|
|
||
Всем привет. Вот, интересное письмо в сети получилось найти, информация взята с этого сайта: http://blagovest.cofe.ru/Pravoslavnaya-kultura/Oruzhi.Есть о чем задуматься. Да, да - это о нашей Православной вере и о Боге, в которого люди не верят или не хотят верить. Прочитав это письмо отца к сыну, который возможно пойдет в солдаты, многие вопросы, касающиеся темы "как это - жить по христиански", в частности защиты Родины и близких думаю отпадут сами собой. Ведь то, что цениться в одной сфере, например, трудолюбие и внимательность, также ведь будут цениться и в другой. Также прошу учитывать такие нюансы: что дозволено мирянину - не дозволено солдату и наоборот, что дозволено солдату - не дозволено мирянину, также что дозволено солдату - не дозволено подвизавшемуся монаху (священству), главное чтобы там не было самочиния. Также и обязательства у мирянина и монаха перед Богом будут разные, как и спрос будет другой, но смирение и любовь, а в первую очередь вера - это факторы определяющие всё остальное, но для приобретения этих качеств нужно покаяние перед Господом и осознание своих грехов. Но всё выше описанное просто не возможно приобрести без помощи Господа нашего Иисуса Христа, без веры в Него и без дел в вере Православной. Простые вроде бы истины, но что-то мы их никак не можем себе уяснить. Прости нас, Господи. |
Мы публикуем этот исторический документ в канун Дня Защитника Отечества, 23 февраля. Вдумаемся в смысл написанного более ста лет тому назад крестьянского письма. И станут более понятны причины былого величия нашей Российской державы и победоносности ее воинства.
Если тебе, сын мой, Бог приведет быть в солдатах, то и там живи по Божьи: храни себя так, чтобы и в малом чем Бога не прогневать.
Прежде всего Великому Государю служи верой и правдой, в бою будь тверд, безстрашен, стой мужественно противу врагов, сам отнюдь в руки не давайся: бейся храбро, пока на ногах стоишь.
Паче всего бойся измены, чтоб не быть тебе под проклятием и не погибнуть на веки: лучше умереть, чем изменить.
А если тебя соннаго и раненаго захватят в плен, то отнюдь не сказывай неприятелю, что наши терпят недостаток в продовольствии или припасах военных, говори: "Мы все довольны, нет у нас ни в чем скудости". И если бы тебя мучить стали, ни слова не говори о недостатках своего войска, лучше смерть прими, а недостатков не объявляй врагу; тогда ты ко святым мученикам будешь причтен. Если станут спрашивать: сколько у вас людей в строю, скажи: "Я знаю только, сколько у нас каши, а сколько всех нас в армии, того знать мне непочему, потому что я простой солдат". Про своих товарищей сказывай: "В бою они все храбрецы, все старые солдаты, опытные, а нашей братии - новичков - не много наберется". И если уйдешь от них в свои полки, то все, что видел у них исправнаго, объяви тайно своему начальнику, а своим товарищам не говори, что враги сильны и всем изобильны. Будь ты, сын мой, Богу и Великому государю верный слуга, будь доволен своим жалованием. А если определеннаго жалования не достает тебе, то займись каким-нибудь рукоделием, чтобы добыть себе что-нибудь честным трудом, а в неправое дело ни в какое не мешайся, никого ни в чем не обижай, ни у кого ничего не отнимай, и неправильнаго приобретения бойся паче огня, дабы тебе Бога не прогневать и за неправду души своей не погубить.
Если будешь у кого на квартире стоять, то не моги ты хозяина дома в чем притеснять: будь ему слуга, а не господин; хотя ты чином и службою Царю и велик перед ним, однакоже будь во всем кроток и послушен ему, ни в чем ему досады не причиняй, говори с ним всегда любовно и ласково. Господа ради будь кроток: ты не уронишь чести тем, что будешь обходиться мирно и любовно с хозяином твоей квартиры. Знай, сын мой: где любовь, тут и Бог пребывает, а где вражда и досада, там дьявол бывает. Рассуди же сам: с Богом или дьяволом лучше жить?
Дома многие держат себя храбро, а на войне за других прячутся. Кто же у себя дома смирен, тот в бою бывает храбрец. Я хорошо знал одного солдата: он был такой смирный, что его звали курицей, нельзя было и солдатом назвать, а под Чигирином он десятка два или три турок изрубил собственноручно. И если б посмотреть на него, то никто не поверил бы: росту небольшаго, лицем сухощавый, к тому же еще и сутуловатый, и летами уж немолод был, а по смирению и обходительности не скоро другаго такого и подобрать можно. За эту-то вот кротость Бог ему и помощь Свою посылал, так что товарищи не могли надивиться его храбрости. Так и ты, сын мой, не смотри на злых озорников: между своими будь ласков и добр, а в бою против врага будь сердит и безстрашен; дома будь кроткою овечкой, а на поле бранном - львом, страшным для врага.
Святое Евангелие дает такия заповеди воинам: никого же обидите, не оклеветавайте, и довольни будите оброки вашими (Лук. 3, 14), т. е. определенным вам жалованием. И только за сии три добродетели или заповеди воинам обещано спасение, кольми паче, если приложить к ним пост и молитву, и от блуда воздержание, потому что в бою чистота паче щита медянаго, да и в гражданском быту чистота - великое добро. Израильтяне были в бою народ непобедимый, поэтому враги их нарочно подсылали к ним жен своих и девиц, дабы те с ними грешили, чтобы за блуд Бог попускал им одолеть израильтян.
Видишь, сын мой, изстари даже неверные знали, что чистота в бою дороже щита, а блуд - погибель.
Об одном греческом воине повествуют, что когда он шел войною противу болгар, то по пути случилось ему ночевать у одного человека; ночью пришла к нему девица и стала на грех побуждать. А он удержался и три раза прогонял ее от себя. Потом он заснул, и видится ему поле, и на том поле видит он греков побитых; все поле покрыто было трупами, и между них он увидел порожнее место, так, как можно лечь одному человеку; и было ему сказано: "Лежать бы тебе на этом месте, но за то, что три раза боролся со змием, ты не будешь убит".
Вот как, сын мой, чистота телесная хранит человека в бою; а если будет воля Божия, и чистаго человека убьют, то он к святым мученикам будет сопричтен.
А кто живет блудно и во всяких неправдах пребывает, тот хотя бы и за веру пострадал, однако же один Бог ведает, получит ли он награду за то.
Бойся же, сын мой, блуднаго греха. И когда нет войны, ты хотя бы два раза в году исповедывайся и Святых Таин причащайся. А в военное время во все четыре поста говей и причащайся, и будь на всякий день готов умереть.
Воину надо хранить себя от всякого греха, как бы кого не обидеть, и жить в чистоте, потому что ему надобно всегда быть готовым к смерти. Если увидишь, что неприятель гонится за твоим офицером или товарищем, или за другим кем, то (хотя бы этот человек и зло тебе какое учинил) ты всячески постарайся избавить его от беды. И если тебе удастся спасти его, не моги ты хвалиться тем, что себя не пожалел и врага своего от смерти избавил: пусть знает это только Бог да совесть твоя, потому что дело великое - зла не помнить. Господь заповедует: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас (Мф. 5,45). И кто так поступит, тот сыном Божиим наречется. А если ты, сын мой, выручая недруга своего, будешь сам убит, то я и сказать не могу того, как Бог за сие возвеличит тебя во Царствии Своем и вечною славою прославит.
Господь сказал: больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Иоанн. 15,13), а кольми паче если положить душу свою за врага!..
В военном деле командирам своим - как старшим, так и младшим - будь во всем послушен; ружье имей в исправности, порох держи в сухом месте; зарядов попусту не расходуй, чтобы казна Государева напрасно не пропадала, и учись стрелять в цель: ни одной недели не пропускай, чтобы хотя бы раз в цель не выстрелить. Тогда ты и один послужишь за десятерых.
Да смотри, сын мой, не носи при себе никаких заговоров. Если будешь иметь их при себе, то Бога оскорбишь тем: ведь они вместо Бога будут у тебя, и если с ними убьют тебя, то и кровь твоя, и душа ни за что погибнут. А если скудность будешь терпеть, не моги ты ничего у других отнимать насильно: лучше Христовым именем питайся или у своей братии нанимайся, а силою ни у кого ничего не отнимай: избави тебя Бог от этого! Помни: солдатством души своей не погубишь, а злыми делами погубишь.
(Из сборника "Отеческий завет", Москва, 1893 г.)
21.02.2003
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"