ASH RA TEMPEL - 1974 - "Inventions For Electric Guitar"
Track-list:
01. Echo Waves (17:45)
02. Quasarsphere (06:34)
03. Pluralis (21:36)
Line-up:
Manuel Gottsching - guitar
Web:
http://www.ashra.com/
Двадцатидвухлетний немец Manuel Gottsching летом 1974 года поиграл на электрогитаре в студии в Берлине. Он записал на плёнку несколько продолжительных полотен, которые состояли либо из бесконечных повторений какой-нибудь несложной мелодии, либо являли собой просто мягкое высокое гудение. Затем Manuel некоторые из записанных отрезков ускорил, а некоторые замедлил, после наложил их друг на друга. Никаких музыкальных инструментов или технических устройств, кроме электрогитары и двух магнитофонов, он не использовал. Вокал тоже не применял. Результатом такой несложной работы стал данный альбом.
Начало первой композиции медленно выплывает издалека, громкость нарастает постепенно. "Echo Waves" представляет из себя многослойную конструкцию из нескольких гитарных линий, движущихся параллельно, но с разной скоростью. Звуковые рисунки этих линий монотонны, быстры, но полудремотны - это короткие закольцованные мелодии, состоящие из четырёх-пяти соседних нот. В целом трэк очень ровный, его интенсивность и темп не меняются на всём его протяжении. Ближе к концу композиции, примерно в последней её трети, позади этого калейдоскопа появляется отдалённый непрерывный соло-пассаж. Заканчивается "Echo Waves" довольно резко - гитарные слои одномоментно прекращают своё движение, в вакууме ещё на несколько секунд зависают скомканные обрывки соляка, и всё стихает. Общее впечатление от звучания такое, как будто слушаешь синтезаторный транс - чистые, аккуратные, многократно повторяющиеся напряжённые пульсации создают мощный психоделический эффект.
Вторая вещь, "Quasarsphere" - это эмбиент. Прозрачное, но плотное, высокое гудение почти постоянной тональности. Холодный и очень безжизненный трэк.
Третий номер, "Pluralis", сделан по той же схеме, что и первый. Тот же многоуровневый конвеер, построенный из аскетичных гитарных зарисовок, вращающихся вокруг одной ноты. И так же, ближе к концу, фоном, появляется размашистый неблюзовый соло-запил. Отличие от "Echo Waves" состоит лишь в том, что здесь медленнее темп, и, как следствие, "Pluralis" получился длиннее.
Чем примечателен этот альбом? Он сильно опередил своё время. За много лет до появления понятий "транс" и "эмбиент" Manuel Gottsching создал музыку, которую можно охарактеризовать этими терминами. Слушая сей диск, трудно заставить себя поверить, что он записан 32 года тому назад. И так же трудно усвоить мысль о том, что сделано это совсем ещё молодым человеком и с помощью одной лишь электрогитары. Manuel Gottsching - гений.
Но, конечно, не единой исторической значимостью ценен "Inventions For Electric Guitar". Это ещё и просто очень качественная психоделичная музыка. Не нагружая и не искажая, она легко и быстро отправляет в свободное плавание по внутреннему космосу подсознания. По истечении альбома мозг-путешественник, очищенный от ненужного мусора, мягко возвращается в реальный мир. Я на полном серьёзе особенно рекомендую сабж тем, кто любит химические препараты: не кушайте таблетки, а слушайте "Inventions For Electric Guitar" - результат будет такой же (если не лучше), а потерь никаких.
5/5. Недостатков нет. Хотя вру - есть один: уродливая обложка.