Аннотация: о происхождении купцов Калининых от Никона Радонежского
КАЛИНИНЫ И НИКОН
Рассмотрим теперь материнскую ветвь, ведущую от Веденисовых к роду Калининых.
5. Александра Михайловна Калинина (р.1770), её муж Иван Петрович Веденисов. Их дети: Екатерина, Елизавета, Александр, Сергей и Евлампия.
Её отец:
6. Михаил Гаврилович Калинин (1745-1787), московский купец 2-й гильдии в Алексеевской слободе. Торг имел в кружевном золотом ряду. Жил вначале с братом на Тверской в приходе церкви Пимена Чудотворца в Воротниках в доме купца Ивана Аверьяновича Ратнова. Потом в приходе церкви великомученика Георгия на Красной горке в доме купца Михаила Силина. Вскоре женился. Семья стала жить за Покровскими воротами в приходе церкви Харитония Исправника в Огородниках в своём дворе. Его жена Аграфена Осиповна Силина, дочь Осипа Григорьевича Силина, московского купца 1-й гильдии. У них было три сына, пять дочерей и один подкидыш.
Брат: NN Гаврилович Калинин, купец в Москве.
7. Гаврила Семёнович Калинин (1722-1748), московский купец в Алексеевской слободе. Его жена умерла очень рано, возможно, после родов. Скоро умер и сам Гаврила Семёнович. После смерти обоих родителей осталось двое малолетних сыновей, одному было три года, другому - один год. Дети остались жить у купца Ивана Аверьяновича Ратнова, который, возможно, был их дедом по матери.
8. Семен Никитич Калинин (1680-ум.после 1725), московский купец в Алексеевской слободе. Жил за Тверскими воротами в приходе церкви Рождества Христова в Старых Палачах в своём дворе. Прибыл в Москву из Ярославля в 1715. У него известен один сын Гаврила.
9. Никита Симонович Калинин (ок.1655), священник в Ярославле. Его сын Семен.
Современниками Никиты Калинина были:
Василий Степанович Калинин, подьячий в 1665-1666, "дозирал владения" монастыря убогих дел в Москве, в 1673-1683 подьячий Большого дворца, в 1692 дьяк Приказа Большой казны, в 1695-1697 дьяк в Новгороде, в 1697-1699 - в Азове, в 1700 - в Москве.
Фёдор Степанович Калинин, дьяк с 1684 в Тобольске, умер там в 1685.
Фёдор Калинин, дьяк в 1676.
Алексей Калинин, торговый человек Скорнячного ряда в 1692-1695.
Михаил Дмитриевич Калинин, сын боярский в Ливнах в 1689-1691.
Самсон Калинин, сын боярский в Тамбове в 1679-1690. Имел дочь.
Иван Калинин, сын боярский в Старом Осколе в 1683-1699.
Если предположить, что сын Никиты Калинина носил имя своего деда, то отцом Никиты мог быть некто Семён или Симон. Среди тогдашних Калининых действительно был известен Симон Калинин, возможно, он и был отцом Никиты.
10. Симон Данилович Калинин (ок.1625-1678), дьяк в Москве в 1657-1676, в Астрахани в 1658-1660, с 1676 на Терке.
Современниками Симона были:
Степан Калинин, его дети: Василий и Фёдор.
Григорий Петрович Калинин, в 1661 служил подьячим Шацкой приказной избы, писал челобитную царю о выносе дел и присвоении денег подьячим Перфильевым.
Григорий Петрович (?) Калинин, дворянин в Путивле, служил у князя В.В.Голицына в 1676-1680.
Иван Петрович Калинин, жил в Москве в 1690-1691. Подьячий Приказа Большого дворца в 1697.
Андрей Калинин, зять Фомки Лазарева в Дорогобуже, посадского человека, в 1654 его вёз князь Андрей Михайлович Мещерский в Вязьму из-под Смоленска, где он бежал от литовцев.
Дмитрий Калинин, возможно, жил в Ливнах. Его сын Михаил.
В 11 колене среди Калининых известны два человека:
11. Данила Калинин (ок.1600), подьячий Московского судного приказа, в 1638 имел двор в Москве, в 1646-1647 подьячий. Учитывая, что он тоже служил в Москве, как и Симон, причём перед ним, то можно предположить, что он мог быть отцом Симона.
Родня: Петр Калинин, у него были дети: Иван и Григорий.
В 12 колене известны двое:
12. Тимон Калинин (ок.1575), в 1606 муж в обыске в селе Вейне Иосифова монастыря Городского стана Козельского уезда. Имя этого человека напоминает нам имя Симона, поэтому можно предположить, что он и был предком Симона. Других оснований для версий у нас пока нет.
Брат или отец (?):
13. Степан Калинин (ок.1550), в 1606 муж в обыске там же, где и Тимон.
Учитывая, что позднее в Москве одновременно с Симоном служили и дети некоего Степана, то тот Степан, может быть, был потомком этого Степана.
14. Семён Калинин (ок.1525), крестьянин деревни Комово Иосифова монастыря в Локнышском стане Рузского уезда в 1569.
Учитывая сходство имён, можно предположить, что он был предком Симона и Тимона. Кроме того, он, как Тимон и Степан, тоже связан с Иосифовым монастырем.
Родня:
Рудак Калинин, крестьянин деревни Пробоево Иосифова монастыря в Сестринском стане Рузского уезда в 1569.
Геннадий Калинин, в 1566-1570 старец, казначей Симонова монастыря в Лукомском стане Московского уезда, в Берендеевском стане Дмитровского уезда, Терентьевском стане Московского уезда, Хованском стане Волоцкого уезда, Раменском стане Дмитровского уезда, Горетове и Шаховском станах Московского уезда, Ясеницком стане Бежецкого Верха.
15. Иван Калинин (ок.1500), поп в церкви Иоанна Богослова в Костроме в 1543. Ярославль, где позднее попом служил Никита Калинин, тогда входил в состав Костромского уезда. Поэтому между Иваном Калининым в 15 колене и Никитой Калининым в 9 колене есть прямая связь.
Родня: Cтепан Калинин, в 1534 крестьянин великого князя у сельца Борисовского Соли Галицкой в Галичском уезде.
16. Калина Микулин (ок.1475), старожилец в митрополичьем селе Ярославском Владимирского уезда, проводил разъезд земель в 1525, ходил с образами.
Если опять вспомнить, что Никита Калинин в 9 колене был священником в Ярославле, то не исключена возможность, что именно Калина Микулин был одним из его предков.
Братья:
Матвей Шадра Микулин Соболев, вотчинник (помещик), вместе с братом Иваном Коровкой продавал деревню Воронина, селище Станичева и пустоши в Холопье Луке во Владимирском уезде митрополиту Симону в 1495-1511.
Иван Коровка Микулин Соболев, вотчинник.
Родня:
Баба Васильевич Соболев, вотчинник в сельце Андреевском Владимирского уезда в 1499.
Гриша Васильевич Соболев, вотчинник в сельце Андреевском Владимирского уезда в 1499.
Иван Васильевич Соболев, в 1524 митрополичий дьяк в Звенигородском и Суздальском уездах. Последний уезд нам ещё встретится.
Пётр Васильевич Соболев, в 1507-1515 дьяк у митрополита Варлаама, писал духовную Дмитрию Константиновичу Хворостинину.
Губа Соболев, в 1499 был митрополичьим сыном боярским, участвовал в составлении разъезжей грамоты вместе с Климом Яковлевичем Насоновым в селе Андреевском Юрьевского уезда.
Шестой (Злоба?) Васильевич Соболев, вотчинник в сельце Андреевском Владимирского уезда в 1499.
Злоба Васильевич Соболев, в 1526 послух в Вышневецком стане Рузского уезда, 2 февраля 1529 писал очищальную запись Ивана Алексеевича Литвинова старцам Симонова монастыря там же.
17. Микула Соболев (ок.1450), в 1498 поп в селе Ярославском Владимирского уезда в церкви Михаила-архангела. Его дети: Матвей Шадра, Иван Коровка и Калина.
На примере Микулы Соболева мы ещё более убеждаемся в том, что Никита Калинин в 9 колене мог быть прямым потомком Калины Микулина и его отца Микулы Соболева.
Брат: Василий Соболев, в 1499 вотчинник в сельце Андреевском Владимирского уезда по соседству с Ярославлем. Его дети: Баба, Гриша, Иван, Петр, Губа (?) и Шестой (Злоба?).
Родня:
Кузьма Калинин, староста новосильский, в 1495-1506 был на разъезде Троице-Сергиевого монастыря в Шуткине стану Юрьевского уезда вместе с Никитой Микулиным сыном Константиновым.
Спиряк Калинин, в 1485-1490 вместе с Бардаком Поповым служил в Троице-Сергиевом монастыре.
Митя Калинин, владелец деревни на реке Любобуже близ Зарайска в 1506.
Никита Микулин сын Константинов, в 1495-1506 был на разъезде Троице-Сергиевого монастыря в Шуткине стану Юрьевского уезда вместе с Кузьмой Калининым.
Захар Микулин сын Савинский, в 1503-1504 судил Соболя Михайлова, крестьянина великого князя.
Соболь Михайлов в 1503-1504 крестьянин великого князя. Его судил Захар Микулин сын Савинский.
18. Григорий Соболь Микулин (ок.1425), в 1461 послух при составлении грамоты митрополиту Феодосию в Нижегородском и Гороховском уездах. Скорее всего, жил во Владимирском уезде. Его дети: Микула и Василий.
Родня:
Калина Иванович, в 1467-1474 чернец Троице-Сергиевого монастыря. Его дети: Митя, Кузьма, Спиряк.
Микула Константинов. Жил в Юрьевском уезде. Его сын Никита.
Микула Савинский. Его сын Захар.
19. Микула Калинин (ок.1400). Его сын Григорий, внук Микула, правнук Калина.
Родня:
Иван Калинин, помещик, в 1435-1440 продал два наволока Троице-Сергиевому монастырю в Верхней Березовце Костромского уезда по соседству с Ярославлем. Его сын Калина?
Константин Калинин, жил в Юрьевском уезде. Его сын Микула.
Cавва Калинин, его сын Микула.
20. Калина Микулин (ок.1375), помещик, возможно, жил в Костромском уезде поблизости от Ярославля. Его сын Иван.
Более древние Калины, Калинины и Соболевы нигде не упоминались. Вероятно, их предки звались по-другому. Может быть, среди них был кто-то по имени Микула. Ведь такое имя носил их внук. Он мог получить его в честь какого-нибудь своего предка. Среди ранее живущих поблизости от Ярославля Микул в Троице-Сергиевом монастыре служил тогда только один человек:
21. Микула Борисович (1355-17.11.1427), он же преподобный Никон Радонежский. Родился в Юрьеве-Польском Суздальского княжества. Ездил к преподобному Сергию Радонежскому, игумену Троицкой обители. В какой-то период между 1373 и 1383 годами был учеником преподобного Афанасия (Андрея Попова), игумена Высоцкого монастыря в Серпухове, о котором мы говорили, когда знакомились с родом Поповых. Затем Микула Борисович стал учеником Сергия Радонежского. В 1392 за шесть месяцев до смерти преподобного Сергия был назначен его преемником. Вскоре после смерти Сергия в 1392 Микула Борисович отказался от своего сана, однако, в 1397 опять вернулся к нему и оставался игуменом Троицкой обители вплоть до 1427. В 1408 восстанавливал её после разорения татарским ханом Едигеем. Умер 17 ноября в пять часов дня. В 1392 Микула Борисович составлял грамоту: "Се яз Микула Борисович, наречем во мницком чину Никон, дал есми в монастырь святому Спасу в дом, в город Ярославль, наволок Вострои в реке в Котороси - сверху по враг, а наниз по бор, да другой наволок Якимчевской - святому же Спасу. А на то послухи: отец мой духовный архимандрит Варлаам да Федор Иванович Старосел да игумен Савельи. А грамоту писал Филя Пирутин". В этой грамоте опять мы сталкиваемся с Ярославлем, который занимает важное место в жизни Калининых. Кроме того, мы видим, что Никон был богатым помещиком до вступления в сан игумена Троице-Сергиевой обители. Поэтому не исключена возможность, что у него были дети, и они тоже были помещиками, причём именно в Ярославле или поблизости от него. Все это дает ещё одно основание для предположения о возможном происхождении Калининых и Соболевых от Никона Радонежского (Микулы Борисовича). На примере Веденисовых мы можем не удивляться, что древние предки московских купцов могли носить сан священника. В этом они сродни Поповым и Насоновым, тоже имевших в прошлом предков, носящих высокий церковный сан.
В 1401 Никон приезжал в Тверское княжество в город Кашин к князю Василию Михайловичу и был восприемником его сына Дмитрия. В 1410 Никон свидетельствовал духовное завещание князя Серпуховского Владимира Андреевича. Великий князь Московский Василий Дмитриевич дал на его имя несколько жалованных грамот Троице-Сергиевой обители. 5 июля 1422 Никон открыл святые мощи Сергия Радонежского в присутствии князя Звенигородского Юрия Дмитриевича и этот день стал отмечаться на Руси как праздник.
Кроме перечисленных фактов, мы должны вспомнить и о том, что одним из помощников Никона в монастыре был Афанасий Сергеевич Попов, прямой предок Ивана Алексеевича Попова, с которого мы начали своё путешествие. Это говорит о том, что многие наши предки шесть веков назад жили рядом друг с другом, знали друг друга, возможно, даже роднились друг с другом и было это не только в XVIII-XIX веках, а и много раньше.
Мы видим также, что уже не первая родословная приводит нас к священнослужителям. Так было в случае с Поповыми, так же это наблюдается и в родословных Веденисовых, Насоновых и Калининых. Причём жили эти священнослужители-первопредки примерно в одно и то же время. Данный факт заставляет нас по-новому взглянуть на роль священников в те времена. Вероятно, до сих пор мы её недооценивали, преуменьшали, а ведь именно их потомки прежде всего и выживали в трудное для Руси время. Благодаря чему это, скорее всего, было достигнуто? Не стремлением ли выживших к праведной жизни? Не они ли в прошедшие века сформировали духовный мир подавляющего числа россиян - добрых христиан, живущих по заповедям Христа? Впоследствии этих добрых христиан властьпредержатели превратили в крестьян - низшее сословие. Подмена слова "христианин" словом "крестьянин" изменила многое. Послужила ли она делу на благо России? Вряд ли. Добрых христиан, занятых в преуспевающих коллективных монастырских хозяйствах, прообразах настоящих колхозов и коммун, заставляли стричь бороды, одевать парики и чулки, говорить по-французски, служить при постелях... Таким ли должен был быть путь России в будущее?
. Преемниками Леонтия Киевского на Руси стали многие и многие его последователи по вере, по православию, по праведности. Среди них были не только первопредки Веденисовых, Насоновых и Калининых, но и некоторых других родов. Сам Леонтий в своё время не был отнесён к лику святых. Зато среди продолжателей его дела таковых на Российской земле стало великое множество. Они образовали незримый Собор всех святых земли Российской просиявших, который по сей день остается главным духовным кладезем российских народов, неисчерпаемым источником их сил. В этот Собор входят:
Равноапостольная великая княгиня Ольга (969)
Мученики Феодор-варяг и сын его Иоанн (983)
Святитель Михаил, митрополит Киевский (992)
Благоверные князья Борис и Глеб (1015)
Равноапостольный великий князь Владимир (1015)
Святитель Феодор Суздальский (1023)
Преподобный Моисей Угрин (ок. 1043)
Благоверная княгиня Анна Новгородская (1050)
Благоверный князь Владимир Ярославич Новгородский, чудотворец (1052)
Преподобный Ефрем Новоторжский (1053)
Преподобный Варлаам, игумен Печерский (1065)
Преподобный Иеремия Печерский (ок. 1070)
Преподобный Дамиан Печерский (1071)
Преподобный Антоний Печерский (1073)
Преподобный Феодосии Печерский (1074)
Преподобный Аврамий Ростовский (1073-1077)
Святитель Леонтий Ростовский (XI в.)
Преподобный Матфей Печерский (ок. 1085)
Благоверный князь Ярополк Изяславич (1086)
Преподобный Никон Печерский (1088)
Преподобный Исаакий Печерский (ок. 1090)
Святитель Исайя Ростовский (1090)
Преподобный Григорий, чудотворец Печерский, в Ближних пещерах (1093)
Преподобный Стефан Печерский (1094)
Преподобномученик Евстратий Постник (1097)
Преподобномученики Феодор и Василий Печерские (1098)
Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский (ок. 1098)