Сабж - второй альбом STOOGES, и мой любимый у них. Первый диск получился слегка попсовым из-за излишней сдержанности музыкантов, а третий, хотя и весьма мощный по звуку, какой-то халтурный - там попахивает глэмом и заметна нехватка энергетики.
Скотт Эштон: "В "Fun House", нашем втором альбоме, мы попытались воспроизвести тот звук, который был у нас до первого альбома. Больше свободы форм, много импровизации, плюс мы пригласили Стива Маккея сыграть на саксофоне. Получилось живое выступление на студии."
На "Fun House" всё идеально, это самый "свой" альбом STOOGES. По сравнению с дебютником это большой прорыв, даже не верится, что прошёл всего год - студийный саунд группы претерпел огромные изменения. Из неуверенных молодых ребят, которые боялись проявить себя, предпочитая подражать адептам рокенролла, STOOGES превратились в один из ведущих ансамблей мира, выпустив непревзойдённо тяжёлый, интенсивный и передовой для того времени рок-альбом. Здесь уже нет заимствованных элементов, никаких даже намёков на избитые клише - только 100 % интуитивное творчество. Музыка STOOGES полностью освободилась от "жанровых фишечек" и смысловой нагрузки, что пошло ей на пользу. Осталась только основа, лишённое интеллектуального содержания ядро, на которое трудно повесить какой-либо стилевой ярлык. Если описывать буквально, то "Fun House" - это 7 монотонно звучащих композиций, основаных на жёстком ударно-басовом бите и примитивных размытых гитарных риффах. Корни этого материала - в блюзе, присутствует здоровый (но без перегибов, хотя есть и излишества к концу альбома) элемент импровизации, подача грубая, почти панковская, звук гитары грязный и мощный, напряжённость просто зверская. Здесь нет авангардистской шелухи, это рок-н-ролл - некоторая беспорядочность призвана подчеркнуть первобытную красоту, правильность которой понимаешь подобно крастоте тела - не умом, а инстинктивно. Немало очарования добавляет отвязный вокал Игги Попа: бормотание, визг, гортанные выкрики - в общем, полный спектр безумства. На слушателя эта музыка оказывает экстатическое воздействие - барабанно-басовый грув держит внимание в напряжении, а гитара и вокал довершают работу, полностью уводя в транс. В качестве наглядного примера, как это звучит, может послужить обложка диска - этакая наркоманская размытая реальность, гипертрофированно высокие скорости, гипертрофированно яркие краски, гипертрофированно сильные ощущения и купающийся в огненных волнах Дирижёр Хаоса, всем своим видом побуждающий нырнуть вместе с ним.
Описывая этот альбом, трудно удержаться от рассмотрения отдельных вещей, слишком они хороши, чтобы не пройтись поимённо. За первые три композиции стоило дать по нобелевской премии за каждую. Тихо подкрадывающаяся "Down On The Street" c психопатичным припевом, "Loose", которая просто сворачивает шею, и апогей - гениальная "T.V. Eye" - вещь, построенная всего лишь на одном риффе и одной фразе - но есть ли в мире другой рифф и другая фраза, которые способны так же далеко зашвырнуть в область бессознательного? Вряд ли. Попытки найти их были и будут, но результат неизменно слабее. Далее "Dirt", "тормозная колодка" альбома, затем "1970", темп снова повышается, а в конце в дело вступает саксофон, начинается какой-то дикий джем, который продолжается в "Fun House" и завершается "LA Blues" - полностью шумовой бесструктурной вещью, музыканты уже не играют, а просто насилуют инструменты. Полный цикл: сначала разгон - затем взлёт - а потом крушение.
К сожалению, работа оказалась пророческой - группу действительно ждало крушение - сразу же после записи начались перестановки в составе, затем Electra по причине низких продаж разорвала контракт, у музыкантов обострились проблемы с наркотиками и группа фактически распалась. После двухлетнего жевания соплей им снова удалось (при помощи Дэвида Боуи) подписаться на лейбл и сделать ещё одну пластинку, но это не было воскрешением - диск вышел неудачным, продавался плохо, и STOOGES окончательно развалились.
Что сказать в итоге про "Fun House"? Здесь также, как и на дебютнике, нет никаких оформленных панк-идей (здесь вообще нет никаких идей и никакого смысла, тексты патологически бессвязны), музыка весьма приблюзована - но та планка животной энергетики и примитивизма, которую удалось взять группе STOOGES, для многих будущих панков служила ориентиром. Поэтому, наверное, можно сказать, что это протопанк. Хотя и не особо важно, как это назвать - это просто гениальный рокенрольный альбом, опередивший своё время настолько, что и сегодня он звучит мощно и оригинально. Советую ознакомиться всем без исключения.