Марко Поло : другие произведения.

Загадка антисемитизма или евреи, как коллективный Оливер Твист

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.37*10  Ваша оценка:

Помещено в сетевом журнале "Заметки по еврейской истории"
под редакцией Е.Берковича # 35 от 16 ноября 2003

Загадка антисемитизма
или
евреи, как коллективный Оливер Твист


Ну, для начала - само словцо никакого особого отношения к делу не имеет. Самые завзятые жидоеды по нашему времени как раз страстно обожают палестинцев или семейство Хусейнов из Тикрита, не вызывающих ни малейшего сомнения в своем семитском происхождении. Почему же термин? Ну, я не специалист по этому делу, но помнится, что словцо появилось в Германии XIX века как более благозвучная замена устаревшей "юдофобии", какой-то там был изобретатель этого дела, не особо нам интересный, дальше броское обозначение подхватил берлинский придворный проповедник по фамилии Штеккер. Все-таки, к тому времени при дворе германского императора уже как-то стало известно, что Спаситель и апостолы его, даже и Павел, сами из этих, да и без ихних банков денег на войну с французами нигде не займешь, честные-то христиане процент в два раза выше ломят ... . Приходится и жизнь разрешать, и даже к выборам допускать.
     С другой стороны, тогда куча евреев крестилась, от банкиров до поэтов. Раньше-то их принимали с дорогой душой, лишь бы оставил свои заблуждения, но тогда их и было с гулькину часть тела. Вроде как с советскими жителями, выбирающими свободу. Пока таких выбирающих было три штуки в год - Запад их и принимал, как родных, статус давали, как только с трапа спрыгнет. А как оказалось желающих покинуть бывшую империю зла десятки миллионов да и контрольно-следовая полоса в основном рассосалась - так и начали колючку крутить уже с той, свободной как бы стороны. Так и тут. Хорошо, конечно, что он свою веру кинул и христианскими младенцами на мацу уже не увлекается, но, с другой стороны - конкуренция. В присутствии Гейне выдавать себя за немецкого поэта все-таки намного труднее, то же самое и с врачами, профессорами химии, банкирами, торговцами и т.п..
     Есть о тех временах очень интересная книжечка писателя Гюнтера Оггера "Die Gründerjahre" или, в русском переводе, "Магнаты ... Начало биографии", а в ней глава 10, "Во всем виноваты евреи". Очень рекомендую, там эта тема подробно изложена. Ну вот, для нелюбви к этому племени, вне зависимости от того, остался ли при синагоге или перекрестился в лютеранина, и был придуман термин "антисемитизм". Как бы заменить в предмете ненависти религию на расу. Тем более, про страдания палестинских арабов то время писали мало, только, что нельзя при них вещи без присмотра оставлять и какого хабара какого уровня шейху надо давать, чтобы при поездке по Святой Земле не грабанули. Так что единственными семитами, которых нормальный немец, не кругосветный путешественник, мог видеть по тем временам, как раз и были потомки Иакова, при пейсах, широкополых шляпах и прочих талесах. Ну, семиты, так семиты. Тут главное, чтобы анти.
     Значит, с термином разобрались. Теперь насчет явления. Тут надо честно предупредить, что я, во-первых, не особенный еврей, как ввиду славянки-мамы, так и по причине интернационалистского советского семейного воспитания, так что если и есть у меня какой-то национальный уклон - так, верней всего, великорусский. Просто на подсознательном уровне мне предки из деревни Жуковой Режевской волости чуть ближе, чем предки из штетла, Мамин-Сибиряк роднее Шолом Алейхема. Те тоже, конечно, свои, но поменьше, рос-то я в Уфе, где еврейская тема была не в центре событий. Я, скажем, считаю себя сторонником Израиля в его борьбе за жизнь, но, думаю, почти так же сочувствовал бы, если там сегодня было выжившее Иерусалимское Королевство. Ну, это совсем другая история - о том, как устоять современной цивилизации против тех, кто хотел бы ее стащить в зиндан.
     А во-вторых, вырос я и продолжаю оставаться хоть и не верующим атеистом, как воспитывали, но неверующим-агностиком, существование Высшей Силы считаю, в принципе, возможным, но ни для каких моих дел и мыслей я пока "в этой гипотезе не нуждался". А поскольку эта вот штука, антисемитизм, как мне кажется, вне понятия о связке Бог-евреи объяснения не имеет, то я вступаю на опасный путь неверующего, рассуждающего на сакральные темы. Так что, если кого задену в святых чувствах и терминах - то прошу поверить, что не нарочно. А то в былые времена, если скажешь попросту "Товарищ Брежнев", так сразу кто-нибудь поправит, что положено, мол, проименовать полностью - "Товарищ Генеральный Секретарь Цека КаПээСэС Леонид Ильич Брежнев". Вот хотелось бы, чтобы без таких обид.
     Любить евреев, конечно, не за что. По обстоятельствам истории они почти две тысячи лет жили, в основном, торговым народом, а такие народы никто нигде не любит. Взять армян на Востоке среди бравых, но не шибко сообразительных грузин, горцев и турок, или хауса в Африке, или персов в былом Кантоне. Или ломбардцев в средневековой Франции. Или китайцев в современной Юго-Восточной Азии. Или хоть азербайджанцев на московском овощном рынке. В общем, того, кто умеет пользоваться счетами и весами, среди тех, кому это искусство представляется абсолютно изуверским. Собственно, понятие "погром" очень точно описывает одну периодически всплывающую в веках форму общения этих торговых наций и их постоянных покупателей. И никакой специально еврейской уникальности тут нет. Погромы китайцев в Индонезии в ХХ-м веке и ломбардцев во Франции в XIV-м в точности происходили по описанным Бабелем сценариям.
     Но, во-первых, что-то уж очень долго дело тянется в еврейском случае. Есть эпизоды с как бы рациональным обоснованием. Например, могу понять, хоть и не посочувствовать, Изабеллу Католичку, которая только что отвоевала у арабов весь свой полуостров и ждет в любую минуту контрудара из Африки. А тут у нее сотни тысяч людей, которые ходят в совершенно восточных нарядах, что-то там обрезают, не едят свинину, пишут справа налево и моются гораздо чаще, чем добрые христиане. Ясно, что будешь на них смотреть, как на "пятую колонну" Ислама и постараешься изгнать, хоть и себе в конечный убыток. Или Мадам Стороженко в городе Одессе, которой жиды совершенно не дают держать нужные цены на рыбу. Но чтобы столько столетий?!
     А во-вторых, тут напряженка уже была там и тогда, когда племя Иаковлево пасло баранов в библейских долинах, не зная безмена и абака, осталась она и там, где еврея-торговца найти практически невозможно среди сплошных сынов Кавказа, чуть разбавленных молдавскими красавицами. И потом, те, "торговые" погромы не имеют особенно глубокой теоретической базы. Вот он сидит в своей лавке, торгаш проклятый, а за ним целые рулоны ткани и горы изюма. А сам говорить по человечески не хочет, все пришепетывает, или "р" либо "л" не выговаривает, это уж в зависимости от местности. И говядину ест, как нелюдь. Или не ест, вражина. И женщинами нашими, небось, мечтает попользоваться. Вот и повод для погрома, читай сообщения наших корреспондентов из Джакарты, Сумгаита, Африки и Подмосковья.
     Но представить себе гипотетического классика индонезийской и мировой литературы, полжизни потратившего, отрывая от создания своих гуманистических шедевров, на обоснование, почему нужно давить китайцев, все-таки невозможно. Мне, во всяком случае. Значит - в данном случае есть какие-то дополнительные факторы, усиливающие накал страстей. Пушкина А.С., Наше Всё, мы в данном случае поминать не будем, поскольку он как раз этих самых особо не выделяет, у него вообще все прочие мелкие народности на одном примерно уровне считаются. Песенку про шаль помните, как он всех разом окатил от армян до гречанок? Ну вот. Но вот взять очень симпатичного украинского классика Ивана Франка. Я его почему знаю - он в Библиотеке Всемирной Литературы том имел. Вдруг наткнулся на интересную для меня лично тему - про нефтедобычу. "Борислав смиется" называется. И вот у него там такие жуткие картины - Бичер-Стоу отдыхает. Как здоровенные широкоплечие евреи типа жиды на каждом, практически, шагу мордуют, обижают и избивают беззащитных субтильных галицийских нефтяников. Я, знаете, немало за свою жизнь видал евреев, повидал и нефтяников предостаточно. Бывало, что и совпадало в одном лице. Скажу вам честно, что воспринимать эту художественную картину знакомому с жизнью человеку - можно только в стиле киберпанка, где основная задача над читателем попанковать. А так - хороший мужичок этот Франко и пишет часто довольно мило. То есть, это вообще не единичный случай, когда вполне, казалось бы, в остальном нормальный человек на этом месте имеет вывих. Отчего бы, все-таки?
     Вот у меня возникла рабочая гипотеза, которую и хочу подставить под справедливую критику умных людей. Дело, как мне представилось, именно, что связано с особыми отношениями между Богом Израиля и его народом. Земля Обетованная, если кто запамятовал, лежит на северном конце той оси, привязанной к Африканско-Красноморской рифтовой системе, вдоль которой и произошли просто все главные события человеческой истории. Все-все - смышленые австралопитеки, происходящие в Хомо Хабилиса, освоение огня, появление на свет Хомо Просто Сапиенса и его мутация в наш вид Хомо Сапиенс Сапиенс - все поблизости, у Великих озер, в Кении, Эфиопии, Танганьике - не дальше ста миль от рифтового разлома. Не верите - можете посмотреть в книжках. И вот, получается, где-то тут, на севере системы, там, где Красноморский рифт продолжается в долине Иордана и Мертвого моря и уходит в сторону Кавказа уже как граница Аравийской и Евразиатской плит, произошло совсем недавно, около трех тысяч лет назад, изобретение Единого Бога, окончательно выведшее человека из мира животных.
     Верующий скажет, что праотец Авраам не изобрел Всемогущего, а открыл его - не буду спорить. В любом случае, в моем родном Советском Союзе этими глаголами ведал один и тот же Госкомитет. При всем моем уважении и симпатии к любым искренне верующим людям - разница между Всемогущим и готтентотским богом-кузнечиком, да даже и лихим молодцем Тором или любвеобильной гречанкой Афродитой все-таки очень заметна. Более или менее понятно - кто тут самозванец. Понятно, что приверженцев столь дикой новации окружающие народы любить не станут, будут таких отщепенцев стараться вернуть на свой уровень. Смотри историю Ближнего Востока в том ее изложении, которое стало Священной Историей трех великих религий.
     Ну, хорошо, но ведь еврейский Всемогущий убрал со своего пути самозванцев, во всяком случае, в Европе и ее заморских продолжениях, на Ближнем Востоке и во многих других местах. Ведь это Его чтут христиане и мусульмане разных сект. Они и не отрицают это - за исключением не очень большого числа уже совсем законченных идиотов, выводящих Иисуса из галичан или Ибрахима из какого-нибудь гвинейского чернокожего племени. Так почему именно в этих, поклоняющихся Единому, странах и существует такая застарелая ненависть к тому народу, который стал первым Ему служить? Есть правда, говорят, японские антисемиты-синтоисты, никогда за жизнь не видавшие предмета ненависти - ну, так японцы что хочешь могут у белых перенять, да еще и усовершенствовать. Но нормальным образом юдофобы бывают, в основном, среди мусульман или христиан, широко распространившихся по свету конфессий, вышедших из маленьких неортодоксальных ответвлений веры Иакова.
     Тут следующий этап, плавно, на мой пристрастный авторский взгляд, вытекающий из первого. Дело, как мне кажется, во вполне понятной ревности. Опять-таки напоминаю: последователи этих религий используют, как Священное Писание, еврейскую Тору. Напрямую, в виде первой части своего Завета, как христиане, или в свободном пересказе великого поэта, как мусульмане. Они не смогли, не сумели оторваться от этого корня, придумать совсем свои Книги. То есть - это они по своим святым книгам с детства учат, что есть на свете народ, который для их Бога является старшим, любимым ребенком, а они все - младшие, незаконные дети, занявшие место избранного, место первенца. Это же Диккенс, "Оливер Твист"! Или Фильдинг, "История Тома Джонса - найденыша". Ну, понятно, там, в их конкретных Писаниях, обозначено, что это по причине ослушания этого первенца - но вы представляете себе, какая это нагрузка на коллективную психику? Из поколение в поколение слышать, к примеру, что твой собственный украинский или португальский Спаситель говорил о евреях, как о своих детях, а таких, как ты, сравнивал с псами, коим, в лучшем случае, положены крохи того, что останется от детей (Мф.15:26) - воля ваша, а я сошел бы с ума! Это еще говорит о высокой моральной силе Христианства и Ислама, что безумие ненависти к народу Бога охватывает далеко не всех их последователей. Конечно, это все может происходить только на подсознательном уровне, но ведь понятно, что те процессы посильней умствований сильно из себя просвещенного Сознания.
     Вот для оправдания того, что ты занимаешь на коленях Всевышнего чужое место, место законного любимца, надо, конечно, считать того, отсутствующего негодяем, выродком. Обсуждать его подлые замыслы, обвинять в предательстве семейных интересов, в отцеубийстве. Или - считать самозванцем себя и в любой момент ожидать изгнания, когда те помирятся с Отцом. Поймите правильно, я совсем не говорю, что евреи чем-то лучше других народов. Поэтому я тему о самих, собственно, евреях и не поднимаю, кто они из себя: нация там или этнос по-модному, суперэтнос, раса либо конфессия, либо вообще их нету, одна пятая графа. Дело не в них. Я считаю, что люди неодинаковы - но унтерменшей и юберменшей нет с того момента, как мы сожрали наших кузенов-неандертальцев, которые тоже были нас, может быть, не хуже. Просто тут было так - мы или они. Сегодня мы все, потомки победителей-кроманьонцев - один вид, Хомо Сапиенс Сапиенс, разумные хозяева этой планеты. Вполне можем выжить все вместе. Но об этом - о чужом превосходстве и избранности - говорят священные книги этих самых народов. За что же им любить народ Избрания? За то, что он первым изобрел - или открыл - Единого Бога и попал к нему в любимчики? Кто любит того, кто придумал твою Главную Идею раньше, чем ты, на пару тысяч лет?
     Можно, конечно, сказать, что самые успешные юдофобы Новейшей истории, Гитлер и его команда, были, как будто, атеистами или пытались придумать какую-то интеллигентскую, вымученную, как бы древнегерманскую религию. Тут так. Я, вообще-то, к пострадавшим от антисемитизма себя причислить не могу. Много всего, конечно, было за жизнь. Помню, скажем, как мой командир, майор Юденич, предварительно сильно приняв на грудь, излагает мне: "Не, лейтенант, я про тебя ничего плохого не скажу! Но вот ты мне объясни, почему евреи всегда свою национальность скрывают?" - "Скажите, товарищ майор, а откуда Вы знаете, что я - еврей?" - "Ты сам и сказал. Да и в личном деле ..." - "Ну, так значит, не все скрывают?" - "Правильно, Сережа! Это я не ... Действительно?!" С учетом говорящей фамилии моего собеседника это все, конечно, звучало, как театр абсурда.
     Но вот репрессий и серьезных столкновений в моей собственной биографии не помнится, может быть, потому, что я жизнь провел не в тех теплых и сырых коридорчиках ВУЗов, творческих союзов и прочих подобных мест, где в смертной битве за синекуры и происходило в то время великое противостояние антисемитов с семитами, выход этих самых архетипов на дневной свет или хотя бы в сумерки. Но вот среди моих знакомых, коллег по работе там, на Оби, было какое-то количество людей со взглядами, которые, наверное, можно было бы назвать и юдофобскими. Просто им, по-моему, было не до реализации этих латентных, но не особенно актуальных в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, идей. Нечего было особенно делить посреди сугробов, грубо говоря. Но вот что интересно, в случайных разговорах на эту тему всегда, стопроцентно, всплывала формула - "антисемит не в первом поколении", иногда с чем-то вроде осознания неполной пристойности, иногда с вызовом. То есть - от отцов-дедов, по российским обстоятельствам с полной почти гарантией вполне церковно-православных людей. За поколение-то не меняется сознание, как бы себя народные комиссары не обольщали.
     А религиозное происхождение этой ненависти - совсем не вследствие высоких для своего времени моральных идей основателей, а, как я уж излагал, под воздействием того печального и, может быть, случайного обстоятельства, что они не создали полностью оригинального изложения, а использовали чужие заготовки - мне представляется вполне понятным. Что и смущало сердца их последователей в веках. А уж то, что было некрасивой стороной личности великого Лютера, у этих, из Нюрнберга, пустых и надутых, превратилось в единственное содержание их мыслительного процесса. И деятельности. А к семитам вообще, к арабам или эфиопам тут особых претензий, конечно, быть не могло. Они ничего такого не изобретали, про них в исходных текстах не очень много записано, скорей, не как про героев Священной Истории, а как про ландшафт. И идею переняли вместе со всеми. Они и сами в той же претензии.
     Вот и все, что я мог бы высказать на эту тему, которая меня уже давно занимает. Ну, ведь буквально все в русской Сети только на эту тему, "вечнозеленую" и жужжат. Заразили и меня, хоть я этими материями в жизни мало увлекался. Хотелось мне знать, что другие люди скажут, если заинтересуются моей гипотезой. Ну, не заинтересуются - это тоже ответ. По моей степени знакомства с вопросом вполне может оказаться, что это все новость лично для меня, а для всех на свете азбучные вещи. Тоже интересно бы знать мнение по этому вопросу самих "анти", но уж очень у них плохо с изложением мыслей. Пока продерешься через все эти косноязычные полуматерные излияния - тоска нападает. И пена с губ у них очень брызжет. Я этого не люблю.


Оценка: 5.37*10  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"