Аннотация: На что можно решиться ради больших денег? Должны ли деньги быть на первом месте? И что такое родина - это там, где хорошо, или там, где твой дом? Но все меняется, когда бизнесмен Роман встречает своего бывшего одноклассника Сергея Демина.
51
Ксения медленно допила свой чай, внимательно слушая Сергея. Она не прерывала его. А Сергей продолжал:
- Приведенные мною способы относятся к развитию нашей промышленности. Но промышленность - это далеко не един-ственная проблема в нашем обществе. Теперь скажу об обра-зовании и здравоохранении. Вне всякого сомнения, и то и другое должно быть на государственном обеспечении. Сейчас правительство всячески пытается нас убедить в том, что бесплатная медицина наносит существенный удар по казне государства. Это неверно. Так же неверно и утверждение, будто при советской власти медицина была абсолютно бесплатной. Бесплатной медицина не была никогда. Каждый рабочий вы-плачивал из своей зарплаты медицинские взносы а, следовательно, оплачивал услуги врачей. Подобная система должна быть введена снова. Денег на бесплатную медицину не хватает лишь потому, что все деньги разворовываются, а происходит это оттого, что президентская форма правления не способна бороться с криминалом. Соответственно, и услуги медиков должны оплачиваться из государственного бюджета, и зарплата их должна быть не издевательской, а разумной, такой, чтобы врач не чувствовал себя обделенным. Заработная плата врача должна быть никак не меньше средней заработной платы рабочего, которая, при условиях, перечисленных выше, будет вполне приемлемой.
Теперь об образовании. К нему должны быть применены те же условия, что и по отношению к Минздраву. Другой вопрос; какой должна быть школьная программа. Здесь я вижу только один путь; путь христианского образования. Другими словами из школьной программы должен быть полностью исключен либерализм, как опасное для человеческого общества учение, совершенно недопустимое для христианина. Из учебников должно быть убрано половое воспитание, как учение, развращающее подростков, а также валеология, которая представляет собой ничто иное, как скрытый оккультизм. На уроках литературы должны изучаться не "Гарри Поттер", и прочие колдовские сказки, а русские сказки, несущие в себе добро и христианские основы, каковых, на самом деле, очень много, несмотря на все убеждения средств массовой информации. Просто авторам подобных произведений очень трудно пробиться в издательствах. Необходимо сделать упор на издательство неизвестных современных авторов, которые пытаются нести в себе хри-стианство, а не смешивать их с грязью, как это происходит сейчас. В старших классах должны преподаваться Достоевский, Лев Тол-стой, Лесков, а также и современные авторы, такие как Валентин Распутин и Алексей Солоницын. Учебники по истории написать гораздо сложнее, в связи со слишком большим количеством исторической путаницы и клеветы. Но и здесь можно найти выход. Историю нужно писать, опираясь на многовековую культуру, которая создавалась на христианских началах. Стоит посмотреть в корень, стоит попробовать человеку мыслить по-христиански, тогда станет понятной и история, станут понятными все беды и невзгоды прошлых лет и столетий, а также станут понятными все достижения минувших веков.
Сергей почувствовал, что от волнения у него пересохло в горле. Он глотнул чаю, и продолжил:
- Теперь подошел черед вопроса о финансировании науки, культуры и всего такого прочего. Об этом, в первую очередь, должно позаботиться опять же государство. Кроме этого необходимо всячески поощрять пожертвования в эту область частных предпринимателей и бизнесменов. На них ведь тоже должно опираться государство.
- То есть, частный бизнес в таком государстве тоже будет существовать? - перебила Ксения.
- А как же иначе? - воскликнул Сергей. - Ведь речь идет не о рабовладельческом государстве. Ни одно нормальное челове-ческое общество не сможет существовать без частного пред-принимательства. И потом, конечно, что понимать под частным бизнесом. Если под этим подразумевать разворовывание ресурсов, обкрадывание народа, и торговлю наркотиками, то, безусловно, всему этому нет и не может быть места в христи-анском государстве.
Ксения недоверчиво улыбнулась.
- Ты сулишь слишком райскую жизнь. Если почти все отрасли будет финансировать государство, то откуда оно должно будет брать такие гигантские деньги?
- Для этого должна будет существовать прогрессирующая налоговая система, то есть, чем выше доход лица, тем выше должен быть процент его налогообложения. Я вижу следующее; подоходный налог с лица, имеющего доход ниже прожиточного уровня, не должен взиматься совсем. О каком налоге может идти речь, если человек просто не в состоянии на свою зарплату прожить. Обкладывать налогами нищету - преступление. Подобный налог может вызвать лишь ненависть у населения к государству. Лицо же, получающее прожиточный минимум и более, должно обкладываться налогом не более чем в десять процентов. Далее же следует повышать налог, но в разумных пределах. Лицо, получающее десять прожиточных минимумов и более, должно обкладываться двадцатипроцентным налогом. Продолжать следует по той же системе, то есть, зарабатывающий сто прожиточных минимумов должен платить тридцать процентов налога, и так далее. Таким образом, человек, обладающий ежемесячным доходом в десять миллионов рублей, должен будет отдавать государству четыре миллиона, а это весьма большая сумма. Следовательно, простой рабочий, видя какие огромные налоги платят преуспевающие люди, не будет испытывать к ним такой враждебности, поскольку будет знать, что налоги, вносимые ими в бюджет, будут идти на нужды населения. В то же время, государство будет стремиться к тому, чтобы рабочие получали заработную плату гораздо выше прожиточного уровня. Подобная система налогообложения позволит вносить в казну огромные деньги, и в то же время не будет ударять по карману малоимущих.
Что же касается пенсий, то размер их должен составлять примерно восемьдесят процентов от заработной платы, и компенсироваться с учетом инфляции. Пособия по инвалидности должны составлять, по третьей группе, никак не меньше прожиточного минимума. Столько должен получать еще трудо-способный человек, но с ограничениями по состоянию здоровья. Инвалиды же второй группы должны получать столько, сколько будет составлять средняя заработная плата рабочего, поскольку они лишены возможности самостоятельно зарабатывать деньги. Инвалиды первой группы должны получать вдвое больше, чем инвалиды второй группы, поскольку такие больные зачастую нуждаются в постоянном медицинском уходе.
- Вот такой, по моему мнению, должна быть государственная система в нормальном человеколюбивом государстве, основанном на христианских началах, - закончил Сергей.
Ксения качала головой; было видно, что система, предложенная Сергеем, казалась ей вполне разумной.
- Но и это, конечно, далеко не все, на чем должно базироваться христианское государство, - сказал Сергей.
- Не все? - удивленно вскинула брови Ксения.
- Не все, - подтвердил Сергей. - Прежде всего, должна быть полностью вытравлена сегодняшняя система ценностей. Не должно быть этой нелепой, внушенной людям извне классовой ненависти и зависти. Человек должен твердо знать, что нет, и не может быть не престижной профессии. В то же время следует понять и взять за основу то правило, согласно которому в человеческой природе не может быть равенства, поскольку само мышление у каждого человека различно. Если взять образ мысли композитора, и сравнить его с образом мысли ну, хотя бы программиста, то мы сразу же увидим, какая между ними лежит пропасть. Каким бы гениальным не был в своей области композитор, ему никогда не удастся написать компьютерную программу, поскольку для этого нужен совершенно иной склад ума. По той же самой причине и программист не сможет написать прекрасную музыку. Поэтому необходимо в государстве создавать такие условия, чтобы каждый человек мог реализовать себя в той области, к которой он приспособлен, к чему у него лежит душа, в той области, в которой Бог дал ему талант. И если у каждого человека появится возможность реализовать свои возможности, свой талант, то и люди станут жить счастливее, поскольку у них не будет чувства обойденных и обделенных, не будут люди ощущать себя невостребованными, не будет у них отчаяния.
- Если такое произойдет, то никто тогда не захочет работать на заводах и фабриках, - заметила Ксения.
- Ошибочное мнение, - возразил Сергей. - Не у каждого че-ловека натура творческая. Многие предпочтут размеренную трудовую жизнь где-нибудь на производстве, если за их труд будут платить приличную зарплату. Ты думаешь, что все люди мечтают стать бизнесменами? Да большинство людей бизнес ненавидят. Их привлекает в нем только сама возможность за-работать большие деньги.
- Ну, а как же грязные работы? - спросила Ксения. - Такие, как уборка улиц или чистка туалетов? Неужели же есть люди, которым нравятся такие работы?
- А тем, кто выполняет грязную и физически тяжелую работу, необходимо платить высокую зарплату. Тогда человек, выполняющий грязную работу, будет знать, что он получает за свой труд такую зарплату, какую получает далеко не всякий. Размер зарплаты будет компенсировать его унижение. На мой взгляд, это вполне справедливо.
Ксения задумчиво крутила в руках бокал из-под чая, рас-сматривая узоры на нем.
- Чтобы такое произошло, необходимо чтобы все это действовало в стране повсеместно. Налоговая система должна распространяться на все слои населения, а не только низшие сословия.
- Разумеется. Даже более того, новая форма налогообложения должна начинаться сверху, с людей, занимающих высокие посты, и постепенно спускаться вниз. Таким образом, у низших слоев населения не возникнет чувство, что его в очередной раз пытаются ограбить. И благодаря такой системе налогообложения, низшие слои вскоре перестанут быть таковыми.
- Но как можно проконтролировать чиновничий аппарат? Опять начнется дача взяток, опять будет коррупция, и все вернется на круги свои.
- Поэтому я и говорю, что все должно начаться с покаяния, с покаяния массового. Но если народ будет только требовать себе благ и по-прежнему попирать заповеди, то никакой самодержец не сможет ничего изменить в лучшую сторону. Христианским государство может считаться не тогда, когда государством правит христианская церковь, а тогда, когда все население стремится жить по-христиански. Другого пути нет, и быть не может.
52
Сергей забрал пустые бокалы, и унес их на кухню.
- И как я уже говорил, правительство должно ввести что-то вроде цензуры. Не пугайся этого слова, я подразумеваю под этим совсем не то, что было при советской власти. Правитель-христианин обязан будет следить за тем, чтобы на экранах те-левизоров было как можно меньше насилия, секса, глумлений, и полностью исключено сквернословие.
- Другими словами, вернуться к тому, что было на нашем те-левидении в советское время, - ехидно произнесла Ксения.
- В том-то и дело, что нет. Советское телевиденье было само переполнено насилием. Каждый второй советский фильм пропагандировал революцию, кровавые перевороты, то есть самое страшное насилие, которое только существует, и которое ведет к новому насилию. А христианство не может держаться на насилие, потому как оно вещь добровольная, благочестивый образ жизни - это личный выбор каждого. А коммунизм же, напротив, есть ничто иное, как насилие над личностью. И ничем иным он быть не мог, потому что коммунисты уселись на царский трон, который по праву принадлежал Николаю II, и они как огня боялись, что этот трон у них потребуют вернуть. А ведь Николай II и был тем самым христианским правителем, который все свое правление основывал на учении Христовом.
- Ну, не знаю, - произнесла Ксения. - Нас всю жизнь учили, что Николай II был бездарь и подкаблучник, который находился в слепом подчинении у своей жены и Григория Распутина.
- Вот именно. Нам пытались это внушить, и делалось это врагами земли русской, этими самыми масонами и евреями, которым наше самодержавие мешало воцариться на земле. И церковь не понимала, что государь их единственная защита от преследования силами сатанинскими. Не стало императора, и тотчас начались гонения на православную церковь, и эти гонения были самыми страшными в истории. Церковь лишилась своей естественной защиты, как лишилась ее и вся Россия. И русский народ никак не мог понять, что, отрекаясь от царя, он тем самым отрекается от Бога. Не мог понять этого тогда, не может понять и сейчас. Да и как ему этого понять, если его с детства воспитывали на лжи и клевете, да и продолжают воспитывать.
Поэтому я и говорю, что возрождение России должно начаться с церкви. Церковь должна донести до своего народа истину. Она просто обязана это сделать. Царь - это Божий помазанник, и нельзя на крови Божьего помазанника построить себе рай. В этом была роковая ошибка еврейского народа, распявшего Иисуса Христа. Этим он сам себя проклял, и это проклятье будет лежать на нем до самого страшного суда. Но проклятье можно снять, и единственный способ сделать это - покаяние. И меня глубоко возмущает, когда я вижу на экране телевизора одного из высших духовных лиц, который вместо того, чтобы призывать народ к покаянию, заявляет, что призыв к покаянию есть ничто иное, как желание унизить наш народ. Что это? Каким же силам служит наша церковь, если делает подобные заявления. Неужели же наша церковь докатилась до богоборчества, как это случилось с церковью еврейской.
- Но ведь не все же были на стороне революции в семнадцатом году? - воскликнула Ксения. - Существовала же Белая Гвардия, которая пыталась остановить революционный террор. Почему же у нее ничего не вышло? Почему Бог не помог ей в этой битве?
- Белая Гвардия да, боролась против революции, но дело в том, что и ей тоже не нужен был государь. Во время отречения Николая II от престола, все белогвардейцы приветствовали это отречение. Они все были противниками самодержавия. Им не нужен был Государь, поэтому они и проиграли. Они хотели остановить революцию, но не хотели возврата самодержавия. Возможно, они и изменили свое мнение, когда увидели, в какую пропасть полетела Россия без царя, но было уже поздно. Измена и предательство совершились, и исправить положение вещей уже оказалось невозможно. С гибелью императора и его семьи погибла и православная Россия, погибло и христианство на Руси.
Ксения, призадумавшись, потирала подбородок.
- Ты говоришь, что люди должны изменить свой образ жизни. А как это, быть христианином? Как должен вести себя христианин в человеческом обществе?
- Ну, это до примитивности просто, и в то же время, почти недосягаемо тяжело, трудно. Девиз христианина таков: "Не требуй ничего от других, а отдавай себя самого людям".
- Ну, это же чисто коммунистический лозунг.
- Нет, коммунистический лозунг прямо противоположен. Принцип коммунистической революции всегда был следующим: "Если у тебя чего-нибудь нет, то отбери у того, у кого есть, а если он не захочет отдавать, то убей его". Революция всегда руководствовалась низменными человеческими инстинктами, руками народа творя хаос, и устраняя любые препятствия, которые возникают у нее на пути. А одна из заповедей гласит: "Не желай себе ни жены ближнего, ни его раба, ни его имущества". Не желай! А что уж тут говорить о том, чтобы отобрать чужое имущество. Тот, кто на это способен, не может называться христианином.
- Ну, а правоохранительные органы должны существовать в христианском государстве? - спросила Ксения.
Этот вопрос почему-то смутил Сергея.
- Должны, конечно, - неохотно произнес он. - Но, задаваясь этим вопросом, мне вспоминается Лев Толстой, который считал, что человек не имеет права судить себе подобного, потому как судьи, зачастую, гораздо виновнее самих подсудимых. С горечью понимаешь, что так оно и есть. Настоящие преступники разгуливают на свободе, а в тюрьмах сидят в основном те, кому нечем откупиться. Сейчас все чаще поднимается вопрос о смертной казни. Но если ее снова ввести, кого будут казнить? В соответствии с нашими законами, торговать поддельными лекарствами вполне законно, травить людей отравленной водкой можно, выпускать отравленные продукты разрешено, а вот торговать пиратскими дисками является преступлением. По всем программам ведется пропаганды по борьбе с пиратством. Мол, Биллу Гейтсу убыток наносят. Вот еще один пример чудовищной ненасытности человека. Билл Гейтс, самый богатый человек на земном шаре, обладатель шестидесяти миллиардов долларов, считает, что он недостаточно богат, считает, что ему наносят убыток малоимущие граждане, которым не по карману приобрести лицензионный диск. И при таком-то положении вещей вести речь о смертной казни... Легко представить, кого будут казнить; простых людей, которые поставят своим знакомым пиратскую программу. Те же, кто, в самом деле, заслуживает смертной казни, все равно избежит земного правосудия. Прав был Лев Толстой; нельзя доверять человеку вершить судьбы себе по-добных.
- Ну, а как же армия, - продолжала настаивать Ксения. - Армия должна существовать или нет? Если да, то это всегда будет озна-чать пролитие человеческой крови, насилие, убийство и, в конечном счете, зло. А если нет, то кто же будет защищать государство от внешних врагов? Кто будет противостоять злу? И как противостоять злу, если не без ответного насилия. Получается дилемма, в которой, по-моему, никто до сих пор не сумел разобраться.
Сергей повел плечами.
- Сложный вопрос ты задаешь, Ксения. Защищать свою родину надо, в этом нет сомнения. Но, с другой стороны, если население страны будет жить благочестивой жизнью, соблюдать заповеди и тянуться к Богу, то никакой войны никогда не будет. Господь не допустит этого, он убережет своих чад от такого страшного греха, как пролитие человеческой крови. Я, однажды, попробовал про-анализировать все войны прошлого, которые произошли в нашей стране, и убедился, что все они случались лишь в такие моменты, когда человек наиболее сильнее отходил от Бога. Взять, к примеру, монголо-татарское иго. Оно произошло исключительно потому, что наши князья занимались междоусобицами и братоубийством. Жители разных городов ненавидели друг друга. Вот тогда и произошло это бедствие. Оно продолжалось почти триста лет, и закончилось лишь тогда, когда Сергий Радонежский призвал людей к покаянию. Люди снова обратились к Богу. И что же? Монголо-татары просто ушли с нашей территории, и больше о них и не слышали на Руси. Была лишь Куликовская битва, и несколько небольших битв, которые никак не могли быть решающими. Говорят, будто бы иноземцы увидели в небе Богородицу, и это зрелище их так напугало, что они бросились наутек.
А отечественная война 1812-го года? Она случилась после того, как Россию заполонило масонство. Почти все дворяне, все офице-ры, вся элита вступила в эти масонские ложи, которые сеяли по всей Росси революционные раздоры, разлагали население. Результатом этого стала война с Наполеоном, которого многие даже объявили антихристом.
А первая мировая война. Я уже и не говорю про то, что тво-рилось тогда в России, какое зло вылезло тогда на поверхность. Одна революция 1905-го года говорит уже обо всем. И вместо того, чтобы помочь Николаю II победить в этой войне, революционеры ударили ему в спину, и поражение российской армии, в то время как раз и привело к тому, что в Германии пришел к власти Гитлер. К тому же Ленин сам финансировался Германией, и разве он мог допустить, чтобы Николай II одержал победу.
Таким образом, если трезво оглянуться на историю, то ста-новится очевидным, что все человеческие беды происходят лишь тогда, когда человек отходит от Бога. И вообще я заметил одну вещь. Человек, вместо того, чтобы бороться со своими грехами, всегда старается их оправдать. И каждый оправдывает то зло, к которому привержен сам. Так, например, пьяницы и алкоголики всегда оправдывают свое пьянство. Они вовсе не считают свои пороки греховной страстью, они наоборот, называют их болезнью, от которой их должен кто-то исцелить, но так, чтобы сами они не прикладывали для этого никаких усилий. Точно также обстоят дела и с войнами. Люди, не способные их остановить мирным путем, оправдывают убийства на войне, называя это подвигом. Потому как участники всех этих войн не хотят считать себя убийцами, поэтому они и присвоили себе звание героев. Поэтому и войны так усиленно оправдываются и пропагандируются, что никто из участников этих кровавых боен не хочет считать себя убийцей. Если такой человек осудит войну, назвав ее злом, то тем самым он невольно станет свидетелем против себя самого, он осудит себя самого. А называть себя преступником и злодеем не хочет никто, поэтому убийства на войне и принято считать подвигом, поэтому и войны никак не могут прекратиться. Человек сам разжигает их, превозносит, и считает войну подвигом.
53
Ксения потерла пальцами голову, которая от усилий осмыслить услышанное, начинала болеть.
- Да, как ни логично все это звучит, как все это ни правдоподобно, но твои мечты о построении христианского государства несбыточны. Люди вовсе не хотят строить такое государство. Оно чуждо их понятиям и нравам. Ты выйди на улицу и посмотри на лица людей. Посмотри им в глаза. Ты сам увидишь, что христианством здесь и не пахнет. Попробуй заговорить с ними о покаянии, попробуй призвать людей к нему. Я представляю, какой ты услышишь ответ от них. Христианское ми-ровоззрение противоречит самой природе человеческой. Человек живет вовсе не для того, чтобы сделать жизнь кому-нибудь лучше. Это все пустые слова. Людям не нужен рай небесный. Им не нужен даже рай земной, поскольку человек никогда не способен насытиться, никогда не будет удовлетворен, если будет существовать хоть кто-то, кто живет лучше, чем он сам. Люди не хотят жить хорошо, а хотят, чтобы соседу жилось хуже, чем живется им. Эти инстинкты и руководили людьми в советские времена, когда все писали доносы друг на друга. Об этом метко спел исполнитель шансона Владимир Асмолов. В одной из его песен есть такие слова: "Ну, какая радость все это есть, если у соседа за стеной все это то же есть". Эта фраза очень метко характеризует нашего человека, да и не только нашего. Она дает ответ на вопрос, почему не возможен рай на земле. Человеку недостаточно просто хорошо жить, ему еда в глотку не лезет, если сосед живет не хуже его самого. Конечно, это не к каждому человеку относится, но к большинству. И этого вполне достаточно, чтобы человечество скатывалось вниз. Ты говоришь о всеобщем покаянии, но оно не возможно. Это такая же утопия, как и построение государства основанного на христианском учении. Не для того наш народ вел войну с Богом, не для того он разрушал храмы и предал на смерть Николая II, чтобы в этом каяться. Это же был сознательный выбор нашего народа, а не принуждение. Еврейский народ не раскаялся в том, что распял Иисуса Христа, и не раскается никогда. Ты сам говорил, что именно еврейский народ приведет к власти антихриста, из его среды он и выйдет. Мы живем в атеистическом государстве, где большинство населения руководствуются ненавистью к Иисусу Христу. Особенно это касается сегодняшних пенсионеров. Уж они-то всю свою жизнь провели в борьбе с Богом. А молодое поколение даже не знает толком кто такой Бог, и в чем состоит учение Иисуса Христа. Они не держали в руках ни Библии, ни вообще Евангелия. Так что все твои мечты являются просто-напросто утопией, причем никому не нужной утопией, к которой никто не хочет стремиться, и жить в которой никто не желает.
К удивлению Ксении, Сергей согласно кивнул головой.
- Да, это утопия, если говорить в целом. Но к ней все же можно приблизиться. А для этого необходимо спасать самого себя. И ко-гда ты душу свою приблизишь к Богу, то в твоей душе наступит христианское государство.
- Но ведь Николай II сам отрекся от престола. Зачем он это сделал? Он же мог не отрекаться, и остаться на троне.
- Нет, Ксения, не мог, - сказал Сергей. - Своим отречением он избавил народ от клятвопреступления. За триста лет до ре-волюции народ принес клятву верности дому Романовых. И если бы Николай II не отрекся от престола, народ совершил бы клятвопреступление. Он был настроен враждебно по отношению к Романовым. Эту враждебность-то и внушил людям еврейский синедрион, действующий через масонские ложа.
- Ну, а что изменилось сейчас? Население, в большинстве своем, вовсе не сожалеет о том преступлении. И потом, все это лишь общие фразы о том, что надо жить по-христиански.
- Что ты имеешь в виду?
Ксения внезапно вскочила с кресла, и вызывающе встала напротив Сергея. Ее маленькая фигура на мгновение показалась Сергею грозной. Длинные светлые волосы Ксении развивались золотистым ореолом вокруг ее головы.
- Ну, хорошо, давай говорить конкретно, и напрямую. Что должна делать я, чтобы жить по-христиански? Каковы должны быть мои действия?
Этот откровенный вопрос смутил Сергея.
- Ты не уходи от ответа, - резко сказала Ксения. - И говори прямо, как я должна поступать, чтобы мой образ жизни соот-ветствовал христианскому. Говори так, как ты считаешь, как ты думаешь.
- Просто соблюдай заповеди, - нерешительно начал Сергей.
- Снова обобщаешь, - оборвала Ксения. - Хорошо, я не убиваю, не краду, что дальше?
- Не прелюбодействуй.
- Хорошо, допустим, я была несколько раз замужем. Но это было в прошлом, его не изменить. Что теперь делать? Сейчас я живу одна, у меня нет ни любовника, ни сожителя. Я забочусь о своем сыне. Я хочу, чтобы ему жилось хорошо и спокойно. Это плохо, это грех?
- Нет, - сказал Сергей. - Если ты поступаешь так, как говоришь, то ты поступаешь правильно.
- Хорошо, что еще я должна делать? Я не должна зарабатывать деньги?
- Это, смотря каким путем, зарабатывать деньги. Казино не совместимо с христианским образом жизни.
- Но если я не могу иначе заработать денег! Как мне быть?
- Такие деньги все равно не пойдут на пользу! Пойми ты это! И подумай о своем сыне! Я видел его в казино, видел его одержи-мость, когда он играл в эти проклятые "автоматы". Ты что же, не понимаешь, во что его вводишь? Это все равно что алкоголику да-вать бесплатную водку. Ты думаешь, что если у него есть возможность бесплатной игры, то это решает проблему? Совсем нет! Это азарт, Ксения. Игроман не получает удовлетворения, если не рискует деньгами. Ему необходимо играть на деньги, и рано или поздно, он снова начнет это делать.
Ксения почувствовала, что внутри нее нарастает негодование, почувствовала, как у нее участилось сердцебиение. Дыхание стало частым, эмоции переполняли ее. Она принялась крутить головой по сторонам, словно ища от кого-нибудь поддержки. Но в комнате никого больше не было, кроме нее и Сергея.
Видя, что Ксения начинает терять контроль над собой, Сергей тихо произнес:
- Ну, зачем тебе эта заграница? Не найдешь ты там удовлетворения. Ты спрашиваешь, как лично тебе жить по-христиански, так вот, это означает, что не нужно рваться за границу. Не надо искать земного рая на чужбине. Ты как-то говорила мне, что люди отвернулись от Бога потому, что они бедны. Ты говоришь, что человек надо сперва накормить. Отчасти я с тобой согласен. Но разве сытый человек становится ближе к Богу? Я вижу множество примеров, когда очень богатые люди даже слушать не хотят о Боге.
Ксения, неожиданно для самой себя, усмехнулась, и немного расслабилась, опустив глаза вниз. Она покачала головой.
- Ты знаешь, я на днях все же прочла Евангелие. Учение Христа хорошо во многом, но все же есть в нем одна вещь, которую я не могу понять и принять.
- Какая же? - с любопытством спросил Сергей.
- Всепрощение. Что это, как не потворство злу? Ведь если человек будет прощать зло, и не делать ничего, чтобы остановить его, ты представляешь, что тогда будет твориться на земле? Это как же так, если в один прекрасный день какие-то отморозки ворвутся в мой дом, искалечат на моих глазах моего сына, изнасилуют меня на его глазах, а если бы у меня была дочь, то и дочь тоже, а потому убьют моего сына, и уйдут, оставив меня в живых, я что же, должна буду простить их?
Ксения снова ощутила, что все у нее внутри закипает от гнева. Ее голос задрожал от ярости и несправедливости.
- Да разве я смогла бы такое простить?! И не один человек не смог бы этого сделать! А тот, кто смог бы такое простить, не имел бы права после этого называться человеком! И что же это за справедливость такая, если бы эти выродки попали в рай по той причине, что они перед смертью бы раскаялись, а мать, перенесшая все это, отправилась бы в ад лишь потому, что не смогла бы простить такого изуверства. Не принимаю я такой справедливости!
- Неужели же ты думаешь, что Бог оставит невинную жертву без утешения? - тихо сказал Сергей. - Да не бывать этому вовек. Сколько раз говорится в Евангелии, что Господь является утешителем всем обиженным и угнетенным. Если бы было иначе, не пошел бы Иисус Христос на крест ради людей, не стал бы открывать людям врата рая. Если Господь за каждую душу борется, то тем более, он не оставит без утешения жертву этого кошмара, который ты только что описала.
Ксения долго молчала, продолжая неподвижно стоять напротив Сергея. Но было видно, что она понемногу успокаивается.
- В Евангелии сказано, что христианин должен быть добро-детельным, - сказала она. - Но добродетель, в наше время, возможна только при помощи денег. Признай, что невозможно ничем помочь человеку, если у тебя нет денег. Вот и получается, что без денег не можем творить ничего.
- В наше время создалась именно такая ситуация. - Вынужден был признать Сергей. - До какого же безумия дошел человек, что превратил деньги в такое могучее оружие! А ведь деньги создавались как простое средство обмена, для того, чтобы развивалась экономика. А из них сделали символ власти, наделили таким невообразимым могуществом, что они поработили души и тела людей. Куда ни шагни, куда не повернись, всюду нужны деньги, везде все упирается в них. Прямо абсурд какой-то.
- Абсурд, - согласилась Ксения. - Однако от него никуда не уйдешь, это печальная реальность, от которой нельзя укрыться. Это только коммунисты обещали построить такое общество, в котором не будет денег.
- Еще больший абсурд, потому как на деньгах держится экономика всего мира. Деньги, как средство обмена, всегда будут существовать. Без этого рухнет все общество. Человек никогда не станет добровольно работать, если не будет за свой труд получать плату. Тем более, если он будет иметь возможность получить бесплатно любой товар, который только пожелает.
- И все равно я не понимаю, зачем нужно это покаяние. Не понимаю в чем его сила, и как оно может повлиять на людей. Ну, допустим, духовенство покается передо мной. Что от этого изменится у меня на душе? Да ничего, все останется как есть, как было. Я не верю в его силу.
- Ты когда-нибудь сталкивалась с публичным покаянием?
- Нет.
- Поэтому так и говоришь.
Ксения отступила на шаг назад, и поправила непокорные пряди волос.
- Ты говоришь, что у каждого человека свой земной путь, что каждый должен идти своим путем. А какой земной путь у тебя, Сергей? Ты знаешь, для чего живешь и какова твоя миссия в жизни?
- Если бы я это знал, - сказал Сергей, вздыхая. - Мне сорок семь лет, и я не знаю, где мой путь, и по какой дороге я должен следо-вать. Я как слепой, которого ведет поводырь, только в роли поводыря выступает Господь Бог. Может, он и говорит со мной, может, и говорит, куда мне следовать, только я его не слышу. Я пытаюсь изучить человека, чтобы понять его. Хочу проникнуть ему в душу, чтобы помочь самому себе разобраться в том, где истина, а где ложь. Хочу помочь разобраться в этом людям. Но вместо этого я не могу понять себя самого, не могу понять, чего я хочу, и чего мне нужно.
- Господь наставляет людей, ты так сказал. Если человек будет искать путей к нему, то Господь не оставит такого человека, сделает его счастливым. Ты стал счастлив оттого, что ищешь путь к нему? Принесло ли это тебе успокоение и мир в твою душу?
- Нет, - после небольшой паузы, после некоторого раздумья, нехотя, произнес Сергей. - Временами я себя чувствую в полном тупике. Меня охватывает отчаяние при мысли о том, что жизнь моя проходит, а я не сделал ничего важного, ничего стоящего. У меня нет жены, нет семьи, порой на меня находит чувство одиночества и безысходности. Мне кажется, что я потратил свою жизнь впустую, и что все мои попытки познать Бога ни к чему не привели. Наблюдая за жизнью и за людьми со стороны, я, как бы отгородился от всего, и стал, словно каким-то разумом, который отделен от мира, который не хочет быть в нем, не хочет быть таким как все, не хочет утопать в людских пороках, но в то же время не может разорвать связь с миром и приблизиться к Богу. Я чувствую безысходность оттого, что вижу и понимаю, что подавляющее большинство людей просто не хотят быть с Богом. У них в душе пустота, и понимая это, я чувствую страх. Страх за всех них и за самого себя, поскольку понимаю, что моя жизнь также пуста и бессмысленна, как и жизни всего остального человечества, далекого от Бога.
54
В конце мая установилась небывалая для этого времени жара. Столбик термометра поднимался до тридцати шести градусов в тени. В один из таких жарких дней, Ксения и Роман пригласили Сергея на шашлыки. Отказываться было неудобно, и Сергей со-гласился.
Шашлыки было решено устроить в саду у Ксении, благо это место идеально подходило для подобного пикника. В назначенное время "тойота" Романа подъехала к дому Ксении. Роман и Сергей выбрались наружу, и Роман принялся выгружать из багажника упаковку пластиковых бутылок с пивом, а также несколько бу-тылок водки.
Всего их собиралось четверо, Ксения и Глеб уже ожидали дома, приготавливая закуски.
Без лишних слов, Роман направился прямо в сад, где, в тени яблонь находилась уютная беседка. Роман выгрузил на столик бутылки с водкой, а упаковку пива поставил на пол.
- Смотри, как здесь красиво, - сказал он, обращаясь к Сергею. - Это место словно создано для пикников.
Роман огляделся по сторонам.
- Ну, где будем ставить мангал? - обратился он к подошедшим Ксении и Глебу.
- Да хоть прямо здесь, - указала Ксения на площадку перед беседкой.
- Угу, годится. Глеб, неси-ка сюда мангал.
Глеб отправился выполнять поручение.
- А я пока принесу дровишек.
Роман снова скрылся в багажнике своего джипа, копошась там. Через минуту он вынырнул, держа в руках аккуратную вязанку дров.
- А-а! - Роман с наслаждение вдохнул пары аромата дров. - Березовые! Эх, и запах душистый. Ты понюхай!
Глеб сунул дрова под нос Сергею.
- Чувствуешь?
- Чувствую. - Запах действительно был приятным и душистым.
- Э, нет ничего лучше, чем шашлыки домашнего приготовления. Ты умеешь жарить их?
- Честно говоря, ни разу не пробовал, - признался Сергей.
- Да брось ты! - изумился Роман. - Так таки ни разу?
- Ни разу.
- Ну, это ты зря. В таком случае, я тебя сейчас научу. Здесь нет ничего сложного.
В это время Глеб принес большой мангал, сделанный из не-ржавейки, и поставил ее на землю.
- Смотри, это же очень просто, - говорил Роман Сергею. - Накладываешь дрова, равномерно по всему дну, затем разжи-гаешь огонь. Вот, видишь.
Пламя охватило дрова, и вскоре они затрещали. Из мангала повалил дым.
- Когда дрова прогорят, и останутся одни угли, тогда можно будет раскладывать над костром мясо.
Они втроем принялись ожидать, когда дрова превратятся в угли. Ксения, тем временем, накрывала на стол.
- Эх, пивка, что ли открыть. - Не выдержал ожидания Роман. Но Ксения осадила его.
- Подождешь. Вот сядем когда за стол, тогда и откроем пиво. Тебе дай волю, ты все один выпьешь.
Вскоре дрова прогорели, и Роман вытянул руку над углями.
- Ух, жар так и пышет. Теперь можно и жарить мясо.
- Нести, что ли? - спросила Ксения.
- Давай, - откликнулся Роман. - Пора.
Ксения вернулась с большим блюдом бараньего мяса, которое она приготовила еще со вчерашнего вечера. Роман принялся нани-зывать его на шампуры. Глеб и Сергей помогали ему. Когда все мясо было нанизано, Роман разложил шампуры по гнездам мангала.
- Ну вот, а теперь осталось только вращать его над углями, чтобы мясо прожарилось равномерно, и все, - объяснял он Сергею. - Можно еще время от времени поливать его соком, или как оно там называется.
Роман указал на дно чашки, в котором хранилось мясо, где оставались остатки майонеза, перемешенного с приправой.
Вскоре от мяса стал подниматься чудесный аромат. Роман вытер тыльной стороной руки пот со лба.
- Уф, и так солнце жарит, как в июле месяце, так еще шашлыки жара подбавляют.
Наконец шашлыки были готовы, и все расселись за столом, на котором стояли блюда с хлебом, жареным картофелем и салатами домашнего приготовления, сделанного из помидор и огурцов. Роман откупоривал бутылку с водкой и разливал по кружкам пиво. Ксения накладывала в тарелки картофель и салат.
- Огурцы и помидоры привозные, - говорила она. - И по от-дельности их есть нет никакого удовольствия. У них нет никакого вкуса.
- Угу, - подтвердил Роман. - Трава, да и только.
- А вот салат из них сделаешь, совсем другое дело.
- Салат - это салат, - сказал Роман. - Туда чего только не добавляешь. И майонез, и лук и чеснок. Конечно, это совсем другое дело.
Роман хотел налить водки Сергею, но тот решительно вос-противился.
- Ой, нет, можно без водки? Водка с пивом, это ерш получится. Слишком уж это на голову влияет, и я не знаю, как эта смесь на меня подействует.
Роман засмеялся.
- Боишься контроль над собой потерять. Ну ладно.
Роман не стал настаивать, и Сергей удовлетворился пивом.
- Ну, - сказал Роман, поднимая свою рюмку. - За нас!
- За нас! - Подняли свои бокалы остальные.
- За наши начинания, за то, чтобы все у нас шло хорошо.
Они выпили.
Пикник проходил довольно оживленно. Настроение у всех было приподнятое, и все старались его таким и поддерживать. Глеб то-же пил наравне со всеми, особенно часто он прикладывался к пиву.
- А это ничего, что он так налегает на пиво? - спросил Сергей, искоса глядя на Ксению. Та равнодушно пожала плечами.
- Ну и пускай пьет, если ему так хочется.
Во время еды все оживленно беседовали, обсуждая всевоз-можные темы, начиная от политики, и кончая погодой. Глеб к этому времени окончил первый курс, и собирался переходить на второй, но явно избегал разговоров на эту тему. Впрочем, никто и не заводил разговоров об его учебе. Ксения и Роман несколько раз подмешивали в пиво водку, но когда Глеб попытался сделать то же самое, Ксения категорически запретила ему это.
Незаметно приблизился вечер.
Ксения, тяжело дыша, откинулась на спинку скамейки, и по-гладила руками живот.
- Уф, кажется, я немного переусердствовала сегодня, - сказала она. - Давно я так не наедалась.
Роман засмеялся.
- Ну, ничего. Иногда можно позволить себе немного рассла-биться.
- Врачи говорят, что из-за стола необходимо выходить с легким чувством голода.
- Но ты же не каждый день так наедаешься.
- Еще не хватало бы того, чтобы это было каждый день, - возмутилась Ксения.
Она оглядела стол.
- Ну что, наверное, пора убирать со стола. А то скоро темнеть начнет.
Роман глянул на небо.
- Может быть. - Пожал он плечами.
Сергей, меньше всех налегавший на пиво, и не мешавший его с водкой, заметил, что алкоголь подействовал на его сотрапезников. Романа и Ксению развезло. Язык у Ксении начинал заплетаться, да и Роману становилось контролировать себя все труднее.
Ксения поднялась со своего места, и принялась собирать со стола посуду. Глеб помогал ей. В одной из бутылок, примерно на треть, еще оставалось пиво, и Роман категорически не позволил Ксении убирать ее.
- Мы еще посидим с Серегой немного, - сказал он.
Пока Ксения убиралась, Сергей смотрел на небо, которое лучи заходящего солнца окрашивали в багровый цвет. Зрелище было красивым, и одновременно грустным. Оно почему-то навевало на сердце тоску, словно говоря, что вот еще один день прошел.
Захмелевшего Романа нисколько не интересовал заход. Когда Глеб и Ксения ушли в дом, он обратился к Сергею.
- Серега, я хочу с тобой поговорить, - произнес он, глядя на мангал, над которым все еще поднимались маленькие струйки дыма.
- Я слушаю, - отозвался Сергей.
Странное дело, Роман, в это время, совсем не казался пьяным. Его голос звучал трезво.
- Я знаю, ты человек хороший, - начал Роман.
- Хороший? - перебил его Сергей, покоробившись. - Да ничего подобного, я такой же, как и все.
- Брось, - вяло махнул рукой Роман. - Хорошего человека сразу видно.
- Видно? Боюсь, что тут ты ошибаешься.
- В каком смысле?
- Ни один человек на свете не достоин того, чтобы называться по-настоящему хорошим.
- Как так?
- Никто не знает о себе, и не может знать, что он сам из себя представляет.
Взгляд Романа выразил недоумение.
- Не понимаешь? - улыбнулся Сергей.
- Нет, - признался Роман.
- Тебе доводилось видеть фильм Андрея Тарковского "Стал-кер"?
Роман кивнул.
- Когда-то давно я смотрел его. Но мне он не понравился, какой-то нудный и непонятный. Все бродят по этой зоне, говорят, и не поймешь о чем фильм. Я так и не понял, были ли там инопланетяне, или же нет. Да и вообще, скука одна.
- Так ведь суть фильма совсем не в инопланетянах, - сказал Сергей.
- А в чем же?
- Это фильм о сокровенных желаниях человека, о том, чего человек желает на самом деле. Ты помнишь сюжет этого фильма? В глубине зоны есть озеро, которое исполняет человеческие желания. Не те желания, которые человек выскажет вслух, мол, желаю того и того-то. Нет. Желания сокровенные, желания выстраданные, те желания, которые свойственны натуре каждого человека. Об этих желаниях человек и сам даже не догадывается. Один из героев этого фильма, роль которого исполнял актер Анатолий Солоницын, рассуждает в одном эпизоде: "Как узнать, хочу ли я действительно того, чего я хочу, и действительно ли я не хочу того, чего не хочу?" Это фраза ключевая в этом фильме.
Роман нахмурился, задумавшись над услышанным.
- Этот же герой рассказал следующую историю, - продолжил Сергей. - Когда-то был один сталкер, побывавший на этом озере. Через некоторое время после своего возвращения домой, он страшно разбогател.
Роман присвистнул.
- Да, повезло человеку.
- Слушай дальше. Прошло какое-то время, и этот сталкер повесился.
- Повесился? Ну, это он зря! С такими-то деньжищами мог бы жить, и бед не знать. Зачем он это сделал?
- А вот послушай. Позже выяснилось, что был он на этом озере вместе со своим братом, который погиб, спасая ему жизнь. Можно даже сказать, что сталкер подставил своего брата, чтобы добраться до заветного озера. А, добравшись, он почувствовал глубокое раскаяние по этому поводу. Он стал ползать по воде, просить, умолять. Он вымаливал, чтобы его брат ожил, чтобы снова был с ним. А когда вернулся домой, то получил лишь кучу денег. И понял он тогда, что сбывается только самое сокровенное желание, самое выстраданное, желание, свойственное натуре, каждого человека. И понял он также, что ничего-то ему, кроме денег, по-настоящему то и не надо, что все его раскаяния лишь поверхностны, что сама его сущность не изменилась, все его помыслы и желания остались прежними, и желает он только денег. Каждому дается лишь то, что свойственно его натуре. И поняв это, сталкер удавился, потому как не мог жить больше с мыслью о том, какое же он ничтожество. Это оказалось выше его сил.
Роман ошеломленно смотрел на Сергея.
- Ты рассказал настоящий ужас.
- Ужас - да, - согласился Сергей. - Но этот ужас свойственен всем нам, свойственен натуре каждого из нас. А ты говоришь о том, хороший человек или плохой. Да никто этого и сам не может знать о себе. В том числе и я. Можно судить о человеке по его делам, но это будет не совсем верно, потому что истинное лицо человека все равно будет скрыто от посторонних наблюдателей, скрыто будет даже от него самого.
- Но как это так получается? - недоумевал Роман. - Неужели же все люди притворяются?
- В обыденной жизни все люди носят на себе оковы, которые сковывают их истинную сущность, не дают ей взять верх над собой.
- Все равно не понимаю.
- Настоящая сущность проявляет себя в человеке либо во время сна, либо в состоянии опьянения. Понаблюдай как-нибудь за со-бой, прислушайся к своим снам. Вспомни свои поступки, свои действия, которые ты совершаешь во сне, и сравни их с тем, как ты ведешь себя в реальной жизни. Я уверен, что между этими действиями нет ничего общего.
Роман снова нахмурился, пытаясь вспомнить свои сны.
- Разве ты никогда не совершал во сне таких действий, которых в реальной жизни ты бы никогда не совершил? Не было ли во сне случаев, когда бы ты срывал свою агрессию на других людях или высказывал им все, что ты о них думаешь, что в реальной жизни ты никогда не делал? Может быть, ты даже избивал того человека, который в реальной жизни вызывает у тебя глубокую неприязнь, которого ты ненавидишь в глубине души своей, но не показываешь виду в реальности? А, может быть, ты даже убивал кого-нибудь?
Роман молчал.
- Многие люди объясняют свои сны тем, что чего, мол, во сне только не приснится. Отчасти, это действительно так. В большинстве своем сон является лишь бредом, но этот бред основан на сущности человека, на особенностях свойственных его натуре. Лично я объясняю сны тем, что во сне с человека спадают его оковы, оковы, сдерживающие его сущность. Человек во сне проявляет все свои свойства, которыми он наделен от природы, но которые он просто боится проявить в реальной жизни, или же не хочет проявлять. Понаблюдай за своими снами, и ты узнаешь очень многое о своей сущности. Я убежден, что даже глубоко целомудренный человек может участвовать во сне в сексуальных оргиях, чего в реальной жизни он себе бы никогда не позволил. Это говорит о том, что плоть желает, а душа противится. И верный муж способен изменять жене в своих снах. Человек грешен по своей природе, и оковы его души сдерживают от того, чтобы дать полную свободу его низменным инстинктам.
То же самое происходит и с пьяницами. Сколько раз уже наблюдалась такая картина, когда тихий и добродушный человек в состоянии алкогольного опьянения хватается за топор, и грозится поубивать всех ближних. О чем это свидетельствует? Сколько преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения, сколько самых жестоких убийств. Это уже потом выдвигается такое оправдание, что, мол, убийца и преступник пьяный был, и не контролировал себя. Что, мол, с пьяного взять. Глубочайшее заблуждение. Пьяный человек проявляет свое истинное лицо. Тот, кто видел поступки пьяного человека, тот видел его истинную сущность, его истинное лицо. У пьяного оковы с души спадают, и он проявляет себя во всей красе. Конечно, потом, протрезвев, такой человек, возможно, и кается в содеянном, но все дело в том, что от раскаяния истинная сущность человека не меняется. Глубоко в душе он остается прежним, потому как первородный грех извратил его сущность.
55
Роман посмотрел на оставшееся в пластиковой бутылке пиво.
- Ты хочешь сказать, что я сейчас, опьянев, становлюсь таким, каким я есть на самом деле?
- Ты приближаешься к этому состоянию, - подтвердил Сергей. - Пока ты еще контролируешь себя, но если ты выпьешь еще, ты, возможно, утратишь над собой контроль, и с твоей сущности упадут оковы.
Роман отодвинулся от бутылки, и оценивающе посмотрел на Сергея.
- Ты тоже пил вместе с нами, правда, пил меньше всех, - заметил он.
- Я потому и пил мало, что боюсь свое сущности, - подтвердил Сергей. - Я боюсь самого себя. Кто знает, как я поведу себя, когда напьюсь.
- И ты ни разу не напивался?
- Нет.
- А ты попробуй. Разве тебе самому не интересно знать, что ты из себя представляешь? Узнаешь о себе всю правду.
- Отчасти, конечно, мне хотелось бы увидеть свое собственное лицо, - признался Сергей. - Но, в то же время я этого не хочу. Я больше чем уверен, что во мне очень много грязи, и я не хочу эту грязь выплескивать наружу. Не хочу, чтобы меня видели в моем истинном обличие, не хочу, чтобы из-за меня кто-нибудь пострадал. Пусть лучше вся мерзость, что имеется у меня, остается глубоко в моем подсознании. Я не хочу, чтобы она вырвалась наружу. И потом, кто знает, чего я хочу на самом деле. Может быть, я просто разглагольствую о Боге, веду красивые и правильные речи, а на самом деле, он мне и не нужен вовсе. Может быть, природа моей души такова, что ей противен Бог, и что она лучше согласится гореть в аду, нежели быть с Богом. Я не знаю своей сущности, поэтому и пытаюсь сделать выбор в сторону Бога. Я боюсь самого себя. Может быть, я маньяк какой-нибудь, ненавидящий все человечество, может быть, я тиран и деспот, мечтающий о неограниченной власти над миром. Нет, не хочу я знать правду о себе, и не хочу давать свободу своим тайным помыслам и желаниям. Поэтому я прошу Бога помиловать меня, и взять под свою опеку, потому как не известно, что я за человек, и на какое зло я могу быть способен, если получу пол-ную свободу.
Сергей помолчал, задумчиво качая головой, словно прислу-шиваясь к самому себе.
- Все люди в повседневной жизни носят маски, которые скрывают их сущность. Сейчас многие говорят об алкогольной зависимости, считают, что алкоголики не могут жить без водки. На самом же деле причина алкогольной зависимости иная; человек, привыкший давать свободу своей натуре, выпуская на волю все мерзкое, что в нем есть, просто уже не хочет надевать на себя эти оковы снова. Не хочет больше носить маску. Он хочет освобождения своих инстинктов. Тот же, кто не хочет терять над собой контроль, старается держаться от алкоголя подальше, или знает меру.
- Но все это не вяжется с твоей верой в Бога, - сказал Роман. - Если дело обстоит действительно так, как ты рассказал, то кто же тогда попадет в рай, если человек так омерзителен?
- Поэтому Бог и дал человеку акт покаяния. В известной колдовской сказке о Гарри Поттере, есть одна фраза, которая как нельзя лучше определяет судьбу человека. "Человека определяют не заложенные в нем качества, а его выбор". Вот это и есть путь для спасения человека. Покаяние и свободный выбор, вот два дара, которые дал Господь людям, и которыми человек так упорно не хочет воспользоваться. Покаяние - это сожаление о содеянных в жизни грехах, и выбор - желание идти наперекор заложенным в себе качествам и порокам. Если человек захочет преодолеть в себе все то отвратительное, что в нем есть, будет загонять все отрицательное в самые глубины своей души, и просить у Бога помощи и прощения, то такой человек спасется.
Роман хмыкнул, глядя в стол.
- И все же я не понимаю. Ведь Бог же и был первым провока-тором, из-за него же Адам и Ева были изгнаны из рая.
- Это почему же так? - удивился Сергей.
- Ну, как же? Посадил дерево посреди рая, запретил есть с него плоды, и сам же подослал змея, чтобы искушать Адама и Еву. А когда они соблазнились, то обрадовался, и изгнал их из рая. Как же еще это можно назвать, кроме как провокацией?
Сергей понимающе улыбнулся, и покачал головой.
- Ты искаженно все понимаешь.
- Почему же искаженно?
- Бог дал человеку выбор. Адаму и Еве было позволено аб-солютно все в раю. Бог дал только один запрет. И этот един-ственный запрет люди и нарушили. И даже не за это они были изгнаны из рая. Бог дал им шанс на исправление, хотел, чтобы они покаялись. Но вместо этого Адам стал сваливать грех на жену, которая первая согрешила, а Ева на змея, который ее искусил. Следовательно, не Бог был первым провокатором, а змей, в которого воплотился не кто-нибудь, а сам сатана. Вот кто является главным врагом человека. И с того дня, когда по-пробовали первые люди от запретного плода, и вошел в человека сатана. Оттого-то и стала душа человека грязна и отвратительна, оттого-то и стало в ней столько подлости и мерзости, что впустили в себя первые люди сатану, и сидит он теперь в человеке и по сей день, и до самого страшного суда будет сидеть. И лишь те, кто попадает в рай, наконец-то освобождаются от рабства сатаны, очищаются от скверны, иначе и в раю они не смогли бы существовать, не дал бы людям покоя сатана, не позволил бы быть чистыми.
Сергей немного помолчал, глядя на пустую пивную кружку.
- Говорят, что пьяницы, дошедшие до крайней степени алко-голизма, часто видят зеленых человечков, бесов и тому подобное. Многие объясняют это галлюцинациями, но я все чаще за-думываюсь, галлюцинации ли это.
- А что же еще это может быть? - спросил Роман.
- Я читал, что Бог нарочно наложил на людей ограничение восприятий. Человек духовно как бы блокирован, чтобы не видеть темных сил. Это сделано для того, чтобы человек не сошел с ума при виде всей этой нечисти, которая нас окружает. Но когда человек напивается, и не просто напивается, а когда доходит до последней стадии алкоголизма, то этот барьер рушится, и человек начинает видеть все то, что нас окружает, все темные силы.
Роман поежился.
- Брр, какие ужасы ты говоришь! Почему же, в таком случае, пьяницы и алкоголики не прекращают после этого пить? Ведь видение этого потустороннего мира должно вызывать в душе человека настоящий ужас.
- Так оно и есть. Но поскольку человек уже рождается в этот мир с первородным грехом, который закладывают в нем гене-тически его родители, то этот грех у пьяниц вступает в контакт со своим первоисточником, то есть сатаной. И так как человек любит грех, то он освобождает свою сущность, тем самым, подчиняя себя сатане. Он просто не желает прилагать никаких усилий для того, чтобы разорвать связь с темными силами, и вернуть себя под защиту Бога. Человек становится марионеткой, он отдает себя в руки дьявола, тем самым, отказываясь от права выбора, предоставленного ему Богом.
- Но если все обстоит действительно так, как говоришь ты, то получается, что Бог только и ждет возможности спасти каждого человека. Ждет, когда человек сделает выбор в сторону Бога.
- Так оно и есть, - согласился Сергей.
- Тогда почему же человек не предпринимает никаких шагов для своего спасения? Почему он упорно отрицает Бога?
- Потому что дьявол упорно внушает человеку атеизм, то есть неверие в существование Бога, и в существование себя самого. Еще кто-то из древних мыслителей сказал, что самый большой успех дьявола в том, что ему удалось убедить мир в своем отсутствии. А атеизм, которым так гордились революционеры и коммунисты, привел человека к еще более страшному состоянию души, которое сегодня, на простонародном жаргоне называется "пофигизм". Это состояние означает полное равнодушие людей к своей судьбе, и к своему будущему. Людям становится все безразлично. А это значит, что у человека умирает воля к жизни, он отказывается от борьбы за свое спасение. Душою такого человека полностью овладевает дьявол. Человек покорно ждет своей гибели, его не пугает смерть. Ему становится все равно, принять ли наркотик или же выпить яду. Страшно смотреть на такого человека. Он не хочет работать, ему не нужна семья, не нужны дети, его не радуют ни мирские радости, ни душевное удовлетворение. Вернее, он не может получить душевное удовлетворение, он находится в состоянии полнейшей апатии. И всему этому является первопричиной атеизм. Именно полное неверие в Бога, неверие в возможность собственного спасения, и приводится к духовной пустоте, которая заканчивается этим самым "пофигизмом". И что самое страшное, это то, что из такого состояния почти невозможно извлечь человека. Когда нет воли, нет и желания, а без желания невозможно и спастись.
Многие сейчас обвиняют в этом нашу молодежь, которая больше всех страдает этим "заболеванием". Говорят, что мо-лодежь плохая пошла. Большая ошибка так считать. В этом виновна отнюдь не молодежь, а виновато старшее поколение, и чем это поколение старше, тем оно виновнее. Старшее поколение является, как бы, хранителем зла, оно-то и заложило в молодом поколении атеизм, то есть безверие, безнадежность, бессмысленность жизни и, в конечном счете, этот самый "по-фигизм". Самое нелепое, когда из этого состояния людей пы-таются вывести атеисты, те самые, которые и столкнули "по-фигистов" в это самое состояние. Они пытаются учить людей, объясняя им, что человеку необходимо иметь цель в жизни, поставить ее себе, и к ней стремиться. Но какая же может быть у человека цель, кроме собственного спасения, спасения своей души и желания помочь ближнему? Все остальное пустое или, по крайней мере, не главное. Все остальное должно быть лишь подспорьем для духовного совершенствования человека, не более. Ни в коем случае не должно все остальное затмевать собою Бога. Но атеисты же вообще отвергают бытие Божье, для них цель - это достижение рая на земле, а это невозможно, это утопия. Поставь себе цель в жизни, говорят они. Хорошо, поставит себе подросток целью стать великим спортсменом, а в двадцать лет станет инвалидом. Что дальше? Как он будет дальше жить, когда его главная мечта, цель всей жизни рассыпалась, как песочный замок? Как ему быть в таком случае? Да он как раз и впадет в этот "пофигизм". Нет, без веры в Бога, без надежды на то, что со смертью жизнь не кончается, а продолжается, не сможет человек жить нормальной жизнью, не сможет преодолевать земные тяготы.
- Позволь тебя спросить, - вдруг прервал Сергея Роман. - Вот ты веришь в Бога, веришь в загробную жизнь, в воздаяние за все де-ла. Но дала ли эта вера тебе силу в жизни, я имею в виду духовную силу?
- Да, дала, - после минутного колебания произнес Сергей. - Дала, иначе чем же объяснить, что я до сих пор не наложил на себя руки или не впал в депрессию, ударившись в пьянство или принимая наркотики.
- Ты что же, считаешь, что если ты не полез до сих пор в петлю, это и есть проявление помощи Божьей? - удивился Роман. - В та-ком случае, я не хочу быть верующим. Я не хочу прожить в нищете, лишенный всех земных радостей и удовольствий, и еще благодарить Бога за то, что я от отчаяния не проломил себе голову. Такая жизнь слишком страшная.
- А ты считаешь, что лучше предаваться всем земным порокам, грехам, прожить свою жизнь в беззаботности и веселье, но по окончании земной жизни отправиться навечно в ад? Вдумайся в эту фразу: "вечные мучения". И, к тому же, если я буду вести по-добную жизнь, то совесть все равно мне будет постоянно напоминать, что я гублю себя и качусь в пропасть. Думаешь, жизнь с такими мыслями доставит мне удовольствие?
Сергей покачал головой.
- Нет, я не хочу так жить. Но, в чем-то ты прав. Я действительно чувствую себя семидесятилетним стариком. Да, я признаю, мое душевное состояние соответствует душевному состоянию семидесятилетнему человеку. Я устал от жизни, и мне хочется покоя.
- Может быть, причина этому в том, что у тебя нет семьи, нет близкого человека?
Сергей неопределенно пожал плечами.
- Частично, причина, возможно, и в этом, - признал он.