Holy Mountain Records http://www.holymountain.com/
OM - это проект двух экс-участников группы SLEEP: барабанщика Chris Hakius и поющего басиста Al Cisneros. Опытные музыканты, заслуженные ветераны сцены, тёртые калачи. Народные артисты в жанре стоунер, можно сказать.
OM часто сравнивают со SLEEP - очень похожи, дескать. Ну а я для доходчивости сравню их с чем-нибудь другим, более расхожим. Лучше всего - с первоисточником. Коим для всех стоунеровых банд является, конечно же, BLACK SABBATH. Но Саббатовщиной OM исчерпывается не полностью - вторая аналогия это VELVET UNDERGROUND. Если указывать альбомы, то "Variations On A Theme" стилистически представляет из себя смесь всего лишь двух (но зато каких!) компонентов: BLACK SАBBATH - 1971 - "Master Of Reality" и VELVET UNDERGROUND - 1967 - "White Light/White Heat". Процентов 70% первого и примерно 30% второго, по крайней мере я так это слышу. От Саббатов у ОМа, естественно, волнобразный грувовый стоунер-рифф, обволакивающий сознание; а от Велветов - ровный беспристрастный вокал, нескончаемый повтор мелодий и некоторая элегантная прохладность. Музыканты OM делают издевательски монотонные, беспредельно длинные песни. Не желая расставаться с удачным риффом, они смакуют его снова и снова, в средне-медленном темпе, несметное множество раз. Неглубокий голос тембра "а-ля Лу Рид" неустанно тянет заунывную телегу, что ещё больше усугубляет однообразность.
Есть ли у ОМ хоть какие-нибудь необычные украшения, ориентиры для уха? Нет. Никаких интро, никаких атмосферных вставок или инструментальных наворотов - трэки ровны и бесконечны, как железная дорога. Насколько оригинальна музыка? Она абсолютно неоригинальна, все мелодические основы, которыми пользуются ОМ, были созданы тридцать пять лет тому назад. Даже технические решения предельно консервативны - вокал никак не обработан, гитарного перегруза не больше, чем у тех же VELVET'ов в 1967 году (на их втором полноформатнике), общее звучание не назовёшь особо тяжёлым или сильно грязным, оно весьма удобоваримое и даже деликатное.
Кто-то скажет - ну и порожняк... И будет, в своём роде, прав. Для большинства людей слушать ОМ сродни мазохизму - бесконечные повторения ретро-риффов и невыразительный вокал могут осточертеть уже на третьей минуте. А если песня длится все двадцать, как, например, первая вещь?! Но лично я такую однородность расцениваю как достоинство. ОМ ведь не поп-коллектив, желающий привлечь максимальное внимание масс к своему творчеству, а некоммерческая группа, играющая для небольшого круга "посвящённых". Поэтому, если кто-то тупо выключит диск после первых пяти куплетов - это не потеря, таким слушателем можно пренебречь. Кто-то другой выдержит первые десять куплетов, но потом всё-таки устанет - и это тоже не беда. Естественный отбор, как учил Дарвин, приносит пользу. В конечном итоге c "Variations On A Theme" останутся только самые адекватные - те, в кого произошло прямое попадание. Стоунеровый рифф, если уж он взял тебя за душу, превращается в сильнейший наркотик, и им хочется наслаждаться бесконечно. Я, например, нередко ставлю этот альбом на автоповтор, чтобы часами не спускаться с небес на землю.
ОМ 2005 "Variations On A Theme" на мой вкус - шедевр, абсолютно лишённый каких либо недостатков. Всем, кто любит стоунер, я настоятельно рекомендую ознакомиться с этим альбомом. Если ОМ поймает вас на крючок так же прочно, как меня, то вы получите колоссальное удовольствие. Желаю удачи.