Свифт Джо : другие произведения.

Корни Шотокан: 15 оригинальных ката Фунакоши ч2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Делал для сайта, соответственно здесь без фотографий.

    Примечание Редактора: В трех данных статьях проводится исследование корней Шотокана, через анализ 15 исходных ката Фунакоши Гичина. Первая статья рассматривала противоречия в классификации Фунакоши Сёрин-рю и Сёрей-рю по типам телосложения. Следующие две статьи акцентируются на обсуждении значения и происхождения основных ката Фунакоши.


  Оригинальные Пятнадцать Ката Шото: Первые Десять:
  
  Пинан (Хэйан) 1-5
  
  
  Фунакоши, демонстрирует пинан нидан
  Ряд Пинан считается созданным Анко Итосу (один из наставников Фунакоши). Единственное противоречие состоит в том, создал ли он их основываясь на знании классических ката, таких как Кусянку и Пассай, или переделал уникальую китайскую форму Чаннан. Некоторые историки предполагают, что Чаннан ката была изначально создана Итосу, но впоследствии изменена.
  Так же, имеет место спор: создал ли их Итосу как дополнение к физическим упражнениям, или он пытался отделить традицию своего карате, от традиции Цюаньфа или Тоуди (китайская рука - как в свое время называли карате), относящихся к более древним стилям рукопашного боя и самообороны. В любом случае, Пинан можно с уверенностью назвать представителем карате Итосу. Пинан ката были официально введены весной 1904 года (Гима и другие, 1986)
  Хотя существует оппозиция идее, что Итосу разработал эти ката, большинство первичных источников, включая учеников Итосу, указывают на него, как на создателя этой традиции. Теку Мотобу в своих публикациях от 1926 и 1932гг говорит:
  "Пинан были созданы современным Будзином (воином) Итосу Сенсеем как учебное пособие для его учеников. Он создал воистину уникальную форму Окинавского кемпо, которая является благом для всех, кто придерживается Пути" (Мотобу, 1926, 1932)
  В ранние годы, годы создания, эти ката видимо носили название Чаннан, но, позже, Итосу принял название Пинан, очевидно прислушавшись к мнениям молодых учеников (Киндзо, 1956; Мабуни и другие, 1938; Мураками, 1991; Свифт, 2000). Судя по всему, многие из тех, кто узнал Пинан ката как Чаннан, продолжили преподавать их под тем же названием (Мабуни и другие, 1938)
  Другая версия, напротив, настаивает на том, что Итосу не создавал Пинан ката, а фактически реконструировл старое ката основанное на китайских стилях, называвшееся Чаннан. Эта версия утверждает, что Итосу изучил ряд китайского Цюань-фа у китайца потерпевшего кораблекрушение в Томари (портовый город на Окинаве), и разбил на пять меньших компонентов, переименовав их в Пинан. Потому что китайское произношение Чанг-Нэн было слишком трудным (Бишоп, 1999)
  Интересное замечание о Пинан ката сообщил Хироши Киндзо - один из авторитетов окинавского карате. Он сказал, что Хисатеру Мияги (бывший ученик Итосу, окончивший Окинавское Префектурное Педагогическое училище в 1916 году) рассказал, что, когда он (Мияги), учился у старого мастера, Итосу по-сути учил только трем первым Пинанам, с настоящим воодушевлением, а двумя последними пренебрегал(Киндзо, 1956б).
  Найфанти (Текки) 1-3
  
  Найфанти, или Найфуанти (фото из книги Фунакоши 1924 год), ряд относящийся к типичным для методов ближнего боя, включая захваты. В современном (т.е. развивающемуся после 1900 года) карате присутствуют три ката, причем второе и третье, предполагается созданы Анко Итосу (Иваи, 1992; Кинлзо, 1991а; Мураками, 1991). Другая популярная версия гласит, что изначально все три ката являлись одним, но были разбиты Итосу на три отдельных части (Арагаки, 2000; Иваи, 1992). Необходимо больше исследований, что бы доказать или оспорить любую из этих версий.
  Это ката (по некоторым предположениям) изначально не разрабатывалось для ведения боя спиной к стене, хоть и может использоваться с этой целью. Хотя ката линейная, перемещения проводятся из стороны в сторону, область применения скорее не против атакующего спереди, а против захватывающего сбоку или сзади. По мнению некоторых, перемещение из стороны в сторону предназначены для выработки необходимого баланса и физических данных необходимых для быстрой работы ног и перемещений корпуса (Киндзо, 1991б).
  Предполагается, что Итосу овладел оригинальным Найфуанти (Арагаки, 2000; Карате Нихон Кенкюкай, 1955). Это так же допускает мысль, что оригинальное ката было изменено. Кенва Мабуни (1889-1941), прямой ученик Итосу и основатель карате Сито-рю, предположительно изучил Найфуанти ката у старого мастера по имени Сейхаку Матаеси. После демонстрации ката Итосу, Мабуни было сказано, что способ выполнения этого ката был старым, и что Итосу исследовал и улучшил это его, поэтому Мабуни должен практиковать новый способ (Иваи, 1992, 2000).
  Важность Найфуанти ката в старом стиле была таковой, что Кенцу Ябу, преподаватель боевых искусств в Окинавском Префектурном Педагогическом училище, часто повторял ученикам: "Ката ва Найфуанти ни хаджимари, Найфуанти ни овару" (ката начинается и заканчивается Найфуанти) (Гима и другие, 1986). Ябу предупреждал своих учеников, что что бы сделать это ката "своим", необходимо повторить его не меньше 10 000 раз. Даже Фунакоши вспомниает в автобиографии, что обучаясь у Итосу провел в общей сложности десять лет изучая и отрабатывая три ката Найфуанти(Фунакоши, 1956).
  Поскольку истоки Найфуанти продолжают вызывать интерес, существует несколько теорий, но, к сожалению, очень мало свидетельств, если они есть, способных их подтвердить или опровергнуть. Судя по всему, самые старые письменные ссылки на историю Найфуанти находятся в книгах известного мастера Теку Мотобу. В двух своих книгах, "Окинава Кенпо Тоудидзюцу Кумите-хен" и "Ватаси но Тоудидзюцу", Мотобу пишет, что Найфуанти было завезено из Китая, но больше там не практикуется (Мотобу, 1926, 1932). К сожалению не получилось доказать практикуется еще Найфуанти в Китае, или нет.
  Известный историк окинавского карате Акио Киндзо рассказывает о собственном опыте исследования корней Найфуанти. В 1960-х годах, он разыскал Данчи Канеко, который владел тайваньской формой Белого Журавля, известной как Бан Цю Бан Бай Хе Цуань (одно из направлений Белого Журавля). Канеко, иглотерапевт, живущий в Йонабару, преподавал форму - название которой на мандаринском диалекте можно было произнести как Неикси (лит. Внутреннее колено) - которая включала такое же маховое движение как Нами-гаеши, или техника обратной волны в окинавском Найфуанти ката. Эта техника показана ниже, демонстрируемая Мотобу в его книге 1926 года.
  
  "Обратная волна" (термин выдуманный Фунакоши, что бы объяснить японцам окинавскую технику), заключается в махе стопы одной ноги к бедру другой. Иногда это движение интерпретируют как блок удара ноги, уход от подсечки, фумикоми или удар по ноге противника.
  Киндзо сообщает, что результатом его последующих исследований в Фуцзянь (прим. пер. юго-восток Китая), стало известие, что Неикси, на диалекте Фучжоу произносится как Ноханчи. Из этого, Киндзо делает вывод, что Неикси предшественник современного окинавского Найфуанти ката (Киндзо, 1999).
  Однако, даже не смотря на это предположение, слишком много остается вопросов о происхождении этого важного ката.
  Кушанку (Канку)
  
  Фанакоши демонстрирует первое движение Кусянку (Канку) ката
  Есть версии рассматривающии это ката, как "бой ночью". Однако, в первых источниках Японии и Окинавы, где впервые упоминается это ката, не обнаружено никаких упоминаний о бое в ночное время. Отсюда можно сделать вывод, что такая интерпретация появилась из неспособности итерпретировать недоступные для понимания элементы ката.
  В 1762 году, судно с данью для клана Сацума (японский клан базировавшийся на самом южном острове Японии - Кюсю) от Рюккю (цепь островов, в которые входит Окинава), попало в шторм и отклонилось от курса. Судно прибилось к острову Сикоку, в области Тоса (принадлежащей клану Тоса), где находилось в течении месяца.
  Конфуцианскому ученому из клана Тоса, Рёену Тобе (1713-1795) было поручено допросить команду судна. Отчет этого допроса известен как Осима Хикки ("Комментарии Осима", по названию местности Тоса, где судно село на мель). В этой книге присутствуют очень интересующие нас свидетельства некого Сиондзя Пеичина (прим пер. автор статьи допустил грубую неточность: Сиондзя японское прочтение окинавского Пеичин - что отнюдь не имя, а название среднерангового дворянина), который рассказывал о китайце по имени Косянкин, который демонстрировал технику захватов (МакКарти, 1995; Мураками, 1990; Сакагами, 1978).
  Обычно считается, кто Косянкин был создателем окинавского ката Кусянку (Канку), или по крайней мере вдохновителем его создания. Однако, в этом уравнении есть несколько неизвестных. Во-первых, Косянкин - имя, прозвище, или вообще некий термин? Во-вторых, какое боевое искусство (искусства) он преподавал, и чем они отличаются от современного ката Кусянку? Большинство этих вопросов все еще исследуется.
  Пока, с уверенностью можно сказать что Кусянку - очень важное ката в боевых искусствах Окинавы, и породило за эти годы множество версий. В то же время, есть очень много других, включающий основную версию Кусянку:
  " Канку дай/се происходящие из стиля Анко Итосу
  " Чибана но Кусянку из Шудокана
  " Такемура но Кусянку из Бугейкан и Генсирю
  " Канку дай/се из Сетокана
  " Шихо Кусянку из Сито-рю
  " Яра но Кусянку из стиля Тетоку Кьян
  Хотя, считается, что Фунакоши узнал Кусянку от Анко Адзато, внимательного сравнительного анализа, я уверен, что на самом деле он узнал его от Итосу (как Кусянку Дай, которое Итосу переработал для своего учебного плана физического воспитания). Как бы то ни было, необходимо провести больше исследований. Канку Дай (современная сетокановская версия ката Итосу - Кусянку Дай) является одной из двух стандартных форм Сетокана, выбранных Японской Федерацией Карате-до (JKF) для соревнований ката.
  Пассай (Бассай)
   Пассай ката, породило возможно самое большее число доказанных версий, чем любое другое ката традиционного Окинава-те. Хотя корни этого ката неясны, есть несколько версий о его истории.
  Исследователь окинавского карате Акио Киндзо предполагает, что Пассай ката связаны со формами стилей Леопарда и Льва (Киндзо, 1999). Он считает, что первый шаг в ката, где выполняется шаг вперед со скруткой тела и мощным ударом/блоком с закрытым кулаком (на фото, Фунакоши демонстрирует это ката в своей кние 1924 года), является характерным для стиля Леопарда, тогда как использование открытой руки и топающих действий является более типичным для стиля Льва. Название само по себе, настаивает Киндзо, фактически значит "Лев-леопард", что на мандаринском диалекте будет звучать как "Баоши", на диалекте Фучжоу "Баассаи" и на диалекте Куанжоу "Паусаи" (Киндзо, 1999).
  
  По другой теории, в оригинальное название - Пассай - означает "восемь крепостей" (Бишоп, 1999). Известный историк окинавского карате Тецухиро Хокама даже выдвинул гипотезу, что это может быть имя создателя (Хокама, 1999). Кацуми Мураками, прямой ученик таких светил, как Чосин Чибана (Серин-рю), Мотокацу Иное (Рюккю кобудзюцу), Дзюхацу Киода (Тойон-рю) и многих других, опирается на свои познания в китайских боевых искусствах, разыскивая возможные корни Пассай. Он говорит, что некоторые элементы напоминают ему Усин Цюань (Кулак Пяти Элементов) форму Синъи цюань (кунг фу) (Мураками, 1991).
  Можно четко проследить эволюционную линию окинавского Пассай через "Мацумура но Пассай" (по имени великого мастера карате Сокона Мацумуры 1809-1901гг), в "Оядомари но Пассай" (в честь легендарного мастера из Томари), и затем в "Пассай Дай Итосу" (Киндзо, 1978, 1991). В версии Мацумуры четко просматриваются китайские веяния, тогда как версия Оядомари более "окинавизированная", была в дальнейшем изменена Итосу в уникальную современную окинавскую версию, которую мы можем видеть сегодня (Киндзо, 1991).
  Известный преподаватель Сито-рю и исследователь Тошихиса Софу, рассматривает теорию, что Пассай был разработан как вводное ката к изучению Кусянку. Он напоминет, что большинство стилей имеющих в корнях Сюри, сегодня изучают Пинан, Нэйфуанти и Пассай, прежде чем перейти к изучению Кусянку (Софу, 1999). Однако, он противоречит своей же теории, в которой рассматривает говорит, что хотя Пассай содержит некоторые моменты напоминающие Кусянку, в действительности является самостоятельной традицией, содержащим уникальные элементы отсутствующие в Кусянку (Софу, 1999).
  Пассай Фунакоши, без всяких сомнений, это Пассай Дай Итосу, который очень похож с Ишимине но Пассай, оставленному потомкам воином (Буси) Ишимине (Мураками, 1991; Сакагами, 1978).)
  Заключительная часть этих трех статей рассмотрит ката Сеисан, Вансу, Чинте, Джитте и Дзион.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"