|
|
||
Впечатления от новомировской статьи русского философа и от американского детского фильма "Стюарт Литтл" |
Эссе А.Серегина в сетевом "Новом Мире" производит двойственное впечатление на простого человека ("образованца" по АИС, "мелкую техническую интеллигенцию" по Н.Мандельштам, "технолога Петухова" по самоназванию). С одной стороны, несмотря на все раскрепощение московской интеллектуальной (философской, в частности) тусовки, замену "Антидюринга" на Деррида и т.д., остается и посейчас что-то от экзаменов кандидатского минимума по марксистско-ленинской философии, где как говорящий, так и слушающие в глубине души понимают, что произносимые слова либо вообще ничего не обозначают, либо за ними стоит смысл, полностью противоположный официальному, либо плохо переведенные с немецкого термины скрывают общие места. Как сейчас помнится, мне досталась "Критика гилозоизма", если кто забыл - это модель наличия разума у всех живых существ и даже природных объектов - "муравей - она шибко умный люди", как говорил Дерсу Узала. Ну что тут было обсуждать, спрашивается. Однако, пришлось, правила игры есть правила игры, все примеры были приведены из "Сказок дядюшки Римуса" и упомянутого "Дерсу Узала" и успешно раскритикованы.
С другой стороны, если провести полжизни в лаборатории да на полевых испытаниях, все равно не обойтись без каких-то моделей устройства природы и процесса познания, да и тому, кто живет не в традиционных обществах, всяко не обойтись без хотя бы начальной этики и представления об ее Источнике. Мне вот в недавно прошедшие времена приходилось дело иметь с т.н. "новыми русскими" - так и у них какие-то представления имеются - что позволено, а что - западло. Конечно, высокорафинированному интеллигенту трудно себе представить "ум за мобильником и сердце под малиновым пиджаком", как сказал бы один из лермонтовских героев. Но факт.
Так что совсем без философии в быту все равно не обойтись, тем более за последние лет двести заметно стало, что отрицательного влияния умствований на урожай огурцов не наблюдается. Даже такое впечатление, что здесь, в Штатах, есть какая-то связь между деятельностью Ралфа Емерсона и Генри Торо в XIX веке и изобилием огурцов на пороге XXI. Хотелось бы только, чтобы авторы перед введением в текст терминов на секунду задумывались бы - не квадратный ли трехчлен имеется в виду.
Кстати об И.А.Крылове. Очень на сердце ложится, что молодой юноша выбрал для своего эссе форму "Почты духов". Как сейчас вспоминается родной дом в конце 50х, там, в уральском областном центре, и интеллигентный мальчик, читающий переписку арабского волшебника Маликумулька и, как их там еще звали, в свежевышедшем двухтомнике, отрывая время от матшколы, драк с Архиерейской слободкой и освоения основ анатомии с любознательными одноклассницами... .
Да! приятно вспомнить-то ... . Однако надо все же к Серегину возвращаться. Значит, насчет гуманизма и его очередных похорон. Тут две стороны есть, как на непросвещенный взгляд представляется: чисто внутрироссийская и, как в Перестройку говаривалось, про "общечеловеческие ценности".
Трудно, конечно, предаться "гуманизму без берегов" в побежденной стране, все равно, что по-христиански полюбить оккупанта. А наше с вами Отечество проиграло III мировую войну, да так круто, что единственным утешением то и остается, что наш выигрыш был бы еще страшнее. Причем во всем мире, да даже и у нас, это воспринимается одновременно как победа всяких персонализмов, буржуазных гуманизмов, идеализмов над Единственно Верным Учением, это бы еще и черт с ним, но и как победа евроамериканского образа жизни над русской моделью. Обычная реакция в определенных кругах - тут же разоблачить эти все изьмы и продемонстрировать, что под видом гуманизмов хитрый мировой заговор скрывается, в смысле, велосипедисты - но это все же на определенный интеллектуальный ценз рассчитано, а хоть пару нейронов прибавь - так уже не вдруг поверишь.
Что же теперь делать? Метод аналогий для сложных систем обычно плохо работает, да в том горе, что другие методы не работают вообще. Попробуем. Можно, конечно, попросту "признать нашу некультурность и пойти на выучку к Западу". В смысле, наплевать на русскую знаменитую соборность, "поклониться тому, что сжигали", принять западную систему ценностей, переименовать слободки в сабарбы: типа того, как египтяне приняли веру халифа Омара, или немцы после Нюрнберга демократию и расовое равенство. Кажется, "ньюрашен" так и сделали - так все равно их в западные люди не принимают, при любом поводе на место ставят. Так что насчет общечеловеческих ценностей в их страсбурском понимании дело обстоит по формуле Ходжи Насретдина, что "вишни растут на деревьях не для шакалов". Несогласны, что так дело обстоит - так вам направо, к ветеранам демократии, что все дружеских объятий "цивилизованного мира" ожидают. Но, по-правде говоря, гуманитарной помощи может и дождетесь, а чтобы как равных за стол посадили - боятся они, что скатерти потом не отстирать.
Есть еще такой вариант. Морально уйти в муджахеды, проклясть все западное, разоблачить ихний псевдогуманизм, в пределе принять идеологию сайта Арктогея, в умеренном варианте что-нибудь такое, околоправославно-патриотическое с заклеймлением экуменистов, хохлов, ну и, в любом варианте, велосипедистов. Тоже, конечно, можно, тем более заначку в баксах держать это же не помешает. Тут большой интеллектуальный ресурс представят труды покойного Льва Гумилева, тем более, их все никто не соберется социальным дарвинизмом назвать, что несколько уровень приоритета понизило бы. Кажется лично мне, что это путь тупиковый, может и годился бы где-нибудь в зоне "негритюда", а для развитой нации с, вообще-то, близкими к западным бытовыми и культурными вкусами? Сомнительно. Но если по этому пути пойдет национальное сознание - Серегин большой человек будет. Шпенглер, практически. Хотя сомнительно. Парень-то уж очень хорош: и образованный, и слог есть, и думать умеет. Должен на этом уровне не задержаться - пойти дальше и выше.
Так со стороны кажется - неужели же на нашей-то Родине третьего пути не найдется? В принципе, в истории примеры бывали. Ну вот, иранцы ислам приняли - против лома нет приема, но иранизировали, завелся Новый Ислам, где уже иранцы-шииты - истинные мусульмане, а эти, из пустыни, опять дикари и недоумки, непособные как следует Коран понять, даром, что у них же придуман. Или взять нашего восточного соседа, после Хирошимы западный образ жизни и мысли как бы и принят со всеми фордизмами и правами человека, но японизирован, так, что уже Япония спереди, а прогресс сзади, и уже они в Штаты приезжают, янок Тойотизму обучать. Может и Россия сумеет все ихние персонализмы на язык родных осин перепереть, так, что и политкорректность, и мультикультурность, и права меньшинств, а в центре все таки Третий Рим окажется? Вот, к примеру, почитайте, у Макса Мошкова в библиотеке такой Кирилл Еськов есть, да в Москве-то, наверное, и в книжных лавках сыскать можно. Кажется, что в его эссе и романах содержится неплохое нулевое приближение в этом именно направлении.
Но однако, местная специфика хорошо, а нет ли "в мировом масштабе", как Василиваныч говорил, проблем у гуманизма? Андрей этот самый Серегин ведь именно в таком аксепте гуманизм клюет, за вологодского он себя и не выдает, Фауста привлек, Гретхен, Мефистофель вообще должен бы неарийцем быть по идее.
Критика гуманизма и политкорректности в наших отечественных условиях иногда кажется несколько преждевременной. Типа как кто-то из восточноевропейцев говорил, "трудно сетовать на на бездушную механичность жизни там, где не работают ни лифты, ни телефоны-автоматы". Однако и она имеет традиции. Еще знаменитый наш западник П.Б. Струве говаривал, что человек-де - "животное воинственное и жестокое, у него слабо развито сознание вида и соответствующая ему видовая симпатия: в узких пределах первоначальных социальных групп человек всегда боролся с человеком". Его же коллега по изучению развития капитализма в России и вовсе мог бы только охарактеризовать гуманизм своим любимым термином на -о. Ну и далее, если, допустим, враг не сдается ... .
Однако в моей, скажем, юности, при Оттепели, слово "гуманизьм" уже использовалось только так. Правда со странными прилагательными "пролетарский" и "социалистический". Пролетарскость гуманизма те, кто покнижней, так и представляли себе по блоковским "Двенадцати" в виде - пришить вероломную шмару да грабануть купца-жлобину, а кто поближе к реальности - и вовсе в образе местного участкового мента. А насчет "социалистического гуманизма", в который люди повозвышенней духом (типа Горби и А.Н.Яковлева) еще и до 80х веровали - так это вроде "социалистического рынка", что-то благородное, но с трудом представимое - тот же квадратный трехчлен.
Надо большим запасом оптимизма обладать, чтобы считать, что именно сейчас, безбрежный гуманизм уж очень может подорвать боевитость и волю к жизни у н а ш и х людей. В годы моей юности все же можно было почти без опаски девиц заполночь провожать. В моем, скажем, городе, про другие знаю плохо, если аборигены ее квартала оказывались недовольны, то на обратном, п о с л е прощального поцелуя, пути отлавливали и могли навешать, что положено. Вот вы тут все интеллигентные люди, скажите: можно поверить? Я и сам иногда сомневаюсь - было или нет?
Однако на свете есть все-таки места и для безопасных прогулок и для прочей политкорректности. Меня вот лично превратности судьбы занесли в штат Иллиной, в Чикаголенд, в самое, можно сказать, логово гуманизма. Вот где не дай бог лишнее слово поперек "меньшинств" сказать. Зато, правда, в безопасных районах (где меньшинств нету или мало) такое благолепие - братьям Стругацким в XXII веке не приснилось бы. Часто приводится внуков на муви возить. Так наибольшее впечатление на меня произвел детский фильм "Стюарт Литтл" Там, значит, такая милая семья белых англосаксонских протестантов Литтлов с единственным сыном-младшеклассником. Типичные такие представители своего класса: милые, воспитанные, политкорректные и маленько неживые. Не особенно бедные, судя по тому, что домик у них на Пятой Авеню Манхеттена между небоскребами банка и понтовой гостиницы. Так, навскидку, я не специалист по оценке недвижимости, должно пару-то миллионов бакcов стоить. Так папа и мама вычислили, что сынок их может не совсем правильным человеком расти из-за комплекса единственного ребенка и решили взять на усыновление детишку из приюта. А в приюте детки всех цветов радуги и вообще в глазах пестрит. Только они потому и не заблудились, что их под опеку взял говорящий белый мыш Стюарт и все им разъяснял. И вообще он там самый умный и обаятельный - они его-то и решили усыновить. Привозят домой, в особнячок, дожидаются прихода школьного автобуса со своим кровным ребенком и представляют - это, мол, твой новый младший братец. Дитя посмотрело, обалдело и говорит: "Какой же это младший брат?! Это же мыш!!". А родители ему: "Не смей говорить "мышь"! Он - американец мышиного происхождения! (Don"t say "mouse"! Mouseamerican!)".
Во дела! Мыша мышом назвать нельзя. Действительно, что гуманизм без берегов, раз уж грызунов включает. Тоже с другой стороны возврат к философским идеям Дерсу Узала. Конечно, авторы позволяют себе чуть-чуть над "политкорректнесс" посмеиваться, но это такой юмор, вроде безобидных шуток в адрес любимого учителя, что очень способствует усвоению материала. У меня такое впечатление, что детки больше даже такие вещи воспринимают, чем фильмы ужасов-то. Так что, возможно, зря Серегин с Мефисто по поводу кинооррора умозаключают.
Вопрос на самом деле, как отсюда, со Среднего Запада, представляется, несколько в другом. Кабы был на свете один только "Золотой Миллиард" с его культами разума, эффективности, прогресса, Интернета, ну и гуманизма! А то ведь под ногами - то то ли топь, то ли лава. Давно ли апостол справедливости и "социалистического гуманизма" Че наш любимый Гевара ездил в поисках мельниц в Конго-Леопольдвиль? Так там, если помните, антизападные партизаны Пьера Мулеле, мстившие за Лумумбу, новобранцев причащали "водой Лумумбы" - т.е. попросту кровью пленных врагов. Ну, как чеченские или фалестынские муджахеды с пленными обходятся, телевизор чуть ли не каждый день в натуре показывает. Так что не все еще люди на свете под разлагающее воздействие гуманизма попали.
Есть шанс, что недалек тот день, когда придется, если не со всем "Третьим миром", то с большой его долей, смертно ненавидящей "кафиров", все же выяснять, чьи в лесу шишки. При этом в любом большом городе мирового Севера от Москвы до Лос Анжелоса хватает кварталов, в которых муджахеду безопасно, а вот нам с вами не очень. И ведь вслух об этом не скажешь, в любом порядочном месте тебя сразу как расиста, империалиста и антигуманиста выведут за скобки: как это можно быть недовольным западной помощью косовским наркоторговцам или московскими любезностями с хевронскими линчевателями.
При всей могучей "северной технологии" нет полной уверенности, что она сработает без участия бойцов. И нет веры, что разгул политкорректности наилучшим образом готовит народы "Золотого миллиарда" к будущему Армагеддону. Не знаю, как уж топ-политики это себе представляют - надеются, что-ли отсидеться в Новом Иерусалиме На Вершине Горы, отправляя к осаждающим только сверхумные снаряды, способные, в отличие от выпускника колледжа, найти на карте Ирак или Сербию. Сомнительно что-то, тем более, что Новый Иерусалим пока что сдает будущему противнику одного за другим потенциальных союзников: Москву сдал, Белград, теперь сдает старый Иерусалим. Вот, как на непросвещенный взгляд сдается, где слабое-то место у гуманизма на сегодняшнее число - не столько внутри, как г-н Серегин считает, сколько на соседней с Философской Географической полке библиотеки.
А идея-то чем плоха? Если ранее можно было бояться, что бескрайняя гуманность приведет к вырождению вида за счет отключения отбора - то теперь можно более или менее успокоиться. "На место цепей крепостных люди придумали много иных", в т.ч. двойную цепочку Уотсона-Крика, и коррекцию вместо отбора может взять на себя "генная инженерия". За ней тоже, конечно, нужен глаз да глаз, "но это уже совсем другая история". Мне же пора последовать примеру известной рассказчицы и "прекратить дозволенные речи". В любом случае рад выразить благодарность юному философу за то, что чтение его работы позволило отвлечься от мелких текущих неприятностей и маленько поразмышлять.
Этот текст был впервые опубликован в сетевом "Новом Мире" ? 6 за 2000 г. (http://magazines.russ.ru/novyi_mi/diss/eigeis.html), как отклик на эссе молодого философа Андрея Серегина, которое всем рекомендую.