Полле Эрвин Гельмутович : другие произведения.

Женщины и юмор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Почему женщины воспринимают юмор не так, как мужчины?


Женщины и юмор

  
   Одна из дамочек с красиво придуманным "ником" в оживлённой дискуссии полтора года назад по тексту "Год в макспарке. Много или мало?" записала: "Очуметь! До чего же нудный тип! Чувство юмора вообще на нуле!". Это что-то новое даже в многочисленной череде личных оскорблений при несовпадении взглядов комментаторов и автора. Ушёл от типичного "сама дура" и публично обещал создать текст о взаимосвязи женщин и юмора. Жизнь, судьба - штука жестокая, далеко не всегда зависит от человека, развернула направленность мышления в сторону от юмора (с огромным трудом удалось вытащить с "того света" жену Тамару, ну а захват Крыма, война с Украиной, убийство Немцова вообще задвинули куда-то вглубь мозга положительные эмоции). И всё же решился выполнять обещание, как получится в данном случае, читателю судить. Хочу сразу предупредить, что сравнением умственных возможностей женщин и мужчин не занимаюсь и не в этом суть текста, только стараюсь осмыслить разное понимание юмора.
   Начну с российской классики. Практически в каждом художественном произведении встречаются вкрапления смешных ситуаций, нередко писатель так старается задержать внимание читателя на основных линиях сюжета. "Чистых" юмористов высокого класса мало, гораздо меньше, чем хороших поэтов. Юмор, как и поэзия, - национален, с трудом поддаётся переводу. Достаточно пролистать сборники анекдотов разных стран, чтобы убедится в этом. Однако есть блестящие исключения.
   В отечественной литературе Гоголь не имеет равных, "Мёртвые души" и "Ревизор" - мировые шедевры. Сколько в российской современной жизни хлестаковых и чичиковых, уму непостижимо. Не уверен, что в мире широко известен "Козьма Прутков" братьев Жемчужниковых и Толстого. Чехов имеет мировую славу как драматург, но, думаю, не как изящнейший русский юморист ("как можно без грузила рыбу ловить?"). Чехов тонко улавливал и подавал русский менталитет. В какой Германии человек может додуматься откручивать гайки, крепящие железнодорожные рельсы, и употреблять их в качестве грузила.
   Ближе к нашему времени юмористическая классика - романы Ильфа и Петрова. Жемчужины юмора рассыпаны в "Собачьем сердце" Булгакова, да плюс великолепное исполнение Евстигнеева и Карцева в одноимённом фильме. Принято считать советским юмористическим классиком Зощенко, но я его так не воспринимаю. Читаешь - вроде бы и смешно, но юмор злободневен и очень приземлён, т.е. рассчитан на малограмотную публику. Не думаю, что Зощенко может быть популярен в 21 веке.
   Женщины и юмор - совместимые понятия? Естественно, кто бы спорил, но есть серьёзные гендерные отличия. По личным наблюдениям существует одна сфера в смешливой зоне, где восприятия юмора мужчинами и женщинами близки (отнюдь не идентичны) - это постельный юмор (секс в разных проявлениях, размеры, рост...).
   Приходилось в жизни общаться с разновозрастными женщинами (студентками, сотрудницами, родственницами, жительницами деревни, больших и малых городов) и по моим ощущениям, возможно, каждая сотая женщина обладает внутренним чувством юмора, близким с мужчинами равного уровня образованности (очень важный момент).
   Чувство юмора (как и математические способности, как и поэтический дар) человек получает при рождении и развивает при достойном уровне обучения. Не случайно юмор и поэзию так сложно переводить на иностранные языки. Вспомним рассказ Жванецкого, как пытались понять юмор "вчера были раки большие по 5 рублей, а сегодня маленькие, но по 3 рубля" редакторы крупнейшего телеканала Нью-Йорка перед выпуском Жванецкого в эфир.
   Из крупных отечественных математиков могу вспомнить только Софью Ковалевскую (19-й век), среди писателей-юмористок Тэффи (Надежда Лохвицкая, начало 20-го века) и Наталья Коростелёва (21-й век), а вот поэтесс чуть больше: Анна Ахматова, Марина Цветаева, Лариса Рубальская (главная тема - любовь), но женщин-литераторов море.
   Юмористические произведения трудно и сложно писать, но их и сложно воспринимать. Юмор - не общедоступен. Однажды попытался сопоставить юмор с музыкой (не серьёзно, и всё-таки). Тонкий английский юмор - сложная симфония, эротический юмор - эстрадная музыка в широком диапазоне, медицинский юмор - игра на барабане и т.д. Определённый уровень культуры позволяет воспринимать соответствующий уровень юмора. Но и это не всегда происходит. Похоже, половина людей от природы лишена чувства юмора. С такими людьми тяжело общаться. Женщины (в массе своей) труднее воспринимают юмор, чем мужчины. Начальник (линейный) без чувства юмора - страшное дело, столько дров наломает, пока его переместят. Уж не потому ли большие женские коллективы предпочитают начальника-мужчину (впрочем, может мне так повезло).
   Порылся в интернете в поисках женщин-юмористок, так как помню, в 60-70-е годы сверкали польские юмористки и неожиданно обнаружил, что в отдельных случаях поляки-юмористы брали женские псевдонимы. Суперпопулярный в Советском Союзе юмористический телесериал "Кабачок 13 стульев" (1966-1980 гг., 133 выпуска) подпитывали текстами и десяток польских авторов, включая женщин, скажем, Стефания Гродзеньска отметилась в 5 выпусках сериала. В основном же сценарии и репризы писали известные советские юмористы, активным автором являлся Зиновий Высоковский. Уже после закрытия телесериала (прочитал шутку, что виновником являлся электрик Валенса), Высоковский многократно светился в эстрадных программах на радио и ТВ. Запомнился телефонный звонок его героя из медвытрезвителя: "А как там в Греции?" Публика воспринимала примерно так же, как и текст Аркадия Арканова про Гондурас. Столько лет прошло, и так злободневно! Годы идут, руководство страны меняется, но как только в государстве возникают серьёзные проблемы, власть сознательно отвлекает внимание населения сложностями где-нибудь у них, на Западе.
   Из современных иностранных юмористок сумел обнаружить только Ади Ашкенази (1975 г.р.), выступающую со своими текстами в Израиле, не знаю, появлялась ли в России.
   Среди юмористок, эстрадных исполнителей хорошо известны имена Марии Мироновой, Клары Новиковой, Светланы Рожковой, Елены Воробей, Татьяны Лазаревой, максимум, 10 женщин. Особо выделяются блестящая актриса Фаина Раневская (классика жанра - "жопа есть, а слова нет") и современный автор-исполнитель Наталья Коростелёва (в последние годы выступает самостоятельно, до того тратила свой потрясающий юмористический потенциал на "петросянию").
   Последнее замечание не случайно, как правило, женщины играют произведения мужчин, которых даже бегло сложно перечислить. Семён Альтов, Виктор Ардов, Аркадий Арканов, Григорий Горин, Леон Измайлов, Виктор Коклюшкин, Михаил Мишин, Борис Ласкин, Евгений Петросян, Анатолий Трушкин, Виктор Шендерович, Михаил Шац... В многочисленных командировках в 70-90-е гг. в Москву и Ленинград всегда старался попасть на концерт сатириков-юмористов и большинство из перечисленных авторов оценивал в зрительном зале. Хорошо помню концерт Александра Иванова, внешне жёлчного сатирика, ведущего популярнейшей программы "Вокруг смеха". Кстати, большинство действующих сатириков-юмористов выступают под псевдонимами (стесняются национального происхождения и предков с нерусской фамилией и хотят выглядеть своими для основной массы населения?). Лично мне это не нравится, как и многочисленные "ники" в Интернете, так уж воспитан советской властью и родителями.
   Считаю, лучшим автором сатирико-юмористического жанра в СССР в 60-70-е является Фазиль Искандер. Его "Начало", "Созвездие козлотура", "Сандро из Чегема" можно перечитывать неоднократно и через полвека совершенно не теряют злободневности. Едкая сатира сочетается с мягким юмором, несколько моментов (по памяти). "Сидят на завалинке два старика-абхаза и обсуждают прошедшего мимо человека. По-моему, это наш новый доктор. А, по-моему, армянин". Или (сцена в приёмной комиссии философского факультета МГУ) "...пойду посмотрю, есть ли на вашу нацию разнарядка". В 70-е, работая доцентом тюменского индустриального института, на лабораторных занятиях читал студентам для разрядки отрывки произведений малоизвестного тогда Искандера. Любопытно, что в родной Абхазии считают (мнение мужа моей троюродной сестры абхазского поэта Терентия Чаниа), будто Искандер своим житейским юмором позорит нацию. Повод задуматься: что смешно одним, то не нравится другим, так уж человечество устроено (пиши про любовь, не привязывая к конкретным личностям, расам, национальностям и все будут довольны).
   Гениальной личностью в современной российской юмористике является Михаил Жванецкий. Думаю, только в русскоязычной среде понимают юмор Жванецкого. Откровенно говоря, читать Жванецкого я не могу, хотя и пытаюсь. А слушать его лично, либо Карцева, ранее Райкина - ни с чем несравнимое удовольствие. Масса интонационных нюансов. Хохочешь от души. Юмор Жванецкого, высмеивающий недостатки нашей жизни, добрый. В отличие от жёлчной сатиры Михаила Задорнова. А ведь пишут об аналогичных вещах и регулярно выступают перед многомиллионной телевизионной аудиторией.
   Жванецкий совместно с дуэтом Карцев - Ильченко, быстро стали знаменитыми. Постепенно Жванецкий начал выступать на эстраде с чтением собственных произведений. В России 21-го века юмористов, равных Жванецкому, нет. У него своеобразный стиль письма, много смысла вкладывается в интонацию. Ироничные монологи Жванецкого хорошо воспринимаются в исполнении самого Жванецкого или Карцева, но, повторяюсь, трудны для чтения, юмор начинаешь чувствовать, представляя Жванецкого, произносящего читаемые фразы. Мне посчастливилось видеть и слышать Жванецкого с близкого расстояния, из огромного потёртого портфеля он доставал рукописные варианты своих произведений, читал зрителям и начинал сам заразительно смеяться, когда зритель ещё не уловил "соль юмора". Может быть, я и ошибаюсь, но юмор Жванецкого, включающий большой объём скрытого подтекста, качественно не переводим на другие языки. Думаю также (хотел бы ошибиться), через 10-20 лет после ухода великого юмориста, его будут вспоминать только пожилые люди (бывшие "совки") и литературоведы, молодёжи Жванецкий останется непонятен.
   В молодости мой кумир - Аркадий Райкин, не задумывался, что Райкин исполняет миниатюры, написанные талантливыми авторами, ни на афишах, ни по ходу концерта их не называли. Я несколько лет читал со сцены школ и домов культуры монолог современного Хлестакова, скопированный с записи выступления Райкина. Впервые задумался о роли автора текста, начав готовить монологи других современных гоголевских героев. Оказалось, автор - Владимир Поляков (это не тот Поляков, что ныне командует и позорит "Литературную газету"), позже уточнил, что Райкин много его миниатюр исполнял. Недавно услышал признание Михаила Жванецкого, что именно некорректное отношение великого эстрадного актёра к авторам исполняемых миниатюр стало причиной ухода Жванецкого из театра Райкина. Паразитирование на скрытых от общества талантах не красит актёра, даже великого. Мало чем в этом отношении отличается Геннадий Хазанов, с каким удовольствием слушал его 20-30 лет назад, а теперь он систематически сидит в телевизионных жюри на псевдоюмористических передачах. Кстати, поведение этих великих артистов стимулировало самостоятельный выход на сцену практически всех писателей-сатириков, не только Жванецкого.
   Все знают Райкина, но мало кто из рядовых телезрителей слышал о юмористе В.С. Полякове, авторе популярнейшего спектакля Райкина "Мы с вами где-то встречались", директоре московского театра миниатюр с 1959 г. Кстати, В.С.Поляков приложил руку и к сценарию фильма Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь".
   Продолжаю тему Райкина, с раннего детства влюблён в его искусство. Ещё в 8-м классе разыгрывал на школьных вечерах сценку "Макинтош", в которой главным для горе-руководителя, героя Райкина, был не факт, что полностью сгорела государственная дача, а то, что он забыл в ней свой макинтош.
   Читал "Хлестакова" и на студенческих вечерах. Дважды принимал участие в университетском конкурсе чтецов. Существовал порядок: проводились самостоятельные конкурсы художественной самодеятельности между факультетами по жанрам, 1-2 номера жанра рекомендовались в программу заключительного концерта университета, традиционно проводившегося раз в год весной в драматическом театре Томска. Хорошо помню сцену томского Дома учёных, 2-й курс, читаю перед жюри и полным залом студентов серию монологов Владимира Полякова современных Манилова, Ноздрёва, Собакевича, Хлестакова. Не могу забыть вечно злободневную гоголевскую реплику Собакевича: "Вы Манилову не верьте, всё врёт!" Многие знакомые, включая однокурсников-филологов, удивлялись, где я нашёл такие тексты. В научной библиотеке университета. Очевидно, длинное выступление (минимум 40 минут) не могло попасть на заключительный концерт. Оценка высококвалифицированного и компетентного жюри мне осталась неизвестной, конкурс шёл несколько дней, я присутствовал только в день выступления, но очков в копилку химического факультета принёс не мало. Конкурс стал прощальным в "карьере" чтеца, участника художественной самодеятельности. Почему? Сначала заболел и на год выпал из активной студенческой жизни, а затем интерес пропал.

0x01 graphic

Чтец

   Всегда любил художественное слово. В добром старом эстрадном концерте для меня главными были юмористические интермедии, выступления конферансье и куплетистов. Сейчас изредка в программу концерта вставляются случайные номера разговорного жанра, пока основные артисты отдыхают и меняют костюмы. В истории советской эстрады осталось немало знаменитостей: Тарапунька и Штепсель, Шуров и Рыкунин, Миров и Новицкий, Миронова и Менакер... Последнее время на ТВ появляются новые дуэты куплетистов.
   Высказываясь о Жванецком, не могу не упомянуть и популярнейшего Задорнова. Когда-то, начиная с КВН, он мне нравился, видел и слышал его на концертах и в телевизионных трансляциях. Смешно, понятно. А если не очень понятно, то Задорнов сам словами указывает, где надо смеяться. Принципиальное отличие Задорнова от мягко ироничного Жванецкого, что он издевается над недостатками маленьких людей, любит подчёркивать глупость человека. Зал смеётся "до икоты", а после концерта остаётся неприятный осадок. Внутреннюю злобность и ядовитость Задорнова я не сразу понял, хотя и встречал людей, резко отрицательно относившихся к сатирику. Задорнов настолько страстно вылизывает задницу действующей власти, что в лихие 90-е получил квартиру в суперэлитном доме вместе с Ельциным, Гайдаром, Черномырдиным, Лужковым, Коржаковым. За какие такие заслуги? Его классический вариативный бред на тему "Американцы такие тупые!", а как он к месту Кремлю в 2015 г. Лично я телеконцерты Задорнова не смотрю уже, как минимум, лет 15. Много лет его выступление в прайм-тайм по субботам следовало за программой Максимовской "Неделя" на РЕН-ТВ, её убрали, Задорнова оставили. Нужный человек!
   Существует направление юмора, в котором женщины мало заметны даже как актрисы - это армейский юмор. Морские рассказы Виктора Конецкого или роман Владимира Войновича о бравом Чонкине можно читать с любой страницы, ощущая подъём внутренних эмоций. Но классиком жанра, несомненно, является Ярослав Гашек с его похождениями Швейка. Гашек точно отразил нравы армии прусского образца (российская армия, в том числе), а они и в 21 веке мало изменились. "Швейка" много раз перечитывал, начиная со школьных времён. Когда слышишь вселенский плач по поводу приёма призывников в армию, тяжёлых условий службы, о взаимоотношениях в армейских коллективах, сразу вспоминаешь упомянутых выше авторов. Ничего в армии принципиально не меняется. А может ли измениться? Ведь главный принцип армии - я начальник, ты дурак - тянет за собой другие негативные стороны армейской жизни.
   Иностранный юмор мне мало знаком (уровень и роль переводчика выходят на первый план), больше других англоязычный. Вне конкуренции Чарльз Диккенс. "Записки пиквикского клуба" - мировой шедевр, однако, читается сложно, юмор тонкий и методом быстрого чтения его не уловишь. Не в пример, искромётным "Трое в лодке, не считая собаки" Джерома К. Джерома или "Вождь краснокожих" О.Генри. Великолепный юморист - Марк Твен. Небольшой рассказ (название по памяти) "Как меня выбирали в сенаторы" удивительно злободневен в нынешней российской действительности с разгулом "чёрного пиара" на выборах всех уровней. В мои студенческие годы (1958-1963) необычайно популярен был юмористический роман финского писателя Марти Ларни "Четвёртый позвонок". С большим удовольствием перечитывал произведения серба Бронислава Нушича (чего стоит описание урока географии, на котором голова одного из учеников превращалась учителем в глобус). Из украинских юмористов 20-го века в 50-60-е гг. наиболее популярен был Остап Вишня, некоторые из его коротких рассказов я даже пытался читать со школьной сцены.

0x01 graphic

26.04.1985 г. Автор - руководитель ликвидации железнодорожной аварии,

за спиной валяются цистерны с пропиленом.

Без чувства юмора на гигантской стройке долго не продержаться.

   Уважаемый читатель! Напоминаю, я не составляю антологию юмора, просто упоминаю авторов, которых читал, смотрел или слушал с удовольствием, не забыл и которые влияли на моё развитие.
   Ну вот, скажем, юмор в картинках. Потрясающее впечатление в 1976 г. произвели юмористические рисунки и скульптуры в соответствующем музее в болгарском Габрово. Далеко не все художники-карикатуристы даже коммунистических убеждений занимались только политической пропагандой. В 60-е фурор произвели картинки Херлуфа Бидструпа (ведущего художника датской коммунистической газеты). Это были произведения на общечеловеческие темы, причём каждый сюжет из десятков последовательных картинок. Многое из Бидструпа и сейчас перед глазами. Например. Сидит мрачный худой мужик в ресторане. Подсаживается женщина необъятных (62 - 64) размеров. Мужчина морщится, но предлагает женщине выпить. По мере питья женщина в его глазах становилась тоньше и тоньше, пока не превратилась в дюймовочку. Мужик "созрел" и повёл её из ресторана. Заключительная картинка, вид сзади. Тоненький мужичонка ведёт женщину, длины руки не хватает, чтобы обнять широкую талию. Фактически, мы читаем добрый юмористический рассказ в картинках, без слов. Подобные рассказы не имеют языкового барьера, доступны и понятны в любой точке планеты.
   Почему великая Россия не имеет музеев юмора, тогда как в России смеяться любят? Нигде в мире так не популярны анекдоты, как в России (по Райкину, "так мне кааэтся"). Думаю, власть всегда боялась народного юмора, в нём отчётливо прослеживаются чаяния народа. Советские пропагандисты оружием считали острую сатиру, основным направлением которой является оскорбление человека и его слабостей. Человек смеётся над сатирическими произведениями, пока не начинает понимать, что над ним издеваются. Издеваются над маленьким человеком, который и является основой государства российского. Когда я слышу неодобрение действиями французских карикатуристов (причём не только от бандитов с Кавказа, но и от представителей московской интеллигенции), рекомендую всем посмотреть подшивки журнала "Крокодил" 30-50-70-х годов, там много чего интересного про бога, священников и не только можно увидеть.
   В аспирантские времена тяжёлой работы в научной библиотеке в 1963-64 гг. ради отвлечения возьмёшь подшивку "Смехача" 1925 г., там такие картинки, что сейчас и невозможно представить. Нельзя на карикатуры обижаться, это специфический юмор, которым нельзя всем угодить. Как и сортирный юмор научной библиотеки Томского университета, где развлекаются студенты-поэты. Сколько времени прошло, из памяти не исчезло: "Если ты по***л зараза, дёрни ручку унитаза, если нету унитаза дёрни за *** до отказа". Хозчасть не успевала замазывать студенческие вирши.
   Необычный музей юмористического направления мне посчастливилось встретить в Каунасе в 1973 г. Единственный в то время музей чертей в мире. Каких только скульптурных и рисованных чертей со всего мира там нет. Естественно, в изобилии черти женского рода, "Баба Яга" в разных вариантах. Удивляюсь, что музей существует в Каунасе, столице литовского национализма, переплетённого с католицизмом, а ведь церковь, мягко сказать, не одобряет "чертовщину".
   Огромный пласт юмора - кинематография, великие Чарльз Чаплин, Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай, Георгий Данелия известны всем. Классика жанра: в лифт, где находятся герои армянина Фрунзика Мкртчяна и грузина Вахтанга Кикабидзе, заходит японец и начинает рассуждать, что все эти русские на одно лицо. Не знаю женщин-режиссёров юмористического кино, а из артисток мгновенно выскакивает из памяти всё та же Фаина Раневская: "Муля, не нервируй меня!"
   В последние 20 лет резко возрос объём юмористических передач на всех каналах телевидения. В тяжёлые периоды спрос на юмор возрастает и пользы от него, безусловно, больше чем от чумаков и петриков с экстрасенсами, но увеличение объёма резко снижает качество сатиры и юмора. В начале 90-х старался не пропускать "Смехопанораму" Петросяна, но уже к нулевым годам противно стало смотреть. Стремление выдавать продукцию, понятную для всех, обилие низкопробных скетчей привело просто к дебилизации программы и уже лет 15 "петросянию" (выталкивание на первый план собственной жены Елены Степаненко только демонстрирует низкий уровень юмора) не включаю.
   Запомнилась многолетняя телепрограмма "Аншлаг" с ведущей Региной Дубовицкой, где отметились многие советские и российские юмористы. Блестящим постоянным солистом был Михаил Евдокимов (классика: "...а морда красная!"), сдуру великолепный актёр вляпался в политику и "случайно" ушёл из жизни в работоспособном возрасте.
   Яркий след у телезрителей оставили "Городок" Ильи Олейникова и Юрия Стоянова, "Белый попугай" Аркадия Арканова и Юрия Никулина, "О.С.П.- студия" с Михаилом Шацем и Татьяной Лазаревой.
   Полвека тон качественной юмористической продукции старается задавать КВН. Кому-то покажется старческим ворчанием, но КВН прошлых десятилетий, в котором блистали "команда города Баку" с Юлием Гусманом, "одесские джентльмены", сибирско-томские "дети лейтенанта Шмидта", отличался свежим юмором и молодыми лицами. Сейчас же на сцену систематически выходят 40-летние мужики, давно забывшие, что такое студенчество. Перестал смотреть КВН, когда узнал, что "дети лейтенанта Шмидта" начали закупать тексты и сценарии у московских авторов. И это в "умном" Томске, где ещё с 1956 г. гремел на всю страну и ездил за границу театр студенческих миниатюр политехнического института, созданный студентами Владимиром Ямпольским, Михаилом Яворским, Юрием Жуковым, Анатолием Гаврилиным... Эти ребята позже стали хорошо известными в Томске профессионалами высочайшего уровня по основной специальности, т.е. юмор для них - помощник в жизни, отнюдь, не средство заработка. Скажем, Михаил Яворский много лет работал главным инженером "Томскэнерго" и непосредственно курировал создание нефтехимического гиганта.
   В наше время КВН стал трамплином в артистическую профессию юмористической направленности, благо есть повышенный спрос. Неплохие юмористы перебрались на канал ТНТ (Мартиросян, Светлаков, Слепаков, Галустян, Воля, Галыгин, Ревва, Харламов, Батрутдинов...), где создана "Комеди Клаб" (идея скопирована в США). Сначала очень понравилось, особенно, "Наша Раша", но организаторы явно перекормили публику. В мою молодость крылатой являлась фраза "всё хорошо в меру, сказал Джавахарлал Неру". Вот чувства меры хозяевам канала явно не хватило, популярность программы, думаю, упала, отдельные солисты начали разбредаться по другим каналам, сниматься в рекламах и примитивнейших юмористических кинофильмах. Понятно, ребятам хочется зарабатывать, в том числе для покупки жилья за границей (не одному же Светлакову отдыхать в Юрмале), и всё-таки жаль, что так быстро интеллектуальный уровень комедийной программы снизился.
   Ещё грустней смотрится "Comedy Women". Набрали хороших смешливых девушек из КВН, у большинства показные груди и попа. Наталья Андреевна, Екатерина Варнава, Екатерина Скулкина, Наталья Медведева, Надежда Сысоева... Для контраста взяли в программу маленького лысенького мужичонку (отличный КВН-щик Хрусталёв). Пары полных просмотров хватает, чтобы понять, на каких недорослей или дебилов рассчитана эта программа (весь юмор примитивно крутится вокруг секса), Хрусталёв уже сбежал к Урганту на 1-й канал. Очень показательно появление в программе Марины Федункиф (известна, как исполнитель роли матери Коляна в "Реальных пацанах"). Отличная актриса (тоже прошла школу КВН) хорошо смотрится среди пермских мужиков, но как безлика она в среде одних женщин (и дело не только в ней или режиссёре конкретной постановки, а в самой порочности идеи собрать "юморных" женщин, это же "штучные экземпляры", в одну кучу). Интересно, как бы это шоу оценила Фаина Раневская? Вообще я считаю, что актриса с юмористическими наклонностями хорошо смотрится либо в индивидуальной работе на сцене, либо в среде мужчин, работая на контрастах ощущений.
   Яркие игроки КВН собрались в шоу "Уральские пельмени", десяток отличных возрастных мужиков (Андрей Рожков, Дмитрий Брекоткин, Дмитрий Соколов, Вячеслав Мясников, Максим Ярица...). Одна женщина Юлия Михалкова (в последних выпусках ещё 1-2 появляются), не запятнанная чувством юмора и для контраста она тоже на месте. Отличный автор и сценарист Сергей Ершов, по-моему, зря иногда актёрствует (в т.ч. и в "Реальных пацанах"), как писатель-юморист он значительно сильнее.
   И всё-таки, почему среди сатириков и юмористов подавляющее большинство мужчины? Думаю, вопрос в женской физиологии и специфическом направлении мозговой деятельности. Давно размышлял на эту тему, но не высказывался, наслушался женского визга и по другим поводам, а обидеть женщин не хочу и это правда.
   Как-то рано утром во время традиционного 6-километрового променада (до 7 часов утра, транспорта и пешеходов почти нет, хорошо обдумываются предстоящие сюжеты) по центру Томска наблюдал молодую пару, не спеша передвигавшуюся вдоль проспекта Ленина в сторону, предположительно, студенческих общежитий. Иду быстро, догоняю и слышу, как девушка заразительно смеётся. Обгоняю, парень рассказывает какую-то совсем не смешную бытовуху, сам даже не улыбается, а она закатывается. Меня просто током пронзило, да она же смеётся не тому, что ей рассказывают, а от радости находиться рядом с этим парнем.
   Налицо не оригинальный вывод: женский смех - один из важнейших элементов обаяния и привлечения мужчин.
   Некоей компенсацией недостатка чувства юмора является увлечённость большинства женщин слезливыми мелодрамами. Когда на советском телевидении с оглушительным успехом в женской среде начались трансляции бразильского, мексиканского и американского мелодраматических сериалов "Рабыня Изаура", "Богатые тоже плачут", "Санта-Барбара", отечественные телевизионщики начали клепать что-то такое же, но ещё более примитивное (встречаются редкие исключения).
   Спускаюсь на землю к личным отношениям с женщинами в восприятии юмора. Так уж получилось, что всю сознательную жизнь вокруг больше представителей прекрасной половины, что в школе, что в университете (90%), что в производственной сфере. Минимум сотня жизненных юмористических ситуаций отмечены в книге "Мозаика. Юморески.", изданной в 2014 г., и фамильной эпопее "Четыре жизни", ниже для иллюстрации рассматриваемой темы выхвачены примеры из разных отрезков жизни.
   1. Весной 1959 г. в конце 1-го курса мы с однокурсницей Зоей превратились в неразлучную пару, она даже на футбол не хотела меня одного отпускать. Взял её как-то с собой, одного раза хватило, Зоя весь матч крутилась, смотрела не на футбольное поле, а на орущих что попало, мужиков, причём в большинстве выпивших. Кстати, в те годы женщин на футболе практически не было.
   2. На втором курсе питался в коммуне с группой однокурсниц, среди них Тоня - внучка сосланных в Нарым "кулаков". Хорошо училась, но чувство юмора на нуле. Типичная шутка, типичный для Тони финал.
   Ужинаем за огромной сковородой жареной картошки. Кто-то из девушек случайно обнаружил среди книг один старый неиспользованный билет в кино на 9 часов. Тоня появляется на ужин с опозданием, примерно в полдевятого.
   - Тоня! Билет в кино лишний, пойдёшь?
   - Пойду, только поем сначала.
   - Да ты что? Опоздаешь! Беги, мы тебе картошки оставим!
   Тоня унеслась, все смеются в предвкушении её скорого возврата, кинотеатр в полукилометре от общежития. Ждали, ждали, ужин закончился, Тони нет. Мы с будущей женой Ниной вышли на традиционное место "дружбы" у подоконника в конце коридора. Ближе к полночи мимо нас движется довольная Тоня.
   - Тоня! Как кино?
   - Понравилось! Только сначала я не могла минут десять согнать со своего места какого-то нахала.
   ...
   Девчонки в комнате разбитные, все до конца учёбы пристроились (вышли замуж), кроме Тони. Парней, политехников и военных курсантов, в комнату ходило много. Девчонки подтрунивали над Тоней, почему не приберёт к рукам кого-нибудь. По-видимому, достали. Однажды поздно вечером появилась в комнате, разделась и начала ходить туда-сюда полуголой, демонстрируя синяки. Обычно девушки, женщины стараются прятать случайно образовавшиеся синяки на шее и других интимных местах. Впечатление Тоня произвела, тему закрыли.
   3. Летом 1973 г. отдыхал в пансионате Гизель-Дере (входит в состав Сочи, недалеко от Туапсе). Популярный экскурсионный маршрут в горы, где "внедряли в природу" павианов. Сначала электричка, затем пару часов вверх. Не успели расположиться, как откуда-то сверху раздались резкие звуки и стая павианов, особей в 30, с истошными криками налетела на стоянку экскурсантов (Чингисхан из советских фильмов вспоминается). Никто и сообразить ничего не успел, как обезьяны начали трясти сетки, хватать продукты, одежду, обувь, кричали женщины, смеялись мужчины. Через 10-15 минут всё успокоилось, но представление продолжилось. Павианы занялись собой, внешне не обращая внимания на глазеющих любопытных.
   В центре стаи самый крупный павиан вожак Яшка. Он, не спеша, передвигается в близком окружении 4-х самок, в 2-3 раза меньших по габаритам, по две с каждой стороны. Во втором ряду окружения Яшки несколько самцов, совсем по периферии стаи мамаши с прицепившимися к титькам малышами и шаловливые подростки. Самцы изредка пытаются дёргать центральных самок, тогда выскакивает Яшка, резко бьёт нарушителя порядка в гареме по морде и возвращается в центр стаи. Жаждущие самки покусывают вожака, трутся об него, Яшка лениво отмахивается, затем резко заскакивает сверху сзади на самку, без проблем сходу попадает возбуждённым пенисом в ждущее отверстие, 5-6 энергичных движений и удовлетворённая самка уступает место около морды Яшки следующей озабоченной обезьяне. Очередь самок продвигается с интервалом минут в 15.
   "Реалити-шоу" продолжается. Любопытно наблюдать за женщинами, умиляющимися мужской силой Яшки, их реакцией "ну всё как у людей". И так же быстро. А женский оргазм?
   Проходит некоторое время, обезьяны понимают, что больше от этих праздных людей еды не получат, Яшка ведёт стаю в сторону густого леса.
   4. Секретарь парткома нефтехимического комбината случайно обнаружил двух лаборанток, развлекающихся с солдатами "южных кровей", с утра я получил в парткоме втык за плохое воспитание и требование разобраться.
   Прошло тридцать четыре года, но отчётливо вижу перед собой двух вытянувшихся двадцатилетних девушек. Одна (Залецкая) - "крупногабаритная", серьёзная, квалифицированный лаборант. Вторая (Герасимова) - низенькая, шустренькая, регулярно попадала на "воспитательный ковёр". Не сказал бы, что чувствовали себя виноватыми, скорей, сокрушались, что их застукали (в девичьих мозгах не укладывалось, что в парткоме могут работать люди после того, как автобусы с дневным персоналом ушли в Томск).
   Моя реакция носила "шумно-устный" характер, никогда не наказывал своих сотрудников под давлением извне. Письменное объяснение Л.П.Залецкой показалось достаточно забавным для сохранения в личном архиве. Цитирую полностью без изменения стилистики.
   04.03.81. после смены я и Герасимова Люда, съездив домой, привезли конфеты, торт, газировку, т.к. в этот день был день рождения одного солдата из охраны. Мы решили сделать ему подарок, т.к. эти ребята из охраны часто помогали нам, сопровождая на АКС [азотно-кислородная станция], когда мы носили азот на анализ. Кроме именинника было ещё трое ребят. Мы поднялись с ними на 5 этаж [не обустроенная бытовка непосредственно под парткомом]. У ребят была бутылка водки. Они выпили. Затем они спели нам песни на своём родном языке, показали, как танцуют у них. Это всё сопровождалось гитарой. Около 8 часов [вечера] к нам зашёл парторг и попросил пройти к нему в кабинет. И у нас состоялся разговор. После этого мы поехали домой. Подпись.
   Залецкая вышла замуж за именинника, уехала с ним в Узбекистан (убеждал её не делать этого), а через год вернулась с мужем и ребёнком в Томск (не так просто сибирячкам прижиться в огромных узбекских семьях).
   5. Весной 1981 г. нефтехимический комбинат готовился к пуску первого основного производства завода полипропилена. Московская чиновничья дурь сработала, на комбинате появляются 60 южных девушек, принудительно распределённых выпускниц ГПТУ из Гурьева, представители титульных национальностей Казахстана и Средней Азии, ни одного мужчины. Все имеют удостоверения аппаратчиков 3-го разряда химического производства. Начальники цехов завода полипропилена наотрез отказались их брать на работу (не женское дело!), для лаборатории у них квалификации не хватало (мне не пришлось долго объясняться с кадровиками), распределили девушек на "вспомогательные" объекты.
   По гигантской стройке шорох прошёл: "Наши приехали!". Поясню. На сооружении комбината трудились тысячи военных строителей, призывавшихся, преимущественно из южных регионов СССР, больше узбеков и каракалпаков, немало казахов, армян и азербайджанцев. Прошло несколько дней и рабочее общежитие временами, сначала по выходным, затем ежедневно стало напоминать осаждённую крепость. Не пускали вахтёр и народная дружина, солдаты лезли через окна второго-третьего этажа, оттуда же и выпрыгивали при неплановых проверках и по утрам. Большинство приезжих девушек вообще прекратили ходить на работу, только развлекались.
   После письменной жалобы коменданта генеральный директор Гетманцев, посадил в автобус начальников цехов, партком, поехали разбираться с делами в общежитии. Одна комната, другая, люди на смене, внешне порядок. Наконец, протискиваемся в комнату, где лежит на кровати дородная, не меньше 100 кг, симпатичная темноволосая молодая женщина (на нынешнем сленге "классная тёлка"), отдыхает. Ноль внимания на кучу начальствующих мужиков. Секретарь парткома приступает к воспитанию, дескать, перед тобой стоит генеральный директор. Женщина с томной улыбкой приняла полусидящую позу.
   - Почему не ходите на работу?
   - Не хочу!
   - Вы не работаете, на что живёте?
   - А Вам какое дело?
   Бессмысленный разговор продолжался, но я уже ждал директорскую компанию в коридоре.
   В течение двух-трёх месяцев девушки из Гурьева исчезли с комбината, думаю, вернулись в родные края.
   Описывая данный производственный эпизод, вспомнил смешные рассказы заочников Тюменского индустриального института, как в начале 70-х ленинградских проституток, человек 500, единовременно принудительно отправили в Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск на перевоспитание (выйдут замуж за нефтяников, остепенятся и осядут в Сибири). Результат - вытрезвители переполнены, срочно пришлось открывать женские отделения. Отбой!
   6. На пуск завода полипропилена в 1980 г. прибыла большая группа итальянцев. В лаборатории специфическая проблема - обилие молодых женщин, мечтающих сблизиться с итальянцами, а руководитель, обязан бдеть. Существенный нюанс - многие женщины, сотрудницы ЦЗЛ, проживали в секретном атомграде Томск-7 (ныне Северск).
   Древняя истина - запретный плод сладок. Я действительно не мог понять, что в приехавших итальянцах женщины находят. Обычные серые замотанные жизнью семейные мужички, профессиональные работяги, приехавшие в Сибирь за деньгами. Русский язык понимал только шеф монтажа Корсетти. Интеллектуальный уровень большинства удручающе низок, говорю о тех, с кем приходилось контачить. Исключение составлял старший по лаборатории энергичный Альбино Ребонато, примерно, мой ровесник, но уже с благородной сединой.
   Как-то Ребонато ворвался с переводчицей в мой кабинет, не может попасть в одну из комнат сектора физико-механических испытаний полимеров для срочного анализа, нет ключа. Чертыхнулся на беспомощность начальника смены ЦЗЛ, достал дубликат ключа из сейфа, пошёл сам открывать лабораторию.
   Что сказать? Картина Репина! Низенький тёмный киповец Бьянки, не имевший отношения к ЦЗЛ, и наша лабораторная красавица, щёки красные, судорожно поправляют одежду. В этот момент у меня слов не было.
   Собрал женщин для очередной воспитательной беседы, всё-таки был старше большинства на 15-20 лет, разговоры "за жизнь" с начальником проходили в доброжелательной атмосфере. Что Вам русских парней не хватает? Оглянитесь, сколько достойной молодёжи после институтов, техникумов, армии на комбинате.
   Разошлись, задержалась любовница Бьянки, жительница Томска-7.
   - Эрвин Гельмутович! Меня вызывали в КГБ, советовали любить Бьянки покрепче, только докладывать, чем в жизни интересуется, какие вопросы задаёт...
   Картина Репина N2. Снова нет слов, только ощущение собственного идиотизма.

0x01 graphic

Томск. 16.10.1981 г. ЦЗЛ ТНХК. В центре Альбино Ребонато,

итальянский специалист экстра-класса и автор с ведущими сотрудницами лаборатории.

   7. В мае 1985 г. три недели проводили тяжелейший опытно-промышленный пробег на привозном катализаторе. Пуск - остановка, пуск - остановка, причины разные, цеховые технологи сутками не покидали установку. Как официальный руководитель пробега, ежедневно в первой половине дня собирал интеллектуальную головку (технологов, науку, лабораторию, проектировщиков), рассматривали итоги прошедших суток и дальнейшие планы.
   С полудня раскалялись телефоны, чиновничья Москва просыпалась (разница во времени с Томском в те годы 4 часа). Все требовали объяснений, устных и письменных. Кстати, у министра химической промышленности более 10 заместителей и каждый давал указания, обязательные для исполнения.
   На уровне чуть ниже, то же самое: давай, давай; накажите виновников; почему не исполняете указания того, того, того? Поведение чиновников менялось, когда к ним обращались. Конкретный пример.
   Звоню в Союзхимпласт, 17.30 томского времени, кабинет начальника технического отдела.
   Кто-то из женщин берёт трубку:
   * У нас обед.
   * Так ведь полшестого!
   * У Вас полшестого, а у нас двенадцать??!!
   Трубка брошена.
   Сначала разозлился, затем рассмеялся, на ум пришёл не совсем приличный каламбур, "так ведь это у Москвы всегда полшестого, когда провинция обращается за помощью".
   8. В период самостоятельного существования научно-исследовательского центра (начало 90-х) необходимы "живые" деньги для выплаты зарплаты коллективу в две сотни человек. Для этого задействована лаборатория опытных установок (ЛОУ), круглосуточно выпускавшая по заказам предпринимателей мелкие изделия из полимеров. Поясню, что сотрудниками центра выполнялись большие объёмы научной работы, заказчики акты подписывали, но деньги не торопились переводить. И вот реальная картинка.
   В 8:45 зашёл в свой кабинет (дневной персонал работал с 9:00, а пересмена в ЛОУ в 8:00), буквально следом влетает заведующий ЛОУ, подвижный мужичёк невысокого роста, глаза сверкают, щёки горят, требует немедленно уволить аппаратчицу N. Или я или она, не выполняет распоряжений, оскорбляет...
   Обещаю разобраться. Заканчиваю утреннюю оперативку, в приёмной ждёт N, в предельном возбуждении, похоже, не знает, что начальник ЛОУ у меня уже был. Выслушиваю море эмоций по поводу бестолковых команд непосредственного начальника. Помимо взаимного недовольства не могу понять, что конкретно произошло. Прошу успокоиться и написать объяснение причин конфликта с руководителем.
   Начинаю опрашивать свидетелей и выясняю, как развивались события. Начальник ЛОУ сделал N справедливое замечание, что нельзя работать в домашних тапочках (категорически запрещено нормами техники безопасности) в производственной лаборатории. По-видимому, тональность замечания привела N в ярость, она снимает тапочек и начинает хлестать начальника, телосложением существенно меньших габаритов, по щекам...
   С одной стороны смешно, до колик в животе, с другой, производственная логика требует немедленного увольнения N.
   Неглупая женщина N несколько лет назад закончила химико-технологический факультет Томского политехнического института, примерно в то же время, что и её непосредственный начальник (т.е. образование одинаковое, но статус разный, N занимает рабочую должность). Не замужем, откровенно обделена мужским вниманием. Претензий к качеству и количеству выполненной работы никогда не имела. А вот вспыльчивость её чуть ранее насмешила научно-исследовательский центр, когда она огрела по голове горячей сковородкой чересчур любопытного вахтёра (дородная безобидная женщина лет 40, всюду совала свой нос, как-то даже пыталась пробиться ко мне в сауну, расположенную невдалеке от своего рабочего места, "не надо ли чайку приготовить").
   Поразмышлял и решил ограничиться устным внушением конфликтующим сторонам, по отдельности. С одной стороны, молодому начальнику следует вырабатывать в себе уважительное отношение к подчинённым, с другой, должность обуславливает производственные взаимоотношения в коллективе и, конечно, недопустимо хамить начальнику или, тем более распускать руки, даже если искры летят по линии женщина-мужчина.

-----------------------------

   В заключение несколько общих рассуждений о взаимоотношениях мужчины и женщины. Как они физически отличаются между собой, так и отличается восприятие чувства юмора, и феминизация здесь не поможет.
   Тотальная феминизация общества полтора века продвигающаяся с "загнивающего" Запада на весь мир и Россию, в том числе, безусловно, положительное явление, но имеет ряд негативных моментов. Не знаю, как кто, но мне представляется дикостью, когда все российские СМИ начинают прославлять (не жалеть!) 15-летнюю девочку Марьяну Наумову, что она в Калифорнии установила мировой рекорд и выжала 150 кг, а также пообщалась с Шварцнегером. Ну не женское это дело, гири и штангу поднимать.
   В цивилизованных государствах (и в России тоже) наблюдается тренд - женщина содержит мужа, как правило, моложе себя, увеличивается количество альфонсов, считающих постель своей единственной работой. Не проще ли легализовать проституцию (мужскую и женскую), реально существующую, обеспечив жёсткий санитарный и налоговый контроль.
   В начале 20-го века оголтелые феминистки развратные Коллонтай и многодетная Арманд призывали к разрушению семьи. Уже к концу 20-х годов эту тенденцию в СССР удалось переломить, а сейчас опять популяризируются неофициальные сожительства, прикрываемые фиговым листочком под названием "гражданский брак". И это в то время, когда количество россиян, посещающих церковь (ещё больше болтающих о собственной религиозности), резко возрастает.
   Уважаемый читатель! Приближается 1-е апреля. Как Вы считает, это день юмора или день дурака? Если последнее, то надо выпить за нас, дураков-мужчин, временами пытающихся сделать что-то приятное любимым (и не только) женщинам. Надеюсь, дамочка, с упоминания которой я начал текст, вздохнёт с облегчением: "Я же говорила, какой это нудный тип!" С праздником!
   Благодарю за внимание!

Томск, 25.03.2015 г.


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"