Выпуску третьей, и последней, пластинки The STOOGES предшествовали различные трудности. Вскоре после записи второго альбома, шедеврального 1970 "Fun House", из состава был изгнан басист Dave Alexander, затем Electra из-за низких продаж отказалась от группы, у музыкантов обострились траблы с наркотой, и STOOGES фактически распались. Из состояния полудрёмы команду вывел Дэвид Боуи, встряхнув за плечи, подёргав за волосы и подогнав новую сытную мазу в виде контракта с мажорным лейблом Columbia.
The STOOGES всегда звучали мощно и необычно для своего времени, и при этом ни один из их альбомов не получался похожим на предыдущий. Не стал исключением и "Raw Power". К моменту его записи Игги Поп заметно продвинулся в плане техники. На первом диске он то вяло бубнил себе под нос, то неумело подражал старшим авторитетным товарищам. На втором - раскрепостился и обрушил на слушателей весь спектр экстремального вокала, от бормотания до остервенелых воплей, напоминающих боевые индейские кличи. К моменту же записи "Raw Power" он научился прилично петь и стал комбинировать безумные крики с вполне профессиональным пением. Ещё одно новшество в звучании - это глэмовый налёт, доселе группой не юзаный, и казалось бы, со STOOGES cовершенно несовместимый. Я не знаю, как можно буквально описать его пристутствие, но на слух он явственно заметен. Эдакая лёгкая манерность, хрустящий глянец и дорогой запах. Наверное, сказалось опекунство Дэвида Боуи над бандой. Безусловно, детройтская шпана не превратилась в гламурных пидарасов, но тем не менее лицо их музыки явно облагородилось, причесалось и напомадилось. Но главное изменение по части звучания на сабже - это гитарная работа. В отряде STOOGES появился новый боец, Джеймс Вильямсон, и благодаря своему превосходству в умении играть он сместил Рона Эштона с позиции гитариста. Последнему ничего не оставалось, кроме как смириться и взять в руки бас. Теперь вместо грязного рыхлого дисторшен-навала мы слышим чёткие, резкие риффы и пронзительные соло-запилы. Почерк Вильямсона вполне может быть назван прото-металлическим.
Лично мне не шибко нравится манера игры Вильямсона. Он аккуратно и назойливо пилит меня напильником и сверлит электродрелью, тогда как его предшественник Рон Эштон окутывал меня уютными облаками ароматного дыма и купал в лечебной грязи. Новоприобретённый глэмовый окрас меня тоже не радует. Кроме того, помимо этих глубоко субъективных предъяв я могу кинуть и более объективную - ритм-секция звучит чрезмерно тихо. Главный упор сделан на гитару и вокал, и это не есть хорошо, от этого теряется драйв. Рокенролл с недостачей яростного звериного кача - это неправильный рокенролл. На моём любимом альбоме группы, 1970 "Fun House", мою душу сильно греет чёткий крепкий бит, окантованный пружинистыми мышцами бас-гитары. На сабже этого нет, барабанно-басовую пульсацию нужно выслушивать с докторской трубочкой, она скромненько потрескивает где-то на заднем дворе.
Плеснув гавнеца, нужно и похвалить немного. Альбом всё же хороший. Моё отношение к нему с возрастом сильно менялось в лучшую сторону, и возможно, будет продолжать меняться. Вначале он мне не нравился вовсе, но постепенно я вкурил, что удовольствие от его прослушивания получать вполне можно и даже нужно. "Search And Destroy", "Gimme Danger", "Your Pretty Face Is Going To Hel", "Raw Power" и "I Need Somebody" - это могучая пятёрка хитов. Пять попаданий в яблочко из восьми выстрелов - очень недурной результат. Причём "Gimme Danger" и "I Need Somebody" это, можно сказать, баллады, блюзовые распевные вещицы - участники STOOGES впервые доказали, что умеют грамотно делать не только оголтело-животный рок. За это им особый почёт. "Penetration" - просто неплохая песня. Мусором же я рискну назвать лишь две последние композиции - "Shake Appeal" и "Death Trip". Но уж они-то зато - всем мусорам мусор. Бессильный, импотентный рокенролл, rock that doesn't rock, жалкое зрелище. Положа руку на сердце, следует признать, что у STOOGES на каждом из альбомов присутствуют "балластные" трэки, эдакие дописки, дабы добить релизы до полноформатной продолжительности на фоне дефицита хитового материала. Но в том, как подходить к созданию таких вещей и как располагать их среди остальных - большая разница. На дебютнике группа сварганила бездарный десятиминутный дронинговый паштет и влепила его на альбом третьим по счёту номером, разорвав плотный ряд хлёстких боевиков - получилось вызывающе тупо, но хотя бы искренне: типа мы тут невпопад насрали чисто чтобы плёнку занять, и нам похуй на ваше мнение. На втором лонгплее в последних двух вещах музыканты пустились в долгий психоделический джем с саксофоном, и это выглядит как блевотно-коматозный финал чрезмерно разнузданной вечеринки - удачное решение, закономерный эпилог. На "Raw Power" же при снижении тонуса наши герои сделали лица кирпичом и продолжили играть как ни в чём ни бывало, через силу выдавив из себя ещё два беззубых эрзац-роковых творения: хорошая мина при плохой игре, откровенное наебалово, верх непотребства. Хорошо хоть в конец догадались их засунуть, избавили от необходимости тянуться к переключателю посередине диска.
The STOOGES чудом попали в большой музыкальный бизнес и держались в нём совсем недолго и нестабильно. Тогдашний мейнстрим отвергал их творчество, адекватно оценить их достижения люди смогли лишь гораздо позднее. Однако банде удалось протолкнуть в широкий мир три своих пластинки, и тем самым повлиять на огромное количество умов. Все три альбома STOOGES безусловно являются нетленной классикой, но они не равноценны. Ещё разок кратко пробегусь по скудной дискографии. 1969 "The Stooges" - мощный угрюмый психодел, музыканты шагали в ногу с двумя яркими представителями авангарда американского рок-движения - VELVET UNDERGROUND и MC5. 1970 "Fun House" - революционный релиз, основопологающая для панк-рока запись, аналогов среди современников нет. 1973 "Raw Power" - немного упущено время из-за пробуксовок с издателями и нарко-загулов, работа родственная тогдашним эксерсизам NEW YORK DOLLS и отчасти ALICE COOPER. Тем, кто не знаком со STOOGES, я в первую очередь рекомендую к прослушиванию 1970 "Fun House", во вторую очередь - дебютник, и только в третью - сабж. Хотя может быть, кто-то захочет меня поправить, более грамотно нарисует картину расстановки сил на сцене в тот момент, предложит свой хитпарад рулёзности альбомов ансамбля, короче что угодно - ю а вэлком.