некоторых работников комбината, газета вышла на достойный уровень.
   Завершая беглый обзор печатных СМИ, влиявших и влияющих на моё мировоззрение, должен сказать, что круг чтения периодики в нашей семье всегда был значительно шире, десятки лет включал газету "Советский спорт", научно-популярные журналы "Наука и жизнь", "Химия и жизнь", "Приусадебное хозяйство", "Работница", "Советский экран", литературные журналы. В начале 60-х общество, почувствовав оттепель, испытывало потребность в новой литературе. Цитата по теме из эссе "Искусство". Журналы "Юность", "Новый мир", "Роман-газета", "Иностранная литература", "Знамя" переходили из рук в руки и "зачитывались до дыр". Кстати, "Новый мир" я подписывал не менее 30 лет до 1998 г. В какой-то момент обнаружил, что и читать-то в "Новом мире" нечего. А ведь журнал открыл многих авторов, дал дорогу Солженицыну. Помню первое отечественное издание "Архипелага Гулаг", нестандартные, западающие в память, рассказы Евгения Попова, блестящую публицистику почти в каждом номере, мемуары и борьбу Залыгина против поворота сибирских рек....
   Телевидение.
   ТВ в наше время, как способ донесения информации до массового потребителя, не имеет конкурентов. В 90-е годы я мало отличался от типичного телезрителя, разве что давно зарёкся смотреть программу "Время" на первом канале, с начала 90-х предпочитал "Вести", "Подробности", "Зеркало" на канале РТР, затем полностью перенёс внимание на НТВ. В ряде прежних эссе ("Искусство", "Вожди"...) затрагивал проблемы новостей в СМИ и, прежде всего, на ТВ, изменением их подачи по мере становления "демократического" общества в России. Цитата из эссе "Вожди-2 или переломы".
   Затеяв очередной перелом общества Путин понимал (понимает?!) силу гласности и роль СМИ в решении политических и экономических задач. Величие Ельцина, что он терпел открытую критику, хотя временами и скрипел зубами. Можно ли представить себе тиражирование в СМИ, показ на телевизионных картинках лозунгов типа "Банду Ельцина под суд" в применении к Путину. Путин и окружающая его команда чекистов начали последовательно закручивать гайки в СМИ. В наше время наиболее сильно на умы населения влияет ТВ. Сначала изменился стиль новостных программ на ОРТ и РТР, а затем взялись за НТВ. Совершенно позорные действия власти (спор хозяйствующих субъектов!) инициировали изгнание команды Евгения Киселёва на ТВ-6, а через год и оттуда. После освещения обновлённой компанией трагедии "Норд-Ост" в очередной раз уволено руководство, ещё через полтора года закрыты популярные политические программы "Намедни", "Свобода слова", "Личный взгляд". Всё. Частный канал НТВ перестал отличаться от других общероссийских каналов сутью подаваемых новостей, что так привлекало раньше думающую публику. Рейтинги канала резко упали, несколько "старых энтэвэшников" (Лобков, Глускер, Пивоваров...) погоды не делают. В сентябре 2004 г. политические новости по ТВ смотреть невозможно, немного спасает радио "Эхо Москвы", осколок когда-то могучей медиа-империи Гусинского. Ещё есть Интернет, количество пользователей в России пока невелико, но растёт, и власти напряжённо думают, как взять под полный контроль этот источник информации, не теряя "демократического" лица. Придумают, не сомневаюсь!
   На центральных каналах ТВ осталась единственная достойная обзорная аналитическая программа "Неделя" Марианны Максимовской (одна из звёзд прежнего НТВ) на канале Ren-TV. Стараюсь не пропускать "Неделю", хотя её время выхода в эфир в Томске (суббота, 17.00) далековато от "прайм-тайм". На Ren-TV летом 2005 г. сменились хозяева, новые явно не будут долго терпеть критику центральной власти, не для того потомок сталинского наркома Орджоникидзе возглавил канал. Первой скандально отстранена от эфира автор и ведущая программы новостей "24" Ren-TV Ольга Романова (24.11.05 г.), уже через две недели подали заявления об увольнении редактор информационной службы канала Фёдорова, Романова, ещё ряд ведущих сотрудников. Стало известно, что из программы Максимовской по требованию руководства несколько раз удаляли злободневные острые сюжеты, в том числе о "демократических" выборах президента Казахстана. Одно из двух, либо "Неделя" поменяет тональность, соответственно, потеряет уважение интеллектуальной части общества, либо в обозримом будущем программа прекратит существование.
   Кстати, так же неудачно в сетке вещания, только в воскресенье, стоит хорошая программа "Времена" Владимира Познера. Осторожный Познер ставит по одному глобальному вопросу, приглашает высших представителей власти, научных авторитетов. Смотрится интересно, но чувствуется, как Познер обходит темы, острые для общества на момент выхода программы, скажем Кавказ (Беслан, Чечня, Нальчик) и только отдельными репликами старается показать свою особую позицию. Заметно, как Познер временами подыгрывает власти, например, приглашением в ноябре 2005 г. в качестве "свежей головы" Станислава Говорухина, кандидата "Единой России" за 2 недели до скандальных перевыборов депутата в Госдуму. Явная реклама с использованием административного ресурса, естественно, наш "самый справедливый и гуманный" суд не нашёл в действиях Говорухина и "Единой России" нарушения избирательного законодательства. Похоже, Познер пытается сохранить программу, так как приходилось видеть и слышать умного образованного Познера достаточно резким, скажем, когда Путин и его приспешники гробили НТВ. "Времена" Познера - единственная программа ОРТ, которую стараюсь не пропускать.
   На НТВ ныне процветает Владимир Соловьёв, раздувающийся от ощущения собственной значимости, особенно характерен 3-й раунд программы "К барьеру", монолог ведущего при стоящих молча дуэлянтах. Новая программа "Воскресный вечер с Соловьёвым" выходит с претензией на "глубокие мысли", приглашаются известные люди, которые в состоянии произнести два-три предложения, и то же самолюбование многословного Соловьёва, старающегося переговорить собеседников. Ещё большее убожество являет собой программа "Реальная политика" с Глебом Павловским по субботам. Известный, некоторые СМИ утверждают, что главный, политтехнолог Кремля выглядит предельно нелепо. Одной передачи достаточно, чтобы оценить уровень "эффективного" политтехнолога, дающего ценные советы руководству Кремля. Вспомним, как эти советы залили грязью президента России при вмешательстве в ход выборов на Украине и явились одним из катализаторов массовых демонстраций и митингов украинцев, позже названных оранжевой революцией. А теперь Павловский, поучив Кремль, с экрана старается учить всю Россию, не уверен, что его много телезрителей смотрят. Одну новостную программу НТВ (Сегодня. 22.00, в Томске идёт в 21.00) я смотрю регулярно, в качестве иллюстрации некоторых вчерашних новостей интернета или радиостанции "Эхо Москвы".
   РТР стараюсь не смотреть уже более 10 лет. Кажется, как давно был 1993 год, не пропускал новости РТР, а репортажи в октябрьскую ночь с резервной студии на Шаболовке (Останкино штурмовал Макашов сотоварищи) Сванидзе, Доренко, Гурнова, Киселёва... Именно тогда навсегда потерял лицо в моих глазах, а может не только моих, сынок генерала КГБ один из ведущих "Взгляда" Любимов, демонстративно в эфире объявивший, что отправляется спать и призывает телезрителей последовать его примеру.
   Куда ушло то время? Никакие политические и новостные программы РТР не включаю демонстративно, если смотреть внимательно, везде чувствуется направленная дезинформация. В очередной раз убедился в этом, клюнув 04.12.05 г. на рекламу. Документальный фильм "Убийство на Кутузовском. Зоя Фёдорова". Вдвоём с женой Тамарой внимательно просмотрели 55-минутный ролик, а потом "плевались". Власть (Брежнев, Андропов, Горбачёв, Ельцин, Путин и возглавляемые ими пирамиды), не способная найти и наказать убийц любимой миллионами зрителей замечательной актрисы, решила просто обгадить гордость отечественного кинематографа, представляя две версии: услужница КГБ (а 9 лет в тюрьме за что?!) и участница мафии, занимающейся "камушками". Суть фильма: сама виновата! Через год дело будет закрыто в связи с истечением срока давности (25 лет). Господа из РТР! Вам не стыдно за подобную документальность. Понятно, брежневская власть старалась не афишировать зверское убийство пожилой женщины и расписалась в беспомощности, даже похоронили Зою Фёдорову практически тайком. А что же "великие" чекисты Андропов и Путин? Один Горбачёв, помнится, публично обещал взять расследование под личный контроль и довести до логического конца, но "охранка" ему оказалась не по зубам.
   На всех центральных каналах практически исчезли программы прямого эфира, что уж говорить о местных. Даже спортивные передачи "в прямом эфире", по большей части, являются записями со сдвигом в 5-10 минут (как бы чего не вышло). С каким придыханием ведущие ОРТ и РТР анонсируют прямой эфир контактов Путина с народом. Об организации "прямого" эфира писать противно. В Томске телезрители знают, как готовились к прямому эфиру с Путиным в сентябре 2005 г., последующий скандал надолго останется в памяти. Плотное вооружённое оцепление пропущенных по специальным пропускам в университетскую рощу поближе к камерам, даже местных журналистов не подпустили к "народу, общающемуся с любимым президентом Путиным". Временами создаётся впечатление, что нашей власти, её пропагандистскому аппарату не дают спать лавры Туркменбаши, Ким Чен Ира...
   О качестве местных телевизионных каналов могу судить только по Томску, а их число приближается к десятку. Лучшим считаю ТВ-2. "Мягко оппозиционный" к власти популярный в городе канал имеет отличную новостную программу "Час пик". Программа неоднократно в числе номинантов российского телевизионного конкурса "Тэффи", несколько раз выходила победителем. В 2005 г. ведущая субботней аналитической программы "Час пик" Юлия Мучник оказалась среди номинантов в конкурсе "лучший интервьюер России", по мнению штатного критика "Известий" и телеакадемика Ирины Петровской в эфире "Эхо Москвы" заслуживала победы. Хорошо помню, как достойно вёл себя телеканал ТВ-2 во время октябрьского кризиса 1993 г., когда власть в Томске замерла в ожидании развязки. Вижу сбалансированное освещение правового беспредела вокруг ЮКОС, явно не в такт с томскими "бонзами", когда-то кормившихся с руки Ходорковского, а теперь стройными рядами устремившихся в "Единую Россию". Конкретный пример.1-й заместитель губернатора В.Л.Пономаренко переходит на должность представителя ЮКОС по Томской области, за их деньги избирается в областную думу и становится руководителем бюджетного комитета, а в ноябре 2005 г. уже бывший "представитель" на съезде "Единой России" в Красноярске участвует от имени томских "единоросов".
   Думаю, некая либеральность ТВ-2, давно исчезнувшая с центральных телеканалов, не всем в руководстве Томска нравится. Не случайно, много разговоров о создании в Томске общественного телевидения (не понимаю, зачем это нужно при имеющемся количестве городских каналов), о финансовых затруднениях ТВ-2. Жаль будет, если канал "сломают", тогда потеряет смысл смотреть и местные ТВ-новости, разве что прогноз погоды.
   Радио.
   Давно прошли те времена, когда чёрная тарелка проводного радио была "светом в окошке" на всей необъятной территории СССР, гигантским прорывом к прогрессу. Очень быстро власть оценила мощнейший пропагандистский потенциал радиовещания. До сих пор в большинстве кухонь России имеется подключение к проводному радио, существуют сейчас и репродукторы, позволяющие принимать несколько программ. Как правило, динамик в моей квартире работает утром 30-40 минут на время завтрака, послушаешь погоду и срочные местные новости, центральные государственные новости слушать невозможно, рассчитаны на малограмотную домохозяйку, стоящую у плиты. Кстати, в Германии нет проводного радио, что меня очень удивило при первом же посещении в 1992 г.
   В 1955 г. родители купили хороший по тем временам ламповый радиоприёмник "Балтика", фактически сделали мне подарок. Дядя Роберт, начальник радиотехнического цеха оборонного завода в Соликамске, привёз комплект специальной антенны, растянул чисто медную пружину во всю длину чердака двухподъездного дома в горняцком городе Текели (какая радость для нынешних бомжей, промышляющих цветным металлом). Москва, Алма-Ата - звук чистейший. Впервые начал ловить "Голос Америки", Би-Би-Си, но было плохо слышно, ни одну передачу невозможно дослушать до конца, а уж новости тем более. Сначала думал, горы мешают, но почему так чётко слышны на русском языке передачи из Китая и северной Кореи, предельно неинтересные: начинались и заканчивались прославлением Мао и Кима, соответственно. Потом своим юношеским умом грешил на отдалённость западных передатчиков и слабость радиосигнала. Далеко не всегда провинциальный школьник в состоянии отличить естественные радиопомехи от искусственных. Скорей всего работала мощная система глушения вокруг Семипалатинского атомного полигона и окружающих его военных баз (300-400 км от Текели). Через 20 лет в Ленинграде во время четырёхмесячной командировки на своём переносном приёмнике ВЭФ-201 я свободно слушал любые радиоголоса, новости, прямую трансляцию нобелевской лекции Сахарова (принимала премию и озвучивала лекцию Елена Боннэр), главы из романа Солженицына "Ленин в Цюрихе". Ни о чём подобном в Тюмени и мечтать было нельзя. До сих пор не понятна выборочность пропагандистской политики властей 30-50-летней давности. Версий много, а понимания нет.
   С появлением гласности, надобность в ночных прослушках "западных голосов" отпала, по крайней мере, для меня. Информация полезла со всех сторон, в том числе из вскрытых архивов, голова не успевала переваривать, тем более что была и основная работа часов по 12 и почти без выходных.
   В конце 90-х радиостанция "Эхо Москвы", заявившая о себе громогласно во время августовского путча 1991 г., начала транслироваться в Томске. В моей "Волге" "Эхо" было постоянно включено, иной раз жена или дети просили переключить на что-либо более лёгкое. Неожиданно "Эхо" исчезло из томского эфира и появилось снова год-полтора назад. В настоящее время слушаю "Эхо" через канадский приёмник LOTAN ежедневно. Кстати, у нас с Тамарой есть и переносной SONY на батарейках, который продуктивно используется во время работы на огороде. К сожалению, лучшие передачи идут в московский прайм-тайм, а в Томске время движется к полуночи, идут семейные ТВ-просмотры непритязательных развлекательных сериалов типа "Моя прекрасная няня" на СТС или "Солдаты" на Ren-TV, либо спортивные передачи. Компенсирую слуховые потери утренним просмотром сайта "Эха" в интернете. "Эхо Москвы" - единственная радиостанция России, которая позволяет (точнее, ей пока позволяют) транслировать мысли, оппозиционные действующей власти, систематически приглашает в эфир самых неугодных действующей власти лиц, скажем Березовского, Закаева, Тимошенко, Саакашвили, послов "не очень дружественных" государств...
   Главный редактор Алексей Венедиктов собрал звёздную команду сотрудников и авторов демократической направленности. Е.Альбац, М.Бергер, С.Бунтман, Е.Киселёв, М.Королёва, К.Ларина, Ю.Латынина, А.Орех, А.Пикуленко, С.Сорокина, А.Черкизов, В.Шендерович, Е.Ясин - какие имена! И это только малая часть состава "Эхо Москвы". Редакция балансирует на грани закрытия, форматирует сетку вещания так, что постоянно имеют доступ к эфиру прокремлёвские идеологи, партийные бонзы всего политического спектра, комментаторы - жополизы власти параноик Леонтьев, Пушков и др.
   Иногда чувствуется, как Венедиктов вынужден уступать давлению власти и уклоняться от обсуждения отдельных злободневных тем. В сетке вещания много времени отводится на прямые контакты с "народом", интересно слышать живую речь радиослушателей, разноголосицу мнений. К сожалению, нередко в эфире звучит хамство, прямые оскорбления ведущих и радиостанции. Однажды меня очень задело, когда при ответах на вопросы прекрасного комментатора Латыниной кто-то из дозвонившихся произнёс одно слово "проститутка" и бросил трубку. Бывает, опять же, к сожалению, хамят и ведущие, в частности Матвей Ганапольский. Это тот случай, когда развязность в эфире выходит за пределы разумного. Рассуждения, что Ганапольский специально заводит зрителей, мало убедительны. Отвечая хамством на хамство культуру радиослушателей не поднимешь.
   Очень хочется, чтобы власти не набросили платок на последнюю канарейку гласности в эфире - "Эхо Москвы". Не уверен, что у Путина и его команды хватит ума оставить птичку на свету и позволить ей чирикать.
   Интернет.
   На сегодня интернет - единственный мощный источник гласности, к которому власть никак серьёзно подобраться не может, хотя и напряжённо работает в этом направлении. Пока власть не в состоянии даже надёжно заблокировать сайты террористов, потому что проявляет традиционный подход российского держиморды "не пущать!" А между тем сравнение потерь в Чечне по официальным данным и по данным сайта чеченских сепаратистов, видеосъёмки тех и других, дают примерную картину (складыванием объявленных потерь, делённым на 2), реальной ситуации.
   Интернетом пользуюсь с 1998 г., обычно в льготное время с 6 до 8 утра, ограничение финансовое. Помимо интернет-библиотеки Мошкова и сайта "Эхо Москвы" просматриваю новости на сайтах LENTA.ru (недавно признана лучшей новостной программой Рунета), NEWSru.com (когда-то шла под логотипом НТВ, прежнего НТВ Гусинского), ГРАНИ.РУ и комментарии в "Ежедневном Журнале" (Ej.ru). Взял себе за правило знакомство с новостями завершать сводкой Би-Би-Си (BBCRUSSIAN.com), с давних времён для меня Би-Би-Си - некий камертон (умеренный эталон) подачи новостей. Далеко не всегда приоритеты новостей совпадают, и это даёт почву для дополнительного раздумья. Кстати, одно время активно участвовал в форумах Би-Би-Си.
   Совершенно очевидно, что власть пытается влиять в первую очередь на новостные сайты. Нутром чувствую задабривание руководства сайта LENTA.ru, прежде всего, по изменившейся в последний месяц тональности политических комментариев. Нейтральность постепенно переходит в лизоблюдство. О NEWSru.com и ГРАНИ.РУ этого не скажешь, однако зачастую сайты скатываются в чистое критиканство. Но лучше новостных русскоязычных сайтов пока не нашёл. В общем-то, никогда мы не сможем сравняться с Би-Би-Си, в российском менталитете явно не хватает уравновешенности.
   Интернет даёт возможность смотреть и телевизионные программы, в частности RTVi с Андреем Норкиным, думаю, он пытается выйти, как минимум, на уровень старого НТВ, но возникли проблемы с необходимостью дополнительной комплектации компьютера и подключением к скоростному интернету ADSL, а это уже рядовому пенсионеру в России пока не по зубам. Увы! Да и тарифы на пользование интернетом не способствуют его массовому применению в домашних условиях. Моя племянница в Ганновере использует следующий тариф: месячная абонементная плата $5, при этом в субботу и воскресенье пользование бесплатно, Нелли с мужем уик-энд используют на всю катушку. А мне, при максимальном самоограничении и пользованием интернетом через устаревший модем, приходится платить $20-30 в месяц. Смешная, для нормально работающей молодёжи сумма! А при пенсии ~$85?
   Про негативные моменты в жизни интернета говорится немало, многие сайты напоминают общественный туалет в традиционном российском исполнении, дают возможность сознательной дезинформации, развлекаются интеллектуально развитые жулики (хакеры), запускаются вирусы... Но плюсы стремительно развивающегося интернета с лихвой перекрывают негатив. И в первую очередь в сфере гласности.
   Конкретный пример. В конце ноября 2005 г. интернет начал передавать срочные сообщения из Марселя, где активисты Гринписа мешали погрузке на российский корабль 450 тонн французских ядерных отходов для Томска. Превращение Томска в ядерную помойку - тема нескончаемых дискуссий горожан. Жду реакции на ТВ, только через сутки появились кадры марсельских событий. Сибирский химкомбинат (Томск-7 или Северск) молчал 4 суток, затем через пресс-секретаря передал, что у СХК нет договоров с Францией на 2005 г. Российские гринписовцы встречали корабль с грузом в районе Кронштадта 07.12.05 г., их лодки, обработанные мощными струями водомётов, обледенели и вынуждены отступить. Корабль встал под разгрузку. Последовало разъяснение руководства госкомприроды (лично слышал по "Эхо Москвы"), что переработка низко обогащённого урана на Сибирском химическом комбинате не приводит к ухудшению экологии, транспортировка по железной дороге проводится в специальных стальных контейнерах под охраной. О том, что менее 10% возвращается во Францию, а тысячи тонн новых отходов необходимо захоронить в районе Томска, ни слова. Уважаемый читатель! Возможна ли была подобная информация без интернета? Да, где-то задним числом что-то бы и просочилось и осталось бы на уровне не комментируемых слухов. Что характерно, печатные издания, которые я ежедневно просматриваю, обошли "скользкий" информационный повод.

-----------------------------

   Заканчивая обзор личных информационных источников в СМИ, а осталось всего шесть: Известия, Московские новости, Красное Знамя, Эхо Москвы, интернет и, частично, ТВ, вернусь к коренному вопросу - гласности, главному достижению последних 20 лет российской истории. Горбачёв выпустил джина, во времена Ельцина научились терпеть гласность и использовать её для сведения счётов на всех уровнях власти и бизнеса, а Путин системно загоняет джина назад в бутылку, ну не нравится ему и его близким гласность. Не тому их учили в своей профессии.
   В начале 1999 г. в эссе "Вожди" касался рассматриваемой темы, цитирую. Гласность превратилась в орудие борьбы за права трудящихся. Многие вдруг испытывали потрясение, когда на серьёзные критические материалы (раньше за значительно меньшую критику в СМИ снимали с работы и отдавали под суд) не следовало никакой реакции служивых людей. Командиры производства начали игнорировать критические материалы СМИ. Горбачёвские идеологи вступили в борьбу с этим явлением, появился телевизионный "Прожектор перестройки", что-то вроде "Фитиля", но с реальными фактами и резкими комментариями.
   Приходилось лично наблюдать реакцию больших руководителей на гласность. Скрежет зубами. Иначе не скажешь. Очень скоро на все "тёмные" дела накинули "платок" коммерческой тайны. Как-то в праздничной компании, я начал развивать тему достоинства гласности. Надо было видеть дикую реакцию генерального директора ТНХК Толстова и его жены. Подспудно, я мог ожидать неприятие гласности первым руководителем крупного предприятия, нежелание объяснять собственные поступки, касающиеся производственной деятельности, но не в такой же громогласной форме. Не рад был, что наступил на "больную мозоль" собственного руководителя.
   Уважаемый читатель! Кто-то из Вас, особенно молодых, может сказать, что дед много ворчит, всё ему что-то не нравится. Вы правы, но объяснение можно найти в жизненной траектории автора. По большому счёту - типичный шестидесятник, не богемный, обычный интеллигент, и в конце жизни мечтающий о справедливости. Итак, жизнь пунктиром.
   Школьник-отличник, немец во времена диктатора Сталина освоил идеальные понятия о справедливости.
   Принудительное перемещение из ядерного центра на Урале в далёкий прииск в центре страшной Колымы. Отрыв от родителей в 11-летнем возрасте для обучения в интернате. Осознание происшедшего после первых публикаций с разоблачением культа Сталина.
   Студенческие годы в пик политической оттепели ("Иван Денисович" Солженицына для большинства был откровением, для меня нет).
   20 лет удушения первых зачатков гласности (песни Окуджавы, Высоцкого, записанные на "костях", нелегальное фото Битлов на фоне американского флага, стремление уха прижаться к радиоголосам...).
   1985 год, подул свежий ветер перемен, добровольное участие в митингах и демонстрациях, ночи напролёт у телевизора - прямые репортажи со съездов народных депутатов.
   2000 год. Начало открытого сворачивания гласности, создание "вертикали власти" с единой партией, происходит откровенное движение вспять, как минимум, к временам поэта и, по совместительству, страшного чекиста Андропова, определившего лучшим местом для инакомыслящих психиатрическую больницу.
   Уважаемый читатель! Тривиально, развитие идёт по спирали, и новый всплеск общественной активности последует. Непременно! Рассчитываю, что в резко ускорившейся жизни на это потребуется меньше прежних двадцати лет, а то ведь до нового подъёма и не доживу.
   Благодарю за внимание!
  

Томск, 09.11.2005 г. - 11.12.2005 г.

  
  
  
   17
  
  
  

 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих" (ЛитРПГ) | | Г.Манукян "Эффект молнии. Дикторат (1 часть)" (Антиутопия) | | Н.Любимка "Пятый факультет" (Боевое фэнтези) | | Э.Тарс "Мрачность +2" (ЛитРПГ) | | Д.Хант "Вивьен. Тень дракона" (Любовное фэнтези) | | B.Janny "Дорога мёртвых" (Постапокалипсис) | | Д.Гримм "Ареал X" (Антиутопия) | | Ю.Риа "Обратная сторона выгоды" (Антиутопия) | | Кин "Новый мир. Цель - Выжить!" (Боевое фэнтези) | | А.Невер "Сеттинг от бога" (Киберпанк) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "То,что делает меня" И.Шевченко "Осторожно,женское фэнтези!" С.Лысак "Характерник" Д.Смекалин "Лишний на Земле лишних" С.Давыдов "Один из Рода" В.Неклюдов "Дорогами миров" С.Бакшеев "Формула убийства" Т.Сотер "Птица в клетке" Б.Кригер "В бездне"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"