Пономарёва Ольга Сергеевна: другие произведения.

Открытые письма

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История русской художественной открытки от возникновения до наших дней.


   Что такое открытка? То, что вы рисуете маме и бабушке на праздники? Яркая картина с отпечатанным на обороте текстом? Рекламный картонный листок, который можно бесплатно взять в кафе или магазине? Конечно, вы правы, но не все так просто.
   У открытого письма, а открытка это именно "открытое письмо", интереснейшая история. Ее знают филокартисты - люди, коллекционирующие открытки.
  

Как появилась открытка

   Если спросить у любого человека, не знакомого с этой темой: "Сколько лет открытке?", он, скорее всего, ответит, что, мол, ну никак не меньше 300. На самом деле, открытка значительно моложе. Ей пока нет и 150 лет.
   Правда, в середине XVIII века в Париже делали пригласительные карточки с адресом. Они пересылались по почте без конверта. Почтовый дилижанс развозил эти карточки по адресам. Но они не стали популярны. Во-первых, стоили дорого. А во-вторых, тайна переписки охранялась государством.
   Эти карточки, скорее, похожи на современные визитки. В России такие визитки были у полководца А.В. Суворова, у драматурга Д. И.Фонвизина, у фельдмаршала П.А.Румянцева и у некоторых других важных людей.
   Но когда и почему появилась именно открытка?
   А вот представьте себе: вы договорились со своим другом, что в ближайшую пятницу приедете к нему в гости на чай с вареньем. И прямо в пятницу с утра у вас кошка, к примеру, котят родила, какие тут гости! Как предупредить друга? Позвонить или послать смс? Конечно! А что делать, если вы живете в конце XIX века и телефона в вашем доме нет никакого, не говоря уже о мобильном. Придется брать бумагу, перо и чернила, писать письмо, идти на почту, покупать конверт и марки (довольно дорого это стоило тогда), отправлять письмо и надеяться, что друг получит послание до того, как обидится на ваше отсутствие.
   И так по малейшему поводу - целое письмо - дорогое удовольствие.
   Начальники почтовых служб искренне сочувствовали гражданам, да и сами были в таком же положении. Вот и стали думать, как удешивить отправку посланий. "А что, - рассудили они, - разве люди часто пишут что-то секретное? Что-то такое, что нужно непременно прятать в конверт? Вовсе нет! Пишут все подряд. То у них гладиолус расцвел, то бабуля кашляет, то вообще с праздником и все тут".
   В общем, постановили выпустить "почтовый листок", который можно было бы отправлять без конверта, пусть текст послания у всех на виду, открыт, но зато намного дешевле его отправить.
   Родиной открытки стала Австрия, именно там в 1869 году была выпущена первая открытка с уже отпечатанной на ней маркой. Никаких картинок на ней не было. Сейчас это называется "почтовая карточка", потому что в нашем понимании открытка -- это, в первую очередь, картинка.
   На самом деле, так думали и тогда, потому что издатели почтовых карточек вскоре заметили, что, помимо текста, народ пририсовывает всякое-разное: цветочки, сердечки, солдатиков...
   16 июля 1870 года в Германии, выпускают первую иллюстрированную открытку, на адресной стороне которой было небольшое изображение артиллериста с пушкой. Почему такой сюжет? В этот день было объявлено о мобилизации германской армии к франко-прусской войне.
   В России первые открытки -- просто бланки-карточки - выпущены Почтовым ведомством в 1871 году. А первые иллюстрированные открытки появились почти через 25 лет. И это рисованные виды Москвы: Сухаревой башни, Английской церкви и памятника А.С. Пушкину.
   До 1903 года на оборотной стороне открытки можно было писать только адрес. Поэтому текст приходилось оставлять прямо на иллюстрированной стороне. Это было очень неудобно, ведь нужно каким-то образом обходить картинку, писать мелким почерком. Кроме того, возмущались филокартисты, которые в те времена собирали только такие открытки, на которых был и текст, и почтовые печати. Казалось бы, что тут сложного: вот штемпели, вот текст, но написан он зачастую был так, что вся красота -- картинка, была испорчена. Кстати, в то время был очень популярен вид коллекционирования -- открытка, написанная самому себе и прошедшая через почту. То есть поехал в другой город, купил открытку, подписал себе, любимому, отправил по почте, а вернулся домой -- вот он, привет от самого себя. Может быть, это было так популярно еще и потому, что сам-то себе открыточку аккуратно подпишешь, картинку не испортишь.
   В феврале 1904 года было решено, что пора прекратить писать на картинах. Постановили, что оборотная сторона будет не только для адреса, но и для текста. ее разделили вертикальной линией на две части - для адреса и для письма. Знание этого помогает нынешним коллекционерам определить дату выпуска открытки: не разделена - до 1904, разделена - моложе.
  

Принцесса, художники, открытки и добрые дела

   За свою не слишком длинную историю, открытка успела побыть настоящей феей, помогающей людям. Потому что подружилась с прекрасными людьми, в том числе с принцессой... Но обо всем по порядку.
   Так все было или не совсем так, но рассказывают, будто однажды художник Гавриил Кондратенко помог на улице Севастополя женщине, которая упала в обморок. Придя в себя, женщина поведала, что она -- бывшая сестра милосердия Крымской войны (1877-1878 гг), что после окончания войны про них все забыли, а многие из сестер милосердия потеряли на этой войне своих мужей, братьев, отцов, и остались совсем без денег и какой-либо помощи. Художника взволновала эта история. Вернувшись в Петербруг, Кондратенко рассказал о нищих, несчастных сестрах милосердия своим друзьям и вместе они решили создать Общину помощи.
   В то время в России было много разных Общин, когда собирались неравнодушные люди для того, чтобы помогать тем, кто нуждается в помощи.
   О хорошем начинании узнало много людей, в том числе настоящая принцесса - Евгения Максимилиановна Ольденбургская. Она не просто одобрила создание Общины, она согласилась стать ее попечительницей, то есть пообещала принимать участие во всех важных для новой организации делах. Так и появилась Община святой Евгении.
   А причем здесь открытка? Чтобы построить большую больницу, в которой могли бы лечиться престарелые сестры милосердия, Община Святой Евгении решила заняться издательским делом и этим заработать много денег. Издавать на продажу решили именно открытки. И не прогадали! Издание открыток оказалось очень прибыльным делом.
   С 1896 года большая часть открыток в России издается именно Общиной святой Евгении. На этих открытках в левом верхнем углу оборотной стороны есть знак Общины, он менялся несколько раз, но неизменным оставался красный крест и надпись: "В пользу Общины св. Евгении".
   За весь период своей работы это издательство выпустило около 6400 наименований открыток, сложно подсчитать, сколько конкретно экземпляров было выпущено, но по средним прикидкам -- не меньше тридцати миллионов!
   В чем же секрет успеха открыток этого издательства?
   С самого начала издательство выпускало открытки высокого качества. Была создана целая комиссия, в которую входили известные художники и критики, они решали, что можно печатать на открытке, а что не достойно этого.
   Художники считали честью для себя отдать рисунки для того, чтобы их напечатали в открытках. Репин, Бенуа, Сомов, Бакст, Рерих, Грабарь и другие охотно сотрудничали с Общиной Святой Евгении. Не мудрено, что открытки стали покупать даже как пособия в школы. А для простых людей из маленьких городов России, для которых прекрасные галереи и выставочные залы Москвы и Санкт-Петербруга были недоступны, художественные открытки стали сразу музеями и экскурсоводами.
   Вся эта деятельность не прошла незамеченной императором Николаем II. Он издал указ, по которому Община святой Евгении имела право печатать на своих открытках фотографии самого императора и всех его родственников, а с 1902 года императорская семья позволила Общине публиковать на своих открытках фотографии императорских дворцов, и люди увидели сокровища Зимнего дворца (нынешнего Эрмитажа) и пригородных дворцов Петербурга.
   Открытки Общины были настолько популярными, что в 1904 году открывается целый магазин этих открыток в Петербурге, а потом и в Москве. Открытки Общины Святой Евгении продавались и заграницей: в Копенгагене, в Стокгольме, Дрездене и Париже.
   Память о делах Общины Святой Евгении сохранилась не только в выпущенных ею открытках и книгах, но и в истории одной из лучших на сегодня в Санкт-Петербруге больниц (той самой, которую строили для сестер милосердия) и в названии одной из улиц - Евгеньевской.
  

Открытка спешит на помощь!

   Старинные открытки могут рассказать очень многое о прошлом. Но рассказывают они это только тем, кто умеет их слушать, а значит - задавать вопросы и искать ответы.
   Одним из таких людей был Николай Спиридонович Тагрин, житель Санкт-Петербурга (тогда Ленинграда), известный филокартист. В его коллекции около 700 тысяч открыток! Собирал он ее почти 60 лет.
   Открытки Николая Спиридоновича приносили реальную, ощутимую пользу. Например, милиции!
   Однажды к Тагрину пришла женщина с необычной просьбой - найти в его обширной коллекции открытку, на которой была бы изображена известная дореволюционная певица Анастасия Вяльцева, да не просто изображена, а в своем прекрасном колье. Оказалось, что в свое время у певицы это колье приобрел муж обратившейся к коллекционеру женщины, а теперь колье украли и только с помощью открытки можно объяснить милиции, что именно потеряно, что нужно искать. В то время было очень много открыток с изображением знаменитых певиц, актеров и т. д. Тагрин свою коллекцию систематизировал, то есть хранил и полностью описал так, чтобы за считанные минуты можно было найти любую открытку. Поэтому подходящая была быстро найдена! В результате, преступление раскрыто, а колье вернули владелице.
   Коллекция Тагрина много раз помогала режиссерам, снимающим историческое кино. Они сверяли детали быта исторической эпохи по открыткам. В таких шляпках ходили или в других? Какие были вывески на магазинах? И много-много других деталей можно разглядеть в открытках!
   И даже те фонари, которые мы сейчас видим на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге вокруг знаменитой колонны, были восстановлены в своем первоначальном виде именно по открыткам из коллекции Николая Тагрина. Когда возникла идея придать фонарям первоначальный вид, выяснилось, что рисунков и даже набросков не сохранилось, все фотографии были сделаны издали, установить по ним форму светильников было невозможно. Архитекторы обратились к Тагрину. Представьте себе, нашлась единственная открытка, снятая так, что фонарь виден крупно!
   После смерти Тагрина его коллекция хранится в Музее истории Санкт-Петербруга.

Бёмовские открытки

   Сейчас имя художницы Елизаветы Меркурьевны Бём мало кому известно. А в начале XX века это имя было знакомо и простым покупателем открыток с репродукциями ее акварелей и большим ценителям искусства. У Елизаветы Бём свой стиль. Увидев ее рисунки хоть один раз, вы, наверняка, уже безошибочно узнаете эти чудесные портреты деревенских детишек, сценки из их жизни, которыми художница иллюстрирует русские пословицы и поговорки. Художница придумала особый шрифт, похожий на древнерусский, и всегда им пользовалась. Даже фон рисунков у нее был особый - будто рисовали на кусочке старого пергамента или пожелтевшей бумаге.
   Всего было издано 300 наименований открыток с ее рисунками. Каждая открытка выходила многотысячными тиражами! Акварели Елизаветы Бём покупали и члены царской семьи, и другие коллекционеры, в том числе Павел Третьяков. Кроме акварелей, Елизавета Бём рисовала силуэты, создавая в этой технике целые картины.
   Рисовать открытки "как Бём" стали многие художники, но эти рисунки легко отличить от тех, что создавала Елизавета Меркурьевна, и не только потому, что нет ее особой подписи в углу "Елиз.Бём", но и по отсутствию особого очарования, тепла, гармонии, которые есть в ее работах.
   Елизавета Бём стала первооткрывателем фольклорной темы в открытке. В 1900-х годах многие художники стали иллюстрировать народные песни, частушки, прибаутки, загадки...
   Елизавета Бём считала, что открыткой "Сердце сердцу весть подает" и вкладывала в рисунки свое сердце и талант. В наше время многие коллекционеры "специализируются" на открытках Елизаветы Бём, выпускаются отдельные каталоги, в которых перечислены все-все ее открытки. А уж открытки с силуэтными рисунками художницы считаются настоящей редкостью и большая удача иметь такую в коллекции!

Советский период

   После революции 1917 года открытку стали использовать для того, чтобы пропагандировать новые идеи. Открытка превратилась в маленький плакат. И постепенно теряла свое главное назначение -- быть открытым письмом. На месте, предназначенным для сообщения и адреса, стали размещать революционные песни, воззвания. Теперь открытку можно было лично подарить или отправить в конверте, но уже далеко не всякую послать саму по себе.
   Поздравительная открытка тоже стала другой. К Пасхе и Рождеству в Советском Союзе открытки не выпускались, но появились новые праздники: годовщины революции, 1-ое мая, 8-ое марта, день Космонавтики и др.
   С 1917 года не выпускали новогодние открытки, ведь и Новый год праздновать не разрешалось. Было и такое! Но люди-то продолжали поздравлять друг друга с Новым годом. Им приходилось заклеивать старые открытки, которые когда-то приходили им с поздравлениями, и писать свой текст. Иногда просто брали открытки с зимними пейзажами и на них приписывали от руки: "С Новым годом!". Новый год снова объявили праздником в 1935 года, но только к 1939 году выпускают новогодние поздравительные открытки. Как правило, на такой открытке изображалась Спасская башная Кремля и снежинки. Для москвичей официальные гуляния в честь Нового года проводились в парке Горького. Поэтому на открытки с изображением летних парковых сюжетов допечатали надпись: "С новым годом!".
   И все-таки некоторые привычные для себя задачи открытка продолжала решать. Например, она по-прежнему рассказывала людям о художниках, о музеях -- выпускались целые наборы, посвященные определенным выставкам или художникам. По-прежнему популярны были открытки с фотографиями актеров, певцов, балерин. Выпускались открытки пособия по экономике для учащихся техникумов!
   Очень много было детских открыток, не только тех, на которых просто изображены дети, но и с иллюстрациями к детским сказками, стихам, поздравительные к 1-му сентября.

Военная открытка

   Великая Отечественная война вернула открытке утраченное предназначение -- она снова становится в первую очередь письмом. И картинки на открытках почти перестали быть плакатом, призывать и агитировать, они стали человечнее.
   Появляются сатирические открытки, высмеивающие врага, с частушками, карикатурами. Открытки с военными песнями, стихами пользовались большой популярностью и в тылу, и на фронте. На открытках военного времении есть добрые и трогательные сюжеты о том, как ждут солдат дома, как верят в них и в победу: вот женщина пишет письмо мужу, вот дети играют в войну, подростки идут на завод вместо ушедших на фронт отцов. Выпускались и открытки с фотографиями героев войны.
   Почти все типографские работники ушли на фронт, не хватало еды, электричества, хорошей бумаги, красок. И все же открытки печатали тиражом от 5 до 200 тысяч экземпляров. От момента, когда художник сдавал готовый рисунок в типографию, до выпуска готовых открыток проходило пару-тройку дней.
   Сейчас, спустя 60 лет после Победы, невозможно без трепета держать в руках мягкие, тонкие кусочки картона с изображением Ленинграда. На обороте дата выпуска -- 1943 год. В блокадном Ленинграде голодные и изможденные люди выпускали открытки с видами любимого города.
   С 1943 года начинают выпускать открытки в честь освобожденных городов и стран. Это памятные экземпляры, они не предназначались для отправки без конверта. В декабре 1944 года выпустили открытки: "С новым годом -- годом победы!", их же перепечатали в 1945-ом. Открытка помогала людям выразить свою огромную веру в победу.
  
   Вот уже второй век живет открытое письмо, открытка. Что только не приходилось ей делать! Поздравлять, развивать, смешить, удивлять, поддерживать, разъяснять, агитировать, рекламировать...
   Кто знает, может быть, у открытого письма будет еще новый расцвет. И она снова будет радовать и подавать весть, от сердца к сердцу. Ольга Пономарёва ponomareva.olga@gmail.com Практически все открытки, о которых идет речь в тексте, есть в моей коллекции. Они могли бы быть иллюстрациями к рассказу.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com С.Юлия "Иллюзия жизни или последняя надежда Альдазара"(Научная фантастика) Д.Винтер "Постфинем: Цитадель Дьявола"(Постапокалипсис) Э.Черс "Идеальная пара"(Антиутопия) В.Пылаев "Видящий-2. Тэн"(ЛитРПГ) О.Герр "Заклинатель "(Любовное фэнтези) В.Кощеев "Тау Мара-03. Ультиматум"(Боевая фантастика) Н.Любимка "Пятый факультет"(Боевое фэнтези) В.Старский ""Темная Академия" Трансформация 4"(ЛитРПГ) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 2"(Боевик) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия)
Хиты на ProdaMan.ru P.S. Люблю не из жалости... натАша ШкотПеснь Кобальта. Маргарита ДюжеваДурная кровь. Виктория НевскаяОфисные записки. КьязаОсвободительный поход. Александр МихайловскийЛюбовь со вкусом ванили. Ольга ГронСлепой Страж (книга 3). Нидейла НэльтеШторм моей любви. Елена РейнВолчий лог. Сезон 1. Две судьбы. Делия РоссиОтдам мужа, приданое гарантирую. K A A
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"