Мирослав Поперняк : другие произведения.

Принц, лишенный наследства

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Несерьезно о серьезном. Первая попытка написать отзыв о прочитанном. Дорога в ад выстлана благими намерениями. Так и с этим отзывом. Кое-кто купил книгу, полагаясь на мое мнение, а потом обвинил в том, что Егоров поделился со мной гонораром. Видимо, вот так и живут скромные сетевые крЫтиканы - им писатели платят сумасшедшие деньги за хвалебные рецензии. Во истину, не перевелись на Руси...

  Принц, лишенный наследства
  или чему быть, того не миновать
  
  Андрей Егоров 'Шесть королевств'
  (вернее пока всего два: 'Стерпор' и 'Вейгард')
  
  Друзья,
  Что вам сказать?.. После того, как последняя страница 'Вейграда' была перевернута, меня охватило щемящее чувство разочарования. Вернее, жалости. Жалости к самому себе.
  Камрады!
  Не допускайте подобных ошибок никогда!!!
  Я искренне сожалею, что я так поздно сумел найти обе книги! Как жаль, что они так быстро закончились!
  Но, обо всем по порядку.
  С творчеством Андрея Егорова я познакомился благодаря Алексею Пехову. Нет, не подумайте ничего плохого, просто 'Хроники Сиалы' написаны с таким сумасшедшим драйвом, что я не мог пройти мимо совместного проекта Пехов-Егоров 'Последний Завет'. Именно тогда были заложены те, самые первые, кирпичики разочарования, которое сродни чувству, испытываемому ребенком, у которого отнимают любимую игрушку. Прочитав 'Завет' на одном дыхании, я заинтересовался, а что же еще написано Андреем Егоровым. Первая сольная книга, которую я смог разыскать, была 'Путешествия Черного Жака'. Если честно, не пошло. Именно поэтому я считал, что в успехе 'Последнего Завета' безоговорочно виноват именно Алексей Пехов. Каково же было мое удивление, когда во время визита в Москву, в беседе с друзьями (тайногородцы - поклонники творчества Вадима Панова), выяснилось, что события развивались диаметрально противоположным образом. Локомотивом проекта был именно Егоров.
  Я был не то, что удивлен, буквально раздавлен. Но... оставил эту информацию без каких-либо комментариев, справедливо рассудив, что время покажет. И оно показало. Еще как показало!
  Оговорюсь сразу: я постараюсь поровну разделить свой 'вопль' разочарования-радости, отдавая все-таки некоторое предпочтение 'Вейгарду'. Дело не в том, что 'Стерпор' слабее. Сам Андрей Егоров считает своей вершиной именно 'Вейгард', отводя 'Стерпору' второстепенные роли. Не согласен!
  Первый роман вводит читателя в мир Шести Королевств. Автор практически сразу ставит неразрешимую задачу: как разделить шесть герцогств между семью сыновьями умирающего короля Белирии. Жанр романа - фэнтези, сюжет - квест. Скажете - банально? Ничего подобного! Классический антураж фэнтези конечно имеет место быть; путешествие героя, решающего кучу головоломок по пути из пункта А в пункт Б, есть, но самое главное: нет штампов! Вернее, пристально вглядываясь в повествование, можно найти заимствования. Хотя... слово 'пристально' как-то режет слух. Пожалуй, все дело в желании, а мне было недосуг. Я был очарован языком, я наслаждался яркими образами героев, я жадно поглощал сочные краски, которыми щедро украсило повествование перо автора.
  Главный герой (Дарт Вейньет) - ловелас, не пропускающий ни одной юбки, но при этом трепетно любящий свою нареченную (будущую королеву) Рошель; бражник, выпивающий такое количество светлого эля, что герои Ремарка должны умереть от зависти; рубака, главное кредо которого - убить, а разбирательства 'кто прав, кто виноват' остаются, как водится, на потом. Спутники - полубезумный маг-неудачник Ламас и недалекий детинушка Кар Варнан. Первый не в состоянии построить простейшее заклинание, второй явно опоздал к моменту выдачи мозгов Спасителем (Сева Стиан), зато с лихвой восполнил этот недостаток чудовищной физической силой.
  Очевидно для того, чтобы соблюсти некую традицию фэнтези-романов, автор вводит в повествование человекоподобную малорослую расу. Нет, речь не идет о хоббитах, варорцах, кендерах или прочих хафлингах. Норный народец, королем которого (правда по неволе) становится Дарт - нечто иное. Это квинтэссенция недоразумений, связанных с 'малоросликами', описанных всеми кому не лень, начиная с самого профессора Толкиена. Допускаю, что для 'толкинутых' читателей само появление таких безбашенных персонажей должно вызывать чувство отторжения, а использование волшебного артефакта, повелевающего народцем - праведный гнев. Господа, да! Речь идет о кольце.
  Слышу хор голосов критиков: 'фи, пошло и избито'. Господа, а вы можете описать героев так, чтобы не складывалось впечатления вторичности? Уверен на все сто, что не стоит и пытаться! Андрей Егоров не только с честью вышел из очень сложного положения, но и создал настолько оригинальный мир, населил его настолько колоритными жителями, что читателю остается снять шляпу и низко поклониться мастерству автора. Не стоит обвинять скромную персону рецензента в избыточном определении. Дарт Вейньет - Андрей Егоров? Если да, то именно так: снять и поклониться.
  
  Несколько слов о сюжете, который я в самом начале определил как квест. Что следует из данной дефиниции? Четкий алгоритм действий, который состоит из трех линейно расположенных позиций: 'установление приоритетов - движение к цели - результат'. Классика. Что-то мне это напоминает. Но при этом чего-то явно не хватает. Причем не в романе 'Стерпор', а в определении. Разберем же все с чувством, с толком, с расстановкой.
  Пункт первый. Проблем с самоопределением и выбором главный герой не испытывает. Лишенный наследства Дарт некоторое время пытается жить как простой дворянин-иждивенец. Затем, изгнанный братьями, он разбойничает, и, наконец, раскрывает тайный замысел отца. Белирии нужен настоящий король. Король, который не примет власть на блюдечке с голубой каймой, но сам возьмет эту власть. Self-made person - rules forever! Начинать нужно с малого, или, вернее, брать то, что плохо лежит. Вот и первая цель определена - престол Стерпора. Пока никакой новизны.
  Пункт второй. Собственно движение. А вот здесь алчущих искателей вторичности поджидает подвох. Герой путешествует из пункта А в пункт Б, но путешествие на этом не заканчивается! Автор делает петлю в повествовании. Дарт, дойдя до финиша, вынужден вернуться примерно до середины пути.
  Пункт третий. В котором нас ожидает самое сильное разочарование. Придя к победе, завоевав трон Стерпора, Дарт, усилиями ненавидящих его братьев, попадает в обитель зла - Нижние Пределы. Какой кошмар! А как же кислые морды поверженных врагов, а эскадрильи чепчиков благодарных (не обязательно благородных, но обязательно прекрасных и сговорчивых) дам? Show must go on, господа!
   Все разложено по полочкам? Ни фига подобного! Как вы думаете, чего не хватает? Как предприниматель и представитель среднего бизнеса скажу: управляющего воздействия. Цепочка 'установление приоритетов - движение к цели - результат' - ничто иное, как стандартная схему управления: 'составление плана - учет и контроль - финансовый результат'. Погодите. Давным-давно доказано, что эта схема неработоспособна без... управленческого воздействия, предпринятого по завершению второго этапа. Что же мы видим в книге? Дарт Вейньет управляет процессом! Итак, в классическую фэнтезийную трехходовку Андрей Егоров вводит НОВОЕ понятие 'управление'.
  Не стоит пытаться подловить меня на незнании фэнтези. Вышеприведенный вывод я сделал именно благодаря тому, что прочитал достаточно много, чтобы делать такого рода обобщения.
  
   Краткий анализ достоинств и недостатков первого романа закончен. Вперед на Вейгард!
  С самого начала повествования Андрей Егоров обрушивает на читателя шквал эмоций. Прочитав один из эпиграфов, а именно:
  Эта книга посвящается моей жене и теще.
  Описанный мною ад - ничто в сравнении с тем
  адом, который вы мне устроили, злобные твари.
  Эммануил Сведенборг. Эпиграф к седьмому
  изданию 'Овального зеркала Сведенборга'
  я понял, что меня ждет не просто продолжение приключений Дарта Вейньета, а нечто особенное.
  Предчувствия меня не обманули!
  Да, важное отступление. В заключительных эпизодах 'Стерпора' Кевлар Чернокнижник лишает короля Стерпора глаза и правой руки. Любители вторичности, ау! Вот вам роскошный подарок: слепой мальчик с безногой собакой. Упс... мальчик не поверку выходит вовсе не мальчиком, а наследным принцем Белирии, да и не слепым, а всего лишь кривым. Собака? Собака имеет место быть, но... во-первых, она не безногая, а во-вторых, служит демонам, стерегущим Дарта. Эдакий рояль в кустах, который собственно и помогает королю сбежать из клетки. Каким образом? Ну да, размечтались. Так я и рассказал, прочитайте - все сами узнаете.
  С первых сцен, в которых Заклинатель пытается сломить волю Дарта, подвергая мучительным процедурам 'промывки мозгов', перо писателя выводит картины достойные кисти Босха. Настолько натуралистичны описания Нижних Пределов, что дрожь берет. Демоны, круги ада... Чернуха? Ничего подобного! Автор очень тонко балансирует на грани, не скатываясь к банальностям. С ловкостью заправского канатоходца он избегает ловушек, подстерегающих любого, пишущего о темных силах. Инструмент? Искрометный юмор! Кто-то скажет, что же веселого можно найти в описаниях владений тьмы? Прочтите 'Вейгард'!
  Продолжая экскурс в 'черный юмор', нельзя не упомянуть о демоне, бездарном рифмоплете и плагиаторе Данте Альгиери.
  'Я помню чудные мгновенья:
  Передо мной являлись вы,
  Как мимолетные виденья,
  Без рук, без ног, без головы...'
  Если вы не улыбнулись, мне ничего не остается делать, кроме как пожать плечами и посетовать, что уроки юмора и сатиры не входят в обязательный курс средней школы.
  Не мною замечено, что в последнее время среди современных российских фантастов стало модным выводить в качестве второстепенных персонажей своих друзей. Андрей Егоров - не исключение. Но и здесь нет набивших оскомину штампов! Смотрите сами: со страниц романа Андрей передает привет другу и соавтору Алексею Пехову, упоминая не самого Алексея, а главного героя 'Хроник Сиалы'. Гаррет - вор, который должен сидеть в Нижних Пределах. Ну, как тут не вспомнить Вольтера, с его бессмертными строками 'В раю климат лучше, но в аду компания настолько приятнее!'
  Не знаю, как вы, но я истерически, до колик в животе, смеялся над диалогом беса по имени Щелчок и Дарта Вейньета.
  'Дунделина Вейньет звучит не столь отвратительно, как, скажем, Дария Донц, Алехандра Маринима или какая-нибудь Порина Дашков. Все эти придворные дамы отличались чудовищным характером, но зато были лучшими подругами моей супруги, оказывая на нее исключительно пагубное воздействие. Когда она проводила время в их обществе, к вечеру у нас непременно разгорался скандал из-за того, что я кровавый деспот и тиран, а она кроткая жертва домашнего насилия. Если бы я только мог, то приложил бы все силы, чтобы изолировать Рошель от их тлетворного влияния, но, к сожалению, лишить ее общества хотя бы одной из вышеупомянутых особ - значило навсегда стать жертвой ссор из-за того, что я, дескать, разлучил ее с любимой подругой'.
  Вы не женаты? Хмм... срочно в ЗАГС, месяца через три вы поймете, о чем идет речь.
  Продолжать сыпать спойлерами неблагодарное занятие. Одно могу посоветовать -прочитайте 'Вейгард' и вам гарантировано:
  1) Глубокое понимание того, что фраза 'королева, затмившая солнце' - никоим образом не комплимент, если речь идет о лесных нимфах.
  2) Осознание того, что homo cretinus - это единственно верное определение 'человека разумного' по классификации, принятой в просвещенной Миратре.
  3) И так далее...
  
  
  И в заключение хочется сказать, что, придерживаясь традиции, хотя пара случаев всего лишь совпадение, Андрей Егоров прерывает повествование на... как вы думаете на чем? Правильно: на самом интересном!!! Да здравствует непобедимый Дарт Вейньет! Итак, Стерпор и Вейгард обрели законного владыку - истинного короля. Впереди Гадсмит!
  
  
  16.11.2004
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"